Рыбный Мурман. 1963 г. Март.
Траловый флот плохо работает в марте, в результате ян варский долг не только не сокращается, а увеличивается вдвое. В чем причины отставания? Руководители флота склонны объ яснить их сложностью промысловой обстановки, отсутствием ■лотиых концентраций рыбы. Но, *ак показало очередное за нятие в школе передового опыта, состоявшееся 10 марта в Баренцевом море, никакие объективные причины не оправды вают отставание флота. В первой декаде марта'имелись все возможности ^ежесуточ но выполнять и перевыполнять задания по вылову рыбыу если бы на промысле было больше порядка, организованности, при менялась более гибкая тактика, постоянно велись капитанами судов местные поиски рыбы, осуществлялось правильное ру ководство парно-групповым соревнованием. В подтверждение этого тезиса приведем доказательства выступления капи танов и тралмейстеров-наставннков на Занятии школы пере дового опыта. I Сильный должен \ помогать слабому Из выступления напитана траулера «Рион» тов.' КАЗАРИНА Плавая штурманом на про мысловых судах, я в молодо сти считал правильным, когда капитаны, подняв последний трал на борт, считали рейъ за конченным, а подготовку к сле дующему рейсу начинали в по следний день стоянки в порту. Стоит ли удивляться, что при такой практике, — а она жи вет и поныне, — многие суда Выходят в море не подготов ленными к активному лову с первых минут пребывания на яромысле. Экипажи таких тра улеров теряют половину рейса • а то, чтобы наладить тралы, врнслособиться к условиям ра боты в том или ином квадрате. Драгоценное время бывает упущенным, корабль возвраща ется в порт, не выполнив рей сового задания. На нашем судне подготовка ж очередному рейсу начинается «а переходе в порт. Мастера по добыче проверяют тралы, заме- «яют мешки, промеряют ваера. В порту они ежедневно докла дывают о ходе снабжения. Все вопросы мы стараемся решить эадолго до отхода, поэтому в море мы идем с уверенностью, что пролова не будет. А придя ■а промысел, сразу же начи наем без перебоев в работе поднимать хорошие уловы. Даже после столь тщатель- вой подготовки к отходу в море вы ежесуточно промеряем вае ра, делаем это от ноля до двух часов. Иные капитаны пренеб регают этим, работают ваерами разной длины и, как правило, бывают в пролове. Мы перехо дим с трала на трал лишь в том случае, если орудия лова «называются порванными. А пе рейдя на работу с другого бор та, тщательно проверяем крылья, нижнюю и верхнюю власти, устраняем неисправно сти. Поэтому каждый моряк у «ас уверен: трал в исправно сти, он пе подведет. И не под водит. Мы не заримся на «чужую» рыбу, если даже рядом, в 15 милях, подняли на борт две тоншы, а у нас в четыре раза веныие, перебежек не делаем, стараемся найти рыбу в том квадрате, где работали. Нахо дим ее и держимся на изобате до тех пор, пока есть уловы. Снизились они, не бежим к другим, делаем местные поис ки и снова оказываемся на ры бе. «РЫБІІЫЯ МУРМАН» 14 марта 1963 г. 2 стр. В море часто бывает: услы шали капитаны ва промысло вом совете о хорошем подъеме, побежали туда, потеряли два часа на переход, три часа шли с тралом, улова нет, снова бе гут на «свою» тонну. А время упущено, глядишь: сутояное задание оказалось пе выпол ненным. Такое можно было ча сто наблюдать в последние дни ва Финмаркенской банке. Мы сами работали на пеленг, когда имели хорошие уловы, по всег да я предупреждал капитанов: напрасно вы побежите к нам, на Финмаркеюской банке все квадраты равн о з н а ч н ы е , «вспышки» бывают всюду. До статочно сделать шесть трале ний по три часа, и суточное задание перекрыто. Наш экипаж работает толь ко в этом районе и сумел по крыть задолженность января. Вернемся в порт с полным гру зом, досрочно. Еще на одном вопросе мне хочется остановиться — это парное соревнование. Я пе помню случая, чтобы кто-либо вызывал нас на соревнование. С большим трудом приходится искать напарника. Капитаны «Жемчуга», «Саратова» в «Двины» в беседе со мной по радио заявили: — С вами соревноваться бесполезно. Корабль у вас име ет хороший ход, сильный есть лодар, вы всегда будете впере ди. А у нас есть равносильные экипажи, с ними мы и будем соревноваться. Я считаю это мнение не только ошибочным, но даже вредным. С сильным соревно ваться легче. В обиду он не даст, в трудности поможет. На днях вызывает по радио меня капитан «Латвии» и говорит: — ІІлохи у меня дела. При боров нет, ничего не получает ся. Возьмите в свою группу. — Ладно, пристраивайся. И он пристроился, ходил, как говорят, по пятам и без приборов за пятидневку выло вил 70 тонн. Отсюда вывод: чтобы парное и групповое со ревнование давало лучшие ре зультаты, надо группировать суда так, чтобы в группе судов, ве имеющих поисковых прибо ров, были такие, у которых они есть. Тогда не будет пест роты в уловах, меньше будет отставших экипажей. В море нужен «Клуб содействия» Из выступления напитана траулера «Днестр» тов. СЛУЦКОГО Представьте себе положение капитанов, которые вышли на промысел из Тюва-губы. Чаще всего они ве знают, в каком районе промысел идет успеш нее, где лучше ассортимент рыбы под соль и свежье. И слу чается, что многие уже ва пе реходе меняют курс в другой район, в котором капитан луч ше знает особенности промыс ла, где выше уловы рыбы, ко торая нужна. ■ На помощь таким кашта- вам должен приходить «Клуб содействия». Связаться с ним любой капитан сможет сразу же после выхода из Кольского залива. Зная определенную волну, сроки работы членов клуба, он может получить под робную информацию по всем интересующим его вопросам. Это новшество позволит резко сократить время, затрачивав-'1 мое па бесцельные переходы, увеличить добычу рыбы. Создать такой клуб не слож но. В каждом промысловом районе есть опытные капита ны, которые никогда не отка жутся оказать помощь товари щу хотя бы потому, что и са ми они будут пользоваться по мощью других. Теперь несколько слов о ра боте экипажей пашей группы соревнующихся судов. Мы ре гулярно по нескольку раз в. сутки встречаемся в эфире, об мениваемся подробной инфор мацией, Еместе анализируем обстановку, коллективно реша ем, как работать дальше. В иочной срок 23-30 мы еже дневно распределяем силы ко раблей, кто каким направле нием будет вести местный поиск. К утру имеем ясную картину, работаем сообща. Есть у меня еще одно пред ложение: радиоприемники, спи санные с судов, следует не едавать в металлолом, а уста- новить в каютах капитанов. Это разгрузит судовых ради стов. Капитаны будут иметь возможность в любую минуту без их помощи обмениваться радиоинформацией. Всегда знать место судна Из выступления напитана траулера «Карась» тов. ГУБАРЕВА Не ошибусь, если скажу, что главпым в промысловом судовождении является знание местонахождения судна в лю бую минуту. Это важно пото му, что, зная место трауле ра, капитан или штурман всегда могут быстрее сориен тироваться в обстановке, без затрат лишнего времени выйти на лучшие рыбные кон центрации. Вот почему судо водители нашего траулера ис пользуют все способы опреде ления: радиомаяки, очертания берегов, глубины, характер грунтов. Все это мы заносим в свой промысловый планшет, в кото ром, помимо всего, можно най ти данные о силе и направле нии течения, пеленгах, задеви- стых местах, лучших показа ниях рыбы прибором. Мы анализируем каждое тра ление, следим за передвижени ем рыбы, когда она почему-то вдруг исчезает. Мы не поки даем квадрата: знаем, что это явление закономерно, и вскоре вновь имеем хорошие уловы. Пе вадо слепо подчиняться показаниям поисковых прибо ров — случается, что записи рыбы хорошие, а тралы пусты. Записи эхолота или фишлупы вадо обязательно анализиро вать, отличать треску от сель ди и других живых организмов моря. На нашем траулере закрепи^ лиеь кадры штурманов: второй и третий помощники капитана работают на траулере «Карась» два года, а старший помощник 4— семь лет. Все онм проявля ют инициативу в работе, глу боко чувствуют ответствен ность за честь корабля. На совещаниях промысловых советов в море и на страни цах газет часто рассказывается о крупицах опыта передовиков. Было бы очепь хорошо, если бы этот опыт обобщался в специ альных брошюрах в помощь молодым промысловикам. Поль за от этого будет большая. Учить кадры мастеров добычи Из выступления • тралмейстера-наставннка тов. КОРОВИНСКОГО Сейчас в порту проводится переаттестация старших масте ров и мастеров по добыче ры бы. Первые результаты работы весьма тревожны. Большинство аттестуемых не знают трала, его оснастки, схемы вооруже ния. Стоит ли после этого удив ляться тому, что флот в проло ве. Для большинства мастеров добычи не стало правилом: вернулся с моря — зайди в производственный отдел и по советуйся. Тралмейстеры, ко торые не стесняются консуль тации у наставников, как пра вило, работают на промысле хо рошо. Я хочу порекомендовать капитанам судов — не позво ляйте своим мастерам сверлить бобинцы с целью их утяжеле ния. Это вредное дело, потому что хатлайн не выдерживает нагрузки, рвется и как резуль тат — пролов. Очень хорошо, что в море проводятся занятия школы пе редового опыта, нэ плохо, что в них не участвуют мастера добычи. Доказать это легко, по тому что на сегодняшнем заня тии не присутствует ни один тралмейстер и ни один из них не выступил. В рубке траулера «Уссуриец», в которой я нахо жусь; • мастер; нет, хотя радист ё и г » шал. Вот почему я прсдлігаю обя зательно организовать учебу тралмейстерского состава. Вез этого трудно вадеятъея ва улучшение работы флота. Наставник Коровинский прав Из выступления напитана траулера «Уссуриец» і тов. ЛОЗОВОГО Товарищ Коровинский прав, говоря, что у нас ва флоте кадры мастеров добычи им<мот низкую квалификацию, что ил вадо учить. На вашем су две три рейса ходил старший ма стер по добыче Смирнов. Когда х е он явился на переаттеста цию, выяснилось, что его нель- ; зя использовать даже мастером, в этом большая вина производ ственного отдела флота, кото р ы й ^ знает своих кадров, ма ло заботится о повышении их квалификации. В связи с тем, что на нашем ‘ занятии говорилось о парно групповом соревновании, мне тоже хочется остановиться па этом вопросе. В прошлом рейсе экипажи траулеров «Советская Конституция», «Калинин» и вашего траулера «Уссуриец» решили вместе бороться за до срочное выполнение рейсового задания. В связи с тем, что старшим по возрасту и опыту среди трех капитанов был -тов. Груздев, мы вверили свои судь бы в его руки. Но он поступил очень нечестно. Мы надеялись ва его помощь, а он исполь зовал нас в качестве поискови ков. Так, например, капитану «Советской Конституции» Сер гею Михайловичу Чернову Гру здевым было рекомендовано посмотреть квадрат, находя щийся от нас в 30 милях. Чер нов сходил и напрасно, так как там работал средний трау лер. Груздев этого не мог ве знать, скрывал от нас свои уло вы по сводкам. Траулер «Ка линин» по заявке увез в порт 5 0—55 тонн рыбы, а выгрузил 90 товн. Разве так должев по ступать капитан советского ры боловного судна? На занятии школы передо вого опыта также выступили тпалмейстер-наставник - тов. Попов, капитан траулера «Аку ла» тов. Чаплыгин, заместитель начальника флота по прокыс- лу тов. Гунин, руководитель промыслом тов. Ружников. За- вятие прошло при небывалой активности его участников. Не обходимо, чтобы руководство тралового флота учло предло жения и критические замеча ния моряков и разработало план оргтехнических меропри ятий по улучшению работы флота. Это позволит ' быстрее ликвидировать недолов. Б. ФЕДОРОВ. Борт траулера «Метеор». (По радио). В РЫБНОМ"ПОРТУ. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz