Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.

Когда трудятся стграпшвает у мо­ ряков лошюлнт а совесть Т. К. Хоршев. — Все порабо- ...Центральный район Баренце­ ва моря. Преодолевая штормы и непогоду, экипаж траулера «Ме­ теор» ведет промысел. На палубе хмпит горячая работа, идет обра­ ботка очередного улова. В салоне траулера тоже оживление. Не­ сколько свободных от вахты мо­ ряков собрались в тесный кру­ жок. Рядом, ва стенке, прикреплен кнопками листок бумаги с наі- вмсыо: «График группового со­ ревнования». На «Метеоре» давно стало не- нисаным, но нерушимым законом: каждый день подводить итога ра­ боты. Я не только по кораблю в целом, но и по каждой вахте в отдельности. Графики соревнова­ ния экипажей и вахт можно было видеть в салоне и на мостике ко­ рабля и несколько дней назад, и во время предыдущих рейсов. При обсуждении итогов работы не раз случались и споры, дружеские, нелицеприятные слышались по­ рой и упреки. Соревнование по­ могало промысловикам вскрыть самые мелкие недостатки и упу­ щения в работе, отметить и оас- проетранить положительный опыг. Сегодняшний спор моряков, од­ нако, был более принципиальным. — Больше нельзя так рабо­ тать: не имеем права, — говорил друзьям один из матросов, — все мы слышали, конечно, по радио об экипаже среднего траулера «Бо­ рислав». — Им можно говорить о наи­ большем вылове на каждого морл- ка, они будут в выигрыше, ведь экипаж там меньше, чем у нас, — раздался чей-то скептический возглас. — У нас экипаж больше, зна­ чит мы и сильней, я рыбы можем наловить больше, — ответили скептику сразу несколько голо­ сов, — чаще надо выходить на подвахту, помогать друг другу. Вот и сейчас... Вскоре салон опустел. Работа яа палубе пошла веселей. Один за другим поднимались на палубу тралы с рыбой. Уловы, как по за­ казу, были добрыми, хотя рыба и мелковата. В этот день, 29 января, на «Метеоре» впервые в рейсе вы­ полнили суточное задание. В салоне у «графика» по-преж­ нему во время обедов собирались группы моряков, от души радова­ лись: «кривая» уверенно ползла вверх, не спускаясь ниже черты, означающей сугочвое задание — шесть тонн, шесть с половиной, девять, двенадцать... Наконец, на-! ступил день, когда «стрелка r p a - j фика» поднялась выше самой пос - 1 «дней графы. На этот раз суточ- мый вылов составил 15 тонн!* Регулярно 2— 3 раза в су гки капитан В. С. Тишинский и вах­ тенные помощники устанавливали ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «РЫБНОГО МУРМАНАэ • ПРАВИЛЬНО И СВОЕВРЕМЕННО Мурманский областной комитет профсоюза рабочих пнщевоА про­ мышленности считает правильны­ ми и своевременными вопросы, поднятые в передовой статье га­ зеты «Рыбный Мурман» от 15 ян-| варя с. г. «Помогать друг другу, добиватьгя общего подъема». Базовым комитетам флотов предложено ускорить разработку угловий парного и группового со- р вневгния между экипажами и форм поощрения победителей. Вместе с этим главное управле­ ние «Севрыба» и обком профсою­ за ра?рабатывают формы поощре­ ния экипажей судов, а также от- дельн4х моряков за высокие по­ казатели в труде. Эти же вопро­ сы находятся на рассмотрении главного управления рыбной про- мышл нности ВСНХ и ЦК проф­ союза И ТИМОФЕЕВ, председатель ОК профсоюза рабочих пи- шеягй промышленности. «ГЬІЬНЫП МѴІМАН» 1 2 с »р. 1C 4« іф< іля 19СЗ г. связь по радио с судоводителями траулеров «Нева», «Кировабад» и «Карась», чтобы посоветоваться с ними: на каких курсах лучше держаться кораблям, какие глуби­ ны более богаты рыбой. Промво- оруженме, оборудование тралов, скорость судна — все это не ^аз служило предметом разговоров на совещаниях по радио капитанов соревнующихся кораблей. Хорошо организованное сорев­ нование в группе кораблей далэ очень ощутимые результаты. Ус­ пешнее стал работать после дру­ жеских советов моряков «Метео­ ра» м экипаж траулера «Кирова­ бад». Еще более отрадных результа­ тов добилась команда траулера «Караеь», которым пришел ні промысел после всех других ко­ раблей. 6 — 1 0 тонн полуфабрика­ та — таковы были нередко итоги суточном работы этого коллек­ тива. По-прежнему часто мешали ра­ боте сильные штормы, ветры, не­ погода. Затруднялось дело и в связи с тем, что в рейс вышли 7 новых членов экипажа. Однако коллектив быстро успел наладить бесперебойную работу всех звеньев. Новички освоились па корабле, успешно справляясь со своими обязанностями. И вот рейс подошел к концу. В салоле корабля — снова собра­ ние, последнее, итоговое. Коллек­ тив обсуждает результаты напря­ женного труда в течение многих дней. — Кто потрудился лучше всех, какой вахте отдать предпочтение, кого признать победителем в со­ циалистическом соревновании? - - тали здорово, на совесть, но лучшая вахта, безус­ ловно, вторая. Анатолий Петрович Еременко, второй помощник капи­ тана, на этот раз со своим кол­ лективом — впереди. Об этом красноречивее всего говорят циф­ ры в «графике». На судовую Доску почета за­ носятся фамилии мастера по до­ быче С. И. Дерова, засольщиков И. И. Серова, Н. Ф. Сиротина, И. Н. Пономарева, матросов П. If. Третьякова, А. В. Вологдина, И. Д. Шинкарука и других. Отличных результатов добился и консервный мастер Ф. И. Ье- ренбаум, заготовившим 4 .590 ба­ нок консервов, вместо 3.145 ба­ нок. как было запланировано. Мастер по выгреву жира Ю. Д. Уданенко также успешно выпол­ нил рейсовое задание. Перекрыт план по выработке рыбной муки. Машинист рыбо­ мучной установки А. Н. Витков- ский заготовил в этом рейсе 9 тонн муки, вместо 6,2 по плану. Радуют итоги очередного про­ мыслового рейса экипажа трауле­ ра «Метеор» как по количеству, так и по качеству заготовленного моряками полуфабриката. Всего в порт доставлено 70 тонн свежья и 12 тонн соленой рыбы. Это на­ много превышает рейсовое зада­ ние. В течение четырех месяцев, оставшихся до постановки судна в ремонт, экипаж «Метеора» обя­ зался сдать государству 6 . 0 0 0 центнеров полуфабриката. Эго значит, что каждый моряк заго­ товит 150 центнерові высокока­ чественной рыбы. П. СУСЛОВ. В шк о ле п е р е д о в о г о о пыта АЕСЛИЗАВТРАУРАГАН? В ночь на 19 января разразил­ ся шторм, захвативший Кольский залив. Шквалы ветра ео снегом достигали ураганной силы. В рыб­ ном порту начался хаос. Трауле­ ры, стоявшие на дальних прича­ лах в шесть-—семь корпусов, отор­ вало и перемешало с другими. Два лихтера, поставленные к при­ чалам без отдачи якорей, тоже оторвало и навалило на группу траулеров. В четвертом часу ночи я, как старший капитан каравана отстой­ ных судов, попросил начальника порта тов. ТисЛенко дать буксир для отвода временно поставлен­ ных к нам траулеров «Пикша» и «И. Сивко». Он мне ответил: — У нас только два мощных буксира, которые могут работать, и они заняты более серьезным де­ лом. — А другие буксиры? — Другие маломощные и ра­ ботать в такой ветер не могут. Весьма странно ответил тов. Тисленко. Ведь многие буксиры рыбного порта — морского тина, и уж на акватории-то порта они м^гли бы работать в это время, за исключением разве буксиров типа «Матросов» и «Норд-вест». Впрочем, удивляться тому, что рыбный порт малоактивен в труд­ ную минуту, не приходится. Ведь в Положении о нем сказано, что за безопасную стоянку судов порт не отвечает. Отвечает судовладе­ лец. Как же это так получается? У судовладельцев нет буксирного флота, нет причальной линии н других портовых сооружений, но они отвечают за безопасность су­ дов. Порт всем этим располагает, однако ответственности за безо­ пасность не несет. Не потому ли так хладнокровен был в шторм начальник порта тов. Тисленко и работники его службы? На акватории порта наставлено много рейдовых бочек, которые должны спасать суда с плохим или вышедшим из строя якорным уст­ ройством, а также суда, постав­ ленные на длительное время на отстой. Но ни на одну бочку нет нужной документации и расчетов на сопротивление. При этом боль­ шинство из них и не принадле­ жит порту. Ставили эти бочки другие организации, имеющие су­ да, к тому же ставили без вся­ ких расчетов, как мне ответил главный капитан флота «Мурман- сельди». Выразился он так: —Наши суда выдержат, а до остальных мне нет дела. Может быть, положено на ак­ ватории рыбного порта ставигь бочки без всяких расчетов? Her! Если порт первой категории .— а он является таковым, — то пусть его руководство будет лю­ безно поставить бочки в соответ­ ствии со всеми техническими тре­ бованиями и отвечать за их сос­ тояние. Ведь не случайно подрей- фовали суда на бочке, что к се­ веру от Анны-корги. Только якор­ ное устройство спасло пачку су­ дов в одиннадцать единиц. Надзора со стороны погрта за правильной постановкой судов на рейде потому и не чувствуется, что порт за рейдовые бочки не от­ вечает. Если корабли вынесет вме­ сте с бочками на берег, то ответст­ венность в данном случае будет нести судовладелец, а порт оста­ нется в стороне. Мы не застрахованы от того, что шторм (и даже более силь­ ный, чем 19 января), не повто­ рится. Поэтому во избежание пе- приятных случаев надо записать в обязанности порта, что он отвеча­ ет совместно с судовладельцами за безопасную стоянку судов. Тогда будет и забота портовых работни­ ков о безопасности кораблей. Слов нет, порт тесен. Но почему бы тогда не довести до конца хо­ тя бы строительство пирса за Пе­ тушиной губой? Ведь там намы­ то много грунта, и если сделают деревянный пирс, то намного раз­ грузят основной порт. Пусть не оборудуют складских помещений, но причальную линию должны до­ делать, хотя бы с глубиной на ма- Очередное занятие Школы пе­ редового опыта, созданной в управлении сельдяного флота, бы­ ло посвящено теме «Безремонтная стоянка баз в порту и обслужи зд- нне кораблем на промысле». На не* присутствовали члены ма­ шинных команд плавучих баз «Антарктика» и «Печенга». Старший механик плавбазы «Антарктика» А. Г. Черемнын, выступивший е докладом, поде­ лился опытом работы машинной команды судна, рассказал в том, как благодаря четко организован­ но! работе всех членов машинно­ го отделения экипаж из рейса в рейс добивается безремонтной стоянки в порту. — Если раньше, —- сказал он, — профилактический осмотр и мелкий ремонт механизмов мы производили во время разгрузки, то теперь все это делается в море, когда ведется приемка рыбной продукции с промысловых судов. В этих целях механики, маши­ нисты поочередно вскрывают Еое цилиндры главного двигателя, зо­ лотники. Все измерения заносят в журнал технического состояния, а в свободное от вахты время произ­ водят необходимые работы. В ре­ зультате, когда база приходит в порт, в машинном отделения можно встретить вахтеадных, ос­ тальные же в это время отгули­ вают накопившиеся за период плавания выходные дни. Затем он рассказал, как на плавбазе организовано техниче­ ское обслуживание промысловых судов. Чтобы корабли не задер­ живались г і о і ц ш е і ^ , Ч И Т А Т Е Л Ь С О В Е Т У Е Т, П Р Е Д Л А Г А Е Т лую* воду в 4— 5 метров. Тогда многие суда можно будет ставить там, и это позволит разгрузить ос­ новные причалы. Пора также в угол причала № 2 0 поставить плашкоут с рыбо­ насосом для отсасывания шлака, идущего с отходами ТЭЦ. На спе­ циальной барже этот шлак надо отвозить и сбрасывать на глубо­ кое место. А то ведь самое тихое место в ковше пропадает: суда вытесняет отсюда мель, образован­ ная из скатывающихся сюда отхо­ дов теплоцентрали. Надо изготовить и поставить также несколько рейдовых бочек первой категории для стоянки больших судов, расширить причал каменного карьера, где не требу­ ется углубительных работ. Часть судов, таких, как сухогрузные шхуны, лихтеры и другие, могу­ щие стоять на якорях, стоит ук­ рыть в бухты Кольского залива. Подходящие места можно найти в Сайда-губе, где никакой ураган не страшен. Кстати, грузовые шху­ ны, в свое время опрометчиво за­ купленные и ненужные, съедают­ ся морским червем. Стоят они те­ перь, выстаивая норму лет, поло­ женную по эксплуатации. Как и корпус большого зверобоя, закуп­ ленный портом после войны в Ар­ хангельске и гниющий по сие вре­ мя у Абрам-мысских причалов. Не следует ли посмотреть, как поскорее избавиться от разных «калек»1, превратив их в метал­ лолом. А, может, найти для них место, собрать их в одну пачку и взамен вахтенных поставить сто­ рожа или двух. Ведь выплачивае­ мая зарплата отстойным командам сказывается ва себестоимости продукции. Словом, давно пора навести на акватории рыбного порта порядок. Вели мы сейчас в шторм получи­ ли десяток аварийных случаев, то ведь вполне может быть и ура­ ган, и он может наделать больших неприятностей. С. ЕДЕМСКИЯ, напитан тралового флота. команды у базы, здесь заведен та­ кой порядок: поднявшийся иа’бирт механик СРТ обращается с заяв­ кой ие к старшему механику, как это было ранымё*.а ^июсредег- веяно к вахтеиному механику базы. Тот еразу Ш отдает распо­ ряжение либо токарю, либо слеса­ рю, либо сварщику, смотря по тому, на каком вид работы посту­ пил заказ. На этом экономится время. Или такой пример. Во время выпуска готовой продукции не­ редко выходит из строя ТОТ И ЯЛ иной палубный механизм. Обычно в таких елучаях иа палу f у вызы­ вался четвертый механик, в чьем ведении находится все это хо­ зяйство. На «Антарктике» ввели новый порядок: устранением не­ поладок в палубных механизмах должен заниматься вахтенный ме­ ханик. Много хлопот машинной команде доставлял вибратор. Он часто выходил из строя из-за то­ го, что лопались пластины, на ко­ торых подвешена подвижная пло­ щадка. Судовые рационализаторы нашли выход: вместо стальных пластин поставили стальные тро*'" сики. Пружину механизма для зажима бочек на вибраторе, чтобы она не подвергалась коррозии, герметически закрыли. Кроме того, члены машинной команды, находясь еще в море, изготовили запасной вибратор, который, кстати, оказался ничем не хуже заводского. Выступивший на занятии тре­ тий механик плавбазы «Печенга» Г. Г. Жмудь рассказал о работе машинной команды своего судна. Борясь за безремонтную стоянку в порту, механики, машинисты своими силами сделали также не­ мало. Общий объем ремонтных за­ бот составил 2500 нормо-часов. За период, который база провела в море, был осуществлен ремонт двух генераторов, произведена чистка котла, приведены в поря­ док котельные насосы и т. д. На занятии школы передового опыта выступили также старшей механик плавбазы «Яеченгаэ Ю. Н. Цылев, дизельный мехатч плавбазы «Антарктика» Ю. Д. Неманов и другие. Присутствующие высказали по­ желание — подобные встречи с обменом опытом работы машинных команд проводить не только на судах своего флота, но и на ко­ раблях балтийских флотилий. Это, несомненно, принесет неоценимую пользу. Решено просить бюро техви ской информации «Мурмансельдма выступить с ходатайством перед руководством флота об орган*.»- цки таких встреч. П. КАЛИТА. «■I >■4 Ярославль. Серийный выпуск долговечных шгин типа «Р» и -«-РС» начнет в этом году Ярославский шинный завод. Новые шины спо­ собны проходить до 150 тысяч километров. V у . ♦ о то ір олии а ТАСС, ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz