Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.

Рентабельность работы тралово­ го флота зависит от многих фак­ торов, в том числе и от правиль­ ной организации обслуживания ко­ раблей во время междурейсовых стоянок в порту. В своей коррес­ понденции я поведу разговор о больших морозильных траулерах. Для того, чтобы экипажи этих судов, вернувшись с промысла, могли хорошо отдохнуть, для того, чтобы корабли в короткий срок и с наименьшими затратами подгото­ вим» к очередному рейсу, на мой взгляд, необходимо сделать сле­ дующее. На базе наиболее квалифициро­ ванного командного и рядового со­ става флота (из числа товарищей, по тем или иным причинам не мо­ гущих работать в море) нужно создать четыре подменных экипа­ жа по 32 человека в каждом. Примерное штатное расписание: капитан, три помощника, стар- мех, два механика,, электромеха­ ник, технолог, рефрижераторный механик, тралмейстер, боцман, три рефрижераторных машиниста, три моториста, три котельных машини­ ста, шесть матросов, три рыбооб­ работчика. повар, официант-убор­ щик. Сдача рыбопродукции, получе­ ние снабжения и тары лежит на ответственности технолога подмен­ ной команды и трех рыбообработ­ чиков. По необходимости им будут выделяться в помощь трое мат­ росов. Обслуживание электрики возла­ гается на вахтенных механиков. В случае рейдовой стоянки от­ дел связи выделяет радиста из резерва, и последний в штат не входит. Оплату подменной команде сле­ дует производить в соответствии с положением* о заработной плате экипажей БМРТ в период плановой стоянки, то есть сто процентов оклада, плюс районный коэффи­ циент и положенные данному ра­ ботнику полярные надбавки. В случае плохой подготовки корабля и срыва графика отхода на промы­ сел сменный экипаж получает 70 процентов оклада. В целях поощрения сменных экипажей следует предусмотреть право капитана-директора БМРТ премировать отдельных товарищей за счет директорского фонда. Это создаст предпосылку для товари­ щеских, добропорядочных отно­ шений двух экипажей. . Практически работа сменного экипажа будет выглядеть следую­ щим образом. Он встречает БМРТ Ч Сменные экипажи для обслужииания БМРТ по приходу с промысла, прини- ника. В случае удовлетворения состава команды в соответствии с мает корабль, всю документацию, просьбы он подбирает и направ- судовой ролью, экземпляр которой перечень работ по всем участкам, ляет замену к месту сбора судо- должен находиться в диспетчер- ремонтные ведомости, заявки на экипажа на отход. ской тралового флота, снабжение и снаряжение и т. д. Очевидно, следует предусмот- Всю полноту ответственности за Передача корабля сменному эки- реть во время стоянки судна один соблюдение графика прихода в пажу отражается коротким капи- рабочий день старшему команд- порт, возможно, следует возло- танским актом, после чего про- ному составу судоэкипажа для ре- жить на капитана-директора. Од- мысловики покидают корабль, а шения служебных вопросов непо- нако следует разрешить ему са- сменный экипаж остается на нем средственно в управлении трало- мостоятельно и единоначально до момента проверки портовыми вого флота. Остальной период (а планировать сроки разгрузки властями. для других членов экипажа весь БМРТ у плавбаз и количество Сменный экипаж в период под- период нахождения на борту смен- сдаваемого груза, мены выполняет все функции су- ного экипажа) засчитывается как Такая организация труда позво- дового экипажа: сдает готовую отгул выходных дней, не исполь- лит наладить не только ритмичную э КОНОМИЧЕСКИЙ продукцию, конт­ ролирует завод­ ской ремонт и вы­ полняет ремонт своими силами, по­ лучает все виды материально - тех­ нического снабже­ ния, необходимого кбраблю в очеред­ ном рейсе, вплоть до оформления отхода в санитарном надзоре и зованных в течение рейса, инспекции портового надзора. УРМАН работу экипажей больших моро­ зильных трауле­ ров, но и сэконо­ мит десятки тысяч рублей. Поста­ раюсь доказать это путем арифмети­ ческих подсчетов. В траловом фло­ те находится в эк­ сплуатации 37 БМРТ. К началу 1964 года их Судоэкипаж прибывает на ко- должно быть 40, отсюда это ко- Втооой помощник капитана в рабль з а„ 4 часа Д0 0ТХ0Д.а на про' л и ч е с т в 0 и бУДет приниматься за J H I ®ап™ а в мысел. Желательно, чтобы гото- основу. мые документы в васчетнѵю ВЬ1Й к ВЬІХ0ДУ в море к °Рабль на” в течение года каждый корабль часть управления йлота которая ходился ,!а рейде- В соответствии сделает три полных рейсооборота, производит расчет и выплату за- с этим теРРит°Рии Рыбного что составляет 120 междурейсо- оаботной платы сѵлоэкипажѵ У порта необх°Димо предусмотреть вых стоянок, равных 1.200 судо- р судоэкипажу, ё п о м е щ е н и е для сбора судоэкипа- суткам (в расчет принимается моряков, естественно, возникнет V.J „ плтглплл ' л m вопппс а как жр аванг? Он йѵпет жа перед отправлением на ко- плановое время 10 суток). рабль, где капитан или его замес- Для обслуживания всех БМРТ д * 1 апН zul гиШип\ титель сможет проверить наличие потребуется четыре сменных эки- помощником капитана сменного ______ ;____________ і _______________ _____________ 1 ______________ экипажа и выдаваться по ведомо- сти, подписанной капитаном-ди- ректором. Это даст возможность до неко­ торой степени высвободить второ­ го помощника капитана и исполь­ зовать его на корабле в качестве штурмана-навигатора. Большое ко­ личество навигационной, рыбопо­ исковой аппаратуры на БМРТ на­ стойчиво требуют второго лица по обслуживанию и профилактике, так как одному начальнику судо­ вой радиостанции не под силу совмещать свою непосредственную работу и контроль за судовой, на­ вигационной и рыбопоисковой аппаратурой, а обезличка в этом деле недопустима. Все вопросы, связанные со спи­ санием моряков, решает группо­ вой инспектор отдела кадров, ру­ ководствуясь резолюцией капита­ на-директора на заявлении работ- Кингисеппский рыбокомби­ нат на острове Сааремаа — одно из крупнейших рыбооб­ рабатывающих предприятий в Эстонской ССР. В его цехах вырабатывается около 35 наи­ менований различных рыбных продуктов. На снимке: в Ляэтсаском консервном цехе. Фото П. Кузнецова. Фотохроника ТАСС. «В1 Партия и пра­ вительство по­ стоянно требуют упрощать и уде­ шевлять административно-управ­ ленческий аппарат, совершенство­ вать его деятельность. На первый взгляд, это указал ние как будто бы выполняется и в Мурманском траловом флоте. Пересмотрена организационная структура отделов управления, ад­ министративно - управленческий аппарат вроде бы сокращается. Проанализируем, однако, неко­ торые данные по состоянию с пер­ вого января 1956 года по первое ноября 1963. За семь лет ко­ личество работающих на флоте в связи с увеличением судов воз­ росло на 2.834 человека. Это одна статистика. А вот другая. Если в 1956 году у начальника управле­ ния флота было три заместителя, то теперь их пять да. три заместите­ ля у главного инженера. Понятно, флот растет, руковод­ ство им усложняется. Вот тут как раз и требуется совершенствова­ ние деятельности аппарата управ­ ления. А что получается на деле? Возьмем службу эксплуатации. Там за семь лет штат увеличился почти вдвое. Однако плани­ рование отхода судов на промы­ сел по-прежнему остается неудов­ летворительным. Ежедневно" про­ стаивает часами почти половина кораблей, намечаемых к выводу в море. - • с л о ж к о й А вот другое сравнение. На первое декабря 1956 года в бух­ галтерии управления флота было занято 89 человек. За прошед­ ший период, в связи с введением іювой системы оплаты труда, объем работы для расчетников увеличился в четыре раза. Тем не менее штат работников бухгалте­ рии сократился на 21 человека, и бухгалтерия справляется с пору­ ченным делом. Ясно, что здесь вдумчиво подошли к перестройке работы. Иначе обстоит в отделе кадров. На первое декабря 1956 года в нем насчитывалось 22 работника. Сейчас штат отдела вырос до 41-го. Правда, руководители от­ дела не принимают во внимание заместителя начальника управле­ ния флота по кадрам, а также старшего экономиста и бухгалте- ра-контролера, содержащихся за счет бухгалтерии. Но ведь раньше их обязанности выполняли непо­ средственно работники отдела кад­ ров. -■ ; п; ,, В 1963 году работа отдела кад­ ров была . организационно пере­ строена. Если в 1 1956 году на­ правлением на суда новых работ­ ников занимались четыре инспек­ тора! to теперь двенадцать; Во­ просам* приема и ; увольнения тогда занимались двое. Сеічае же только оформлением приема на работу занимаются трое, хотя при­ нимаем значительно меньше лю­ дей по сравнению с тем временем. Несмотря на увеличение штата и перестройку работы отдела кад­ ров, деятельность его не улучши­ лась. Вот один из примеров. Если в 1956 году простой кораблей по вине кадровиков составлял около 100 судо-суток, то за девять ме­ сяцев нынешнего года он достиг свыше 80 судо-суток. И простои кораблей по вине отдела кадров продолжаются. В соответствии с решением парткома флота в 1963 году отдел кадров должен был закрепить лич­ ный состав за всеми промысловы­ ми судами. Однако эта работа вы­ полнена немногим больше, чем на­ половину. Неудовлетворительную работу аппарата отдела кадров кое-кто стремится объяснить недостатком квалифицированных кадров плав­ состава. Это, мягко выражаясь, не соответствует действительно­ сти. Количество командного и рядового плавсостава в резерве флЬта увеличилось. Действитель­ ная причина м- прогулы и другие нарушёния со /Стороны многих моряков, большая текучесть. Другое деле -г*- подготовка кад­ ров ,1 в частности, обучение моря­ ков массовым профессиям. В 1956 году, в группе,, подготовки кад­ ров было занято два человека. В тот период за 11 месяцев было подготовлено 3328 человек и при­ нято 800 практикантов из учеб­ ных заведений. Сейчас в этой группе работают четыре человека во главе с заместителем началь­ ника отдела кадров. За десять ме­ сяцев нынешнего года подготов­ лено около четырех тысяч моря­ ков и принято 454 практиканта. Не слишком ли вольготно живет­ ся работникам группы подготов­ ки? В заключение можно прямо сказать: административно-управ­ ленческий аппарат флота работает без достаточного напряжения и деловитости, затрачивая много времени впустую. В деятельности отделов управления допускается немало параллелизма и однобоко­ сти. Отсюда и результаты. В 1963 году производительность труда по флоту должна быть по­ вышена на 16,5 процента. А сверхлимитная численность ра­ ботников за десять месяцев уже составила 442 человека. В целях улучшения деятельности управленческого аппарата необхо­ димо, чтобы начальники отделов прониклись чувством ответствен­ ности за порученное дело, больше обращали бы внимания на осуще­ ствление контроля за работой своих подчиненных. Надо также пере­ смотреть штат и сократить расто­ чительные единицы. Н. АЛЕКСАНДРОВ. пажа, каждый из которых будет находиться на обслуживании 307 рабочих дней (минус празд­ ничные и выходные д н и). Соответственно четыре сменных экипажа будут заняты на обслу­ живании ^ 1.228 рабочих дней. Отпускной период не предусмат­ ривается, так как члены сменного экипажа на период отпуска будут подменяться плавсоставом БМРТ, находящимся в резерве и ожидаю­ щим свои корабли. Оплата послед­ них будет производиться в соот­ ветствии с положением об оплате сменных экипажей. Содержание сменного экипажа, включая отпускные за год, в со­ ответствии с прилагаемым шта­ том, согласно положению об опла­ те экипажей в период ллановой стоянки, составит 66.566 рублей. На содержание четырех смен­ ных экипажей затраты составят 266.264 рубля. Кстати говоря, содержание береговых ' бригад, обслуживав­ ших БМРТ, за 1962 год обошлось в 98.480 рублей, отпускное со­ держание за год составило 11.647 рублей. Каждый экипаж в течение го­ да должен использовать 5.394 вы­ ходных и праздничных дня за пе­ риод плавания, а по сорока судам — 215.750 дней. При обслуживании БМРТ в порту сменными командами коли­ чество неиспользованных выход­ ных и праздничных дней сокра­ тится у плавсостава кораблей на 110.800 дней. 800 выходных дней сминусованы, они будут засчиты­ ваться по одному рабочему дню в каждую стоянку капитану-дирек- тору, стармеху, старпому, техноло­ гу, второму помощнику капитана (в расчет принимается десятиднев­ ное обслуживание). День прихода в любых случаях засчитывается судоэкипажу рабочим днем. Это даст возможность сократить резерв плавсостава дизельных су­ дов на 212 человек, что даст эко­ номию по фонду заработной платы в сумме 434.846 рублей. В расчет принято содержание двух экипа­ жей БМРТ по резерву в течение года, то есть 75 процентов окла­ да и районный коэффициент, а также содержание за отпуск из расчета среднего заработка и рай­ онного коэффициента. Напряженная работа сменных экипажей обязательно вызовет на­ копление неиспользованных вы­ ходных дней у его членов. По­ этому плавсостав резерва БМРТ в ожидании подхода своих кораб­ лей будет участвовать и на под­ мене постоянных членов сменного экипажа на отгул выходных дней. Здесь намечается путь стаби­ лизации постоянного состава су­ доэкипажей и конкретная эконо­ мия средств по содержанию ре­ зерва плавсостава БМРТ. Раз и навсегда будет покончено с при­ писками к отпускам якобы неис­ пользованных выходных дней в период междурейсовых стоянок, Доказанная на конкретном рас­ чете полная экономия средств по фонду заработной платы в резуль­ тате принятия настоящего пред­ ложения выразится в сумме 168.582 рубля. Могу с полной ответственностью сказать, что если настоящее пред­ ложение будет принято, моряки больших морозильных траулерог будут -искренне рады и благодар­ ны руководству флота за такуі' заботу, ответят на нее высоким 1 производственными показателям! Со своей стороны, готов безво:; мездно, за счет неиспользованньг выходных дней за время плава ния, провести опытно-показателъ ное обслуживание БМРТ в перио междурейсовой стоянки в качеств' капитана сменной команды. А. КРЕТОВ, капитан трало­ вого флота. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 декабря 1963 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz