Рыбный Мурман. 1963 г. Ноябрь.
1 В салоне бы. тихо. Шло партийное собра*. о. — Товарищи коммунисты, в нашу парторганизацию посту пило заявление от мастера по добыче рыбы Белова Василия Тимофеевича с просьбой при нять его в члены- КПСС. Все документы налицо и оформлены - правильно. Какие будут пред- 5 ложения? — Послушаем его биогра фию Белов слегка покраснел. — Биография? А она у меня только сейчас начинается. Все заулыбались. — Четыре года работал куз нецом на фабрике. Четыре года минером в Военно-Морском Флоте прослужил. Приехал в 1955 году в Мурманск и посту пил в траловый флот. После окончания курсов помтрал- мейстеров проходил один рейс на «Н. Островском», а 23 мар та 1956 года получил направ ление на «Ижевск» и с тех пор работаю здесь. Желающих выступать было много. Все говорили, что за два года, которые он плавает на судне, Белов показал себя хорошим работником, дисцип лина безукоризненна. Реше ние было одно — принять. Эстафета поколений 6 5 Шло время. Все чаще и чаще старший мастер по добыче Мак сим Павлович Лебедев стал по говаривать о береге, об отды хе. — Мне теперь можно спо койно идти на отдых. Замена есть, и хорошая замена. Белов будет мастером хоть куда. Знали моряки и то, что до биться похвалы Максима Пав ловича не так-то просто. А хвалил старший мастер не зря. Задумает что-нибудь сде лать, а Белов уже рядом. С одним делом сам управится, в другом — внимательно следит за умелыми руками Максима Павловича. — Мастерство практикой до стигается, — говорил Лебедев, — а Василий с палубы не ухо дит, все своими руками делает. Вот откуда у него и мастер ство. Во время одной из стоянок в порту в каюту капитана по стучались. — Войдите. А, Максим Пав лович! Проходите, садитесь. — Я пришел вам сказать, что в море пойти не могу. Врачи не выпускают. Ничего не поделаешь! А что насчет заме ны, так вместо меня, думаю, никого со стороны брать не потребуется. Лучшего мастера, чем Василий Белов, не надо. — Хорошо, Максим Павло вич, я так и сделаю. «Самолов» Белова Но не только мастерство унаследовал Василий от стар шего мастера. У него было все наготове: от чекеля и скобы до готового трала, и все это ле жало на определенном месте. Строго смотрел Белов и за тем, куда складывают старые кабе ли, бобиицы и другие детали промыслового снаряжения. Для этого металлолома также есть отведенное место. Ничего не должно идти за бор?. Итоги финансово-эконо мической деятельности судна за 1961 год показали, что самая большая экономия денежных средств приходится на статью «промвооружение и сети». На собрании, где обсуждался во прос об экономки в большом н малом, Белог. сказал: — Можно добиться еще большей экономии. Все зави сит от нас самих. Судно вело промысел на банке Джорджес. Уловы доходи ли до 20—25 тонн сельди за 30 минут. Все шло хорошо, но иногда при поземе таких уло вов рвались тралы и мешки, особенно во время свежей по годы. Много уходило времени на их чинку. Задумался над этим Белов. И вот, собрав палубную команду, он предложил сделать трал, в котором можно было бы поднимать на борт при свежей погоде уловы до 30— 40 тонн. Работа закипела, хотя многие на корабле не верили в затею Белова. А Василий упорно, шаг за шагом, собирал и монтировал новый трал — «самолов Бело ва», как в шутку называли его на судне. Пришло время испы тать его качества. При отлич ных показаниях, когда обычно более 20— 25 минут трал не тянули, «самоловом Белова» прошли 45 минут. Смотреть вышли все. Улов велик. — Василий Тимофеевич, придется часть улова выпус тить, а то не поднимем. Там не меньше тонн сорока, — ска зал капитан. — Ничего, поднимем! Все замерли. Переполненный трал полз по слипу. Вот он замер па рабочей палубе. — Вот так подъем! — Молодец, Белов! — Вот это «самолов»! Особенно хорошо новый трал показал себя в штормовую по году. Когда другие корабли на чинали штормовать, «самолов Белова» уходил в воду и при носил на палубу хорошие уло вы. В то время даже опытные капитаны выражали сомнение в том, что траулер «Ижевск» действительно работает в такую погоду. Но траулер, работал и довольно успешно. Часто па промысле бывают такие казусы. Работал траулер хорошо, но вот порван трал, и вместо него поставили новый. А рыбы нет. «Как ножом отре зало»,—говорят моряки. Тогда начинают искать причины: перемеривают ваера, меняют доски, утяжеляют или облег чают подбору. А рыбы все нет. Тогда капитаны идут на край ность — срезают новый трал и ставят другой, чтобы не те рять промыслового времени. Так было и в последнем рейсе. Новый капроновый сельдяной трал радовал глаз. — Да, это не тресковый, сейчас рыбка будет, — гово рили моряки. Но трал пришел пустым. За тем еще и еще приходили тра лы, но успеха по-прежнему не было. Вначале сменили доски, затем перемерили ваера. Белов не ложился спать. Склонившись над схемами и чертежами с карандашом в руке, он искал причину в са мом трале. Все было правильно. И тогда снова Василий переме ривал трал. На одно мгновение он остановился, задумался. По том опять метр замелькал в его руках. — Кажется, нашел! Добытчики с надеждой смотрели на старшего мастера. Им не хотелось срезать новый трал. А все шло к этому. — Вот смотрите! Топенанты поставлены . не по сетям, что отразилось на уловистости тра ла. Сети трала, сквер и пласти провисали, образуя мешки. Вход в устье мешка, таким об разом, прикрывался, и рыба в трал не попадала. Сшит трал по шву также с дефектом. Пластины трала не совпадают по привязям и имеют расхож дение от 150 до 500 миллимет ров. В дополнение ко всему, трал сшит из разного материа ла, следовательно, и вытяжка у него разная. Это нам и нужно устранить. Утром, когда Василий Тимо феевич вышел на рабочую па лубу, он увидел ящики, пере полненные серебристой рыбой. С фабрики доносился гул рабо тающих элеваторов, жужжанме пневматических машинок, весе лые разговоры. На траулере на- ■ чалась обычная трудовая ■ жизнь. § Высокая награда і ! Неожиданная новость обле- 5 тела весь экипаж. Большая группа рыбаков Мурмана на граждена орденами и медалями. — А с «Ижевска» кто-ни будь есть?—спрашивали у ра- S диета. — В телеграмме только те, кому присвоили звание Героя и кто орден Ленина получил. Об остальных пока ничего нет. * Судно жило своей жизнью. Сменялись вахты и смены, ухо дили в глубины тралы, прино су на палубу обильные уловы. ■ Напряженно работали люди. Все шло обычным порядком. И вот однажды вечером, как ■ электрическая искра, пролете ла весть по всему пароходу. — Василия Тимофеевича на градили! — радостно закри- ■ чал радист. — Медалью «За трудовое отличие». Василий Тимофеевич сму щенно отвечал на горячие поздравления моряков. А вечером видели, как он, ■ задумавшись, стоял на крыле S кормового мостика, устремив взгляд в безбрежные просторы океана. Кто знает, может быть, в эти минуты он с благодар- 5 ностью вспоминал коллектив, в котором он стал на ноги и который дал ему настоящую путевку в жизнь. Н. БАЖАЖИН. Нановыерубежи Наряду с решением хозяйствен ных задач судовые профсоюзные организации и базовый комитет тралового флота провели целый ряд мероприятий, направленных на улучшение быта и досуга мо ряков. Совместно с обкомом профсоюза рабочих пищевой промышленности базовый комитет провел дважды смотры работы красных уголков и художественной самодеятельно сти на кораблях. В ходе емотров на новые рубе жи поднялась самодеятельность на больших морозильных траулерах я плавбазах, а также на всех про мысловых кораблях. Возросшие запросы моряков, их ценные пред ложения дали возможность базово му комитету сосродоточить внима ние на вопросах создания необхо димой базы культинвентаря, обес печения коллективов кораблей ме тодическими пособиями по орга низации вечеров отдыха и т. д. Лучшие коллективы художест венной самодеятельности — на плавбазе «Иркутск», на трау лерах «Н. Островский» и «Сокол». Этим коллективам были присужде ны первые премии. В ходе смотров выявлены и лучшие таланты, хорошие органи заторы культурного досуга на ко раблях. Среди них врач тов. Зло- счастьев, фельдшер тов. Кожу- харь, тт. Гастев, Елисеев, радист тов. Шумило и многие другие. Председатели комиссий по про ведению смотра работы красных уголков тт. Серпенин, Уборский, Чумак, Данилов, Дрепин добились интересной, разнообразной рабо ты красных уголков, в которых наглядная агитация, лекционная пропаганда, вечера отдыха, чита тельские конференции мобилизо вали экипажи на новые тру довые дела, создали полноценный (Окончание на 4 стр.). УКРАИНСКАЯ ССР. На Ровен, ском льнокомбинате на первые за нятия кружков политического про свещения были приглашены старей шие коммунисты. В их числе член КПСС с 1905 года персональная пенсионерка Н. Ф. Вишнякова, ко мандир полка, участник освобож дения Ровно от гитлеровцев И. М. Наумов, активный участник пар тизанского движения на Ровен- щине, делегат XXII съезда КПСС О. П. Волкова, первый секретарь Ровенского обкома КП Украины А. И. Денисенко. Они рассказали слушателям кружков и политшкол о значении идейной закалки ком* мунистов, комсомольцев и беспар тийных, о задачах партии в обла сти идеологической работы. На снимке: на занятии в сети политического просвещения. Вы ступает Н. Ф. Вишнякова. Фотохроника ТАСС. ft ’ ЭНТУЗИАСТЫ Больше года прошло с того времени, как у нас на судне были созданы комсомольские посты. Их четыре: один в ма шине, два на палубе и один во внутренних помещениях. Члены постов обязаны следить за производственными процес сами, выявлять недостатки в работе и устранять их. Самый ответственный пост — на палубе, контроль за уборкой рыбы и промысло вым вооружением. При посо ле рыбы в бочки попадало много техрвани. А это сразу же сказывалось на сортности рыбопродукции. На комсомольском собрании, состоявшемся после отхода от базы, комсомольцы обсудили ха латное отношение к своим обя занностям комсомольца Бурды, который плохо контролировал отбор рыбы, что привело к сни жению сортности рыбопродук ции. Заслушав отчет Бурды и высказав ряд замечаний о его работе, комсомольцы решили в помощь к нему подключить двух человек. И дело сразу же налади лось. Следующий груз сдавали уже повышенной сортностью. Раньше находились такие, что смеялись над работой комсо мольцев, теперь — нет. Сейчас все работающие на палубе матросы стараются помочь нам. Мастер по обработке и старший мастер по добыче с уважением говорят о комсо мольцах этого поста. Они зна ют, что Бурда, Решетников н Журавлев беспорядка на палу бе не допустят — рыба будет отобрана, а промвооружение вовремя отремонтировано или заменено новым. Наш второй пост — у палуб ных механизмов. За ними нуж но ухаживать и вовремя пред упреждать поломки. Этим по стом заведует наш лучший комсомолец Болсун. Почему я говорю «лучший»? Да пото му, что у него душа беспокой ная. Вверенное ему электро оборудование (а на «Океа нах» о б о р у д о в а н и е очень сложное) всегда — в отлич ном состоянии. Болсун делает свою работу с удовольствием, потому что он любит свою профессию. Вот, например, отказала се- тетрясная машина. Думали — все: придется вручную трясти сети. Но через некоторое вре мя Болсун выходит на палу бу и весело улыбается. Мат росы смотрят на него в ожи дании, спрашивают: — Ну, что? — Все в порядке^ включай те, — отвечает он. Недавно вышел из строя мо тор рыбопосольного агрегата. Казалось, положение безвы ходное.4 Но комсомолец Бол сун быстро нашел неисправ ность. Он перемотал катушки, подчистил контакты, и мотор снова ожил. На этом посту всегда все в порядке. Болсун следит за механической частью палубных механизмов и неод нократно вместе с механиками устраняет недостатки. Его зна ют все промысловики, как хо рошего электромеханика, и не раз спрашивали у него совета. Он даже переходил на другие суда, исправлял неполадки. Третий пост находится в ма шинном отделении. Комсо мольцы машинного отделения помогали на других судах ис правлять технику. Так, на СРТ-Р-716 была выведена из строя холодильная установка, два наших комсомольца помог ли при ее ремонте, который длился целые сутки. У нас имеется и четвертый пост, он в жилых помещени ях. Члены его поддерживают чистоту корабля, на котором мы живем и трудимся. Руково дят им второй штурман Семы- нин и матрос Журавлев. Это хорошие ребята. Они каждый день проверяют чистоту куб риков, салонов, камбуза. На судне поэтому всегда порядок. Конечно, такая активная ра бота комсомольских постов была бы невозможна, если бы не постоянная помощь пар тийной организации, руководит которой старший механик тов. Дудник. Очень много времени уделяет нам, молодежи, и ка питан тов. Сыревич. Без их постоянной товарищеской за боты и помощи мы не смогли бы наладить деятельность ком- с о м о п ь г . / » » х ПОСТОВ. М. КИСЕЛЕВ, рефрижераторный ма шинист СРТ-720 «Пинг вин».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz