Рыбный Мурман. 1963 г. Ноябрь.

По итогам .работы за девять ме­ сяцев 1963 года траулер «Медно- горек» был одним из наиболее от­ стающих кораблей тралового фло­ та. На 1 октября его долг перед государством составил 5730 цент­ неров. На корабле сорван план заготовки охлажденной рыбы, вы­ работки клипфиска и субпродук­ тов. Себестоимость 1 центнера ры­ бы завышена на 26 копеек против плана. За девять месяцев на корабле сменилось четыре капитана. Вопросы о состоянии производ­ ственной деятельности ни разу не обсуждались партийной организа­ цией траулера. Допущен форма­ лизм в руководстве социалистиче­ ским соревнованием и в особен­ ности соревнованием за коммуни­ стический труд. На судне плохо знали и изучали орудия лова. Так, в четвертом рейсе экипаж половину промысло­ вого времени находился в проло- ве, поскольку никто не знал, как ликвидировать мелкие неисправно­ сти в орудиях лова своими си­ лами. Плохо было поставлено и про­ мысловое судовождение, имелись случаи сцепления тралами. Совершенно правильно решила хозрасчетная комиссия управления тралового флота, признав произ­ водственно-финансовую деятель­ ность этого корабля неудовлетво­ рительной. Крепко нужно было з а ­ думаться капитану тов. Попову и помощнику по политической части тов. Колодочко -над таким выво­ дом. Необходимо было поговорить с народом, честно признаться в допущенных ошибках, мобилизо­ вать экипаж на доорочное оконча­ ние ремонта. По плану полагался 31 день, а фактически траулер простоял 107 дней. Но ни Попов, ни Колодочко ни­ чего лучшего не придумали, как стасаться с корабля, д аж е не до­ ведя до экипажа решения хоз­ расчетной комиссии. Несколько удивляет и позиция, занятая заместителем секретаря партийной организации траулера старшего механика тов. Соловьева. Зн а я создавшееся на корабле по­ ложение, он должен был немед­ ленно бить тревогу, просить помо­ щи у руководства флота. Но тов. Соловьев этого не сделал. Д о ­ пустить простой в ремонте такого совершенного корабля, оснащен­ ного хорошими электронавига- ционными, рыбопоисковыми прибо­ рами, по меньшей мере непрости­ тельная халатность. Отделом главного капитана на время ремонта на траулер был направлен старшим помощником капитана тов. Сазолайнен. Когда корабль вышел в море, я познакомился с техническим со­ стоянием палубной части после т а ­ кого продолжительного ремонта. Откровенно говоря, стало не по себе. Таких руководителей, -как старший помощник Саволайнен, я на пушечный выстрел нельзя под­ пускать к ремонтируемым ко­ раблям. В свой первый рейс после ре­ монта «Медногорск» вышел под командованием молодого капитана тов. Циекалса . На первых порах трудно' пришлось молодому капи­ тану. У экипажа большой долг перед государством, коллектив по­ терял веру в свои силы, веру в трудовой успех. На помощь капитану пришли помощник по политической частд тов. ІІІабунин, коммунисты и ве­ тераны «Медногорска». И вот по выходу в море состоя­ лось первое собрание экипажа. «Не можем, не имеем права плестись в хвосте, отдадим все силы на выполнение и перевыпол­ нение рейсового задания, макси­ мально снизим долг перед госу­ дарством», — решил экипаж. — Приведем в хорошее техни­ ческое состояние корабль по палуб­ ной части, отлично подготовимся к плаванию в осенне-зимний период — заверили общее собрание стар­ ший помощник капитана тов. Фро­ лов и боцман тов. Быстров. Прошла первая десятидневка промысловой работы. В трюмах корабля около 600 центнеров ры­ бы, полным ходом заготовляется клнпфиск, вырабатываются суб­ продукты. На корабле разгорелось дейст­ венное социалистическое соревно­ вание по вахтам. Задачи были ясны — больше поймать, хорошо обработать улов, быстрее спустить и поднять трал, точнее - удержи­ ваться на лучших концентрациях рыбы. Заговорила судоводительская гордост^, и к большому смуще­ нию опытных судоводителей-про- мысловкков старпома тов. Фролова и второго помощника капитана тов. Крылова, первенство упорно удерживает первая вахта, воз­ главляемая комсомольцем, третьим помощником капитана тов. При­ было вым. Орудия лова постоянно в пол­ ной исправности, пролова быть не может, всегда начеку тралмей- стерский состав, возглавляемый старшим мастером по добыче тов. Костиным. Командный состав корабля в те­ чение рейса неоднократно высту­ пал перед экипажем с разнообраз ­ ными лекциями и беседами. Много нового узнали моряки о наших северных соседях, Норвегии и Шве­ ции, о перспективах развития Мур ­ манской области и многое другое. На общее собрание экипажа вы­ несен вопрос о ходе выполнения решения хозрасчетной комиссии управления флота по рассмотре­ нию производственно-финансовой деятельности траулера за первое полугодие. С болью слушают мо­ ряки суровое и в то же время спра­ ведливое решение хозрасчетной комиссии. Решение общего собрания кон­ кретно: за счет напряженной и хо­ рошей работы в IV квартале сни­ зить задолженность перед госу­ дарством на 1.000 центнеров. Вы­ полнить годовой план по выработ­ ке клипфиска и консервов. Сни­ зить долг по выработке рыбной муки на 300 центнеров. Капитану тов. Циекалсу было предложено ежеквартально отчи­ тываться перед экипажем о ре­ зультатах производственно-эконо­ мической деятельности корабля, до конца года с командным соста­ вом изучить экономику рыболов­ ного траулера и наметить пути снижения себестоимости продук­ ции в 1964 году. Когда на корабле состоялась лекция «Экономика рыболовного траулера», все свободные от вахт моряки собрались в салоне. В хо­ де лекции на первый взгляд слож­ ные понятия статей расхода, при­ были, себестоимости одного цент­ нера рыбопродукции стали для них простыми и ясными, доходчивыми для каждого моряка. Естественно, возник вопрос: а как же на корабле дать более де­ шевую продукцию? И сами моря­ ки вспомнили о тех, порой неза­ метных вещах, мимо которых про­ ходили раньше. А .название этому, оказывается, одно — бесхозяйст­ венность. Однако, несмотря на усилия все­ го экипажа, вторую десятидневку он сработал гораздо ниже своих возможностей, едва справившись с плановым заданием. Сказались не только объективные причины, но и старая болезнь судоводителей — небрежное отношение к промысло­ вому судовождению и слабая ор­ ганизация работы по спуску и подъему трала . Немедленно был созван судово­ дительский состав, проведена бе­ седа на тему: «Отличное промысло­ вое судовождение — з а л о г успешного промысла и безаварий­ ной работы орудий лова». Ценным было то, что штурманы и капитан тов. Циекалс самокритично от­ неслись к замечаниям, высказан­ ным в их адрес. Дальнейший промысел показал, насколько важен и практически необходим был поднятый вопрос об отличном промысловом судовожде­ нии. В результате все три вахты стали работать более ритмично. И вот наступил момент, когда на боот поднят последний трал и капитан Циекалс проложил курс в родной порт. На сердце моряков «Медногор- ска» спокойно и радостно — обяза­ тельство, взятое в честь 46-й го­ довщины Великого Октября, с честью выполнено, победа в груп­ повом соревновании с траулерами «Магадан» и «Мурманчанин» одер­ жана. В трюмах корабля 1.550 центнеров рыбы при задании 1.290 центнеров, перевыполнено задание по выработке консервов и рыбной муки, а по выработке клипфиска и рыбьего жира задание выполнено на 200 процентов. На «Медногорске» выявились свои маяки соревнования. Это мас­ тер по обработке рыбы тов. Лукь ­ янов, радиооператор тов. Чистя­ ков, котельный машинист тов. Меньшиков, третий помощник к а ­ питана тов. Прибылов, матросы тт. Липовский, Гусев, Прохоров, пбвар тов. Смирнов* клипфиекяый мастер тов. Киселев, консервный мастер тов. Веселов и его помощник тов. Минаев. Есть все основания считать, что экипаж «Медногорсха» до конца 1963 года выполнит намеченные мероприятия по ликвидации отста­ вания. Хочется от всего сердца пожелать этому хорошему коллек­ тиву отличной работы и завое­ вать в 1964 году достойное ме­ сто среди судов бортового траления. Для этого у экипажа «Медногорск а» есть все возмож­ ности. А. КРЕТОВ, капитан-наставник. Ударник коммунистического труда матрос 1-го класса Иван Вер­ надский один из лучших производственников траулера «За» Волжск» . Передовой моряк награжден орденом Трудового Красного Знамени. Читатель продолжает разговор Укрупнение колхозов д е л о н у ж н о е Малогабаритный эхолот «Язь» Внутренние водоемы Коль­ ского полуострова — многочис­ ленные реки и озера богаты цен­ ными породами рыб. В течение многих лет зимой и летом ры­ боловецкие бригады Канда­ лакшского консервного завода на озере Имандра ловят ря­ пушку и снетка, на Ковд-озере — сигов, щук. Рыба добывается и на других озерах. Как из­ вестно, успех лова определяет­ ся правильным выбором мест лова. Рыбопоисковая техника может оказать большую по­ мощь в деле отыскания мест скоплений рыбы. Расширение промысла рыбы в мелководных районах приве­ ло к необходимости создания специального рыбопоискового прибора. Отечественной про­ мышленностью разработан но­ вый переносный малогабарит­ ный эхолот «Язь». Он может использоваться с лодок, кате* ров и более крупных судов ры­ боловного флота. Основная осо­ бенность, отличающая новый прибор от других образцов того же назначения, — его малый вес, около 6 килограммов. Уменьшение веса прибора стало возможным благодаря исполь­ зованию полупроводников. Виб­ ратор эхолота с помощью спе­ циального устройства крепится на борту судна. Источником пи­ тания служат батареи или ак­ кумуляторы напряжением 6 вольт. В мае 1963 года эхолот ус­ пешно выдержал государствен­ ные испытания, проходившие на Туломском водохранилище. Ле­ том проводилась опытная экс­ плуатация прибора в губах и прибрежных районах Баренце­ ва моря. Со шлюпки и с борта экспе­ диционного судна «Тунец» про­ водились сравнительные испы­ тания с судовыми приборами. На глубине 30 метров прибор отлично записывал косяки сель­ ди, стайки трески и пикши, оди­ ночных рыб. Плотные скопле­ ния рыбы прибор может реги­ стрировать до глубины 70 мет­ ров. Использование высокой из­ лучаемой частоты — 80 килогерц — позволило увеличить изби­ рательную способность. На ленте эхолота два объекта за­ писываются раздельно (если расстояние между ними 25—30 сантиметров). Эта особенность открывает большие возможно­ сти при поиске рыбы, располо­ женной близко у дна. Несомненно, использование эхолота «Язь» на промысле по­ может рыбакам сократить чис­ ло пустых заметов неводов и сетей, повысит уловы. О. ШАТОБА, инженер ПИНРО. Заместитель директора Мур­ манского рыбокомбината тов. Бе­ лова и секретарь парткома этого же предприятия тов. Колесова в статье «Убытки преодолимы» пра­ вильно поднимают вопрос о созда­ нии рыбообрабатывающей фирмы. Заслуживает серьезного внимания и их предложение об укрупнении рыболовецких колхозов. Можно с уверенностью сказать, что прой­ дет два-три года после реорганиза­ ции и люди с благодарностью отне­ сутся к инициаторам осуществле­ ния подобных мероприятий на по­ бережье. Колхоз «Энергия» в настоящее время представляет крупное ры­ боловецкое и сельское хозяйство. В этом году рыбаки нашей арте­ ли добудут более 70 тысяч цент­ неров рыбы. Колхозники также надоят 3.500 центнеров молока, соберут от несушек более миллио­ на штук яиц. Реализация этой продукции позволит получить об­ щий доход в два с половиной мил­ лиона рублей, а неделимые фон­ ды возрастут до 1.300 тысяч руб­ лей. Благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Совет­ ского правительства, в колхозе за последние годы проведен ряд ме­ роприятий по улучшению куль­ туры и быта колхозников и их со­ циальному обеспечению. Жизнь рыбака, животновода, полевода с каждым годом становится лучше. Естественно, что слияние мел­ ких колхозов в одно крупное хо­ зяйство позволит значительно по­ высить материальное состояние колхозников, поскольку увеличит­ ся количество рабочих рук, воз­ растет промысловый флот. Но подходить к этому вопросу, на мой взгляд, следует так, чтобы не были ущемлены интересы кол­ хозников артели «Энергия». Они у нас живут в большом достатке. В будущем году мы собираемся построить многоэтажный 64-квар­ тирный дом, детский сад на 50 мест, проложить водопровод. На это строительство, по нашим под­ счетам, придется израсходовать 550 тысяч рублей. Деньги и не­ обходимая документация есть. Сейчас мы ждем помощи от глав­ ного управления рыбной промыш­ ленности Северного бассейна, ру­ ководители которого должны подо­ брать для нас подрядчика, способ­ ного построить указанные объекты и ввести их в эксплуатацию в 1965 году. Однако, знакомясь с экономи­ кой колхозов «Ударник», «Север­ ная звезда», имени XXI съезда КПСС и «Зеленцы», приходишь к выводу, что укрупнение колхозов можно осуществить лишь при ус­ ловии, если будет решен вопрос с долгами этих хозяйств. Посудите сами, колхоз «Удар­ ник» имеет два промысловых суд­ на: средний рыболовный траулер постройки 1949 года и рыболов­ ный сейнер постройки 1956 года. Стоимость обоих судов 394 тыся­ чи рублей. Однако в союзный бюд­ жет до сегодняшнего дня этим колхозом не переведено ни одной копейки. Кроме того, им куплено у государства на 55 тысяч руб­ лей орудии лова. Взята ссуда из госбанка. Таким образом, общий долг хозяйства составляет 473 тысячи рублен, из которых 200 тысяч рублей должны быть вы­ плачены в будущем году. Еще в большем долгу у госу­ дарства находятся колхозы «Се­ верная звезда» и имени XXI съезда КПСС. Если мы примем эти колхозы с их балансом, то имеющихся средств колхоза «Энергия» не хватит на погашение задолженности даже только двух колхозов — «Удар­ ник» и «Северная звезда». А так как объединение колхозов дело добровольное, то колхозники на­ шего хозяйства вряд ли будут го­ лосовать за него. Для того, чтобы облегчить ре­ шение задачи, поскольку она от­ вечает интересам и государства и колхозников, на наш взгляд, надо решить дело так. Рыболовные сей­ неры колхозов «Ударник» и «Се- вепная звезда» следует передать колхозу «Энергия» без задолжен­ ности государству по платежам. Взамен двух средних траулеров, имеющих большую изношенность, мы просили бы продать или сдать колхозу в аренду два средних траулера с четырехсотсильными двигателями в исправном техни­ ческом состоянии. Ссуды, взятые колхозниками у государственного банка, колхоз «Энергия» также не может при­ нять на себя. Что касается сельскохозяйст­ венных и производственных объек­ тов, рабочего и продуктивного ско­ та, машин и транспортных средств, построек, то их можно будет передать совхозу «Поляр­ ная звезда» и подсобному хозяй­ ству Северного флота. В связи с тем, что Порт-Влади- мирский рыбозавод предлагает­ ся ликвидировать, было бы целе­ сообразно сохранить на ближай­ шие два-три года механические мастерские этого поселка для меж­ дурейсового ремонта сейнеров. Междурейсовый ремонт средних траулеров следовало бы ^передать судоремонтному заводу 2 судо­ верфи. Таковы наши соображения по поводу вопросов, затронутых газе­ той «Рыбный Мурман» в статье «Убытки преодолимы». П. КОРПУСОВ, председатель колхоза «Энер­ гия». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 ноября 1963 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz