Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.
У* Где сейчас эта молодые, ш ш з п ^ радостные моряне? Наверао, очень далеко от родного порта, в мото ром совсем недавно их «поймал» объектив. фотоаппарата. Может быть, как раз в этот мо мент на их лнцах снова появились заразительные улыбки, отмечая очередное удачное траление. На снимке: ударники коммуни стического труда В. Н. Иванов (слева) и мастер по обработке рыбы траулера «Веха». Рассказы о наших дальневосточных ДР У з ь Я X (Окончание. Нач. на 1 стр.). старым нормативам в один ящик укладывается 27 килограммов разделанного или 24 килограмма неразаеланного окуня. «Это неэкономно, — сказали судовые рационализаторы. — На до более рационально укладывать рыбу». Попробовали класть рыбу не вдоль ящика, а по перек, и оказалось, что в каждом ящи ке может помести ться не 27, а 30 ки лограммов разде ланного окуня или 27 килограммов •нераздела иного. Три килограмма лишней рыбы в каждом ящике! Л ведь этих ящиков проходят зде.'ь десятки тысяч. Нетрудно подсчи тать, какая огромная экономия по лучилась. И не только в ,таре, а буквально во всей цепи производ ства и эксплуатации судна. Ведь если для производства одного и того же количества продукции тре буется меньше тары, значит, мож но полнее загрузить судно, мень ше впемени затпатить на пеп.ѵ Флагман дальневосточных рыбаков возку как тары, так и готовой про дукции. Отсюда будет меньше из расходовано горючего и смазоч ных материалов, электроэнергии, воды и многого другого, и оста нется больше временіи на ведение самого промысла, на прои?«водст*оО продукции. Мы рассказали об экономт г - ской эффективности внедрения только одного рационализаторско го предложения. А подобных пред ложении здесь много. Дух творче ства. норатопскпй смекалки широ ко распространен на траулере. Вся техника рыбной фабрики, со?,данная на траулере в завод ских условиях, была предназначе на для разделки, обработки и из готовления готовой продукции из трески. Но промысловая практика показала, что в наших условиях лова трескового сырца соверш-еч- но недостаточно для полной за грузки фабрики. Надо было рас считывать прежде всего на выпуск продукции из камбалы, из мэр ского окѵня. п а тп тп . грчцт 1 . КОГДА ШТУРМ не приносит победы АНОМИЧЕСКИЙ РМАИ' Сокращение простоев кораблей в среднем, текущем и междуреи- еевѳм ремонте является важней шим резервом для увеличения до- Іычн рыбы. Тезис сам по себе не вовый. Но мне хочется еще раз показать это на примере траулера «Треска». 15 октября I960 года траулер был поставлен к причалу судо верфи. 23 января 1963 года, ко гда писалась эта корреспонденция, корабль все еще находился на су доверфи. Два года и три месяца! Срок недопустимо большой. За это время можно новое судно по строить. В затянувшемся ремонте есть вина и управления тралового фло та. С его согласия судоверфь пре кращала работу на «Треске» и пе реключалась на танкер «Пира- тин». Но даже с учетом этого об стоятельства, а также отставания судоремонтной базы от развития флота, судно можно было сдать в эксплуатацию в четвертом квар тале прошлого года. На судоверфи стало системой — демонтаж рабочие производят быстро, а затем наступает за тишье. Зато к концу срока ремон та начинается штурмовщина. Моряки «Трески» дали меткое ваэванне третьему этапу — «штурм, который не приносит победы». И в самом деле. На судно при ходят судоремонтники нескольких профессий. Труд их организуется плохо. Очередность работ не со блюдается. В результате — пере делки. На «Треске», например, рабо чие сделали обшивку консервного цеха, а потом оказалось, что шци татные трубы, которые проходят ч ь через цех, требуют замены. При шлось нарушать обшивку. Подоб на* история повторилась е уста новкой жировых труб. Нередко судоремонтники дейст вуют по принципу «после нас — хоть потоп». Трубопроводчики, первыми начавшие монтаж, вы брали самый лучший путь, не за ботясь о том, что рядом пойдут трубы других 'систем. Рабочим, приступившим к монтажу поздней, пришлось сверлить отверстия в переборках, излишне изгибать трубы и т. п. Эго приводит к за тягиванию ремонта, увеличению расхода материалов. 0 браке и переделках тоже уже говорилось немало. Но поло жение к лучшему выправляется очень медленно. Только на «Тре ске» было выявлено несколько дефектов, допущенных во время обработки деталей в цехах судо верфи. Отлили новый цепной ба рабан брашпиля, а бурт у него оказался меньше, чем надо. При шлось переделывать. Во время демонтажа была по ломана рама брашпиля. Изгото вили новую. Чертеж при этом как следует не сделали. При установ ке выяснилось, что не хватает од ного отверстия. Вместо того, что бы выполнить работу за смену, судоремонтники провози л и с ь больше суток. Вот из-за таких-то «мелочей» м уходят впустую де сятки и еотни днем. ' ѵ В дни, предшествующие сдаче корабля, рабочие много провози лись с регуляторами предельных оборотов турбодинамо. Чертежей на судоверфи нет. Старший меха ник тов. Щукин советовал прора бу тов. Рибковскому обратиться за чертежами на один из заводон, по к голосу етармеяа, видимо, не прислушались. Грузы к регуля го рам подбирались опытным путем. Лопнула одна пружина, вторая. Пока изготовляли пружины, ую - дило время. Кстати говоря, турбо динамо несколько месяцев ^иахо- дшюсь в цехе. При желании его гам можно было и отрегулировать и испытать. Устранение бра ка в работе, хорошо продуманная организация труда, четкое взаи модействие между цехами, добро совестное отношение каждого ра бочего к порученному делу — вот те резервы, которыми располага ют судоремонтники .верфи. Их на до привести в действие. Ведь каж дый хотя бы на еутки досрочно отремонтированный корабль — это выловленные дополнительно к плану 40—50 центнеров трески. В своей корреспонденция я хо чу затронуть вопрос и об эконо мном расходовании средств на средний и капитальный ремонт. Речь пойдет о содержании команд. Дорого обходится оно флоту. На корабле в период ремонта находит ся 12 человек: капитан, два штурмана, старший меіаник, два вахтенных механика, кочегар, че тыре ' матроса, боцман. Только матрос получает ежемесячно с учетом районного коэффициента более семидесяти рублей. Зарпла та же штурманов, механиков зна чительно больше. К тому же большинство из них получают полярные надбавки. Я беру в среднем зарплату вд- ного члена экмлажа 200 рублей в месяц. За год это составит 2400 рублей. А тан как на ремонтиру ющихся траулерах списочное чис ле членов экипажа составляет в течение года примерно 500 чело век (е учетом отпусков м т. п.), то нетрудно подсчитать общую сумму зарплаты. За год она сос тавляет 1 миллион 200 тысяч руб лей. Правда, моряки с этих еудов могут сказать — мы же без дела не сидим. Да, первые месяцы они работают много. Матроеы «чища- жг корпус от ржавчины, произво дят покраску и т. п. Но затем на- пряжение спадает. Приходите.! угольной рыбы и других объек тов промысла в Беринговом vffepe. И здесь сама жизнь .заставила кол лектив траулера активно заняться рационализацией. Надо было на фабрике рыбы перестроить весь технологический процесс, создать совершенно новые линии, устано вить новые станки, оборудовать новые кошвейеры. Все это дела лось из подсобных материалов, своими силами, часто в условиях морского промысла. ТЗи-f ч ™ П О П 0 4 Я 11Ы п г х т э » » о Г Г ? ѵ ~ г* л - убирать хлам за судоремонтника ми, в зимнее время — снег, помо гать экипажам буксиров в момент перешвартовки. Я был невольным участником разговора двух парней, который проливает свет на действительное положение дел. — Давай просись па ремонти рующиеся, — говорил один дру гому, — зимой рыба ловится плохо, посидим на берегу, а к ве сне видно будет. — А что там за работа? — Днем приходится потрудить ся. Вечером — вахта. Тут уж можно и книгу почитать. К тому же питание бесплатное. Вахтен ным штурманам еще легче. Сутки отдежурили, столько же свобод ны. Надо кончать с бесцельной рас тратой средств. Если судоверфь не в состоянии принять корабли на полную сохранность, тогда сле дует подумать об организации бригад и вахт, которые обслужи вали бы не один, а два млм три корабля. В ночное в^емя, когда судоре монтники не работают, нет смыс ла держать на корабле людей и превращать их в высокооплачива емых сторожей. Целесообразнее иметь специальные ночные брига ды, которые бы следили за про тивопожарным состоянием кораб лей, выполняли швартовые опе рации и т. п. Есть смысл создать на судо верфи специальные бригады, ко торые бы занимались очисткой корпусов от ржавчины. Сейчас, как уже говорилось выше, этим делом занимаются моряки тралового фло та. Хорошего инструмента у них лет. Люди па корабле часто меня ются, а отсюда производитель ность труда низкая. Люди, специ ализирующиеся на этом деле, смо гут вдвое быстрее выполнять ра боту. Думается, что вопросы эти на зрели. Они касаются не только тралового, но и сельдяного Фло тов, других рыбодобывающих предприятий, которые ремонтиру ют корабли на судоверфи. А. МАКЛАКОВ , капитан траулера «Треска». выс люки для транспортировки ры бы с палубы в цехи фабрики. Раньше людям приходилась при митивными ручными сачками пе ребрасывать до сорока тонн ры бы в день. Сейчас этот процесс механизирован. В последнее время судовы-е ра ционализаторы создали глазиро- вочиую машину, ускоряющую про цесс обработки жировой с елы з . А сельди теперь добывается осо бенно много. До недавнего време ни глазировка осуществлялась нд судне примитивно,"ручным спосо бом, и это ограничивало возмож ности коллектива в производстве ценной продукции из сельди. 3 создании новых разделочных станков и других средств механи зации особенно активное участие принимают старший механик т у л . Бондарь, мастер по добыче гоз. Карелин, матрос-обработчик тэв. Крюканов и сам капитан. На траулере регулярно прово дится техническая учеба. Каждый член экипажа получает здесь не только знания и навыки матроса и моториста, но и ряд смежных прои^воаствтных специальностей. Люди* заменяют в работе друг друга, приходят в трудные мину ты на помощь. Многие члены экипажа заодно учатся в различных средних и высших учебных заведениях. К их услугам хорошая судовая библио тека, консультации. Весь руководящий состав судна изучает конкретную экономику. Экипаж «Ульяновска» с досто инством носит присвоенное ему почетное звание коллектива ком мунистического труда. Г. МОКРЕНОК. г. Владивосток. н о в и н к и МОРОЗИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА ВДНХ В павильоне «Рыбная промыш ленность» экспонируется судовой морозильный агрегат т и п а «АСМА». Это автомат конвейер ного типа с блок-формами разме ром 785x485x60 миллиметров. Блосч- формы укреплены непосредствен но на конвейере. Оттаивают нх с помощью электронагрева. Прои і - ’ водительность агрегата — 25 тонч рыбы в сутки. Автоматический морозильный аппарат «Гипрорыбпрома» лифто вого типа оборудован штанговыми толкателями, обеепечива юш и та « загрузку, горизонтальное переме щение противней между лифтам* и выгрузку их из морозильного аппарата. Это одни из первых воѵ душных стационарных автоматов непрерывного действия. За сутки автомат может обработать. 25 тонч рыбы. В. ПАНТЕЛЕЕВ , наш вне штатный корреспондент. «ГЫБНЫИ МУРМАН» 7 февраля 19*>3 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz