Рыбный Мурман. 1963 г. Февраль.

У* Где сейчас эта молодые, ш ш з п ^ радостные моряне? Наверао, очень далеко от родного порта, в мото­ ром совсем недавно их «поймал» объектив. фотоаппарата. Может быть, как раз в этот мо­ мент на их лнцах снова появились заразительные улыбки, отмечая очередное удачное траление. На снимке: ударники коммуни­ стического труда В. Н. Иванов (слева) и мастер по обработке рыбы траулера «Веха». Рассказы о наших дальневосточных ДР У з ь Я X (Окончание. Нач. на 1 стр.). старым нормативам в один ящик укладывается 27 килограммов разделанного или 24 килограмма неразаеланного окуня. «Это неэкономно, — сказали судовые рационализаторы. — На­ до более рационально укладывать рыбу». Попробовали класть рыбу не вдоль ящика, а по­ перек, и оказалось, что в каждом ящи­ ке может помести­ ться не 27, а 30 ки­ лограммов разде­ ланного окуня или 27 килограммов •нераздела иного. Три килограмма лишней рыбы в каждом ящике! Л ведь этих ящиков проходят зде.'ь десятки тысяч. Нетрудно подсчи­ тать, какая огромная экономия по­ лучилась. И не только в ,таре, а буквально во всей цепи производ­ ства и эксплуатации судна. Ведь если для производства одного и того же количества продукции тре­ буется меньше тары, значит, мож­ но полнее загрузить судно, мень­ ше впемени затпатить на пеп.ѵ Флагман дальневосточных рыбаков возку как тары, так и готовой про­ дукции. Отсюда будет меньше из­ расходовано горючего и смазоч­ ных материалов, электроэнергии, воды и многого другого, и оста­ нется больше временіи на ведение самого промысла, на прои?«водст*оО продукции. Мы рассказали об экономт г - ской эффективности внедрения только одного рационализаторско­ го предложения. А подобных пред­ ложении здесь много. Дух творче­ ства. норатопскпй смекалки широ­ ко распространен на траулере. Вся техника рыбной фабрики, со?,данная на траулере в завод­ ских условиях, была предназначе­ на для разделки, обработки и из­ готовления готовой продукции из трески. Но промысловая практика показала, что в наших условиях лова трескового сырца соверш-еч- но недостаточно для полной за ­ грузки фабрики. Надо было рас­ считывать прежде всего на выпуск продукции из камбалы, из мэр­ ского окѵня. п а тп тп . грчцт 1 . КОГДА ШТУРМ не приносит победы АНОМИЧЕСКИЙ РМАИ' Сокращение простоев кораблей в среднем, текущем и междуреи- еевѳм ремонте является важней­ шим резервом для увеличения до- Іычн рыбы. Тезис сам по себе не вовый. Но мне хочется еще раз показать это на примере траулера «Треска». 15 октября I960 года траулер был поставлен к причалу судо­ верфи. 23 января 1963 года, ко­ гда писалась эта корреспонденция, корабль все еще находился на су­ доверфи. Два года и три месяца! Срок недопустимо большой. За это время можно новое судно по­ строить. В затянувшемся ремонте есть вина и управления тралового фло­ та. С его согласия судоверфь пре­ кращала работу на «Треске» и пе­ реключалась на танкер «Пира- тин». Но даже с учетом этого об­ стоятельства, а также отставания судоремонтной базы от развития флота, судно можно было сдать в эксплуатацию в четвертом квар­ тале прошлого года. На судоверфи стало системой — демонтаж рабочие производят быстро, а затем наступает за­ тишье. Зато к концу срока ремон­ та начинается штурмовщина. Моряки «Трески» дали меткое ваэванне третьему этапу — «штурм, который не приносит победы». И в самом деле. На судно при­ ходят судоремонтники нескольких профессий. Труд их организуется плохо. Очередность работ не со­ блюдается. В результате — пере­ делки. На «Треске», например, рабо­ чие сделали обшивку консервного цеха, а потом оказалось, что шци­ татные трубы, которые проходят ч ь через цех, требуют замены. При­ шлось нарушать обшивку. Подоб­ на* история повторилась е уста­ новкой жировых труб. Нередко судоремонтники дейст­ вуют по принципу «после нас — хоть потоп». Трубопроводчики, первыми начавшие монтаж, вы­ брали самый лучший путь, не за­ ботясь о том, что рядом пойдут трубы других 'систем. Рабочим, приступившим к монтажу поздней, пришлось сверлить отверстия в переборках, излишне изгибать трубы и т. п. Эго приводит к за­ тягиванию ремонта, увеличению расхода материалов. 0 браке и переделках тоже уже говорилось немало. Но поло­ жение к лучшему выправляется очень медленно. Только на «Тре­ ске» было выявлено несколько дефектов, допущенных во время обработки деталей в цехах судо­ верфи. Отлили новый цепной ба­ рабан брашпиля, а бурт у него оказался меньше, чем надо. При­ шлось переделывать. Во время демонтажа была по­ ломана рама брашпиля. Изгото­ вили новую. Чертеж при этом как следует не сделали. При установ­ ке выяснилось, что не хватает од­ ного отверстия. Вместо того, что­ бы выполнить работу за смену, судоремонтники провози л и с ь больше суток. Вот из-за таких-то «мелочей» м уходят впустую де­ сятки и еотни днем. ' ѵ В дни, предшествующие сдаче корабля, рабочие много провози­ лись с регуляторами предельных оборотов турбодинамо. Чертежей на судоверфи нет. Старший меха­ ник тов. Щукин советовал прора­ бу тов. Рибковскому обратиться за чертежами на один из заводон, по к голосу етармеяа, видимо, не прислушались. Грузы к регуля го­ рам подбирались опытным путем. Лопнула одна пружина, вторая. Пока изготовляли пружины, ую - дило время. Кстати говоря, турбо­ динамо несколько месяцев ^иахо- дшюсь в цехе. При желании его гам можно было и отрегулировать и испытать. Устранение бра­ ка в работе, хорошо продуманная организация труда, четкое взаи­ модействие между цехами, добро­ совестное отношение каждого ра­ бочего к порученному делу — вот те резервы, которыми располага­ ют судоремонтники .верфи. Их на­ до привести в действие. Ведь каж­ дый хотя бы на еутки досрочно отремонтированный корабль — это выловленные дополнительно к плану 40—50 центнеров трески. В своей корреспонденция я хо­ чу затронуть вопрос и об эконо­ мном расходовании средств на средний и капитальный ремонт. Речь пойдет о содержании команд. Дорого обходится оно флоту. На корабле в период ремонта находит­ ся 12 человек: капитан, два штурмана, старший меіаник, два вахтенных механика, кочегар, че­ тыре ' матроса, боцман. Только матрос получает ежемесячно с учетом районного коэффициента более семидесяти рублей. Зарпла­ та же штурманов, механиков зна­ чительно больше. К тому же большинство из них получают полярные надбавки. Я беру в среднем зарплату вд- ного члена экмлажа 200 рублей в месяц. За год это составит 2400 рублей. А тан как на ремонтиру­ ющихся траулерах списочное чис­ ле членов экипажа составляет в течение года примерно 500 чело­ век (е учетом отпусков м т. п.), то нетрудно подсчитать общую сумму зарплаты. За год она сос­ тавляет 1 миллион 200 тысяч руб­ лей. Правда, моряки с этих еудов могут сказать — мы же без дела не сидим. Да, первые месяцы они работают много. Матроеы «чища- жг корпус от ржавчины, произво­ дят покраску и т. п. Но затем на- пряжение спадает. Приходите.! угольной рыбы и других объек­ тов промысла в Беринговом vffepe. И здесь сама жизнь .заставила кол­ лектив траулера активно заняться рационализацией. Надо было на фабрике рыбы перестроить весь технологический процесс, создать совершенно новые линии, устано­ вить новые станки, оборудовать новые кошвейеры. Все это дела­ лось из подсобных материалов, своими силами, часто в условиях морского промысла. ТЗи-f ч ™ П О П 0 4 Я 11Ы п г х т э » » о Г Г ? ѵ ~ г* л - убирать хлам за судоремонтника­ ми, в зимнее время — снег, помо­ гать экипажам буксиров в момент перешвартовки. Я был невольным участником разговора двух парней, который проливает свет на действительное положение дел. — Давай просись па ремонти­ рующиеся, — говорил один дру­ гому, — зимой рыба ловится плохо, посидим на берегу, а к ве­ сне видно будет. — А что там за работа? — Днем приходится потрудить­ ся. Вечером — вахта. Тут уж можно и книгу почитать. К тому же питание бесплатное. Вахтен­ ным штурманам еще легче. Сутки отдежурили, столько же свобод­ ны. Надо кончать с бесцельной рас­ тратой средств. Если судоверфь не в состоянии принять корабли на полную сохранность, тогда сле­ дует подумать об организации бригад и вахт, которые обслужи­ вали бы не один, а два млм три корабля. В ночное в^емя, когда судоре­ монтники не работают, нет смыс­ ла держать на корабле людей и превращать их в высокооплачива­ емых сторожей. Целесообразнее иметь специальные ночные брига­ ды, которые бы следили за про­ тивопожарным состоянием кораб­ лей, выполняли швартовые опе­ рации и т. п. Есть смысл создать на судо­ верфи специальные бригады, ко­ торые бы занимались очисткой корпусов от ржавчины. Сейчас, как уже говорилось выше, этим делом занимаются моряки тралового фло­ та. Хорошего инструмента у них лет. Люди па корабле часто меня­ ются, а отсюда производитель­ ность труда низкая. Люди, специ­ ализирующиеся на этом деле, смо­ гут вдвое быстрее выполнять ра­ боту. Думается, что вопросы эти на­ зрели. Они касаются не только тралового, но и сельдяного Фло­ тов, других рыбодобывающих предприятий, которые ремонтиру­ ют корабли на судоверфи. А. МАКЛАКОВ , капитан траулера «Треска». выс люки для транспортировки ры­ бы с палубы в цехи фабрики. Раньше людям приходилась при­ митивными ручными сачками пе­ ребрасывать до сорока тонн ры­ бы в день. Сейчас этот процесс механизирован. В последнее время судовы-е ра­ ционализаторы создали глазиро- вочиую машину, ускоряющую про­ цесс обработки жировой с елы з . А сельди теперь добывается осо­ бенно много. До недавнего време­ ни глазировка осуществлялась нд судне примитивно,"ручным спосо­ бом, и это ограничивало возмож­ ности коллектива в производстве ценной продукции из сельди. 3 создании новых разделочных станков и других средств механи­ зации особенно активное участие принимают старший механик т у л . Бондарь, мастер по добыче гоз. Карелин, матрос-обработчик тэв. Крюканов и сам капитан. На траулере регулярно прово­ дится техническая учеба. Каждый член экипажа получает здесь не только знания и навыки матроса и моториста, но и ряд смежных прои^воаствтных специальностей. Люди* заменяют в работе друг друга, приходят в трудные мину­ ты на помощь. Многие члены экипажа заодно учатся в различных средних и высших учебных заведениях. К их услугам хорошая судовая библио­ тека, консультации. Весь руководящий состав судна изучает конкретную экономику. Экипаж «Ульяновска» с досто­ инством носит присвоенное ему почетное звание коллектива ком­ мунистического труда. Г. МОКРЕНОК. г. Владивосток. н о в и н к и МОРОЗИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА ВДНХ В павильоне «Рыбная промыш­ ленность» экспонируется судовой морозильный агрегат т и п а «АСМА». Это автомат конвейер­ ного типа с блок-формами разме­ ром 785x485x60 миллиметров. Блосч- формы укреплены непосредствен­ но на конвейере. Оттаивают нх с помощью электронагрева. Прои і - ’ водительность агрегата — 25 тонч рыбы в сутки. Автоматический морозильный аппарат «Гипрорыбпрома» лифто­ вого типа оборудован штанговыми толкателями, обеепечива юш и та « загрузку, горизонтальное переме­ щение противней между лифтам* и выгрузку их из морозильного аппарата. Это одни из первых воѵ душных стационарных автоматов непрерывного действия. За сутки автомат может обработать. 25 тонч рыбы. В. ПАНТЕЛЕЕВ , наш вне­ штатный корреспондент. «ГЫБНЫИ МУРМАН» 7 февраля 19*>3 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz