Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.
Т а к р о ж д а л а с ь п о б е д а ОНОМИЧЕСКМЙ --ТОЛЬКО ЦИФРЫ В прошлом году экипаж трау лера «Сокол» в социалистическом соревновании между судами бор тового траления вышел на пер вое место в траловом флоте. Мо ряки «Сокола» за год дали 21 .525 центнеров рыбы (в полуфабрика те), что составило 132 ,8 процента к годовому плану. Вылов рыбы (в сырце) на одного члена команды составил 894 ,9 центнера (при плане 602 ,3 центнера). Большое внимание в минувшем году было уделено заготовке свежья. Годовой план по сдаче свежей рыбы выполнен на 248 процентов, или, иначе говоря, вместо плановых 3 .700 центне ров в порт доставлено 9. 173 центнера. Значительно перевыполнен план по выпуску консервов (на 38 процентов), рвдіьего жира (на 90 процентов), муки (на 42 про цента). Себестоимость одного центнера сданной рыбопродукции снижена на 11 рублей 18 копеек. Затраты на 1 рубль товарной продукции обошлись в 60 коп. (вместо пла- ~'Яовых 89 коп.). Сверхплановая прибыль за год составила 276 тысяч рублей, а всего за год эки паж дал государству 3 4 0 .7 0 0 рублей прибыли (вместо плано вых 6 4 .7 0 0 рублей). Эти финансовые показатели до стигнуты за счет сверхпланового вылова и значительной экономии топлива, смазочного масла, ору дий лова и других материалов. Так, например, только по ору диям лова экономия составила 21 .300 рублей, а затраты на 1 центнер рыбы-сырца по оруди ям лова и топливу, вместе взя тым, снижены больше, чем в два раза. УСПЕХ ДЕЛА РЕШАЮТ ЛЮДИ В октябре прошлого года моря кам траулера «Сокол» было при своено звание экипажа коммуни стического труда. Почетное звание, которое за служил наш коллектив, — это оценка его самоотверженного труда. В настоящее время, стре мясь делом оправдать это звание, члены экипажа все силы направ ляют на то, чтобы решить глав ную задачу, поставленную пар тией и правительством перед трудящимися рыбной промышлен ности, — дать стране как можно больше дешевой рыбы разнооб разного ассортимента. На нашем траулере работает дружный, сплоченный коллектив. Многие из моряков работают от двух до пяти лет, а старший ме ханик тов. Степаненко, токарь- слесарь тов. Поляков — со дня приписки судна к Мурманскому траловому флоту. Можно назвать ряд товарищей, которые по-настоящему болеют за іела производства и своим трудом стараются внести вклад в дело успешного выполнения го сударственного плана. К ним от носятся старший помощник капи тана В. А. Кособуцкий. старший мастер по добыче К. А. Аникеев, его помощник А. Д. Шкляев, старший механик Д. С. Степанен ко, боцман К). В. Матросов, ра дист П. А. Кошаров, токарь-сле сарь Г. Т. Поляков и многие другие. Кстати, все эти моряки за время пребывания на «Соколе» овладели двумя— тремя смежны ми профессиями и свой опыт, зна ния охотно передают остальным товарищам. Члены экипажа любят свой корабль. Каждый из них после отпуска или болезни всеми путя ми старается снова попасть на «Сокол». И если расстаются с полюбившимся коллективом, то только в тех случаях, если полу чают повышение по работе на других судах. В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ Большую помощь в решении задач, стоящих перед экипажем, мнз, как капитану, оказывают партийная, нрофсоюзпая и комсо мольская организации. Мобилизуя личный состав на успешное вы полнение рейсовых заданий, ком мунисты, комсомольцы, активисты траулера используют различные формы массово-политической ра боты. Главное внимание при этом уделяется вопросу организации со циалистического соревнования. У нас на судне в социалисти ческом соревновании участвует каждый моряк. Среди членов палубной команды но вахтам ор ганизовано соревнование за эко номию времени на спуске и подъ еме трала, за количество и качест во обработанной рыбы. Мастера по добыче рыбы соревнуются между собой. Между вахтами машинной команды развернуто соревнова ние за четкую, бесперебойную работу механизмов, за экономию ПИСЬМА ИЗ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ 1. Ид е т с в е р х п л а н о в а я с е л ь д ь Северную Атлантику не уз- ватъ. Обычно замяее время здесь *— пора штормов. Однако в этом году погода была необычной. В январе 20 суток подряд стоял штиль. Промысловая обстановка отличная. Отряды СРТ, промышляющие в районе Норвежского моря, в ян варе добились замечательных ус пехов. Моряки СРТ 420 , 343 а других выловили по 200 с лиш- м»м тонн эа месяц. Успешно начал пятый год се милетки СРТ-4232. Январский плал выполнен на 200 процентов. В конце января выполнено и рей совое задание, причем на месяц раньше срока. Всего экипаж вы ловил 280 тонн сельди вместо 235 тонн по плану. Сверхплано вый вылов сельди продолжается. Хочется отметить, что по срав нению с прошлым годом руковод ство экспедиции намного улуч шило работу промысловых судов в целом. Как известно, в прошлом году морякам мешало плохое снабже ние сетями нужной ячеи, что не позволяло обеспечить при лове сельди нужную маневренность. В этом году на каждой плав базе имеется все необходимое промвооружение. И еще хорошо то, что в связи со штилевой погодой плавбазы часто находятся непо средственно на промысле, а эго позволяет экономить маюго време ни. Например, ваш СРТ-4232, сдавший рыбу на промысле, смог сократить обычнее время при сда че груза на 2 суток. 12 . М е х а н и к и - м о л о д ц ы ! вГ"™,, Наше судно хорошо оборудова но всеми нужными агрегатами. Как уже сообщалось, на нем так же установлен первый в нашем бассейне вожакоукладчик. Рейс подходит к концу, и, как показала работа, новый механизм вполне оправдывает сейя. В штормовую погоду, не говоря о штилевой, старший мастер лова один рабо тает на шпиле, одновременно уп равляя вожакоукладчиком. Хочется лишь пожелать, чтобы эта прекрасная машина нашла свое место на всех судах сельдя ного флота. Говоря об успехах, достигну тых экипажем, нельзя не вспом нить о людях, которые способст вовали этому. Я имею в виду на ших механиков во главе с Ни колаем Антоновичем Карасико- вым. Море рождает свои пословицы и поговорки. Вот одна из них: — Тяжело іИіханикам — легко матросам. И это действительно так. Вожакоукладчик — новая ма шина и, конечно, не без огрехов. После рабочего дня старший ме ханик Карасиков и дрифмейстер по поводу ее усовершен ствования. Второй механик Мошников, тре тий механик Дурнов при первой неисправности того или другого механизма быстро устраняют де фект. В результате этого іш разу не было простоя во время рабочего времени по вине механиков. Так как вылов сельди иногда достигает 2 5— 30 топи за дрейф, на помощь палубной команде вы ходит под-вахта. И в первых ря дах можно видеть механиков. Ничего не скажешь — молод цы механики! 3. М о р я ц к и и к л у б С алой — это месте на судне, где всегда можно видеть членов экипажа. Здесь и столовая, и ме сто отдыха. Моряки говорят, что салон — это их клуб. На столах разложены подшив ки газет. В одном из шкафов — библиотечка. Книги пользуются Тюлыпим спросом у членов коман ды. Правда, кое-кто из каигелю- бов вздыхает; ходного училища. И та ких сколько на корабле! В моряцком клубе про- — И почитать нечего, все, что водятся профсоюзные и комсомоль ские собрания. А недавно проходи- есть из книг, перечитано. И в этой, кажется, обычной ло еобранне, посвященное дню вы- фраэе заложен большой смысл. 6т9 , Верховный Совет РСФСР. С каждым годом на промысло- Е(ЛЛ в вы& будет выи флот приходит все больше и больше грамотных моряков. До- в мо>ре, моряки будут голосовать мино уходит в прошлое, уступая так же как и на gCnCry место книгам, учебникам. Вот, 1 „ o r a j i f h ко например, наш бондарь Кривошея А‘ ’ — он курсант — заочник море- иаірос СРТ-4232. топлива и смазочных масел, за лучшее и высококачественное про ведение ремонтных работ своими силами. Ход соревнования и подведе ние итогов его за каждый рейс широко популяризируется в стен ной печати и в наглядной агита ции. Неоценимую помощь в дости жении трудового успеха оказало нам парное и групповое сорев нование. Встречаясь в эфире с капитанами соревнующихся су дов. делясь с ними результатами промысла, мы таким образом ока зывали друг другу помощь, и в результате все оказывались в вы игрыше. Например, в последнем рейсе мы соревновались с экипажами траулеров «Карась», «Вельск», «Томь». Помимо обмена опытом, рекомендаций в отношении воору жения тоала, поисков новых ко сяков рыбы, мы оказывали друг другу и практическую помощь. Случилось так. что на трауле ре «Карась» во время траления вышло из строя дизель-динамо № 1, которым приводится в дви жение траловая лебедка. С тра лом за бортом судно пролежало около трех суток в дрейфе. Ма шинная команда «Карася» пыта лась своими силами отремонтиро вать ДД-1, но нужно было произ вести замену подшипников, а их в запасе на «Карасе» не было. Когда мы узнали об э^ом непри ятном случае на траулере «Ка рась», то сразу же подняли трал на борт, подошли к судну и пере дали механикам имеющийся у нас в запасе подшипник. Вскоре дизель-динамо на «Ка расе» было отремонтировано, и экипаж снова приступил в лову рыбы. Примеров такой взаимовыруч ки можно было бы привести много. Главным в парном и групповом соревновании является, то, что результаты работы лучших эки пажей, так сказать, подстегива ют каждого из них, заставляют работать еще лучше, а в конеч ном счете все оказываются в вы игрыше. ПО ПРИМЕРУ «КУРЕЙКИ» В начале своей корреспонден ции я уже говорил о том, что в минувшем году по примеру эки пажа траулера «Кѵрейка» мы особое внимание уделяли заготов ке свежей рыбы. Экономическую выгоду и пользу как для госу дарства, так и для себя от этого новшества мы, что называется,, «раскусили» сразу. Однако как мы ни старались в последние до конца рейса 8— 12 суток резко увеличить заго товку свежья, при рейсах про должительностью в 35 суток нам это сделать не удалось. Поэтому, когда весной прошлого года на флоте были организованы корот кие свежьевые рейсы, мы в них включились с большой охотой. Таких рейсов до конца года нам удалось сделать пять. Простые расчеты показывают, что только сверхплановая до ставка нашим экипажем в порт свежья позволила за год увели чить количество товарной продук ции примерно на 1 .400 центне ров полуфабриката. В пятом году семилетки, как только сырьевая база в южных районах моря позволит перейти на свежьевые рейсы, мы не медленно переключимся на этот метод заготовки рыбы. РЕЗЕРВЫ. КОТОРЫЕ ПРИВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ В мае прошлого годя на нате<м судве было намечен* вровести профилактический ремонт меха низмов. Для этого отводилось много времени — 25 суток. По-, советовавшись с членами машин ной команды, мы решили стоян ку сократить до 10 суток, а ос новной ремонт механизмов от срочить до августа— сентября, когда предполагалось провести чистку двигателей. Экономия 15 суток дала нам вовможность доставить в порт дополнительно 1 .300 центнеров полуфабриката. Кстати, насчет моточнетки. Известно, что чистку главного двигателя положено производить через каждые 3 .000 часов рабо ты, а дизель-динамо ^Ns 1 —* через 2 .500 часов. В прошлом году нам надо было произвести две моточистки. Одна ко машинная команда благодаря тщательному уходу за двигателя ми добилась того, что главный ' двигатель проработал 5 .000 ча сов. пе нуждаясь в проведении чистки. Ограничившись чисткой лишь ДД-1, члены машинного отделе ния сэкономили для промысла минимум 8 дней, что эквива лентно дополнительному вылову 5 0 0— 520 центнеров полуфабри ката. Правда, учтя наш отказ от ре монта, управление флота увели чило годовой план по вылову ры бы на 2 .000 центнеров. Но нас это не смутило. Мы поставили перед собой высокую цель — до биться максимального вылова и сохранить за собой первое место среди траулеров бортового трале ния. Следующий резерв, который был приведен в действие в прош лом готу, — это сокращение вре мени на травление ваеров при спуске трала. Добились мы этого путем ппименения так называе мого свободного хода. Для ясности приведу такой пример. Обычно для того, чтг>бы в тихую погоду вытравить 6 00 метров ваеров. прибегают к по мощи мотора. На эту операцию уходит 11— 12 минут. Мы реши ли применить свободный ход. Процесс вытравления тех же 6 0 0 метров этим способом зани мает Всего 3 , 5— 4 минуты. Та ким образом, только на одном травлении мы добились эконо мии в среднем 7— 8 минут, а если эту экономию перевести на добычу рыбы, то это в год равно не менее чем 1 .000 центнерам по луфабриката. Травление ваеров свободным ходом, как показывает наш опыт работы, происходит совершенно беззредно для храповой лебедки и ее электромотора. Для этого лишь нужно перед травлением ваеров тщательно продавить та- вотнипы лебедки и запустить мо тор лебедки на полный задний ход, то есть в сторону сматыва ния ваеров. К числу других факторов, обес печивающих увеличение вылова рыбы на каждого члена экипажа «Сокола» в прошлом году, яви лось увеличение скорости трале ния вместо обычных 3-х узлов до 3 , 5— 3,7 узла, экономия време ни на спуске и подъеме трала, улучшение режима траления м увеличение промыслйвого вре мени. Все это, вместе взятое, и позво лило нам в минувшем году до биться хороших экономических ■сказателей А. СТОЯКОВ, напитан трау лера «Свиол». «РЫБНЫЙ М У Р М А Н » 23 февраля 1963 г. 3 с т р . *• Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz