Рыбный Мурман. 1963 г. Май.

МУРМАНСК ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ВСЕ ЛУЧШЕ Е РУГ ДР УГУ J Недавно автор статьи вместе с группой специалистов тралового флота возвратился из команди­ ровки с Дальнего Востока. Там мы ознакомились с работой рыбодо­ бывающих, рыбообрабатывающих, судоремонтных, сетеснастных и других предприятий рыбной про­ мышленности Приморья, Сахалта и Камчатки. Поездка мурманчан на Дальний Восток была вполне закономерна и своевременна. Ведь коллективы наших двух бассейнов оореануются между собой. А соревноваться — значит, прежде всего, учиться друг у друга. Принципы организации работы флота на промысле у дальневосточ­ ников и мурманчан несколько раз­ личны. Однако в работе примор- цев, сахалинцев и камчадалов много поучительного. Работа промыслового флота по­ строена по экспедиционному прин­ ципу. Продолжительность рейсов СРТ и БМРТ колеблется в преде­ лах 9 —11 месяцев. Суда типа СРТ и СРТ-Р заго­ тавливают камбалу, окуня и дру­ гих донных рыб в охлажденном, неразделанном виде с перекладкой льдом. Через каждые три—четыро дня промысловые суда сдают рыбу на производственные рефрижера­ торы (морозилыцики). Па БМРТ камбалу и окуня также морозят в неразделанном виде. По мере за­ грузки производственные рефри­ жераторы перегружают рыбу на транспортно-рефрижераторные су­ да, которые доставляют ее в порт. После доставки рыбьГ в порты Са­ халина и Камчатки, после ее дом- работки рыба грузится затем на транспортные суда и перевозится в порты Приморья, откуда транспор­ тируют по железной дороге. Такой принцип доставки и обработай ры­ бы приводит к резкому увеличение численности транспортно-рефри­ жераторного флота и увеличению себестоимости рыбы. Поэтому число транспортно-рефрижераторных су­ дов на Дальнем Востоке значл- тельно больше нашего. При хорошей промысловой об­ становке на ловле окуня вал сле­ дует также практиковать доетавлу в порт окуня с головом. Это позво­ лит увеличить не только вылов рыбы в полуфабрикате, но и вы­ пуск пищевой продукции. На этот резерв уже не раз указывали про­ мысловики. У нас на Севере ощущается ост­ рый недостаток плавбаз, особен*ю рефрижераторных. Эго зачастую приводит к непроизводительным простоям судов на промысле в ожидании сдачи груза рыбы. Для обслуживания промысло­ вых флотов при «Главдальвосток- рыбпроме» создан специализиро­ ванный транспортно-морозильный флот — «Востокрыбхолодфлот». При подмене снижалась ответ- ведчнки? Целесообразно продумать Организация такого предприятия ственность личного состава трау- вопрос базирования вертолета на позволяет лучше использовать лера за выполнение государствен- борт плавбазы при работе авиараз- транспортный флот, исключает ного плана и принятых социали- ведки на значительном удалении порожние прогоны судов, обесяе- стических обязательств, за тех- от береговой базы, чивает более четкое обслужиза- ническоз состояние судна, меха- ЭйИпажй рыболовных ние промыслового флота. Целесо- аизмов и орудии лова. В конечном ^ Дальнего Востока ра- обраэио объединить транспортный итоге все это приводило к прежде- 6 т іо т 27,1-метровым тралом, флот нашего бассейна также в од- временному износу техники, удил- ^ отл іте тся от ,нап^ 1іе. ну специализированную оргашш - нению сроков ремонта одна, увс; С{Ш1ь;м еВ(>е(>Гфа.эным скост на_ цию. Это позволит более рента- личению себестоимости рыоши бельно использовать транспортно- продукции. И потому промыслови­ ки единодушно осудили экспеди- рефрижераторные суда. На всех крупных флотах Даль- ционный принцип работы флота и него Востока имеются свои само- высказались за переход на рейдо­ ходные или несамоходные плав- вую систему, мастерские или плавбазы, произ­ водящие мелкий и аварийный ре­ монт в порту, а в период работы 3®ш> заявили они. флота в прибрежных районах — чала нижних и верхних крыльгз, так называемым «ласточкиным хвостом». Все СРТ работают этим тралом по бееклячевочной схеме с двумя или тремя кабелями. Кабе­ ли своими свободными концами — Оудяу нужен постоянный хо- крепятся к лапке досш. Случаев скручивания голых концов при На всех р 'ы бимш х суди л и - »*би» " г а й “ **ет“ - * ное раскрытие трала достигает непосредственно на промысле. Эти невосточного флота установлены и 4 1 ' & TJ * кл “ кой и предприятия неплохо используются хорошо используются радаотело- ? ‘J J J L 0 ®.ГмгД ^ ! _ ° дальневосточниками. Так, ремонт- фоны типа «Урожай». Они поззо- / и J L 1> ’ ная база управления тралового и ляют флоту оперативно перестрой- ‘„ 7 ^ П І Т1я; ' Д Он рефрижераторного флота «Камчат- ваться на облов лучших конценг- ^ Г Ln. »m рыбпрома» - «Фреза» в 1962 го- раций рыбы. Еще четче поставлю имѳет мнительно большее верти- ду произвела ремонтных работ в на оперативная связь берега с н а е м н ы е тмлы Схемы два с лишним раза больше, чем районами промысла в траловом и * ™в у ™с кабетьиой' отнастки однотипная ей плавмасіерская уп- рефрижераторном флотах «Камчат- ^ ' равлеиия «Мурмансельдь» «Ре- рыбпрома». Она организована об- ^ п Р ^ з л и . зец». Произошло так из-за низко- ластной конторой связи по радио- Нижняя подбора 27,1-метрово- го коэффициента сменности на телефону. Все это позволяет кам- го трала часто загружается отрез- § § # ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ПРОМЫСЛЕ, ф ПОЧЕМУ КАМЧАТСКАЯ «ФРЕЗА» РА- □ БОТАЕТ ЛУЧШЕ «РЕЗЦА». • ПОДМЕННЫЕ КОМАНДЫ ИЛИ ПОСТОЯННЫЙ ХОЗЯИН. I С И НАМ НУЖЕН РАДИОТЕЛЕФОН. * АВИАРАЗВЕДКА В БЕРИНГОВОМ МОРЕ Я МЫСЛОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ. # НА ГЛУБИНЕ 723 МЕТРА. а □ □ □ □ ПРО- о D □ О □ О □ □ І Ь о С П П П П П П п и н п п п н п п г п п н п п п п п д Р Р П П Д П а Р П Р Д О П П О а Р П О а П Р П П П П Р а П П П П П О Р П Р О О О Р П О Р П О П Р П Р Р П П П Р Р П Р Р Р П П В П Р И П П П і з п т плавмастерской «Резец», в то вре- чадалам более оперативно рукозо- ками цепи длиной по 0,5 метра, мя как на камчатской «Фрезе» ра- дить работой промыслового флота, Загрузка трала цепями в зависимо- боты ведутся в 2— 3 смены. быстро реагировать на его нужды сти от типов СРТ и районов про- у иас, в траловом флоте, нет и запросы. . мысла колеблется от 40 до 100 своей ремонтной базы, хотя она Безусловно, внедрение радиоте- кнл 0 (ГРа,мм'0®- Есть смысл исны- очемь нужна для проведения мел- лефона на траловом флоте и орга- тать н^, экслериментальном трау- кого ремонта непосредственно в низация связи промысла с берегом ле’^)‘е (<іреска» и такой способ ос- районе промысла. И получается до радиотелефону — дело очень наЩе'т ,я тралов, так: судно из-за ремонта с объе- важное и нужное. Руководителям Оснастку всех тралов на Даль- моя в 40— 100 нормо-часов вы- соответствующего отдела глазка яем Востоке делают из стального нуждено возвращаться в порт, щадо быстрее и настойчивее доби- оклетневаиного троса смольной впустую терять промысловое вре- ваться решения этого вопроса. льмоленьковой траловой прядью. *я . Не дорого ли это удовольсг- • 0 ш из положительных ш - Сж іое ^ Р ^ садится на вие?. ментов в работе Камчатской ©пе- трос без посадот- Много в Мурманске ведется раз- ративной промысловой разведки ,Ж)Г0 тР‘оеа- «^тя усиления сетного ічжоров о подменных командах является широкое использование J™0™ камчадалы к посадочным траулеров, как о резерве увеяяче- авиации. Авиа,разведка «с пользу- KI MWIfta:-1 траловых частей ставят ния добычи рыбы. Причем, при ется ыа промысле уже «колю Д'е'^ять рядов олушки из двухпряд- этом ссылаются на «положитель- Ю лет. С помощью авиации уточ- ®ои Дели. ный» опыт дальневосточников, няется ледовая обстановка, обаа- t Целесообразность этон меры Одкаюо дальневосточники начали ружмвалотся промысловые скапле- безусловна. Специалистам есть переходить па рейсовую систему т я сельди в открытом море и смысл продумать вопрос об умгнь- работы флота. Так, управление прибрежных районах. Летчики- шеішш ’Г{)Л1^'ШІЬІ 'г'Ралов,ок прлди тралового и рефрижератаряога каблюдатеди не только находят в сетных частях наших тралов, а флота «Камчатрыбпрома» запла- еосяки сельди, но определяют их длл Укрепления посадочных кро- нкровало на 1963 год семидесяти мощность и наводят промысловые М(Ж частеи трала ввести усилеіі- процѳнтам судов рейсы продолжи- суда на косяк. При это* пере- 1Г^Ю 'ОНУШ'КУ- Это позволит значи­ тельностью 120— 130 оуток. говоры самолета с судном проло- ,1'е л ы і 0 т04® аить сощ>отивление тт „ пл па трала. Работать им ка повышен- Чем лее вызван отказ от для- Р2^ • ных скоростях станет значительно тельных реиеов и использования Не пора ли и нам ввести в со- Л6ГЧ€) сократится и расход топ- лодмеяных команд? став промразведки самолеты-раз- дава 1 На траулере «Веха* нашего Е флота уже около двух месяцев і і успешно промышляют тгалом, ое- « нащенным оклетнвванным сталь- т ным тросом. Такая оснастка рабз- 2 тает нормально и дает воамож- І; ность использоівать ее на 2— 3 :: комллектах сетных частей. Пора, ;; очевидно, перейти к серийным испытаниям нового вида оснастал. і і Ведь ее внедрение позволит сэко- != номить за год около 700 тысяч 2 рублей. !і Дальневосточники производят S окленэдевку троса с помощью сне- циальнюго станка, производитель- « ность которого достигает 270 мет- « ров за смону. Этот ценный опыт Е следует перенять и нам, отказать- ся от дорогой и трудной оклетнен- і: ки троса вручную. Е Хорошо организован у дальне- ” восточников ремонт тралов. Не яра- = івду судна в шорт яоркдиные тра- S ш с него сдаются в цех построй- £ им орудии леса, где рел«о>ганруют- 1 Š ся. Степень ремонта традеи «a jv - НА ПРОМЫСЛЕ В ПРОЛИВЕ . ДЭВИСА. ~ 5 делается по кателйраіам в завмел- Фотеэтюд нашего внештатного корреспондента В. Иевлева. j* моста от площади ИОВ^еждйНіОГО сепігого полотна. На каждое судно, выходящее в рейс, выдается одна треть тралов, бывших в употреіі-* лени,и, две третьих — новых. ОгѴ раничеінность прои №>дственных площадей нашей фабрики орудий лова не позволяет наладить систе-»' матический ремонт гра.юв . Однако .3 необходимо хотя бы в летнее вре-»! мя обеспечить ремонт капроновых' тралов с судов, встающих в оред- ’ ний и каяитальный ремонты. Ведь; капрон пока еще дефицитный ма - 1 териіал, и срок эксплуатации трі-. лов надо максимально продлить, rj Вое рыбодобывающие предприя" , тия Дальнего Востока раслолага^' ют неплохими цехами для построй-» I ки и ремонта орудий лова. Управ­ ление активного морского лова' Примсррыбпрома (г. Находка І имеет прекрасный трехэтажный каменный цех^со складскими по­ мещениями, оборудованными гру­ зовыми лифтами. Пора и в Мур- манске решить вопрос о строитель- ‘ стве стационарной фабрики орудий лова и снизить за счет этого себе-» стоимость рыбопродукции. -і Особо следует остановиться да эксплуатации дрифтерных сетей. Сетноэ полотно дрифтерных сетей дальневосточники (по предложе­ нию сахалинцев) сажают на верх- ние и нижние подборы, изго­ товленные из 4 , 6 -миллиметровол) стального оклешевашюго троса. Боковые подборы сегей делаются из растительного каната. Кромз того, дрифтерный порядок воору­ жается стальным вожак ж диамет­ ром 15,5— 17,5 миллиметра. Марки из стальной проволоки накладываются на вожак с помо­ щью специального станка. Повид- цы к стальному вожаку крепятся карабинами специальной конструк­ ции с пружинной защелкой. Чтобы карабин не скользил но вожаку, на расстоянии 0,5 метра от первой марш накладывается вторая, ко­ торая ограничивает сто передви­ жение. ! Изготовление подбор и вожака дрифтерных порядков пз стального троса позволило снизить стоимость дрифтерных сетей и удлинить сро­ ки их эксплуатации. Очень интересная работа при­ ведена в 1962 году экияаэаеж траулера перспективной разведя* ТИЛРО «Адлер» (типа «Ниовкрэ) , по освоению траления «ч больж » ‘ глубинах. Работая 27,1-метровым тралом, вооруженным « іл у м ів » - ; выми кухтьиями, в Берянтовем ’ море на глубинах до 723 метрвв , 1 экипаж имел за часовое траление ’ уловы 0 ,8— 1,5 тонны. В угонах : преобладали крупный палтус и окунь. , Следует проверить возмоягность' промысла на больших гаубишх и у sac в Баренцевом море. Да* этого необходимо обеспечить шаге- ; товлелие кухтылей из силужаа ва Кандалакшском заводе, та«с sax стальные кухтыли ве выдержка- ют повышенного іщростажчеевв;в, давления уже на глубинах в 4 5 0 ; — 500 негров. ШНРО нора взду- . мать о .разработке конструкция 5 о - : бннцев и другого вооруженна ддл работы на больших глубинах. Ведь ; только недостаточная прочность 1 кухтылей, бобинцев и другого нрэ- .' мыслового вооружения сдержи-; вает у иаіс освоение промыоа ва 1 больших глубинах. j Много интересного узнали мы у , наших друзей-дальневостотни- і ков. Вообще же вывод напраши­ вается один: связи между про­ мыслеиикам-и Дальнего Востока и Мурманска надо крепить, аетивзіее и оперативнее перенимать друг у друга все лучшее. Это ярішеоет взаимную пользу. у В. ІПАКШЕЕВ, инженер отдела доГичл тра­ лового флота. «РЫБНЫЙ ИУРМАНа 25 мая 196Э г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz