Рыбный Мурман. 1963 г. Май.
ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫЛОВА СЕЛЬДИ И ВЫПУСКА Т О В А Р Н О Й П Р О Д У К Ц И И Увеличение выхода пищевой продукции из каждого центнера добытой сельди-сырца и выработки готовой продукции на плавбазах, особенно малосоленой, пользую- цейся наибольшим спросом у населения, — вот две важных задачи, которые стоят перед коллективом «Мур- мансельди». Выпуск малосоленой сельди был начат нами во второй Волошине 1959 года. Сначала сельдь на средних трауле рах солили крепким насыщенным раствоіром, а затем на пятые— восьмые сутки прерывали посол и сдавали ее на клавбазу. Практика показала, что этот метод работы СРТ и плав баз позволял вырабатывать только 12— 15 процентов малосоленой готовой продукции от общего выпуска соле ной сельди. На береговых предприятиях при такой пер- иячной обработке сырца вообще нельзя было выпускать малосоленую сельдь. Требовалось перестроить работу, найти новый путь. И такой путь был найден. Перешли ва массовую обработку сельди ненасыщенным посолом на средних рыболовных траулерах обычного типа, сда вать полуфабрикат стали на все базы (в том числе и на не имеющие охлаждаемых трюмов). И хотя этот метод не рекомендовался действующими инструкциями, моряки пошли на него. Не ждать же, ког да у нас будет в достатке плавбаз с «холодными» трю ками, и ограничивать выпуск малосоленой продукции. \ что касается инструкций, то немало еще у вас их, со ставленных когда-то в тиши кабинетов, создающих раз долье перестраховщикам. Увеличить выпуск малосоленой сельди важно ве только потому, что ее требует потребитель. Важна и экономическая сторона дела. Из томны сельди-сырца , выход малосоленой пищевой продукции получается на 15 процентов выше, чем крепкосоленой. Только за первый квартал 1963 года это позволило сэкономить 7.700 центнеров сырца и выработать дополнительно 7.200 центнеров готовой продукции. Много малосоленой сельди доставляется в порт в де ревянных ящиках. По сравнению с бочками ящики стояг дешевле. Расходы по таре на центнер продукции «обращаются примерно на 2 рубля 40 копеек. Препятствием для широкого внедрения этого про грессивного метода работы была система оплаты тру да моряков. Она производилась за центнер добытого сырца вне зависимости от качества продукции. В чет вертом квартале управлению «Мурмансельдь» разре шили применить на десяти судах предложенную отде лом обработки управления оплату с учетом качества и количества сдаваемой продукции. Новая система пока- эала большую эффективность и жизненность ее приме нения. На опытных судах выработка мал&соленого по луфабриката составила в среднем 55 процентов от добы того сырца. На промысле была организована школа передового •ньгга. Сейчас уже экипажи большинства кораблей «своил» посол с ненасыщенной дозировкой соли. Б настоящее время получено разрешение на перевод всего флота на новую оплату труда. Применение ее уже в предстоящую осеннюю экспедицию будет способство вать дальнейшему увеличению выработай малосоленой продукции. Я подробнее расскажу о большой экономической эф фективности переработки полуфабриката на плавбазах. Себестоимость центнера готовой продукции, выработан ной на плавбазах в 1962 году, была на 6 рублей 30 ко пеек ниже, чем себестоимость выработки ее на рыбо комбинате. При выработке в текущем году 500 тысяч центнеров продукции это даст сокращение затрат более чем на 3 миллиона рублей. Если же удастся добиться стопроцентной переработки полуфабриката в море, то « гтраты сократятся до 6 миллионов рублей. .Это прямое ►яжение затрат, учитываемое в бухгалтерских отче тах. Но, кроме него, имеются и косвенные факторы сни жения себестоимости продукции. э На 20— 23 процента повышается полезная загрузка -баз. Секрет весь в том, что бочка одной емкости с полуфабрикатом весит 89— 91 килограмм, а с готовой продукцией — 110— 112. За счет высвобождения бочек ври убоірке готовой продукции сокращается потребность в завозе тары на промысел. За прошлый год такое со вращение составило 108 тысяч бочек. В общей сложности два этих фактора дали^сеяьдя- иому флоту в прошлом году экономию средств в сумме «жоло 800 тысяч рублей. За счет высвобождения бочек имеется возможность так грузить плавбазы, что они сразу же по приходу на промысел могут принимать сельдь от экипажей СРТ, снабжать промысловиков всем необходимым, то есть комплексно обрабатывать корабли. Выгода получается колоссальная. При полуфабрикатном варианте работы плавбаз (кстати он применяется еще на других флотах страны) экипажам приходится ждать, пока плавбаза разгрузит тару. Только после этого она начнет прини кать груз. А за получением снабжения приходится под- івдвть ко второй, а то и к третьей базе. Переходы, ожи дания, швартовки отнимают от 36 до 60 часов. Ком плексная же обработка. «Удна У одной базы отнимает 12— 16 чаеов * Подводя итог, межшг «дела» ■выводг комплексная об работка судов создает максимальные условия для вы работки готовой продукции на плавбазах, обеспечивает Повышение вылова примерно на 2 ,5— 3,5 тысячи цент неров за каждый рейс крупнотоннажной базы. Помимо всего этого, выработка готовой продукции на ^Плавбазах высвобождает 900— 950 береговых рыбообра ботчиков для выполнения других работ, ускоряет от грузку продукции потребителям ва 1,5— 2 месяца. Можно с уверенностью сказать, что если плавбазы бу дут полностью доставлять с моря только готовую продук цию, а выпуск малосоленой сельди будет доведен при ©том до 75— 80 процентов, то все это позволит увели чить вылов (при той же сырьевой базе) на 80— 100 ты сяч центнеров в год. Но надо смотреть вперед, думать о будущем. Метод ненасыщенного посола на средних траулерах и после дующая переработка полуфабриката на плавбазах не решают полностью всей задачи. Есть еще более эффек тивный путь — производство малосоленой продукции непосредственно на промысловых судах. Первый опыт в этом направлении уже сделан. Эки паж среднего рефрижераторного траулера № 723 (ка питан тов. Абаркин, рыбмаетер тов. Казарин) вырабо тал в недавно закончившемся рейсе 220 тонн малосо леной сельди, в том числе 2.950 трехкилограммовых банок. Итоги рейса сейчас подробно анализируются. Не смотря на в общем-то положительный результат, нам не удалось решить некоторые технологические вопросы, а также добиться точности в весе и заполнении бочек. Ин женерно-технические работники отдела обработки в со дружестве с промысловиками, несомненно, доведут дело до конца, решат эти вопросы. Выработка готовой продукции непосредственно на борту траулера имеет большие экономические преиму щества перед выработкой ее на плавбазах. При выра- э КОНОМИЧЕСКНЙ ботке продукции методом прерванного посола на плав базах выход пищевой продукции из тонны сырца со ставляет 80,5 процента, а трудовые затраты (не считая эаграт труда грузчиков в море и в порту) составляют на плавбазах около 6 человеко-часов на тонну продук ции. С организацией производства малосоленой сельди не посредственно «а промысловых кораблях ети затраты сократятся почти вдвое. А выход пищевой товарной про дукции может быть практически доведен до 100 про центов. Что касается вкусовых качеств, то они будут равноценны или даже вьше, чем у сельди баночного по- свла. Из приведенных примеров видно, насколько экономи чески выгодно увеличивать выработку готовой про дукции непосредственно на промысле. Но для более быстрого решения этой задачи нужно устранить ис кусственно воздвигаемые препятствия, ускорить вы полнение .ряда конструкторских работ по механизации производственных процессов. Начну с механизации посола на средних траулерах, j В настоящее время рыбмаетер должен вручную очень тщательно перемешивать за сутки от 5 до 25 тонн смеси соли и рыбы. Правда, на 45 судах установ лены агрегаты РНА-2. Но они громоздки, затрудняют швартовку у плавбаз, а главное — далеко не полностью отвечают технологическим требованиям. Этот агрегат был рассчитан на старую технологию насыщенного посола. Он не может точно регулировать дозировку соли. Если при насыщенном посоле колеба ние в дозировке от 20 до 30 процентов не имеет суще ственного значения, то при производстве малосоленой продукции оно уже недопустимо. Лучший но регулированию дозировки соли агрегат ИРПА также не надежен. Авторы проекта сотрудники ВНИР0 замалчивали этот технологический недостаток и пока не ведут работы но его устранению, хотя инже неры «Мурманселіди». и друшх флотов страны гово рили им об этом. То же самое можно сказать и в отію- ніенш агрегата РПА-2. Второй, крайне необходимый агрегат, механизирую щий обработку сельди на плавбазах, находится в еще худшем положении. В 1961 году после испытаний на плавбазе «Антарктика» был изготовлен головной обра зец. Но ВНИЭКИПР0ДМА1Н не устранил при его изго товлении конструктивный недостаток в узле удаления соли и чешуи из моечной ванны. В результате ѳтот го ловной агрегат, установленный на плавбаэе «Намята Кирова», так и не эксплуатировался. В этом году «Мурмансельди» обещают поставить один модернизированный агрегат. Но почему потребо- > валось целых два года, чтобы устранить замечание ра ботников промышленности? Надо, чтобы проектные ин ституты прислушивались к голосу специалистов-прак- тиков, быстро производили «доводку» агрегатов. А они очень нужны. С помощью четырех таких агре гатов, установленных на крупнотоннажной плавбаэе, можно обеспечить ежесуточную уборку 200 и более тонн сельди (при наименьших затратах труда). Морякам необходима машина для полупотрошения сельди. Ё хотя уже испытывалось несколько вариантов ее, ни один из них не удовлетворяет требованиям про мысловиков. Разделка сельди по-прежнему ведется вруч ную. А при таком положении нельзя серьезно говорить о массовом выпуске малосоленой сельди. Сейчас закончено изготовление и будут проводится заводские испытания малогабаритного полупотрошидь- ного агрегата производительностью 120 рыбин в ми нуту. Мы надеемся, что он получит путевку в жизнь. Надо, чтобы его не постигла судьба агрегатов РПА-2 и ИРПА, надо, чтобы «доводка» полупотрошильной маши ны была проведена в максимально короткие сроки. Промысловикам сельдяного флота нужны весы для взвешивания бочек с рыбой в момент нахождения их ча виброукладчике. Это упростило бы и ускорило процесс обработки сельди на плавбазах и значительно сократило ватраты труда. Но созданием таких весов никто не за нимается. Наши попытки в этом отношении не при несли успеха. Я перечислил вопросы технического порядка, требую щие большой конструкторской работы. Они потребуют для разрешения определенное время. Но есть вопросы организационного порядка, которые мешают нормаль ной работе промысловиков. Первый из них — это снабжение тарой. За послед нее время оно ухудшилось. «Мурманеельдъ» стала по лучать большое количество разнолитраж.чых бочек к низкого качества. А для первичного посола качество тары имеег первостепенное значение. Можно прямо ска зать, что высокая сортность мурманской сельди, кото** рую мы имели до сих пор, зависела во многом от того, что флот получал лучшую в стране тару. Сейчас поче му-то решено давать на береговые предприятия тару лучшую, чем флоту. Мы понимаем важность использования возвратной н разнолитражной тары. Но ведь для береговых рыбопере рабатывающих предприятий такая тара более приемле ма.. На промысле она сильно осложняет работу экипа жей и приводит к снижению сортности. Сейчас в связи с эксплуатацией на некоторых еудаі жгутовых сетевыборочных машин, с применением се тей разного размера на флоте увеличилось количество так называемой рваной сельди. Такая сельдь составляет 10— 15 процентов к общему вылову, а иа судах со жгутовыми машинами повреждается даже одна четвер тая часть улова. Обор же рваной сельди составляет при мерно 4— 5 процентов, остальная часть идет за борт. По моим подсчетам «Мурмансельдь» ежегодно недо использует 80— 90 тысяч центнеров техрвани. А это значит, что вылов в сырце недоучитывается на 100 ты сяч центнеров и теряется 55— 60 тысяч центнеров пи щевой продукции. Устранить образование техрвани на судах в настоя щее время невозможно. Но обеспечить ее сбор •— за дача выполнимая, и ее надо решать без промедления. Сейчас плановые задания и оплата труда нацеливают коряков на максимальное увеличение сдачи продукции только первого сорта. Инженеры отдела обработки «Мурмансельди» пред ложили несколько изменить порядок планирования. В задании надо указывать количество рваии, подлежащей сбору и сдаче, соответственно уменьшив количество сельди первых сортов, с которого начисляется премия вкиігажу. Это предложение пока не рассмотрено и не принято. Вероятно, некоторые товарищи считают, что техрваігь зависит от самих экипажей, и наше предложение будет стимулировать небрежность в работе. Неправильнее мнение. Выше я уже говорил о причинах образования рвани и о том, что при комплексе применяемых в на стоящее время машин устранить ее образование невоз можно. Что касается моряков, то никто из них умыш ленно не будет портить рыбу. Абсолютное большинство промыслошков дорожат маркой флота, считают своим долгом и делом чести вырабатывать продукцию отлич ного качества. В свое время отдел обработки предлагал вести посол сельди без отсортировки рвани с тем, чтобы сократить затраты труда и обеспечить полный ее сбор. Но его предложение не было принято. Надеемся, что руково дители производственного отдела главка изменят свое отношение к поставленному вопросу.^ Ведь речь идет о большом увеличении выпуска пищевой продукции. Попутно возникает вопрос — где перерабатывать рвань, на плавбазах или в порту? На мой взгляд, целе сообразней поставлять в порт. Переработка ее иа плав базах уменьшит более чем на треть выработку готовой продукции. Рыбокомбинату же потребуется увеличить' на 300 человек число работниц, занятых перераібспсоб полуфабриката. Кстати говоря, с этим предложением согласны и многие работники главка, во пока ©но нѳ получило силы приказа. в * Факты, приведенные в настоящей статье, говоря? сами за себя. Коллектив сельдяного флота надеется. что( работники главка «Севрыба» и научно-исследователь ских институтов помогут морякам успешно решить стоящие перед ними задачи. М. СВИТАШЕВ, з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а «М у р м а н с е л ь д и » . .......................... . «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 мая 1963 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz