Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.
Г Л А З А М И Х О З Я И Н А Энипаж большого морозильного траулера «Н. Островский» в прошлом году на 400 центнеров перевыполнил план по выработке готовой продукции. Однако это не означает, что дела шли блестяще. И если морянам задали бы во прос, могли ли вы добиться боль шего успеха, то вряд ли нашелся бы у нас человек, который отве тил отрицательно на него. Поскольку многое из того, чго мешало нашему экипажу « прошлом году, может повториться м в этом, я и взялся за перо. Обмен капитанами В первый рейс корабль повел капитан тон. Лобанов. Но это был ае наш, а «чужой» капитан. На промысле он должен был пере- еесть на закрепленный за ним траулер «Хабаровск». А тов. Смирнов — с «Хабаровска* к вам. На первых порах дела шли неплохо. ІІо вот капитаны поме нялись местами. Не знаю как на «Хабаровске», но у нас начался спад. Моряки чувствовали, что капитану не по себе. И настрое ние у него неважное, и решения принимает неоперативно. В конце конпов сумел он взять себя в ру ки. Но раскачка тов. Смирнова стоила экипажу многих тонн рыбы. И в связи £ этим напрашивает ся вопрос: неужели так необхо дим был обмен капитанами? На мой взгляд — нет. Было бы ку да лучше, если капитаны остава лись на своих кораблях и довели дело до конца. Ч т о м е ш а е т в отрезках по 5 0— 100 метров. В случае необходимости их можно нарастить к основным. Надоб ность отпала — мастер по добы че отсоединит их, смажет и по ложит на хранение. Успех освоения «голубой цели ны» во многом будет зависеть и от состояния кухтылей и бобии- цев. Применяемые на флоте кух- тыли не выдерживают большого давления. Касаясь бобинцев, сле дует отметить, что они бывают различны по весу и не всегда изготовлены как следует. Много их идет в брак. А ведь каждый стоит 13 рублен. Работникам управления, ведаю щим приемкой промыслового во оружения, надо быть более вни мательными и предъявлять больт ше требований к поставщикам. Следует предъявлять больше требований и к поставщикам меш ков. В мае — июне наш и дру гие экипажи недоловили много рыбы, промышляя мешками, изго товленными из материала, заме няющего капрон. При подъеме в 7— 10 тонн они расползались. Стали подвязывать шкуры. И все равно после выливки улова . под ними обнаруживали рвань. Только с 18 по 22 мая порывы мешков у судов нашей группы наблюдались 30 раз. Дубленые шкуры тоже не отве ч аю т нашим требованиям. Стоят дорого — по 7 0 — 80 рублей, а служат недолго. И я бы сказал — с каждым годом качество их все хуже и хуже. Пора и на них об ратить внимание. До каких пор флот будет принимать на себя огромные расходы, связанные с плохим качеством промысловых материалов? К ак п р о п а л и „золотые" часы Много промыслового времени экипажи морозильных траулеров тратят из-за нехватки плавбаз. Вопрос этот не новый. Но его вот уже на протяжении двух лет ни как не могут разрешить. А дело страдает. Недолавливаем рыбу, снижаются экономические показа тели. В сентябре только наш эки паж потерял свыше 200 часов в ожидании сдачи груза. Четыре ра за подходил траулер к плавбазе. Только начнем перегрузку, посту пает команда — прекратить! От ходим в сторону и наблюдаем, как с одной плавбазы на другую на чинают перегружать готовую про дукцию. Мое мнение, да со мной, види мо, согласятся и другие товари щи, что на Джорджес-банке в летние месяцы рефрижераторные траулеры должны обслуживать не две, а три плавбазы. Базар в о к е а н е Джорджес-багаса ■— особый райоп. Успех промысла там во многом зависит от хорошо органи зованного снабжения промысло вым вооружением. К сожалению, экипажам приходится испытывать много трудностей, терять десятки часов. На каждом радиосовеща нии капитаны выпрашивают друг у друга капроновое прядено, ру башки, тралы. Нет экипажа, ко торый бы в чем-нибудь не нуж дался. А у отходящего в порт корабля своеобразный базар. Все идет с ----- у ----- —— — ——- — т молотка. Особенно большой спрос на капроновый трал. За него го товы отдать 6— 8 льнопеньковьк. И такой обмен себя оправдывает. Льпопеньковым смольным тра лом можно проработать на Джорд- жес-банке пять суток. За это вре мя экипаж возьмет 2 0 0— 230 тонн рыбы. Стоит такой трал 911 рублей. Для вылова 1200 и более тонн нужно израсходовать шесть тралов. Оии обойдутся эки пажу в 5466 рублей. Капроновый трал (31-метро- вый, сельдяном) стоит 2590 руб лей. И если от шести яьнвпеньио- вых после вылова 1200 тонн ры бы останутся одни воспоминания, тв капроновым можно будет вы ловить еще 600— 800 тони. Эко номия, как видите, получается большая, о к о т 5500 рублей. О б е щ а н и я м и рыбы не наловишь Надо добиться, чтобы экипажи, выходящие на промысел, получа ли все необходимое снабжение в порту, чтобы нам не обещали — «дошлем с плавбазой». Моряки уже знают цену такому обеща нию. «Дошлем с плавбазой» — значит, не получишь ничего. Правда, кое-что руководство флота направляет на промысел, но получают снабжение в первую очередь экипажи, которые, по сло вам руководителей промысла, «давно уже бедствуют». Надо добиться, чтобы не было «бедствующих» экипажей, чтобы моряки могли бесперебойно доби вать рыбу, снижать себестоимость готовой продукции. И. КУРАМШИН, старший мастер по добыче рыбы большого морозильного тра улера «Н. Островский». 'M ы уГѵХѵХі • щШЩШ:- ш м - УУУУУ. Чехословацкая Социалисти ческая Республика. На ремочте железнодорожных путей в ЧССР широко используется со ветская техника. На смммне: кран советского производства для укладке рельсов. Демократическая Республика Вьетнам. Исследовательская станция тропических растений в провинции Нге Ан ведет большую работу по разработке мер для предохранения іе- ревьев и кустов от вредных на секомых, изучает во зм ожн о ; ги культивирования тропичесх іх растений в северных района*. о с в о е н и ю «голубой целины» В мае 1962 года основная группа судов нашего типа вела промысел на банке Гамильтон на глубинах от 450 до 700 метров. В данных условиях следует тра вить от 1 1 5 0 до 1 7 5 0 метроз ваеров. Те экипажи, которые имели ваера большей длины, бра ли хорошие уловы с больших глу бин. Но на многих судах запас ваеров не превышал 1 5 0 0— 1600 метров, и моряки вынуждены были работать на меньших глу бинах и терять в уловах. Флоту надо смелее осваивать эту «голубую целину». Для ус пешной работы на больших глу бинах надо иметь в запасе на траулерах дополнительные ваера Необходимые требования к кошельковым неводам По данным иностранной печати и наблюдениям наших промысло виков известно, что норвежцы и исландцы весьма успешно облав ливают скопления сельди кошель ковыми неводами в районе Ислан дии. Первая наша попытка освоения этого вида промысла в 1955 году с судов типа СРТ под руководст вом профессора Мантейфеля не увенчалась успехом, хотя суда бы ли снабжены капроновыми ко шельковыми неводами больших размеров (длина — 650 метров и высота — 84,5 метра) и укомп лектованы высококвалифицирован ными специалистами кошелькового лова с Дальнего Востока. Тогда эта неудача объяснялась отсутст- JpDDCDDDDnCDOOOODOODOODDDOOaDCJDDDDODODOODOOOOODDDODODODODDDDDDDDDDOlQ О D 'C О □ D О D О П D D D D а D о D а D D оо D О а D О D D D О D D D D К>ао D D D г» О О о о D D О D О П О а о D О ь а с &с D П Экипаж средне го траулера №4200 возвратился и) рейса с хорошими показателями ра боты. Нетрудно написать или ска зать эти несколько слов, но как их заслужить/ знают только моряки. Для них эта ф р а за — шторм, сту деный ветер, пого ня за ускользаю щими косяками сельди и воля, бла годаря которой ьсе трудности оказы ваются преодолен ными. *Кому-кому, а Василию Нечаеву все это хорош» из вестно, ведь от ма стера лова многое зависит на про мысле. На снимке: мас тер лова СРТ-4209 В. НЕЧАЕВ. JODQPIIDDDOOOOOOOPOODPOOODOODDRQPIIOOUDDODQDDDUOOOOUDOOOOOOOUbaoOPDDB вием необходимых косяков сель ди. Последующие экспедиции были более успешными. Сейчас установлено, что ко шельковый промысел сельди в районе Исландии должен вестись в июне— августе и нужно уже го товиться к нему. Размер кошелькового невода и ячеи определяется породой и раз мером облавливаемых рыб. Ко нечно, чем больше невод, тем больше площадь облова. Причем увеличивается она пропорциональ но квадрату увеличения длины не вода. Но невода больших разме ров имеют значительно больший вес и на некоторых судах создают неудобства в работе. Применение капроновой дели для поетрой.чн кошельковых неводов позволяет увеличить размер невода, не уве личивая его веса. Дель из капро на при одной и той же толщине нитки в два раза прочнее хлопча тобумажной. Кроме того, капрон не гниет, и поэтому запас прочно сти может быть взят несколько меньше. Большую роль в определении длины невода играет скорость хо да судна: чем быстроходнее суд но, тем меньше может-быть не вод. Не менее важную роль им^ет, скорость передвижения косяка ры бы. По данным морской лабора тории в Абердине скорость дви жения косяка сельди составляет около 2 узлрв. Однако при встре че с препятствиями (т. е. напу ганный косяк) сельдь движется со скоростью 3— 4 узла. Чем боль ше скорость передвижения кося ка, тем больше должна быть дли на невода. Во время замета косяк, встре тив^ сетное заграждение, может обойти его. Если косяк сразу на правляется вниз, то он уйдет, так как скорость его движения всегда больше, чем скорость погружения нижней подборы невода. Косяк в большинстве случаев оказывается пойманным именно потому, что он «разу м опустился вед иевоід а потерял время на обход его. По этому очень важно, чтобы нижняя подбора невода при встрече с ко сяком рыбы успела погрузиться хотя бы на 10 метров. При выборе высоты кошелько вого невода необходимо учиты вать два основных условия: не вод должен хорошо кошелькова гь- ся и захватывать рыбу на опреде ленной глубине. Условия хорошего кошелькового невода зависят от коэффициента посадки дели на подборы. Общепринятой посадкой для ко шельковых неводов считают по садку с И і /И2=0,8/0,6, хотя неко торые считают удобной посадку дели с И#И2= 0 ,67/0,74 и даже 0,5/0,87. На Дальнем Востоке ко шельковые невода делают с по садкой И і/И 2=0,84/0,54, что необ ходимо применить и у нас. Пре имущество дальневосточного спо соба посадки заключается в том, что он уменьшает расход дели по длине невода. При уменьшении усадки дели на подборы, высота невода в посадке уменьшается. Но в кошельковых неводах дан ный факт не помешает, ибо ром бовидная форма ячеи, вытянутая по горизонтали, создает под воз действием грузил и тяглового уси лия кошелькования напряжение в нитках, которое в большей сте пени стремится превратить ячеи в ромб, вытянутый по вертикали, т. е. невод начинает под действием веса грузил и силы^ кошелькова ния увеличивать свою высоту в посадке за счет изменения формы ячеи. Чрезвычайно важное значение для кошельковых неводов имеет оснастка няжней подборы грузи лами, с тем, чтобы нижняя подбо ра невода хорошо погружалась на глубину. Практикой установлено, что загрузка нижіней подбо ры кошельковых неводов должна быть как минимум 1,0—1,5 кг на погонный метр {включая н нес стального стяжного троса и ко лец). Загрузка нижней подборы свыше 2*0 кг на подотши метр су щественного увеличения скоро:ш погружения не дает, а лишь утя желяет невод. После выметки невода бежной конец начинает погружаться са мым последним, и у него для по гружения имеется минимальное время. Следовательно, бежной ко нец необходимо загружать больше и не менее 1,5— 2 кг на погенчыі метр. Однако назначение грузил имеет и другие цели. Грузила должны удерживать нижнюю под бору на предельной глубине, что бы она, во всяком случае, в пер вую половину кошелькования, не поднималась в верхние горизонты от тяглового усилия кошелькова ния. Это обстоятельство очень важно для концов невода, которые пер выми стремятся подняться вверх при кошельковании. Поэтому не обходимо больше загружать не только бежное, но и пятное кры ло. Меньше всего.* следует загру жать среднюю часть невода, что бы избежать затопления верхней подборы во время кошелькова ния. Ячею надо выбирать* такого раз мера, чтобы все мелкие рыбичы облавливаемых косяков од.чэй породы не могли объячеиваться. Размер ячеи для кошельковых не водов необходимо брать равным 60 процентам размера ячеи дриф терной сети для той же самой по роды рыб. При замене в кошель ковых неводах хлопчатобумаж ной дели на капроновую размер ячеи необходимо уменьшить на 7— 10 процентов. . , , Если соблюдать все эти усло вия, конструкция кошелькового невоіда будет полностью обеспеч і- вать успешность облова косяков рыбы и удовлетворять всем тре бования*! удобства в работе. Лаборатория техники про мышленного рыболовства ПИНРО. «-РЫБНЫЙ МУРМАН* 14 фев^ам 1Ш г. 3 с*'?*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz