Рыбный Мурман. 1963 г. Ноябрь.

СТАРМЕХ «ЛЕСКОВА» Е Р О И НАШИХ Д Н Е Й В апреле, когда в газетах было опубликовано сообщеше о награждении большого отря­ да работников рыбной про­ мышленности области ордена­ ми я медалями, у киоскоз «Союзпечать» наблюдалось осо­ бое оживление. Моряки, рыбо­ обработчики, судоремонтники тут же просматривали списки награжденных, обменивались мнениями. — Вот хорошо, .и нашего «де­ да» не забыли. Орденом Ленина Константин Алексеевич отмечен. Быстро пробежал глазами список *и сразу стало понятно, что разговор идет о старшем механике большого морозиль­ ного траулера «Лесков» Мыль­ никове. «Надо обязательно встретиться, — подумал я, — поговорить, чтобы потом рас­ сказать о нем всем морякам». И вот такая встреча состоя­ лась. Немало пришлось мне бесе­ довать с маститыми механика­ ми, но Константин Алексеевич на голову выше многих. Его от­ личает большая скромность, вы­ сокая техническая и общая культура, живой аналитический ум... Предъявляя высокую тре­ бовательность к самому себе, он невольно заставляет под­ тягиваться и своих подчинен­ ных. Так было на всех трауле­ рах, на которых он плавал. А сменить ему за четверть ве­ ка работы на флоте пришлось немало судов. И не потому, что Мыльникову это нравилось или он стремился к легкой жизни. Случается еще у нас такое. Приходит новый корабль серий­ ной постройки и сразу же на­ ходятся десятки желающих перейти на него. Корабль но­ вый, забот меньше. У Константина Алексеевича никогда не было подобных мыслей, да и инициатива исхо­ дила от управления флота. Ему, как опытному механику, доверяли принять головное суд­ но новой серии, нового типа, ранее никогда не эксплуатиро­ вавшееся, л он должен был осваивать новую технику, пе­ редавать опыт другим машин­ ным командам. А головное суд- и0 — это не корабль серийной постройки, скажем, десятый или двадцатый по счету, в ко­ тором учтены все слабые сто­ роны первых судов, устранены конструктивные недостатки, вы­ явленные при эксплуатации. Плавал Мыльников на первы* дизельных судах типа «Кета», на траулерах типа «Кремль», осваивал новые двигатели, се­ параторы для выгонки жира, •первые фреоновые холодильные установки. Это он принимал н перегонял в Мурманск большие морозильные траулеры «Яро­ славль», «Дѵшанбе», «Витебск», «Салтыков-Щедрин»... Но наиболее памятным и трудным явился для Констан­ тина Алексеевича 1957 год. В Николаеве строился первый отечественный рефрижератор­ ный траулер. Нужно было его принять и перегнать в Мур­ манск. — Рассчитывал через два ме­ сяца быть дома, а команди­ ровка затянулась надолго, — вспоминает стармех. — Конст­ рукторы молодые, опыта по- стройки судов кормового тра ­ ления у них еще не было. На этом же заводе впервые изго­ товлялись и траловая лебедка, и шпили. Другой бы на месте Мыльни­ кова не стал глубоко вникать в дело: отступлений от проек­ та нет, и стоит ли раздумывать. Но сердце и совесть коммуни­ ста не позволяли ему посту­ пать так. Он думал прежде все­ го не о своих лич­ ных интересах, а об интересах фло­ та, государства. Перед руковод­ ством завода во­ прос был постав­ лен так: судно имеет конструктив­ ные и построечные недостатки. То, что можно испра­ вить, давайте бу­ дем «оправлять, остальное на по учесть при строительстве сле­ дующих кораблей. З авод не мог не согласиться с этим, но конструкторы и инженеры без боя не сдавали свои пози­ ции. Требовалось доказывать, убеждать их. Это отнимало много нервной энергии. Для приема лебедки был;* создана специальная комис­ сия. Три месяца решался воп­ рос, и в конце концов з авод ­ ским конструкторам пришлось согласиться с мнением судово­ го механика. Были передела­ ны зубья редуктора (изменен их профиль, производилась до­ полнительно термообработка и т. п.), что повысило их из­ носостойкость. Двести десять замечаний бы­ ло сделано в ходе приемки суд­ на и почти на каждое дано конкретное предложение, как устранить тот или иной недо­ статок. Только спустя одиннадцать месяцев появился Константин Алексеевич в Мурманске. — Папка, да ты же совсем стал седой, — сказал сын при встрече. — Ничего, сынок, это беда небольшая, зато дело сдела­ но огромное. А в том, что это действитель­ но так, говорят следующие при­ меры. После «Маяковского» николаевские судостроители спустили со стапелей несколь­ ко десятков траулеров этой се­ рии, и уже на девятом по сче­ ту корабле все двести с лиш­ ним выявленных недостатков были устранены. Корабли типа «Маяковский» есть на Дальнем Востоке, в Прибалтике и рабо­ тают хорошо. Только разделался Мыльни­ ков с «Маяковским», отдох­ нул, сходил несколько рейсов в море, как снова пригласили в управление флота. — Надо ехать в Польшу, принимать головное рыболов­ ное судно, строящееся по з ак а ­ зу Советского Союза. Ра з надо, значит, надо. И вот через некоторое время он в Гданьске. А вот аі траулер, который будет нооить имя «Лесков». Долго ходил Мыль­ ников по судну. Хорош, ничего не скажешь. Лебедки более мощные, чем на БМРТ немец­ кой лостройки. Есть винт регу­ лируемого шага. Постарались поляки, ничего не скажешь. Д а только кое-что можио сделать проще, надеж ­ нее. Опытный глаз эксплуата­ ционника заметил —* уж больно много различных трубопрово­ дов, и вое на фитинговом соедн* ионии. В случае выхода из сцроя заменять трубы будет очень тяжело. Поделился он своими мысля­ ми с польскими инженерами, убедил, что лучше будет кое- где сократить переходы и вме­ сто фитангового сделать шту­ церно-гаечные соединения. — Сейчас, сами понимаете, отступать от проекта нельзя, да и времени на переделку нет. Учтем ваши предложения при постройке следующих судов. В ходе приемки «Лескова» но предложениям стармеха было улучшено много различных уз ­ лов, механизмов, а за три года эксплуатации этого судна м а ­ шинная команда произвела не­ сколько ценных усовершенство­ ваний. На дежурной топливной цистерне установили дополни­ тельные фильтры со спуском отстоя, вместо насоса с ремен­ ной -передачей для смазки ступи­ цы винта стал применяться на* оос с. электроприводом. У ры­ бомучной установки был пере­ делан рукав перепуска. Рыб­ ная мука стала проходить через все три барабана, лучше и бы­ стрее просушиваться. Произво­ дительность установки увели­ чилась на 30—40 процентов. — Есть смысл, — говорит Константин Алексеевич, — распространить наш опыт на другие суда этой серии, учесть при постройке новых кораблей. Ведь рыбная мука очень нуж­ на для нужд животноводства, и моряки могут увеличить ее производство. С первых же дней эксплуа­ тации траулера «Лесков» при­ шлось столкнуться с таким фак ­ том. С помощью • имеющейся рефрижераторной установки экипаж мог морозить по 40—42 тонны рыбы в сутки, а моряки «Мурманска», «Душа.нбе» и других судов — до 50 тонн. В чем дело? Компрессоры работают нормально, у рыбооб­ работчиков задержек нет. Ок а ­ зывается, вентиляторные уста­ новки в морозильных камерах слабоваты, электромоторы рас­ считаны на 1850 оборотов в ми­ нуту, а надо, по меньшей мере, 2400—-2500. Лучше будет проис­ ходить отбор тепла. Машинная команда на «Лес­ кове» эксплуатирует моторы при 2000 оборотах, на допусти­ мом пределе. Скорость замо­ розки несколько повысилась. Но дв-игатели надо все-таки менять, ставить помощнее. Все, о чем рассказывалось выше, делалось с целью повы­ шения коэффициента полезного действия судовых двигателей и механизмов. Но КПД — поня­ тие не только чисто техничес­ кое. Есть он в жизни отдельно­ го человека и целого коллекти- ва, есть коэффициент полезного действия труда, творчества, до­ верия, честности. И Константин Алексеевич постоянно прояв­ ляет заботу с людях, воспиты- * вает у них коммунистическое отношение к труду, помогает повышать политический и тех­ нический уровень знаний. Он хорошо понимает, что в оди­ ночку нечего рассчитывать на успех. Только дружному кол­ лективу по плечу любые з а д а ­ чи, только с грамотными, доб- росовестными, тру долюби выми людьми можно повышать КПД техники, улучшать техническую эксплуатацию. Морякам помнятся его инте­ ресные беседы, проведенные им занятия в кружке по изучению истории КПСС. Интересен т а ­ кой факт. За последние десять лет ни один вспомогательный механизм не сдавался в завод ­ ской ремонт с кораблей, на ко­ торых плавал Мыльников. Все работы выполнялись силами ма­ шинных команд. Стармех в хо­ де разборки и сборки механиз­ мов учил людей, рассказывал о взаимодействии отдельных де­ талей и узлов, о допустимых износах и т. (п. Многие ученики Константина Алексеевича сейчас сами стал і стармех ам*и: тт. Тянников, Ми­ рошниченко, Сосунов, Коробн- цин, Пьянков. Через два месяца Константин Алексеевич может уходить на пенсию. Дочери уже определили свое место в жизни. Одна — фармацевт, другая — агроном. Сын заканчивает десятилетку. Казалось бы, можно и отдох­ нуть. Но не торопится «дед» менять машинное отделение на уютную квартиру. Силы еще есть. — Слежу за собой не мень­ ше, чем за главным дв.Пате­ лем, — шутит он. — Десять лет уже не курю. Начали было признаки радикулита появлять­ ся, стал заниматься утренней зарядкой. Как рукой все сняло. Так что еще поработаем. Это решение можно только приветствовать. Флоту нуж-ны специалисты высшего класса, флот будет сильнее. В. ЕВГЕНЬЕВ. I РУБЕЖ ВЗЯТ! I □ □ g Экипаж большого морозиль- g °ного траулера «Северное сия- g соревно g °ние», включившись в °вание за достойную встречу □ g 46-й годовщины Октября, ВЗЯЛП ^'обязательство — выработать ка g празднику 50 тысяч центнере** о g готовой продукции. Коллектив а g сдержал свое слово, обязатель-а gcTBo выполнено. а По поручению экипажа чі- □ питан ЧИСТЯКОВ, секре-а тарь ПОДБЕРЕЗКИН. □ а g тарь парторганизации а g § йаашзаоапасшоаопаоопопосшопсіосшіЯ На скудном пайке Коллектив мастерской по ре­ монту штурманских приборов при­ лагает все усилия к тому, чтобы быстро и доброкачественно вы­ полнять многочисленные зака­ зы э к и п а ж е й промысловых кораблей. В общей сложности нам удается выполнять и перевыпол­ нять план. Так, десятимесячную программу мы завершили еще 24 октября, перекрыв ее на 4 про­ цента. Однако, это не значит, что в мастерской все обстоит благопо­ лучно. Мы предъявляем серьез­ ные претензии нашим снабженцам, которые систематически не удов­ летворяют наши заявки на мате­ риалы и запасные части. В ре­ зультате какая-то часть судов, как правило, уходит в море с неотре- монтированными приборами. Взять хотя бы такой пример. На 1963 год мы заказывали 320 ки­ лограммов глицерина. До сих пор не получили ни одного. Из-за это­ го часть заявок на ремонт гиро­ компасов оказалась не выполнен­ ной. И такая история повторяется из года ів год. М. ЧАРЬІГИН, инженер по ремонту гирокомпасов мас­ терской рыбного порта. Изжитьбрак! Много неприятностей доставля­ ют морякам гаки для включения траловых досок, которые мы полу­ чаем со складов тралового флота. Я не знаю, где их изготовляют, в Кандалакше или Мурманске, в чей адрес должна быть критика. Но это же самый настоящий браас! На промысле нам приходится прострагивать гаки, уменьшать толщину с 45 до 30 миллиметров. Иначе кольца-двойники не входят в них. Отделу добычи и техническому отделу тралового флота надо на­ вести порядок в этом вопросе. Ведь в стружку уходит много ме­ талла, затрудняется работа палуб- пой команды. А. АНОХИН, старший меха­ ник большого морозильно­ го траулера «Гоголь». Внимание-индикаторы течения! Изучение придонных течений На Новошотландском шельфе, и имеет большое значение в понима- в том числе на банке Джорджес, нии поведения и миграций про- выброшено 20000 дрейфующих мысловых рыб. Точные знания о индикаторов течения, время и придонных течениях помогают в место этой операции зафиксирова- определении режима траления. Но но. По премени и месту попада- дело это сложное, требующее пня в трал этого индикатора мож- специального оборудования и дли- но судить, в каком направлении тельного времени. и с какой скоростью действует в Попытка исследовать придон- данном районе постоянное тече- ные течения на Новошотландском ние. шельфе при помощи дрейфующих Индикатор течения состоит из индикаторов течения, предприпя- небольшой цветной пластмассо­ вая американскими учеными из B0{j тареЛ0чки диаметром 18 см Вѵдс-Холлского океанографиче- (см_ ф0Т0) і играющей роль пара- ского института привлекает своей шюта) и пластмассового тросика, простотой, однако требует уча- одним концом закрепленного в стия в работе всех моряков рыоо- ценТре тарелочки, на другом кон- ловного флота. Поэтому ученые це памотан ЕуСОк медной прово- этого института обратились ко Л0КИ) заменяющей грузило. Пла- всем советским рыбакам с прось­ бой о помощи. вучесть тарелочки и величина грузика так подобраны, что таре­ лочка дрейфует вблизи дна, не всплывая и не ложась на грунт. Если вам, товарищи моряки, попадется в трал или запутается в сетях такой прибор, на этикет­ ке, наклеенной на тарелочку, на­ пишите дату и время, координаты места (как можно точнее), свою фамилию и адрес. Этикетку пере­ шлите в АтлантНИРО (Калинин­ град, ул. Дм. Донского, 5), или передайте на любое его научно­ поисковое судно. Чем больше бу­ дет собрано сведений о дрейфе индикаторов придонного течения, тем яснее можно будет предста­ вить скорость и направление по­ стоянно действующих течений в промысловых районах. К. СЕДЫХ, заведующая ла­ бораторией океанографии АтлантНИРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 ноября І9ѲЗ г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz