Рыбный Мурман. 1963 г. Декабрь.

Промысел шестнадцатиметровым Иа промысле донных п о р о д рыб в Баренце­ вой море в раз­ личные времена года и в различ­ ных промысловых районах нередко наблюдаются слу­ чаи, когда стаи рыб находятся не только у самого грунта, но и на р а с с т о я н и и от него, достигаю­ щем иногда 10— 5 : метров. Порой рыба продолжи­ тельное время дер­ жится над грун­ том слоем, не пре­ вышающим не­ скольких метров. Между тем, кон­ струкции приме­ няющихся в «Мур- иансельди» 23-мет­ рового и 25-метро­ вого тралов не позволяют эффек­ тивно облавливать подобные скопле­ ния, т. к. верти­ кальное раскрытие тралов незначи­ тельно и протра­ ленным окаэывает- 'GS лишь слои воды у грунта всего око­ ло двух метров. В течение 1962 года на СРТ-436 были проведены экспернмеи т а л ь- вые работы по применению дон­ ного 1&-метрового трала конструк­ ции ПИНРО с увеличенным вер­ тикальным раскрытием (схема Лр« 1). В отличие от 23-метрового трала у него нормальные соотно­ шения между длиной подбор п сквером. Коэффициенты посадки сетей на подборы равны 0,96—0,99, что обеспечивает эксплуатацию трала без больших затрат труда на ремонт а восстановление. Крылья сделаны по типу «ласточ­ кин хвоста, что способствует бо­ лее равномерному распределению нагрузок, а также улучшает рабо­ ту сборочных крыльев прп изме­ нении вертикального раскрытия /трала, которое в зависимости от оснастки может быть в 'пределах от 1,5 до 4 метров. Посадка крыльев в каждом втором ряду исключает перекос сетного по­ лотна. По сравнению с 23-метровым тралом 16-метровый более прост в изготовлении, на него идет меньше дели (на 50 квадрат­ ных метров условной площади). Вооружение трала предусматри­ вается по двухкабельной системе (схема № 2), бесквартропной, с вертикальным раскрытием 1,6 — 1,8 метра и четырехкабельной системе (схема № 3). В первом случае к тралу допол- ь нительно ставятся пятиметровые %?олые концы, которые соединяются с коромыслом клячевки. Второй конец клячевки вооружается рачком, на который при под­ соединении іслячевкн одевается гужик, соединяющий кабель с вы­ тяжным концом. При выборке драла клячевка берется на стопор, гачок отсоединяется от гужика, а кабели продолжают выбираться на барабаны лебедки. Для свободного прохождения гужика, соединяюще­ го кабель с вытяжным, на лапки досок ставится специальное кольцо. При взятии на борт грунтропа вначале его кормовым кабелем подтягивают к кормовой дуге и берут на стопор, после чего кор­ мовой барабан лебедки отсоеди­ няется, и грунтроп заваливается на борт. Для работы по данной схеме трос для кабелей рекомендуется более мягкий во избежание закру­ чивания крыльев. С этой же целью между кабелем и гужиком можно ставить небольшой вертлюг, сво- бодно проходящий через кольцо на лапках доски. Четырехкабельная схема преду­ сматривает возможность работы с вертикальным раскрытием 3,5—4 метра. В этом случае к верхнему концу фигурной клячевки крепят­ ся голые концы выреза крыла, то­ пенанта и ррунтропа, а к нижнему концу — голый грунтроп. Необхо- / 6 - метровый трал J 5 4 0 т о п е м с ) н т / 2 . О « по інипины 2. О м .. fcp ftn a fca&22i Пр и ш и б а ю Т с я по н о с о и я ч е е '.Ом О - Ь О м ъ 0 ы о п щ а у дабно гш ^ т г о п а — Qх f/U/i ~'V*2 — ■ . - j . a i tfo/164-Q ле­ вого прі/щц - бается и НиМ ней п /7а стсс димо о£>р<і!;ігь внимание на сле­ дующую особенность: голый грун­ троп пропускается через скобу, за ­ крепленную на клячезке, затем к гаку грунтропа присоединяется схоба с гужиком длиной 30—40 сан­ тиметров из пряди стального троса. Схема крепления кабелей показана на узле *А». После принятия тра­ ловой доски кабели выбираются до узла соединения с верхней под­ борой. Подбора оказывается вытя­ нутой втугую между траловыми дугами несколько выше планширя, поэтому можно ^разу же брать удпвной линь на турачку и подни­ мать улов на палубу. Грунтроп на борт не зазаливается, он свободно провисает у борта. В данном слу­ чае исключается трудоемкая опе­ рация по выборке квартропов или подъему грунтропа на палубу по 'квартропной схеме, значительно сокращается время подъема трала. При необходимости завалки грунтропа его вначале подтяги­ вают кормовым джильсоном за гужик голого конца грунтропа к кормовой дуге и берут на стопор. Затем носовым джильсоном за носовой гужик голого конца грун­ тропа заваливают весь грунтроп на борт. Заваливать грунтроп на борт сразу двумя джильсонами не рекомендуется. Следует обра­ тить внимание на соединение го­ ловного конца грунтропа с клячев- кой, пропуская юлый конец грун­ тропа в скобу обязательно, как указано на схеме — сверху вниз. Трос для кабелей в этом случае следует брать разной крутки (левой и правой), т. к. прп по­ становке троса одной крутки при выборке трала кабели на роликах скручиваются. На средних траулерах с мощ­ ностью двигателя 300 лошадиных сил набивать грунтропы следует так. На крыловой грунтроп ста­ вятся четыре четырехсотмиллимет­ ровых бобинца. Между ними две грунтропные катушки весом по 5,5 килограмма, шесть резиновых бобинцев и два деревянных бо­ бинца. Вес грунтропа в воде 105 килограммов. Центральный грунтроп воору­ жается также четырьмя четырех- 5 отмиллиметровыми бобинцами с постановкой между ними трех ре­ зиновых, двух деревянных бобин­ цев и одной грунтропной катушки весом 5,5 килограмма. В этом слу­ чае в центре грунтропа ставятся две катушки, а на концах по од­ ной, зато резиновых бобинцев по пять штук. Общий вес грунтропа в воде 80 килограммов. На средних траулерах с мощно­ стью двигателя 540 лошадиных сил на центральном грунтропе ста­ вятся пять четырехсотмиллиметро­ вых бобинцев. Между бобинцами крепятся две грунтропные катушки весом по 5,5 килограмма и восемь резиновых бобинцев. На концах грунтропа ставятся по пять рези­ новых бобинцев. Общий вес цент­ рального грунтропа в воде 125 ки­ лограммов. На 'крыловых ірунтропах ста­ вится по шесть четырехсоток. Меж­ ду ними по две катушки весом 5,5 килограмма каждая и по во­ семь резиновых бобинцев. На кон­ цах этого грунтропа — одна восьмикилограммовая катушка, три резиновых бобинца и одна ка­ тушка весом 5,5 килограмма. Об­ щий вес в воде — 140 килограм­ мов. Основным преимуществом любо­ го трала является его повышенная уловистость. Поэтому после окон­ чания работ по замерам парамет­ ров 16-метрового трала были про­ ведены сравнительные траления на уловистость на параллельных кур­ сах двух однотипных судов. При этом спуск и подъем тралов производился одновременно, а тралили суда на возможно близ­ ком расстоянии друг от друга. Работавший на сравнительных тралениях СРТ-153 был вооружен 23-метровым тралом с обычной, применяемой на промысловых су­ дах оснасткой. На СРТ-436 16-метровый трал был вооружен по схеме № 2 с пя­ тиметровыми голыми концами. Для большей точности опреде­ ления уловов величина их'опреде­ лялась по объему в кубических метрах. Уловы 23-метрового трала принимались за 100 процентов, а по отношению к нему определял­ ся улов на час траления 16-метро­ вым тралом. Результаты двенадцати сравни­ тельных испытаний показали по­ вышенную уловистость шестнадца­ тиметрового трала. Экипаж СРТ-436 имел улов на час трале­ ния в полтора раза выше, чем экипаж СРТ-153. В течение тралового сезона 1963 года работы по освоению 16-мет­ рового трала продолжались на нескольких СРТ (в основном на СРТ №№ 436,846,4232, 722). Эки­ паж СРТ-436 работал по обычной схеме вооружения трала (№ 2), экипажи СРТ №№ 4232 и 722 — по четырехкабельной схеме (№ 3). Сравнительные результаты ра­ боты за рейс показывают, что все экипажи, промышлявшие шестнад­ цатиметровым тралом, вошли в первую десятку судов по выпол­ нению плана и вылову на час тра­ ления. Вылов на час траления у них в среднем был выше на че­ тыре процента. СРТ-722 работал на Медвежин- ской банке в районе с тяжелыми грунтовыми условиями. За счет меньшей аварийности и большей уловистости 16-метрового трала он С х е м а м 2 # 0 * 4 * / /9 0 С , S m

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz