Рыбный Мурман. 1963 г. Май.

ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР e , і . • , , • . f , : ! I ! Ч i . I . I I ' f (( [f f i y \ I f I II I II . I f , ! . , , e раз об эксплуатации паросиловых установок 1 ' ' 1 1111 1 ' i f |f f f I I J 4 I II II I I I ■ I, I r I I ' 11 111 11 ’*I' І I I ' 1i l l I ; . i i i . В последнее время яа страни­ цах «Рыбного Мурмана» часто появляются заметки и статьи об эксплуатации паросиловых кора­ бельных установок. Я считаю, что такое обсуждение дает наиболь­ шую пользу, так как газету чита­ ет каждый механик. В свою оче­ редь хотел бы поделиться яекотз- рыми соображениями и опытам работы по эксплуатации котлов и механизмов на траулере «Красно­ армеец». Как это знает большинство ме­ хаников, поверхностные нагнета­ тельные фильтры эффективно ра­ ботают только в течеше 15 — 20 часов, а после этого они масло уже не задерживают. Поэтому большое значение имеет правиль­ ное верхнее продувание котла. Применяемый в настоящее время способ продувания на всех судах тралового флота неудовлетворите­ лен, так как масло с поверхности воды в котле полностью не уда­ ляется. На своем траулере мы ис­ пытали и ввели в действие пре­ рывистое верхнее продувание, которое резко повышает его эф­ фективность. Суть этого дела такова. Клапан верхнего продувания открывается на 1— 2 минуты с перерывами в 2 ^ 3 минуты несколько раз под­ ряд. Это дает возможность маслу и шламу, плавающему на поверх­ ности воды, концентрироваться у воронки верхнего продувания для последующей выдувки. Воды из котла выдувается столько же, сколько и при обычном продува­ нии, а эффект в несколько раз больше. Я рекомендую испытать этот способ на всех судах флота. Для уменьшения количества шлама и солей в котловой воде нами осуществлен способ непре­ рывной продувки котла на испа­ ритель. Для этого у крана солено­ сти установлена дроссельная шай­ ба, которая снижает давление до 0,5 кг на кв. ем. От крана солено­ сти до испарителя проведена обыкновенная манометровая труб­ ка. На корпусе испарителя стоит игольчатый клапан, которым регу­ лируется количество продуваемой воды. При солесодерлсании котло­ вой воды в 900 миллиграммов на литр продувка в течение суток снижает содержание хлоридов до 700 миллиграммов на литр. Эти сутки забортная вода в котел не подавалась. Кроме того, испари­ тель работает намного лучше, -так как котловая вода содержит значительное количество щелочи. Последняя уменьшает выпадание накипи на змеевикам испарителя. Но только надо учесть, 'іто, умень­ шая количество солеч в котловой воде, мы уменьшаем и ее щелоч­ ность. Значит доза антидепона должна быть увеличена для под­ держания постоянного уровня ще­ лочности. Какие перспективы имеет этот способ? Согласно инструкции еже­ дневно необходимо давать в котел 40 литров забортной воды длл свертывания масла. Эффект от по­ дачи ее возможен только в том случае, если забортная вода будет поступать в котел непрерывно в течение суток. То же самое отно­ сится и к подаче антидепона. Для этого необходимо установить до­ заторы антидепона л забортной воды. Нельзя повышать содержа­ ние хлоридов в котловой воде свыше 1000 миллиграммов на литр, что вызывает увеличение влажности пара и усиленное вы­ падание накипи в трубках паро­ перегревателя. Для этого как раз и будет служить непрерывное про­ дувание на испаритель. Это дает возможность более эффективно ис­ пользовать способ обработки кот­ ловой воды забортной родой . Большой эффект для защиты водогрейных трубок котлов Гоу- дея-Джонсон от забивки шламом может дать отделение его в спе­ циальном грязевике- с последую­ щим направлением продуваемой воды в теплый ящик. Лю позволя­ ет значительно экономить топливо и воду, так как продуваемая вода возвращалась бы обратно в котел. К сожалению, об этом на флоте совсем забыли. Но даже при тщательном уходе пакипь все же отлагаеіся на по­ верхность нагрева пароперегрева­ теля. Поэтому в каждую котлочи- стку необходимо секции промы­ вать дистиллатом с примесью соды. Это дало бы возможность поддерживать постоянные пара­ метры пара во время эксплуата­ ции и намного увеличило бы сроч службы секций. Даже простое за­ полнение секций пароперегревате­ ля на время котлочистки дистил­ латом ео слабым раствором аттн- депона или соды дало бы большую пользу. Но на судах мы пока ли­ шены возможности воспользовать­ ся этими передовыми методами эксплуатации, так лак в судовых условиях во время котлочистки нет возможностей промыть секцич. Диспиллата нет, приспособлений для этого тоже нет. Правда, един­ ственная реальная возможность очистки есть, но она потребует не­ которые затраты. Сеянии можно очистить насыщенным паром об­ ратного хода с другою котла или со своего котла за борт, если при­ пускать пар с критической ско­ ростью, которая достигается при соотношении давлений 1:2. Этот способ испытан на судах Черно­ морского флота и дал положитель­ ные результаты. Он относится главным образом к судам с радпо- ционными пароперегревателями. Надо учесть еще следующее. Секции радиационного паропере­ гревателя будут работагь надежно только в тоім случае, если через них пропускать максимально воз­ можное количество пара. И во г почему. Секции, иот/рые уста­ навливают после ремонта на на­ ших заводах, имеют увеличенную общую площадь сечения про газ первоначальной до 60 процентов. Скорость движения пара при эгом значительно снижается. Поэтому уже небольшое отложение наки­ пи вызывает перегорание трубой. Увеличение же высоты экрана для того, чтобы при минимальном расходе пара температура перегре­ ва не превысила 340— 380 граду­ сов, не экономно, так как при пол­ ном расходе пара температура его будет только 260— 280 градусов. Поэтому руководству флота сле­ дует серьезно задуматься об орга­ низации промывочной станции. Тем более, что трубки паропере­ гревателя — дефицит и из-за не­ достатка их многие суда простаи­ вают в ремонте. Для уменьшения попадания масла в котел большое значение имеет правильная смазка механиз­ мов. Избыток смазки всегда вре­ ден, так как вызывает коксован/о масла и ускоренный износ меха­ низмов. Так, для машин тройного расширения цилиндр низкого дав­ ления в смазке не нуждается. Сн получает достаточно смазки ог предыдущих цилиндров, да и пар в нем уже насыщенный. Цилиндр среднего давления требует очень мало смазки, так как и ъ нем пар в основном насыщенный, хотя и более высоких параметров. Подвод смазки прямо в золотни­ ковые коробки вспомогательны.: механизмов также малоэффекти­ вен в сеязи с тем, что большая часть масла стекает но стенкам и коксуется. Масло необходимо под­ водить к трубкам свежего пара с установкой распылителей по цент­ ру внутри трубы свежего пара. Тогда количество смазки можно уменьшить на эти механизмы. Хорошую очистку от масла от­ работавшего пара вспомогатель­ ных механизмов можно получить при применении центробежных се­ параторов. Но их во флоте мало. В наших условиях работы важ­ нейшее значение имеет тщательный уход за фильтрами и теплым ящи­ ком: ежедневная смена люфы (и стирка ее), распущенного маниль­ ского троса, матов из манилы, ро­ гожных мешков, разбивка кокса и своевременная его смена. Умень­ шение скорости воды в теплом ящике тоже может дать опреде­ ленный положительный результат. Но это требует значительных пе­ ределок и ве везде месго позволя­ ет увеличить размеры теплого ящика. Дальше я хочу остановиться па некоторых недостатках, влияю­ щих на экономичность паросиловой установки. Так, при обследовании воздухопровода котла мы нашли, что его сопротивление вместе с воздухоподогревателам составляет 80 миллиметров. Для уменьшения сопротивления была установлена отводная труба, соединяющая верхнюю и .нижнюю части воаду- хонодотревателя. Это снизило со­ противление до 60 миллиметров и повысило температуру подогрева воздуха со 135 до 160 градусов. Дальнейшее обследование поз­ волило найти и устранить про­ пуски воздуха, что снизило поте­ рю давления до 40 миллиметров. Кроме того, определили, что воз­ духопровод в районе топок имеет воздушный «мешок» с перепадом давления в 25 миллиметров (рас­ стояние между точками замера — 300 миллиметров). Этот недоста­ ток еще не устранен. Ликвидация всех таких неже­ лательных потерь позволяет уменьшить расход пара на работу котельного вентилятора, повысить экономичность установки, улуч­ шить горение и состояние поверх­ ности нагрева. Уменьшение потерь воздуха достигается также еже- рейсной шабровкой и поддержа­ нием в хорошей плотности подду­ вальных дверец, а повышение тем­ пературы воздуха — содержани­ ем в исправности дымника ік про- гарных дверец. Для улучшения работы котла у нас установлены перегородки в прогарах почти до трубной решет­ ки воздухоподогревателя (раньше их не было), сделаны сплошные кирпичные перегородки между ог­ невыми камерами (раньше были не сплошные). Теперь чистка од­ ной топки не влияет на работу остальных, значит, падение давле­ ния при чистке топки меньше и котел работает более экономично. Сократить расход пара, а, зна­ чит, улучшить состояние поверх­ ности нагрева котла, уменьшить ее напряженность, можно и в том случае, если добавочную воду по­ давать непрерывно л подогревать ее конденсатом от водоподогрева- теля дади излишками отработавше­ го пара. Кроме того, правильное использование отработавшего пара на подогрев питательной воды дасѵ экономию до одного процента топ­ лива. Вода, полученная в испари­ теле, чище и дешевле. А между дах испарители работают только в случае нехватки пресной добавоч­ ной воды, чте в корне иепра-і вильно. Большой резерв экономии —* это уменьшение пропусков вара фланцами, сальниками, з о л о т и ками и поршнями. Мы провели большую работу в этом направлении. Так, почти для всех механизмов сделаны диаграм­ мы парораспределения, разработа­ ны и внедрены более простые и удобные в эксплуатации конструк­ ции золотников вспомогательных механизмов. У нас часто ігроверя-* ется парораспределение механиз­ мов — ' особенно тралоівой лебеда ки, не .допускается большой износ золотниковых колец. Лучше рань-t иге времени сменить кольца золот­ ника, чем допускать значительный перерасход пара, так как возраста­ ние зазора между золотником я втулкой с 0,1 до 0,3 миллиметра (диаметр золотника — 65 милли­ метров) вызывает возрастание уте­ чек пара в 6 раз. На судах, где установлены ма* шины тройного расширения, моле­ но получить экономию топлива за счет правильного распределения мощности по цилиндрам. Такая ра­ бота была проведена нами на пол­ ном ходу и на ходу с тралом. При одних и тех же параметрах пара и отсечки цилиндра высокого дав­ ления изменение отсечек в после­ дующих цилиндрах вызвало уве­ личение мощности машины на 40 л. с. при полном ходе, и на ' 27 л. с. на ходу с тралом. Эти испытания показали так­ же, что цилиндр высокого давле­ ния при любых отсечках перегру­ жен на ходу с тралом, а щшшдр низкого давления недогружен на 10— 15 процентов. Хотя эта ра­ бота и дала полезные результаты, но она еще окончательно не до­ ведена до конца и обобщающее выводы пока делать трудно. Я тут затронул много вопросов, часть из которых разработана и внедрена на судах других паро­ ходст®, другие же требуют даль-, нейшей разработки и внедрения, многие из них спорные. Я считаю, что обсуждение воп­ росов эксплуатации котлов я ме­ ханизмов надо продолжить, а так­ же поделиться своим опытом ра­ боты. Это даст возможность выя­ вить много скрытых резервов и в итоге улучшить эксплуатацию котлов и механизмов на вромы-. еловых судах. Л. ПУРЛИЦИС, старший механик траулера <Красноармеец». іііа ііііііііііа іа ііііііііііііаа іа іа іааа ііііііа і тем на многих промысловых еу- Серебряные леса и золотая буква * СЕРЕБРЯНКА (Восточно-Казахстанская область). Большую трудовую победу одержал коллектив «Иртышгэсстроя». Сдан в эк- ^свлуатацию крупнейший в стране четырехкамерный судоходный шлюз Бухтарм и некой ГЭС. НА СНИМКЕ: в день тіусн Бужтармииского . шлюза. Теплоход «Космонавт Титов» входит во вторую камеру шлюза. ; Фото Ф. С ш м м і і . Фотохроника ТАСС. Сплошь и рядом для выполнения наружных работ на корпусах трау­ леров дри междурейсовых ремон­ тах предусматривается установка забортных лесов. Это хорошо зна­ ют командиры наиіих судов. Зна­ ют они н то, что пиломатериалы на изготовление таких лесов доста­ ются не даром, а стоят Голыше деньги — от 40 до 50 рублей за кубометр. Тем не мслее, у нас на кораблях еще не пережглись нера­ дивые хозяйственники, для кото­ рых ничего не стоит выбросить иг ветер государственные деньги. Приведу несколько пзнмероз. Для небольшого ремонта на трау­ лере «Гридино» требовалось затра­ тить 35 нормо-часов, что в денеж­ ном выражении оостаэ іялэ 86 руб­ лей 10 копеек. На повторное же изготовление лесов судоремонтни­ ки завода № 1 потратили 212 нор­ мо-часов. В результате тралфлот заплатил заводу 521 рубль 52 ко­ лется. Спрашивается, зачем ле:а устанавливались два раза? Е~лч они были кем-то поломаны, нужгш соответствующие документы. А вот ея*е один фант/ Судоре­ монтная* ставили дублер иа про­ боину «а траулере «Миргород». На это дело отводилось пять нор­ мо-часов. И олять-таки подвели леса. На установку их затратили 46 нормо-часов. Надо спросить у капитана, почему он так щедр за государственный счет, почему не составил акт на поломку лесов* Еще возмутительнее случай про­ изошел при ремонте тэаулера «Ваер». Забортные леса здесь из­ готовлялись пять раз. В результате вместо 504 рублей за ремонт уп­ равлению флота был предъявлен счет на 928 рублей 88 копеек. О чем же думал капитан, подписы­ вая ремонтную ведомость. Ведь ак­ та о поломке и передзлке лесов нет! Так вот и летят государст­ венные деньги на ветер. Своеобразный рекорд растранжи­ ривания государственных средств поставили представители годовой администрации плавбазы «Северо­ двинск». Они решили обнозить но­ совые и кормовую надписи назва­ ния корабля. На судоремонтный завод № 1 главка «Сезрыба» был дан заказ на иэготовледне н иѳсле- дующее крепление 36 стальных букв, из которых трижды составля­ лось бы слово «Северодвинск». і Г а заводе охотно ззяли:ь за та- , кую работу. Быстренько скальку­ лировали ее. И вот, что получд- лось. На изготовление и приварху. , букв приходится 98 нормо-ча-сов, а ’ на установку лесов — 238. В день­ гах это составило 825 рублей 56 копеек, то есть каждая буква без малого обошлась рочтіі в 73 ’ рубля. Поистине золотая! Думается, капитан «Севэродвлн-. ска» навряд ли соглал.ілся бы за* платить такую сумму из собст- ’ венного кармана. Тут он знает, цеі^у даже пуговицы на собствен­ ном мундире. Государственная ж е касса для него, что дойная ко­ рова. ' Давно пора ударить по рукам расточителям. < ^ УШИНСКИИ, ѵ член комиссии парткома и тралового флота по сниже- и нню себестоимости продли- ѵ чин. ^ввшшееееееввевіжжш■*■■■■■■ «РЫБНЫЙ МУРМЛН» I .28 мая 19вЗ г, 3 сір4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz