Рыбный Мурман. 1963 г. Март.

одного экипажа Замечательную трудовую победу одержал коллектив сейнера «ДС-7», возглавляемый капитаном Николаем Майко­ вым. Он первым среди судов передового в Приморье рыбо­ комбината «Тафунн» выполнил план первого полугодия. В счет июля экипаж уже добыл бо­ лее 650 центнеров высокока­ чественной рыбы. На снимке: тралмейстер Вла­ димир Сапрыкин (справа) и матрос Виктор Юрасов с уло­ вом рыбы. Фото Н. Назарова. Фотохроника ТАСС. ОМИЧЕСКИЙ Хозрасчетная комиссия управ- ни. А это значит, что недолов со- центнера внутренностей трески, из ления; тралового флота рассмотре- ставил примерно 2597 центнеров которых можно было бы вырабо- ла итоги работы траулера «Пио- рыбы. Вот что явилось основной тать жира и муки на сумму 10595 нер» за минувший год. причиной невыполнения плана по рублей. Экипаж этого корабля план по добыче. Плохо была организована выра- добыче рыбы за 1962 год выпол- На корабле был плохо органи- ботка клипфиска. При задании 95 сыграло то, что капитаны чувство- нил только на 90 процентов. Не- зован труд штурманского соста- центнеров фактически выработано вали себя на этом судне времен* долов составил 1.354 центнера, ва. Допускались нарушения пра- только 50 центнеров и 17,9 цен- щиками и не проявляли прин-. Как показала проверка, коллек- вил судовождения, в результате тнера русского пласта. ципиальной настойчивости в зак- тив работал неритмично: из вось- имели место случаи сцепления Руководство корабля не моби- реплении кадров. Поэтому неуди- ми промысловых рейсов задание тралом с других судов. Про- лизовало коллектив на борьбу за вительно, что этот коллектив за­ было выполнено только в четырех, мысловое судовождение осущест- экономию и бережливость в рас- кончил 1962 год с неудовлетвори- Не выполнен также и годовой влялось неудовлетворительно, из- ходования материалов, вследствие тельными показателями. Себесто- алан но выработке рыбьего жира за чего не выполнены основные чего на фактически сданную про- имость одного центнера продукции и клипфиска. показатели на час траления, на дукцию допущен перерасход повышена против плана на Хозрасчетная комиссия устано- промысловые сутки. по 4-м статьям сметы расходов на 1 рубль 58 копеек, затраты ва вила, что на выполнении плана В течение длительного времени общую сумму в 43.500 рублей. рубль товарной продукции увели- отрицательно сказались упуще- на корабле не ремонтировались ро- Техническая учеба на корабле чены на 12 копеек, ния, связанные с организацией лики, а это привело к преждевре-организована неудовлетворитель- Экипаж не выполнил доходную работы команды. менному износу ваеров. но. Вместо предусмотренных пла- часть плана, пересчитанную на Так, в марте прошлого года по В ноябре 1962 года при ветре ном 17 человек фактически за год фактическую добычу, на 44,9 ты- вине старшего механика тов. Кош- в шесть баллов вышел из строя обучено только 11 человек. На ко- СЯЧи рублей и недодал плавовой кина была допущена авария — вспомогательный двигатель >6 ,1, рабле отсутствовала подготовка прибыли 65,9 тысячи рубаеі. повреждены главный двигатель, поэтому не удалось поднять трал,кадров ведущих профессий: маете- Тмплгчртная комиссия веке*» 4 апреля из-за халатности мото- По заявлению капитана тов. Со- ров по добыче рыбы, помощников w начальнику пооизвоіст- рнста тов. Нашивочникова и вто- рокияа, руководителем промысла по обработке рыбы, мотористов. врн„ ого’ отіеля тов Попову вазо­ рого механика тов. Свинцова под- было дано указание: п тн я т ь і Т а ттшшчпл » и 7 іп < ч . пйѵи»иив и™ . ^ * Л * _ Бочки на шкертах YT £ DullIlUl U ViДѵіііІ 1ѵі/і Jjviivv J f wuy поднять Не производилось обучение вто- «пяться кто виноват в елтч&е t плавлены рамовые подшипники трал команде траулера «Сокол», рым профессиям, не работала шко- ’ дизель-генератора Л8 1. А 17 но- Но та, якобы, отказалась помочь, ла передового производственного ября по вине третьего механика Тогда было дано другое указание: опыта. тов. Демина и второго механика обрубить ваера и следовать в На корабле была большая теку- тов. Кошкина (разжалованного из порт, что было и выполнено — честь личного состава. За год сме- старших механиков) была допу- корабль ушел с промысла. За год нилось 172 человека, в том числе щена третья авария — вспомога- кораблем было потеряно из-за 4 капитана (тт. Кретов, Крылов, НЯРМПРТИ М„ , НИК(Ш и япѵГи і спе- тельного двигателя Jfi 1. На уст- сверхнормативных стоянок 23,1 Сорокин, Остерников), 4 старших ^алиртов ранение этих трех аварий потеря- суток. Недолов по этой причине механика, 4 старших помощника циал__ _ но 39 суток промыслового време- составил еще 1536 центнеров ры- капитана, вторых и третьих по- бы. мощников капитана — по 3 чело- Ослаблен был контроль с мости- века, вторых и третьих механи­ ка за отбором печени, поэтому при ков — по 3 человека, электроме- разделке рыбы недоиспользовано хаников — 4 человека, старших против плановых норм 2.129 цен- мастеров по добыче — 5 человек, тнеров тресковой печени и 84,5 Особенно отрицательную роль потерей трала и строго наказать виновных. Механико-суд о в о й службе (тт. Захарьину, Воронину) *— установить строгий контроль за работой машинной команды, ва в коем случае не допускать сме- заместн- «Морская сольэ — это отрывок из дневника матроса СРТ-4229 JI. Го­ рюнова, который он вел в одном из рейсов в Северную Атлантику. Ча­ стично дневник был опубликован в нашей газете 12 и 14 февраля. Н. РЫБНИКОВ, тель председателя комиссии парткома тралфлота по кон­ тролю за снижением себесто­ имости выпускаемой про­ дукции. Вначале рыба ловилась не­ важно. Поэтому первый груз набирали значительно дольше, чем. рассчитывали. Надевая дождевую робу, по утрам кое-кто из матросов на­ певал шуточвую песенку: Двадцать три богатыря Тянут ходом пустыря. Однако хоть и помалу лови­ ли, а трюмы все же наполня­ лись бочками с сельдью. Оста­ валось до полного груза на­ брать восемнадцать бочек. Сделали дрейф. Выбрали первую сетку и ахнули. Мы были в восторге! Подумать только — килограммов по пятьсот ва сетку! Часам к двум дня пустых бо­ чек не оказалось: вее наполни­ ли рыбой. А за бортом полови­ на порядка. Как тут выйти из создавшегося положеиия? Ка­ питану забот, конечно, больше всех. О случившемся Григорий Имкандрович поведал на оче­ редном общефлотском радиосо­ вете. Примерно через полчаса jipBMo ва нас «лезет» средний траулер >£4122. — Вам пустые бочки нуж­ ны? — кричат оттуда. — Нужны! — полетел ответ с мостика. — Приготовьтесь ловить! — Готовы! Мы отдалились от порядка. А вскоре вереницы бочек ва шкертах, продетые под пуковые обручи заколыхались ва лени­ вых волнах. Наш траулер лов­ ко подошел, и с борта его про­ чертила воздух цепкая кошка. Одна за другой бочки, подтя­ гиваемые матросами, карабка­ лись по стальному корпусу суд­ на. Пока выбирали бочки, не­ ожиданно вадвинулась сплош­ ная етена тумана. Где же по­ рядок? Кажется, потеряли. Стали давать гудки. Нам отве­ тили. Пришли на зов. У наше­ го порядка средний траулер № 438. — Молодцы! Пустые бочки вам при­ везли. Надо? Подумали, прикинули в уме и ответили: Ч «РЫБНЫЙ МУРМАН» 28 марта 1963 г. 2 стр. М о р с х а я соль *-» А как же, нужны! Опять к нам пришли бочки на шкертах. — Спасибо! *— Пожалуйста! Только ло­ вите! — ответили с двух трау­ леров. Поздним вечером, набрав полный груз рыбы, мы взяли курс к Фарерским островам: там стояли наши плавучие ба­ зы. Вожаковый Характер человека яснее от­ крывается в особо трудных ус­ ловиях. А в рыбацком труде вто особенно хорошо видно. Матрос Борис Мещеряков не одну тысячу миль избороздил по океанским просторам ва средних рыболовных траулерах. Он знает зимний холод Барен­ цева моря, капризы Северной Атлантики, жару н обильные уловы на банке Джорджес. И вот с этим закаленным крепы­ шом мне довелось промышлять ва одном траулере в Норвеж­ ском море. Еще в начале рейса старшей мастер лова заботился: «Кто же будет вожаковым?» У матро­ сов спрашивал: — Ребята, кто умеет кой- лать вожак? Все пожинали плечами, от­ вечали: —* Не приходилось. — Не знаю. У меня не получится. — Знаком с этой работой,— і как-то просто сказал Мещеря­ ков. Мастер изучающе посмот­ рел на матроса. — Да, там нужен первоклас­ сный матрос, крепкий, ловкий, чтобы вожак не подрезал при выметке сетей. Так Борис Мещеряков стал вожаковым. После каждого дрейфа его трудолюбивые руки укладывали в тесном трюме, в горловину которого беспрерыв­ но бежит струйками и струями соленая морская вода, три ты­ сячи метров толстого сизаль- екого троса. И каждый раз во время спуска бочек с рыбой в трюм Борис на самой трудоем­ кой работе, — обливаясь по­ том, в нательной рубашке рас- тавляет их ровными рядами в трюме. Еще Борис при вымет­ ке сетей постоянно стоит за штурвалом — самый опытный матрос. И еще у Бориса есть одна постоянная работа —- он артельный — получает про­ дукты, умеет их правильно я береясно уложить в каптерке. В матросской компании Бо­ рис частенько скажет: — Ну, что? Так и сидеть будем? Давайте хоть «потра­ вим» о чем-нибудь или «козла забьем». И компаиия ожива­ ет. Так что матрос Борис Ме­ щеряков не только по работе вожаковый, по вообще в жиз­ ни — вожаковый! Петькина идея А есть люди, которые долго м мучительно ищут себя. По­ жалуй, безошибочно к такому сорту людей можно отнести матроса-бондаря Петра Монсей- кина. Рассказы его пересыпаны пословицами, поговорками. К каждому случаю анекдот, шу­ точка н всегда кстати, Женил­ ся Петр, когда перевалило за тридцать. Есть у него в крови бродя­ чая жилка. И недаром он года три назад уволился из трало­ вого флота и укатил на Даль­ ний Восток, поработал ва золо­ тых приисках — снова вер­ нулся на Север. Множество лю­ дей убеждалось уже в силе про- сто-таки удивительного магве- тизма Мурманска. Тянет он к себе людей, словно зовет, зовет. И люди возвращаются. После странствий далеких устроился Петр в сельдяной флот. Работает, еще долго, на­ верное, будет работать. — А что мне делать на бе­ регу?— разводит руками Петр. Со скуки можно умереть. Так вот и ходит в море. Иногда можно уловить в его разговоре что-то о рационализа­ торах. Даже как-то он прогово­ рился, что сам дващы участво­ вал в этом деле и получал де­ нежные премии и свидетельст­ ва. На траулерах всегда найдет­ ся над чем подумать. Вот, к примеру, транспортер в рыбо­ посолочной машине шел на перекос. С боков его провали­ валась сельдь и лента транс­ портера безжалостно резала рыбу. Выправить бы... Но нель­ зя — концы ленты схвачены заклепками очень близко к краям. А в море не на берегу *— заменить нечем. Все дума­ ли: «Что же все-таки пред­ принять?» *-> Поставить надо металли­ ческие пластивки снизу вплот­ ную с лентой, предложил Моисейкин. Подумали, прикинули: Братцы! А вто идея! Осуществил идею третий механик коммунист Николай Кузнецов: закрепил металличе­ ские пластивки. •— Наковец-то избавились от рв*всй селедки, — выдохнул мастер но обработке Михаил Радюк. — Петенькина идея, —• тут же сказал кто-то не матросов. На подхвате Взаимовыручка для нас не диковинка. Если человеку труд­ но, ему идут на помощь. На средних рыболовных тра­ улерах взаимовыручка это уже вакон, черта коммунистической сознательности. Большой улов на подвахту выходят штур- маны, механики. Их никто не заставляет, они соглашаются добровольно работать поеле вахты: знают, что трудно мат­ росам в такие минуты. День солнечный, ветреный, рыбный. Океан белеет. По па­ лубе сельдь расползается жи­ вой лавиной. Убрать бы ее бы­ стрее в бочки. Сделать это мож­ но, но опять же надо обрезать­ ся от порядка и становиться ва вожак — людей не хватает. Вот тут-то іа к раз кстати подвахта... У юнги Владимира Сокорова и моториста щечки пухленькие, румяные, но оде­ ты ребята как матросы в дож­ девую робу. —* К вам на помощь при­ шли! •»- кричит матрос. •• і Двое смеются: •— Что делать? —• Бочки с рыбой откыты- вать, — уведомляет мастер по обработке. •— 9й, Володя, иа-ка брось кухтыль! — дает работу юнге матрос Константин Бедре*. Тепло одетый, Владимире как медвежонок берется за груше­ видный резиновый шарик. Взмах вазад, вперед, снова на­ езд, сильный толчок вперед —» кухтыль отрывается от юнги, попадает в стальную раму кух- тыльника, амортизирует и бьет юнгу в плечо так, что тот па­ дает с ног. *— Ух, черт! — Владимир недоволен своей оплошностью. Снова скользит полуболотнымя сапогами по палубе, пытается (хватить непослушный шарик. Н, наконец, догнав его у фаль­ шборта, Владимир берет его я взбирается на трюм: отсюда ближе бросать в кухтыльннк. Опять кухтыль, словно маят- вик, раскачивается в рука і Владимира, взлетает высоко и... пролетает мимо кухтыль- ника. «-* Ну, что ж ты, Володя, оплошал? « подтрунивают матросы. *— Дай-ка я, — подходит моторист Александр Сурков. Попытался забросить. Точь- в-точь как у Владимира. Еще раз... кухтыль в кухтыльнике. (Окончание на 4 стр.). ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz