Рыбный Мурман. 1963 г. Март.

ЧИТАТЕЛЬ СОВЕТУЕТ, ПРЕДЛАГАЕТ.. J3 У л у ч ш и т ь р а б о т у к о т л о в с и с т е м ы Г о у д е н - Д ж о н с о н В траловом флоте насчитывает­ ся несколько десятков судов, на которых установлены котлы сис­ темы Гоуден-Джонсон. По призна­ нию многих специалистов, эти koj- лы обладают целым рядом конст­ руктивных недостатков и часто выходят из строя. Когда происходит авария , по обыкновению начинают искать причину, разбираться, в чем дело. Как правило, работники Госрыб- флотинспекции і и представители Регистра СССР сводят причину аварий к неправильной эксплуа­ тации и обслуживанию котлов. По их мнению, та или иная авария произошла либо из-за попадания в котел масла , либо из-за форси­ ровки котла и реже— и з - за мест­ ного перегрева от неправильной работы форсунок. А мне кажется , что это совсем не так. Из своего многолетнего опыта работы на . судах подобно­ го типа знаю, что попадание масла в котел не всегда приводит к про­ садке топок. Несколько лет тому н а зад на траулере «Нептун» инс- век іцром Регистра при осмотре котла было обнаружено значитель­ ное количество масла, однако по­ вреждения топок замечено не бы­ ло. Мало того, спустя два года при повторном осмотре в нижней части бочки котла и на жаровых трубах оказался масляный шлам. А топки опять же не были дефор­ мированы. Наоборот , можно привести мас­ су примеров по другим траулерам, когда в котлах не было масла, а в топках оказывалась просадка. Кстати, последними исследова­ ниями установлено, что при суще­ ствующих системах фильтров пи­ тательной воды часть масла (до 30 процентов от подаваемого в ци­ линдры двигателей) попадает в котел. И практика • подтверждает , что масло в том или ином количе­ стве в котлах всегда есть. Просадка топок чаще всего про­ исходит на траулерах польской по­ стройки, реже — на траулерах шведской и совсем редко — на траулерах финской постройки. Мо­ ж е т создаться впечатление, что на суда финской постройки специаль­ но подбирают наиболее квалифи­ цированных механиков. Однако, в действительности, как раз наобо­ рот. Так в чем же дело? А дело ©пять-таки упирается в несовер­ шенство конструкции котлов и к а ­ чество их изготовления. Теперь — в отношении форси­ ровки котла. Строго говоря ,этот іргумент не выдерживает критики. Согласно тепловому расчету кот­ ла, произведенному институтом «Гипрорыбфлот», номинальная па- ропронзводительность котла систе­ мы Гоуден-Джонсон на мазутном отоплении составляет 6.500 кг/час. Д л я этого требуется расходовать 540 кг/час мазута , а в сутки —* 12.900 кг. * Н а котле установлено три фор­ сунки с максимальной производи­ тельностью по 180 кг/час к аж д а я , то е с т ь -в сутки расход топлива олять-таки составляет те 5ке 540 кг/час. Следовательно, сами фор­ сунки не позволяют форсировать котел. Д а и норма расхода топли­ ва в сутки всего 8,3 тонны (по-мо­ ему, у нас вряд ''ли найдутся тр ау ­ леры, где расход мазута в сутки составляет 12—13 тонн) . Значит, форсировка здесь также не при­ чем. Наконец, насчет местного пере­ грева из-за неправильной работы форсунок. Это, в основном, чисто эксплуатационный вопрос, И:ОН, на мой взгляд, почти целиком во власти механиков. Почти, потому что зачастую, бывает, механикам своими силами «не унять» биения пламени. РАБОТАТЬ НЕ ЗА СТРАХ, А НА СОВЕСТЬ Почему же все-таки, квалифи­ цируя причины аварий, всегда ссы­ лаются на эти три фактора и, в основном, на первые два? ,» Все знают, что дело обстоит так плохо с котлами из-за их конст­ руктивных недостатков и з авод ­ ских дефектов, а сказать об этом прямо, открыто не хотят. Боятся , видите ли, что это расхолодит ме­ хаников, притупит их ответствен­ ность. А, по-моему, это в корне не­ верно и вредно. Вредно потому, что подобная постановка дела при­ учает людей работать не на со­ весть, а з а страх. Надо прямо сказать: да , эти котлы конструктивно далеки от совершенства, они изготовлены не лучшим образом. Но от вас, това ­ рищи механики, требуется — и это дело вашей чести! — заставить ко ­ тел работать надежно, несмотря на все его недостатки. Как этого добиться? Сделать это, безусловно, нелегко, но впол­ не возможно. Что это так, могу сослаться на свой личный опыт работы на траулере «Шелонь». Котел системы Гоуден-Джонсон находится у нас в эксплуатации с конца 1955 года., З а семь лет ра ­ боты в нем не было ни одной про­ садки топки. Д аж е во время сред­ S него ремонта машины специалисты не сочли нужным их менять. До сего времени не требовала чеканки или обварки ни одна заклепка. Конечно, в этом заслуга не толь­ ко членов машинной команды. Случаи с попаданием в котел мас­ ла и шлама , к сожалению, бывали и у нас. Но лично я считаю, что при изготовлении котла для наше­ го траулера было, видимо, допуще­ но меньше нарушений технологии, чем на других котлах. С этой сто­ роны, нам, как говорят, просто по­ везло. • Таких котлов, как наш, в трало ­ вом флоте найдется немного, не больше двух—трех, и с самого на ­ чала эксплуатации у всех у них не правилась ни одна топка. Но, .с другой стороны, на нашем судне заведен очень строгий поря ­ док: каждый член машинной команды считает своим святым долгом — как можно бережнее от­ носиться к котлу, так что забот ­ ливый уход за котлом тоже сыг­ рал немалую роль. Особое внимание мы обращаем на водоконтроль и содержание в чистоте самого котла. Дл я лучшей фильтрации питательной воды от масла в теплом ящике установили дополнительные фильтры, в кото­ рых задерживается львиная доля Аіасла. Д в аж ды в сутки эти филь­ тры меняем и до четырех раз в сутки котел продуваем верхом и низом. Подогрев питательной во­ ды доводим до 135— 138 градусов Цельсия, . Суточный расход топлива на на ­ шем судне снижен до 7—7,2 тон­ ны. Это говорит о том, что котел по расходу топлива работает с на ­ грузкой всего около 60 процентов от расчетной. На переходах мак ­ симальный расход бывает до 9 тонн в сутки. В прошлом году машинная команда «Шелони» сэкономила топлива, на 10 тысяч рублей. Д о ­ бились мы этого за счет борьбы с утечками пара и максимальной его утилизации, а это очень важно для облегчения работы котла. Но вместе с тем мы, честно го­ воря, используем не все возможно­ сти для улучшения эксплуатации котлов этой системы. В своих з а ­ метках я хочу затронуть дв а ос­ новных вопроса. ТРИ — ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА БЕЗ ЧИСТКИ! Первый из них касается продол­ жительности работы котлов между чистками. По нормам она состав­ ляет 1200 приведенных часов, то- есть через каждый рейс. Но как известно, котлы системы Гоуден- Джонсон обладают большой про­ дольной жесткостью и при изме­ нении теплового режима в конст­ рукции возникают большие напря ­ жения. Особенно они велики во время спуска и подъема пара. Так, научными исследованиями уста­ новлено, что при подъеме пара напряжение в нижней части бочки достигает 1.500 кг на квадратный сантиметр. Но ведь это — данные, которые были получены во время исследований, то есть когда об­ служивающий персонал действо­ вал со всей тщательностью. В обычной же, промысловой обста­ новке результаты несравненно ху ­ же , особенно на котлах, работаю­ щих на жидком топливе. Положение усугубляется еще тем, что. практически нам нечем осуществлять контроль з а темпе­ ратурой отдельных частей котла при спуске и подъеме пара, кро­ ме как... наощупь. Но что можно определить таким, с позволения сказать , методом? Ведь для паль ­ ца , когда прикасаешься им к го­ рячему предмету , .все равно какая температура: 180 или 110 граду ­ сов, — все равно горячо. К тому ж е наибольшая производитель­ ность одной форсунки, намного превышает максимально допусти­ мую при подъеме пара. • Вследствие этого приходится пользоваться одновременно толь­ ко одной форсункой и зажигать ее периодически, что еще больше под­ нимает температурные н апряже ­ ния и увеличивает время на спуск и подъем пара. Поэтому каждый спуск и подъем пара — это бич для котла. - Напрашивается вопрос: нельзя ли чистку котла производить поре­ ж е и уменьшить при подъеме па ­ ра температурные напряжения? Со всей уверенностью можно ска ­ зать: вполне допустимо. Опыт по­ казывает , что при заботливом ухо­ де за котлом можно его эксплуа­ тировать по три и четыре месяца подряд. Тогда за чем же стало дело? Причин немало. Не отступают от заведенного правила хотя бы потому, что производить подоб­ ные эксперименты некоторые про­ сто опасаются, действуя по пого­ ворке «как бы чего не вышло». Нельзя в этом обвинять только ме­ ханико-судовую службу, хотя во многом и она повинна. В самом деле, как винить работ ­ ников механико-судовой службы в косности и консерватизме, если инспекция Регистра в каждом слу­ чае аварии прежде всего интересу­ ется вопросом: а когда в послед­ ний раз производилась чистка котла? В случае, е с л и , нарушены сроки, инспектор тут же делает со­ ответствующие выводы (ведь про­ ще всего квалифицировать причи­ ну аварий, сославшись на инструк­ цию!). Однако факт остается фактом: часто чистить котлы вредно и не всегда вызвано необходимостью. Особенно чистка вредна в зимний период эксплуатации. Я думаю, что с тем доводом, ко ­ торый я сейчас приведу, согласят­ ся все механики. В памяти многих из них аварии котлов, которые произошли на траулерах «Рига» и «Мацеста». Если кому неизвестно, могу сказать, что эти аварии про­ изошли спустя две недели после чистки котла. Так ведь это не зна ­ чит, что во избежание несчастных случаев котел нужно чистить к а ж ­ дую неделю. Главное — не то, ча ­ сто или редко производится чист­ ка, а насколько хорошо она дела ­ ется. Ведь на «Риге» и «Мацесте» а в а ­ рии произошли именно потому, что после двух недель эксплуатации в котлах были обнаружены грязь и масло. Я беру на себя смелость ут ­ верждать , что котел можно экс­ плуатировать на протяжении трех­ четырех месяцев и иметь при этом поверхность нагрева чистой. Для этого лишь нужно каждому члену команды четко выполнять свои обязанности, строго выполнять ин­ струкцию по эксплуатации котлов. Есть пожелание механико-судо­ вой службе выделить несколько судов для работы по новым нор­ мам. ТОЖЕ ВАЖНЫЙ РЕЗЕРВ ! Второй вопрос, который также коренным образом влияет на улуч­ шение эксплуатации котлов систе­ мы Гоуден-Джонсон, касается ис­ кусственной циркуляции воды в нем во время подъема пара. Как известно, на котлах этой системы из-за тех же конструктивных недо­ статков естественная .-циркуляция X' затруднена . Однако опыт показы­ вает, что если запустить питатель -Щ ный насос на циркуляцию сразу же с момента подтопки котла и не останавливать его ни на мину­ ту до 4,5—5 атмосфер, удается по­ чти уравнять температуру верха и низа бочки котла. Следовательно, снимутся и из­ лишние температурные напряже ­ ния при подъеме пара, а это, об­ разно выражаясь , — залог «здо­ ровья» для заклепочных швов. Причем время на подъем п а р а 1 благодаря искусственной циркуля­ ции может быть значительно со­ кращено не во вред котлу. Этот вопрос не является столь уж сложным, хотя если рассчиты­ вать на услуги паросилового хо­ зяйства рыбного порта, это зна ­ чит в большинстве случаев обречь себя на постоянное бездействие. Можно ли в таких случаях най­ ти какой-то выход? Вполне! Для этого нужно судно, на котором поднимается пар, поставить к бор­ ту траулера , стоящего под паром, и взять его у него. Именно такими услугами не раз пользовались и мы, причем, надо сказать, пара давлением в 4 атмосферы было до ­ статочно не только для подогрева топлива (ма зута ) , но и для рабо­ ты питательного и форсуночного насосов. Циркуляция воды начинается с момента подтопки. Насос оста ­ навливаем при давлении 4,5 а т ­ мосферы. Время подъема пара со­ кращается на б часов. Эффект получается замечательный! И не мудрено: за 25—26 часов насос пе­ рекачает воду в котле раз 16. Этот метод надо узаконить и внедрить на всех судах. Кстати, еще лет шесть тому назад был по этому поводу приказ начальника флота, но почему-то он остался лишь на бумаге. ♦ * * Осуществление всех этих меро­ приятий должно значительно улуч­ шить эксплуатацию котлов. В про­ ведении их должны принять с а ­ мое активнейшее участие все су ­ довые механики. Пусть для всех нас это будет первейшим долгом, делом нашей чести. Нужно к аж д о ­ му помнить б том, что экономия на чистке котлов, сокращение про­ стоев судов в порту — это сотни, тысячи центнеров рыбы сверх плана. Во имя этого стоит хорошо потрудиться! И. МИНЦ, старший меха­ ник траулера «ІІІелоиь». От редакции: Вопросы, затрону­ тые тов. Минцем по улучшению эксплуатации котлов паросиловых установок, актуальны и, несом­ ненно, представляют большой ин­ терес для всех судовых механиков, работающих на паровых трауле ­ рах. Хотелось, чтобы в обсуждении заметок тов. Минца, а также по другим вопросам, связанным с по­ вышением эффективности работы котлов системы Гоуден-Джонсон, высказались механики других су­ дов. Редакция ждет от вас писем, то­ варищи механики! Д о с л е д л я х п е о ш у б л я м с о в л н ш ы х п и с е м УКРАИНСКАЯ ССР. На строительстве Киевской-Комсомольскои; ЭС широко развернуто .социалистическое соревнование. На многих* ■метках огромной стройки бригады и передовые гидростроители" В рачительно перевыполняют нормы. S ■ На снимке: электросварщики Анатолий НАУМОВ (справа) и Ни-” 1 . . ілай ЕРЕМЕНКО на монтаже блока шлюза. Они выполняют нор-; » іі а ы иа 156— 180 процентов. 4 ■ ♦ о т о В. Сычева. Фотохроника ТАСС. В редакцию обратился с пись­ мом артельный танкера «Пирятин» 3 . Сорокин* Он сигнализировал о грубости по отношению к покупа­ телям со стороны работницы ма­ газина № 1 Е. Гладковой. Председатель правления рыбко- ола тралового флота тов. Редзько сообщила редакции, что жалоба тов. Сорокина была обсуждена правлением вместе с коллективом бригады по выписке счетов. Е. Гладкова за грубость предупре­ ждена. Проверкой жалобы установлено морякам предусмотрены рыбные также, что тов. Сорокин хотел вы- консервы. с базы Рыбсбыта мага* писать только рис и гречу, тогда л в r r J зин получает консервы в основ-* как в магазине имеется достаточ- J у но широкий ассортимент круп. иом 113 Ры^ местных водоемов и в Следовательно, тов. Сорокину вме- очень незначительном количестве сте с судовым поваром нужно про- — рыб южных водоемов. Этот думанно составлять разнообраз- Л 1/А.1Лопппв „ ное меню для питания моряков, ассортимент рыбных консервов и используя весь ассортимент круп, ©тпУснается Для моряков. как это делается на большинстве ***** судов. «РЫБНЫЙ МУРМАГЬ Кроме того, по нормам питания 23 марта 1963 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz