Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.
Промысел шестнадцатиметровым Иа промысле донных п о р о д рыб в Баренце вой море в раз личные времена года и в различ ных промысловых районах нередко наблюдаются слу чаи, когда стаи рыб находятся не только у самого грунта, но и на р а с с т о я н и и от него, достигаю щем иногда 10— 5 : метров. Порой рыба продолжи тельное время дер жится над грун том слоем, не пре вышающим не скольких метров. Между тем, кон струкции приме няющихся в «Мур- иансельди» 23-мет рового и 25-метро вого тралов не позволяют эффек тивно облавливать подобные скопле ния, т. к. верти кальное раскрытие тралов незначи тельно и протра ленным окаэывает- 'GS лишь слои воды у грунта всего око ло двух метров. В течение 1962 года на СРТ-436 были проведены экспернмеи т а л ь- вые работы по применению дон ного 1&-метрового трала конструк ции ПИНРО с увеличенным вер тикальным раскрытием (схема Лр« 1). В отличие от 23-метрового трала у него нормальные соотно шения между длиной подбор п сквером. Коэффициенты посадки сетей на подборы равны 0,96—0,99, что обеспечивает эксплуатацию трала без больших затрат труда на ремонт а восстановление. Крылья сделаны по типу «ласточ кин хвоста, что способствует бо лее равномерному распределению нагрузок, а также улучшает рабо ту сборочных крыльев прп изме нении вертикального раскрытия /трала, которое в зависимости от оснастки может быть в 'пределах от 1,5 до 4 метров. Посадка крыльев в каждом втором ряду исключает перекос сетного по лотна. По сравнению с 23-метровым тралом 16-метровый более прост в изготовлении, на него идет меньше дели (на 50 квадрат ных метров условной площади). Вооружение трала предусматри вается по двухкабельной системе (схема № 2), бесквартропной, с вертикальным раскрытием 1,6 — 1,8 метра и четырехкабельной системе (схема № 3). В первом случае к тралу допол- ь нительно ставятся пятиметровые %?олые концы, которые соединяются с коромыслом клячевки. Второй конец клячевки вооружается рачком, на который при под соединении іслячевкн одевается гужик, соединяющий кабель с вы тяжным концом. При выборке драла клячевка берется на стопор, гачок отсоединяется от гужика, а кабели продолжают выбираться на барабаны лебедки. Для свободного прохождения гужика, соединяюще го кабель с вытяжным, на лапки досок ставится специальное кольцо. При взятии на борт грунтропа вначале его кормовым кабелем подтягивают к кормовой дуге и берут на стопор, после чего кор мовой барабан лебедки отсоеди няется, и грунтроп заваливается на борт. Для работы по данной схеме трос для кабелей рекомендуется более мягкий во избежание закру чивания крыльев. С этой же целью между кабелем и гужиком можно ставить небольшой вертлюг, сво- бодно проходящий через кольцо на лапках доски. Четырехкабельная схема преду сматривает возможность работы с вертикальным раскрытием 3,5—4 метра. В этом случае к верхнему концу фигурной клячевки крепят ся голые концы выреза крыла, то пенанта и ррунтропа, а к нижнему концу — голый грунтроп. Необхо- / 6 - метровый трал J 5 4 0 т о п е м с ) н т / 2 . О « по інипины 2. О м .. fcp ftn a fca&22i Пр и ш и б а ю Т с я по н о с о и я ч е е '.Ом О - Ь О м ъ 0 ы о п щ а у дабно гш ^ т г о п а — Qх f/U/i ~'V*2 — ■ . - j . a i tfo/164-Q ле вого прі/щц - бается и НиМ ней п /7а стсс димо о£>р<і!;ігь внимание на сле дующую особенность: голый грун троп пропускается через скобу, за крепленную на клячезке, затем к гаку грунтропа присоединяется схоба с гужиком длиной 30—40 сан тиметров из пряди стального троса. Схема крепления кабелей показана на узле *А». После принятия тра ловой доски кабели выбираются до узла соединения с верхней под борой. Подбора оказывается вытя нутой втугую между траловыми дугами несколько выше планширя, поэтому можно ^разу же брать удпвной линь на турачку и подни мать улов на палубу. Грунтроп на борт не зазаливается, он свободно провисает у борта. В данном слу чае исключается трудоемкая опе рация по выборке квартропов или подъему грунтропа на палубу по 'квартропной схеме, значительно сокращается время подъема трала. При необходимости завалки грунтропа его вначале подтяги вают кормовым джильсоном за гужик голого конца грунтропа к кормовой дуге и берут на стопор. Затем носовым джильсоном за носовой гужик голого конца грун тропа заваливают весь грунтроп на борт. Заваливать грунтроп на борт сразу двумя джильсонами не рекомендуется. Следует обра тить внимание на соединение го ловного конца грунтропа с клячев- кой, пропуская юлый конец грун тропа в скобу обязательно, как указано на схеме — сверху вниз. Трос для кабелей в этом случае следует брать разной крутки (левой и правой), т. к. прп по становке троса одной крутки при выборке трала кабели на роликах скручиваются. На средних траулерах с мощ ностью двигателя 300 лошадиных сил набивать грунтропы следует так. На крыловой грунтроп ста вятся четыре четырехсотмиллимет ровых бобинца. Между ними две грунтропные катушки весом по 5,5 килограмма, шесть резиновых бобинцев и два деревянных бо бинца. Вес грунтропа в воде 105 килограммов. Центральный грунтроп воору жается также четырьмя четырех- 5 отмиллиметровыми бобинцами с постановкой между ними трех ре зиновых, двух деревянных бобин цев и одной грунтропной катушки весом 5,5 килограмма. В этом слу чае в центре грунтропа ставятся две катушки, а на концах по од ной, зато резиновых бобинцев по пять штук. Общий вес грунтропа в воде 80 килограммов. На средних траулерах с мощно стью двигателя 540 лошадиных сил на центральном грунтропе ста вятся пять четырехсотмиллиметро вых бобинцев. Между бобинцами крепятся две грунтропные катушки весом по 5,5 килограмма и восемь резиновых бобинцев. На концах грунтропа ставятся по пять рези новых бобинцев. Общий вес цент рального грунтропа в воде 125 ки лограммов. На 'крыловых ірунтропах ста вится по шесть четырехсоток. Меж ду ними по две катушки весом 5,5 килограмма каждая и по во семь резиновых бобинцев. На кон цах этого грунтропа — одна восьмикилограммовая катушка, три резиновых бобинца и одна ка тушка весом 5,5 килограмма. Об щий вес в воде — 140 килограм мов. Основным преимуществом любо го трала является его повышенная уловистость. Поэтому после окон чания работ по замерам парамет ров 16-метрового трала были про ведены сравнительные траления на уловистость на параллельных кур сах двух однотипных судов. При этом спуск и подъем тралов производился одновременно, а тралили суда на возможно близ ком расстоянии друг от друга. Работавший на сравнительных тралениях СРТ-153 был вооружен 23-метровым тралом с обычной, применяемой на промысловых су дах оснасткой. На СРТ-436 16-метровый трал был вооружен по схеме № 2 с пя тиметровыми голыми концами. Для большей точности опреде ления уловов величина их'опреде лялась по объему в кубических метрах. Уловы 23-метрового трала принимались за 100 процентов, а по отношению к нему определял ся улов на час траления 16-метро вым тралом. Результаты двенадцати сравни тельных испытаний показали по вышенную уловистость шестнадца тиметрового трала. Экипаж СРТ-436 имел улов на час трале ния в полтора раза выше, чем экипаж СРТ-153. В течение тралового сезона 1963 года работы по освоению 16-мет рового трала продолжались на нескольких СРТ (в основном на СРТ №№ 436,846,4232, 722). Эки паж СРТ-436 работал по обычной схеме вооружения трала (№ 2), экипажи СРТ №№ 4232 и 722 — по четырехкабельной схеме (№ 3). Сравнительные результаты ра боты за рейс показывают, что все экипажи, промышлявшие шестнад цатиметровым тралом, вошли в первую десятку судов по выпол нению плана и вылову на час тра ления. Вылов на час траления у них в среднем был выше на че тыре процента. СРТ-722 работал на Медвежин- ской банке в районе с тяжелыми грунтовыми условиями. За счет меньшей аварийности и большей уловистости 16-метрового трала он С х е м а м 2 # 0 * 4 * / /9 0 С , S m
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz