Рыбный Мурман. 1963 г. Март.

Траловый флот плохо работает в марте, в результате ян­ варский долг не только не сокращается, а увеличивается вдвое. В чем причины отставания? Руководители флота склонны объ­ яснить их сложностью промысловой обстановки, отсутствием ■лотиых концентраций рыбы. Но, *ак показало очередное за­ нятие в школе передового опыта, состоявшееся 10 марта в Баренцевом море, никакие объективные причины не оправды­ вают отставание флота. В первой декаде марта'имелись все возможности ^ежесуточ­ но выполнять и перевыполнять задания по вылову рыбыу если бы на промысле было больше порядка, организованности, при­ менялась более гибкая тактика, постоянно велись капитанами судов местные поиски рыбы, осуществлялось правильное ру­ ководство парно-групповым соревнованием. В подтверждение этого тезиса приведем доказательства выступления капи­ танов и тралмейстеров-наставннков на Занятии школы пере­ дового опыта. I Сильный должен \ помогать слабому Из выступления напитана траулера «Рион» тов.' КАЗАРИНА Плавая штурманом на про­ мысловых судах, я в молодо­ сти считал правильным, когда капитаны, подняв последний трал на борт, считали рейъ за­ конченным, а подготовку к сле­ дующему рейсу начинали в по­ следний день стоянки в порту. Стоит ли удивляться, что при такой практике, — а она жи­ вет и поныне, — многие суда Выходят в море не подготов­ ленными к активному лову с первых минут пребывания на яромысле. Экипажи таких тра­ улеров теряют половину рейса • а то, чтобы наладить тралы, врнслособиться к условиям ра­ боты в том или ином квадрате. Драгоценное время бывает упущенным, корабль возвраща­ ется в порт, не выполнив рей­ сового задания. На нашем судне подготовка ж очередному рейсу начинается «а переходе в порт. Мастера по добыче проверяют тралы, заме- «яют мешки, промеряют ваера. В порту они ежедневно докла­ дывают о ходе снабжения. Все вопросы мы стараемся решить эадолго до отхода, поэтому в море мы идем с уверенностью, что пролова не будет. А придя ■а промысел, сразу же начи­ наем без перебоев в работе поднимать хорошие уловы. Даже после столь тщатель- вой подготовки к отходу в море вы ежесуточно промеряем вае­ ра, делаем это от ноля до двух часов. Иные капитаны пренеб­ регают этим, работают ваерами разной длины и, как правило, бывают в пролове. Мы перехо­ дим с трала на трал лишь в том случае, если орудия лова «называются порванными. А пе­ рейдя на работу с другого бор­ та, тщательно проверяем крылья, нижнюю и верхнюю власти, устраняем неисправно­ сти. Поэтому каждый моряк у «ас уверен: трал в исправно­ сти, он пе подведет. И не под­ водит. Мы не заримся на «чужую» рыбу, если даже рядом, в 15 милях, подняли на борт две тоншы, а у нас в четыре раза веныие, перебежек не делаем, стараемся найти рыбу в том квадрате, где работали. Нахо­ дим ее и держимся на изобате до тех пор, пока есть уловы. Снизились они, не бежим к другим, делаем местные поис­ ки и снова оказываемся на ры­ бе. «РЫБІІЫЯ МУРМАН» 14 марта 1963 г. 2 стр. В море часто бывает: услы­ шали капитаны ва промысло­ вом совете о хорошем подъеме, побежали туда, потеряли два часа на переход, три часа шли с тралом, улова нет, снова бе­ гут на «свою» тонну. А время упущено, глядишь: сутояное задание оказалось пе выпол­ ненным. Такое можно было ча­ сто наблюдать в последние дни ва Финмаркенской банке. Мы сами работали на пеленг, когда имели хорошие уловы, по всег­ да я предупреждал капитанов: напрасно вы побежите к нам, на Финмаркеюской банке все квадраты равн о з н а ч н ы е , «вспышки» бывают всюду. До­ статочно сделать шесть трале­ ний по три часа, и суточное задание перекрыто. Наш экипаж работает толь­ ко в этом районе и сумел по­ крыть задолженность января. Вернемся в порт с полным гру­ зом, досрочно. Еще на одном вопросе мне хочется остановиться — это парное соревнование. Я пе помню случая, чтобы кто-либо вызывал нас на соревнование. С большим трудом приходится искать напарника. Капитаны «Жемчуга», «Саратова» в «Двины» в беседе со мной по радио заявили: — С вами соревноваться бесполезно. Корабль у вас име­ ет хороший ход, сильный есть лодар, вы всегда будете впере­ ди. А у нас есть равносильные экипажи, с ними мы и будем соревноваться. Я считаю это мнение не только ошибочным, но даже вредным. С сильным соревно­ ваться легче. В обиду он не даст, в трудности поможет. На днях вызывает по радио меня капитан «Латвии» и говорит: — ІІлохи у меня дела. При­ боров нет, ничего не получает­ ся. Возьмите в свою группу. — Ладно, пристраивайся. И он пристроился, ходил, как говорят, по пятам и без приборов за пятидневку выло­ вил 70 тонн. Отсюда вывод: чтобы парное и групповое со­ ревнование давало лучшие ре­ зультаты, надо группировать суда так, чтобы в группе судов, ве имеющих поисковых прибо­ ров, были такие, у которых они есть. Тогда не будет пест­ роты в уловах, меньше будет отставших экипажей. В море нужен «Клуб содействия» Из выступления напитана траулера «Днестр» тов. СЛУЦКОГО Представьте себе положение капитанов, которые вышли на промысел из Тюва-губы. Чаще всего они ве знают, в каком районе промысел идет успеш­ нее, где лучше ассортимент рыбы под соль и свежье. И слу­ чается, что многие уже ва пе­ реходе меняют курс в другой район, в котором капитан луч­ ше знает особенности промыс­ ла, где выше уловы рыбы, ко­ торая нужна. ■ На помощь таким кашта- вам должен приходить «Клуб содействия». Связаться с ним любой капитан сможет сразу же после выхода из Кольского залива. Зная определенную волну, сроки работы членов клуба, он может получить под­ робную информацию по всем интересующим его вопросам. Это новшество позволит резко сократить время, затрачивав-'1 мое па бесцельные переходы, увеличить добычу рыбы. Создать такой клуб не слож­ но. В каждом промысловом районе есть опытные капита­ ны, которые никогда не отка­ жутся оказать помощь товари­ щу хотя бы потому, что и са­ ми они будут пользоваться по­ мощью других. Теперь несколько слов о ра­ боте экипажей пашей группы соревнующихся судов. Мы ре­ гулярно по нескольку раз в. сутки встречаемся в эфире, об­ мениваемся подробной инфор­ мацией, Еместе анализируем обстановку, коллективно реша­ ем, как работать дальше. В иочной срок 23-30 мы еже­ дневно распределяем силы ко­ раблей, кто каким направле­ нием будет вести местный поиск. К утру имеем ясную картину, работаем сообща. Есть у меня еще одно пред­ ложение: радиоприемники, спи­ санные с судов, следует не едавать в металлолом, а уста- новить в каютах капитанов. Это разгрузит судовых ради­ стов. Капитаны будут иметь возможность в любую минуту без их помощи обмениваться радиоинформацией. Всегда знать место судна Из выступления напитана траулера «Карась» тов. ГУБАРЕВА Не ошибусь, если скажу, что главпым в промысловом судовождении является знание местонахождения судна в лю­ бую минуту. Это важно пото­ му, что, зная место трауле­ ра, капитан или штурман всегда могут быстрее сориен­ тироваться в обстановке, без затрат лишнего времени выйти на лучшие рыбные кон­ центрации. Вот почему судо­ водители нашего траулера ис­ пользуют все способы опреде­ ления: радиомаяки, очертания берегов, глубины, характер грунтов. Все это мы заносим в свой промысловый планшет, в кото­ ром, помимо всего, можно най­ ти данные о силе и направле­ нии течения, пеленгах, задеви- стых местах, лучших показа­ ниях рыбы прибором. Мы анализируем каждое тра­ ление, следим за передвижени­ ем рыбы, когда она почему-то вдруг исчезает. Мы не поки­ даем квадрата: знаем, что это явление закономерно, и вскоре вновь имеем хорошие уловы. Пе вадо слепо подчиняться показаниям поисковых прибо­ ров — случается, что записи рыбы хорошие, а тралы пусты. Записи эхолота или фишлупы вадо обязательно анализиро­ вать, отличать треску от сель­ ди и других живых организмов моря. На нашем траулере закрепи^ лиеь кадры штурманов: второй и третий помощники капитана работают на траулере «Карась» два года, а старший помощник 4— семь лет. Все онм проявля­ ют инициативу в работе, глу­ боко чувствуют ответствен­ ность за честь корабля. На совещаниях промысловых советов в море и на страни­ цах газет часто рассказывается о крупицах опыта передовиков. Было бы очепь хорошо, если бы этот опыт обобщался в специ­ альных брошюрах в помощь молодым промысловикам. Поль­ за от этого будет большая. Учить кадры мастеров добычи Из выступления • тралмейстера-наставннка тов. КОРОВИНСКОГО Сейчас в порту проводится переаттестация старших масте­ ров и мастеров по добыче ры­ бы. Первые результаты работы весьма тревожны. Большинство аттестуемых не знают трала, его оснастки, схемы вооруже­ ния. Стоит ли после этого удив­ ляться тому, что флот в проло­ ве. Для большинства мастеров добычи не стало правилом: вернулся с моря — зайди в производственный отдел и по­ советуйся. Тралмейстеры, ко­ торые не стесняются консуль­ тации у наставников, как пра­ вило, работают на промысле хо­ рошо. Я хочу порекомендовать капитанам судов — не позво­ ляйте своим мастерам сверлить бобинцы с целью их утяжеле­ ния. Это вредное дело, потому что хатлайн не выдерживает нагрузки, рвется и как резуль­ тат — пролов. Очень хорошо, что в море проводятся занятия школы пе­ редового опыта, нэ плохо, что в них не участвуют мастера добычи. Доказать это легко, по­ тому что на сегодняшнем заня­ тии не присутствует ни один тралмейстер и ни один из них не выступил. В рубке траулера «Уссуриец», в которой я нахо­ жусь; • мастер; нет, хотя радист ё и г » шал. Вот почему я прсдлігаю обя­ зательно организовать учебу тралмейстерского состава. Вез этого трудно вадеятъея ва улучшение работы флота. Наставник Коровинский прав Из выступления напитана траулера «Уссуриец» і тов. ЛОЗОВОГО Товарищ Коровинский прав, говоря, что у нас ва флоте кадры мастеров добычи им<мот низкую квалификацию, что ил вадо учить. На вашем су две три рейса ходил старший ма­ стер по добыче Смирнов. Когда х е он явился на переаттеста­ цию, выяснилось, что его нель- ; зя использовать даже мастером, в этом большая вина производ­ ственного отдела флота, кото­ р ы й ^ знает своих кадров, ма­ ло заботится о повышении их квалификации. В связи с тем, что на нашем ‘ занятии говорилось о парно­ групповом соревновании, мне тоже хочется остановиться па этом вопросе. В прошлом рейсе экипажи траулеров «Советская Конституция», «Калинин» и вашего траулера «Уссуриец» решили вместе бороться за до­ срочное выполнение рейсового задания. В связи с тем, что старшим по возрасту и опыту среди трех капитанов был -тов. Груздев, мы вверили свои судь­ бы в его руки. Но он поступил очень нечестно. Мы надеялись ва его помощь, а он исполь­ зовал нас в качестве поискови­ ков. Так, например, капитану «Советской Конституции» Сер­ гею Михайловичу Чернову Гру­ здевым было рекомендовано посмотреть квадрат, находя­ щийся от нас в 30 милях. Чер­ нов сходил и напрасно, так как там работал средний трау­ лер. Груздев этого не мог ве знать, скрывал от нас свои уло­ вы по сводкам. Траулер «Ка­ линин» по заявке увез в порт 5 0—55 тонн рыбы, а выгрузил 90 товн. Разве так должев по­ ступать капитан советского ры­ боловного судна? На занятии школы передо­ вого опыта также выступили тпалмейстер-наставник - тов. Попов, капитан траулера «Аку­ ла» тов. Чаплыгин, заместитель начальника флота по прокыс- лу тов. Гунин, руководитель промыслом тов. Ружников. За- вятие прошло при небывалой активности его участников. Не­ обходимо, чтобы руководство тралового флота учло предло­ жения и критические замеча­ ния моряков и разработало план оргтехнических меропри­ ятий по улучшению работы флота. Это позволит ' быстрее ликвидировать недолов. Б. ФЕДОРОВ. Борт траулера «Метеор». (По радио). В РЫБНОМ"ПОРТУ. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz