Рыбный Мурман. 1963 г. Август.
3 НЕСТЬ! I РАССКАЗЫВАЮТ МОРЯКИ ТРАУЛЕРА „КААЦНИВ « ПРОДУКЦИЯ КАЛИНИНЦЕВ Ооо о о D О D D О О оо о О О О D D О □ R*с При годовом плане 12100 центне ров уже добыто 12329 центнеров рыбы. При плане 69 центнеров вы лов на сутки промысла составил 89 центнеров. Себестоимость центнера продук ции за полугодие снижена на 6 руб лей 14 копеек. ' При годовом задании 180 центне- В ров выгрев жира составил 183 цент- 8 нера. При плане на год 68000 условных S банок выработано 82000 банок § консервов. § -i.anouuDaaoaooooDooaoonooDODODOouonciDOODDaoDDonDnDDCianoDcioncioDaDonrmooDcmoooaaoDDDnoDaaoDDnoDDOOcioDam Умелый и дружный трудности не страшны Сложная промысловая обстанов ка была в первом квартале теку щего года. Не проходило недели, чтобы судно не прихватил шторм. Если в прошлом году капитанам но приходилось затрачивать осо бенно больших усилий для того, чтобы найти рыбу и удерживать ся на косяке, то нынче прихо дится, что говорится, трудиться до седьмого пота. Сложность работы судоводите лей заключается еще и в том, что треска нынче ведет себя «непо нятно». То она «появляется в та ких райопах, где даже не предпо лагаешь ее обнаружить, то совер шает большие перемещения в гори зонтальном и вертикальном на правлениях в поисках пищи. Требуется большое мастерство, чтобы угадать движение кося ков, сделать выбор между про мысловой выдержкой или опера тивным переключением в близ лежащие явадраты или районы, правильно выбрать место лова. Несмотря на то, что я и мои по мощники имеют большой стаж ра боты в траловом флоте и налопи ли известный опыт, мы никогда не полагаемся только на себя. У нас на корабле стало правилом прослушивать промысловые произ водственные совещания не только экипажей своего флота, но и ры баков Архангельска, Прибалтики, сельдяного флота, разговоры капи танов соревнующихся траулеров. Зная, в каких квадратах, на каких глубинах, какими курсами про мышляют другие экипажи, легче принять правильное решение, ви деть перспективу. Пе менее важно проявлять на блюдательность, умело оценивать обстановку. Появилась у берегов мойва и сельдь — значит жди там и треску. Изменилось направле ние ветра — меняй курс трале ния. В десятом рейсе (вторая поло вина июня —■начало июля) эки паж вел промысел на юго-запад ном склоне Мурманской банки. В конце месяца рыба там#отказала, и большинство экипажей, нахо дившихся вместе с нами, перешли в район Медвежинской банки. Мы решили не спешить с переходом. Судоводители и матросы обратили внимание на то, что в каждом тра ле попадается двадцать—тридцать рыбин с крючками. Это значит, что треска проходила по ярусам, которыми норвежцы ведут лов у своих берегов. Напрашивается вы вод — рыба начинает отходить от Норвежского побережья и, по всей видимости, не минует Мурманскую банку. Наши предположения оправдались. С первых дней июля подъемы стали достигать 3—4 тонны за траление. В одни из су ток мы уложили в трюмы 26 тонн охлажденного полуфабриката. Эки- иажи-перебежчики возвратились обратно, но из-за переходов поте ряли много промыслового времени и намного отстали в добыче от нашего экипажа. В данном случае нам помогла промысловая выдерж ка. Во втором .квартале я находился в отпуске. Подменявший меня ка питан тов. Рейзес также не раз добивался успеха за счет промыс ловой выдержки, о чем в свое вре мя рассказывалось на страницах бассейновой газеты. Но чаще всего в практике про мысла нынешнего года приходится, оперативно перестраиваться. И в этом большую роль играет груп повое соревнование экипажей. Групповое соревнование — де тище промысловиков рыбного Мур- мана. Моряки не раз убеждались в гой большой пользе, которую оно приносит. И очень обидно, что в текущем году, до июля, оно не имело той массовости, которая наблюдалась раньше. Многие ка питаны решили, что при слабой сырьевой базе все рално не до биться успеха, что лучше про мышлять в одиночку. Нашел ры бу — лови спокойно, никто тебе не помешает, а до других дела нет. Это уже не по-морскому. После отпуска я сделал на трау лере уже четыре рейса, и в каж дом из них наш экипаж соревно вался в группе с шестью-восемью другими кораблями. Три—четыре раза в сутки капитаны встреча лись в эфире, рассказывали о своей работе, о том, что мешает промыслу. Общими усилиями мы давали рекомендации экипажам, которые сработали хуже других. В десятом рейсе, благодаря помо щи «соперников», значительно перевыполнили рейсовое задание моряки траулеров «Капитан Деми дов» и «Слава». В одинадцатом рейсе была оказана помощь эки пажу траулера «Рыбец». Поставив по нашему совету двойные верт люги, поменяв местами ваера на барабанах, моряки сумели резко улучшить свою работу. Обраща лись к нам за советом моряки ар хангельского траулера «Ваенга». Мы помогли им всем, чем могли, рассказали подробно о вооруже нии нижней подборы. И не жалеем, что раскрыли «секрет» моря кам «чужого» судна. Рыбу-то мы ловим на общий, советский, народ ный стол. Главное, чтобы больше ее было. В групповом соревновании у нас стало правилом — сильный под тягивает к себе работающего сла бее. Тот, кто имеет более высокие подъемы, сообщает об этом осталь ным. Если рыба отказывает у всех, то осуществляем поисюив направ лениях, которые выбираются во время радиосовещания. Все это помогает оперативно производить перестройку. Наш экипаж первым в теку щем году на флоте среди судов бортового траления завершил го довой план подобыче рыбы. Дваж ды моряки завоевали переходя щее Красное знамя горкома КПСС и горисполкома. Решением управ ления и партийного комитета тра лового флота экипаж включен в число опорно-показательных. Все это радует нас, а вместе с тем на лагает и большие обязанности. Экипаж должен и в дальнейшем служить примером — не только хорошо работать сам, но и помо гать морякам других судов достав лять в порт больше рыбы, сокра щать затраты на центнер рыбной продукции. JI. ГРУЗДЕВ, капитан. ДЕШЕВАЯ НА ФЛОТЕ СЛАГАЕМЫЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ Экипаж траулера «Калинин» на 298 часов и эа счет этого іолол- «Что тут такого?—могут сказать протяжении последних лет рабо- нительно добыл 1583 центнера некоторые капитаны, тмтолиты, ты отличается от других не толь- рыбы. ^ председатели судовых комитетов ко высоким выловом рыбы, но и В результате дружной работы профсоюза, — и у нас проводятся тем, что здесь постоянно снижа- иоллентива, бережливого рвеходо- собрания, обсуждаются калькули- ется себестоимость продукции. В взния материалов и средств зии- ции себестоимости, решения яов- паж вместо 900 рублей убытна расчетных комиссий». дал за полугодие 49.500 рублей ул,Ілт , прибыли Хочется остановиться подробнее Я не ошибусь, если скажу, что ™ \ Т Р№С£ КмеЧН°’ не,,л°*0’ гллинии путь к рентабельности людей, Капитан Леонид Николаевич ГРУЗДЕВ. Старший помощник капитана Николай Яковлевич козьмин. Старший механик Александр Николаевич КРЫШТОП. Боцман Федор Ксенофонтович ШВЕЦ. Н А В А Х Т Е Г В А Р Д Е Й Ц Ы Т Р У Д А Машинная команда траулера делает все для того, чтобы обеспе чить бесперебойную и длительную эксплуатацию механизмов, эконо мить топливо, средства на между рейсовый ремонт. Ежерейсно мы расходуем на 6—7 тонн угля меньше нормы. Достигается это многими путями. Ни один из сальников на корабле не дает утечки пара. Своевременно производим профилактический ре монт. Внимательно следим за при емкой топлива на Угольной базе. Совершенно нрав начальник меха- нико-судовой службы тов. Захарь ин, который в статье, опублико ванной в «Рыбном Мурмане» от 6 августа, напомнил всем механи кам о необходимости лично конт ролировать получение топлива, не допускать образования «волчьих» ям в бункерах, что ведет к недо бору 10—15 тони угля. Наши иочегары тт. Миронов, Иванов, Авдонин очень вниматель но чистят топни и нииогда не вы брасывают горящий уголь. Столь же внимательно производят они и набор нолоснииовых решетои. За зор между иолоснинами не превы шает 8— 10 миллиметров. Уголь мы получаем мелкий, зачастую в нем много пыли. И если зазор бу дет 15—20 миллиметров, то зна чительная часть топлива проходит сквозь зазоры между колосниками и выбрасывается вместе со шла ком. На первый взгляд это «мело чи», но за год они выливаются в тонны топлива, в сотни рублей. Машинная команда постоянно стремится изыскивать все новые резервы экономии топлива и сма зочных материалов. Второй меха ник тов. Гезин нынче сделал при способление для переработни отра ботанного масла, ноторое затем идет на смазиу второстепенных де талей. Это дает возможность еже месячно экономить до 50 кило граммов масла. За семь месяцев нашему кол лективу удалось сделать восемь безремонтных стоянок. Сокращение времени нахождения корабля в порту позволило экипажу выловить дополнительно несколько десятков тонн рыбы. В то же время мы стремимся выполнить как можно Трал— оружие промысловика У нас, в траловом флоте, не редко бывает так: промышляют экипажи в совершенно одинаковых условиях, а уловы у них разные, у одних — больше, у других — меньше. В решающей степени успех промысла зависит от рабо ты судоводителей, но во многом •— от правильного вооружения и эк сплуатации орудий лова. На «Калинине» никогда не за бывают рыбацкую поговорку: «Трал — это оружие промыслови ка». Оно в любую минуту должно быть готово к действию. Мастера по добыче вместе с матросами внимательно готовят тралы к ра боте. Начинается подготовка еще во время стоянки судна в порту и продолжается в часы перехода к месту промысла. Тщательно проме ряют ваера, размеры тралов, до сок... На многих судах флота мастера по добыче не следят за состоянием роликов. От длительной эксплуа тации появилась на ролике одна канавка — «не замечают», появи лась вторая — продолжают ра ботать. Лень снимать ролики, сда вать на судоремонтный завод для проточки. И надо с к а з а т ь , много теряют экипажи из-за этой «невнимательности», нежелания лишний раз утруждать себя. Сни жается вылов, быстрее изнаши ваются ваера. У нас стало правилом два—три раза в год производить проточку. Вот и во время августовской стоян ки судна в порту 12 роликов до ставлены на завод. А они эксплуа тировались всего три месяца. Вое расходы, связанные с ремонтом, окупаются повышением уловов, более длительной работой ваеров. На «Калинине» они служат 8—9 месяцев и перекрывают норматив ный срок эксплуатации в часах промысла примерно на одну треть. В денежном выражении экипаж экономит на этом не меньше трех сот рублей. По сравнению с другими эки пажами мы применяем утяжелен ную нижнюю подбору. По центру ее семь четырехсотмиллиметровых бобинцев, и на каждом по 16 ки лограммов груза плюс одна рези новая прокладка. На крыльях ста вится по шесть «четырехсоток». Груз добавляется из расчета по 21 килограмму на каждый бобинец плюс 4—5 резиновых прокладок. На трехметровый добавочный к грунтропу одеваем 14 резиновых прокладок. Такое вооружение под боры утяжеляет крылья и не сколько облегчает центр трала, что способствует увеличению горизон тального раскрытия. На промысловых советах по групповому соревнованию мы не однократно рекомендовали своим «соперникам» так же вооружать нижнюю подбору. Но при этрм указывали, что, если на траулере сильная машина, то ваеров надо вытравливать лишнюю марку. На кораблях, где машина слабовата, следует травить ваеров 2,5 глуби ны. Клячевка вооружается пятисот миллиметровым бобинцем. ІІа шток ее крепится восьмикилограммовая чушка, а на груіггроп к коромыслу —шестнадцать килограммов груза. Это также способствует увеличе нию горизонтального раскрытия трала. Морякам известно, что успех промысла невозможен без хорошей работы траловых дбеок. Правила их эксплуатации, рекомендации по устранению . тех или иных не исправностей можно-узнать, прочи тав брошюры из серии «Библио течка промысловика». Мыпридер живаемся этих правил и рекомен даций. Хочется бросить упрек в адрес отделов добычи и мате риально-технического снабжения тралового флота. Лапки из троса диаметром 25—26 миллиметров затрудняют работу экипажей, сни жают вылов рыбы. Они сажают дос ки на пятку. Желательно изготов лять лапки из 22-миллиметрового троса. С ними доска работает нор мально, на ровном киле. Желательно, чтобы кабели вы пускались длиной 75—85 метров. Наиболее практичными мы счита ем 75-метровые. Ими можно про мышлять даже на тридцатиметро* вой глубине, ііри условии — тра вить на ходу. В текущем году экипажам очень часто приходится вести промысел в районах, где в трал попадает много губки. Чтобы уменьшить аварийность орудий лова, мастера по добьгіе «Калинина» заменяют «четырехсотой» на «пятисотки», удлиняют цепки до 80 сантимет ров. Кроме этого, мы делаем на нижней пласти трала три карману По центру делаем разрез длиной 60 ячей, с боков — два по два дцать ячей. Часть губки провали вается сквозь эти карманы. Капитан тов. Груздев, мастера по добыче рыбы уделяют большое внимание повышению квалифика ции палубной команды. Каждый матрос хорошо знает свои обязан ности в момент спуска и подъема трала, все операции выполняются четко. При работе на глубинах 200— 300 метров при спуске-подъ еме трала у нас экономится до б минут. В течение рейса это поз воляет сделать дополнительное траление и выловить 1,5— 2,5 тон ны тресни. Подъем трала на «Калинине» несколько отличается от других экипажей. Начало выборки ваеров идет с отдачи стопора. Руль ста вится прямо. По мере выборки ва еров руль ложится на борт. Маши на работает малым ходом до под хода кормовой доски. Встречая сопротивление воды, рыба не вы ходит из трала. Мы заметили, что, если подъем трала производится при застопоренной машине, то часть рыбы выходит из трала, улов снижается на десять—пят надцать процентов. Мастера подобыче рыбы трауле ра «Калинин» гордятся тем, что внесли свой вклад в общий успех экипажа. Будем и в дальнейшем творчески подходить к делу, умно жать успехи коллектива. А. ДЕРЯГИН, старший ма стер по добыче рыбы. в 5 больше работ своими силами. При ходится лишаться нормального отдыха в порту, но люди понима ют, что это в их интересах, в ин тересах всего экипажа, флота. Трудно на берегу — легче на про мысле. • О высоком трудовом героизме и мастерстве членов машинной команды можно рассказывать много. Я приведу один пример. В одіюм из мартовских рейсов было замечено, что не исправен холо дильник.^Механики долго думали, как быть. Сдавать заказ на завод — значит ремонт обойдется эки пажу рублей в 400—500.. к тому же нет гарантии, что завод быстро выполнит заказ. А межідурейсовая стоянка была запланирована двое суток, трудно оправиться за это время силами машинной команды. Трудно—это еще не значит, что невозможно. Второй механик тов. Гезик, слесарь тов. Хомяков, ко чегар тов. Миронов решили выпол нить работу сами. Двое суток тру дились они не покладая рук и до бились своего. Седьмого августа машинной команде нашего судна базовый ко митет профсоюза тралового флота присвоил звание коллектива ком мунистического труда. Это боль шая честь для нашего коллектива, мы постараемся достойно нести звание гвардейцев труда. А. КРЫШТОП, старший ме ханик. пятом году семилетки морями вы ступили инициаторами соревнова ния на флвте за снижение себесто имости центнера добытой рыбы, эа экономию на каждого члена м и - пажа не менее, чем по тысяче руб- лежит через сердца ладей, черев — нГвѴаѴно7с/учаё‘ ийлш лей государственных средств. их сознание На судне проводится в Сразу же после лринятия оОяаа- <ольшая ^ ота 1,0 в»™™»™ “ или запоздалого ое ляцми, полученные в планові тельсив началась упорная борьба за претворение их в жизнь. Каж дый командир на своем участке возглавил это большое У моряков чувства рачительных хо зяев, вкуса к йкопомии. Язык экономики — цифры, расчеты. Научить людей не только выступают в роли запоздалого ре гистратора. Мы же стремимся к тому, чтобы цифры лучше работа ли на производство. На «Калини не» дело поставлено иначе. Капи- я о ыное государет- тан у нас ведет ежедневный учет, венной важности дело. Огаршии ,,0,Ішмать язык»10 и сяооодао П2тмерно в талом же илане как гин, он же председатель судового “ ® ™ капитан архангельского траулера Веселков. ж :а. Е сли капитан архангельского «Петропавловск» тов. ${вдый день нь 1 имеем леиие о результатах ре намечается отставание в том иди ином вопросе, немедленно прини маются меры к предотвращению потерь, недолова и т. и. А. НЕКРАСОВ, групповой ПОМІІОЛИТ. комитета, взял иод строгий конт- ,г^ Груздеву она решается успеш- ѵммк м „ . » * g - елового снаряжения. д * » а него пример я w , ч остальные члены экипажа. К тому Машинная команда (старшин же он РуХвваділ «еминаром кош- механик тон. Крыштоп) тоже оно- рртной 9ItOHOjnnn,. сит свой вклад. В каждом ре»ке На корабле ежерейсно ироводят- экономится топливо, смазочнне на- ся со6ра№ИЯ экилаМ) на которш териалы. Большой объем ремонта «Осуждаются итоги работы кораб- выполняется силами личного со- ля става. Только за первое полугодие машинная команда -сэкономилатоп лива на 3400 рублей, средств по статье «междурейсовый ремонт»— 1800 рублей. Высокая рентабельность дости гается не только путем сокраще- „ __ ния затоат ппотив сѵмм ппеіѵ- Когда на «Калинин» мов, что надо идти в ногу с кол- счотвенных сметой Решающее ^ Р я к и узнали о том, что редакция лективом, с требованием времени, имиіуешіыл iMtriun. і ешающес собирается посвятить один из сво* Старых грехов за ним сейчас не значение имеет увеличение добычи их номеров работе «их экипажа, то наблюдается, работает хорошо, рыбы. Капитан и мастер по добыче несколько человек подходили но в своих корреспонденциях, кото- мне и советовали: —• О капитане нашѳм надо нави сать, и рыбу он ловить умеет н деньги экономить.., одним словом, коммунист в полном смысле этого олова. В том, что все это так, не трудно КОМАНДИР , ВОСПИТАТЕЛЬ, ДРУГ К у р с — н а с в е ж ь е В числе задач, которые решает экипаж в борьбе за увеличение вылова рыбы и повышение рентабельности работы траулера, одной из самых важных является максимальная заготовка свежья. Об эффек тивности доставки в порт охлажденного полуфабриката говорилось и писалось уже много, и на этом я останавливаться не буду. Скажу только, что на сегодняшнее число мы имеем его на своем счету около 9300 центнеров. Годовое задание перекрыто на ѲОО центнеров. ЗА СЧЕТ СВЕРХПЛАНОВОЙ ЗАГОТОВКИ СВЕЖЬЯ ЭКИПАЖ ПО ЛУЧИЛ НЕ ОДНУ ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ . В летний период треску брать под лед мы начинаем за девять— десять с половиной суток. В первые два дня рыбу подрезаем, увели чиваем дозировку льда. Укладывается рыба в чердаке на шесть — семь площадок. Сначала крупная, выше — ровная, а самый верхний ряд — более мелкая рыба. Судоводители и матросы делают все от них зависящее, чтобы сортность сдаваемого в порту полуфабриката была выше плановой. Продолжительность траления сокращается до полутора—двух часов. З а это время вахта успевает разделать двухтонный улов. В результа те за семь месяцев этого года охлажденный полуфабрикат ни разу не сдавался пониженной сортностью. Она превышала плановую на один — полтора процента. То, о чем я рассказывал, многим покажется азбучной истиной. Но моряки некоторых судов уже успели позабыть эту азбуку, не при держиваются многих требований инструкций и не могут в отдельные рейсы уложиться в плановую сортность. До конца года наш экипаж даст стране дополнительно к плану еще две тысячи центнеров свежей рыбы. И. ТОРГАИІОВ, мастер по обработке рыбы. рые публикуются в сегодняшнем номере газеты, рассказали о том, кале экипаж добивается высоких уловов. Мне хочется дополнить их выступления. За счет того, что морякам уда- убедиться, прочитав корреоіиіндеи лось сократить продолжительность междурейсовых стоянок в порту на пять суток, экипаж смог выловить дополнительно 445 центнеров трески. Или такой пример. Благо- о М * «t DV/JVIf L ПЛІІ/ПL/УІ ЛОМ ¥11 I (ТП cl• U H V D D IU ’ даря четкой работе палубной ЬОрить об этом — значит повто* команды, исправных орудии лова, ряться... среднесуточный режим траления j,j в тот моменТ| когда я саіделу составил вместо 14 часов по пла- нег0 в каюте и думал о том, как ну 16,8 часа. Получается, что лучше выполнить просьбу моряков, ^ову Г.руздеву. за полугодие экипаж удлинил пла- вдруг кто-то постучался. — Входите... В каюту вошел матрос, поздоро вался. — Я до вас, Леонид Николае вич, попрощаться пришел. У меня все в порядке, спасибо за под- нируемое промысловое время на «Раз и навсепда надо понять, — указывалось в докладе на июнь ском Пленуме ЦК КПСС, — что самый надежный путь к успешно- му выполнению любого плаоіа — хорошо поставленное в коллеипюве воспитание людей, живое общение с ними, душевная забота о них, это — путь к сердцу, к ооэнаммю ции, опубликованные на развороте, человека». И мастер по добыче, и ііомнолмт, и Это требование партии стало мастер по обработке рыбы, расска- своеобразным компасом для Лео- зывая о передовом опыте, связьіва- ннда Николаевича. Оно дает точ- ют успехи, достигнутые коллекти- ное направление в работе по ком- вом, с именем капитана. Вновь го- мунлогическому воспитанию моря ков, по нему сверяет капитан свои действия. Производственные и экономиче ские успехи экипажа не кружат го- Он по-прежнему остается скромным, требов... .іь- ным к себе. Помню, после заседа нии базового комитета, -на котором ому лично, а также матросам тг, Андриянову, Гарипову и боцмаигу тов. Швецу было присвоено звание ударника коммунистического труда, Леонид Николаевич поделился со мной своими мыслями, у, что ж, хорошо, не забы- — Вот сейчас у нас стало пят^ ваите мое напутствие, — сказал ударников коммунистического тру- ему на прощание тов. Груздев. д 3| машинная команда в целом Когда мат.рос ушел, Леонид Ни- завоевала это почетное звание. Но колаевнч рассказал мне об этом это не'означает, что с ссхревнова- человеке, который споткнулся в нием за коммунистический труд на жизни, но, плавая-на траулере «Ка- траулере дело обстоит хорошо, линий», сумел понять свои ошиб- Многие матросы находятся в сто ки и во многом уже искупил их роне от него. Серьезное наше улу- своим самоотверженным трудом, щение, правильно покритиковали Дружеские беседы капитана сыгра- за это на заседании базового ко ли большое воспитательное значе- митета. ние. Фамилии этого матроса я не А потом и трудно одному. Д у называю, да дело и не в фамилии, маю в партком обратиться, чтобы Важен сам факт. создать на судне полноценную Во многом обязан капитану и партийную организацию. Олереть- матрос Трофимов. Не раз в начале ся будет на кого, подправить ком- года подводил он коллектив, появ- мунисты смогут своевременно, под- ля лея на судне в нетрезвом состоя- оказать. Дела пойдут лучше, ннн. «Списать с траулера, — раз- С теплым чувством я уходил из давались голоса некоторых членов капитанской каюты. Если бы на экипажа, — подводит он нас». флоте было побольше таких комаи- — Не будем опешить с этой край- диров, думал я, насколько лучше ней мерой,—-убеждал моряков капи- обстояли бы дела на флоте с до тай, — лучше силой общественного бычей рыбы, со снижением себе- воздействия перевоспитаем челове- стоимости продукции, ка. И «понял <в конце концов Трофи- В. ЕВГЕНЬЕВ. деіржку, за добрые советы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz