Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.

Т а к р о ж д а л а с ь п о б е д а ОНОМИЧЕСКМЙ --ТОЛЬКО ЦИФРЫ В прошлом году экипаж трау­ лера «Сокол» в социалистическом соревновании между судами бор­ тового траления вышел на пер­ вое место в траловом флоте. Мо­ ряки «Сокола» за год дали 21 .525 центнеров рыбы (в полуфабрика­ те), что составило 132 ,8 процента к годовому плану. Вылов рыбы (в сырце) на одного члена команды составил 894 ,9 центнера (при плане 602 ,3 центнера). Большое внимание в минувшем году было уделено заготовке свежья. Годовой план по сдаче свежей рыбы выполнен на 248 процентов, или, иначе говоря, вместо плановых 3 .700 центне­ ров в порт доставлено 9. 173 центнера. Значительно перевыполнен план по выпуску консервов (на 38 процентов), рвдіьего жира (на 90 процентов), муки (на 42 про­ цента). Себестоимость одного центнера сданной рыбопродукции снижена на 11 рублей 18 копеек. Затраты на 1 рубль товарной продукции обошлись в 60 коп. (вместо пла- ~'Яовых 89 коп.). Сверхплановая прибыль за год составила 276 тысяч рублей, а всего за год эки­ паж дал государству 3 4 0 .7 0 0 рублей прибыли (вместо плано­ вых 6 4 .7 0 0 рублей). Эти финансовые показатели до­ стигнуты за счет сверхпланового вылова и значительной экономии топлива, смазочного масла, ору­ дий лова и других материалов. Так, например, только по ору­ диям лова экономия составила 21 .300 рублей, а затраты на 1 центнер рыбы-сырца по оруди­ ям лова и топливу, вместе взя­ тым, снижены больше, чем в два раза. УСПЕХ ДЕЛА РЕШАЮТ ЛЮДИ В октябре прошлого года моря­ кам траулера «Сокол» было при­ своено звание экипажа коммуни­ стического труда. Почетное звание, которое за­ служил наш коллектив, — это оценка его самоотверженного труда. В настоящее время, стре­ мясь делом оправдать это звание, члены экипажа все силы направ­ ляют на то, чтобы решить глав­ ную задачу, поставленную пар­ тией и правительством перед трудящимися рыбной промышлен­ ности, — дать стране как можно больше дешевой рыбы разнооб­ разного ассортимента. На нашем траулере работает дружный, сплоченный коллектив. Многие из моряков работают от двух до пяти лет, а старший ме­ ханик тов. Степаненко, токарь- слесарь тов. Поляков — со дня приписки судна к Мурманскому траловому флоту. Можно назвать ряд товарищей, которые по-настоящему болеют за іела производства и своим трудом стараются внести вклад в дело успешного выполнения го­ сударственного плана. К ним от­ носятся старший помощник капи­ тана В. А. Кособуцкий. старший мастер по добыче К. А. Аникеев, его помощник А. Д. Шкляев, старший механик Д. С. Степанен­ ко, боцман К). В. Матросов, ра­ дист П. А. Кошаров, токарь-сле­ сарь Г. Т. Поляков и многие другие. Кстати, все эти моряки за время пребывания на «Соколе» овладели двумя— тремя смежны­ ми профессиями и свой опыт, зна­ ния охотно передают остальным товарищам. Члены экипажа любят свой корабль. Каждый из них после отпуска или болезни всеми путя­ ми старается снова попасть на «Сокол». И если расстаются с полюбившимся коллективом, то только в тех случаях, если полу­ чают повышение по работе на других судах. В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ Большую помощь в решении задач, стоящих перед экипажем, мнз, как капитану, оказывают партийная, нрофсоюзпая и комсо­ мольская организации. Мобилизуя личный состав на успешное вы­ полнение рейсовых заданий, ком­ мунисты, комсомольцы, активисты траулера используют различные формы массово-политической ра­ боты. Главное внимание при этом уделяется вопросу организации со­ циалистического соревнования. У нас на судне в социалисти­ ческом соревновании участвует каждый моряк. Среди членов палубной команды но вахтам ор­ ганизовано соревнование за эко­ номию времени на спуске и подъ­ еме трала, за количество и качест­ во обработанной рыбы. Мастера по добыче рыбы соревнуются между собой. Между вахтами машинной команды развернуто соревнова­ ние за четкую, бесперебойную работу механизмов, за экономию ПИСЬМА ИЗ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ 1. Ид е т с в е р х п л а н о в а я с е л ь д ь Северную Атлантику не уз- ватъ. Обычно замяее время здесь *— пора штормов. Однако в этом году погода была необычной. В январе 20 суток подряд стоял штиль. Промысловая обстановка отличная. Отряды СРТ, промышляющие в районе Норвежского моря, в ян­ варе добились замечательных ус­ пехов. Моряки СРТ 420 , 343 а других выловили по 200 с лиш- м»м тонн эа месяц. Успешно начал пятый год се­ милетки СРТ-4232. Январский плал выполнен на 200 процентов. В конце января выполнено и рей­ совое задание, причем на месяц раньше срока. Всего экипаж вы­ ловил 280 тонн сельди вместо 235 тонн по плану. Сверхплано­ вый вылов сельди продолжается. Хочется отметить, что по срав­ нению с прошлым годом руковод­ ство экспедиции намного улуч­ шило работу промысловых судов в целом. Как известно, в прошлом году морякам мешало плохое снабже­ ние сетями нужной ячеи, что не позволяло обеспечить при лове сельди нужную маневренность. В этом году на каждой плав­ базе имеется все необходимое промвооружение. И еще хорошо то, что в связи со штилевой погодой плавбазы часто находятся непо­ средственно на промысле, а эго позволяет экономить маюго време­ ни. Например, ваш СРТ-4232, сдавший рыбу на промысле, смог сократить обычнее время при сда­ че груза на 2 суток. 12 . М е х а н и к и - м о л о д ц ы ! вГ"™,, Наше судно хорошо оборудова­ но всеми нужными агрегатами. Как уже сообщалось, на нем так­ же установлен первый в нашем бассейне вожакоукладчик. Рейс подходит к концу, и, как показала работа, новый механизм вполне оправдывает сейя. В штормовую погоду, не говоря о штилевой, старший мастер лова один рабо­ тает на шпиле, одновременно уп­ равляя вожакоукладчиком. Хочется лишь пожелать, чтобы эта прекрасная машина нашла свое место на всех судах сельдя­ ного флота. Говоря об успехах, достигну­ тых экипажем, нельзя не вспом­ нить о людях, которые способст­ вовали этому. Я имею в виду на­ ших механиков во главе с Ни­ колаем Антоновичем Карасико- вым. Море рождает свои пословицы и поговорки. Вот одна из них: — Тяжело іИіханикам — легко матросам. И это действительно так. Вожакоукладчик — новая ма­ шина и, конечно, не без огрехов. После рабочего дня старший ме­ ханик Карасиков и дрифмейстер по поводу ее усовершен­ ствования. Второй механик Мошников, тре­ тий механик Дурнов при первой неисправности того или другого механизма быстро устраняют де­ фект. В результате этого іш разу не было простоя во время рабочего времени по вине механиков. Так как вылов сельди иногда достигает 2 5— 30 топи за дрейф, на помощь палубной команде вы­ ходит под-вахта. И в первых ря­ дах можно видеть механиков. Ничего не скажешь — молод­ цы механики! 3. М о р я ц к и и к л у б С алой — это месте на судне, где всегда можно видеть членов экипажа. Здесь и столовая, и ме­ сто отдыха. Моряки говорят, что салон — это их клуб. На столах разложены подшив­ ки газет. В одном из шкафов — библиотечка. Книги пользуются Тюлыпим спросом у членов коман­ ды. Правда, кое-кто из каигелю- бов вздыхает; ходного училища. И та­ ких сколько на корабле! В моряцком клубе про- — И почитать нечего, все, что водятся профсоюзные и комсомоль­ ские собрания. А недавно проходи- есть из книг, перечитано. И в этой, кажется, обычной ло еобранне, посвященное дню вы- фраэе заложен большой смысл. 6т9 , Верховный Совет РСФСР. С каждым годом на промысло- Е(ЛЛ в вы& будет выи флот приходит все больше и больше грамотных моряков. До- в мо>ре, моряки будут голосовать мино уходит в прошлое, уступая так же как и на gCnCry место книгам, учебникам. Вот, 1 „ o r a j i f h ко например, наш бондарь Кривошея А‘ ’ — он курсант — заочник море- иаірос СРТ-4232. топлива и смазочных масел, за лучшее и высококачественное про­ ведение ремонтных работ своими силами. Ход соревнования и подведе­ ние итогов его за каждый рейс широко популяризируется в стен­ ной печати и в наглядной агита­ ции. Неоценимую помощь в дости­ жении трудового успеха оказало нам парное и групповое сорев­ нование. Встречаясь в эфире с капитанами соревнующихся су­ дов. делясь с ними результатами промысла, мы таким образом ока­ зывали друг другу помощь, и в результате все оказывались в вы­ игрыше. Например, в последнем рейсе мы соревновались с экипажами траулеров «Карась», «Вельск», «Томь». Помимо обмена опытом, рекомендаций в отношении воору­ жения тоала, поисков новых ко­ сяков рыбы, мы оказывали друг другу и практическую помощь. Случилось так. что на трауле­ ре «Карась» во время траления вышло из строя дизель-динамо № 1, которым приводится в дви­ жение траловая лебедка. С тра­ лом за бортом судно пролежало около трех суток в дрейфе. Ма­ шинная команда «Карася» пыта­ лась своими силами отремонтиро­ вать ДД-1, но нужно было произ­ вести замену подшипников, а их в запасе на «Карасе» не было. Когда мы узнали об э^ом непри­ ятном случае на траулере «Ка­ рась», то сразу же подняли трал на борт, подошли к судну и пере­ дали механикам имеющийся у нас в запасе подшипник. Вскоре дизель-динамо на «Ка­ расе» было отремонтировано, и экипаж снова приступил в лову рыбы. Примеров такой взаимовыруч­ ки можно было бы привести много. Главным в парном и групповом соревновании является, то, что результаты работы лучших эки­ пажей, так сказать, подстегива­ ют каждого из них, заставляют работать еще лучше, а в конеч­ ном счете все оказываются в вы­ игрыше. ПО ПРИМЕРУ «КУРЕЙКИ» В начале своей корреспонден­ ции я уже говорил о том, что в минувшем году по примеру эки­ пажа траулера «Кѵрейка» мы особое внимание уделяли заготов­ ке свежей рыбы. Экономическую выгоду и пользу как для госу­ дарства, так и для себя от этого новшества мы, что называется,, «раскусили» сразу. Однако как мы ни старались в последние до конца рейса 8— 12 суток резко увеличить заго­ товку свежья, при рейсах про­ должительностью в 35 суток нам это сделать не удалось. Поэтому, когда весной прошлого года на флоте были организованы корот­ кие свежьевые рейсы, мы в них включились с большой охотой. Таких рейсов до конца года нам удалось сделать пять. Простые расчеты показывают, что только сверхплановая до­ ставка нашим экипажем в порт свежья позволила за год увели­ чить количество товарной продук­ ции примерно на 1 .400 центне­ ров полуфабриката. В пятом году семилетки, как только сырьевая база в южных районах моря позволит перейти на свежьевые рейсы, мы не­ медленно переключимся на этот метод заготовки рыбы. РЕЗЕРВЫ. КОТОРЫЕ ПРИВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ В мае прошлого годя на нате<м судве было намечен* вровести профилактический ремонт меха­ низмов. Для этого отводилось много времени — 25 суток. По-, советовавшись с членами машин­ ной команды, мы решили стоян­ ку сократить до 10 суток, а ос­ новной ремонт механизмов от­ срочить до августа— сентября, когда предполагалось провести чистку двигателей. Экономия 15 суток дала нам вовможность доставить в порт дополнительно 1 .300 центнеров полуфабриката. Кстати, насчет моточнетки. Известно, что чистку главного двигателя положено производить через каждые 3 .000 часов рабо­ ты, а дизель-динамо ^Ns 1 —* через 2 .500 часов. В прошлом году нам надо было произвести две моточистки. Одна­ ко машинная команда благодаря тщательному уходу за двигателя­ ми добилась того, что главный ' двигатель проработал 5 .000 ча­ сов. пе нуждаясь в проведении чистки. Ограничившись чисткой лишь ДД-1, члены машинного отделе­ ния сэкономили для промысла минимум 8 дней, что эквива­ лентно дополнительному вылову 5 0 0— 520 центнеров полуфабри­ ката. Правда, учтя наш отказ от ре­ монта, управление флота увели­ чило годовой план по вылову ры­ бы на 2 .000 центнеров. Но нас это не смутило. Мы поставили перед собой высокую цель — до­ биться максимального вылова и сохранить за собой первое место среди траулеров бортового трале­ ния. Следующий резерв, который был приведен в действие в прош­ лом готу, — это сокращение вре­ мени на травление ваеров при спуске трала. Добились мы этого путем ппименения так называе­ мого свободного хода. Для ясности приведу такой пример. Обычно для того, чтг>бы в тихую погоду вытравить 6 00 метров ваеров. прибегают к по­ мощи мотора. На эту операцию уходит 11— 12 минут. Мы реши­ ли применить свободный ход. Процесс вытравления тех же 6 0 0 метров этим способом зани­ мает Всего 3 , 5— 4 минуты. Та­ ким образом, только на одном травлении мы добились эконо­ мии в среднем 7— 8 минут, а если эту экономию перевести на добычу рыбы, то это в год равно не менее чем 1 .000 центнерам по­ луфабриката. Травление ваеров свободным ходом, как показывает наш опыт работы, происходит совершенно беззредно для храповой лебедки и ее электромотора. Для этого лишь нужно перед травлением ваеров тщательно продавить та- вотнипы лебедки и запустить мо­ тор лебедки на полный задний ход, то есть в сторону сматыва­ ния ваеров. К числу других факторов, обес­ печивающих увеличение вылова рыбы на каждого члена экипажа «Сокола» в прошлом году, яви­ лось увеличение скорости трале­ ния вместо обычных 3-х узлов до 3 , 5— 3,7 узла, экономия време­ ни на спуске и подъеме трала, улучшение режима траления м увеличение промыслйвого вре­ мени. Все это, вместе взятое, и позво­ лило нам в минувшем году до­ биться хороших экономических ■сказателей А. СТОЯКОВ, напитан трау­ лера «Свиол». «РЫБНЫЙ М У Р М А Н » 23 февраля 1963 г. 3 с т р . *• Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz