Рыбный Мурман. 1963 г. Ноябрь.
По итогам .работы за девять ме сяцев 1963 года траулер «Медно- горек» был одним из наиболее от стающих кораблей тралового фло та. На 1 октября его долг перед государством составил 5730 цент неров. На корабле сорван план заготовки охлажденной рыбы, вы работки клипфиска и субпродук тов. Себестоимость 1 центнера ры бы завышена на 26 копеек против плана. За девять месяцев на корабле сменилось четыре капитана. Вопросы о состоянии производ ственной деятельности ни разу не обсуждались партийной организа цией траулера. Допущен форма лизм в руководстве социалистиче ским соревнованием и в особен ности соревнованием за коммуни стический труд. На судне плохо знали и изучали орудия лова. Так, в четвертом рейсе экипаж половину промысло вого времени находился в проло- ве, поскольку никто не знал, как ликвидировать мелкие неисправно сти в орудиях лова своими си лами. Плохо было поставлено и про мысловое судовождение, имелись случаи сцепления тралами. Совершенно правильно решила хозрасчетная комиссия управления тралового флота, признав произ водственно-финансовую деятель ность этого корабля неудовлетво рительной. Крепко нужно было з а думаться капитану тов. Попову и помощнику по политической части тов. Колодочко -над таким выво дом. Необходимо было поговорить с народом, честно признаться в допущенных ошибках, мобилизо вать экипаж на доорочное оконча ние ремонта. По плану полагался 31 день, а фактически траулер простоял 107 дней. Но ни Попов, ни Колодочко ни чего лучшего не придумали, как стасаться с корабля, д аж е не до ведя до экипажа решения хоз расчетной комиссии. Несколько удивляет и позиция, занятая заместителем секретаря партийной организации траулера старшего механика тов. Соловьева. Зн а я создавшееся на корабле по ложение, он должен был немед ленно бить тревогу, просить помо щи у руководства флота. Но тов. Соловьев этого не сделал. Д о пустить простой в ремонте такого совершенного корабля, оснащен ного хорошими электронавига- ционными, рыбопоисковыми прибо рами, по меньшей мере непрости тельная халатность. Отделом главного капитана на время ремонта на траулер был направлен старшим помощником капитана тов. Сазолайнен. Когда корабль вышел в море, я познакомился с техническим со стоянием палубной части после т а кого продолжительного ремонта. Откровенно говоря, стало не по себе. Таких руководителей, -как старший помощник Саволайнен, я на пушечный выстрел нельзя под пускать к ремонтируемым ко раблям. В свой первый рейс после ре монта «Медногорск» вышел под командованием молодого капитана тов. Циекалса . На первых порах трудно' пришлось молодому капи тану. У экипажа большой долг перед государством, коллектив по терял веру в свои силы, веру в трудовой успех. На помощь капитану пришли помощник по политической частд тов. ІІІабунин, коммунисты и ве тераны «Медногорска». И вот по выходу в море состоя лось первое собрание экипажа. «Не можем, не имеем права плестись в хвосте, отдадим все силы на выполнение и перевыпол нение рейсового задания, макси мально снизим долг перед госу дарством», — решил экипаж. — Приведем в хорошее техни ческое состояние корабль по палуб ной части, отлично подготовимся к плаванию в осенне-зимний период — заверили общее собрание стар ший помощник капитана тов. Фро лов и боцман тов. Быстров. Прошла первая десятидневка промысловой работы. В трюмах корабля около 600 центнеров ры бы, полным ходом заготовляется клнпфиск, вырабатываются суб продукты. На корабле разгорелось дейст венное социалистическое соревно вание по вахтам. Задачи были ясны — больше поймать, хорошо обработать улов, быстрее спустить и поднять трал, точнее - удержи ваться на лучших концентрациях рыбы. Заговорила судоводительская гордост^, и к большому смуще нию опытных судоводителей-про- мысловкков старпома тов. Фролова и второго помощника капитана тов. Крылова, первенство упорно удерживает первая вахта, воз главляемая комсомольцем, третьим помощником капитана тов. При было вым. Орудия лова постоянно в пол ной исправности, пролова быть не может, всегда начеку тралмей- стерский состав, возглавляемый старшим мастером по добыче тов. Костиным. Командный состав корабля в те чение рейса неоднократно высту пал перед экипажем с разнообраз ными лекциями и беседами. Много нового узнали моряки о наших северных соседях, Норвегии и Шве ции, о перспективах развития Мур манской области и многое другое. На общее собрание экипажа вы несен вопрос о ходе выполнения решения хозрасчетной комиссии управления флота по рассмотре нию производственно-финансовой деятельности траулера за первое полугодие. С болью слушают мо ряки суровое и в то же время спра ведливое решение хозрасчетной комиссии. Решение общего собрания кон кретно: за счет напряженной и хо рошей работы в IV квартале сни зить задолженность перед госу дарством на 1.000 центнеров. Вы полнить годовой план по выработ ке клипфиска и консервов. Сни зить долг по выработке рыбной муки на 300 центнеров. Капитану тов. Циекалсу было предложено ежеквартально отчи тываться перед экипажем о ре зультатах производственно-эконо мической деятельности корабля, до конца года с командным соста вом изучить экономику рыболов ного траулера и наметить пути снижения себестоимости продук ции в 1964 году. Когда на корабле состоялась лекция «Экономика рыболовного траулера», все свободные от вахт моряки собрались в салоне. В хо де лекции на первый взгляд слож ные понятия статей расхода, при были, себестоимости одного цент нера рыбопродукции стали для них простыми и ясными, доходчивыми для каждого моряка. Естественно, возник вопрос: а как же на корабле дать более де шевую продукцию? И сами моря ки вспомнили о тех, порой неза метных вещах, мимо которых про ходили раньше. А .название этому, оказывается, одно — бесхозяйст венность. Однако, несмотря на усилия все го экипажа, вторую десятидневку он сработал гораздо ниже своих возможностей, едва справившись с плановым заданием. Сказались не только объективные причины, но и старая болезнь судоводителей — небрежное отношение к промысло вому судовождению и слабая ор ганизация работы по спуску и подъему трала . Немедленно был созван судово дительский состав, проведена бе седа на тему: «Отличное промысло вое судовождение — з а л о г успешного промысла и безаварий ной работы орудий лова». Ценным было то, что штурманы и капитан тов. Циекалс самокритично от неслись к замечаниям, высказан ным в их адрес. Дальнейший промысел показал, насколько важен и практически необходим был поднятый вопрос об отличном промысловом судовожде нии. В результате все три вахты стали работать более ритмично. И вот наступил момент, когда на боот поднят последний трал и капитан Циекалс проложил курс в родной порт. На сердце моряков «Медногор- ска» спокойно и радостно — обяза тельство, взятое в честь 46-й го довщины Великого Октября, с честью выполнено, победа в груп повом соревновании с траулерами «Магадан» и «Мурманчанин» одер жана. В трюмах корабля 1.550 центнеров рыбы при задании 1.290 центнеров, перевыполнено задание по выработке консервов и рыбной муки, а по выработке клипфиска и рыбьего жира задание выполнено на 200 процентов. На «Медногорске» выявились свои маяки соревнования. Это мас тер по обработке рыбы тов. Лукь янов, радиооператор тов. Чистя ков, котельный машинист тов. Меньшиков, третий помощник к а питана тов. Прибылов, матросы тт. Липовский, Гусев, Прохоров, пбвар тов. Смирнов* клипфиекяый мастер тов. Киселев, консервный мастер тов. Веселов и его помощник тов. Минаев. Есть все основания считать, что экипаж «Медногорсха» до конца 1963 года выполнит намеченные мероприятия по ликвидации отста вания. Хочется от всего сердца пожелать этому хорошему коллек тиву отличной работы и завое вать в 1964 году достойное ме сто среди судов бортового траления. Для этого у экипажа «Медногорск а» есть все возмож ности. А. КРЕТОВ, капитан-наставник. Ударник коммунистического труда матрос 1-го класса Иван Вер надский один из лучших производственников траулера «За» Волжск» . Передовой моряк награжден орденом Трудового Красного Знамени. Читатель продолжает разговор Укрупнение колхозов д е л о н у ж н о е Малогабаритный эхолот «Язь» Внутренние водоемы Коль ского полуострова — многочис ленные реки и озера богаты цен ными породами рыб. В течение многих лет зимой и летом ры боловецкие бригады Канда лакшского консервного завода на озере Имандра ловят ря пушку и снетка, на Ковд-озере — сигов, щук. Рыба добывается и на других озерах. Как из вестно, успех лова определяет ся правильным выбором мест лова. Рыбопоисковая техника может оказать большую по мощь в деле отыскания мест скоплений рыбы. Расширение промысла рыбы в мелководных районах приве ло к необходимости создания специального рыбопоискового прибора. Отечественной про мышленностью разработан но вый переносный малогабарит ный эхолот «Язь». Он может использоваться с лодок, кате* ров и более крупных судов ры боловного флота. Основная осо бенность, отличающая новый прибор от других образцов того же назначения, — его малый вес, около 6 килограммов. Уменьшение веса прибора стало возможным благодаря исполь зованию полупроводников. Виб ратор эхолота с помощью спе циального устройства крепится на борту судна. Источником пи тания служат батареи или ак кумуляторы напряжением 6 вольт. В мае 1963 года эхолот ус пешно выдержал государствен ные испытания, проходившие на Туломском водохранилище. Ле том проводилась опытная экс плуатация прибора в губах и прибрежных районах Баренце ва моря. Со шлюпки и с борта экспе диционного судна «Тунец» про водились сравнительные испы тания с судовыми приборами. На глубине 30 метров прибор отлично записывал косяки сель ди, стайки трески и пикши, оди ночных рыб. Плотные скопле ния рыбы прибор может реги стрировать до глубины 70 мет ров. Использование высокой из лучаемой частоты — 80 килогерц — позволило увеличить изби рательную способность. На ленте эхолота два объекта за писываются раздельно (если расстояние между ними 25—30 сантиметров). Эта особенность открывает большие возможно сти при поиске рыбы, располо женной близко у дна. Несомненно, использование эхолота «Язь» на промысле по может рыбакам сократить чис ло пустых заметов неводов и сетей, повысит уловы. О. ШАТОБА, инженер ПИНРО. Заместитель директора Мур манского рыбокомбината тов. Бе лова и секретарь парткома этого же предприятия тов. Колесова в статье «Убытки преодолимы» пра вильно поднимают вопрос о созда нии рыбообрабатывающей фирмы. Заслуживает серьезного внимания и их предложение об укрупнении рыболовецких колхозов. Можно с уверенностью сказать, что прой дет два-три года после реорганиза ции и люди с благодарностью отне сутся к инициаторам осуществле ния подобных мероприятий на по бережье. Колхоз «Энергия» в настоящее время представляет крупное ры боловецкое и сельское хозяйство. В этом году рыбаки нашей арте ли добудут более 70 тысяч цент неров рыбы. Колхозники также надоят 3.500 центнеров молока, соберут от несушек более миллио на штук яиц. Реализация этой продукции позволит получить об щий доход в два с половиной мил лиона рублей, а неделимые фон ды возрастут до 1.300 тысяч руб лей. Благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Совет ского правительства, в колхозе за последние годы проведен ряд ме роприятий по улучшению куль туры и быта колхозников и их со циальному обеспечению. Жизнь рыбака, животновода, полевода с каждым годом становится лучше. Естественно, что слияние мел ких колхозов в одно крупное хо зяйство позволит значительно по высить материальное состояние колхозников, поскольку увеличит ся количество рабочих рук, воз растет промысловый флот. Но подходить к этому вопросу, на мой взгляд, следует так, чтобы не были ущемлены интересы кол хозников артели «Энергия». Они у нас живут в большом достатке. В будущем году мы собираемся построить многоэтажный 64-квар тирный дом, детский сад на 50 мест, проложить водопровод. На это строительство, по нашим под счетам, придется израсходовать 550 тысяч рублей. Деньги и не обходимая документация есть. Сейчас мы ждем помощи от глав ного управления рыбной промыш ленности Северного бассейна, ру ководители которого должны подо брать для нас подрядчика, способ ного построить указанные объекты и ввести их в эксплуатацию в 1965 году. Однако, знакомясь с экономи кой колхозов «Ударник», «Север ная звезда», имени XXI съезда КПСС и «Зеленцы», приходишь к выводу, что укрупнение колхозов можно осуществить лишь при ус ловии, если будет решен вопрос с долгами этих хозяйств. Посудите сами, колхоз «Удар ник» имеет два промысловых суд на: средний рыболовный траулер постройки 1949 года и рыболов ный сейнер постройки 1956 года. Стоимость обоих судов 394 тыся чи рублей. Однако в союзный бюд жет до сегодняшнего дня этим колхозом не переведено ни одной копейки. Кроме того, им куплено у государства на 55 тысяч руб лей орудии лова. Взята ссуда из госбанка. Таким образом, общий долг хозяйства составляет 473 тысячи рублен, из которых 200 тысяч рублей должны быть вы плачены в будущем году. Еще в большем долгу у госу дарства находятся колхозы «Се верная звезда» и имени XXI съезда КПСС. Если мы примем эти колхозы с их балансом, то имеющихся средств колхоза «Энергия» не хватит на погашение задолженности даже только двух колхозов — «Удар ник» и «Северная звезда». А так как объединение колхозов дело добровольное, то колхозники на шего хозяйства вряд ли будут го лосовать за него. Для того, чтобы облегчить ре шение задачи, поскольку она от вечает интересам и государства и колхозников, на наш взгляд, надо решить дело так. Рыболовные сей неры колхозов «Ударник» и «Се- вепная звезда» следует передать колхозу «Энергия» без задолжен ности государству по платежам. Взамен двух средних траулеров, имеющих большую изношенность, мы просили бы продать или сдать колхозу в аренду два средних траулера с четырехсотсильными двигателями в исправном техни ческом состоянии. Ссуды, взятые колхозниками у государственного банка, колхоз «Энергия» также не может при нять на себя. Что касается сельскохозяйст венных и производственных объек тов, рабочего и продуктивного ско та, машин и транспортных средств, построек, то их можно будет передать совхозу «Поляр ная звезда» и подсобному хозяй ству Северного флота. В связи с тем, что Порт-Влади- мирский рыбозавод предлагает ся ликвидировать, было бы целе сообразно сохранить на ближай шие два-три года механические мастерские этого поселка для меж дурейсового ремонта сейнеров. Междурейсовый ремонт средних траулеров следовало бы ^передать судоремонтному заводу 2 судо верфи. Таковы наши соображения по поводу вопросов, затронутых газе той «Рыбный Мурман» в статье «Убытки преодолимы». П. КОРПУСОВ, председатель колхоза «Энер гия». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 ноября 1963 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz