Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.
mnm ф ттш 1 Над морем пронесся вздох ветерка, и по бескрайнему про стору водной глади пробежала едва заметная рябь. На гори зонте крошечными точками чер неют рыболовные боты. Это вы шел на лов хамсы колхозный флот. За рулем одного из ботов — рослый подросток. У школьни ка Вити Лагозинского летние каникулы, и он решил помочь родному колхозу. Его взгляд устремлен за край горизонта, куда уходят дымки парохода. — О чем задумался, .племян ник, — обращается к нему ры бак с загорелым, обветренным лицом. — Хочу туда, дальше в мо ре, — признается Виктор. — Заканчивай школу. К это му времени колхоз получит сей неры, тогда мы и вырвемся с Азовского моря на черномор ские просторы... А сейчас правь к крайнему боту, пора начинать лов. Умолчал тогда Виктор о сво ей большой юношеской мечте — рыбачить в океанских водах. ^ После окончания школы еще т два года ловил он со своими ■ земляками хамсу, кильку. А где-то в душе затаилось страст ное желание познать океан. Вот почему на вопрос при зывной комиссии военкомата, где он желает служить, Виктор твердо ответил: — На флоте! Дружная семья военных мо ряков на Севере, куда попал Виктор после учебного отряда, была для" него школой морской закалки и формирования харак тера. За четыре года службы во многих походах участвовал старший матрос Виктор Лаго- зинский. Многое изменилось в рыбац ком приазовском поселке Ши рокий за годы военной службы Виктора. Вместо ботов у при чала выстроился лес мачт со временных рыболовных судов. — Скоро и мы в океан вый дем, — с гордостью заявил председатель колхоза, — так что после домобилизацин ждем домой. — Спасибо за приглашение, ко я решил остаться на Севе ре, —^ответил Виктор. В 1958 году Виктор посту- ■ пил в Мурманский траловый ■ флот. За сравнительно корот-■ кий срок он стал мастером по ■ добыче. Свободное от работы ■ время проводил за учебниками, ■ готовясь стать судоводителем. ■ Год тому назад он стал кур- ■ сайтом ШУКСа. И здесь в пол- ■ ной мере сказалось его страст- ■ ное желание стать квалифици- ■ рованным штурманом. За год ■ учебы не было случая, чтобы ■ курсант Лагозннский пропустил ■ занятия. Его назначили старо- ■ стой группы. С первых же дней ■ учебы он стал сколачивать ак- ■ тив группы, в который вошли ■ коммунисты А. Шаповалов, В. ■ Гарифулин, профсоюзные акти- ■ вцсты Н. Занков и В. Кичигин. ■ Выяснилось, что некоторые кур- ■ сайты нспрочь были выпить со ■ старостой чарку. Виктор повел ■ при поддержке актива непри- ■ миримую борьбу с любителями ■ спиртного. Не все правильно поняли п о -■ вышенную строгость старосты, ■ но Виктор не заботился о деше- ■ вом авторитете. Одного люби- ■ теля выпить он вытащил на ■ групповое собрание, и тому здо- ■ рово досталось. О схудожест- ■ вах» другого рассказал в замет- ■ ке, которую написал для обще- ■ школьной газеты. Как правило, Виктор прихо- ■ дит в школу за час до начала ■ занятий, чѴобы еще раз повто- ■ рить материал или просмотреть ■ электросхему. Много времени ■ курсант уделяет отстающим. J Василий Казаков имел по на- ■ вигации неудовлетворитель- ■ ные оценки. И Виктор решил ■ помочь товарищу. Целые ве- ■ чера проводил он в общежи- ■ тии, занимаясь с Казаковым. ■ Упорные совместные занятия ■ принесли результаты — конт- ■ рольную прокладку Василий ■ Казаков сделал на схорошо». Сейчас у курсанта Лагозин- ■ ского — экзаменационная пора. ■ Пройдет немного времени, и п о ; просторам океана поведет ко- ■ рабль штурман Виктор Михай- ■ лович Лагозннский. Сбывается ■ юношеская мечта, которую со- J ветская действительность сдела- ■ ла явью. В. БАБУРО, курсант ШУКСа. Достижение в интересах обще ства наибольших результатов при наименьших затратах является непреложным законом нашей эко номики. Учиться хозяйствовать, считать деньги, рационально ис пользовать труд и оборудование — такова насущная задача, решать которую обязаны все — от коман дира производства до рядового ра ботника. Итоги девятимесячной работы тралового флота показывают, что умело хозяйствовать в коллективе могут еще далеко не многие. Толь ко одни непроизводительные рас ходы за этот период составили 104 тысячи рублей. Для тех, кто еще считает в старом масштабе цен, скажем — один миллион со рок тысяч рублей выброшено иа ветер. Кое-кто из работников управле ния пытается оправдать убытки условиями работы предприятия. Находятся люди, которые заявляют — стоит ли говорить об этом, флот дает большую прибыль и сто четыре тысячи по сравнению с ней малая величина. Подобные разговоры — не что иное, как попытка уйти от ответ ственности, скрыть бездеятель ность, равнодушие, халатность, которым должен быть положен конец. Анализ непроизводитель ных расходов показывает, что аб солютного большинства их можно было бы избежать. За простой рабочих траловый флот уплатил рыбному порту 25781 рубль. В договоре преду сматривается, что порт ежедневно выделяет рабочую силу для обра ботки промысловых судов в опре деленном количестве. Разве можно строить работу на такой основе, Корабль—второй дои моряка Для моряков корабль — вто рой дом. Каковы же там условия, хоро шо ли, удобно ли моряку в каюте? Мы побывали на некоторых су дах. Многие из них в отличном санитарном состоянии. В жилых и подсобных помещениях ежеднев но производится влажная уборка, своевременно меняется постель ное белье. Так, на траулерах «Каунас», «Шиака», «Шелонь», «Гатчина», «Капитан Демидов» и других в течение всего года санитарное со стояние оценено на «хорошо» и «отлично». Старательные люди ра ботают на этих судах и прояв ляют большую заботу друг о дру ге, каждый член экипажа береж но относится к судну и являет ся настоящим его хозяином. К сожалению, имеются на фло- j те и такие суда, команды которых не особенно любят следить за по рядком. На траулерах «Гурьев», «Куйбышев», «Пеликан», «Урал», «Нива», «Несь» грязно, уборка производится редко. Условия работы на флоте оди наково трудные. Но при желании и радивом отношении можно и нужно навести должный санитар ный порядок на всех судах и по стоянно его поддерживать. г Капитанам, помполитам судов необходимо больше уделять вни мания санитарно-техническому состоянию, а также заботиться об улучшении бытовых уеловий ры баков. Хорошо бы организовать соревнование между кораблями на лучшее судно по чистоте. В. МИХАЙЛОВА, санитарный врач отдела санслужбы главного управ ления «Севрыба». Изо дня в день высоких произ водственных показателей добивает ся смена рыбокомбината, руково димая мастером Н. А. Баскако вой. Фото И. Ящерицына. когда траулеры приходят в порт неравномерно? Конечно, нельзя. Вот и получается, что нужно и не нужно, а порт ежедневно выстав ляет определенное количество бригад и за простой взыскивает штраф. В договоре на 1964 год надо изменить этот порядок. Ведь служба эксплуатации заранее знает о подходе судов. С учетом этого надо и планировать исполь зование рабочей силы рыбного порта. Руководство флота, капитанов траулеров должна заставить заду маться и такая цифра. За досроч ную обработку судов рыбному порту уплачено в январе — сен тябре 152.914 рублей. Безуслов но, следует поощрять портовых рабочих, но только в тех случаях, когда они этого заслуживают. А в практике нередко случается так, что вахтенные штурманы подписы вают документы, где фактические сроки окончания выгрузки не со ответствуют сделанной записи. При этом добренький штурман рассуж дает примерно так — не стоит дружбу терять, к тому же деньги- то государственные. Надо выводить на чистую воду таких командиров и взыскивать с них излишне уплаченные сум мы. Тогда они быстрее поймут, какой вред наносится государству. Ведь в результате их «доброты» создается неправильное представ ление о работе порта, искусствен но повышается производительность труда и т. п. 1093 рубля уплачено штрафов за простои автотранспорта, за не правильное оформление путевых листов и товаро-транспортных на кладных. И это в то время, когда то и дело слышишь — «не хва тает автомашин», «автобаза глав ка «Севрыба» не полностью удов летворяет заявки». Не изжиты приписки в путе вых листах. Можно с уверенно стью сказать, что в каждом деся том из них завышен объем пере везенного груза или расстояние. За все это приходится расплачи ваться траловому флоту. И хотя подобные переплаты не считаются непроизводительными расходами, на самом деле это именно такие расходы (скрытые за подписью «ответственного» ли ца и печатями). Бухгалтерия тралового флота может привести порядочное число разного рода приписок. Вот, на пример, путевой лист >5 54759 автомашины ЗИЛ-151. Если ве рить записи, то получается — за две ездки по маршруту порт— Абрам-мыс шофер доставил 8 тонн пенопласта. Какой же кузов надо иметь на н о с т и машине, чтобы перевезти етольхф легкого материала(?!). Но в «правильности» выполненной ра боты, а точнее — в бесхозяйст венности расписался заместитель начальника отдела снабжения тра лового флота тов. Акимов. Если верить путевому листу № 58824, то на ЗИЛ-150 можно перевезти за три рейса 12 тонн буев и бочек для них. А вот путевой лист № 68077. В день работы водитель перевозил трос с 28 причала на корабли, находящиеся в порту у других причалов. А чья-то добрая рука (подпись неразборчива) заверила, Зто трос доставлялся со склада, расположенного на Кильдипском шоссе. Народным контролерам в во просах организации работы транспорта есть где приложить руки. И будет очень хорошо, если они проведут в течение года де сяток — другой рейдов, выявят и помогут устранять недостатки. На 32399 рублей предъявил регрессных исков управлению флота базовый комитет профсоюза по производственным травмам, ко торые произошли на судах по вине отдельных должностных лиц. Но, к сожалению, довольно часто сум мы по регрессным-искам не отно сятся на виновных лиц. Так, на пример, из 115 случаев производ ственных травм только в 17 слу чаях виновники были привлечены к материальной ответственности. В управлении флота произошел и такой случай. В феврале в об щий отдел поступил договор на поставку четырех маслосепара- торов. Этот документ был утерян. Обратились на завод-постав щик с просьбой выслать договор вторично. В апреле договор был заключен, но за задержку в офор млении тралфлот уплатил 250 руб лей штрафа. Этот, на первый взгляд незна чительный, факт свидетельствует о недостатках в постановке дело производства в АХО, о том, что сотрудники этого отдела далеки от экономики. Нет необходимости расшифро вывать другие статьи непроизво дительных расходов. Все они — результат халатности, небрежно сти, злоупотребления служебным положением и в меньшей степени происходят по неграмотности или незнанию дела. Надо усилить вос питательную, экономическую ра боту, а со злостными нарушителя ми поступать по принципу «клин выбивают клином». Проявил «доб роту» за счет государства — за плати личные деньги. Все другие меры в данном случае не принесут должного эффекта. Сноваобочках и снова ошкантах Обстановка на промысле в Нор вежском море благоприятствует успешной работе. Рыбаки Север ного бассейна добывают в послед нее время по 9— 11 тысяч цент неров сельди в сутки. Естествен но, это вызывает большой расход тары — до десяти тысяч бочек ежедневно. Сможет ли лесотарный комби нат в оставшиеся дни декабря обеспечить потребность флотов в бочках? Определенный ответ на этот вопрос получить трудно. А положение очень тревожное. Согласно годовой заявке «Мур- мансельди», бондарный завод дол жен поставить в четвертом квар тале 475 тысяч бочек. В октяб ре, учитывая намечающееся улуч шение обстановки, заявка на но ябрь — декабрь была увеличена. Руководители сельдяного флота просили изготовить только в эти два месяца 377 тысяч бочек (из них в декабре 185 тысяч штук). Но товарищи из производственно го отдела главка и комбината по считали это излишним. И вот сей час над флотами нависла угроза нехватки тары. На складах лесотарного комби ната имеется в наличии бочек только для снабжения одной крупнотоннажной базы. Скоро в порт придет плавбаза «Атланти ка». Чтобы не оставить экипажи СРТ без тары, на нее надо погру зить 50 тысяч бочек. Это озна чает, что бондарный завод должен ежесуточно выпускать 7— 7,5 ты сячи бочек с тем, чтобы не за держать отход корабля, так необ ходимого сейчас на'нромысле. На вторую половину месяца планируется дополнительная от правка плавбаз в море. В распо ряжение «Мурмансельди» наме чено выделить плавбазы «Деж нев» и «Леваневский». Это озна чает, что декабрьская потребность в таре составит 230 тысяч бочек. Необходимо принять все меры и увеличениюпроизводства тары с Уем, чтобы дать возможность ры- банам взять в декабре мансималь- но возможное ноличеетво сельди м успешно начать работу в новом ГОДУ. * - * Думается, что руководителям, ответственным за снабжение фло тов тарой, следует сделать долж ные выводы — надо всегда быть в постоянной готовности, свое временно создавать запасы тары. Еще более неприглядное поло жение сложилось со шкантами. В декабре их потребуется примерно полмиллиона, а «Мурмансельдь» имеет в наличии всего 150 тысяч штук. В июле прошлого года в «Рыб ном Мурмане» была опубликована корреспонденция «0 маленькой * пробке и большой волоките». В ней говорилось о ненормальном положении с обеспечением «Мур мансельди» шкантами, о том, что надо Наладить их производство на бондарном заводе, чтобы завод выпускал тару в комплекте... Но никто из руководителей больших и малых к этому сигна лу не прислушался. Представим себе на минуту та кой случай. Пришел в магазин «Одежда» начальник производст венного отдела главка тов. Дани лов. S если бы ему предложили костюм, у которого не было под кладки или пуговиц, то он, на верняка, возмутился бы. А вот на что бочки изготовляются в Мурманске, а шканты до сих пор доставляются из Ленинграда, тов. Данилов взирает спокойно. Правда, незначительное коли чество шкантов стало поступать с лесоперерабатывающих предприя тий области, но качество их очень низкое — до тридцати процен тов брака. В бассейновой газете в июле этого года ставился вопрос об ор ганизации выпуска бочек с одним шкантовым отверстием. Это позво лило бы сократить расход шкан тов на полтора миллиона штук в год, сэкономить 350 кубометров леса, около 40 тысяч рублей. В своем ответе редакции глав ный инженер лесотарного комби ната тов. Кандрашов писал, чтО это дело хорошее, оно будет осу ществлено после внедрения бес— паровой эмалировки. Но до сих пор эмалировка бо чек через одно отверстие не освоена. Промысловики Северного бас сейна ждут от вас, товарищи ру ководители, действенной помощи. Ведь в принимаемые резолюции, постановления сельдь не поло жишь, бумагой и обещаниями бочки не закупоришь. «РЫБНЫЙ МУРМАНэ 14 декабря 1963 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz