Рыбный Мурман. 1963 г. Май.

л-vl- ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР ‘■гот п р о м ы с е л — это труд; УПОРНЫЙ,ТВОРЧЕСКИЙ Ошибка или очковтирательство? Любой опытный промысловик знает, какое важное значение для наиболее успешного лова рыбы имеет строгое соблюдение правил навигационного судовожде­ ния. Но, к сожалению, на флоте далеко не каждый из капитанов и штурманов старается соблюдать эти пра­ вила, не все моряки стремятся овладеть теми навыками и знаниями, которые им так необходимы в повседневной работе на промысле. А отсюда и многие неудачи, до­ садные промахи, казусы. За примером далеко ходить не надо. Случай, о кото­ ром я хочу рассказать, произошел совсем недавно. О нем знают команды судов, участвовавших в группо­ вом соревновании с экипажами траулеров «Кронштадт» и «Камчатка». А было так. Капитан «Кронштадта» Евгений Андрее­ вич Мариничев, попав на хорошие концентрации рыбы, передал по радио эту радостную весть, сообщил и свои координаты. Капитан «Камчатки» Анатолий Василье­ вич Щукин, которого не устраивали уловы, решил вос­ пользоваться дружеской помощью: отправился в новый район промысла. Однако здесь «Кронштадта» не оказалось. И глубина коря, где находилась теперь «Камчатка», не соответст­ вовала тем данным, которые были получены по радио от капитана Е. А. Мариничева. На всякий случай капитан А. В. Щукин попытал счастья. Сделали одно траление, другое: уловы были скудными... Только через несколько часов морякам «Камчатки» удалось напасть на след «Кронштадта», суд-іо оказалось совсем в другом месте и по-прежнему находилось «на рыбе». Что — это заранее обдуманное очковтирательстве или ошибка судоводителей при определении места нахожде­ ния судна? И если ошибка, то кто ее сделал: судово­ дители «Кронштадта» или «Камчатки»? И те и другие упорно не признавали своей вины. Каждый судоводитель авторитетно заявлял, что с ним ничего подобного рань­ т е не случалось и не могло случиться. А между тем, факт остается фактом: расстояние от того места, куда попала «Камчатка», и до того, где находился «Крон­ штадт», было около 10 миль!? Знать навигационное судовождение определяем ^устанавливаем Я не пытаюсь сейчас установить конкретного винов­ ника того, что произошло с «Кронштадтом» и «Кам­ чаткой». Но с полной уверенностью скажу, что если бы штурманский состав того и другого корабля работал более четко и внимательно, судно всегда держалось бы точно на рекомендованном курсе. Это подтверждается практическим опытом работы су­ доводителей на «Молодечно». Для быстрого и точного определения места корабля наши штурманы широко ис­ пользуют технику, имеющуюся на борту траулера. С помощью радиолокационной станции и гирокомпаса мы расстояние до того или иного ориентира, радиолокационный пеленг. От начала и до конца каждого перехода из одного района моря в другой мы аккуратно веіем счисление места судна на карте. В течение всего прошлого года судоводителям «Молодечно» не было сделано ни одного замечания в вопросах судовождения со стороны работ­ ников службы главного капитана. „Наша работа при каждом осмотре и проверке инспекторами вызвала лишь одобрение с их стороны. Особенно точно и аккуратно мы ведем э5сервации при плавании вблизи берегов и в Кольском злливе. Следуя заливом, наши штурманы каждый раз наносят на кар­ ту до двух десятков навигационных определений. Наиболее безупречно обычно работали бывший стар­ ший помощник капитана, ныне капитан, Валерий Алек­ сандрович Матвеев и бывший третий, теперь второй по­ мощник капитана Николай Васильевич Гречихин. Уметь пользоваться техниной В промысловом судовождении мы добиваемся наи­ более эффективных результатов, использул рыбопоис­ ковую аппаратуру. Внимательное наблюдение за пока­ заниями рыбных скоплений на экране «л.ідара» позво­ ляет нам всегда во время траления удерживать судно на хороших концентрациях. Когда рыба пропадает, возникает необходимость по­ вторить траление в обратном направлении. Для этого обычно делаегея крутой поворот на 180 градусов при полных оборотах главной машины. Но ложиться на вб- ратный курс мы не спешим, так как при крутом несвое­ временном повороте можно «промахнуться», потерять концентрацию, прейти мимо нее. Для тог», чтобы этого і*е случилось, необходимо прой­ ти с тралом первоначальным курсом еще минут десять, а затем начинать поворот. В этом случае к моменту по­ воротного приближения к концентрации трал приходит в свое рабочее состояние. К такому методу облова рыб­ ных скоплений мы прибегаем особенно тогда, когда ры­ ба держится отдельными пятнами. При ведении промысла в районах, где имеются рез­ ко выраженные склоны, обычно наилучшие концентра­ ции бывают на определенных глубинах: в местах с бо­ лее лучшим гидрологическим режимом, с достаточным количеством пищи для рыбы. Иногда в течение суток (в силу метеорологических или океанографических измене­ ний состояния моря) рыба делает наибольшие миграции, выходя на большие или меньшие глубины. Вот в таких- то случаях рыбопоисковая аппаратура оказывает нам неоценимую помощь. Если рыба вдруг «отрывается» от грунта, это фиксируется приборами и хорошо видно на экране «лодара». В этом случае мы выходим с тралом на ту же глубину, на которую переместился косяк. Та­ кой местный поиск, как правило, хорошо себя оправды­ вает. При отсутствии признаков концентраций промыслово­ го значения поиск рыбы мы ведем переменными кур­ сами, на полном ходу, без трала идем в том направле­ нии, где предполагается возможное движение косяка. Наличие на борту чувствительной поисковой аппара­ туры и умение ею пользоваться позволяет нам в боль­ шинстве случаев быстро выходить на хорошие концент­ рации рыбы и успешно их облавливать. Совершенствовать методылова В работе с орудиями лова у судоводителей, особенно молодых и малоопытных, подчас мнения резко расхо­ дятся. К примеру, спуск трала разные люди производят по-разному. А Ведь ни для кого не является секретом тот факт, что одна из главных причин непроизводитель­ ной траты времени и сил — это неаккуратный спуск трала. По этой причине и происходят заверты трала, а иногда и заверты тралового мешка вокруг бобипцев, за­ падание мешка в крыловых голых концах, западание полукутка в удавном стропе. При этом одни неудачи такого рода происходят в све­ жую погоду, другие, наоборот, в штилевую. Иногда капитаны, стремясь снять с себя часть от­ ветственности за случившееся, ссылаются на отсутствие навыков, на неуверенность в работе команды. По ра­ дио во время промысловых советов группы соревную­ щихся судов часто можно слышать фразу: «траление было непоказательным ввиду того, что мешок оказался в заверте». А отчего же это происходит? Может быть, некото­ рые моряки разучились правильно спускать трал? Скорее другое. Судоводители порой забывают о том, что старые методы спуска трала следует улучшать, со­ вершенствовать! Восемь завертов за один рейс Приведу конкретный пример. В августе минувшего года судоводители траулера «Е. Пугачев» ухитрились допустить в течение одного рейса восемь завертов тра­ лового мешка. В результате этого восемь тралений про­ шло впустую. И что ни траление, то тонны недоловлен- ной рыбы. А сколько времени было затрачено моряками на то, чтобы ликвидировать заверты, исправить непо­ ладки в трале! Какая же причина вызвала эти казусы? А причина одна, довольно простая: судоводители «Е. Пугачева» забыли, что траловые мешки стали те­ перь изготовляться из более легкого материала, чем 2— 3 года тому назад. Плюс к этому, дополнительная плавучесть была создана за счет кухтылей, помещен­ ных внутри мешка. Естественно, что при спуске трала с борта свободно дрейфующего судна, при быстром вытравливании ка­ белей возникает большая вероятность запутать мешок, так как в этом случае подбора и клячовки идут вниз, а трал и мешки вслед за ними опускаются в вертикальном положении в нерасправленном виде. Затем мешок, ока­ завшись внизу, при даче хода судну свободно подплы­ вает под нижнюю подбору, или попадает в голые концы, или частично выворачивается наизнанку вместе с тра­ лом. Может произойти также западание нолукутка в удавном стропе. И такие случаи при спуске трала чаще всего возни­ кают не в шторм, а именно в тихую погоду... Но не исключена возможность запутывания мешка и в сЕежую погоду. И в основном это происходит из-за быстрого вытрав­ ливания кабелей при свободном дрейфе судна. Как избежать завертов трала? Ч і і іи избежать каких-либо непредвиденных слу­ чайностей, вытравдммние кабелей всегда необходимо прѳмэмдзеть с одновременной дачей хода еудну, е рас­ четом, чтобы трал и мешок всегда находились в рас­ правленном виде и в натяжении. Помимо других преимуществ, такой способ позволяет намного уменьшить затраты времени на спуск трала, tj А можно ли избежать заверта мешка, спуская трал при свободном дрейфе судна? Можно. Для этого придет-J' ся травить кабели втугую. £ При спуске трала в штилевую погоду может иметь’ место и такой случай, когда после выбрасывания в м а - ' ре трала он не отходит от борта. £ Большинство судоводителей прибегают тогда к «деѴ довскому» способу, а именно: дают судну полный ход назад и идут так до тех пор, пока кухтыли на верхней 1 подборе не покажутся над поверхностью воды. Но преж-И де чем штурман дождется этих кухтылей, мешок успеет . вытянуться вдоль борта и уйти далеко вперед. А после!' того, как судну будет дан полный ход вперед, траловый мешок окажется не там, куда хотел бы направить его судоводитель,' а может засесть на грунтроп носового крыла. j И сноЕа траление пойдет впустую. Бывает иногда ж так,^ что и при этом способе раз-другой спуск трала пройдет нормально, а на третий — произойдет эапутьі - 5 вание мешка- в голых концах. г' Второй способ спуска трала более надежный. Вот п о - ’ чему я считаю своим долгом всех вновь прибывающих на «Молодечно» штурманов обучать этому способу. Дол­ жен заметить, что я с благодарностью вспомииаю своего учителя , у которого я перенял опыт работы еще буду­ чи штурманом, Акима Григорьевича Михайлова. Ват в чем заключается этот метод. После того, как трал окалсется у борта в отвесном по­ ложении, необходимо задать судну малый ход назад . секунд на 5— 10 , с таким расчетом, чтобы мешок не­ много отошел вперед, но ни в коем случае не доходил до голых концов носового крыла. Потом надо дать полный вперед и, как только носо­ вая клячовка начнет приподниматься под патяжениеч носового крыла, следует травить носовой кабель, а за­ тем И кормовой. <•] В зтом случае верхнюю подбору можно не приподни­ мать на циркуляции для осмотра трала, а без задержка производить вытравливание кабелей. Работая этим способом, я в своей практике не имел до сих пор случая, чтобы произошел наброс мешкагна голые концы крыльев или наброс мешка на винт. І Как вооружать нижнюю подбору? I В заключение я хотел бы остановиться еще на од­ ном вопросе, который не имеет прямого отношения s данной теме, но очень важен для промысловиков. Вопрос этот — новый вид вооружения нижней под­ боры, который мы применяем на грунтах с вязким илол, таких, как северо-западный склон Мурманской банки. I В этом случае подбора у нас имеет такой вид: на каждом из трех шестиметровых грунтролов мы размен щаем семь штук 400-миллиметровых бобинцев с двумя небольшими чушками на каждом бобинце. Общий вес ' этих двух чушек составляет около 8 килограммов. •; Вея подбора состоит, таким образом, из 21 бобинца е грузом по 8 килограммов на каждом бобинце, за ■енлю- , чением двух бобинцев, расположенных на двух кону- ! сах. На эти бобинцы мы даем больший груз — по 12 килограммов. Подбора, вооруженная таким образом, обеспечивает безупречную работу трала в названном выше районе. “ Думаю, что промысловикам будет полезно внедрить' все эти новшества на своих кораблях. * И. КУЗЬМИН, капитан. Все шире развивается братское сотрудничество социа«4 листических стран. Из Чехословакии в адрес многих ирсн мышлениях объектов Советского Союза и стран народ-* поп демократии отправляются первоклассные машины н станки. * НА СНИМКЕ: в цехе машиностроительного завода в городе Пржерове. Здесь изготовляется оборудование J для металлургических предгриятиіі СССР. I Фото ЧТК—ТАСС. \ «РЫБНЫЙ ИУРМАК» I I мае 1963 г. 3 ч:тр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz