Рыбный Мурман. 1963 г. Август.

э котомический Считать не только •Ч ЗШ Р » ! угм Х н минуты, а и секунды Спросите капитана, механика, любого члена экипажа — нужно ли повышать производительность труда? Они недоуменно посмотрят ва ®ас, дескать, что за вопрос, ко­ нечно, надо! Но вот, когда заходит речь о том, что они сделали для этого, то многие уклоняются от разговора. В траловом флоте рост произво­ дительности труда едет главным «вразом за счет технического про­ гресса. В то же время далеко не используются так называемые внутренние резервы. Об одном из них я а хочу рассказать. При перегрузке готовой про­ дукции почему-то обязательно с грузом на па­ лубу большого морозильного трау­ лера. Затем перецепляют его на гак шкентеля стрелы плавбазы и переносят в трюм плавбазы. На палубе промыслового судна (толь­ ко у одного трюма) двое матросов обслуживают лебедки и двое тяга- Совершенно правильно, по-госу­ дарственному ставит вопрос про­ стая труженица. Редакция газеты поручила мне разобраться по су­ ществу его. И вот я на площадке, где происходит выгрузка. На же­ лезнодорожном пути стоят пять вагонов-ледников. В каждом из них пять—шесть женщин. Они набирают в* охапку тарные заго­ товки іи бросают ва землю. Две работницы в свою очередь подают эти заготовки на автомашину. А на машине еще двое женщин ук­ ладывают их. В результате не­ нужные перекидки, ненулевая за­ трата сил. В беседе с рабочими выясни­ лось, что «...сегодня еще разгруз­ ка идет хорошо, а вот, когда по­ ставят сразу с дееяток вагонов, да среди них два— три, из кото­ рых клепку или дощечку прихо­ дится выбрасывать через верх, тогда хоть плачь...» На площадке тесло. Кстати го­ воря, за последние восемь лет фронт разгрузочной линии бон­ дарного завода сократился в де­ сять раз. Вели в 1954— 55 го­ дах выгрузка тарных заготовок производилась на обе стороны же­ лезнодорожных путей, то сейчас часть территории превращена в асфальтированную улицу. Много места занял оптовый магазин рыб- коопа. К нему собираются подво­ дить железнодорожный путь. А это означает, что фронт разгрузки еще уменьшится. И вот под разгрузку подано во­ семь—десять вагонов. У железно­ дорожников жесткие сроки. Через два с половиной часа вся работа должна быть закончена, иначе штраф за сверхнормативный про­ стой. Чтобы избежать неприятно­ стей, быстрее освободить вагоны,, рыбный порт снимает людей, W пятых на обработквгтрауяеров. На площадке горы пиломатериалов. ют этот злосчастный гак, который почти всегда оказывается между траулером и плавбазой. Впустую уходит много времени. А ведь пе­ регрузку можно производить го­ раздо быстрее. Почему бы не соединить у од­ ного гака все три шкентеля (два с плавбазы и один с траулера), стрелой БМРТ поднимать строп из трюма, а затем шкентелями с базы переносить груз в трюм плавбазы? На траулере высвобождаются два человека, так как гак возвращает­ ся на судно лебедкой. При необхо­ димости можно увеличить груз ва нем. На первый взгляд кажется, что шкентели работают на разрыв. Но это только на первый взгляд. Ос­ новная нагрузка все-таки ложится на стрелы плавбазы, и поэтому опасности никакой нет. Экипажи промысловых судов и плавбаз прибалтийских флотилий успешно применяют такой способ Здесь смешалась и клепка для за­ ливных и сухотарных бочек, до­ щечки различной длины. Надо готовить территорию для приема очередной партии пилома­ териалов. Е работницы лесобиржи бондарного завода начинают сор­ тировать тарные заготовки по раз­ мерам, по качеству, укладывать в штабели. Они же грузят заготовки на автомашины. Труд нелегкий, требующий не только физическо­ го напряжения, но и вниматель­ ности. Ящичные дощечки бывают различной длины, причем разни­ ца небольшая — от пяти до пят­ надцати миллиметров. А клетка для заливной тары отличается от клепки сухотарной только мень­ шим количеством сучков. Каков же выход из положения, как избежать ненужных затрат труда — средств? Путь к этому один — организация пакетных перевозок пиломатериалов и при­ менение механизмов для их вы­ грузки. Помнится, года два—три назад инженеры рыбного порта и ПИНРО разрабатывали проекты организации производства по-но­ вому, предлагали различные ва­ рианты контейнеров. Но совнар­ хоз, в подчинении которого тогда находилось управление рыбной промышленности, так и не довел дело до конца. Некоторое ожив­ ление началось в 1963 году, по­ сле того, как вопрос о контей­ нерных перевозках со всей остро­ той рассматривался в правитель­ стве Российской Федерации. Но делается пока что все непродуман­ но, наспех. Во втором квартале на Мур­ манский лесотарный комбинат по­ ступил для рассмотрения проект пакетной отгрузки тарных 'загото­ вок. 14 йюця он .бцд рассмотрен на заседании-ІЙО» » «• Одобрив саму идею, перегрузки. А вот в Мурманском траловом флоте он не прививается. Когда мы подошли для сдачи го­ товой продукции к плавбазе «Ир­ кутск» и предложили отойти от обычной схемы перегрузки, то ка­ питан и его помощники встали, что говорится, на дыбы. Но по­ том их все-таки уговорили прове­ сти эксперимент. Он прошел от­ лично. Опыт работы экипажа «Салты­ кова-Щедрина» (мы.чіомимо «Ир­ кутска», сдавали груз на калинин­ градскую плавбазу) подтверждает эффективность указанного спосо­ ба работы. Надо только предусмот­ реть, чтобы длина шкентелей бы­ ла достаточной, дополнительно бы­ ли заведены контроттяжки, у ле­ бедок находились опытные мат­ росы. Чтобы не быть голословным, я хочу доказать преимущество пред­ лагаемого способа перегрузки кон­ но-технические работники коміж- ната внесли поправки и предложе­ ния. В частности, было указано, что поддоны конструкции тов. Снеткова не подходят. Во-первых, они рассчитаны для загрузки в них заготовок длиной от 600 до 800 миллиметров, а комбинат по­ лучает много пиломатериалов дли­ ной до 886 миллиметров. Во-вто­ рых, расстояние между поддоном и стенками вагонов — 16 милли­ метров. Малейшее смещение клёп­ ки и механическая выгрузка не­ возможна. Члены научно-техниче­ ского общества поставим вопрос о расширении территории, о вы­ делении механизмов и т. д. Из технического отдела главка «Севрыба» начали раздаваться те­ лефонные звонки. Смысл указаний сводился к утверждению — надо внедрять, а со временем решится н все остальное. Подобная поспешность ничего, кроме вреда, не принесет, может только опорочить хорошую идею. Практическая проверка поддонов Снеткова уже подтвердила пра­ вильность высказываний инженер­ но-технических работников лесо- тарного комбината. Недавно в Мурманск поступило^ два поддона с ящичной дощечкой. Пришлось КТО ЗА ЭТО Ежедневно в рыбном порту на перевозке рыбы заняты десятки грузовых автомобилей. На многих из них сельдь и треска перевозят­ ся навалом в кузов без упаковки в тару. При разгрузке почему-то никто не следит за тем, чтобы ры­ ба полностью выгружалась из ку­ зовов самосвалов. А ее, тем jioaee свежей, зачастую на каждой ма­ шине остается по нескольку ки­ лограммов. После смены водители самосва­ лов пригоняют машины к эстака­ де во дворе ремонтных мастерских автобазы главка «Севрыба». С безразличным видом, будто бы это какой-то мусор, смывают они ос­ тавшуюся рьгбу под настил эста­ кады. Часть ее уносят воды проте­ кающего здесь ручья, часть гни­ ет на земле, растаптывается на бревнах настила. Особенно иного выбрасывают свежей сельди. Можно увидеть и кретными цифрами. На каждом пе- рестропливании теряется минимум 20 секунд. Для перегрузки 400 тонн мороженой рыбопродукции нужно сделать 606 подъемов. Помножьте 20 секунд па 606 подъемов, переведите секунды в минуты, а минуты в часы. Полу­ чается, что впустую тратится 3 часа 22 минуты (это минимум). Если работать по-новому, траулер на 3 часа 22 минуты быстрее отойдет от борта плавбазы и нач­ нет промысел. А так как в течение года экипажи больших морозиль­ ных траулеров по 7— 8 раз сда­ ют груз на плавбазу и в больших количествах, то не трудно подсчи­ тать, каким солидным резервом для увеличения рыбы располагает траловый флот. В. ПЕТРОВ, помощник ка­ питана большого морозиль­ ного траулера «Салтынов- Щедрин». каждый из них до половины раз­ гружать вручную. Только после этого были обнаружены захваты, за которые, по замыслу конструк­ тора, следовало крепить подъем­ ный строп. Организация пакетных перево­ зок грузов — дело большой госу­ дарственной важности и решать его надо по-серьезному, по-госу- дарственному. Нам мыслится так, что должны собраться представи­ тели поставщиков, железной до­ роги, лесотарного комбината и продумать все, как следует. И не надо откладывать это дело в дол­ гий ящик. В плановом отделе лесотарного комбината мне назвали несколько цифр. На бондарный завод^посту­ пает ежегодно по железной доро­ ге до 70 тысяч кубометров пило­ материалов. Стоимость выгрузки одного кубометра — 40 копеек. На укладку тарных заготовок за­ трачивается ежегодно около 30 тысяч рублей. Нет сомнения в том, что пакетная перевозка грузов позволит не только сократить ручной труд, но и даст возмож­ ность экономить ежегодно тысячи рублей государственных средств. Е. МИХАЙЛОВСКИЙ. В ОТВЕТЕ? му бы, например, тому же началь­ нику авторемонтных мастерских тов. Михайлову, где творится это безобразие, не схватить одного— другого нерадивого водителя за руку да сообщить о нем по месту работы. Так нет, его, как видите ли, хата с краю. Вот и гибнет ценная продукция из-за преступ­ ной халатности одних и казенного равнодушия к народному добру других. Так кто же, спрашивается, за это з ответе? В своем докладе на июньском Пленуме ЦК КПСС тов. Ильичев говорил: «Всеми доступными нам силами — и мерами администра­ тивными и мерамиидейно-воспита­ тельными — надо вьгжечь из со­ знания холодный взгляд на обще­ народную собственность, как на «казенное», «чужое». Пусть каж­ дый советский человек умом и сердцем почувствует, что общест­ венная собственность — это не чужое, а его добро». Г. ДУБИНИН. О тощей треске и системе планирования Как известно, на всех судах по­ сле каждого рейса делается ан|* лиз работы экипажа. Подечиты» вается, на сколько выполнен план по добыче рыбы, выпуску пол^* фабриката, субпродуктов. И вой как ни странно, от мнопих мор$ коз приходятся слышать одно и то же: план по выходу гѵеченк? выпуску консервов и жира не вы* лолнен. В чем же дело? Как показали многократные ис­ следования, выход печени из вы» ловленной трески составляет эн§‘» чительно меньший процент по ерй* внению с тем, какой нам пданиру* ют. Например, .в районе острова Медвежий процент выхода печгени составляет всего 2—2,5 процента от общего вылова рыбы (иропив 4,5 по плану). Немногим лучше ре­ зультат получается в других рай­ онах промысла. Вполне понятно, что в таких условиях трудно вы­ полнить задание. Я разговаривал с некоторыми консервными мастерами, и они мне говорили примерно одно и то же. Вот что оказал, например, тов. Шелудчеико (траулер «Молда­ вия»). Промышляли мы в районе Медвежки. Задание по доб^лче пе­ чени было 38,9 центнера, а у нас отбор ее составил всего 7,4 цент­ нера. На изготовление консервов ушло 5,4 центнера, остальнсл — на выработку жира. Вместо 5.500 банок привезли всего 500. Тов. Полупанов (траулер «Уссу- риец»). Находились - все время на Демидовской банке. Треска ло­ вилась крупная. По плану должны были выработать 1.500 литров жи­ ра и изготовить 4.800 банок кон­ сервов. По консервам план, прав­ да, выполнили, а жира вытопили всего 400 литров. Лично сам я в последнем рейсе ходил на траулере «Нева». Про­ мысел мы вели на Meд вежи некой банке. Рыба ловилась тощая. Из тонны трески выходило по три ведра печени, причем вся она бы­ ла в пятнах. Вывалишь в бочку с водой — тут же опускается на дно. В порт мы привезли 95 тонн ры­ бы, а консервов сделали _ всего 1.700 банок при плане 3.015. Что же касается жира, то его п р и в е з ­ ли совсем мало. Бывало так: за­ грузишь котел очистками » брако­ ванной печенью, а соберешь иіирр килограммов 7— 8 . Под конец, пра­ вда, когда напали на хорошую рыбу, получалось и больше — ки­ лограммов ію 30—40. Вернулись мы с моря, доложили руководителям планового отдела о результатах р е ісз н говорим, что , надо как-то урегулировать план. Нам отвечают: план спущен свер­ ху и пересмотру он не подлежит, Я с этим доводом в корне не согласен. Моряки и, в частности, консервные мастера, хорошо зна­ ют, что в октябре, ноябре, декаб­ ре «и январе почти во всех района^ •промысла ловится рыба с боль­ шим выходом печени. Помню, на- ирнмер, на траулере «Котлас» при плане 3.300 литров жира и 8.400 банок мы привезли в первый раз 6.500 литров жира и И .ООО баноі* консервов, а 'во второй раз—9.400 литров жира и тоже 11.000 банок. Этот факт говорит о том^ что В разных районах моря м различное время года выход печени бывает неодинаков. В оаязи с этим иеоб* ходимо и производить планирова­ ние, а также >иэметггь систему оплаты труда консервщикам. ' На мой взгляд, было бы очен^ разумным сделать так. В ыполнял консервный мастер план по вы­ пуску консервов — получай часть премии, скажем, 20 .процентов, § если оправился и с планом по Ж/й« ру — то и все 40. А то что же получается на п р ^ тике? Консервная группа работа^ по 12—16 часов в сутки, вы-пол* няет ллан по консервам, а премий нет. У людей, вполне понятно, нет .никакой заинтересованности в ра­ боте, потому что они еще в peftQ уже заранее знают, что больше 75 процентов оклада им не дадут* К. КОРЛЭТЯНУ, наш вне­ штатный корреспондент. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 августа 1963 г. 3 стр* гниющий палтус.- И что удиви­ тельно, никому до этого делк нет. инженер- Не свое же — казенное. А поче- Р у ч н о й т р у д — в о т с т а в к у ! Непрерывный и быстрый рост производительности труда имеет решающее значение для построения коммунизма. Это сейчас хорошо понимает большинство рабочих Мурманского лесотарного комбината. На основном производстве — выра­ ботке бочек и ящиков достигнуты неплохие показатели. А по­ смотрите, сколько времени и труда затрачивается впустую на погрузочно-разгрузочных операциях. Миллионы штук клепок и ящичных дощечек вручную выгру­ жаются из вагонов. Затем пиломатериал приходится сортиро­ вать, укладывать в штабели, грузить на автомашины. И все это руками в основном женщин. Меня и монг подруг интересует вопрос: долго ли так еще будет продолжаться? Ведь разговоры о том, что будут при­ меняться контейнеры, будут установлены механизмы, ведутся на протяжении нескольких лет. Но пока все остается по-ста­ рому. М. РОМАНОВА, рабочфі лесотарного комбината.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz