Рыбный Мурман. 1963 г. Октябрь.
СЕМИНАР ПРОФАКТИВА Баэо-вый комитет тралового готовки к проведению отчетао-шы- 1)Л0та провел семинар председа- борных профсоюзных со&рамий и об гелей цеховых и судовых комите- улучшении организационіно-массо- ?ов профсоюза. Участники семи- вой работы профсоюзных оргаш- яара обсудили вопрос о ходе под- заіций тралового флота. Масовый и действеный контроль f В группу содействия партий но-государственному контролю управления морлова все чаще и чаще обращаются моряки и работники береговых пред приятий. Они теперь хорошо знают народных контролеров и видят, какую они играют роль в устранении недостат ков, стоящих на пути коллек тива в выполнении государст венного плана и социалистиче ских обязательств. 4 Контролеры ежемесячно со ставляют план работы, наме чают основные вопросы, кото рые необходимо проверить или изучить и дать свои рекомен дации или предложения. Вот, например, какой план работы у группы содействия на ок тябрь. Член группы тов. Фогт с общественным активом про веряет выполнение приказов по управлению о вводе в дей ствие не установленного обору дования и о подготовке пред приятий к работе в зимних ус ловиях. Тов. Ткаченко занят вопросом использования резер ва кадров флота на береговых работах. За погрузкой и вы грузкой вагонов ведет конт роль тов. Болычева. Вопроса ми снижения себестоимости рыбной продукции заняты тт. Ильина, Красильников, Са- винская, а тов. Шум — вопро сами обработки судов и выхо дом их на промысел. Группа содействия взяла правильное направление, ор ганизовала массовый и дейст венный контроль. Работая в тесном контакте с партийным бюро, она обо всех своих ме роприятиях и планах заранее информирует его. Так, в сентябре группой со действия были вскрыты факты бесхозяйственности и расточи тельства. В управлении было допущено расходование госу дарственных средств не по назначению, то есть нарушена финансовая дисциплина. День ги в сумме 41,3 тысячи рублей, предназначенные для капи тального ремонта основных фондов, были израсходованы на приобретение судового обо рудования. Причем складское помещение для его хранения непригодное. Совместно с санслужбой порта группа содействия про извела проверку санитарного состояния в рыбном цехе. Установлено, что в цехе нет шлангов для мытья полов, в помещении и вокруг него гряз но. Двери в цех не закрывают ся. В него заходят посторон ние лица. В сушилке нет вен тилятора. Надо особо отметить вопию щие случаи несвоевременного отхода судов на промысел. Группа содействия занялась изучением этого вопроса по- серьезному. И вот что было выявлено: транспортно-моро зильное судно № 1279 отошло на промысел с опозданием на сутки из-за недисциплинирован ности радиста. В день отхода рыболовного сейнера на промысел весь экипаж вме сте с капитаном тов. Лиманцом был в нетрезвом состоянии. На Угольной базе произошла дра ка. Матрос Каримов избил ка питана. Судно по этой причи не простояло сутки. Баржу МБ-3 бункеровали на Угольной базе топливом в отсутствие экипажа. Старшина баржи и остальные члены экипажа пьянствовали на берегу. Материалы проверки и пред ложения группы содействия 3 октября рассматривало пар тийное бюро. Приняв предло жение группы содействия, пар тийное бюро обязало хозяйст венное руководство в течение октября навести порядок в ма териальном складе и поставить вопрос перед главком «Севры ба» о выделении нового поме щения под склад. Партийное бюро предложи ло руководству управления' морлова упорядочить вопрос по подбору и расстановке кад ров, приступить к переаттеста* ции всего командного состава. Группа содействия делает большое и важное дело и на ходит во всем поддержку пар тийного бюро. К. БЕЗБОРОДОВ, секретарь партийного бюро управления мор лова. вяшэвзвявввевввввввввввввваввшввввЕВВВввввввиввввяввиввиввввввііввві На снимке: Крым. Севасто- jjj поль. %л Памятник кораблям. % затопленным К В. Сторубленков Герои з а о к е а м в о ш в * не умирают Видал я сопКіИ и получше. На ши, мурманские, хоть летом зеленые. А тут — едешь, едешь, — и ни березки, ни ягодки. Опаленная солнцем земля, по желтела, покрылась черной пау тиной трещин. В Инкермане — жара, пыль, пахнущая бензином, стены до мов, белые как мел, режут гла за. Пассажиры в автобусе заше велились. Вот-вот Севастополь. Неужели и тай так же? Куда там! Совсем иначе. Го род действительно красивый. Прямые, чистые, зеленые улицы. Плывут троллейбусы. На пло щадях среди цветов стоят адми ралы. Их бронзовые лими з а думчивы: может быть они вспоминают морские баталии, прославившие Россию и этот город у Черного моря. Здесь на каждом шагу па мятники героического прошло го. Монументы, скульптуры, колонны, обелиски и обыкно венные камни, поверхность ко торых как оспой изъедена осколками и пулями, расска зывают ярче всяких слов о мужестве и стойкости русско го матроса. Севастопольцы влюблены в свой город. Беда, если кто-ни будь из них узнает, что ты здесь впервые. ^— Как, вы не были еще ча Сапун-горе? Гам же чудесная диорама. Штурм горы, как на самом деле. Ах, вы не знаете дорогу? Минуточку! Сядьте, значит, сначала на троллейбус... — Да, он, поди, еще и в Па нораме яе был, — не вытерпел прохожий, случайно подслу шавший наш разговор. — Не был, — признался я. — Ну вот! А вы ему Сапун- гору советуете. Пусть сначала посмотрит, как сто лет назад Севастополь бил французов, СЛЕД НА ЗЕМЛЕ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 24 октября 1963 г. англичан и турок, потом к нем цам можно переходить. Пенсионеру Махотину, обще ственному инспектору из мат росского клуба, со мной явно не повезло. С ним довелось по знакомиться уже на пятый день после моего приезда в город- герой. — И на Малаховой кургане был, и на четвертом бастионе... — А про матроса Кошку ле генду слышан? — не сдавался пенсионер-общественник. — Пас! —Ну так вот, — мой собе седник, удовлетворенно улы баясь, прикурил и начал рас сказ. Было это еще во время пер вой обороны Севастополя. Вра ли окружили город с суши и с моря. — За страшным словом «война» пришло другое страш ное слово — приказ оставить корабли. Матросам сойти на берег, а корабли затопить, пре градить противнику путь в бухту. Легко оказать — сойти с ко рабля. Но страшно слышать матросу такие слова. Это-то, чему радовались, чем горди лись — отдать воде? Страшно, очень страшно. Но это надо бы ло сделать. И это сделали рус ские матросы. Вместе со всеми на берег со шел ловкий, сильный матрос, Кошкой звали. Растерялся бы ло парень. Как на море защи щать землю, он знал, как море на земле защищать — этому его никто не учил. Старый солдат, который на протяжении двадцати пяти лет участвовал во всех войнах, умел землю защищать, он Кош ке рассказывал, как ночью по звездам ползти, как скрывать ся за родными камнями. Гово рил солдат: — Ты не бойся, матрос, ты себя камням отдай, они умные, они тебя от пули спрячут. Они тебя так прикроют, что ника кой враг не заметит. И полез тогда матрос мягко, неслышно. Уходил, уползал Кошка вглубь вражеских тран шей. Своим матросам-братиш- кам приносил он оттуда ружья английские, а командирам рас сказывал все, что видел. Глаз- то зоркий у него был. А иногда солдата или офицера живьем с той стороны приволочет. Без страха ползал к врагам Кошка. И, как люди говорят, все-таки поймали враги мат роса. - Когда офицер отдал приказ стрелять, то матрос Кошка, и не зная языка, понял — смерть. Он улыбнулся и показал на кру той берег, под которым шумело маре. Он говорил: «братки, нельзя меня стрелять здесь, мат рос должен в воде погибнуть». Отдал снова команду офицер. Матроса поставили над самым краем берега. Уважил враг сме лого моряка. Многие сняли фу ражки, многие отвернулись. Команда «огонь», и матрос из- чез. Никто не посмел подойти к берегу, посмотреть, как ска тился вниз герой. А что случилось? Море завол новалось, зашумело. Волны приняли матроса, понесли, бе режно с волны на волну пере кладывая, обмывая соленой во дой, словно ласковые руки ма- Г тери — назад к своим понесли. Море вынесло матроса на бе рег, положило и отхлынуло, за мерло. Подошли дружки, под хватили Кошку, понесли. З а шили, перевязали. И ожил опять матрос, на бастион сно ва пошел... С удовольствием слушал я пенсионера, хотя знал, что на самом деле кое-что было не так. Храбрый Кошка никогда не попадал в руки врагов. Прав да, раз он получил штыковую рану в живот, но благодаря ис кусству знаменитого хирурга Н. И. Пирогова вышел из гос питаля здоровехонек. Войну он закончил кавалером трех геор гиевских крестов и четырех ме далей. Почти век спустя, во вре мя Великой Отечественной вой ны, внук Петра Кошки Павел Федорович Кучер защищал Се вастополь от ' немецко-фашист ских захватчиков. Здесь он и погиб смертью героя в 1942 го ду. Да , на самом деле было не так. Но от этого легенда не ста ла менее поучительной. Разве не свидетельствует она лишний раз, * что в нескудеющей па мяти народной герои всегда живы. О севастополь цах, св-ршивши/ в прошлом вели- кие ратные подви ги, написано нема ло хороших книг, и вряд ли есть необходимость еще раз за водить об этом разговор. По этому здесь пойдет речь о тех севастопольцах, о которых еще нельзя прочитать ни в одном романе, о которых и легенды пока не сложены. Севастополь теперь — город мирный. Но подвигов и героев от этого не стало меньше. Они есть здесь на каждом заводе, на каждой фабрике, на каждом корабле. За пять дней мне уда лось познакомиться лишь с не которыми из них. х город встречал цветами Совпало так, что в день мое го приезда в город-герой за кончился дальний рейс моряков производственного рефрижера тора «Севастополь». Пока я добирался до причала Южной бухты, там уже собралась тьма народу. У многих в руках—бу кеты ярких крымских цветов. Когда огромное судно, окра- щенное в светлые тона, мягко коснулось причальной стенки, оркестр грянул марш. В первые минуты палуба корабля была похожа на цветник. Постепенно цветочная река расползалась по каютам. Начались расспросы. Морякам «Севастополя» мне пришлось признаться, что в Мурманске никогда не доводи лось быть свидетелем такой теплой, торжественной встречи экипажа, вернувшегося с про мысла. В ответ польщенные хо зяева рассказали, за что их так встречали. Это был первый рейс «Сева стополя» в Южную Атлантику в составе промыслового ф'лота крымчан. К тому времени ди зель-электроход, опущенный на воду со стапелей Балтийского завода в 1959 году, прошел не мало морей и океанов. Сначала «Севастополь» рабо-5 тал в составе Антарктических* китобойных флотилий «Слава»* и Советская Украина», бази-5 рующихся в Одессе. Оно д о -* ставляло из далекой Антарктш-* ки на Родину продукцию, добы- ■ ваемую китобоями. Затем экипаж корабля бывал* в Индии и на Цейлоне. Не раз* он боролся и побеждал грозную* стихию Тихого, Индийского и* Атлантического океанов. Одно* время судно фрахтовали рыба-* ки Калининграда. Они исполь-5 зовали его как плавучую базу.* Вероятно, и мурманские моря-5 ки не раз встречали корабль с* гордым именем города-герои* на борту на банке Джорджес и ■ у Гренландского побережья. В мае главное управление ■ «Азчеррыба» передало пронз- 2 водственный рефрижератор Се-" вастопольскому управлению ■ океанического рыболовства 5 (СУОР). Экипаж, кроме основ-5 ных специалистов, . пришлось* обновить, так как большинство* одесситов перешло на суда ,* приписанные к своему порту. В" новый рейс пошло много сева -5 стопольцев, причем некоторые! из них до этого видели мере 5 только с берега. - Опытный воспитатель и ум е -5 лый капитан Дмитрий Филиппо-5 вич Киос, уже много лет воз-S главлявший это судно, так а р -5 ганизовал работу экипажа во2 время долгого перехода, что* даже новички чувствовали себя* в районе промысла вполне уве-" реино. - За рейс «Севастополь» про-* шел много тысяч миль, захо- ■ дил в три иностранных порта— ■ Уолфиш-Бей, Тема и Гибрал-" тар. В его трюмах побывала; рыба с траулеров «Жуков-* ский», «Алушта», «Керчь», «Глеб" Успенский» и «Шота Руставе- " ли», на котором трудятся гру-" зинские рыбаки во главе с ка-" питаном Абесалоном Мелито- ■ новичем Зенеашвили. Задание ■ по приему и перевозке рыбы» выполнено,на 143 и муки — на" 152 процента. — Что ж, — говорю моря-5 кам, — встреча в порту yefpoe-S на была по заслугам. Слав»но5 поработали... г: — Да нет же! — уверяли" они, — так в Севастополе" встречают рыболовное судно," пришедшее издалека. Такая" уж традиция... Отличная традиция, ничего не" скажешь! (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz