Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.

Г Л А З А М И Х О З Я И Н А Энипаж большого морозильного траулера «Н. Островский» в прошлом году на 400 центнеров перевыполнил план по выработке готовой продукции. Однако это не означает, что дела шли блестяще. И если морянам задали бы во­ прос, могли ли вы добиться боль­ шего успеха, то вряд ли нашелся бы у нас человек, который отве­ тил отрицательно на него. Поскольку многое из того, чго мешало нашему экипажу « прошлом году, может повториться м в этом, я и взялся за перо. Обмен капитанами В первый рейс корабль повел капитан тон. Лобанов. Но это был ае наш, а «чужой» капитан. На промысле он должен был пере- еесть на закрепленный за ним траулер «Хабаровск». А тов. Смирнов — с «Хабаровска* к вам. На первых порах дела шли неплохо. ІІо вот капитаны поме­ нялись местами. Не знаю как на «Хабаровске», но у нас начался спад. Моряки чувствовали, что капитану не по себе. И настрое­ ние у него неважное, и решения принимает неоперативно. В конце конпов сумел он взять себя в ру­ ки. Но раскачка тов. Смирнова стоила экипажу многих тонн рыбы. И в связи £ этим напрашивает­ ся вопрос: неужели так необхо­ дим был обмен капитанами? На мой взгляд — нет. Было бы ку­ да лучше, если капитаны остава­ лись на своих кораблях и довели дело до конца. Ч т о м е ш а е т в отрезках по 5 0— 100 метров. В случае необходимости их можно нарастить к основным. Надоб­ ность отпала — мастер по добы­ че отсоединит их, смажет и по­ ложит на хранение. Успех освоения «голубой цели­ ны» во многом будет зависеть и от состояния кухтылей и бобии- цев. Применяемые на флоте кух- тыли не выдерживают большого давления. Касаясь бобинцев, сле­ дует отметить, что они бывают различны по весу и не всегда изготовлены как следует. Много их идет в брак. А ведь каждый стоит 13 рублен. Работникам управления, ведаю­ щим приемкой промыслового во­ оружения, надо быть более вни­ мательными и предъявлять больт ше требований к поставщикам. Следует предъявлять больше требований и к поставщикам меш­ ков. В мае — июне наш и дру­ гие экипажи недоловили много рыбы, промышляя мешками, изго­ товленными из материала, заме­ няющего капрон. При подъеме в 7— 10 тонн они расползались. Стали подвязывать шкуры. И все равно после выливки улова . под ними обнаруживали рвань. Только с 18 по 22 мая порывы мешков у судов нашей группы наблюдались 30 раз. Дубленые шкуры тоже не отве­ ч аю т нашим требованиям. Стоят дорого — по 7 0 — 80 рублей, а служат недолго. И я бы сказал — с каждым годом качество их все хуже и хуже. Пора и на них об­ ратить внимание. До каких пор флот будет принимать на себя огромные расходы, связанные с плохим качеством промысловых материалов? К ак п р о п а л и „золотые" часы Много промыслового времени экипажи морозильных траулеров тратят из-за нехватки плавбаз. Вопрос этот не новый. Но его вот уже на протяжении двух лет ни­ как не могут разрешить. А дело страдает. Недолавливаем рыбу, снижаются экономические показа­ тели. В сентябре только наш эки­ паж потерял свыше 200 часов в ожидании сдачи груза. Четыре ра­ за подходил траулер к плавбазе. Только начнем перегрузку, посту­ пает команда — прекратить! От­ ходим в сторону и наблюдаем, как с одной плавбазы на другую на­ чинают перегружать готовую про­ дукцию. Мое мнение, да со мной, види­ мо, согласятся и другие товари­ щи, что на Джорджес-банке в летние месяцы рефрижераторные траулеры должны обслуживать не две, а три плавбазы. Базар в о к е а н е Джорджес-багаса ■— особый райоп. Успех промысла там во многом зависит от хорошо органи­ зованного снабжения промысло­ вым вооружением. К сожалению, экипажам приходится испытывать много трудностей, терять десятки часов. На каждом радиосовеща­ нии капитаны выпрашивают друг у друга капроновое прядено, ру­ башки, тралы. Нет экипажа, ко­ торый бы в чем-нибудь не нуж­ дался. А у отходящего в порт корабля своеобразный базар. Все идет с ----- у ----- —— — ——- — т молотка. Особенно большой спрос на капроновый трал. За него го­ товы отдать 6— 8 льнопеньковьк. И такой обмен себя оправдывает. Льпопеньковым смольным тра­ лом можно проработать на Джорд- жес-банке пять суток. За это вре­ мя экипаж возьмет 2 0 0— 230 тонн рыбы. Стоит такой трал 911 рублей. Для вылова 1200 и более тонн нужно израсходовать шесть тралов. Оии обойдутся эки­ пажу в 5466 рублей. Капроновый трал (31-метро- вый, сельдяном) стоит 2590 руб­ лей. И если от шести яьнвпеньио- вых после вылова 1200 тонн ры­ бы останутся одни воспоминания, тв капроновым можно будет вы­ ловить еще 600— 800 тони. Эко­ номия, как видите, получается большая, о к о т 5500 рублей. О б е щ а н и я м и рыбы не наловишь Надо добиться, чтобы экипажи, выходящие на промысел, получа­ ли все необходимое снабжение в порту, чтобы нам не обещали — «дошлем с плавбазой». Моряки уже знают цену такому обеща­ нию. «Дошлем с плавбазой» — значит, не получишь ничего. Правда, кое-что руководство флота направляет на промысел, но получают снабжение в первую очередь экипажи, которые, по сло­ вам руководителей промысла, «давно уже бедствуют». Надо добиться, чтобы не было «бедствующих» экипажей, чтобы моряки могли бесперебойно доби­ вать рыбу, снижать себестоимость готовой продукции. И. КУРАМШИН, старший мастер по добыче рыбы большого морозильного тра­ улера «Н. Островский». 'M ы уГѵХѵХі • щШЩШ:- ш м - УУУУУ. Чехословацкая Социалисти­ ческая Республика. На ремочте железнодорожных путей в ЧССР широко используется со­ ветская техника. На смммне: кран советского производства для укладке рельсов. Демократическая Республика Вьетнам. Исследовательская станция тропических растений в провинции Нге Ан ведет большую работу по разработке мер для предохранения іе- ревьев и кустов от вредных на­ секомых, изучает во зм ожн о ; ги культивирования тропичесх іх растений в северных района*. о с в о е н и ю «голубой целины» В мае 1962 года основная группа судов нашего типа вела промысел на банке Гамильтон на глубинах от 450 до 700 метров. В данных условиях следует тра­ вить от 1 1 5 0 до 1 7 5 0 метроз ваеров. Те экипажи, которые имели ваера большей длины, бра­ ли хорошие уловы с больших глу­ бин. Но на многих судах запас ваеров не превышал 1 5 0 0— 1600 метров, и моряки вынуждены были работать на меньших глу­ бинах и терять в уловах. Флоту надо смелее осваивать эту «голубую целину». Для ус­ пешной работы на больших глу­ бинах надо иметь в запасе на траулерах дополнительные ваера Необходимые требования к кошельковым неводам По данным иностранной печати и наблюдениям наших промысло­ виков известно, что норвежцы и исландцы весьма успешно облав­ ливают скопления сельди кошель­ ковыми неводами в районе Ислан­ дии. Первая наша попытка освоения этого вида промысла в 1955 году с судов типа СРТ под руководст­ вом профессора Мантейфеля не увенчалась успехом, хотя суда бы­ ли снабжены капроновыми ко­ шельковыми неводами больших размеров (длина — 650 метров и высота — 84,5 метра) и укомп­ лектованы высококвалифицирован­ ными специалистами кошелькового лова с Дальнего Востока. Тогда эта неудача объяснялась отсутст- JpDDCDDDDnCDOOOODOODOODDDOOaDCJDDDDODODOODOOOOODDDODODODODDDDDDDDDDOlQ О D 'C О □ D О D О П D D D D а D о D а D D оо D О а D О D D D О D D D D К>ао D D D г» О О о о D D О D О П О а о D О ь а с &с D П Экипаж средне­ го траулера №4200 возвратился и) рейса с хорошими показателями ра­ боты. Нетрудно написать или ска­ зать эти несколько слов, но как их заслужить/ знают только моряки. Для них эта ф р а ­ за — шторм, сту­ деный ветер, пого­ ня за ускользаю­ щими косяками сельди и воля, бла­ годаря которой ьсе трудности оказы­ ваются преодолен­ ными. *Кому-кому, а Василию Нечаеву все это хорош» из­ вестно, ведь от ма­ стера лова многое зависит на про­ мысле. На снимке: мас­ тер лова СРТ-4209 В. НЕЧАЕВ. JODQPIIDDDOOOOOOOPOODPOOODOODDRQPIIOOUDDODQDDDUOOOOUDOOOOOOOUbaoOPDDB вием необходимых косяков сель­ ди. Последующие экспедиции были более успешными. Сейчас установлено, что ко­ шельковый промысел сельди в районе Исландии должен вестись в июне— августе и нужно уже го­ товиться к нему. Размер кошелькового невода и ячеи определяется породой и раз­ мером облавливаемых рыб. Ко­ нечно, чем больше невод, тем больше площадь облова. Причем увеличивается она пропорциональ­ но квадрату увеличения длины не­ вода. Но невода больших разме­ ров имеют значительно больший вес и на некоторых судах создают неудобства в работе. Применение капроновой дели для поетрой.чн кошельковых неводов позволяет увеличить размер невода, не уве­ личивая его веса. Дель из капро­ на при одной и той же толщине нитки в два раза прочнее хлопча­ тобумажной. Кроме того, капрон не гниет, и поэтому запас прочно­ сти может быть взят несколько меньше. Большую роль в определении длины невода играет скорость хо­ да судна: чем быстроходнее суд­ но, тем меньше может-быть не­ вод. Не менее важную роль им^ет, скорость передвижения косяка ры­ бы. По данным морской лабора­ тории в Абердине скорость дви­ жения косяка сельди составляет около 2 узлрв. Однако при встре­ че с препятствиями (т. е. напу­ ганный косяк) сельдь движется со скоростью 3— 4 узла. Чем боль­ ше скорость передвижения кося­ ка, тем больше должна быть дли­ на невода. Во время замета косяк, встре­ тив^ сетное заграждение, может обойти его. Если косяк сразу на­ правляется вниз, то он уйдет, так как скорость его движения всегда больше, чем скорость погружения нижней подборы невода. Косяк в большинстве случаев оказывается пойманным именно потому, что он «разу м опустился вед иевоід а потерял время на обход его. По­ этому очень важно, чтобы нижняя подбора невода при встрече с ко­ сяком рыбы успела погрузиться хотя бы на 10 метров. При выборе высоты кошелько­ вого невода необходимо учиты­ вать два основных условия: не­ вод должен хорошо кошелькова гь- ся и захватывать рыбу на опреде­ ленной глубине. Условия хорошего кошелькового невода зависят от коэффициента посадки дели на подборы. Общепринятой посадкой для ко­ шельковых неводов считают по­ садку с И і /И2=0,8/0,6, хотя неко­ торые считают удобной посадку дели с И#И2= 0 ,67/0,74 и даже 0,5/0,87. На Дальнем Востоке ко­ шельковые невода делают с по­ садкой И і/И 2=0,84/0,54, что необ­ ходимо применить и у нас. Пре­ имущество дальневосточного спо­ соба посадки заключается в том, что он уменьшает расход дели по длине невода. При уменьшении усадки дели на подборы, высота невода в посадке уменьшается. Но в кошельковых неводах дан­ ный факт не помешает, ибо ром­ бовидная форма ячеи, вытянутая по горизонтали, создает под воз­ действием грузил и тяглового уси­ лия кошелькования напряжение в нитках, которое в большей сте­ пени стремится превратить ячеи в ромб, вытянутый по вертикали, т. е. невод начинает под действием веса грузил и силы^ кошелькова­ ния увеличивать свою высоту в посадке за счет изменения формы ячеи. Чрезвычайно важное значение для кошельковых неводов имеет оснастка няжней подборы грузи­ лами, с тем, чтобы нижняя подбо­ ра невода хорошо погружалась на глубину. Практикой установлено, что загрузка нижіней подбо­ ры кошельковых неводов должна быть как минимум 1,0—1,5 кг на погонный метр {включая н нес стального стяжного троса и ко­ лец). Загрузка нижней подборы свыше 2*0 кг на подотши метр су­ щественного увеличения скоро:ш погружения не дает, а лишь утя­ желяет невод. После выметки невода бежной конец начинает погружаться са­ мым последним, и у него для по­ гружения имеется минимальное время. Следовательно, бежной ко­ нец необходимо загружать больше и не менее 1,5— 2 кг на погенчыі метр. Однако назначение грузил имеет и другие цели. Грузила должны удерживать нижнюю под­ бору на предельной глубине, что­ бы она, во всяком случае, в пер­ вую половину кошелькования, не поднималась в верхние горизонты от тяглового усилия кошелькова­ ния. Это обстоятельство очень важно для концов невода, которые пер­ выми стремятся подняться вверх при кошельковании. Поэтому не­ обходимо больше загружать не только бежное, но и пятное кры­ ло. Меньше всего.* следует загру­ жать среднюю часть невода, что­ бы избежать затопления верхней подборы во время кошелькова­ ния. Ячею надо выбирать* такого раз ­ мера, чтобы все мелкие рыбичы облавливаемых косяков од.чэй породы не могли объячеиваться. Размер ячеи для кошельковых не­ водов необходимо брать равным 60 процентам размера ячеи дриф­ терной сети для той же самой по­ роды рыб. При замене в кошель­ ковых неводах хлопчатобумаж­ ной дели на капроновую размер ячеи необходимо уменьшить на 7— 10 процентов. . , , Если соблюдать все эти усло­ вия, конструкция кошелькового невоіда будет полностью обеспеч і- вать успешность облова косяков рыбы и удовлетворять всем тре­ бования*! удобства в работе. Лаборатория техники про­ мышленного рыболовства ПИНРО. «-РЫБНЫЙ МУРМАН* 14 фев^ам 1Ш г. 3 с*'?*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz