Рыбный Мурман. 1963 г. Ноябрь.
Дело г осударс твенной Перед коллективом тралового флота стоит задача не только до бывать больше рыбы, но и уве личивать выход пищевой продук ции из центнера добытого сырца, снижать себестоимость. Главным путем к достижению этой цели яв ляется максимальная заготовка свежья. Экипажи промысловых кораб лей и раньше добивались высоких результатов по доставке в порт охлажденного полуфабриката. Но таких Кораблей было сравнитель но немного. В прошлом году на флоте развернулось массовое со ревнование за увеличение заго товки свежья. Десятки экипажей совершали свежьевые рейсы, на двадцати пяти траулерах приме нялись металлические ящики. 300 тыеяч центнеров охлажденного полуфабриката сверх плана было сдано на рыбокомбинат. Если бы это количество рыбы было на правлено в посол, то в результате утечек вес доставленного в порт полуфабриката сократился бы на 2Š4 тысячи центнеров. Промысловая обстановка теку щего года осложнила заготовку свежья. Но управление флота при нимает все меры к тому, чтобы облегчить задачу, стоящую перед моряками. Более широкое распространение на флоте получили металлические ящики. Сейчас уже тридцать пять экипажей работают с ними, а к концу года ящики будут выданы еще не менее чем на 10 траулеров. Отрадно, что большинство капи танов, мастеров по обработке ры бы поняли то преимущество, ко торое дает заготовка свежья в ящики. С промысла поступают ра диограммы — просим выделить пятьсот ящиков, просим семьсот... в а ж н о с т и Но пока возможности выполнить все заявки нет. Нам необходимо увеличивать число судов, рабо тающих с металлическими ящика ми. Это экономически выгодно. Только в первом полугодии в ме таллических ящиках доставлено 119.200 центнеров охлажденной трески. Работая без ящиков, моря ки смогли бы доставить . в порт только 79.500 центнеров охлаж денной рыбы. С применением ящиков уда лось увеличить срок заготовки свежья на 1,7 суток. За счет это го экипажи получили дополни тельную прибыль в сумме 68.500 рублей. За вычетом .стоимости из носа ящиков и суммы дополни тельных расходов, связанных с оплатой труда третьих помощни ков мастеров по обработке рыбы, применение ящиков дало флоту экономический эффект 42 тысячи рублей. Но заготовку охлажденного полу фабриката в металлические ящики мы должны расценивать как своего рода первый, подготовительный этап к доставке с промысла гото вой продукции в транспортных ящиках и выгрузке ее в порту по методу трюм—вагон. 4 'Нет необходимости много дока зывать преимущество этого мето да. Не будет тех многочисленных перегрузок, перекидок рыбы, на которые указывал Никита Сергее вич Хрущев во время своего пре бывания в Мурманске. Резко улуч шится качество продукции,- сокра тится время доставки ее потреби телю. Я не располагаю всеМи дан ными для точных арифметических подсчетов, но не ошибусь, если скажу — экономический эффект по главку «Севрыбы» будет ис числяться сотнями тысяч рублей. Но дело это не из легких. Вес ной текущего года в траловом флоте были проведены широкие опыты. Треска, заготовленная экипажами «Щуки», «Лоцмана», «Кирова», «Советской Конститу ции», «Леща», «Абхазии» и дру гих в деревянные ящики, была вы гружена в порту прямо в вагоны. Отгрузка рыбы в Кандалакшу, Кемь, Сорокскую прошла хорошо. Но при отгрузке в Ленинград из- за нераспорядительности работни ков сбытовых контор и задержки в пути часть трески была сдана вторым сортом вместо первого. Но не только это волнует инженеров отдела обработки в первую оче редь. Нам не удалось добиться точного Неса «нетто». Он колебал ся в пределах от 20 до 26 кило граммов на ящик. ОНОМИЧЕСКИЙ Это нужно з н а т ь г • •« % Всем хорошб известно, что «столовая» рыба, т. е. использу емая для приготовления первых и вторых блюд, представляет большую ценность в свежем виде. Промысловики из года в год уве личивают заготовку охлажден ного полуфабриката. Однако воз можности используются далеко не все. Довольно часто приходится слы шать от моряков, что на севере легко сохранить выловленную треску, так как она уже при подъеме из воды имеет темпера туру около нуля градусов. Такое мнение успокаивает промыслови ков, они не принимают всех мер для сохранения улова. Сразу же скажем, что подоб ное мнение в корне неверно и что низкая температура вылавлива емой трески, наоборот, затрудняет, а не облегчает ее сохранение. Это происходит вследствие того, что рыба является животным холод нокровным, то есть температура ее тела почти равна температуре окружающей воды. Все ферменты, обуславливающие при жизни об мен веществ, а после смерти вы зывающие размягчение тканей, приспособлены к температурным условиям данного района. По-ви димому, многие знают, что сазан и другие рыбы южных водоемов на зиму залегают в ямах, пере стают Питаться и почти не дышат. Ничего подобного не случается с треской. Микрофлора, живущая в рыбе б в воде, тоже приспособлена к местным температурным услови ям. Микробы южных водоемов быстро размножаются при высо- кМ^Яйпёратуре и при охлажде нии «замирают»», тогда как мик робы холодных морей способны размножаться даже при темпера туре ниже нуля. Поэтому, если мы заложим в лед рыбу, выловленную в каком- либо теплом море, то мы значи тельно понизим ее температуру и создадим неблагоприятные усло вия для деятельности ферментов и микрофлоры. Такая рыба смо жет выдержать довольно долгое хранение. Мы знаем, что рыбаки Кубы и Цейлона, где температура воды доходит до 30 градусов, сво бодно сохраняют охлажденную ры бу двадцать суток, при этом они ее не потрошат и наваливают в трюм толстым слоем. В то же вре мя северная рыба, будучи зало жена в лед, остается в привычных для нее условиях. Температура ее тела снижается всего на 2 — 5 гра дусов и деятельность ферментов и микрофлоры ослабляется мало. Таким образом, в южных морях труднее рыбу охладить, но, охла див, легче сохранить; в северных морях, наоборот, легко охладить, но трудно сохранить. Вывод напрашивается сам со бой. Для того, чтобы дольше со хранить рыбу северных водоемов в охлажденном виде, мы должны использовать весь имеющийся у нас арсенал средств — повысить санитарное состояние трюмов, раз делку улова производить так, что бы не загрязнять его содержимым кишечников, обескровливать рыбу, то есть перерезать аорту у калтыч- ка сразу же после подъема улова на палубу, применять металлические ящики для заготовки свежья, ос воить использование биомициново- го льда и льда из морской воды. Хочется остановиться на пре имуществах льда из морокой во- £ы. Он имеет температуру таяния около минус 1,5 градуса, поэтому охлаждает сильнее, чем пресный лед. Опыт показал, что треска вы держивает хранение при темпера туре плюс один градус одиннад цать суток, а при температуре минус один градус — три недели. Таким образом, применение мор ского льда позволяет удлинить хранение рыбы. Л. МИНДЕР, кандидат тех нических наук. т т Нужны весы, которые были бы удобны в работе, занимали немно го места в трюме. Необходимо вы явить все причины, влекущие за собой уменьшение веса рыбы. В разрешении этих вопросов боль шую помощь траловому флоту мо жет и должен оказать коллектив ПИНРО. Мы считаем, что лаборатория технологии ПИНРО совместно с сотрудниками технического отде ления должна начать работу над разработкой ящиков легких, проч ных, легко поддающихся санитар ной обработке. Дерево — не луч ший материал для их изготовле ния. На смену ему должны придти пластмассы или другие синтетиче ские материалы. Доставка готовой продукции с промысла и отгрузна ее потреби телю стандартным весом (минуя рыбокомбинат) по методу трюм— вагон — дело огромной государст венной важности. Промышлен ность и наука должны объединять усилия для его быстрейшего пре творения в жизнь. В 1963 году управление флота оргапизовало на траулерах массо вую заготовку охлажденной гото вой продукции и полуфабриката в деревянные ящики с последую щей сдачей на плавбазу «Марите Мельникайте». Коллектив ее при нял такой трески 800 тонн. Одно временно на плавбазе вырабаты валась соленая готовая продукция. Она также, минуя рыбокомбинат, была отгружена потребителю. За счет сокращения утечки и удешев ления обработки рыбы получен значительный экономический эф фект. Есть смысл в дальнейшем продолжить эту работу. В порядке подготовки к эксплуа тации производственных рефри жераторов, имеющих кормовой слип, были проведены опыты по передаче разделанной рыбы не посредственно на промысле . на борт большого морозильного трау лера «Спутник» в специальных мешках с плавом. Расчеты показы вают, что рефрижератор может об служивать до пятнадцати судов. Работа при этом должна происхо дить следующим образом: моряки траулеров разделывают добытую рыбу, и хранят ее во льду на па лубе. Когда количество полуфаб риката достигнет 8 — 10 тонн, мешок с плавом спускается за борт, а экипаж рефрижератора по кормовому слипу поднимает его к себе на борт и затем заморажи вает. Моряки смогут работать без I потерь промыслового времени. Мы считаем, что такой вариант является наиболее совершенным, будет способствовать резкому уве личению заготовки свежья, по этому производственные рефриже раторы должны использоваться по прямому назначению, а не как транспортные суда. Известно, что для заготовки охлажденного полуфабриката ну жен лед. Экипажи получают его в Тюва-губе, на что уходит немало времени, флот несет потери в уло вах. Да и стоит лед дорого. Меж ду. тем большая группа судов на жидком топливе почти;на протя жении всего года ведет промыеел в северо-западных районах' ^Барен цева моря, близко отікромки льда. В практике отдельных- экипажей были случаи, когда моряки вы лавливали морской лед (а он по качеству гораздо лучше наливно го), дробили и пускали в дело. * Нынче был проведен эксперимент по массовой заготовке льда не посредственно в условиях про мысла. Занимался этой работой экипаж СРТ-448. Он сумел обеспе чить потребность всей группы ра ботающих судов. Проведенный эк сперимент должен послужить на чалом заготовки льда на промысле в более широких масштабах. В увеличении выхода продукции из центнера добытого сырца важ ную роль играет переработка от ходов в рыбную муку. Вопрос стоит сейчас так — ни один кило грамм рыбных отходов не должен идти за борт. Для успешного решения его необходимо быстрее освоить ры бомучную установку «Атлас». На флоте в настоящее время при меняется пять типов рыбомучных установок. Надо решить, наконец, какая из них лучше, какой осна щать новостроящиеся суда. Затянулось освоение машины «Баадер-440» для производства клипфиска, ждут, не дождутся промысловики рыборазделочную машину. Но все, о чем рассказывалось выше, является перспективным делом или делом недалекого буду щего. Каки^ же сейчас стоят бли жайшие задачи перед коллективом тралового флота? Во-первых, надо максимально увеличивать заготовку свежья, выработку клипфиска. Имеются все возможности для ликвидации отставания по выработке консер вов. Для этого консервным масте рам и их помощникам надо всю пригодную печень пускать на про изводство консервов. С качеством продукции на большинстве судов флота дело обстоит удовлетворительно. Но все же имеются факты, когда люди халатно относятся к своим обязан ностям, не дорожат честью марки флота. На траулере «Советск» (капи тан тов. Бездорожев, мастер по обработке рыбы тов. Десятков) было испорчено 2,5 тонны полу фабриката. Убыток составил 798 рублей. На траулере «Алупка» (капитан тов. Завьялов, стармех тов. Красильников, мастер по об работке рыбы тов. Медведев) при перекачке воды было подмочено 900 килограммов трески, чем на несен флоту ущерб 4 в сумме 194 рубля. Не все благополучно на боль ших морозильных траулерах. Управление флота получает рекламации на выпущенную эки пажами готовую продукцию. Основная претензия — допускае мая пересортица. Подобные примеры можно было бы привести еще. Виновные по несли административную и мо ральную ответственность. Но од ними административными мерами недостатков не изживешь. Надо, чтобы моряки прониклись чувст вом ответственности за поручен ное дело, а судовые партийные, профсоюзные и комсомольские ор ганизации, командиры судов по стоянно воспитывали у них ком мунистическое отношение к труду. О. КРОТОВА, заместитель начальника управ ления тралового флота. ПОСТАВКИ r " J Ы 4185 тонн рыбной продукции! сверх плана — такой вклад в£ чашу народного изобилия вне-” ели за ‘десять месяцев нынеш-5 него года труженики рыбной! промышленности Кольского ио-5 луострова. В ноябре «Мурмамрыбсбытуэ» предстоит отгрузить в разные! области страны 29230тонн рыб-! ных товаров. За первые девять! дней отгружено 6390 тонн. Н а - ! кіногб больше суточного' д&да-і йия; было отправлено рыбной! продукции в завершающие дни ! октябрьской вахты,тб и <7 н о - ! ября,. —--265І š тонна * вместо ! 1996 тонн по плану, ! Иду т и идут в е с т и С воодушевлением встретил іщшдегик Великого Октября эки паж траулера «Салтыков-Щед рин». Взятое шряюамн пред праздничное обязательство ус** пешню выполнено. С начала года экипаж выдал на народный стол 51 тысячу центігеров рыбной продукции. Капитан П. TEJ10B, Герой Социалистического Труда. * * * Соревнуясь в честі? 46-й го довщины Великой Октябрьской социалистической революции, до» срочно справился с десятимесяч ным планом грузоперевозок кол лектив автобазы главка «Севры ба». Впереди соірешующихся идут транспортники автоколонны № 3. Лучшими по профессия ■стали водители тт. Герасишв, Ро гатых, Мархонько и Кузнецов.' Бесперебойную работу авто мобилей обеспечил коллектив ав торемонтной мастерской. В канун праздника им выпущено сверх плана из капитального ремонта десять автомобилей. Н. ЖУКОВ, старший дис петчер автобазы. * * * С большим трудовым энтузи азмом неісли предпраздничную: ударную вахту рабочие и служа щие Мурманского лесотарного комбината. Они отрапортовали о достигнутой производствен ной победе. План октября выпол нен на 110,4 процента. Досрочно завершена программа десяти ме* сяцев. Сверх плана выпущен* продукции на 272 тысячи руб» лей. Наилучших показателей до бились картонажники и работни ки ящичінюпо цеха. Пример в ра боте здесь повседневно показыва ют бригады я ударники коммуни стического труда. £ * * Значительными успехами в тру де встретил всенародный празд ник экипаж плавбазы «Городец кий». Из последнего рейса в Ат лантику в порт доставлено 5.163 центнера готовой рыбной продук ции вместо 3.000 центнеров по плану. Сейчас на этом корабле ширит ся соревнование за коммунисти ческий труд. Почетное звание ударника коммунистического тру да уже завоевали 20 членов эки пажа. Выпускать продукции больше и только'отличного качества — та кое обязательство брали рыбооб работчики смены мастера тов. Мо гилева со второго холодильного завода, включаясь в предоктябрь ское соревнование. Их слово не разошлось с делом. В октябре сме на выпустила сверх плана 247 тонн первосортной продукции. Коллективу предоставлено право работать без проверки отдела теХ- 0 4 e c K W ^ K ^ p o ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 ноябре 1968 г, I стр»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz