Рыбный Мурман. 1963 г. Октябрь.
I «Сила и великая бу- g ГВАРДЕЙЦЫ ПОРТОВИКОВ . _ н..или коммунистического труда: начальник радиостанции танкера «Гроэнефть» Б. П. Вислых (слева) и работница коптиль ного цеха рыбокомбината Миля Шувалова. Откровенно говоря, пять лет на зад, когда начиналось соревнова ние за коммунистический труд, у нас на участке многие считали его нежизненным. Но действитель ность опровергла подобные на строения. С каждым годом ряды ударников растут, люди становятся дисциплинированнее, непримири мее к недостаткам, все больше проявляется у рабочих чувство то варищества, взаимовыручки. Особенно характерно проявля- ются эти коммунистические черты в бригаде Валентины Николаевны Черномор. О ней часто вспоми нают в печати, по радио и вполне Не по долгу» а по совести Чего греха таить: промыслови ков иногда здорово подводят кол лективы судоремонтных предприя тий. По графику, скажем, корабль уже давно должен быть на про мысле, а из-за несвоевременно - выполненных работ он все стоит и стоит у -причальной липни. С месяц назад такая картина наблюдалась на среднем рефриже раторном траулере Л? 714 «Жаво ронок». Экипаж траулера в этом году взял обязательство выловить 18.000 центнеров рыбы. Допоста новки судна в ремонтна его счету было 13.139 центнеров* — Ждать, когда судоремонтни ки по-настоящему раскачаются — значит поставить под удар вы полнение социалистических обяза тельств. А давайте-ка всем экипа жем навалимся и, что возможно в наших силах, сделаем сами, решили моряки. — Так-то дело пойдет быстрее. И навали.тись. И дело действи тельно пошло быстрее. С утра до вечера члены машинного отделе ния вместе с палубной командой ие уходили с судна и, спустя не сколько дпей,траулер был готов к выходу в море... Это, так сказать, один из самых ваурядных случаев, теогда моряки, действуя не по долгу, а по сове сти, борются за выполнение госу дарственного плана. А таких при меров можно было привести уйму. Кстати, в прошлом же месяце пу тем вот такой помощи судоремонт- кикам намного сократили время стоянки своих судов моряки сред них рефрижераторных траулеров ДО 705 «Борислав» и $ 712 «Аист». Или такой пример. На среднем траулере М 4122 «Тамань», как и на других судах, наряду с мат росами, окончившими семь и боль ше классов средней школы, рабо тают люди, ие имеющие даже на чального образования. Штурманы ш механики по своей инициативе решили охватить различными формами учебы всех членов аки- оажа: одних записали в кружок по общеобразовательной подготов ке, других — в кружки по овла дению смежными профессиями. И ванимаются е ними в свободное от вахты время, не считаясь с личным отдыхом. Это что — тоже для славы? Пет, н о в интересах общего дела, я ин тересах моряков. Как в первом, так а во второй юучае людьми руководит благо родное чувство взаимной выручки, желание помочь товарищу. Да в как еще иначе могут? поступать люди, которые решили бороться за высокое звание экипажа комму нистического труда? Впрочем, команда среднего ре фрижераторного траулера «Бори слав» еще в конце прошлого го да уже заслужила это почетное звание, а в начале этого высту пила инициатором замечательного движения — на всех судах раз вернуть движение за максималь ный вылов рыбы на каждого чле на экипажа. В своем обязатель стве моряки записали — до кон ца гой на каждого члена коман ды иметь по 731 центнеру вы ловленной рыбы. Моряки среднего траулера Х і 150 «Строп» и команда сред него траулера Х і 144 «Лира», ра портовавшие недавно в числе сем надцати экипажей других ш ов о выполнении годового плана по до быче рыбы, значительно перекры ли принятые на себя обязатель ства. На 1 октября на каждого члена экипажа на СРТ-150 уже было выловлено по 4GO центнеров рыбы вместо 45G, на СРТ-144 *— 408 вместо 400 центнеров, как намечалось в обязательстве. ...Каждый день в управление сельдяного флота с промысла приходят радостные вести. В од них радиограммах — сообщения об успехах, достигнутых промыс ловиками в соревновании за до стойную встречу 4G-H годовщины Великого Октября, в других — о новых, повышенных социалисти ческих обязательствах. А вот бук вально на днях пришла радиограм ма, в которой сообщается отом, что в отряд борющихся за право на зываться экипажем коммунистиче ского труда вступило еще десять команд промысловых судов. И. БРАНКОВ, председатель базового комите та профсоюза управления «Мурмансельдь». заслуженно. Третий год этот кол лектив носит звание коммунисти ческого, третий год работает по принципу: один за всех — все за одного! В бригаде все повышают свое мастерство. Мария Егоровна Суще- ва, Екатерина Горелова, Мария Михно, Нина Сухорукова освоили смежные профессии. Есть у нас другая хорошая бригада, бригада коммунистическо го труда, которую возглавляет Зи на Томилова. О Иване Макаренко можно рас сказать— замечательный брига дир, ударник коммунистического труда, активный общественник. Он член жилищно-бытовой комиссии и дружинник. Нет сомнения в том, что в недалеком будущем ру ководимая им бригада также ста нет коллективом коммунистиче ского труда. Я говорю об этом не боя осно ваний. Люди и с планом успешно справляются и сознательность вы сокую проявляют. Не так давно пришли к начальнику в кабинет несколько человек во главе с бригадиром и говорят, что по важному вопросу побеседовать на до. Дельное внесли предложение рабочие. У нас за перевыполнение плана, за досрочную обработку судови железнодорожных вагонов премия полагается. Но тем, кто нарушал дисциплину, допускал брак, она не выплачивается. Да вайте, заявили члены бригады Ма каренко, сделаем так, чтобы все рабочие отвечали друг за друга. Нарушил дисциплину один, ли шается премия вся бригада. Пусть после этого нарушитель держит ответ перед своими товарищами. Пообещали вынести этот вопрос на профсоюзное собрание. Думаем, что поддержит его народ. Сейчас весь коллектив участка включился в соревнование за ком мунистический труд. Девяти брига дам и двенадцати рабочим это вы сокое звание уже присвоено. Гвардия портовиков растет. На нее равняются остальные рабочие. Н. ЛБДНЬКИН, заместитель начальника пер вого участка рыбного порта. Н А Т Р А Д И Ц И Я Х В Е Т Е Р А Н О В {’□□□□□□□аошзосшоосшааоышсшаоооо а D а О D □дущность движения за g Вкоммунистический труд^ □состоит в том, что в этом| адвижении прекрасно co-g пчетается трудовая актив-§ оность людей, их высокая g □сознательность как строи-g □теля нового общества». ° о а а а о Пэпаппгоогпирпавгшоапппппппосі'- *u Н. С. Хрущев. В свое врамя великий проле тарский писатель А. М. Горький сказал, что никакая сила не де лает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — кол лективного, дружного, свободно го... Очень правильно сказано! В нашем социалистическом общест ве труд и воспитание неотделимы. И как говорилось на июньском Пле нуме ЦК КПСС, мы придем к побе де коммунистического труда толь ко через воспитание любви к тру ду. В этой связи я хочу поделиться некоторым опытом производст венного воспитания в коллективе нашего цеха, борющегося за высо кое звание коллектива коммуни стического труда. В большинстве рабочие цеха —• вчерашние выпускники школ, уволенные в допас воины Совет ской Армии и Военно-Морского Флота. Они грамотны, любозна тельны, пламенные патриоты Ро дины. Многие из них пришли в цех, не имея ни профессии, ни произ- Ударники коммунистического труда: крановщик рыбного порта К. JI. Лобанов, бригадир радио цеха судоремонтного завода M l В. М. Маленков м токарь-расточник судоверфи 3 . В. Крупко. водствешгой закалки. Они нужда лись в умном и добром совете, в помощи коллектива. И такая по-4 мощь, как правило, оказывалась и оказывается. Можно привести немало приме ров того, как с помощью комму нистов, ветеранов цеха, иашиіх лучших производственников де сятки молодых парней и девушек, пришедших в наш коллектив, по лучили здесь специальности, обре ли свое место в жизни. Года два назад после окончания школы-десятилетки пришел в цех молодой паренек Александр Ба- лезин. Ему по душе пришлось то карное дело. И вот он уже мастер своего дела, уважаемый всеми представитель рабочего класса. Та кими же пытливыми, стремящи мися к знаниям и мастерству по казали себя токари Зинаида Пету хова и Валентин Мальцев. А сколь ко у нас друпіх, таких же настой чивых, трудолюбивых, отличаю щихся скромностью, дисциплини рованностью, уважением к стар шим. Они воспитываются на тру довых традициях наших ветера нов, учась у них правильному, коммунистическому отношению к жизни, к обществу, к труду, к семье. А учиться в нашем цехе есть у кого. Вот, например, токарь Геор гий Петрович Киркин. Около трид цати лет трудится он в нашем це хе. Этот замечательный человек с золотыми руками мастера высоко го класса щедро передает свой богатый опыт молодежи, является для нее добрым наставником и требовательным учителем. Больше пятнадцати лет рабо тает у нас расточник Александр Панков. Он по праву считается лучшим станочником цеха. Его портрет неизменно находится на Доске почета. Тов. Панков также помог многим молодым рабочим стать на нош, горячо пол#>(жгь труд. Начало трудового пути неу всех молодых людей проходит гладко. Случаются и дромахи и неудачи. Не так давно пришел к нам в цех после службы в армии Вик тор Ефимов. Попросился к токар ному станку. Поначалу дешо не клеилось, 61 процент сменной нормы, и не больше. На токарном участке нашлись и другие ребята, которые, кале •говорится, еле тянули. Тот же, например, Хзпбиков. Его показате ли были даже ниже, чем у Ефимо ва. На выручку пришли наши ве- тераны. Передовой токарь Генна дий Панков собрал группу из не скольких отстающих станочников, организовал школу передового опыта. Занимался с ребятами в не урочное время. И вот результаты. Токарь Хаігбиков теперь выпол няет нормы до 124 процентов, то карь Белоглазов — до 110, под тянулся и Ефимов. В любую минуту приходят па помощь молодым рабочим, пере дают им свой богатый опыт пред ставители нашей рабочей гвардии, ударники коммунистического тру да фрезеровщик тов. Казиев, то^ карь тов. Козьменко, расточник тов. Рябов, фрезеровщик тов. Щер баков. В дружном, сплоченном строю идут молодежь цеха и ветераны производства к намеченной цели. Коллектив из месяца в месяц пе ревыполняет производственный план, удерживая первенство в со ревновании среди цехов верфи. Тал мы будем держать и дальше. А. ФИЛИППОВ, председатель цехкома механи ческого цеха Мурманской судоверфи. Ударники коммунистического труда: старший механик траулера «Калинин» А. Н. Крыштоп (слева) ■ такелажник «Мурмансельдн» Л. Д. Хомутов. Равнение на маяки 9 октября на расширенном за* седаиии заводского комитета проф союза -Мурманского рыбокомбинат та коллектив нашего цеха был именинником — нам было вруче но переходящее Красное знамя за успехи, достигнутые в третьем квартале. Это тем более приятно, что такое волнующее событие про изошло в канун 46-й годовщины Октября. Завтра наша страна от мечает пятилетний юбилей движе ния за коммунистический труд. Для нашего цеха и это событие осо бенное. В коптильном цехе рыбо>- комбината трудится -смена масте ра Александры Герасимовны Чис тяковой. Смена первой на комби нате завоевала почетное звание коллектива коммунистического труда. Этот первый на предприятии огонь маяка разведчиков будуще го зажег сотни сердец рыбообра ботчиков, позвал их в путь. Сейчас весь коллектив коп тильного цеха борется за звание коммунистического, и 78 товари щей взяли индивидуальные обя зательства стать удармитсами ком- іни ін і і і і і іам ам іа і і і і ім іа і і ім ім імиа і Д АВНО известно, что комму низм — это не только белый хлеб с маслом. Коммунизм — это прежде всего люди. И если одним до коммунизма рукой по дать, то другим — он, как дале ко. Разные бывают люди. Вопоминается один подслушан ный летальный разговор. Была ночь, а, может, день. У Шпицберге на зимой трудно их различить. Мы оидсли с капитаном нашего трау лера в радиорубке. Только что за кончилась очередная летучка. Вы яснилось, что у всех уловы ие луч ше. Радист взялся з і ручку на стройки. Взвыл лихой джаз. И вдруг где-то рядом глухой, с хри потой голос сказал: — Приветпк, Вася! Ты ие уны вай. Груз наберешь... Рыбешка есть. Ты по-тихому двигай к тон ямке. Помнишь, в позапрошлом году мы с тобой там окуня брали. Я как раз тут. Два соседа рядом. Берем под свежье. Еле-еле с под- вахтой успеваем. Как понял? Прием! — Ясно вижу! Ясно вижу! — за пел другой голос. — Встретимся, как условились. Будь здоров! Разговор приятелей закончился. Запищала морзянка. — Вот мерзавцы! — со злостью оказал капитан. — В сводке на верняка полтонны покажут. Радист выключил приемник и тут же сказал свое слово. — Наберут они груз... На пере ходе этот Вася лекцию экипажу прочтет «Коммунизм — наше завтра!» Программу партии вспом нит... •В жизни всякое бывает, И было бы совсем грустно, если б не звучали в эфире другие голоса. Пеленг дает пятерка разведчиков — Рыба отказала? Давайте в нашу группу! Вот координаты... Соревноваться будем, помогать будем друг другу. Рыбы всем хва тит. А пропадет — вместе поищем. — Спасибо, дружище! А я смотрю, в сводке у вас подъемы хорошие. Дай, думаю, посове туюсь... — Правильно! В любое время! Пока! Всего хорошего... Сразу видно — разговаривают люди, которые уже сегодня хотят жить, как при коммунизме. И на земле, и на море таких людей с каждым днем все больше и боль ше! С одним из них я на днях по знакомился. Заочно, правда, знал его давно. Да и кто в нашем го роде не слышал или не читал в последнее время о славных делах Леонида Николаевича Груздева, капитана траулера «Калинин». Это старенькое судно сейчас знаменито. Его показатели, циф ры, проценты — на первых поло сах газет. «Дайте ваш пеленг»! — обращаются к капитану в море. — На каких режимах работает#-* какая подбора?» Леонид Николае вич щедро дает добрые советы, и ие его вина, если ие воем они вдут на пользу. Ведь не только в под борах и курсах дело. Как и всюду, плавная причина — в коллективе, в отношениях людей друг к дру гу, и к своей работе. Шесть лег назад на «Калини не», так же, как и теперь, экипаж был согласно штатному раслиса- нию, а коллектива в сущности не было. Пьянками, проловами «зна менит» был пароход, когда на него пришел Груздев. Новый капитан понимал, что не чего ждать производственных успехов, пока не будет экипаж днециллипиров анным, дружным, целеустремленным. Началась по вседневная, упорная борьба с рас* хлябанностыо,- с разгильдяйством, с большими и маленькими чело веческими слабостями. Конечно, (ыло очень трудно. Д а же на ближайших помощников нельзя было опереться. До сил пор свежи в памяти Леонида Ни колаевича приключения одного нз его вторых штурманов. Веселый был. Любил шумно, отметить при ход судна в порт, не забывал «за правиться по потребности» и пе ред отходом. Однажды команда пришла на судно деньги получать. Ждут, ждут, а штурмана с заветным че моданчиком все нет. Потом узна ли, что начал тот отмечать приход на сей раз досрочно, а заодно пропил и денежки товарищей. Собрание экипажа преврати лось в суд ие только над злопо лучным штурманом. Многим стало яснее, к чему приводит старая и вредная традиция — «заложить» в порту лишнее. _ Жизненный опыт подсказывал Леониду Николаевичу, что один все-таки в поле ие воин. Без под держки наиболее здоровой части экипажа хороших результатов в в воспитании коллектива не до бьешься. Понимали это и ветераны трау лера: боцман Федор Ксенофонто- вич Швец, старший механик Алек сандр Николаевич Крыштоп, ра дист Юрий Павлович Семенов. На заседаниях судового комитета, на общих собраниях они все реши тельнее стали давать отпор всем нарушителям дисциплины и за конов морского товарищества. Со временем к ним присоедини лись молодые, но уверенные голо са матроса Виктора Андриянова, старшего мастера по добыче Алек сандра Дерягина. Заседания судо вого комитета перестали быть до кучливой формальностью, а собра ние экипажа, которого не минует ни один нарушитель дисцигшты, стало оказывать большое воспи тательное воздействие. Крои коллектив, работать стал лучше, кое-где заговорили о нем. Сначала, конечно, о капитане. ...На палубе траулера «Красио- гвардейск» лучшая вахта шкерит рыбу. Матросы все молодые, лов кие. Споро работают, но не за-бы- вают и словечкам перекинуться. — Слыхал, Аркаша? Говорят, уже точно решено, что наш паро ход в ремонт поставят# < Ну и чтоі — Каи, что! А мы-то куда? — Отдел кадров на берегу есть. Пдшлют куда-нибудь, — посмеи ваясь, проговорил Аркадий. — Пошлют на какую-нибудь ста рую калошу, топда запоешь, — lie успокаивался Виктор. — А ты, Сергей, что молчишь? —»Собираюсь проситься как раз на «старую калошу», потому и молчу. — Да ну! — удивился Виктор. Это был еще не обстрелянный матрос. Работал во флоте недав но. Но успел где-то наслушаться басенок о «железных гробах», о «старых калошах», пде, якобы, не работа, а сущая каторга. — Вот тебе и ну! Попытаюсь перебраться на траулер «Калинин». Я оаиыне на нем ходил. Потом судно в ремонт поставили, а команду описали. Если, конечно, там капитаном по-прежнему Груз-^ дев. — Почему? Что в нем особенно- ), в калятане-то? — Во! — Сергей поднял боль- юй палец вверх. — Айда со іной, не пожалеете. В порту друзья так и сделали. вахта ва главе со старшиной >гевм Трофимовым следующий іс пошла уже на «Калинине», шмечательно, впрочем, совсем /гое. Ведь сделал это тот са- [ый Сергей, который прежде не анживал в каюте капитана іасный от стыда после очередно го поклонения «зеленому змию»— богу всех слабых волей. — Отстоял-таии его Леонид Ни колаевич. Получился нэ парня ра ботник, что надо. Да с собой при вел еще добрых матросов. Виктор Андриянов вскоре был избран за местителем оезоретаря комсомоль ской организации, а недавно баз- ком присвоил ему звание ударни ка коммунистического труда. Ар кадий Поддубный перешел в дру гую вахту и стал ее старшиной. Сплоченный коллектив — боль шая оила. Особенно экипаж «Ка линина» почувствовал это, когда произошла прошлым летом не приятная история с кочегаром Ана толием Ивановым. ...Катит парень по причалу боч ку. В ней тринадцать килограммов отличнейшей закуски, то бншь се ледки. Катит он, катит. Вот уже и дыра в заборе. Огляиулся—сзади милиционер. Ну, как полагается, актнк составили. Дело ясное —< судить будут парня. Да ведь и по делом: если каждый из порта бу дет бочки с селедкой на базар ка тать, так и в Атлантику нет смыс ла ходить. Капитан Груздей с этим был. безусловно, согласен. Тем более, что, когда на пароход пришел сле дователь и рассказал о случнвшем- сз, у капитана были все основа ния заявить: «Помилуйте, наш эки паж в этому типу не имеет ника- . Б< кого отношения ольшинство его и в глаза ие видело. Я сам только вчера от него направление при нял. Вчера) Так что поступайте с ним как хотите, а наше дело — сторона». Нет, Груздев так не сказал. Не даром за плечами десятки лет тру довой жизни. Сколько судеб, сколько самых разных человече ских характеров пришлось ему на блюдать, а порой н переламывать, на штормовых дорогах трех океа нов. Первое впечатление о челове ке часто бывает обманчивым, но только не для того, кто стоит на мостике почти четверть века. Как ни занят был вчера Леонид Николаевич, все же он не изменил авоему правилу — поговорил с но -. вичком обстоятельно. Иванов по казался ему очень толковым пар нем. И, разговаривая со следовате лем, капитан думал не о своей ре путации, а о там, нельзя ли чем помочь новичку. А может, это до садная случайность. Зачем топда жизнь человеку портить. Моло дой ведь еще совсем, зеленый! Нет, надо все-таки узнать о нем побольше», — эти мысли не дава ли покоя Леониду Николаевичу. Коротка стоянка судна в порту. Дел по горло, да и с семьей хочет ся побыть — не часто ведь мо ряку приходится дома бывать. Но раз решил—ничего не поделаешь. Поговорил еще раз капитан с Ана толием по душам, сходил на мес то его прежней работы. Хорошо люди о нем отзываются. Рассказал обо всем, что узнал, на судне. — Конечно, возьмем ва пору ки, —■такое было мнение экипа жа, —I Может,, парень по пьянке натвсфил, а теперь на всю жизнь закается... — Пьяницу тоже ие резон брать, — вставил слово кто-то нз осто рожных. — Ничего, с этой бедой совла даем. Леонид Николаевич научил чуток.., В общем, Анатолий пошел в рейс на «Калинине». Но суда он все же не набежал. На переходе моряки уж постарались «вправить нович ку мозін». После такого суда он год ходил нз рейса в рейс и ни сучка, ни задоринки. У всех от это го хорошо на душе стало, а боль ше всало, конечно, у капитана, хотя он и понимает, что рановато еще делать окончательные выво ды. Становление характера чело века — процесс очень сложный и длительный. Анатолий сделал пока только первый т а г . Парень он молодой н на жизненном пути может ие раз «набить себе шишки». Но если он и в дальнейшем не по теряет доверие такого сильного коллектива, как экипаж траулера «Калинин», то можно не сомне ваться —• парень найдет свое на стоящее место <в жизни. Пока здесь только пять ударни ков коммунистического труда, в том числе сам капитан. Но и при зыв —■учиться жить м работать по-коммунистически — прозвучал на всю страну всего пять лет на зад. Впереди еще много работы: ведь цель моряков велика — «а пятерку лучших взяла пеленг вся команда, здесь хотят, чтобы весь экипаж со временем был таким, как эти пять. И так будет. . В. СТОРУБЛЕНКОВ. мунистического труда. Александра Герасимовна Чистя кова пришла в наш цех в 1935 году. Она отлично знает производ ство, чутко относится к людям, умеет понять их заботы, поддерч жать их стремления. И вот ола-та и повела за со*бой людей. Ей при надлежат слова: — Самое главное — помогать друг другу. Сейчас-то у нас все выполняют норму на 110— 115 процентов. А ведь раньше былоне так. Считалось в порядке вещей* например, что Римма Холша іш . спрашлялась с дневным заданием. Выговаривали ей, да махали ру кой: «Что уж тут поделаешь». Ре-, шили мы жить и работать по-но вому, по-коммунистически, и ера-* зу стало ясно, ^о сделать можно многое. Римме помогла лучшая ра ботница смены Люба Клочкова. II по сей день они работают друж- но. В пашей смене не стало кару* , шеішй трудовой' дисциплины. Вот в смену Чистяковой при шли новички из горячего цеха Харламова, Плюсюша, Алырина H другие. Как «скорая помощь», но без вызова, рядам с ними оказа лись Люба Клочкова, Варя Паль чикова. И новички, почувствовав •дружескую поддержку, воспрял духом, стали работать хорошо. Пример разведчиков будущего евльно повлиял иа многих. Люди увядеда, чего новые отношений между работницами имеют боль* шое значение в лучшей организа ции труда. И работать-тч) легче, и люди становятся ближе. Как же тут не равняться на маякй? Прекрасное всегда влечет к се* % бе людей. Коммунизм — это пре красное завтра. Огрокм мы его се годня. Можно ли быть в стороне?, Так и подумала Елизавета Дмит риевна Рассадина. Она уже не мо- лода, но не хочет отставать off других. Потому и в своем обяза тельстве она пишет, что хочет быть в первьгх рядах строителей (коммунизма, овладеть смежны ми профессиями, быть примерной в быту я яа производстве. Из этой! же смены по уборке готовой про дукции индивидуальные обяза тельства ваяли коммунистка Вера Павловна Лукячева, Маргарита Ма- курина, Софья Николаевна Косы- рева. Велика заслуга разведчиков будущего и их последователей в общем успехе нашего цеха. Поэто му, принимая переходящее Крас ное знамя, мы вправе были гор диться всеми тружениками цеха. ^ Л. ВАГАНОВА, начальник коптильного цеха, 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz