Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.
Рентабельность работы тралово го флота зависит от многих фак торов, в том числе и от правиль ной организации обслуживания ко раблей во время междурейсовых стоянок в порту. В своей коррес понденции я поведу разговор о больших морозильных траулерах. Для того, чтобы экипажи этих судов, вернувшись с промысла, могли хорошо отдохнуть, для того, чтобы корабли в короткий срок и с наименьшими затратами подгото вим» к очередному рейсу, на мой взгляд, необходимо сделать сле дующее. На базе наиболее квалифициро ванного командного и рядового со става флота (из числа товарищей, по тем или иным причинам не мо гущих работать в море) нужно создать четыре подменных экипа жа по 32 человека в каждом. Примерное штатное расписание: капитан, три помощника, стар- мех, два механика,, электромеха ник, технолог, рефрижераторный механик, тралмейстер, боцман, три рефрижераторных машиниста, три моториста, три котельных машини ста, шесть матросов, три рыбооб работчика. повар, официант-убор щик. Сдача рыбопродукции, получе ние снабжения и тары лежит на ответственности технолога подмен ной команды и трех рыбообработ чиков. По необходимости им будут выделяться в помощь трое мат росов. Обслуживание электрики возла гается на вахтенных механиков. В случае рейдовой стоянки от дел связи выделяет радиста из резерва, и последний в штат не входит. Оплату подменной команде сле дует производить в соответствии с положением* о заработной плате экипажей БМРТ в период плановой стоянки, то есть сто процентов оклада, плюс районный коэффи циент и положенные данному ра ботнику полярные надбавки. В случае плохой подготовки корабля и срыва графика отхода на промы сел сменный экипаж получает 70 процентов оклада. В целях поощрения сменных экипажей следует предусмотреть право капитана-директора БМРТ премировать отдельных товарищей за счет директорского фонда. Это создаст предпосылку для товари щеских, добропорядочных отно шений двух экипажей. . Практически работа сменного экипажа будет выглядеть следую щим образом. Он встречает БМРТ Ч Сменные экипажи для обслужииания БМРТ по приходу с промысла, прини- ника. В случае удовлетворения состава команды в соответствии с мает корабль, всю документацию, просьбы он подбирает и направ- судовой ролью, экземпляр которой перечень работ по всем участкам, ляет замену к месту сбора судо- должен находиться в диспетчер- ремонтные ведомости, заявки на экипажа на отход. ской тралового флота, снабжение и снаряжение и т. д. Очевидно, следует предусмот- Всю полноту ответственности за Передача корабля сменному эки- реть во время стоянки судна один соблюдение графика прихода в пажу отражается коротким капи- рабочий день старшему команд- порт, возможно, следует возло- танским актом, после чего про- ному составу судоэкипажа для ре- жить на капитана-директора. Од- мысловики покидают корабль, а шения служебных вопросов непо- нако следует разрешить ему са- сменный экипаж остается на нем средственно в управлении трало- мостоятельно и единоначально до момента проверки портовыми вого флота. Остальной период (а планировать сроки разгрузки властями. для других членов экипажа весь БМРТ у плавбаз и количество Сменный экипаж в период под- период нахождения на борту смен- сдаваемого груза, мены выполняет все функции су- ного экипажа) засчитывается как Такая организация труда позво- дового экипажа: сдает готовую отгул выходных дней, не исполь- лит наладить не только ритмичную э КОНОМИЧЕСКИЙ продукцию, конт ролирует завод ской ремонт и вы полняет ремонт своими силами, по лучает все виды материально - тех нического снабже ния, необходимого кбраблю в очеред ном рейсе, вплоть до оформления отхода в санитарном надзоре и зованных в течение рейса, инспекции портового надзора. УРМАН работу экипажей больших моро зильных трауле ров, но и сэконо мит десятки тысяч рублей. Поста раюсь доказать это путем арифмети ческих подсчетов. В траловом фло те находится в эк сплуатации 37 БМРТ. К началу 1964 года их Судоэкипаж прибывает на ко- должно быть 40, отсюда это ко- Втооой помощник капитана в рабль з а„ 4 часа Д0 0ТХ0Д.а на про' л и ч е с т в 0 и бУДет приниматься за J H I ®ап™ а в мысел. Желательно, чтобы гото- основу. мые документы в васчетнѵю ВЬ1Й к ВЬІХ0ДУ в море к °Рабль на” в течение года каждый корабль часть управления йлота которая ходился ,!а рейде- В соответствии сделает три полных рейсооборота, производит расчет и выплату за- с этим теРРит°Рии Рыбного что составляет 120 междурейсо- оаботной платы сѵлоэкипажѵ У порта необх°Димо предусмотреть вых стоянок, равных 1.200 судо- р судоэкипажу, ё п о м е щ е н и е для сбора судоэкипа- суткам (в расчет принимается моряков, естественно, возникнет V.J „ плтглплл ' л m вопппс а как жр аванг? Он йѵпет жа перед отправлением на ко- плановое время 10 суток). рабль, где капитан или его замес- Для обслуживания всех БМРТ д * 1 апН zul гиШип\ титель сможет проверить наличие потребуется четыре сменных эки- помощником капитана сменного ______ ;____________ і _______________ _____________ 1 ______________ экипажа и выдаваться по ведомо- сти, подписанной капитаном-ди- ректором. Это даст возможность до неко торой степени высвободить второ го помощника капитана и исполь зовать его на корабле в качестве штурмана-навигатора. Большое ко личество навигационной, рыбопо исковой аппаратуры на БМРТ на стойчиво требуют второго лица по обслуживанию и профилактике, так как одному начальнику судо вой радиостанции не под силу совмещать свою непосредственную работу и контроль за судовой, на вигационной и рыбопоисковой аппаратурой, а обезличка в этом деле недопустима. Все вопросы, связанные со спи санием моряков, решает группо вой инспектор отдела кадров, ру ководствуясь резолюцией капита на-директора на заявлении работ- Кингисеппский рыбокомби нат на острове Сааремаа — одно из крупнейших рыбооб рабатывающих предприятий в Эстонской ССР. В его цехах вырабатывается около 35 наи менований различных рыбных продуктов. На снимке: в Ляэтсаском консервном цехе. Фото П. Кузнецова. Фотохроника ТАСС. «В1 Партия и пра вительство по стоянно требуют упрощать и уде шевлять административно-управ ленческий аппарат, совершенство вать его деятельность. На первый взгляд, это указал ние как будто бы выполняется и в Мурманском траловом флоте. Пересмотрена организационная структура отделов управления, ад министративно - управленческий аппарат вроде бы сокращается. Проанализируем, однако, неко торые данные по состоянию с пер вого января 1956 года по первое ноября 1963. За семь лет ко личество работающих на флоте в связи с увеличением судов воз росло на 2.834 человека. Это одна статистика. А вот другая. Если в 1956 году у начальника управле ния флота было три заместителя, то теперь их пять да. три заместите ля у главного инженера. Понятно, флот растет, руковод ство им усложняется. Вот тут как раз и требуется совершенствова ние деятельности аппарата управ ления. А что получается на деле? Возьмем службу эксплуатации. Там за семь лет штат увеличился почти вдвое. Однако плани рование отхода судов на промы сел по-прежнему остается неудов летворительным. Ежедневно" про стаивает часами почти половина кораблей, намечаемых к выводу в море. - • с л о ж к о й А вот другое сравнение. На первое декабря 1956 года в бух галтерии управления флота было занято 89 человек. За прошед ший период, в связи с введением іювой системы оплаты труда, объем работы для расчетников увеличился в четыре раза. Тем не менее штат работников бухгалте рии сократился на 21 человека, и бухгалтерия справляется с пору ченным делом. Ясно, что здесь вдумчиво подошли к перестройке работы. Иначе обстоит в отделе кадров. На первое декабря 1956 года в нем насчитывалось 22 работника. Сейчас штат отдела вырос до 41-го. Правда, руководители от дела не принимают во внимание заместителя начальника управле ния флота по кадрам, а также старшего экономиста и бухгалте- ра-контролера, содержащихся за счет бухгалтерии. Но ведь раньше их обязанности выполняли непо средственно работники отдела кад ров. -■ ; п; ,, В 1963 году работа отдела кад ров была . организационно пере строена. Если в 1 1956 году на правлением на суда новых работ ников занимались четыре инспек тора! to теперь двенадцать; Во просам* приема и ; увольнения тогда занимались двое. Сеічае же только оформлением приема на работу занимаются трое, хотя при нимаем значительно меньше лю дей по сравнению с тем временем. Несмотря на увеличение штата и перестройку работы отдела кад ров, деятельность его не улучши лась. Вот один из примеров. Если в 1956 году простой кораблей по вине кадровиков составлял около 100 судо-суток, то за девять ме сяцев нынешнего года он достиг свыше 80 судо-суток. И простои кораблей по вине отдела кадров продолжаются. В соответствии с решением парткома флота в 1963 году отдел кадров должен был закрепить лич ный состав за всеми промысловы ми судами. Однако эта работа вы полнена немногим больше, чем на половину. Неудовлетворительную работу аппарата отдела кадров кое-кто стремится объяснить недостатком квалифицированных кадров плав состава. Это, мягко выражаясь, не соответствует действительно сти. Количество командного и рядового плавсостава в резерве флЬта увеличилось. Действитель ная причина м- прогулы и другие нарушёния со /Стороны многих моряков, большая текучесть. Другое деле -г*- подготовка кад ров ,1 в частности, обучение моря ков массовым профессиям. В 1956 году, в группе,, подготовки кад ров было занято два человека. В тот период за 11 месяцев было подготовлено 3328 человек и при нято 800 практикантов из учеб ных заведений. Сейчас в этой группе работают четыре человека во главе с заместителем началь ника отдела кадров. За десять ме сяцев нынешнего года подготов лено около четырех тысяч моря ков и принято 454 практиканта. Не слишком ли вольготно живет ся работникам группы подготов ки? В заключение можно прямо сказать: административно-управ ленческий аппарат флота работает без достаточного напряжения и деловитости, затрачивая много времени впустую. В деятельности отделов управления допускается немало параллелизма и однобоко сти. Отсюда и результаты. В 1963 году производительность труда по флоту должна быть по вышена на 16,5 процента. А сверхлимитная численность ра ботников за десять месяцев уже составила 442 человека. В целях улучшения деятельности управленческого аппарата необхо димо, чтобы начальники отделов прониклись чувством ответствен ности за порученное дело, больше обращали бы внимания на осуще ствление контроля за работой своих подчиненных. Надо также пере смотреть штат и сократить расто чительные единицы. Н. АЛЕКСАНДРОВ. пажа, каждый из которых будет находиться на обслуживании 307 рабочих дней (минус празд ничные и выходные д н и). Соответственно четыре сменных экипажа будут заняты на обслу живании ^ 1.228 рабочих дней. Отпускной период не предусмат ривается, так как члены сменного экипажа на период отпуска будут подменяться плавсоставом БМРТ, находящимся в резерве и ожидаю щим свои корабли. Оплата послед них будет производиться в соот ветствии с положением об оплате сменных экипажей. Содержание сменного экипажа, включая отпускные за год, в со ответствии с прилагаемым шта том, согласно положению об опла те экипажей в период ллановой стоянки, составит 66.566 рублей. На содержание четырех смен ных экипажей затраты составят 266.264 рубля. Кстати говоря, содержание береговых ' бригад, обслуживав ших БМРТ, за 1962 год обошлось в 98.480 рублей, отпускное со держание за год составило 11.647 рублей. Каждый экипаж в течение го да должен использовать 5.394 вы ходных и праздничных дня за пе риод плавания, а по сорока судам — 215.750 дней. При обслуживании БМРТ в порту сменными командами коли чество неиспользованных выход ных и праздничных дней сокра тится у плавсостава кораблей на 110.800 дней. 800 выходных дней сминусованы, они будут засчиты ваться по одному рабочему дню в каждую стоянку капитану-дирек- тору, стармеху, старпому, техноло гу, второму помощнику капитана (в расчет принимается десятиднев ное обслуживание). День прихода в любых случаях засчитывается судоэкипажу рабочим днем. Это даст возможность сократить резерв плавсостава дизельных су дов на 212 человек, что даст эко номию по фонду заработной платы в сумме 434.846 рублей. В расчет принято содержание двух экипа жей БМРТ по резерву в течение года, то есть 75 процентов окла да и районный коэффициент, а также содержание за отпуск из расчета среднего заработка и рай онного коэффициента. Напряженная работа сменных экипажей обязательно вызовет на копление неиспользованных вы ходных дней у его членов. По этому плавсостав резерва БМРТ в ожидании подхода своих кораб лей будет участвовать и на под мене постоянных членов сменного экипажа на отгул выходных дней. Здесь намечается путь стаби лизации постоянного состава су доэкипажей и конкретная эконо мия средств по содержанию ре зерва плавсостава БМРТ. Раз и навсегда будет покончено с при писками к отпускам якобы неис пользованных выходных дней в период междурейсовых стоянок, Доказанная на конкретном рас чете полная экономия средств по фонду заработной платы в резуль тате принятия настоящего пред ложения выразится в сумме 168.582 рубля. Могу с полной ответственностью сказать, что если настоящее пред ложение будет принято, моряки больших морозильных траулерог будут -искренне рады и благодар ны руководству флота за такуі' заботу, ответят на нее высоким 1 производственными показателям! Со своей стороны, готов безво:; мездно, за счет неиспользованньг выходных дней за время плава ния, провести опытно-показателъ ное обслуживание БМРТ в перио междурейсовой стоянки в качеств' капитана сменной команды. А. КРЕТОВ, капитан трало вого флота. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 декабря 1963 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz