Рыбный Мурман. 1963 г. Май.
л-vl- ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР ‘■гот п р о м ы с е л — это труд; УПОРНЫЙ,ТВОРЧЕСКИЙ Ошибка или очковтирательство? Любой опытный промысловик знает, какое важное значение для наиболее успешного лова рыбы имеет строгое соблюдение правил навигационного судовожде ния. Но, к сожалению, на флоте далеко не каждый из капитанов и штурманов старается соблюдать эти пра вила, не все моряки стремятся овладеть теми навыками и знаниями, которые им так необходимы в повседневной работе на промысле. А отсюда и многие неудачи, до садные промахи, казусы. За примером далеко ходить не надо. Случай, о кото ром я хочу рассказать, произошел совсем недавно. О нем знают команды судов, участвовавших в группо вом соревновании с экипажами траулеров «Кронштадт» и «Камчатка». А было так. Капитан «Кронштадта» Евгений Андрее вич Мариничев, попав на хорошие концентрации рыбы, передал по радио эту радостную весть, сообщил и свои координаты. Капитан «Камчатки» Анатолий Василье вич Щукин, которого не устраивали уловы, решил вос пользоваться дружеской помощью: отправился в новый район промысла. Однако здесь «Кронштадта» не оказалось. И глубина коря, где находилась теперь «Камчатка», не соответст вовала тем данным, которые были получены по радио от капитана Е. А. Мариничева. На всякий случай капитан А. В. Щукин попытал счастья. Сделали одно траление, другое: уловы были скудными... Только через несколько часов морякам «Камчатки» удалось напасть на след «Кронштадта», суд-іо оказалось совсем в другом месте и по-прежнему находилось «на рыбе». Что — это заранее обдуманное очковтирательстве или ошибка судоводителей при определении места нахожде ния судна? И если ошибка, то кто ее сделал: судово дители «Кронштадта» или «Камчатки»? И те и другие упорно не признавали своей вины. Каждый судоводитель авторитетно заявлял, что с ним ничего подобного рань т е не случалось и не могло случиться. А между тем, факт остается фактом: расстояние от того места, куда попала «Камчатка», и до того, где находился «Крон штадт», было около 10 миль!? Знать навигационное судовождение определяем ^устанавливаем Я не пытаюсь сейчас установить конкретного винов ника того, что произошло с «Кронштадтом» и «Кам чаткой». Но с полной уверенностью скажу, что если бы штурманский состав того и другого корабля работал более четко и внимательно, судно всегда держалось бы точно на рекомендованном курсе. Это подтверждается практическим опытом работы су доводителей на «Молодечно». Для быстрого и точного определения места корабля наши штурманы широко ис пользуют технику, имеющуюся на борту траулера. С помощью радиолокационной станции и гирокомпаса мы расстояние до того или иного ориентира, радиолокационный пеленг. От начала и до конца каждого перехода из одного района моря в другой мы аккуратно веіем счисление места судна на карте. В течение всего прошлого года судоводителям «Молодечно» не было сделано ни одного замечания в вопросах судовождения со стороны работ ников службы главного капитана. „Наша работа при каждом осмотре и проверке инспекторами вызвала лишь одобрение с их стороны. Особенно точно и аккуратно мы ведем э5сервации при плавании вблизи берегов и в Кольском злливе. Следуя заливом, наши штурманы каждый раз наносят на кар ту до двух десятков навигационных определений. Наиболее безупречно обычно работали бывший стар ший помощник капитана, ныне капитан, Валерий Алек сандрович Матвеев и бывший третий, теперь второй по мощник капитана Николай Васильевич Гречихин. Уметь пользоваться техниной В промысловом судовождении мы добиваемся наи более эффективных результатов, использул рыбопоис ковую аппаратуру. Внимательное наблюдение за пока заниями рыбных скоплений на экране «л.ідара» позво ляет нам всегда во время траления удерживать судно на хороших концентрациях. Когда рыба пропадает, возникает необходимость по вторить траление в обратном направлении. Для этого обычно делаегея крутой поворот на 180 градусов при полных оборотах главной машины. Но ложиться на вб- ратный курс мы не спешим, так как при крутом несвое временном повороте можно «промахнуться», потерять концентрацию, прейти мимо нее. Для тог», чтобы этого і*е случилось, необходимо прой ти с тралом первоначальным курсом еще минут десять, а затем начинать поворот. В этом случае к моменту по воротного приближения к концентрации трал приходит в свое рабочее состояние. К такому методу облова рыб ных скоплений мы прибегаем особенно тогда, когда ры ба держится отдельными пятнами. При ведении промысла в районах, где имеются рез ко выраженные склоны, обычно наилучшие концентра ции бывают на определенных глубинах: в местах с бо лее лучшим гидрологическим режимом, с достаточным количеством пищи для рыбы. Иногда в течение суток (в силу метеорологических или океанографических измене ний состояния моря) рыба делает наибольшие миграции, выходя на большие или меньшие глубины. Вот в таких- то случаях рыбопоисковая аппаратура оказывает нам неоценимую помощь. Если рыба вдруг «отрывается» от грунта, это фиксируется приборами и хорошо видно на экране «лодара». В этом случае мы выходим с тралом на ту же глубину, на которую переместился косяк. Та кой местный поиск, как правило, хорошо себя оправды вает. При отсутствии признаков концентраций промыслово го значения поиск рыбы мы ведем переменными кур сами, на полном ходу, без трала идем в том направле нии, где предполагается возможное движение косяка. Наличие на борту чувствительной поисковой аппара туры и умение ею пользоваться позволяет нам в боль шинстве случаев быстро выходить на хорошие концент рации рыбы и успешно их облавливать. Совершенствовать методылова В работе с орудиями лова у судоводителей, особенно молодых и малоопытных, подчас мнения резко расхо дятся. К примеру, спуск трала разные люди производят по-разному. А Ведь ни для кого не является секретом тот факт, что одна из главных причин непроизводитель ной траты времени и сил — это неаккуратный спуск трала. По этой причине и происходят заверты трала, а иногда и заверты тралового мешка вокруг бобипцев, за падание мешка в крыловых голых концах, западание полукутка в удавном стропе. При этом одни неудачи такого рода происходят в све жую погоду, другие, наоборот, в штилевую. Иногда капитаны, стремясь снять с себя часть от ветственности за случившееся, ссылаются на отсутствие навыков, на неуверенность в работе команды. По ра дио во время промысловых советов группы соревную щихся судов часто можно слышать фразу: «траление было непоказательным ввиду того, что мешок оказался в заверте». А отчего же это происходит? Может быть, некото рые моряки разучились правильно спускать трал? Скорее другое. Судоводители порой забывают о том, что старые методы спуска трала следует улучшать, со вершенствовать! Восемь завертов за один рейс Приведу конкретный пример. В августе минувшего года судоводители траулера «Е. Пугачев» ухитрились допустить в течение одного рейса восемь завертов тра лового мешка. В результате этого восемь тралений про шло впустую. И что ни траление, то тонны недоловлен- ной рыбы. А сколько времени было затрачено моряками на то, чтобы ликвидировать заверты, исправить непо ладки в трале! Какая же причина вызвала эти казусы? А причина одна, довольно простая: судоводители «Е. Пугачева» забыли, что траловые мешки стали те перь изготовляться из более легкого материала, чем 2— 3 года тому назад. Плюс к этому, дополнительная плавучесть была создана за счет кухтылей, помещен ных внутри мешка. Естественно, что при спуске трала с борта свободно дрейфующего судна, при быстром вытравливании ка белей возникает большая вероятность запутать мешок, так как в этом случае подбора и клячовки идут вниз, а трал и мешки вслед за ними опускаются в вертикальном положении в нерасправленном виде. Затем мешок, ока завшись внизу, при даче хода судну свободно подплы вает под нижнюю подбору, или попадает в голые концы, или частично выворачивается наизнанку вместе с тра лом. Может произойти также западание нолукутка в удавном стропе. И такие случаи при спуске трала чаще всего возни кают не в шторм, а именно в тихую погоду... Но не исключена возможность запутывания мешка и в сЕежую погоду. И в основном это происходит из-за быстрого вытрав ливания кабелей при свободном дрейфе судна. Как избежать завертов трала? Ч і і іи избежать каких-либо непредвиденных слу чайностей, вытравдммние кабелей всегда необходимо прѳмэмдзеть с одновременной дачей хода еудну, е рас четом, чтобы трал и мешок всегда находились в рас правленном виде и в натяжении. Помимо других преимуществ, такой способ позволяет намного уменьшить затраты времени на спуск трала, tj А можно ли избежать заверта мешка, спуская трал при свободном дрейфе судна? Можно. Для этого придет-J' ся травить кабели втугую. £ При спуске трала в штилевую погоду может иметь’ место и такой случай, когда после выбрасывания в м а - ' ре трала он не отходит от борта. £ Большинство судоводителей прибегают тогда к «деѴ довскому» способу, а именно: дают судну полный ход назад и идут так до тех пор, пока кухтыли на верхней 1 подборе не покажутся над поверхностью воды. Но преж-И де чем штурман дождется этих кухтылей, мешок успеет . вытянуться вдоль борта и уйти далеко вперед. А после!' того, как судну будет дан полный ход вперед, траловый мешок окажется не там, куда хотел бы направить его судоводитель,' а может засесть на грунтроп носового крыла. j И сноЕа траление пойдет впустую. Бывает иногда ж так,^ что и при этом способе раз-другой спуск трала пройдет нормально, а на третий — произойдет эапутьі - 5 вание мешка- в голых концах. г' Второй способ спуска трала более надежный. Вот п о - ’ чему я считаю своим долгом всех вновь прибывающих на «Молодечно» штурманов обучать этому способу. Дол жен заметить, что я с благодарностью вспомииаю своего учителя , у которого я перенял опыт работы еще буду чи штурманом, Акима Григорьевича Михайлова. Ват в чем заключается этот метод. После того, как трал окалсется у борта в отвесном по ложении, необходимо задать судну малый ход назад . секунд на 5— 10 , с таким расчетом, чтобы мешок не много отошел вперед, но ни в коем случае не доходил до голых концов носового крыла. Потом надо дать полный вперед и, как только носо вая клячовка начнет приподниматься под патяжениеч носового крыла, следует травить носовой кабель, а за тем И кормовой. <•] В зтом случае верхнюю подбору можно не приподни мать на циркуляции для осмотра трала, а без задержка производить вытравливание кабелей. Работая этим способом, я в своей практике не имел до сих пор случая, чтобы произошел наброс мешкагна голые концы крыльев или наброс мешка на винт. І Как вооружать нижнюю подбору? I В заключение я хотел бы остановиться еще на од ном вопросе, который не имеет прямого отношения s данной теме, но очень важен для промысловиков. Вопрос этот — новый вид вооружения нижней под боры, который мы применяем на грунтах с вязким илол, таких, как северо-западный склон Мурманской банки. I В этом случае подбора у нас имеет такой вид: на каждом из трех шестиметровых грунтролов мы размен щаем семь штук 400-миллиметровых бобинцев с двумя небольшими чушками на каждом бобинце. Общий вес ' этих двух чушек составляет около 8 килограммов. •; Вея подбора состоит, таким образом, из 21 бобинца е грузом по 8 килограммов на каждом бобинце, за ■енлю- , чением двух бобинцев, расположенных на двух кону- ! сах. На эти бобинцы мы даем больший груз — по 12 килограммов. Подбора, вооруженная таким образом, обеспечивает безупречную работу трала в названном выше районе. “ Думаю, что промысловикам будет полезно внедрить' все эти новшества на своих кораблях. * И. КУЗЬМИН, капитан. Все шире развивается братское сотрудничество социа«4 листических стран. Из Чехословакии в адрес многих ирсн мышлениях объектов Советского Союза и стран народ-* поп демократии отправляются первоклассные машины н станки. * НА СНИМКЕ: в цехе машиностроительного завода в городе Пржерове. Здесь изготовляется оборудование J для металлургических предгриятиіі СССР. I Фото ЧТК—ТАСС. \ «РЫБНЫЙ ИУРМАК» I I мае 1963 г. 3 ч:тр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz