Рыбный Мурман. 1963 г. Май.
ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР e , і . • , , • . f , : ! I ! Ч i . I . I I ' f (( [f f i y \ I f I II I II . I f , ! . , , e раз об эксплуатации паросиловых установок 1 ' ' 1 1111 1 ' i f |f f f I I J 4 I II II I I I ■ I, I r I I ' 11 111 11 ’*I' І I I ' 1i l l I ; . i i i . В последнее время яа страни цах «Рыбного Мурмана» часто появляются заметки и статьи об эксплуатации паросиловых кора бельных установок. Я считаю, что такое обсуждение дает наиболь шую пользу, так как газету чита ет каждый механик. В свою оче редь хотел бы поделиться яекотз- рыми соображениями и опытам работы по эксплуатации котлов и механизмов на траулере «Красно армеец». Как это знает большинство ме хаников, поверхностные нагнета тельные фильтры эффективно ра ботают только в течеше 15 — 20 часов, а после этого они масло уже не задерживают. Поэтому большое значение имеет правиль ное верхнее продувание котла. Применяемый в настоящее время способ продувания на всех судах тралового флота неудовлетворите лен, так как масло с поверхности воды в котле полностью не уда ляется. На своем траулере мы ис пытали и ввели в действие пре рывистое верхнее продувание, которое резко повышает его эф фективность. Суть этого дела такова. Клапан верхнего продувания открывается на 1— 2 минуты с перерывами в 2 ^ 3 минуты несколько раз под ряд. Это дает возможность маслу и шламу, плавающему на поверх ности воды, концентрироваться у воронки верхнего продувания для последующей выдувки. Воды из котла выдувается столько же, сколько и при обычном продува нии, а эффект в несколько раз больше. Я рекомендую испытать этот способ на всех судах флота. Для уменьшения количества шлама и солей в котловой воде нами осуществлен способ непре рывной продувки котла на испа ритель. Для этого у крана солено сти установлена дроссельная шай ба, которая снижает давление до 0,5 кг на кв. ем. От крана солено сти до испарителя проведена обыкновенная манометровая труб ка. На корпусе испарителя стоит игольчатый клапан, которым регу лируется количество продуваемой воды. При солесодерлсании котло вой воды в 900 миллиграммов на литр продувка в течение суток снижает содержание хлоридов до 700 миллиграммов на литр. Эти сутки забортная вода в котел не подавалась. Кроме того, испари тель работает намного лучше, -так как котловая вода содержит значительное количество щелочи. Последняя уменьшает выпадание накипи на змеевикам испарителя. Но только надо учесть, 'іто, умень шая количество солеч в котловой воде, мы уменьшаем и ее щелоч ность. Значит доза антидепона должна быть увеличена для под держания постоянного уровня ще лочности. Какие перспективы имеет этот способ? Согласно инструкции еже дневно необходимо давать в котел 40 литров забортной воды длл свертывания масла. Эффект от по дачи ее возможен только в том случае, если забортная вода будет поступать в котел непрерывно в течение суток. То же самое отно сится и к подаче антидепона. Для этого необходимо установить до заторы антидепона л забортной воды. Нельзя повышать содержа ние хлоридов в котловой воде свыше 1000 миллиграммов на литр, что вызывает увеличение влажности пара и усиленное вы падание накипи в трубках паро перегревателя. Для этого как раз и будет служить непрерывное про дувание на испаритель. Это дает возможность более эффективно ис пользовать способ обработки кот ловой воды забортной родой . Большой эффект для защиты водогрейных трубок котлов Гоу- дея-Джонсон от забивки шламом может дать отделение его в спе циальном грязевике- с последую щим направлением продуваемой воды в теплый ящик. Лю позволя ет значительно экономить топливо и воду, так как продуваемая вода возвращалась бы обратно в котел. К сожалению, об этом на флоте совсем забыли. Но даже при тщательном уходе пакипь все же отлагаеіся на по верхность нагрева пароперегрева теля. Поэтому в каждую котлочи- стку необходимо секции промы вать дистиллатом с примесью соды. Это дало бы возможность поддерживать постоянные пара метры пара во время эксплуата ции и намного увеличило бы сроч службы секций. Даже простое за полнение секций пароперегревате ля на время котлочистки дистил латом ео слабым раствором аттн- депона или соды дало бы большую пользу. Но на судах мы пока ли шены возможности воспользовать ся этими передовыми методами эксплуатации, так лак в судовых условиях во время котлочистки нет возможностей промыть секцич. Диспиллата нет, приспособлений для этого тоже нет. Правда, един ственная реальная возможность очистки есть, но она потребует не которые затраты. Сеянии можно очистить насыщенным паром об ратного хода с другою котла или со своего котла за борт, если при пускать пар с критической ско ростью, которая достигается при соотношении давлений 1:2. Этот способ испытан на судах Черно морского флота и дал положитель ные результаты. Он относится главным образом к судам с радпо- ционными пароперегревателями. Надо учесть еще следующее. Секции радиационного паропере гревателя будут работагь надежно только в тоім случае, если через них пропускать максимально воз можное количество пара. И во г почему. Секции, иот/рые уста навливают после ремонта на на ших заводах, имеют увеличенную общую площадь сечения про газ первоначальной до 60 процентов. Скорость движения пара при эгом значительно снижается. Поэтому уже небольшое отложение наки пи вызывает перегорание трубой. Увеличение же высоты экрана для того, чтобы при минимальном расходе пара температура перегре ва не превысила 340— 380 граду сов, не экономно, так как при пол ном расходе пара температура его будет только 260— 280 градусов. Поэтому руководству флота сле дует серьезно задуматься об орга низации промывочной станции. Тем более, что трубки паропере гревателя — дефицит и из-за не достатка их многие суда простаи вают в ремонте. Для уменьшения попадания масла в котел большое значение имеет правильная смазка механиз мов. Избыток смазки всегда вре ден, так как вызывает коксован/о масла и ускоренный износ меха низмов. Так, для машин тройного расширения цилиндр низкого дав ления в смазке не нуждается. Сн получает достаточно смазки ог предыдущих цилиндров, да и пар в нем уже насыщенный. Цилиндр среднего давления требует очень мало смазки, так как и ъ нем пар в основном насыщенный, хотя и более высоких параметров. Подвод смазки прямо в золотни ковые коробки вспомогательны.: механизмов также малоэффекти вен в сеязи с тем, что большая часть масла стекает но стенкам и коксуется. Масло необходимо под водить к трубкам свежего пара с установкой распылителей по цент ру внутри трубы свежего пара. Тогда количество смазки можно уменьшить на эти механизмы. Хорошую очистку от масла от работавшего пара вспомогатель ных механизмов можно получить при применении центробежных се параторов. Но их во флоте мало. В наших условиях работы важ нейшее значение имеет тщательный уход за фильтрами и теплым ящи ком: ежедневная смена люфы (и стирка ее), распущенного маниль ского троса, матов из манилы, ро гожных мешков, разбивка кокса и своевременная его смена. Умень шение скорости воды в теплом ящике тоже может дать опреде ленный положительный результат. Но это требует значительных пе ределок и ве везде месго позволя ет увеличить размеры теплого ящика. Дальше я хочу остановиться па некоторых недостатках, влияю щих на экономичность паросиловой установки. Так, при обследовании воздухопровода котла мы нашли, что его сопротивление вместе с воздухоподогревателам составляет 80 миллиметров. Для уменьшения сопротивления была установлена отводная труба, соединяющая верхнюю и .нижнюю части воаду- хонодотревателя. Это снизило со противление до 60 миллиметров и повысило температуру подогрева воздуха со 135 до 160 градусов. Дальнейшее обследование поз волило найти и устранить про пуски воздуха, что снизило поте рю давления до 40 миллиметров. Кроме того, определили, что воз духопровод в районе топок имеет воздушный «мешок» с перепадом давления в 25 миллиметров (рас стояние между точками замера — 300 миллиметров). Этот недоста ток еще не устранен. Ликвидация всех таких неже лательных потерь позволяет уменьшить расход пара на работу котельного вентилятора, повысить экономичность установки, улуч шить горение и состояние поверх ности нагрева. Уменьшение потерь воздуха достигается также еже- рейсной шабровкой и поддержа нием в хорошей плотности подду вальных дверец, а повышение тем пературы воздуха — содержани ем в исправности дымника ік про- гарных дверец. Для улучшения работы котла у нас установлены перегородки в прогарах почти до трубной решет ки воздухоподогревателя (раньше их не было), сделаны сплошные кирпичные перегородки между ог невыми камерами (раньше были не сплошные). Теперь чистка од ной топки не влияет на работу остальных, значит, падение давле ния при чистке топки меньше и котел работает более экономично. Сократить расход пара, а, зна чит, улучшить состояние поверх ности нагрева котла, уменьшить ее напряженность, можно и в том случае, если добавочную воду по давать непрерывно л подогревать ее конденсатом от водоподогрева- теля дади излишками отработавше го пара. Кроме того, правильное использование отработавшего пара на подогрев питательной воды дасѵ экономию до одного процента топ лива. Вода, полученная в испари теле, чище и дешевле. А между дах испарители работают только в случае нехватки пресной добавоч ной воды, чте в корне иепра-і вильно. Большой резерв экономии —* это уменьшение пропусков вара фланцами, сальниками, з о л о т и ками и поршнями. Мы провели большую работу в этом направлении. Так, почти для всех механизмов сделаны диаграм мы парораспределения, разработа ны и внедрены более простые и удобные в эксплуатации конструк ции золотников вспомогательных механизмов. У нас часто ігроверя-* ется парораспределение механиз мов — ' особенно тралоівой лебеда ки, не .допускается большой износ золотниковых колец. Лучше рань-t иге времени сменить кольца золот ника, чем допускать значительный перерасход пара, так как возраста ние зазора между золотником я втулкой с 0,1 до 0,3 миллиметра (диаметр золотника — 65 милли метров) вызывает возрастание уте чек пара в 6 раз. На судах, где установлены ма* шины тройного расширения, моле но получить экономию топлива за счет правильного распределения мощности по цилиндрам. Такая ра бота была проведена нами на пол ном ходу и на ходу с тралом. При одних и тех же параметрах пара и отсечки цилиндра высокого дав ления изменение отсечек в после дующих цилиндрах вызвало уве личение мощности машины на 40 л. с. при полном ходе, и на ' 27 л. с. на ходу с тралом. Эти испытания показали так же, что цилиндр высокого давле ния при любых отсечках перегру жен на ходу с тралом, а щшшдр низкого давления недогружен на 10— 15 процентов. Хотя эта ра бота и дала полезные результаты, но она еще окончательно не до ведена до конца и обобщающее выводы пока делать трудно. Я тут затронул много вопросов, часть из которых разработана и внедрена на судах других паро ходст®, другие же требуют даль-, нейшей разработки и внедрения, многие из них спорные. Я считаю, что обсуждение воп росов эксплуатации котлов я ме ханизмов надо продолжить, а так же поделиться своим опытом ра боты. Это даст возможность выя вить много скрытых резервов и в итоге улучшить эксплуатацию котлов и механизмов на вромы-. еловых судах. Л. ПУРЛИЦИС, старший механик траулера <Красноармеец». іііа ііііііііііа іа ііііііііііііаа іа іа іааа ііііііа і тем на многих промысловых еу- Серебряные леса и золотая буква * СЕРЕБРЯНКА (Восточно-Казахстанская область). Большую трудовую победу одержал коллектив «Иртышгэсстроя». Сдан в эк- ^свлуатацию крупнейший в стране четырехкамерный судоходный шлюз Бухтарм и некой ГЭС. НА СНИМКЕ: в день тіусн Бужтармииского . шлюза. Теплоход «Космонавт Титов» входит во вторую камеру шлюза. ; Фото Ф. С ш м м і і . Фотохроника ТАСС. Сплошь и рядом для выполнения наружных работ на корпусах трау леров дри междурейсовых ремон тах предусматривается установка забортных лесов. Это хорошо зна ют командиры наиіих судов. Зна ют они н то, что пиломатериалы на изготовление таких лесов доста ются не даром, а стоят Голыше деньги — от 40 до 50 рублей за кубометр. Тем не мслее, у нас на кораблях еще не пережглись нера дивые хозяйственники, для кото рых ничего не стоит выбросить иг ветер государственные деньги. Приведу несколько пзнмероз. Для небольшого ремонта на трау лере «Гридино» требовалось затра тить 35 нормо-часов, что в денеж ном выражении оостаэ іялэ 86 руб лей 10 копеек. На повторное же изготовление лесов судоремонтни ки завода № 1 потратили 212 нор мо-часов. В результате тралфлот заплатил заводу 521 рубль 52 ко лется. Спрашивается, зачем ле:а устанавливались два раза? Е~лч они были кем-то поломаны, нужгш соответствующие документы. А вот ея*е один фант/ Судоре монтная* ставили дублер иа про боину «а траулере «Миргород». На это дело отводилось пять нор мо-часов. И олять-таки подвели леса. На установку их затратили 46 нормо-часов. Надо спросить у капитана, почему он так щедр за государственный счет, почему не составил акт на поломку лесов* Еще возмутительнее случай про изошел при ремонте тэаулера «Ваер». Забортные леса здесь из готовлялись пять раз. В результате вместо 504 рублей за ремонт уп равлению флота был предъявлен счет на 928 рублей 88 копеек. О чем же думал капитан, подписы вая ремонтную ведомость. Ведь ак та о поломке и передзлке лесов нет! Так вот и летят государст венные деньги на ветер. Своеобразный рекорд растранжи ривания государственных средств поставили представители годовой администрации плавбазы «Северо двинск». Они решили обнозить но совые и кормовую надписи назва ния корабля. На судоремонтный завод № 1 главка «Сезрыба» был дан заказ на иэготовледне н иѳсле- дующее крепление 36 стальных букв, из которых трижды составля лось бы слово «Северодвинск». і Г а заводе охотно ззяли:ь за та- , кую работу. Быстренько скальку лировали ее. И вот, что получд- лось. На изготовление и приварху. , букв приходится 98 нормо-ча-сов, а ’ на установку лесов — 238. В день гах это составило 825 рублей 56 копеек, то есть каждая буква без малого обошлась рочтіі в 73 ’ рубля. Поистине золотая! Думается, капитан «Севэродвлн-. ска» навряд ли соглал.ілся бы за* платить такую сумму из собст- ’ венного кармана. Тут он знает, цеі^у даже пуговицы на собствен ном мундире. Государственная ж е касса для него, что дойная ко рова. ' Давно пора ударить по рукам расточителям. < ^ УШИНСКИИ, ѵ член комиссии парткома и тралового флота по сниже- и нню себестоимости продли- ѵ чин. ^ввшшееееееввевіжжш■*■■■■■■ «РЫБНЫЙ МУРМЛН» I .28 мая 19вЗ г, 3 сір4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz