Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.

mnm ф ттш 1 Над морем пронесся вздох ветерка, и по бескрайнему про­ стору водной глади пробежала едва заметная рябь. На гори­ зонте крошечными точками чер­ неют рыболовные боты. Это вы­ шел на лов хамсы колхозный флот. За рулем одного из ботов — рослый подросток. У школьни­ ка Вити Лагозинского летние каникулы, и он решил помочь родному колхозу. Его взгляд устремлен за край горизонта, куда уходят дымки парохода. — О чем задумался, .племян­ ник, — обращается к нему ры­ бак с загорелым, обветренным лицом. — Хочу туда, дальше в мо­ ре, — признается Виктор. — Заканчивай школу. К это­ му времени колхоз получит сей­ неры, тогда мы и вырвемся с Азовского моря на черномор­ ские просторы... А сейчас правь к крайнему боту, пора начинать лов. Умолчал тогда Виктор о сво­ ей большой юношеской мечте — рыбачить в океанских водах. ^ После окончания школы еще т два года ловил он со своими ■ земляками хамсу, кильку. А где-то в душе затаилось страст­ ное желание познать океан. Вот почему на вопрос при­ зывной комиссии военкомата, где он желает служить, Виктор твердо ответил: — На флоте! Дружная семья военных мо­ ряков на Севере, куда попал Виктор после учебного отряда, была для" него школой морской закалки и формирования харак­ тера. За четыре года службы во многих походах участвовал старший матрос Виктор Лаго- зинский. Многое изменилось в рыбац­ ком приазовском поселке Ши­ рокий за годы военной службы Виктора. Вместо ботов у при­ чала выстроился лес мачт со­ временных рыболовных судов. — Скоро и мы в океан вый­ дем, — с гордостью заявил председатель колхоза, — так что после домобилизацин ждем домой. — Спасибо за приглашение, ко я решил остаться на Севе­ ре, —^ответил Виктор. В 1958 году Виктор посту- ■ пил в Мурманский траловый ■ флот. За сравнительно корот-■ кий срок он стал мастером по ■ добыче. Свободное от работы ■ время проводил за учебниками, ■ готовясь стать судоводителем. ■ Год тому назад он стал кур- ■ сайтом ШУКСа. И здесь в пол- ■ ной мере сказалось его страст- ■ ное желание стать квалифици- ■ рованным штурманом. За год ■ учебы не было случая, чтобы ■ курсант Лагозннский пропустил ■ занятия. Его назначили старо- ■ стой группы. С первых же дней ■ учебы он стал сколачивать ак- ■ тив группы, в который вошли ■ коммунисты А. Шаповалов, В. ■ Гарифулин, профсоюзные акти- ■ вцсты Н. Занков и В. Кичигин. ■ Выяснилось, что некоторые кур- ■ сайты нспрочь были выпить со ■ старостой чарку. Виктор повел ■ при поддержке актива непри- ■ миримую борьбу с любителями ■ спиртного. Не все правильно поняли п о -■ вышенную строгость старосты, ■ но Виктор не заботился о деше- ■ вом авторитете. Одного люби- ■ теля выпить он вытащил на ■ групповое собрание, и тому здо- ■ рово досталось. О схудожест- ■ вах» другого рассказал в замет- ■ ке, которую написал для обще- ■ школьной газеты. Как правило, Виктор прихо- ■ дит в школу за час до начала ■ занятий, чѴобы еще раз повто- ■ рить материал или просмотреть ■ электросхему. Много времени ■ курсант уделяет отстающим. J Василий Казаков имел по на- ■ вигации неудовлетворитель- ■ ные оценки. И Виктор решил ■ помочь товарищу. Целые ве- ■ чера проводил он в общежи- ■ тии, занимаясь с Казаковым. ■ Упорные совместные занятия ■ принесли результаты — конт- ■ рольную прокладку Василий ■ Казаков сделал на схорошо». Сейчас у курсанта Лагозин- ■ ского — экзаменационная пора. ■ Пройдет немного времени, и п о ; просторам океана поведет ко- ■ рабль штурман Виктор Михай- ■ лович Лагозннский. Сбывается ■ юношеская мечта, которую со- J ветская действительность сдела- ■ ла явью. В. БАБУРО, курсант ШУКСа. Достижение в интересах обще­ ства наибольших результатов при наименьших затратах является непреложным законом нашей эко­ номики. Учиться хозяйствовать, считать деньги, рационально ис­ пользовать труд и оборудование — такова насущная задача, решать которую обязаны все — от коман­ дира производства до рядового ра­ ботника. Итоги девятимесячной работы тралового флота показывают, что умело хозяйствовать в коллективе могут еще далеко не многие. Толь­ ко одни непроизводительные рас­ ходы за этот период составили 104 тысячи рублей. Для тех, кто еще считает в старом масштабе цен, скажем — один миллион со­ рок тысяч рублей выброшено иа ветер. Кое-кто из работников управле­ ния пытается оправдать убытки условиями работы предприятия. Находятся люди, которые заявляют — стоит ли говорить об этом, флот дает большую прибыль и сто четыре тысячи по сравнению с ней малая величина. Подобные разговоры — не что иное, как попытка уйти от ответ­ ственности, скрыть бездеятель­ ность, равнодушие, халатность, которым должен быть положен конец. Анализ непроизводитель­ ных расходов показывает, что аб­ солютного большинства их можно было бы избежать. За простой рабочих траловый флот уплатил рыбному порту 25781 рубль. В договоре преду­ сматривается, что порт ежедневно выделяет рабочую силу для обра­ ботки промысловых судов в опре­ деленном количестве. Разве можно строить работу на такой основе, Корабль—второй дои моряка Для моряков корабль — вто­ рой дом. Каковы же там условия, хоро­ шо ли, удобно ли моряку в каюте? Мы побывали на некоторых су­ дах. Многие из них в отличном санитарном состоянии. В жилых и подсобных помещениях ежеднев­ но производится влажная уборка, своевременно меняется постель­ ное белье. Так, на траулерах «Каунас», «Шиака», «Шелонь», «Гатчина», «Капитан Демидов» и других в течение всего года санитарное со­ стояние оценено на «хорошо» и «отлично». Старательные люди ра­ ботают на этих судах и прояв­ ляют большую заботу друг о дру­ ге, каждый член экипажа береж­ но относится к судну и являет­ ся настоящим его хозяином. К сожалению, имеются на фло- j те и такие суда, команды которых не особенно любят следить за по­ рядком. На траулерах «Гурьев», «Куйбышев», «Пеликан», «Урал», «Нива», «Несь» грязно, уборка производится редко. Условия работы на флоте оди­ наково трудные. Но при желании и радивом отношении можно и нужно навести должный санитар­ ный порядок на всех судах и по­ стоянно его поддерживать. г Капитанам, помполитам судов необходимо больше уделять вни­ мания санитарно-техническому состоянию, а также заботиться об улучшении бытовых уеловий ры­ баков. Хорошо бы организовать соревнование между кораблями на лучшее судно по чистоте. В. МИХАЙЛОВА, санитарный врач отдела санслужбы главного управ­ ления «Севрыба». Изо дня в день высоких произ­ водственных показателей добивает­ ся смена рыбокомбината, руково­ димая мастером Н. А. Баскако­ вой. Фото И. Ящерицына. когда траулеры приходят в порт неравномерно? Конечно, нельзя. Вот и получается, что нужно и не нужно, а порт ежедневно выстав­ ляет определенное количество бригад и за простой взыскивает штраф. В договоре на 1964 год надо изменить этот порядок. Ведь служба эксплуатации заранее знает о подходе судов. С учетом этого надо и планировать исполь­ зование рабочей силы рыбного порта. Руководство флота, капитанов траулеров должна заставить заду­ маться и такая цифра. За досроч­ ную обработку судов рыбному порту уплачено в январе — сен­ тябре 152.914 рублей. Безуслов­ но, следует поощрять портовых рабочих, но только в тех случаях, когда они этого заслуживают. А в практике нередко случается так, что вахтенные штурманы подписы­ вают документы, где фактические сроки окончания выгрузки не со­ ответствуют сделанной записи. При этом добренький штурман рассуж­ дает примерно так — не стоит дружбу терять, к тому же деньги- то государственные. Надо выводить на чистую воду таких командиров и взыскивать с них излишне уплаченные сум­ мы. Тогда они быстрее поймут, какой вред наносится государству. Ведь в результате их «доброты» создается неправильное представ­ ление о работе порта, искусствен­ но повышается производительность труда и т. п. 1093 рубля уплачено штрафов за простои автотранспорта, за не­ правильное оформление путевых листов и товаро-транспортных на­ кладных. И это в то время, когда то и дело слышишь — «не хва­ тает автомашин», «автобаза глав­ ка «Севрыба» не полностью удов­ летворяет заявки». Не изжиты приписки в путе­ вых листах. Можно с уверенно­ стью сказать, что в каждом деся­ том из них завышен объем пере­ везенного груза или расстояние. За все это приходится расплачи­ ваться траловому флоту. И хотя подобные переплаты не считаются непроизводительными расходами, на самом деле это именно такие расходы (скрытые за подписью «ответственного» ли­ ца и печатями). Бухгалтерия тралового флота может привести порядочное число разного рода приписок. Вот, на­ пример, путевой лист >5 54759 автомашины ЗИЛ-151. Если ве­ рить записи, то получается — за две ездки по маршруту порт— Абрам-мыс шофер доставил 8 тонн пенопласта. Какой же кузов надо иметь на н о с т и машине, чтобы перевезти етольхф легкого материала(?!). Но в «правильности» выполненной ра­ боты, а точнее — в бесхозяйст­ венности расписался заместитель начальника отдела снабжения тра­ лового флота тов. Акимов. Если верить путевому листу № 58824, то на ЗИЛ-150 можно перевезти за три рейса 12 тонн буев и бочек для них. А вот путевой лист № 68077. В день работы водитель перевозил трос с 28 причала на корабли, находящиеся в порту у других причалов. А чья-то добрая рука (подпись неразборчива) заверила, Зто трос доставлялся со склада, расположенного на Кильдипском шоссе. Народным контролерам в во­ просах организации работы транспорта есть где приложить руки. И будет очень хорошо, если они проведут в течение года де­ сяток — другой рейдов, выявят и помогут устранять недостатки. На 32399 рублей предъявил регрессных исков управлению флота базовый комитет профсоюза по производственным травмам, ко­ торые произошли на судах по вине отдельных должностных лиц. Но, к сожалению, довольно часто сум­ мы по регрессным-искам не отно­ сятся на виновных лиц. Так, на­ пример, из 115 случаев производ­ ственных травм только в 17 слу­ чаях виновники были привлечены к материальной ответственности. В управлении флота произошел и такой случай. В феврале в об­ щий отдел поступил договор на поставку четырех маслосепара- торов. Этот документ был утерян. Обратились на завод-постав­ щик с просьбой выслать договор вторично. В апреле договор был заключен, но за задержку в офор­ млении тралфлот уплатил 250 руб­ лей штрафа. Этот, на первый взгляд незна­ чительный, факт свидетельствует о недостатках в постановке дело­ производства в АХО, о том, что сотрудники этого отдела далеки от экономики. Нет необходимости расшифро­ вывать другие статьи непроизво­ дительных расходов. Все они — результат халатности, небрежно­ сти, злоупотребления служебным положением и в меньшей степени происходят по неграмотности или незнанию дела. Надо усилить вос­ питательную, экономическую ра­ боту, а со злостными нарушителя­ ми поступать по принципу «клин выбивают клином». Проявил «доб­ роту» за счет государства — за­ плати личные деньги. Все другие меры в данном случае не принесут должного эффекта. Сноваобочках и снова ошкантах Обстановка на промысле в Нор­ вежском море благоприятствует успешной работе. Рыбаки Север­ ного бассейна добывают в послед­ нее время по 9— 11 тысяч цент­ неров сельди в сутки. Естествен­ но, это вызывает большой расход тары — до десяти тысяч бочек ежедневно. Сможет ли лесотарный комби­ нат в оставшиеся дни декабря обеспечить потребность флотов в бочках? Определенный ответ на этот вопрос получить трудно. А положение очень тревожное. Согласно годовой заявке «Мур- мансельди», бондарный завод дол­ жен поставить в четвертом квар­ тале 475 тысяч бочек. В октяб­ ре, учитывая намечающееся улуч­ шение обстановки, заявка на но­ ябрь — декабрь была увеличена. Руководители сельдяного флота просили изготовить только в эти два месяца 377 тысяч бочек (из них в декабре 185 тысяч штук). Но товарищи из производственно­ го отдела главка и комбината по­ считали это излишним. И вот сей­ час над флотами нависла угроза нехватки тары. На складах лесотарного комби­ ната имеется в наличии бочек только для снабжения одной крупнотоннажной базы. Скоро в порт придет плавбаза «Атланти­ ка». Чтобы не оставить экипажи СРТ без тары, на нее надо погру­ зить 50 тысяч бочек. Это озна­ чает, что бондарный завод должен ежесуточно выпускать 7— 7,5 ты­ сячи бочек с тем, чтобы не за­ держать отход корабля, так необ­ ходимого сейчас на'нромысле. На вторую половину месяца планируется дополнительная от­ правка плавбаз в море. В распо­ ряжение «Мурмансельди» наме­ чено выделить плавбазы «Деж­ нев» и «Леваневский». Это озна­ чает, что декабрьская потребность в таре составит 230 тысяч бочек. Необходимо принять все меры и увеличениюпроизводства тары с Уем, чтобы дать возможность ры- банам взять в декабре мансималь- но возможное ноличеетво сельди м успешно начать работу в новом ГОДУ. * - * Думается, что руководителям, ответственным за снабжение фло­ тов тарой, следует сделать долж­ ные выводы — надо всегда быть в постоянной готовности, свое­ временно создавать запасы тары. Еще более неприглядное поло­ жение сложилось со шкантами. В декабре их потребуется примерно полмиллиона, а «Мурмансельдь» имеет в наличии всего 150 тысяч штук. В июле прошлого года в «Рыб­ ном Мурмане» была опубликована корреспонденция «0 маленькой * пробке и большой волоките». В ней говорилось о ненормальном положении с обеспечением «Мур­ мансельди» шкантами, о том, что надо Наладить их производство на бондарном заводе, чтобы завод выпускал тару в комплекте... Но никто из руководителей больших и малых к этому сигна­ лу не прислушался. Представим себе на минуту та­ кой случай. Пришел в магазин «Одежда» начальник производст­ венного отдела главка тов. Дани­ лов. S если бы ему предложили костюм, у которого не было под­ кладки или пуговиц, то он, на­ верняка, возмутился бы. А вот на что бочки изготовляются в Мурманске, а шканты до сих пор доставляются из Ленинграда, тов. Данилов взирает спокойно. Правда, незначительное коли­ чество шкантов стало поступать с лесоперерабатывающих предприя­ тий области, но качество их очень низкое — до тридцати процен­ тов брака. В бассейновой газете в июле этого года ставился вопрос об ор­ ганизации выпуска бочек с одним шкантовым отверстием. Это позво­ лило бы сократить расход шкан­ тов на полтора миллиона штук в год, сэкономить 350 кубометров леса, около 40 тысяч рублей. В своем ответе редакции глав­ ный инженер лесотарного комби­ ната тов. Кандрашов писал, чтО это дело хорошее, оно будет осу­ ществлено после внедрения бес— паровой эмалировки. Но до сих пор эмалировка бо­ чек через одно отверстие не освоена. Промысловики Северного бас­ сейна ждут от вас, товарищи ру­ ководители, действенной помощи. Ведь в принимаемые резолюции, постановления сельдь не поло­ жишь, бумагой и обещаниями бочки не закупоришь. «РЫБНЫЙ МУРМАНэ 14 декабря 1963 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz