Рыбный Мурман. 1963 г. Ноябрь.
СТАРМЕХ «ЛЕСКОВА» Е Р О И НАШИХ Д Н Е Й В апреле, когда в газетах было опубликовано сообщеше о награждении большого отря да работников рыбной про мышленности области ордена ми я медалями, у киоскоз «Союзпечать» наблюдалось осо бое оживление. Моряки, рыбо обработчики, судоремонтники тут же просматривали списки награжденных, обменивались мнениями. — Вот хорошо, .и нашего «де да» не забыли. Орденом Ленина Константин Алексеевич отмечен. Быстро пробежал глазами список *и сразу стало понятно, что разговор идет о старшем механике большого морозиль ного траулера «Лесков» Мыль никове. «Надо обязательно встретиться, — подумал я, — поговорить, чтобы потом рас сказать о нем всем морякам». И вот такая встреча состоя лась. Немало пришлось мне бесе довать с маститыми механика ми, но Константин Алексеевич на голову выше многих. Его от личает большая скромность, вы сокая техническая и общая культура, живой аналитический ум... Предъявляя высокую тре бовательность к самому себе, он невольно заставляет под тягиваться и своих подчинен ных. Так было на всех трауле рах, на которых он плавал. А сменить ему за четверть ве ка работы на флоте пришлось немало судов. И не потому, что Мыльникову это нравилось или он стремился к легкой жизни. Случается еще у нас такое. Приходит новый корабль серий ной постройки и сразу же на ходятся десятки желающих перейти на него. Корабль но вый, забот меньше. У Константина Алексеевича никогда не было подобных мыслей, да и инициатива исхо дила от управления флота. Ему, как опытному механику, доверяли принять головное суд но новой серии, нового типа, ранее никогда не эксплуатиро вавшееся, л он должен был осваивать новую технику, пе редавать опыт другим машин ным командам. А головное суд- и0 — это не корабль серийной постройки, скажем, десятый или двадцатый по счету, в ко тором учтены все слабые сто роны первых судов, устранены конструктивные недостатки, вы явленные при эксплуатации. Плавал Мыльников на первы* дизельных судах типа «Кета», на траулерах типа «Кремль», осваивал новые двигатели, се параторы для выгонки жира, •первые фреоновые холодильные установки. Это он принимал н перегонял в Мурманск большие морозильные траулеры «Яро славль», «Дѵшанбе», «Витебск», «Салтыков-Щедрин»... Но наиболее памятным и трудным явился для Констан тина Алексеевича 1957 год. В Николаеве строился первый отечественный рефрижератор ный траулер. Нужно было его принять и перегнать в Мур манск. — Рассчитывал через два ме сяца быть дома, а команди ровка затянулась надолго, — вспоминает стармех. — Конст рукторы молодые, опыта по- стройки судов кормового тра ления у них еще не было. На этом же заводе впервые изго товлялись и траловая лебедка, и шпили. Другой бы на месте Мыльни кова не стал глубоко вникать в дело: отступлений от проек та нет, и стоит ли раздумывать. Но сердце и совесть коммуни ста не позволяли ему посту пать так. Он думал прежде все го не о своих лич ных интересах, а об интересах фло та, государства. Перед руковод ством завода во прос был постав лен так: судно имеет конструктив ные и построечные недостатки. То, что можно испра вить, давайте бу дем «оправлять, остальное на по учесть при строительстве сле дующих кораблей. З авод не мог не согласиться с этим, но конструкторы и инженеры без боя не сдавали свои пози ции. Требовалось доказывать, убеждать их. Это отнимало много нервной энергии. Для приема лебедки был;* создана специальная комис сия. Три месяца решался воп рос, и в конце концов з авод ским конструкторам пришлось согласиться с мнением судово го механика. Были передела ны зубья редуктора (изменен их профиль, производилась до полнительно термообработка и т. п.), что повысило их из носостойкость. Двести десять замечаний бы ло сделано в ходе приемки суд на и почти на каждое дано конкретное предложение, как устранить тот или иной недо статок. Только спустя одиннадцать месяцев появился Константин Алексеевич в Мурманске. — Папка, да ты же совсем стал седой, — сказал сын при встрече. — Ничего, сынок, это беда небольшая, зато дело сдела но огромное. А в том, что это действитель но так, говорят следующие при меры. После «Маяковского» николаевские судостроители спустили со стапелей несколь ко десятков траулеров этой се рии, и уже на девятом по сче ту корабле все двести с лиш ним выявленных недостатков были устранены. Корабли типа «Маяковский» есть на Дальнем Востоке, в Прибалтике и рабо тают хорошо. Только разделался Мыльни ков с «Маяковским», отдох нул, сходил несколько рейсов в море, как снова пригласили в управление флота. — Надо ехать в Польшу, принимать головное рыболов ное судно, строящееся по з ак а зу Советского Союза. Ра з надо, значит, надо. И вот через некоторое время он в Гданьске. А вот аі траулер, который будет нооить имя «Лесков». Долго ходил Мыль ников по судну. Хорош, ничего не скажешь. Лебедки более мощные, чем на БМРТ немец кой лостройки. Есть винт регу лируемого шага. Постарались поляки, ничего не скажешь. Д а только кое-что можио сделать проще, надеж нее. Опытный глаз эксплуата ционника заметил —* уж больно много различных трубопрово дов, и вое на фитинговом соедн* ионии. В случае выхода из сцроя заменять трубы будет очень тяжело. Поделился он своими мысля ми с польскими инженерами, убедил, что лучше будет кое- где сократить переходы и вме сто фитангового сделать шту церно-гаечные соединения. — Сейчас, сами понимаете, отступать от проекта нельзя, да и времени на переделку нет. Учтем ваши предложения при постройке следующих судов. В ходе приемки «Лескова» но предложениям стармеха было улучшено много различных уз лов, механизмов, а за три года эксплуатации этого судна м а шинная команда произвела не сколько ценных усовершенство ваний. На дежурной топливной цистерне установили дополни тельные фильтры со спуском отстоя, вместо насоса с ремен ной -передачей для смазки ступи цы винта стал применяться на* оос с. электроприводом. У ры бомучной установки был пере делан рукав перепуска. Рыб ная мука стала проходить через все три барабана, лучше и бы стрее просушиваться. Произво дительность установки увели чилась на 30—40 процентов. — Есть смысл, — говорит Константин Алексеевич, — распространить наш опыт на другие суда этой серии, учесть при постройке новых кораблей. Ведь рыбная мука очень нуж на для нужд животноводства, и моряки могут увеличить ее производство. С первых же дней эксплуа тации траулера «Лесков» при шлось столкнуться с таким фак том. С помощью • имеющейся рефрижераторной установки экипаж мог морозить по 40—42 тонны рыбы в сутки, а моряки «Мурманска», «Душа.нбе» и других судов — до 50 тонн. В чем дело? Компрессоры работают нормально, у рыбооб работчиков задержек нет. Ок а зывается, вентиляторные уста новки в морозильных камерах слабоваты, электромоторы рас считаны на 1850 оборотов в ми нуту, а надо, по меньшей мере, 2400—-2500. Лучше будет проис ходить отбор тепла. Машинная команда на «Лес кове» эксплуатирует моторы при 2000 оборотах, на допусти мом пределе. Скорость замо розки несколько повысилась. Но дв-игатели надо все-таки менять, ставить помощнее. Все, о чем рассказывалось выше, делалось с целью повы шения коэффициента полезного действия судовых двигателей и механизмов. Но КПД — поня тие не только чисто техничес кое. Есть он в жизни отдельно го человека и целого коллекти- ва, есть коэффициент полезного действия труда, творчества, до верия, честности. И Константин Алексеевич постоянно прояв ляет заботу с людях, воспиты- * вает у них коммунистическое отношение к труду, помогает повышать политический и тех нический уровень знаний. Он хорошо понимает, что в оди ночку нечего рассчитывать на успех. Только дружному кол лективу по плечу любые з а д а чи, только с грамотными, доб- росовестными, тру долюби выми людьми можно повышать КПД техники, улучшать техническую эксплуатацию. Морякам помнятся его инте ресные беседы, проведенные им занятия в кружке по изучению истории КПСС. Интересен т а кой факт. За последние десять лет ни один вспомогательный механизм не сдавался в завод ской ремонт с кораблей, на ко торых плавал Мыльников. Все работы выполнялись силами ма шинных команд. Стармех в хо де разборки и сборки механиз мов учил людей, рассказывал о взаимодействии отдельных де талей и узлов, о допустимых износах и т. (п. Многие ученики Константина Алексеевича сейчас сами стал і стармех ам*и: тт. Тянников, Ми рошниченко, Сосунов, Коробн- цин, Пьянков. Через два месяца Константин Алексеевич может уходить на пенсию. Дочери уже определили свое место в жизни. Одна — фармацевт, другая — агроном. Сын заканчивает десятилетку. Казалось бы, можно и отдох нуть. Но не торопится «дед» менять машинное отделение на уютную квартиру. Силы еще есть. — Слежу за собой не мень ше, чем за главным дв.Пате лем, — шутит он. — Десять лет уже не курю. Начали было признаки радикулита появлять ся, стал заниматься утренней зарядкой. Как рукой все сняло. Так что еще поработаем. Это решение можно только приветствовать. Флоту нуж-ны специалисты высшего класса, флот будет сильнее. В. ЕВГЕНЬЕВ. I РУБЕЖ ВЗЯТ! I □ □ g Экипаж большого морозиль- g °ного траулера «Северное сия- g соревно g °ние», включившись в °вание за достойную встречу □ g 46-й годовщины Октября, ВЗЯЛП ^'обязательство — выработать ка g празднику 50 тысяч центнере** о g готовой продукции. Коллектив а g сдержал свое слово, обязатель-а gcTBo выполнено. а По поручению экипажа чі- □ питан ЧИСТЯКОВ, секре-а тарь ПОДБЕРЕЗКИН. □ а g тарь парторганизации а g § йаашзаоапасшоаопаоопопосшопсіосшіЯ На скудном пайке Коллектив мастерской по ре монту штурманских приборов при лагает все усилия к тому, чтобы быстро и доброкачественно вы полнять многочисленные зака зы э к и п а ж е й промысловых кораблей. В общей сложности нам удается выполнять и перевыпол нять план. Так, десятимесячную программу мы завершили еще 24 октября, перекрыв ее на 4 про цента. Однако, это не значит, что в мастерской все обстоит благопо лучно. Мы предъявляем серьез ные претензии нашим снабженцам, которые систематически не удов летворяют наши заявки на мате риалы и запасные части. В ре зультате какая-то часть судов, как правило, уходит в море с неотре- монтированными приборами. Взять хотя бы такой пример. На 1963 год мы заказывали 320 ки лограммов глицерина. До сих пор не получили ни одного. Из-за это го часть заявок на ремонт гиро компасов оказалась не выполнен ной. И такая история повторяется из года ів год. М. ЧАРЬІГИН, инженер по ремонту гирокомпасов мас терской рыбного порта. Изжитьбрак! Много неприятностей доставля ют морякам гаки для включения траловых досок, которые мы полу чаем со складов тралового флота. Я не знаю, где их изготовляют, в Кандалакше или Мурманске, в чей адрес должна быть критика. Но это же самый настоящий браас! На промысле нам приходится прострагивать гаки, уменьшать толщину с 45 до 30 миллиметров. Иначе кольца-двойники не входят в них. Отделу добычи и техническому отделу тралового флота надо на вести порядок в этом вопросе. Ведь в стружку уходит много ме талла, затрудняется работа палуб- пой команды. А. АНОХИН, старший меха ник большого морозильно го траулера «Гоголь». Внимание-индикаторы течения! Изучение придонных течений На Новошотландском шельфе, и имеет большое значение в понима- в том числе на банке Джорджес, нии поведения и миграций про- выброшено 20000 дрейфующих мысловых рыб. Точные знания о индикаторов течения, время и придонных течениях помогают в место этой операции зафиксирова- определении режима траления. Но но. По премени и месту попада- дело это сложное, требующее пня в трал этого индикатора мож- специального оборудования и дли- но судить, в каком направлении тельного времени. и с какой скоростью действует в Попытка исследовать придон- данном районе постоянное тече- ные течения на Новошотландском ние. шельфе при помощи дрейфующих Индикатор течения состоит из индикаторов течения, предприпя- небольшой цветной пластмассо вая американскими учеными из B0{j тареЛ0чки диаметром 18 см Вѵдс-Холлского океанографиче- (см_ ф0Т0) і играющей роль пара- ского института привлекает своей шюта) и пластмассового тросика, простотой, однако требует уча- одним концом закрепленного в стия в работе всех моряков рыоо- ценТре тарелочки, на другом кон- ловного флота. Поэтому ученые це памотан ЕуСОк медной прово- этого института обратились ко Л0КИ) заменяющей грузило. Пла- всем советским рыбакам с прось бой о помощи. вучесть тарелочки и величина грузика так подобраны, что таре лочка дрейфует вблизи дна, не всплывая и не ложась на грунт. Если вам, товарищи моряки, попадется в трал или запутается в сетях такой прибор, на этикет ке, наклеенной на тарелочку, на пишите дату и время, координаты места (как можно точнее), свою фамилию и адрес. Этикетку пере шлите в АтлантНИРО (Калинин град, ул. Дм. Донского, 5), или передайте на любое его научно поисковое судно. Чем больше бу дет собрано сведений о дрейфе индикаторов придонного течения, тем яснее можно будет предста вить скорость и направление по стоянно действующих течений в промысловых районах. К. СЕДЫХ, заведующая ла бораторией океанографии АтлантНИРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 ноября І9ѲЗ г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz