Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.

И в моро з бы л о ж а р к о Слева и справа медленно про- общей сложности 90 центнеров Васильевич Авилов! Трал, который плывают заснеженные берега трески. отработал больше 270 часов и мог Кольского залива, а спустя неко- В феврале обстановка несколь- еще с успехом послужить не один торое время впереди засветились ко улучшилась. Правда, так же, рейс, пришлось выбросить... огни родного города. как и в начале рейса, стояли Но сейчас, когда судно подходи- Моряки — те, что не на вахте, сильные морозы, но , штормовых ло к порту, все невзгоды и тре- сгрудились на палубе. И то ска- дней было уже меньше. До канца волнения были забыты. В мыслях зать: разве в такие минуты уси- рейса команда выловила около каждого рисовалась картина встре- дишь в каюте? В рейсе, утомлен- 1.000 центнеров рыбы. Из них чи с родными и друзьями. Но... ный напряженным трудом, каж- 330 центнеров заготовили свежья, на пути выросла еще одна прегра­ див из них мечттл на переходе до А как работали люди в те дни, да. Диспетчер рыбного порта, самого порта спать без просыпа, когда шла рыба! На спуске и которого капитан Алексей Нетро- А вот поди ж ты: и спать уже подъеме трала старались экоио- вич Пуляев запросил «добро» на вет охоты «и усталости как не бы- мить буквально каждую минуту, швартовку у причала, ответил, что вало. Как никогда, спорилась работа и нужно немного подождать. Это Забыты все трудности, какие на палубе. Не успеют поднять «немного» выразилось четырьмя пришлмь пере-неста в рейсе. На трал и высыпать из него содер- часами. Настроение моряков сра- душе с-нокойло и радостно. Радо- жимое, как на живую, еще трепе- зу упало. стно от сознания чеетно ислол- щущую рыбу тут же наваливалась — Разве это пе безобразие, — венного долга, от предчувствия чуть ли не вся команда, включая с возмущением говорили оиіи. — близкой встречи с родными и зна- сюда и старшего помощника капи- В море мы стараемся экономить комыми... тана Владимира Александровича каждую минуту на спуске и подг- А рейс этот для экипажа сред- Кириллова и почти всех механи- еме трала, на обработке рыбы. Л него траулера № 726 оыл, между ков- приходим в порт здесь у нас прочим, нелегким. Между вахтами было организо- беззастенчиво крадут целые часы. R пѴпсий '-‘а . п а . ваио соревнование, первенство в С доводами моряков трудно не ‘ nw ’ ‘l ‘ котором неизменно одерживали мо- согласиться, прибыло на промысел, на море возглавляемой чѵгпо- В. ВЛАДИМИРОВ, разыгрался девятибал л ь и ы й ряки paxTU’ возглавляемой матро --------------------------- « ------------- шторм. Он продолжался и на дру- С0М_Василием Барсуком. гой день и до половины следую­ щего. Когда, наконец, немного утихло, решили спустить трал. Но не прошлои четырех часов, как снова заштормило. На четвертый депь обстановка опять норд-истідныи ветер в восемь оал- дрЮ10е После wxnacoBoro тра-w лов. Судно заливало волнами, ско- ле,ния рРшили произвести подъем j рэ на палубе^ образовалась гора трала ]j0 прежде чем он показал-& ЛЬДЛ , КОТОРЫЙ МйГрОС<Ш ІЦ>ИХ0ДИ- г а UQ р п т п л uq н а г п » и л ѵ и ѵ т і а / ч , S лось скалывать. стеру новлчу ку - - - « ну, едва успевавшим производить $ щ ; і і засолку рыбы. d четвертый день остановка За несколько дней до конца рей- | ъ была непромысловая: дул с а } ] а Су д Н е случилось непредви-15 і [-ОСТОВЫЙ Ветер в восемь бал- цртігіА ТТпрпо ппѵчпіягчіппгп тпл-N А ся из воды, из него высунулось;; крыло надстройки неизвестно ко-І^ Ш Спустя несколько дней погода гда затонувшего корабля. Тут же!$ т& прояснилась. В этот небольшой остановили машину, осторожно вы- Ш «просвет» экипажу удалось взять бралитрал. Но и осторожность не^ Щ неплохой улов. Самым удачным помогла:трал был словно ножом 1$ €ыл, пожалуй, последний день ян- весь изрезан. * варя: тогда команда сделала четы- Ох, и сокрушался же по этому І п а Т П П п а й к а И Н О Кгі Т кТ П П Ѵ П П Т І Ч Т > Л т п П і . . . . Г . . . А л л . » » Читатель советует*, предлагает..* Об организации поисков синекорого палтуса Говорят, что синеюорый пал- лания, С. Д. Копытов выдмшгуі туе не ходит косяками, поэтому предложение, что надо опробовать ловить его невыгодно. тралом места свала, идущие от Но так ли это? Анде-банки и до Медвежинской на За многолетнюю практику ни- глубинах до 700 метров, кто не задавался целыо хотя бы Надо, чтобы поиски были про- ітрактически провести поиски этой ведены по струям от Копытсв- ценной рыбы. Верно, что в Ва- екой банки до Демидовской, где ренцевом море нет мест с обиль- мало кто пробовал вообще тра- ным нахождением палтуса, но лить. Следует также вести повисни есть места, где иногда попадает и у южной, юго-запуной части до 1—1,5 тонны этой рыбы. В Гренландии, где палтус есть тоже, годы большогоспада лежа трески, Есть он и по западному еяялу пикши и окуня иные капитаны Медвежляской банки и по южно- ікіходили места, в которых брали му. неплохие уловы. За рейс в 25 су- По опыту лов^ камбалы, а ток вылавлиівали до 35 тош си- палтус относится к этой породе некорого палтуса. рыГ», следует вооружать трал. Но- В дореволющгонюое время из сташить полностью крылья* двой- Норвегии в Архангельск палтус, ные кабели, чтобы сдвоенным тро- и особенно синекорый, достарля- ссм палтус выгонялся из ила на ли на парусниках, и он исполь- ось движения трала, и тем самым зовалгя на г.сех празднествах в увеличивался бы улінв. Ход с тря- пирогах. лом надо иметь в таких случаях Недавно мне пришлось беседо- до двух узлов. Засолку палтуса вать с капиталом, ветераном рыб- производить в чаны или селі дя- ной промышленности Степаном ные бочки, где бы держался туз- Дмитриевичем Копытовым. И си лук, и палтус будет сочнее, а его также высказал мысль о том, что соленость — меньше, что важ- следует поискать синекорого пал- по при копчении, туса. «Бывало, — говорит он. — В общем, следует продумать из-за косности, рутины мы в-се вопросы и изыскать воможно- и окуня не ловили, а ои был под сти организации пгсккгѵв этой за- руками, и только с рискомполу- мсчательнюй рыбы. Верится, что чить взыскание удалось открьггь будут наши промысловики ло- баику, где много лет ловится вить и эту рыбу, окунь». Высказывая далее свои ноже- c. ЕДЕМСКИЯ, капитан тралового флота. Т ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж У ж ж ж ж ж ж ѵ ж ж ж ж ж ж ж ж ж ѵ ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж г • V Бахтияр Сапаев, которого вы Средней Азин. H i у д а р н о й ком- >] видите на снимке, — строитель сомсльсхоГі стройке он приоб- Солнечного. р л специальность бетонщика ре траления и на борт подняла в поводу старший мастер лова Ив У НАШИХ ДРУЗЕЙ -ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКОВ Два года назад приехал Бах- Зд*сь сн обзавелся семьей г ч* тияр в Хабаровский край из с:йчас с гордэстью говорит, ч?о О _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . . . N * нет на земле для него месіа ч Ч N роднее Солнечною. & Фотохроника ТАСС. Вероятно, у нас, в Мурманска, немногим известно про индиви­ дуально-узловой мегод ремой гз судов. Мало того,, когда я на эту тему завел раѵойор с одним ср нительно опытным эксплуатацион­ ником из управления «Мурма.і- сельдь*, сн сказал буквально сле­ дующее: — По положению ППР есть много разных методов ремонта, но о таком я лично за 20 лет ра­ боты что-то не слышал... А вот недавно, будучи в коман­ дировке на Дальнем Востоке, я встретился с инженером-мехэчи- ком 3. .К. Захаровым, работаю­ щим в управлении Сахалинского тралового флота, и он рассказ/*п мне про опыт эксплуатации меха­ низмов на средних траулерах «Уфа», «Уссурийск», «Невельок*, «Новатор», «Урал» и других. - — Вот уже на протяжении дзух — трех лег, — сказал тов. Заха­ ров, — экипажи этих передовых кораблей отказывались от плаіо- во-предупредительного ремонта в заводских условиях и выполняют все работы силами машинных команд по так называемому ин* дивидуально-уѵювому методу. Я попросил его поподробнее рассказать про этот метод. То1*. Захаров не только рассказал, «о и познакомил с рядом матеэча- лсв, со всякого рода расчетами, выкладками и т. д., говорящими н пользу этого новшества. Известно, что всякий планово­ предупредительный ремонт связл с выводом судна из эксплуатации на различные сроки. — от одного месяца до полугода. После трехлегних наблюдений за работой двигателей и замеров износа их деталей на указанных судах тов. Захаров совместно с инженером по нормированию каль­ куляционной группы М. И. Пле­ шаковым составили следующую таблицу величин выработки в за­ висимости от срока службы дета­ лей: (см. таблицу 1). А вот таблица износа колец (зазор в стыке). Двигатель Р6ДВ-148 400 л. с. после работы в тыс. часах: (см. таблицу 2). Сопоставление этих цифр дало тт. Захарову и Плешакову воз­ можность сделать вывод, что дви­ гатели БВ 300—400 л. с. могут эксплуатироваться с одним голо­ вым ремонтом при отрабогке 5—6 Индивидуально-узловой метод ремонта тысяч часов. Для подкрепления находятся в удовлетворительном этой мысли они привели пример состоянии, но поскольку они от- со средним траулером «Уссу- работали уже 5.000 часов и эа- рийск», на котором главный дви- кончились сроки документов Ре- гатель в 1962 году отработал гистра СССР, судно необходимо 5.000 часов, а всего с момента поставить на очередной годовой установки — 19.883 часа. ремонт. Во время проведенаіых ходсвых На основании этой проверки и испытаний двигатель на различ- выводов, сделанных гг. Захаро­ вых режимах работал четко: хо- вым и Плешаковым, комиссия ре- роию запускался и реверсировал- комецдует машинным командам ся* развивал нормальные оберо- всех судов перейти на полугодовой ты, хорошо работал под нагру-ѵ ремонт по индивидуально-узлово- кой. Температура и давление во- му методу. ды, масла и газов в пределах Что это за метод? Это значит, норм. что судно совершение не„ обяза- Есть заключение комиссии, в хо- тельно выводить из эколлуатаіьии. тором говорится, что механизмы а можно производить Таблица 1. ремонт дви- Срок службы в тыс. часах Наименование деталей Р6ДВ-148 Р8ДВ-1361 4ДВ-224 Вгулми цилиндровые 24 22 14 Поршни 16 18 14 Поршневые кольца 6 5 ,5 -6 3 ,5 -4 Поршневые пальцы 6 5,6— 6 3,5—4 Головные втулки 6 5 ,5 -6 3 ,5 -4 Мотылеяые подшипники 6 5 ,5 -6 3 ,5 -4 Рамовые подшипники 6 5 ,5 -6 3 ,5 -4 Коленчатый вал 24 22 14-16 Таблица 2. Цилиндр 1 2 Монтаж. зазор 3200 3700 3900 4200 4500 1,9 мм 3,0 3,1 3,1 3,2 3,25 1,9 3,0 3.1 3.1 3.2 3,25 5(00 3.7 3.7 Таблица 3. Для судов с двигателем 400 л. по главному двигателю • 124,6 часа по двигателю 100 л. с, 38 часов по двигателю 40 л. с. 22,5 часа по двигателю 8 л. с. 11,5 часа с. Игого: 196 чассв Для судов с двигателями 300 л. с. по главному двигателю 118,5 часа по двигателю 100 л. с. 38 часов по двигателю 40 л. с. 22,5 часа 74 руб. 35 коя. 22 руб. 42 коп. 12 руб. 34 коп. 6 руб. 20 коп. 115 руб. 31 кон. 70 руб. 83 коп 22 руб. 42 коп 12 руб. 34 коп Игого: 179 часов 105 руб. 59 косі гателя и вспомогательных меха­ низмов во время стоянии корабля у борта плавбаз или в порту. В чем преимущества индиви- дуально-узлового метоаа перед планово-предупредительным? Во-первых, ремонт производится силами машинной команды и, во- вторых, ведется он по строго оп­ ределенному комплексу рабст (че­ рез каждые 1500—2000 часов). Практически это выглядит так. Возьмем первый узел. В него вхо­ дит коленчатый вал, распредели­ тельный вал, крепление, осмотр на водотечность цилиндровых втулок. При этом вскрывается крышка картера, откачивается масло (если подошел срок его замены). На это асе затрачивается 1,5 часа; промывается картер двигателя •— 4 часа; снимается раскеп коленчатого вала — 3,5 часа; осматриваются крепление рамо- вых и мотылевых подшипников, распределительного вала, поршни в нижней мертвой точке, а*также цилиндровые втулки. Включается резервно-масляный нассс, осмат­ ривается ма«сло-трубопровод, вклю­ чается водяной насос охлаждения, осматриваются нижние уплотне­ ния цилиндровых втулок на водо­ течность — 2,5 часа; закрываются люки картера —- 1,5 часа. Всего для выполнения этих ра­ бот одному человеку необходимо 13 часов. При условии, если их бу­ дут производить трое,, то они вы­ полнят ремонт менее чем за день. Возьмем, второй узел. В него входят клапаны, форсунки, голов­ ни цилиндров. Узел осматривается, ремонтируется на двиг а т е л е БВ 400 л. г. в три приема, на дви­ гателе БВ-300 л. с. — в четыре приема. Подъем поршней •производится только в тех случаях, когда слы­ шится стук, или когда кольца за­ легли, или когда явно выражено отсутствие давления горения и давления сжатия, что легко опре­ делить, поставив поршень в ниж­ нюю мертвую точку, по сухости и обгорелости юбки поршня. Вскрытие же рамовых подшип­ ников пгюи^золится только в слу­ чаях несоответствия показаний снятого расиепа ст дотгустлмых- иорм. Всего па ремонт указанной: узла требѵется: для двигателей 400 л. с. — 25,5 часа, а для двигателей 300 л. с. — 20 часов. Эту работу четыре члена машинной команзр могут слелать за нормальный ра­ бочий день. А вот как выглядит ря;чет пол­ ных затрат времени и стоимосіи на выполнение комплекса ітндири - дуально-узловой моточистки глав­ ного и вспомогательного двигате­ ля: (см. таблицу 3). По существующей системе опла­ ты за произведенный ремонт сила­ ми машинной команды (по ППР, когда судно вызодило:ь из экс­ плуатации) ей, согласно ппиказу начальника Сахалчлоыбпэома. кроме должностных окладов, по табелям начислялась еще и допла­ та в размере 50 процентов стоимо­ сти выполненных работ по наря­ дам. Во что это обходилось государ­ ству, видно и^ примера ремонта по системе ППР среднего траулера «Урал». Затраты по нарядам здесь составляли 282 руб. 00 коп., по табелям — 1359 руб. 60 коп., а всего — 1642 руб. 60 коп. Если же учесть, что по .иилизд- дуально-узловомѵ методу денеж­ ные расходы на моточистку состав­ ляют 115 руб. 31 коп , то экономия выразлггся в сумме 1526 . руб. 29 коп. * * # Таким образом, опыт сахалин­ цев убедительным образом говорит о том, что пора у нас, в Северном бассейне, применять инднвидуадь- но-узловой метол ремонта силами судовых машинных кочлнл. в. т я п к и н . . «РЫБІ ІЫП МУРМЛН» 28 февраля 1963 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz