Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.
Поиски оіггимальиого решении в условиях промысла Увеличение флота, освоение новых районов, резкие колебания промысловой обстановки застав ляют искать .надежные методы выбора капитаном траулера так тического решения в условиях неопределенности. Это не частный вопрос, скорее всего, проблема, решение которой усилиями работ ников флота и учеными, надо на деяться, приведет к более полно му использованию предостав ленных средств и достижению по ставленных перед флотом задач. С другой стороны, поставлен ная на научную основу промыс ловая тактика, находящаяся сей час в тисках описательного мето да, будет служить лучшей подго товке промысловых капитанов. На наш взгляд, именно в ней фокуси руются специальная подготовка капитана и штурмана, уровень освоения рыбопоисковой техники, знания районов промысла и эко номические знания. Сложность промысла заключает ся в том, что весьма трудно предвидеть: где, когда, как дол го в определенном месте задер жится обнаруженный косяк ры бы, сколько на этом скоплении рыбы может ритмично работать кораблей. Научные методы изучения жизни рыб дают нам некоторые рекомендации, но пока отстают от потребности производства. Остает ся практический опыт, основан ный на аналогии прошлых лет, порой интуиции, и избежать оши бок в оптимальном планировании рейса в этих условиях трудно. В противовес этому, в последнее время происходит развитие парно го соревнования в групповое, улучшение руководства промыс лом. Это несомненный успех, но далеко не полный. Настоящая статья является своего рода попыткой выяснения возможности соединитьпромы сел с математической наукойпо исследованию операций. Посколь ку , интерес капитанов в этом на правлении неизменно растет, мы предоставляем вниманию решение одного вопроса промысловой так тики — целесообразности пере движения траулера из района в район. Чтобы пояснить характер за дачи, приведем пример в условиях Баренцева моря, расчет которого приведет к методу, пригодному к любой обстановке. Траулерами обнаружен косяк рыбы, уловы за траление приносят по 2 тонны. Расстояние до косяка 30 миль. Есть ли смысл переходить трау леру, имеющему уловы около 1 тонны за каждое траление, на «большую рыбу»? Решение по ведем по двум этапам. Первый этап — грунтовые условия для траления «*в районе косяка. В промысловых лоциях вероятные величины протирания траловых мешков камнями, валу нами и от задевов трала о под водные препятствия по районам практически не пригодны для расчета из-за неполноты сведений или не приводятся совсем. В нали чии имеется промысловая радио сводка и радиосвязь с кораблями, работающими на косяке рыбы. Из радиосводки видно, что 3 трауле ра из 24 имеют протирание тра ловых мешков. Следовательно, предварительная (условная) ве роятность аварийности тралов бу дет около 0,12. На радиосовеща нии отмечено, что два траулера имели из 6 тралений по 1 аварий ному тралу, аварийность — 0,17. Окончательная вероятность ава рийности- тралов может быть нами подсчитана по известной из^тео- рии вероятности теореме Байеса: где Рі — вероятность аварий ности тралов по промысловой ра диосводке; Рг — вероятность ава рийности тралов при дальнейшем анализе грунтовых условий в районе косяка; Рі и рг — значи мость (веса) статистической ин формации. Таким образом, ава рийность тралов Рт = о , » г • о , і ? о.? оА* о,ь-ол 0 , 1 $ и л и / $ л р о и , € т і а м В прежнем месте наблюдаем Рт — 0,10 или 10 процентов. Анализ погодного прогноза. Речь идет об оценке получаемого по радио метеорологического про гноза по местным признакам, к примеру, ветер норд-ост 6— 7 баллов, местами 8 баллов на предстоящие сутки. Местные признаки погоды боль шинство капитанов используют не для предсказания погоды, а для определения синоптического про цесса, при этом имеется в виду: 1. Чем больше признаков по местным наблюдениям дают ука зание на изменение или сохране ние предстоящей погоды, тем боль ше вероятность их осуществле ния. 2. Чем медленнее изменяются явления, наблюдаемые в качестве признаков погоды, тем медленнее будет происходить изменение са мой погоды и наоборот. 3. Более точные результаты оценки прогноза погоды по мест ным признакам можно получить на ближайшие 12— 18 часов. Во всяком случае, если из 30 местных признаков ухудшения погоды осуществляется 7— 10, следует с полной вероятностью ожидать выполнения прогноза. Для Баренцева моря отмечено, что в определенные периоды года после дней с хорошей погодой в 20 слу чаях из 100 начинается шторм (ве роятность шторма Р 2 = 0 , 20 ). Ба рометр показывает на «переменно» (вероятность шторма Рз=0 ,50 ); небо покрыто слоистыми облаками без изменений (вероятность шторма Р4=0,50), морские птицы ведут себя спокойно (вероятность штор ма Рз=0,30). Значит, в нашем примере вероятность шторма по формуле полной вероятности со бытия при нескольких гипотезах и оценке (принятого заранее) радио прогноза Р і— 1,0 или 100 про центов будет направить к месту нахождения 5. В районе косяка рыбы про- внимательно следим за нараста- косяка рыбы; б) задержать в изойдет спад уловов через 12 ча- нием очередных уловов. Речь идет прежнем месте (проявить промыс- сов. В прежнем месте будет улуч- о косяке, распространенном в ловую выдержку). шение улова до 1,5 тонны (Е). 1— 2 промысловых квадратах. Гипотезы или планы-варианты. 6. В районе косяка рыбы про- Если «ядро» косяка обнаружено и 1. В районе косяка рыбы про- изойдет спад уловов через 12- ча- нарастания в уловах нет, надо изойдет спад уловов к моменту сов. В прежнем месте спад улова считать дальнейшее пополнение подхода траулера до 0,5 тонны за до 0,5 тонны за очередное трале- группы нецелесообразным. Но траление. В прежнем месте будет ние (Ж). мы отвлеклись. Вопрос о переста- стабильность уловов в 1 тон- 7. В районе косяка рыбы спад новке флота и руководства про- ну (А). уловов произойдет через сутки. В мыслом ждет своего разрешения 2. В районе косяка произойдет прежнем месте стабильная тонна Метод, применяемый для работы спад уловов до 0,5 тонны к мо- за траление (3). одного экипажа, приемлем, на наш менту подхода траулера. В преж- 8 . В районе косяка рыбы спад взгляд, и для группы судов нем месте будет увеличение уло-уловов произойдет через сутки, в Выводы ВОВ до 1,5 тонны (в непосредст-прежней месте уловы до 0,5 і . Математическое решение во- иениои близости работают кораб- тонны (Н) „ роса „ перех0, е т р а у р а из ли с поисковой техникой или по- 9. В районе косяка рыбы спад квадрата в квадрат возможно і исковик-разведчик) (В). уловов произойдет через сутки. В необходимо, с учетом расстояния, 3. Произойдет спад уловов до прежнем месте уловы до 1,5 тон- погодного пиогноза гпѵнттшт 0,5 тонны в обоих районах (С), вы (К). у З и Г м о и ^ о З іо с л к Г и “ 4. С учетом погодного фактора Количественные величины, ис- личества кораблей в районе косяка спад уловов бу-ходя из суточного режима 8 тра- 2 Имеется путь статистиче- дет через 12 часов после подхода лений и перехода на косяк и ской' обработки промысловых сво- траулера. В прежнем месте будет обратно 6 часов (в тоннах) с уче- док за прошлое время и нахожде- стильность уловов в одну тон- том грунтовых условий и нотоды ш сведем в таблицу № 1 . 7 7 7 Q c f j l U - CL 1 З а т е н и е /ІУ7CLH(jrt - Sapu ам /yftt ujlu іипогез^ б mo//иах cgrrrc i^cio Л В с 2 ) г ж 3 И /С П е р е х о д Ч,чЬ 6.ZS 3,00 6,8s 7,i s 6,so И,9 П.9 //,9 &(&держка\ 7.10 /0.3! 3,60 7.10 /0.35 Ч,5с 7,1 f lv /0 J5 р / р ^ р 3 ния зависимости количества про мышляющих кораблей от мощно* сти косяка рыбы. 3. Поисковые корабли должны располагать обследование районов с большей плотностью к работаю щему флоту. 4. Предлагаемая вниманию ма тематическая модель дает возмож ность капитану траулера произ водить полный расчет и анализ промысловой обстановки в рейсо вом донесении. Пока рейсовое до несение остается малозначащим документом. Если мы сумеем шаг нуть в этом вопросе вперед, лич- Количество планов-вариантов Ясно, принимать решения на- ігая ответственность капитана за (гипотез) можно составить беско- до с большим математическим судьбу рейса будет конкретной, нечное множество, но реально при- ожиданием. К сожалению, этими 5 . Основы промысловой такти- нимаются наиболее вероятные в величинами мы не располагаем. ки необходимо ввести в програм- конкретной обстановке. Но так или иначе разность му подготовки судоводителей в Анализ таблицы не дает отве- № —М-) обращает на себя вни- высших и средних учебных заве та на поставленный вопрос. Мы мание. Эта разность не изменит- дениях. до сих пор поставлены перед ся, если произвести соответствен- 6 . Разработка математических альтернативой; 110 вычитание произвольной кон- приемов промысловой тактики по- а) отбросить перспективу улуч- станты от величины ожидаемых служит нахождению алгоритмов шить вылов за счет косяка ры- уловов в столбцах. Что же остает- электронным вычислительным ма- бы и, оставаясь в прежнем месте, ся в таблице 1, если вычислить в шинам. Именно с помощью вы- прилагать все усилия для выло- столбцах большую величину выло- числительной техники можно наи- ва 7,2 тонны. Такая точка зрения ва? Очевидно,^ величина риска лучшим образом оценивать непре- на промысловика не производит иметь меньший вылов по сравне- рывно изменяющуюся промысло- оеобого впечатления, поскольку нию с кораблем, придерживаю- вуК) обстановку, своевременное подтягивание ко- Щимся идеальной правильной так- В. ТИШИНСКИЙ, и. ГУБА- рабля к успешно работающей тики промысла. РЕВ, капитаны тралового группе траулеров, чередующаяся Обратимся к таблице рисков. флота. тактика активных переходов и промысловая выдержка приносит настоящий успех в работе. Кроме выполнения суточного плана, необ ходимо иметь некоторый «задел» на случай шторма и других, порой непредвиденных обстоятельств. б) всякое решение в условиях неполной определенности пред ставляет выбор действий, содер жащих в себе элемент риска. Это отвечает содержанию промысловой работы. Но если рисковать, то риск должен быть меньшим. Смысл критерия минимакса рис- ков заключается в то», что капи- мум т^перваи - 4 , 1 0 т. ^ Прихененве / ? 2 а сГ'ли ца. Я. ^ 2 c u e / - /u в 8 е л и ЧИНЬ/. р и с к о в f & гонках .) л 8 С 3) г J-H 3 и /С Л е р е х . о Ъ '2,?5 -4 J -0,6 -0,35 - у о 0 о О о ° о 0 0 '2,$ - ѵ -2,5 'US Вторая строка имеет макси- Использованная литература: Рг-- Р, Р і 0.5 ♦ 0/S t 0,5)' 0;6C tx л b $ О л р с ц е н г с ы С учетом этих двух факторов продолжим расчет. Второй этап — количественный анализ и критерий решения. По скольку неизвестно, как поведет себя косяк рыбы в ближайшие сутки и далее, промысловый опыт подсказывает исследовать не сколько гипотез и определить оп тимум для каждой из них или не сколько альтернативных расчетов соответственно по нескольким пла- нам-вариантам. Будет такой расчет хорошим, зависит от опы та капитана, но, видимо, он обя зан принять лучший вариант и нацелить на его выполнение весь экипаж. Какие же гипотезы и аль тернативы нужно перебрать. Траулер можно: а) сразу же .......... ...........................’ »— Мишшіѵг* пнекд __ 1 1 0 топни 1- применение математики в тан траулера, не имея точной ин- минимакс риска 4 , іи тонны. „К0Н0МИЧР(,КИХ исследованиях Из- йопмании о лостовешюсти свей- Нужно придерживаться тактики экономических исследованиях, из Формации о достоверности свер^ J £ «гпгякя TTn птш дательство социально-экономиче- шения в будущем из ряда событии перехода в район косяка, до при - лнігрпятѵп, т 19^4 (гипотез) одного, соблюдает прин- каком условии? Принятый для «кои литературы. Москва, 1959 цип меньшего риска пролова. расчета траулер должен непремен- '' Q Обратимся к теоретической но быть <<навеДен>> на косяк Ры_ 2- Г‘ ЧеРн0В« Л- Мозес- Элемен- стоооне вопооса Если бы в со- бы другим к °Раблем- Надежное тарная теория статистических ре- ставленной нами таблице была из- обеспечение этого можно достиг- шении. Издательство «Советское в ™ величина ІепоУтаосга вА нуть слаженным парно-групповым радио». Москва, 1962 год. рВ, рС, ...рК, тогда математическое соревнованием в условиях ви- 3. Справочник по местным при- пжиланий от Т 1 РПВ 0 Й ртпоки табли- 3 Уалі>нои видимости. Это немало- знакам погоды по А. Ф. Дюбюк, ц” ч” ь п Г формуле * ” ор. Гидроиетиздат. 1943 год. _ Однако все дело обстояло благо- 4. Исследование операции на получно без учета фактора — ко- практике. Перевод с английского й личества кораблей на косяке ры- французского, Военное издатель- бы и возможного пополнения ство Министерства Обороны. £ a s* района. Москва, 1962 год. Р С < - . - Д - * Р к Л і Имея для анализа группу в 24 5. Е. С.^Вентцель. Теория ве- корабля, мы уже критически от- роятностей. Физматиздат. Москва, носимся к перспективе пополне- 1962 год. ния района другими судами. Во б. С. Гасс. Линейное програм- всяком случае, исходя из мини- мирование. Физматгиз. Москва, макса рисков, нужно перебрать ^961 год. корабли, находящиеся в расстоя- „ _ ' „ „ . нии 40 миль и ближе к косяку Я. П. Герчук. Проблемы оп- рыбы. Все они, надо предполагать, тимального планирования, зко- f х л придерживаются нашей точки зре- номиздат. 1961 год. * Р іС А з ния. Таких кораблей насчитываем 20. От перехода в группу на ко- «РЫБНЫЙ МУРМАН» м , : р а Ѵ рв в а от второй М г Р л А +Рв8г сяке пока воздерживаемся, но 19 декабря 1963 г. 3 стр..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz