Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.

Поиски оіггимальиого решении в условиях промысла Увеличение флота, освоение новых районов, резкие колебания промысловой обстановки застав­ ляют искать .надежные методы выбора капитаном траулера так­ тического решения в условиях неопределенности. Это не частный вопрос, скорее всего, проблема, решение которой усилиями работ­ ников флота и учеными, надо на­ деяться, приведет к более полно­ му использованию предостав­ ленных средств и достижению по­ ставленных перед флотом задач. С другой стороны, поставлен­ ная на научную основу промыс­ ловая тактика, находящаяся сей­ час в тисках описательного мето­ да, будет служить лучшей подго­ товке промысловых капитанов. На наш взгляд, именно в ней фокуси­ руются специальная подготовка капитана и штурмана, уровень освоения рыбопоисковой техники, знания районов промысла и эко­ номические знания. Сложность промысла заключает­ ся в том, что весьма трудно предвидеть: где, когда, как дол­ го в определенном месте задер­ жится обнаруженный косяк ры­ бы, сколько на этом скоплении рыбы может ритмично работать кораблей. Научные методы изучения жизни рыб дают нам некоторые рекомендации, но пока отстают от потребности производства. Остает­ ся практический опыт, основан­ ный на аналогии прошлых лет, порой интуиции, и избежать оши­ бок в оптимальном планировании рейса в этих условиях трудно. В противовес этому, в последнее время происходит развитие парно­ го соревнования в групповое, улучшение руководства промыс­ лом. Это несомненный успех, но далеко не полный. Настоящая статья является своего рода попыткой выяснения возможности соединитьпромы­ сел с математической наукойпо исследованию операций. Посколь­ ку , интерес капитанов в этом на­ правлении неизменно растет, мы предоставляем вниманию решение одного вопроса промысловой так­ тики — целесообразности пере­ движения траулера из района в район. Чтобы пояснить характер за­ дачи, приведем пример в условиях Баренцева моря, расчет которого приведет к методу, пригодному к любой обстановке. Траулерами обнаружен косяк рыбы, уловы за траление приносят по 2 тонны. Расстояние до косяка 30 миль. Есть ли смысл переходить трау­ леру, имеющему уловы около 1 тонны за каждое траление, на «большую рыбу»? Решение по­ ведем по двум этапам. Первый этап — грунтовые условия для траления «*в районе косяка. В промысловых лоциях вероятные величины протирания траловых мешков камнями, валу­ нами и от задевов трала о под­ водные препятствия по районам практически не пригодны для расчета из-за неполноты сведений или не приводятся совсем. В нали­ чии имеется промысловая радио­ сводка и радиосвязь с кораблями, работающими на косяке рыбы. Из радиосводки видно, что 3 трауле­ ра из 24 имеют протирание тра­ ловых мешков. Следовательно, предварительная (условная) ве­ роятность аварийности тралов бу­ дет около 0,12. На радиосовеща­ нии отмечено, что два траулера имели из 6 тралений по 1 аварий­ ному тралу, аварийность — 0,17. Окончательная вероятность ава­ рийности- тралов может быть нами подсчитана по известной из^тео- рии вероятности теореме Байеса: где Рі — вероятность аварий­ ности тралов по промысловой ра­ диосводке; Рг — вероятность ава­ рийности тралов при дальнейшем анализе грунтовых условий в районе косяка; Рі и рг — значи­ мость (веса) статистической ин­ формации. Таким образом, ава­ рийность тралов Рт = о , » г • о , і ? о.? оА* о,ь-ол 0 , 1 $ и л и / $ л р о и , € т і а м В прежнем месте наблюдаем Рт — 0,10 или 10 процентов. Анализ погодного прогноза. Речь идет об оценке получаемого по радио метеорологического про­ гноза по местным признакам, к примеру, ветер норд-ост 6— 7 баллов, местами 8 баллов на предстоящие сутки. Местные признаки погоды боль­ шинство капитанов используют не для предсказания погоды, а для определения синоптического про­ цесса, при этом имеется в виду: 1. Чем больше признаков по местным наблюдениям дают ука­ зание на изменение или сохране­ ние предстоящей погоды, тем боль­ ше вероятность их осуществле­ ния. 2. Чем медленнее изменяются явления, наблюдаемые в качестве признаков погоды, тем медленнее будет происходить изменение са­ мой погоды и наоборот. 3. Более точные результаты оценки прогноза погоды по мест­ ным признакам можно получить на ближайшие 12— 18 часов. Во всяком случае, если из 30 местных признаков ухудшения погоды осуществляется 7— 10, следует с полной вероятностью ожидать выполнения прогноза. Для Баренцева моря отмечено, что в определенные периоды года после дней с хорошей погодой в 20 слу­ чаях из 100 начинается шторм (ве­ роятность шторма Р 2 = 0 , 20 ). Ба­ рометр показывает на «переменно» (вероятность шторма Рз=0 ,50 ); небо покрыто слоистыми облаками без изменений (вероятность шторма Р4=0,50), морские птицы ведут себя спокойно (вероятность штор­ ма Рз=0,30). Значит, в нашем примере вероятность шторма по формуле полной вероятности со­ бытия при нескольких гипотезах и оценке (принятого заранее) радио­ прогноза Р і— 1,0 или 100 про­ центов будет направить к месту нахождения 5. В районе косяка рыбы про- внимательно следим за нараста- косяка рыбы; б) задержать в изойдет спад уловов через 12 ча- нием очередных уловов. Речь идет прежнем месте (проявить промыс- сов. В прежнем месте будет улуч- о косяке, распространенном в ловую выдержку). шение улова до 1,5 тонны (Е). 1— 2 промысловых квадратах. Гипотезы или планы-варианты. 6. В районе косяка рыбы про- Если «ядро» косяка обнаружено и 1. В районе косяка рыбы про- изойдет спад уловов через 12- ча- нарастания в уловах нет, надо изойдет спад уловов к моменту сов. В прежнем месте спад улова считать дальнейшее пополнение подхода траулера до 0,5 тонны за до 0,5 тонны за очередное трале- группы нецелесообразным. Но траление. В прежнем месте будет ние (Ж). мы отвлеклись. Вопрос о переста- стабильность уловов в 1 тон- 7. В районе косяка рыбы спад новке флота и руководства про- ну (А). уловов произойдет через сутки. В мыслом ждет своего разрешения 2. В районе косяка произойдет прежнем месте стабильная тонна Метод, применяемый для работы спад уловов до 0,5 тонны к мо- за траление (3). одного экипажа, приемлем, на наш менту подхода траулера. В преж- 8 . В районе косяка рыбы спад взгляд, и для группы судов нем месте будет увеличение уло-уловов произойдет через сутки, в Выводы ВОВ до 1,5 тонны (в непосредст-прежней месте уловы до 0,5 і . Математическое решение во- иениои близости работают кораб- тонны (Н) „ роса „ перех0, е т р а у р а из ли с поисковой техникой или по- 9. В районе косяка рыбы спад квадрата в квадрат возможно і исковик-разведчик) (В). уловов произойдет через сутки. В необходимо, с учетом расстояния, 3. Произойдет спад уловов до прежнем месте уловы до 1,5 тон- погодного пиогноза гпѵнттшт 0,5 тонны в обоих районах (С), вы (К). у З и Г м о и ^ о З іо с л к Г и “ 4. С учетом погодного фактора Количественные величины, ис- личества кораблей в районе косяка спад уловов бу-ходя из суточного режима 8 тра- 2 Имеется путь статистиче- дет через 12 часов после подхода лений и перехода на косяк и ской' обработки промысловых сво- траулера. В прежнем месте будет обратно 6 часов (в тоннах) с уче- док за прошлое время и нахожде- стильность уловов в одну тон- том грунтовых условий и нотоды ш сведем в таблицу № 1 . 7 7 7 Q c f j l U - CL 1 З а т е н и е /ІУ7CLH(jrt - Sapu ам /yftt ujlu іипогез^ б mo//иах cgrrrc i^cio Л В с 2 ) г ж 3 И /С П е р е х о д Ч,чЬ 6.ZS 3,00 6,8s 7,i s 6,so И,9 П.9 //,9 &(&держка\ 7.10 /0.3! 3,60 7.10 /0.35 Ч,5с 7,1 f lv /0 J5 р / р ^ р 3 ния зависимости количества про­ мышляющих кораблей от мощно* сти косяка рыбы. 3. Поисковые корабли должны располагать обследование районов с большей плотностью к работаю­ щему флоту. 4. Предлагаемая вниманию ма­ тематическая модель дает возмож­ ность капитану траулера произ­ водить полный расчет и анализ промысловой обстановки в рейсо­ вом донесении. Пока рейсовое до­ несение остается малозначащим документом. Если мы сумеем шаг­ нуть в этом вопросе вперед, лич- Количество планов-вариантов Ясно, принимать решения на- ігая ответственность капитана за (гипотез) можно составить беско- до с большим математическим судьбу рейса будет конкретной, нечное множество, но реально при- ожиданием. К сожалению, этими 5 . Основы промысловой такти- нимаются наиболее вероятные в величинами мы не располагаем. ки необходимо ввести в програм- конкретной обстановке. Но так или иначе разность му подготовки судоводителей в Анализ таблицы не дает отве- № —М-) обращает на себя вни- высших и средних учебных заве­ та на поставленный вопрос. Мы мание. Эта разность не изменит- дениях. до сих пор поставлены перед ся, если произвести соответствен- 6 . Разработка математических альтернативой; 110 вычитание произвольной кон- приемов промысловой тактики по- а) отбросить перспективу улуч- станты от величины ожидаемых служит нахождению алгоритмов шить вылов за счет косяка ры- уловов в столбцах. Что же остает- электронным вычислительным ма- бы и, оставаясь в прежнем месте, ся в таблице 1, если вычислить в шинам. Именно с помощью вы- прилагать все усилия для выло- столбцах большую величину выло- числительной техники можно наи- ва 7,2 тонны. Такая точка зрения ва? Очевидно,^ величина риска лучшим образом оценивать непре- на промысловика не производит иметь меньший вылов по сравне- рывно изменяющуюся промысло- оеобого впечатления, поскольку нию с кораблем, придерживаю- вуК) обстановку, своевременное подтягивание ко- Щимся идеальной правильной так- В. ТИШИНСКИЙ, и. ГУБА- рабля к успешно работающей тики промысла. РЕВ, капитаны тралового группе траулеров, чередующаяся Обратимся к таблице рисков. флота. тактика активных переходов и промысловая выдержка приносит настоящий успех в работе. Кроме выполнения суточного плана, необ­ ходимо иметь некоторый «задел» на случай шторма и других, порой непредвиденных обстоятельств. б) всякое решение в условиях неполной определенности пред­ ставляет выбор действий, содер­ жащих в себе элемент риска. Это отвечает содержанию промысловой работы. Но если рисковать, то риск должен быть меньшим. Смысл критерия минимакса рис- ков заключается в то», что капи- мум т^перваи - 4 , 1 0 т. ^ Прихененве / ? 2 а сГ'ли ца. Я. ^ 2 c u e / - /u в 8 е л и ЧИНЬ/. р и с к о в f & гонках .) л 8 С 3) г J-H 3 и /С Л е р е х . о Ъ '2,?5 -4 J -0,6 -0,35 - у о 0 о О о ° о 0 0 '2,$ - ѵ -2,5 'US Вторая строка имеет макси- Использованная литература: Рг-- Р, Р і 0.5 ♦ 0/S t 0,5)' 0;6C tx л b $ О л р с ц е н г с ы С учетом этих двух факторов продолжим расчет. Второй этап — количественный анализ и критерий решения. По­ скольку неизвестно, как поведет себя косяк рыбы в ближайшие сутки и далее, промысловый опыт подсказывает исследовать не­ сколько гипотез и определить оп­ тимум для каждой из них или не­ сколько альтернативных расчетов соответственно по нескольким пла- нам-вариантам. Будет такой расчет хорошим, зависит от опы­ та капитана, но, видимо, он обя­ зан принять лучший вариант и нацелить на его выполнение весь экипаж. Какие же гипотезы и аль­ тернативы нужно перебрать. Траулер можно: а) сразу же .......... ...........................’ »— Мишшіѵг* пнекд __ 1 1 0 топни 1- применение математики в тан траулера, не имея точной ин- минимакс риска 4 , іи тонны. „К0Н0МИЧР(,КИХ исследованиях Из- йопмании о лостовешюсти свей- Нужно придерживаться тактики экономических исследованиях, из Формации о достоверности свер^ J £ «гпгякя TTn птш дательство социально-экономиче- шения в будущем из ряда событии перехода в район косяка, до при - лнігрпятѵп, т 19^4 (гипотез) одного, соблюдает прин- каком условии? Принятый для «кои литературы. Москва, 1959 цип меньшего риска пролова. расчета траулер должен непремен- '' Q Обратимся к теоретической но быть <<навеДен>> на косяк Ры_ 2- Г‘ ЧеРн0В« Л- Мозес- Элемен- стоооне вопооса Если бы в со- бы другим к °Раблем- Надежное тарная теория статистических ре- ставленной нами таблице была из- обеспечение этого можно достиг- шении. Издательство «Советское в ™ величина ІепоУтаосга вА нуть слаженным парно-групповым радио». Москва, 1962 год. рВ, рС, ...рК, тогда математическое соревнованием в условиях ви- 3. Справочник по местным при- пжиланий от Т 1 РПВ 0 Й ртпоки табли- 3 Уалі>нои видимости. Это немало- знакам погоды по А. Ф. Дюбюк, ц” ч” ь п Г формуле * ” ор. Гидроиетиздат. 1943 год. _ Однако все дело обстояло благо- 4. Исследование операции на получно без учета фактора — ко- практике. Перевод с английского й личества кораблей на косяке ры- французского, Военное издатель- бы и возможного пополнения ство Министерства Обороны. £ a s* района. Москва, 1962 год. Р С < - . - Д - * Р к Л і Имея для анализа группу в 24 5. Е. С.^Вентцель. Теория ве- корабля, мы уже критически от- роятностей. Физматиздат. Москва, носимся к перспективе пополне- 1962 год. ния района другими судами. Во б. С. Гасс. Линейное програм- всяком случае, исходя из мини- мирование. Физматгиз. Москва, макса рисков, нужно перебрать ^961 год. корабли, находящиеся в расстоя- „ _ ' „ „ . нии 40 миль и ближе к косяку Я. П. Герчук. Проблемы оп- рыбы. Все они, надо предполагать, тимального планирования, зко- f х л придерживаются нашей точки зре- номиздат. 1961 год. * Р іС А з ния. Таких кораблей насчитываем 20. От перехода в группу на ко- «РЫБНЫЙ МУРМАН» м , : р а Ѵ рв в а от второй М г Р л А +Рв8г сяке пока воздерживаемся, но 19 декабря 1963 г. 3 стр..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz