Рыбный Мурман. 1963 г. Июнь.

- “1 Мытарства на пути к красоте На борт поднят богатый улов. Моряки траулера «Лушкин» при­ ступили к его обработке. Фото нашего внештатного .фотокорреспондента Т. Кож у харя. Кто знает, сколько трудностей приходятся им испытать, боцма­ нам и членам машинных команд, чтоЗы привести корабль в надлежа­ щий вид! Эти трудности в основном свя­ заны со снабжением судов лако­ красочными матерпалам-и и при­ способлениями для покраски. Вот, к примеру, мы столкнулись с таким фактом. Чтобы поддер­ жать чистоту в машинном отделе­ нии, механики, машинисты, кочега­ ры решили произвести^ покраску главного двигателя, вспомогатель­ ных механизмов и самого помеще­ ния. В порту я отнес в отдел снаб­ жения заявку. Но вместо 5 кило­ граммов серебрина заместитель на­ чальника отдела снабжения нам выписал всего полкилограмма. Я объяснил тов. Акимо-ву, что этого количества никак не хватит. Он от­ вечает, что, мол, больше не могу: такова норма на рейс. Но разве не разумно было бы выписать сразу 5 килограммов вперед на 10 рейсов? Ведь куда удобнее производить по«расоч.ные работы один раз, а не десять! И второй вопрос, который я хо­ тел затронуть в своей корреспон­ денции, — это обеспечение судо­ вых команд покрасочными средст­ вами. Согласно существующим нормам, на каждое судно выдают по дв^ кисти в год. Причем эти киста * н-изкого качества и, как правило^ после первой же покраски прихо­ дят в негодность. На мой взгляд, от этих клетей надо раз и навсегда отказаться. Почему бы, например, отделу снаб­ жения не приобрести специальный покрасочный пульверизатор марки 0-54 и не передать его в веление береговых бригад? Это было бы на­ много экономичнее и высвободило бы машинные команды от ненуж­ ных хлопот в море. И. ЛЕВИЦКИП , старший механик траулера «Кинешмаг. Надежные помощники промысловиков Сравнительно недавно, каких-нибудь десять лет тому назад, промысловый флот Мурмана в своем подавляю­ щем большинстве был вооружен единственным электро- навигационным прибором — эхолотом. Гирокомпасы, радиоЗіокаторные станции (РЛС), доетные лаги имелись на вооружспии лишь отдельных промысловых судов. Сей­ час наш промысловый флот вырос. Вырос не только ко­ личественно, но и качественно. Если судоводители старшего поколения могли только мечтать об аппаратуре типа РЛС, а на появив­ шиеся первые приборы смотрели с душевным трепетом (ведь не секрет, что некоторые капитаны ставили леер- ное ограждение вокруг индикатора РЛС в рубке и под страхом страшной кары запрещали приближаться к не­ му всем, кроме радиометриста), то теперь этот замеча­ тельный прибор стал таким же обычным на промысло­ вых судах, как и магнитный компас. Сейчас знание электрорадионавигациошшх устройств, принципа их работы стало столь же необходимым для судоводителя, как знание навигации и астрономии. При анализе работы судоводителей-промысловиков становит­ ся видно, что успешно работают те, кто грамотно ис­ пользует электрорадионавигационную и поисковую ап­ паратуру, берет от нее все, что она может дать, пра­ вильно обслуживает ее. Наши радиолокационные станции «Створ», «Донец», «Нептун», «Дон», несмотря на'свои конструктивные недостатки, при нормальной эксплуатации не только позволяют судоводителю избежать столкновения или сцепления тралами, но при сопоставлении расположе­ ния группы судов на экране РЛС с данными об уловах, глубинах, курсах, ассортименте рыбы дают возмож­ ность судить о величине и расположении косяка рыбы, на котором работает группа. Значительно облегчается работа с буем. Располагая данными радиолокационной станции о расстоянии между судами, судоводитель может избег­ нуть лишних маневров при расхождении. А это, в свою оче>редь, позволяет на определенной площади промышлять большому количеству судов. Можно привести пример, когда в мае— июне 1960 года на Медвежинской банке в сравнительно небольшом районе работало 270 судов нашего и иностранных рыболовных флотов. Концент­ рация судов была настолько велика, что на десятимиль­ ной шкале РЛС «Створ» наблюдалось 60— 70, а иногда и до сотни судов. Но так как подавляющее большинство экипажей было вооружено РЛС, случаев сцепления тра­ лами почти не было. Очень большую помощь оказывает РЛС при работе вблизи кромки льда в ночное время, позволяя распола­ гать свои курсы так, чтобы избежать захода в лед, а вместе с этим и возможных аварий. И уж поистине трудно переоценить значение РЛС при работе вблизи берегов. Из-за сложных грунтовых условий в прибрежных районах необходимо придерживаться рекомендованных курсов с тралом с максимально возможной точностью (как говорят старые капитаны, «ходить по рель­ сам»). Навигационные методы определения места суд­ на не всегда обеспечивают должную точность вслед­ ствие плохой видимости, отсутствия приметных ориен­ тиров и других причин. РЛС позволяет практически непрерывно контролировать местонахождение судна и тем самым избегать аварий с орудиями лова. Осенью 1962 года, например, группа мурманских и архангельских судов успешно работала в прибрежном районе западнее Харлова. Экипажи имели хорошие уло­ вы и вебольшую (для данного района) аварийность тралов. На совещаниях капитаны этих траулеров гово­ рили, что успешный промысел позволяет вести безот­ казная работа РЛС и грамотное использование данных, получаемых от нее. Другой прибор, которым в последнее время стали вооружать все промысловые суда, — это гирокомпас. Наши конструкторы создали отличный прибор — гиро­ компас «Амур». Он надежен в работе и прост в обслу­ живании, обладает высокой точностью показаний. Хо­ рошо зарекомендовали себя на наших судах и гироком­ пасы других марок. Кроме того, гирокомпасы дают возможность осу­ ществлять судовождение с помощью автогирорулевых устройств, что, к сожалению, еще недостаточно, приме- • няется на нащих. судах. Опыт работы экипажей БМРТ По материалам технической конференци т р а л о в о г о флот а показывает, что эти установки вполне оправдывают се­ бя, повышая точность судовождения и создавая более благоприятные условия для работы судоводителей. И, наконец, о приборах, которые предназначены для чисто промысловой работы, — о гидроакустических рыбопоисковых приборах. Большинство траулеров сейчас вооружено поиско­ выми приборами. Но промысловики получают от этих приборов далеко не равноценную информацию. И поэто­ му, говоря о рыбопоисковых приборах, хочется, в пер­ вую очередь, отметить следующее. Если РЛС, гироком­ пасы и другие элекгрорадионавигациошіые приборы све­ дены на наших судах к 2 — 3 типам, то рыбопоисковая аппаратура на Флоте представлена шестью типами раз­ личных приборов. Кроме того, одни суда (типа «Пионер», некоторые ко­ рабли польской постройки) имеют по два рыбопоиско­ вых прибора (кроме эхолотов), а другие имеют только эхолоты. Таким образом, капитаны в этом отношении находятся в далеко не равных условиях. А ведь можно вооружить траулер «Пионер» гидроакустической стан­ цией «Элак-лодар», а фишлупу демонтировать и по­ ставить на судно финской или шведской постройки (при очередном доковании). «Пионеры» в данном слу­ чае ничего не потеряют, так как вряд ли судоводитель, имея станцию «Элак-лодар», будет пользоваться другим прибором. А капитан, получивший на вооружение фиш- лупу, будет очень рад этому. Всеобщее уважение заслужили гидроакустические станции «Элак-лодар». На многих судах неплохо рабо­ тают английские фишлупы «Фишфандер» и эхолоты «ХАГ-240» с электронным отметчиком. Судоводители, грамотно и творчески работая с этими приборами, до­ биваются больших промысловых успехов. Приборы позволяют им делать траление с поворотами на малых косяках, избегать потерь времени на траление по «пу­ стым» местам, позволяют более успешно вести поиск рыбы. В большой степени эффект, получаемый от рыбопо­ исковых приборов, зависит от судоводителей. Многие наши капитаны хорошо освоили аппаратуру. Они со­ ставляют атласы видов электронных отметок, указы­ вают связь между видом отметки и уловом, как по ко­ личеству, так и по ассортименту, составляют шкалу балльности отметок, то есть работают с приборами вдум­ чиво и творчески. И, конечно, такие капитаны берут от прибора все, что он может дать, и работа их всегда успешна. Остановлюсь коротко на тактике лова в различных условиях и с различными приборами. , РАЗНОГЛУБИННЫЙ л о в с е л ь д и При разноглубинном лове сельди (после тарировки трала) гидролокатором «Лодар» ведут поиск горизон­ тальным трактом через 10 градусов (от кормы к носу) вручную или на автоматическом режиме. После обнару­ жения косяка следуют курсом на него и включают вер­ тикальный тракт, записывая косяк. Пройдя косяк и отойдя на расстояние, необходимое для пробега судна во время спуска трала и вытравливания ваеров, спускают трал. При этом по записи косяков на самописце выби­ рают горизонт хода трала, вытравливая нужное коли­ чество ваеров, и определяют режим работы машины. Ввиду того, что скорость траления высока, а время траления непродолжительно, от штурмана требуется осо­ бая осторожность и мгновенная реакция на «^ружаю- щую обстановку, погоду, течение, поведение косяка и т. д. Этот способ лова может быть эффективным только при хорошей тренировке всего экипажа и требует по­ стоянного внимания к изменению обстановки. ЛОВ СЕЛЬДИ ПРИДОННЫМ ТРАЛОМ НА ДЖОРДЖЕС -БАНКЕ Необходимо отметить, что условия работы на Джорд- жес-банке резко усложняются малыми глубинами со скальным грунтом, сильными течениями, большим скоп­ лением судов разных типов с различным методом лова, .частыми густыми туманами. Все это требует исправной электронавигационной ав- ( паратуры на кораблях. При неработающих локаторах промышлять в группе невозможно. Туманы иногда дадт, і ся месяцами, и от судоводителей нужна твердая воля,-! внимательность и^ мгновенная реакция на окружающую обстановку. Малейшее ослабление бдительности привод дегт к аварии или орудий лова, или кораблей. $ Поиск ведется гидролокатором «Лодар» на горизоп- тальном тракте. После определения направления на ко-»! сяк включают вертикальный тракт «Лодара» и л и 1 эхолота иди другой рыбопоисковый прибор и произвол дят запись косяка. Определив направление течения, 1 выходят на течение на расстояние, необходимое для ’ спуска трала, спускают трал и следуют только по тече- і нию, облавливая косяк, держа при этом максимальные обороты машины. При ходе с тралом против течения уловы снижаются иногда на 50— 80 процентов. В хо­ рошую погоду и ясную видимость корабли, взявшие на борт 30— 40 тонн сельди, становятся на якорь вблизи ко­ сяка, служа ориентиром места лова и указывая направле­ ние течения. В плохую погоду или туман они уходят из группы. Следует отметить,-что при промысле на Джорджгс- банке рыбопоисковыми приборами отмечаются не толь­ ко косяки и степень их концентрации, но и характер грунта, что позволяет работать без аварий орудий лова. ПРОМЫСЕЛ СЕРЕБРИСТОГО ХЕКА Промысел серебристого хека на банке Джорджес зна­ чительно легче и спокойнее, чем лов сельди. Орудия ло­ ва — обыкновенный трал 31,2 метра и донный вари­ ант разноглубинного трала. Поиск ведется при помощи гидролокатора «Лодар», эхолота «Палтус» или любой фишлупой. После обнаружения концентрации делаются прицельные траления или ведется обычный облов кося­ ка, как и облов косяков трески. Следует отметить, что лучшими приборами являются, конечно, «Лодар», «Элак», установленные на БМРТ. ПРОМЫСЕЛ ОКУНЯ И ТРЕСКИ В РАЙОНАХ д а л ь н е г о з а п а д а При подходе к месту промысла капитаны судов выяс­ няют обстановку и, не доходя до группы, включают ры-» бопоисковый прибор, просматривая толщу воды. Вели показания хорошие или удовлетворительные, спускают трал. О Бремени траления на хороших грунтах судят по характеру показаний фишлупы. Здесь все чаще и чаще применяется правило «нет показаний — трал не спускаю». Иногда, когда рыба держится отдельным^не­ большими пятнами, капитаны проходят косяк несколь-* ко раз, добиваясь нужного вылова за траление. Иногда при особо мощных показаниях фишлупы огра* ничиваются 5-, 10-минутным тралением. На плохих грунтах у северного Лабрадора, где вообще нельзя тра- лировать больше 10— 15 минут, лов ведут только прич цельно, как и лов сельди. Вообще нужно сказать, что поиск перед спуском трала стал обязательным. Лишь из­ редка, работая на мощном косяке окуня или трески, за-* иимающем большую площадь, капитаны судов продол­ жают старую, традиционную тактику облова косяка. Но и здесь всегда пользуются рыбопоисковыми приборами для корректировки курсов. ПРОМЫСЕЛ В БАРЕНЦЕВОМ И НОРВЕЖСКОМ МОРЯХ Особенно важно для судоводителя уметь расшифро­ вывать показания рыбопоисковых приборов. Часто елу-< чается, что, работая в прибрежных районах с наличием губки или на Шпицбергенской банке, судоводители встречаются с мощными записями фишлупы, однако, тралы приходят пустые. Штурманы и капитаны не без основания считают, что в данном случае налицо во­ доросли или губка.* ’ За время, прошедшее после установки первого рыбо-» поискового прибора, у судоводителей накопился нема-* лый опыт работы с ними, и опытный наблюдатель от­ личит показания губки от показаний рыбы. Нужно заметить, что каждый район моря вносит свои коррективы в оценку показаний приборов. t Н. ЩИП, заместитель главного капитана тралового флота. «РЫБНЫЯ МУРМАН» 15 нюня 1963 г. ' 3 стр<

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz