Рыбный Мурман. 1963 г. Июнь.
- “1 Мытарства на пути к красоте На борт поднят богатый улов. Моряки траулера «Лушкин» при ступили к его обработке. Фото нашего внештатного .фотокорреспондента Т. Кож у харя. Кто знает, сколько трудностей приходятся им испытать, боцма нам и членам машинных команд, чтоЗы привести корабль в надлежа щий вид! Эти трудности в основном свя заны со снабжением судов лако красочными матерпалам-и и при способлениями для покраски. Вот, к примеру, мы столкнулись с таким фактом. Чтобы поддер жать чистоту в машинном отделе нии, механики, машинисты, кочега ры решили произвести^ покраску главного двигателя, вспомогатель ных механизмов и самого помеще ния. В порту я отнес в отдел снаб жения заявку. Но вместо 5 кило граммов серебрина заместитель на чальника отдела снабжения нам выписал всего полкилограмма. Я объяснил тов. Акимо-ву, что этого количества никак не хватит. Он от вечает, что, мол, больше не могу: такова норма на рейс. Но разве не разумно было бы выписать сразу 5 килограммов вперед на 10 рейсов? Ведь куда удобнее производить по«расоч.ные работы один раз, а не десять! И второй вопрос, который я хо тел затронуть в своей корреспон денции, — это обеспечение судо вых команд покрасочными средст вами. Согласно существующим нормам, на каждое судно выдают по дв^ кисти в год. Причем эти киста * н-изкого качества и, как правило^ после первой же покраски прихо дят в негодность. На мой взгляд, от этих клетей надо раз и навсегда отказаться. Почему бы, например, отделу снаб жения не приобрести специальный покрасочный пульверизатор марки 0-54 и не передать его в веление береговых бригад? Это было бы на много экономичнее и высвободило бы машинные команды от ненуж ных хлопот в море. И. ЛЕВИЦКИП , старший механик траулера «Кинешмаг. Надежные помощники промысловиков Сравнительно недавно, каких-нибудь десять лет тому назад, промысловый флот Мурмана в своем подавляю щем большинстве был вооружен единственным электро- навигационным прибором — эхолотом. Гирокомпасы, радиоЗіокаторные станции (РЛС), доетные лаги имелись на вооружспии лишь отдельных промысловых судов. Сей час наш промысловый флот вырос. Вырос не только ко личественно, но и качественно. Если судоводители старшего поколения могли только мечтать об аппаратуре типа РЛС, а на появив шиеся первые приборы смотрели с душевным трепетом (ведь не секрет, что некоторые капитаны ставили леер- ное ограждение вокруг индикатора РЛС в рубке и под страхом страшной кары запрещали приближаться к не му всем, кроме радиометриста), то теперь этот замеча тельный прибор стал таким же обычным на промысло вых судах, как и магнитный компас. Сейчас знание электрорадионавигациошшх устройств, принципа их работы стало столь же необходимым для судоводителя, как знание навигации и астрономии. При анализе работы судоводителей-промысловиков становит ся видно, что успешно работают те, кто грамотно ис пользует электрорадионавигационную и поисковую ап паратуру, берет от нее все, что она может дать, пра вильно обслуживает ее. Наши радиолокационные станции «Створ», «Донец», «Нептун», «Дон», несмотря на'свои конструктивные недостатки, при нормальной эксплуатации не только позволяют судоводителю избежать столкновения или сцепления тралами, но при сопоставлении расположе ния группы судов на экране РЛС с данными об уловах, глубинах, курсах, ассортименте рыбы дают возмож ность судить о величине и расположении косяка рыбы, на котором работает группа. Значительно облегчается работа с буем. Располагая данными радиолокационной станции о расстоянии между судами, судоводитель может избег нуть лишних маневров при расхождении. А это, в свою оче>редь, позволяет на определенной площади промышлять большому количеству судов. Можно привести пример, когда в мае— июне 1960 года на Медвежинской банке в сравнительно небольшом районе работало 270 судов нашего и иностранных рыболовных флотов. Концент рация судов была настолько велика, что на десятимиль ной шкале РЛС «Створ» наблюдалось 60— 70, а иногда и до сотни судов. Но так как подавляющее большинство экипажей было вооружено РЛС, случаев сцепления тра лами почти не было. Очень большую помощь оказывает РЛС при работе вблизи кромки льда в ночное время, позволяя распола гать свои курсы так, чтобы избежать захода в лед, а вместе с этим и возможных аварий. И уж поистине трудно переоценить значение РЛС при работе вблизи берегов. Из-за сложных грунтовых условий в прибрежных районах необходимо придерживаться рекомендованных курсов с тралом с максимально возможной точностью (как говорят старые капитаны, «ходить по рель сам»). Навигационные методы определения места суд на не всегда обеспечивают должную точность вслед ствие плохой видимости, отсутствия приметных ориен тиров и других причин. РЛС позволяет практически непрерывно контролировать местонахождение судна и тем самым избегать аварий с орудиями лова. Осенью 1962 года, например, группа мурманских и архангельских судов успешно работала в прибрежном районе западнее Харлова. Экипажи имели хорошие уло вы и вебольшую (для данного района) аварийность тралов. На совещаниях капитаны этих траулеров гово рили, что успешный промысел позволяет вести безот казная работа РЛС и грамотное использование данных, получаемых от нее. Другой прибор, которым в последнее время стали вооружать все промысловые суда, — это гирокомпас. Наши конструкторы создали отличный прибор — гиро компас «Амур». Он надежен в работе и прост в обслу живании, обладает высокой точностью показаний. Хо рошо зарекомендовали себя на наших судах и гироком пасы других марок. Кроме того, гирокомпасы дают возможность осу ществлять судовождение с помощью автогирорулевых устройств, что, к сожалению, еще недостаточно, приме- • няется на нащих. судах. Опыт работы экипажей БМРТ По материалам технической конференци т р а л о в о г о флот а показывает, что эти установки вполне оправдывают се бя, повышая точность судовождения и создавая более благоприятные условия для работы судоводителей. И, наконец, о приборах, которые предназначены для чисто промысловой работы, — о гидроакустических рыбопоисковых приборах. Большинство траулеров сейчас вооружено поиско выми приборами. Но промысловики получают от этих приборов далеко не равноценную информацию. И поэто му, говоря о рыбопоисковых приборах, хочется, в пер вую очередь, отметить следующее. Если РЛС, гироком пасы и другие элекгрорадионавигациошіые приборы све дены на наших судах к 2 — 3 типам, то рыбопоисковая аппаратура на Флоте представлена шестью типами раз личных приборов. Кроме того, одни суда (типа «Пионер», некоторые ко рабли польской постройки) имеют по два рыбопоиско вых прибора (кроме эхолотов), а другие имеют только эхолоты. Таким образом, капитаны в этом отношении находятся в далеко не равных условиях. А ведь можно вооружить траулер «Пионер» гидроакустической стан цией «Элак-лодар», а фишлупу демонтировать и по ставить на судно финской или шведской постройки (при очередном доковании). «Пионеры» в данном слу чае ничего не потеряют, так как вряд ли судоводитель, имея станцию «Элак-лодар», будет пользоваться другим прибором. А капитан, получивший на вооружение фиш- лупу, будет очень рад этому. Всеобщее уважение заслужили гидроакустические станции «Элак-лодар». На многих судах неплохо рабо тают английские фишлупы «Фишфандер» и эхолоты «ХАГ-240» с электронным отметчиком. Судоводители, грамотно и творчески работая с этими приборами, до биваются больших промысловых успехов. Приборы позволяют им делать траление с поворотами на малых косяках, избегать потерь времени на траление по «пу стым» местам, позволяют более успешно вести поиск рыбы. В большой степени эффект, получаемый от рыбопо исковых приборов, зависит от судоводителей. Многие наши капитаны хорошо освоили аппаратуру. Они со ставляют атласы видов электронных отметок, указы вают связь между видом отметки и уловом, как по ко личеству, так и по ассортименту, составляют шкалу балльности отметок, то есть работают с приборами вдум чиво и творчески. И, конечно, такие капитаны берут от прибора все, что он может дать, и работа их всегда успешна. Остановлюсь коротко на тактике лова в различных условиях и с различными приборами. , РАЗНОГЛУБИННЫЙ л о в с е л ь д и При разноглубинном лове сельди (после тарировки трала) гидролокатором «Лодар» ведут поиск горизон тальным трактом через 10 градусов (от кормы к носу) вручную или на автоматическом режиме. После обнару жения косяка следуют курсом на него и включают вер тикальный тракт, записывая косяк. Пройдя косяк и отойдя на расстояние, необходимое для пробега судна во время спуска трала и вытравливания ваеров, спускают трал. При этом по записи косяков на самописце выби рают горизонт хода трала, вытравливая нужное коли чество ваеров, и определяют режим работы машины. Ввиду того, что скорость траления высока, а время траления непродолжительно, от штурмана требуется осо бая осторожность и мгновенная реакция на «^ружаю- щую обстановку, погоду, течение, поведение косяка и т. д. Этот способ лова может быть эффективным только при хорошей тренировке всего экипажа и требует по стоянного внимания к изменению обстановки. ЛОВ СЕЛЬДИ ПРИДОННЫМ ТРАЛОМ НА ДЖОРДЖЕС -БАНКЕ Необходимо отметить, что условия работы на Джорд- жес-банке резко усложняются малыми глубинами со скальным грунтом, сильными течениями, большим скоп лением судов разных типов с различным методом лова, .частыми густыми туманами. Все это требует исправной электронавигационной ав- ( паратуры на кораблях. При неработающих локаторах промышлять в группе невозможно. Туманы иногда дадт, і ся месяцами, и от судоводителей нужна твердая воля,-! внимательность и^ мгновенная реакция на окружающую обстановку. Малейшее ослабление бдительности привод дегт к аварии или орудий лова, или кораблей. $ Поиск ведется гидролокатором «Лодар» на горизоп- тальном тракте. После определения направления на ко-»! сяк включают вертикальный тракт «Лодара» и л и 1 эхолота иди другой рыбопоисковый прибор и произвол дят запись косяка. Определив направление течения, 1 выходят на течение на расстояние, необходимое для ’ спуска трала, спускают трал и следуют только по тече- і нию, облавливая косяк, держа при этом максимальные обороты машины. При ходе с тралом против течения уловы снижаются иногда на 50— 80 процентов. В хо рошую погоду и ясную видимость корабли, взявшие на борт 30— 40 тонн сельди, становятся на якорь вблизи ко сяка, служа ориентиром места лова и указывая направле ние течения. В плохую погоду или туман они уходят из группы. Следует отметить,-что при промысле на Джорджгс- банке рыбопоисковыми приборами отмечаются не толь ко косяки и степень их концентрации, но и характер грунта, что позволяет работать без аварий орудий лова. ПРОМЫСЕЛ СЕРЕБРИСТОГО ХЕКА Промысел серебристого хека на банке Джорджес зна чительно легче и спокойнее, чем лов сельди. Орудия ло ва — обыкновенный трал 31,2 метра и донный вари ант разноглубинного трала. Поиск ведется при помощи гидролокатора «Лодар», эхолота «Палтус» или любой фишлупой. После обнаружения концентрации делаются прицельные траления или ведется обычный облов кося ка, как и облов косяков трески. Следует отметить, что лучшими приборами являются, конечно, «Лодар», «Элак», установленные на БМРТ. ПРОМЫСЕЛ ОКУНЯ И ТРЕСКИ В РАЙОНАХ д а л ь н е г о з а п а д а При подходе к месту промысла капитаны судов выяс няют обстановку и, не доходя до группы, включают ры-» бопоисковый прибор, просматривая толщу воды. Вели показания хорошие или удовлетворительные, спускают трал. О Бремени траления на хороших грунтах судят по характеру показаний фишлупы. Здесь все чаще и чаще применяется правило «нет показаний — трал не спускаю». Иногда, когда рыба держится отдельным^не большими пятнами, капитаны проходят косяк несколь-* ко раз, добиваясь нужного вылова за траление. Иногда при особо мощных показаниях фишлупы огра* ничиваются 5-, 10-минутным тралением. На плохих грунтах у северного Лабрадора, где вообще нельзя тра- лировать больше 10— 15 минут, лов ведут только прич цельно, как и лов сельди. Вообще нужно сказать, что поиск перед спуском трала стал обязательным. Лишь из редка, работая на мощном косяке окуня или трески, за-* иимающем большую площадь, капитаны судов продол жают старую, традиционную тактику облова косяка. Но и здесь всегда пользуются рыбопоисковыми приборами для корректировки курсов. ПРОМЫСЕЛ В БАРЕНЦЕВОМ И НОРВЕЖСКОМ МОРЯХ Особенно важно для судоводителя уметь расшифро вывать показания рыбопоисковых приборов. Часто елу-< чается, что, работая в прибрежных районах с наличием губки или на Шпицбергенской банке, судоводители встречаются с мощными записями фишлупы, однако, тралы приходят пустые. Штурманы и капитаны не без основания считают, что в данном случае налицо во доросли или губка.* ’ За время, прошедшее после установки первого рыбо-» поискового прибора, у судоводителей накопился нема-* лый опыт работы с ними, и опытный наблюдатель от личит показания губки от показаний рыбы. Нужно заметить, что каждый район моря вносит свои коррективы в оценку показаний приборов. t Н. ЩИП, заместитель главного капитана тралового флота. «РЫБНЫЯ МУРМАН» 15 нюня 1963 г. ' 3 стр<
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz