Рыбный Мурман. 1963 г. Март.

Р А З Д У М ЬЯ , м Ы С Л -И, А В А Р ПРЕДЛОЖЕНИЯ ! Аварии... О них говорят почти на каждом собрании, совещании, партийных и профсоюзных кон­ ференциях. Виновников аварий предупреждают, наказывают, от­ страняют от судовождения. А столкновения судов, посадки ко­ раблей на мель между тем про­ должаются. С начала нового года прошло лишь два месяца, а на счету фло­ та уже девять аварии. В чем же дело? Почему так ча­ сты аварийные случая н различ­ ные морские происшествия? При­ чина простая: она заключается в безответственном отношении судо­ водительского состава к исполне­ нию своего служебного долга, к правилам предупреждения столк­ новения судов. Известно, что на промысле не­ редко приходится работать в стес­ ненных условиях (по нескольку судов в одном квадрате), и быва­ ют случаи, когда, увлекшись по­ иском «большой» рыбы, капита­ ны забывают о правилах совмест­ ного плавания и лезут, что на­ зывается, «на рожон». Причиной же посадки судов на мель зачастую является пре­ небрежительное отношение к оп­ ределению местонахождения суд­ на. Иные капитаны рассуждают так: есть радиомаяки, иеправно работает эхолот, стоит ли лиш­ ний раз заниматься астрономнче- каждого курса, рассчитать время море диспетчерская служба ні- скими вьгаислеииями? А ле- поворотов, пеленги опасности. А значает любой час суток, ность, беспечность приводи х не- главное — нужно хорошо изучить И вот на деле получается так. хорошим последствиям. лоцию Кольского залива и побс- Капитан вместе с командой целый Но как ни странно, эначитель- режья, приучить штурманов к день готовил корабль к выходу в пая часть аварий совершается в распознаванию берегов и мысов, море. Естественно, за день в„‘с порту, в Кольском заливе, прн Эти Прописные истины приходит- устали. ІІо подошел час — будь входе и выходе из неге. Справед- ся повторять лишь потому, что любезен, отходи, лявостм ради надо сказать, что аварии на траулерах «Пикша» н Самое разумное, на ной взгляд, для промыслового фл«п , которым «Большевик» произошли именчч если уж судно не отошло до 21 базируется сейчас в Мурманске, из-за пренебрежения менентар- часов — назначить еиу отход на рыбный порт, безусдовие, стал «ими основами судовождения. утро (на 7 — 8 . часов). Люди з і тесен. У причалов суда шварту- Однако в зтоі статье хочется это время хорошо отдохнут и бел ются в пять-шеетБ корпусов, мяо- поговорить и о других факторах, нервотрепки отправились бы в гие корабли в ежидаяин свобод- способствующих увеличению чиг- норе. ных мест у причала или отхода да аварий. Н прежде всего над-) А взять службу главного кали­ на промысел стоят на реіде. Тем задать такой вопрос: все ли еде- тана- В нее входят пять иорских более опасно судовождение зи- лано для того, чтобы снизить про- инспекторов и капитанов-настав- мой, когда залив бывает «кутан цевгт аварийности, а конкретаэ, ников. При таком большом коли- туманом. созданы ли условня для капитд- чсстве судов работникам отдела Казалось бы, в этих условиях нов, чтобы предотвратить эти главного капитана совершенно не- судоводитель должео проявлять чрезвычайные происшествия? когда заниматься вопросами безо- максимум бдительности, тщатель- Надо признать, что в этом от- пасюости мореплавания, а вся их но обдумывать каждое решевке ношении сделано и делается очень энергия уходит на выполнение ге­ на передвижение судна и держать мало. кущих дел, а проще говоря, он* в готовности вее электронавига- Начать хотя бы е диспетчерском превратились в своего рода «тол- ционные приборы. Однако и ту? службы. Аппарат диспетчерской качей» по отправке судов в море, нередко проявляется беспечность, сейчас значительно увеличен. Несколько слов о выдвижении А каждый капитан должен Цель этого увеличения — улуч- молодых судоводителей на долж- взять за правило: при отсутствии шить отправку судов в море и ность капитана.^ Надо сказать, это хорошей видимости, даже с и с- встречу их в порту. Но как орга-, очень серьезный вопрос. Мне ка- правными локаторами, если плохо низована эта служба? / жется, выдвигать в капиталы знаешь вейд и причалы, лучше Допустим, судно вернулось с стаРших помощников можно лить стой и не двигайся с места. промысла в час-два ночи. Беспо- после тщательной ^ подготовки и Вэ избежание аварий в зализе леэно рассчитывать на то, что пІ>овеТ|Т™ их ЗІШ!'ИИ и деловых ка- как при выходе из порта, так и его тут же примет порт: рабочий честв. " Р и'1ем установить своего по возвращении с моря капитан день в диспетчерской начинается <<ценз>> ~ П01’ЛЙ лег обязан сделать предварительную с 9 часов утра. Вот уж поистине: І)а^0ТЬІ в должности старшего по- прокладку курсов, перевести их в «Личный покой прежде всего», мошника. компасные, измерить расстояние Зато при отправке кораблей в Назначение же приурочивать к «лолярному дню». В весенне- І летний период в море бывает меньше штормов, и молодому ка- в і ѵ і о р е в (Начало см. на 1 стр.). Недолго судно пробыло в море — всего 16 суток. Верну­ лись моряки в порт и слышат: «Опять наш «Петрозаводск» со­ бираются ставить в ремонт». Это было 12 декабря 1962 г. С того дня, что судно ошварто­ валось у причальной линии судо­ верфи, судоремонт- ' кики пять раз на­ значали сроки окончания работ, капитан пять раз коинлектовал н раэукомпле к т о- вывал команду, а ремонту и сейчас конца не видно. Почему же так получилось? А тут опять нужно вернуться к про­ шлогоднему ремонту и рассказать, как велиеь в то время работы ва Й~>аУлере. После многочисленных переделок (о чем, кстати, писала и наша газета) ремонтники прило­ жили все силы к тому, чтобы лю­ быми путями «вытолкнуть» суд­ но в море. Что именно «вытолк­ нули» — это на самом деле п к и было, другого слова тут не под­ берешь. А было так. Старшин механик траулера тов. Благеитный, видя, что ремонт главной машины про­ изведен кое-как, о чем свидетель­ ствовал большой стук в нервом рамовом подшипнике, до самого выхода в море отказывался под­ писывать акт на произведенные на судне ремонтные работы. Отказы­ вался потому, что заранее предвл- дел: в рейсе либо машина может выйти из строя, либо может слу­ читься авария с рамовын подшип­ ником и станиной. Однако как он ни доказывал свою правоту и не требовал, чтобы в машине заново произвели ре­ монт, никто его в тот момент не поддержал. Наоборот, его обвини­ ли в техническом невежестве, незнании своего дела, а главный инженер верфи тов. Новиков гро­ зился «испортить» Блакитному «карьеру». По настоянию Блакитного на судно дважды вызывали Регист­ ра СССР. Это настоящим образом взбесило руководителей верфи. — Вот ведь: один дурак эа- нения суточного задания — не- кружвл голову двадцати умни- хватка кораблей на промыеле. В кам (?!), — возмущался заме- числе судов, месяцами простаи- етитель главного инженера вающих в порту и у причалов су- тов. Телех. доремонтных предприятий, и тра- Полную беспринципность про- улер «Петрозаводск», который на явил в тот момент начальник протяжении последних семи ме: отдела технического контроля сяцев лишь 16 дней пробыл на тов. Мараков, в обязанность ко- промысле и больше полгода стоит в решите. В решении зада­ чи по досрочно­ му выполнению плана добычи ры­ бы и выпуска рыбной продукции в 1963 году серь­ езная роль отво- торого входит борьба против бра- дится и коллективам судоремоні- ка и нарушений технологии ре- ных предприятий. Так давайте монта. же, товарищи судоремонтники, эту — Сходишь один рейс, ничего задачу будем решать вместе с про- МИША! не случится. А там посмотрим, — увещевал он. Старший механик сдался. И в самом деле, а что он мог сделать, если инспектор Регистра дал «добро» на плавание? Однако в рейсе стук в рамовом подшипнике увеличился. Мало того, к концу появился стук и в цилиндре низкого давления. Когда же* траулер поставили к причалу судоверфи и сюда напра­ вили специальную комиссию по обследованию дефектов, обнару­ жился еше один изъян: оказалась лопнувшей машинная рама. На днях судоремонтникам по­ надобилось переставить траулор с шестого причала на десятый. Во время перестановки по вине ко­ манды буксира траулер «Петроза­ водск» столкнулся с другим суд­ ном, стоящим на одиннадцатом причале, в результате чего у него оказалась поврежденной кормовая часть. Казалось бы, все ясно: судоре­ монтники, что называется, «при­ бавили» себе работы, они и должны исправлять повреждение. Так нет, руководители судоверфи завели тяжбу с командованием траулера и требуют оформить на этот вид работы дополнительный заказ. У промысловиков тралового флота е каждым днем растет за­ долженность по вылову рыбы. Одна из главных причин невынол- мысловиками! Нельзя же подво­ дить их без конца! в. тяпкин. питану проще привыкнуть к са­ мостоятельной работе. Первые два рейса вновь назна­ ченный капитан пусть поработает с наставником, а лучше всего его назначить дублером к опытному судоводителю. И последнее, на чем хочется ос­ тановиться, — это на вопросах быта, отдыха капитана на берегу. Руководителям флота нужно серьезно подумать о создании нор­ мальных жилищно-бытовых усло­ вий для судоводительского состава и прежде всего об обеспечении жильем капитанов. Ведь нормаль­ ный отдых на берегу — залог его успешной работы в море. Только общими усилиями капи­ танов, механиков, всех отделов н служб флота можно и вужно по­ кончить с аварийностью. От это­ го в значительной степени зави­ сит успех работы флота в выпол­ нении государственного плана и социалистических обязательств по добыче рыбы ва вятый год сема- летки. П. ДАВКНИС, капитан траулера «Сиолслсх». Гигантские работы разверну­ лись на Аральском побережье и вдоль горной цепи седого Урала. Самая большая в мире протяжен­ ность, самого большого диаметра трубы — вот что такое газопро­ вод Бухара — Урал. Остался по­ зади трудный путь в тысячу е лишним километров. На снимке: на строительстве газопровода близ Троицка Челя­ бинской области. Фото В. Георгиева. Фотохроника ТАСС. П о с л е д а м н а ш и х в ы с т у п л е н и й «ГЛАЗАМИ ХОЗЯИНА» Тов. Курамшнн з статье «Глаза­ ми хозяина» правильно указывает на многие неиспользованные ре­ зервы по увеличению добычи ры­ бы и снижению ее себестоимости. Плохое обеспечение тралового флота стальными тросами часто является причиной неудовлетвори­ тельной работы многих судов. Ру­ ководство тралового флота, глав* ка «Севрыба» и эГкіастные партий­ ные органы обращались по этом; поводу в Госплан СССР, и на «то­ ром квартал Ш іі г. траловом; флоту выделено сіального троса к достаточных количесівах, просьбы экипажей судов будут удовлетво- рены. 30 процентов всех иухтылей, за­ казанных на 1S63 год, рассчитаны для работы ка глубинах до 80# метров, повышена прочность бо- бинцев. Уже во втором «варталс 19*3 г. все траулеры флота будут полное стью обеспечены капроном і лав­ саном для постройхи орудий лова. Главное управление «Севрыба» вошлэ с ходатайством в Госнлая СССР о выделении траловому фло­ ту в 1963 г* дву^ рефрижератор­ ных плавбаз. В. ЗАКУРДАЕВ, начальник управления тралового фло­ та. Развитие кошелькового лова рыбы на Д альн е м Восток е На Дальнем Востоке кошелько­ вые невода начали применяться с 1927 года. В те годы на кошель­ ковом лове работало одно судно, иепольэовались для кошелькового корме судна была устроена беспо- которое добыло около 7000 цент- лова сельди металлические сейне- вопотная неводная площадка. На неров сардины за сезон. ры типа РБ-80, затем МРС-80 и ней был размещен невод длиной С 1936— 1937 гг. в южном РС-€0-300 л. с. Кошельковые не- 700 метров и высотой 100 метров. Приморье начинается бурное рад- вода для МРС-РБ-80 применяли Для выборки невода был уста­ в н о е кошелькового промысла cap- длиной до 400 и высотой в жгу- новлен силовой блок, который ра- дины. В лове принимали участие те до 75 метров. Уловы рыбы за ботал весьма успешно. Невод за- еейнеры деревянной конструкции сезон достигали 7 и более тысяч метывался но бесшдюпочному ме- с мощв^тью главного двигателя центнеров. Кошельковые невода тоду. За сезон лова в 1962 году до 270 л. с. Применялись для лова для СО-РС-ЗОО применялись дли- этим судном добыто 10.500 цент- с этих судов кошельковые невода нол до 550 метров и выеотой в неров сельди. Эго судно готовит* длиной 450 м высотой 45 метров яуута до 120 метров. Такими не- ся для лова ставриды в южных мо- в посадке. водами левши сельдь на глубинах рях Дальнего Востока кошелько- Затем начали использоваться на до 4 0—50 метров. Вылов за се- вым неводом ^длиной до 1000 мет- лове сардины малые деревянные зон достигал на это судно 9— 12 ров и высотой в жгуте до 300 мет- суда типа «Кавасаки» с мощно- тысяч центнеров. ров ^ стью главного двигателя 30 л. с., В настоящее время лов сельди Метод работы СРТ «I уоцовск» на которых применялись кошель- кошельковыми неЕСдами прошва- может быть успешно перенесен я ковые невода длиной до 300 и вы- днлея у побережья Камчатки и в в другие рыбопромысловые бас сей- сотой до 30 метров в посадке, районе Охотско-Магаданского по- ны нашей страны. Уловы достигали на большие-сей- б::режія. На лове участвуют суда п. ШЕСТОПАЛОВ, главный неры до 16 тыс. центнеров, на типа МРС-80 и ГС-СО. специалист етдеда добыч» малые — до 5 и белее тысяч. С В 19G2 году в районе Охотско- 1942 года кошельковые невода Магаданского по&ережья впервые стали применять на лове сельди, успешно работал на кошельковом С 1951— 1952 гг. в рыбной лове СРТ «Рубцовск». Он был промышленности Дальнего Востока своеобразно переоборудован. На' Главдальвостокрыбпрома. «РЫБНЫЙ МУРМЛН» 14 марта 1§€3 г, 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz