Рыбный Мурман. 1963 г. Ноябрь.

Дело г осударс твенной Перед коллективом тралового флота стоит задача не только до­ бывать больше рыбы, но и уве­ личивать выход пищевой продук­ ции из центнера добытого сырца, снижать себестоимость. Главным путем к достижению этой цели яв­ ляется максимальная заготовка свежья. Экипажи промысловых кораб­ лей и раньше добивались высоких результатов по доставке в порт охлажденного полуфабриката. Но таких Кораблей было сравнитель­ но немного. В прошлом году на флоте развернулось массовое со­ ревнование за увеличение заго­ товки свежья. Десятки экипажей совершали свежьевые рейсы, на двадцати пяти траулерах приме­ нялись металлические ящики. 300 тыеяч центнеров охлажденного полуфабриката сверх плана было сдано на рыбокомбинат. Если бы это количество рыбы было на­ правлено в посол, то в результате утечек вес доставленного в порт полуфабриката сократился бы на 2Š4 тысячи центнеров. Промысловая обстановка теку­ щего года осложнила заготовку свежья. Но управление флота при­ нимает все меры к тому, чтобы облегчить задачу, стоящую перед моряками. Более широкое распространение на флоте получили металлические ящики. Сейчас уже тридцать пять экипажей работают с ними, а к концу года ящики будут выданы еще не менее чем на 10 траулеров. Отрадно, что большинство капи­ танов, мастеров по обработке ры­ бы поняли то преимущество, ко­ торое дает заготовка свежья в ящики. С промысла поступают ра­ диограммы — просим выделить пятьсот ящиков, просим семьсот... в а ж н о с т и Но пока возможности выполнить все заявки нет. Нам необходимо увеличивать число судов, рабо­ тающих с металлическими ящика­ ми. Это экономически выгодно. Только в первом полугодии в ме­ таллических ящиках доставлено 119.200 центнеров охлажденной трески. Работая без ящиков, моря­ ки смогли бы доставить . в порт только 79.500 центнеров охлаж­ денной рыбы. С применением ящиков уда­ лось увеличить срок заготовки свежья на 1,7 суток. За счет это­ го экипажи получили дополни­ тельную прибыль в сумме 68.500 рублей. За вычетом .стоимости из­ носа ящиков и суммы дополни­ тельных расходов, связанных с оплатой труда третьих помощни­ ков мастеров по обработке рыбы, применение ящиков дало флоту экономический эффект 42 тысячи рублей. Но заготовку охлажденного полу­ фабриката в металлические ящики мы должны расценивать как своего рода первый, подготовительный этап к доставке с промысла гото­ вой продукции в транспортных ящиках и выгрузке ее в порту по методу трюм—вагон. 4 'Нет необходимости много дока­ зывать преимущество этого мето­ да. Не будет тех многочисленных перегрузок, перекидок рыбы, на которые указывал Никита Сергее­ вич Хрущев во время своего пре­ бывания в Мурманске. Резко улуч­ шится качество продукции,- сокра­ тится время доставки ее потреби­ телю. Я не располагаю всеМи дан­ ными для точных арифметических подсчетов, но не ошибусь, если скажу — экономический эффект по главку «Севрыбы» будет ис­ числяться сотнями тысяч рублей. Но дело это не из легких. Вес­ ной текущего года в траловом флоте были проведены широкие опыты. Треска, заготовленная экипажами «Щуки», «Лоцмана», «Кирова», «Советской Конститу­ ции», «Леща», «Абхазии» и дру­ гих в деревянные ящики, была вы­ гружена в порту прямо в вагоны. Отгрузка рыбы в Кандалакшу, Кемь, Сорокскую прошла хорошо. Но при отгрузке в Ленинград из- за нераспорядительности работни­ ков сбытовых контор и задержки в пути часть трески была сдана вторым сортом вместо первого. Но не только это волнует инженеров отдела обработки в первую оче­ редь. Нам не удалось добиться точного Неса «нетто». Он колебал­ ся в пределах от 20 до 26 кило­ граммов на ящик. ОНОМИЧЕСКИЙ Это нужно з н а т ь г • •« % Всем хорошб известно, что «столовая» рыба, т. е. использу­ емая для приготовления первых и вторых блюд, представляет большую ценность в свежем виде. Промысловики из года в год уве­ личивают заготовку охлажден­ ного полуфабриката. Однако воз­ можности используются далеко не все. Довольно часто приходится слы­ шать от моряков, что на севере легко сохранить выловленную треску, так как она уже при подъеме из воды имеет темпера­ туру около нуля градусов. Такое мнение успокаивает промыслови­ ков, они не принимают всех мер для сохранения улова. Сразу же скажем, что подоб­ ное мнение в корне неверно и что низкая температура вылавлива­ емой трески, наоборот, затрудняет, а не облегчает ее сохранение. Это происходит вследствие того, что рыба является животным холод­ нокровным, то есть температура ее тела почти равна температуре окружающей воды. Все ферменты, обуславливающие при жизни об­ мен веществ, а после смерти вы­ зывающие размягчение тканей, приспособлены к температурным условиям данного района. По-ви­ димому, многие знают, что сазан и другие рыбы южных водоемов на зиму залегают в ямах, пере­ стают Питаться и почти не дышат. Ничего подобного не случается с треской. Микрофлора, живущая в рыбе б в воде, тоже приспособлена к местным температурным услови­ ям. Микробы южных водоемов быстро размножаются при высо- кМ^Яйпёратуре и при охлажде­ нии «замирают»», тогда как мик­ робы холодных морей способны размножаться даже при темпера­ туре ниже нуля. Поэтому, если мы заложим в лед рыбу, выловленную в каком- либо теплом море, то мы значи­ тельно понизим ее температуру и создадим неблагоприятные усло­ вия для деятельности ферментов и микрофлоры. Такая рыба смо­ жет выдержать довольно долгое хранение. Мы знаем, что рыбаки Кубы и Цейлона, где температура воды доходит до 30 градусов, сво­ бодно сохраняют охлажденную ры­ бу двадцать суток, при этом они ее не потрошат и наваливают в трюм толстым слоем. В то же вре­ мя северная рыба, будучи зало­ жена в лед, остается в привычных для нее условиях. Температура ее тела снижается всего на 2 — 5 гра­ дусов и деятельность ферментов и микрофлоры ослабляется мало. Таким образом, в южных морях труднее рыбу охладить, но, охла­ див, легче сохранить; в северных морях, наоборот, легко охладить, но трудно сохранить. Вывод напрашивается сам со­ бой. Для того, чтобы дольше со­ хранить рыбу северных водоемов в охлажденном виде, мы должны использовать весь имеющийся у нас арсенал средств — повысить санитарное состояние трюмов, раз­ делку улова производить так, что­ бы не загрязнять его содержимым кишечников, обескровливать рыбу, то есть перерезать аорту у калтыч- ка сразу же после подъема улова на палубу, применять металлические ящики для заготовки свежья, ос­ воить использование биомициново- го льда и льда из морской воды. Хочется остановиться на пре­ имуществах льда из морокой во- £ы. Он имеет температуру таяния около минус 1,5 градуса, поэтому охлаждает сильнее, чем пресный лед. Опыт показал, что треска вы­ держивает хранение при темпера­ туре плюс один градус одиннад­ цать суток, а при температуре минус один градус — три недели. Таким образом, применение мор­ ского льда позволяет удлинить хранение рыбы. Л. МИНДЕР, кандидат тех­ нических наук. т т Нужны весы, которые были бы удобны в работе, занимали немно­ го места в трюме. Необходимо вы­ явить все причины, влекущие за собой уменьшение веса рыбы. В разрешении этих вопросов боль­ шую помощь траловому флоту мо­ жет и должен оказать коллектив ПИНРО. Мы считаем, что лаборатория технологии ПИНРО совместно с сотрудниками технического отде­ ления должна начать работу над разработкой ящиков легких, проч­ ных, легко поддающихся санитар­ ной обработке. Дерево — не луч­ ший материал для их изготовле­ ния. На смену ему должны придти пластмассы или другие синтетиче­ ские материалы. Доставка готовой продукции с промысла и отгрузна ее потреби­ телю стандартным весом (минуя рыбокомбинат) по методу трюм— вагон — дело огромной государст­ венной важности. Промышлен­ ность и наука должны объединять усилия для его быстрейшего пре­ творения в жизнь. В 1963 году управление флота оргапизовало на траулерах массо­ вую заготовку охлажденной гото­ вой продукции и полуфабриката в деревянные ящики с последую­ щей сдачей на плавбазу «Марите Мельникайте». Коллектив ее при­ нял такой трески 800 тонн. Одно­ временно на плавбазе вырабаты­ валась соленая готовая продукция. Она также, минуя рыбокомбинат, была отгружена потребителю. За счет сокращения утечки и удешев­ ления обработки рыбы получен значительный экономический эф­ фект. Есть смысл в дальнейшем продолжить эту работу. В порядке подготовки к эксплуа­ тации производственных рефри­ жераторов, имеющих кормовой слип, были проведены опыты по передаче разделанной рыбы не­ посредственно на промысле . на борт большого морозильного трау­ лера «Спутник» в специальных мешках с плавом. Расчеты показы­ вают, что рефрижератор может об­ служивать до пятнадцати судов. Работа при этом должна происхо­ дить следующим образом: моряки траулеров разделывают добытую рыбу, и хранят ее во льду на па­ лубе. Когда количество полуфаб­ риката достигнет 8 — 10 тонн, мешок с плавом спускается за борт, а экипаж рефрижератора по кормовому слипу поднимает его к себе на борт и затем заморажи­ вает. Моряки смогут работать без I потерь промыслового времени. Мы считаем, что такой вариант является наиболее совершенным, будет способствовать резкому уве­ личению заготовки свежья, по­ этому производственные рефриже­ раторы должны использоваться по прямому назначению, а не как транспортные суда. Известно, что для заготовки охлажденного полуфабриката ну­ жен лед. Экипажи получают его в Тюва-губе, на что уходит немало времени, флот несет потери в уло­ вах. Да и стоит лед дорого. Меж­ ду. тем большая группа судов на жидком топливе почти;на протя­ жении всего года ведет промыеел в северо-западных районах' ^Барен­ цева моря, близко отікромки льда. В практике отдельных- экипажей были случаи, когда моряки вы­ лавливали морской лед (а он по качеству гораздо лучше наливно­ го), дробили и пускали в дело. * Нынче был проведен эксперимент по массовой заготовке льда не­ посредственно в условиях про­ мысла. Занимался этой работой экипаж СРТ-448. Он сумел обеспе­ чить потребность всей группы ра­ ботающих судов. Проведенный эк­ сперимент должен послужить на­ чалом заготовки льда на промысле в более широких масштабах. В увеличении выхода продукции из центнера добытого сырца важ­ ную роль играет переработка от­ ходов в рыбную муку. Вопрос стоит сейчас так — ни один кило­ грамм рыбных отходов не должен идти за борт. Для успешного решения его необходимо быстрее освоить ры­ бомучную установку «Атлас». На флоте в настоящее время при­ меняется пять типов рыбомучных установок. Надо решить, наконец, какая из них лучше, какой осна­ щать новостроящиеся суда. Затянулось освоение машины «Баадер-440» для производства клипфиска, ждут, не дождутся промысловики рыборазделочную машину. Но все, о чем рассказывалось выше, является перспективным делом или делом недалекого буду­ щего. Каки^ же сейчас стоят бли­ жайшие задачи перед коллективом тралового флота? Во-первых, надо максимально увеличивать заготовку свежья, выработку клипфиска. Имеются все возможности для ликвидации отставания по выработке консер­ вов. Для этого консервным масте­ рам и их помощникам надо всю пригодную печень пускать на про­ изводство консервов. С качеством продукции на большинстве судов флота дело обстоит удовлетворительно. Но все же имеются факты, когда люди халатно относятся к своим обязан­ ностям, не дорожат честью марки флота. На траулере «Советск» (капи­ тан тов. Бездорожев, мастер по обработке рыбы тов. Десятков) было испорчено 2,5 тонны полу­ фабриката. Убыток составил 798 рублей. На траулере «Алупка» (капитан тов. Завьялов, стармех тов. Красильников, мастер по об­ работке рыбы тов. Медведев) при перекачке воды было подмочено 900 килограммов трески, чем на­ несен флоту ущерб 4 в сумме 194 рубля. Не все благополучно на боль­ ших морозильных траулерах. Управление флота получает рекламации на выпущенную эки­ пажами готовую продукцию. Основная претензия — допускае­ мая пересортица. Подобные примеры можно было бы привести еще. Виновные по­ несли административную и мо­ ральную ответственность. Но од­ ними административными мерами недостатков не изживешь. Надо, чтобы моряки прониклись чувст­ вом ответственности за поручен­ ное дело, а судовые партийные, профсоюзные и комсомольские ор­ ганизации, командиры судов по­ стоянно воспитывали у них ком­ мунистическое отношение к труду. О. КРОТОВА, заместитель начальника управ­ ления тралового флота. ПОСТАВКИ r " J Ы 4185 тонн рыбной продукции! сверх плана — такой вклад в£ чашу народного изобилия вне-” ели за ‘десять месяцев нынеш-5 него года труженики рыбной! промышленности Кольского ио-5 луострова. В ноябре «Мурмамрыбсбытуэ» предстоит отгрузить в разные! области страны 29230тонн рыб-! ных товаров. За первые девять! дней отгружено 6390 тонн. Н а - ! кіногб больше суточного' д&да-і йия; было отправлено рыбной! продукции в завершающие дни ! октябрьской вахты,тб и <7 н о - ! ября,. —--265І š тонна * вместо ! 1996 тонн по плану, ! Иду т и идут в е с т и С воодушевлением встретил іщшдегик Великого Октября эки­ паж траулера «Салтыков-Щед­ рин». Взятое шряюамн пред­ праздничное обязательство ус** пешню выполнено. С начала года экипаж выдал на народный стол 51 тысячу центігеров рыбной продукции. Капитан П. TEJ10B, Герой Социалистического Труда. * * * Соревнуясь в честі? 46-й го­ довщины Великой Октябрьской социалистической революции, до» срочно справился с десятимесяч­ ным планом грузоперевозок кол­ лектив автобазы главка «Севры­ ба». Впереди соірешующихся идут транспортники автоколонны № 3. Лучшими по профессия ■стали водители тт. Герасишв, Ро­ гатых, Мархонько и Кузнецов.' Бесперебойную работу авто­ мобилей обеспечил коллектив ав­ торемонтной мастерской. В канун праздника им выпущено сверх плана из капитального ремонта десять автомобилей. Н. ЖУКОВ, старший дис­ петчер автобазы. * * * С большим трудовым энтузи­ азмом неісли предпраздничную: ударную вахту рабочие и служа­ щие Мурманского лесотарного комбината. Они отрапортовали о достигнутой производствен­ ной победе. План октября выпол­ нен на 110,4 процента. Досрочно завершена программа десяти ме* сяцев. Сверх плана выпущен* продукции на 272 тысячи руб» лей. Наилучших показателей до­ бились картонажники и работни­ ки ящичінюпо цеха. Пример в ра­ боте здесь повседневно показыва­ ют бригады я ударники коммуни­ стического труда. £ * * Значительными успехами в тру­ де встретил всенародный празд­ ник экипаж плавбазы «Городец­ кий». Из последнего рейса в Ат­ лантику в порт доставлено 5.163 центнера готовой рыбной продук­ ции вместо 3.000 центнеров по плану. Сейчас на этом корабле ширит­ ся соревнование за коммунисти­ ческий труд. Почетное звание ударника коммунистического тру­ да уже завоевали 20 членов эки­ пажа. Выпускать продукции больше и только'отличного качества — та­ кое обязательство брали рыбооб­ работчики смены мастера тов. Мо­ гилева со второго холодильного завода, включаясь в предоктябрь­ ское соревнование. Их слово не разошлось с делом. В октябре сме­ на выпустила сверх плана 247 тонн первосортной продукции. Коллективу предоставлено право работать без проверки отдела теХ- 0 4 e c K W ^ K ^ p o ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 ноябре 1968 г, I стр»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz