Рыбный Мурман. 1963 г. Август.

О чем умолчал докладчик Нельзя сказать, чтобы в рыб­ ном порту была предана забве­ нию воспитательная работа с с людьми. Она проводится. Ис­ пользуются разнообразные фор­ мы и методы партийного влия­ ния ла людей. Читаются лекции и доклады на политические темы, проводятся читки газет­ ных статей и беседы агитато­ ров. Заседают товарищеские суды. Но, видимо, в существе сво­ ем чего-то не доделывается, не всегда начатый большой раз­ говор доходит до ума и сердца простого труженика. Вот и по­ лучается, что целый отряд ак­ тивистов работает на холостом ходу. Иначе чем можно объяснить тот факт, что в рыбном порту не сокращается, а растет тл­ ело нарушителей трудовой и производственной дисциплины. По сравнению с прошлым годом нынче в порту на 65 человек больше привлечено к админист­ ративной ответственноста за прогулы и пьянство в рабочее время, на 44 портовика больше побывало в медвытрезвителе. И это при том условии, что в энергохозяйстве, на втором и третьем грузовых участках, в капитанской службе количество нарушителей трудовой и произ­ водственной дисциплины резко сократилось, а на АТС их вооб­ ще нет. Оказывается больше всего нарушителей среди моряков транспортно-буксирного флота. И что самое страшное, ведут себя непристойно в большинст­ ве своем командиры судов. Пьянствуют старшие механики лихтера «Семжа» — Воща- нов, буксира «Дерзкий» — Мошников, механики буксир­ ного парохода «Жемчут» — Москвин и «Кантовщика» — Кулебакил, старшие помощни­ ки капитанов буксирного кораб­ ля «Отважный» и танкера «Джамрат» — Булатников и Панфилов. Естественно, что такие ко­ мандиры не могут заниматься воспитанием подчиненных, по­ скольку их самих надо пере­ воспитывать. И где-где, а на флоте прежде всего необходи­ мы высокий порядок, органи­ зованность и железная дисцип­ лина. Чего, например, может потребовать от своих подчинен­ ных старший механик Воща- ігов, если он на почве пьянства прогуливает, не следит за ремонтом и правильной эксплу­ атацией судовой техники. А это молодой специалист. Он С собрания партийно-хозяйственного актива р ы б н о г о п о р т а учился на средства народа и забыл об этом. Ему давно пора напомнить о долге. И не огра­ ничиваться выговорами, а ли­ шить диплома. Тогда Вощаное скорее почувствует ответствен­ ность перед государством. Ведь не лил же целый год старший механик Васильев, когда его за пьянку лишили диплома! Факты гоіворят о том, что в транспортно-буксирном флоте не всегда (внимательно и чутко относятся к новичкам, особен­ но к флотской молодежи. На собрании партийно-хозяйствен­ ного актива, что состоялся 13 августа, -рассказали о воз­ мутительном случае. В отделе кадров дали вновь принятому на работу матросу ■направление на лихтер «Иманд­ ра». Сказали при этом: — На этом судне хорошая команда и хорошие командиры. Они строгие, но справедливые. Веди себя примерно, работай хорошо, помни, что коллектив нашего порта борется за высо­ кое звание предприятия комму­ нистического труда. Каково же было удивление новичка, когда его встретил на лихтере вдрызг пьяный стар­ ший помощник капитана Бума­ гин. Он тут же распорядился: — Становись на вахту! Опросить, что и как делать на вахте, новичок не мог. Не у кого было. Вся команда вместе с боцманом лежала, как гово­ рят поморы, «в покатуху» пья­ ная. Пришел с берега матрос, ко­ торый должен был заступить на вахту, но считая себя «морским волком», а новичка «салажен- ком», он решил показать себя начальником! Не успел юнец раздеться и лечь, как его под­ нял этот матрос и приказал «продолжать нести службу». Новичок пошел искать защи­ ты у боцмана и старпома. Но те обрушили на него такую пор­ цию мата, что парню волей-не­ волей пришлось 12 часов бес­ сменно простоять у трала. Кончилось тем, что старпом Бумагин описал этого молодого матроса, только что пришедше­ го на судно и проявившего упорство и настойчивость, спи­ сал «за отказ от работы». Сле­ дом за ним были списаны еще два подобных же «нарушителя дисциплины». Почти час докладывал собра­ нию актива помощник началь­ ника порта по кадрам тов. Ша­ повалов Ф. К. о состоянии тру­ довой и производственной дис­ циплины в порту. Он вспомнил Наполеона и американского ученого Уатта, покойного пре­ зидента США Рузвельта и уче- ного-атомщика Энштейна, кино­ фильм «Грешный ангел» и поэ­ та Илью Сельвинского, но уча­ стники собрания не услышали главного: какие нужно осущест­ вить мероприятия, чтобы укре­ пить дисциплину в порту. Не сказал докладчик и о другом, не менее важном — как , какме пути к уму и сердцу человека нашли руководители и общест­ венные организации энергохо­ зяйства, 2 и 3 грузовых участ­ ков, АТС, где умело занимают­ ся воспитанием трудящихся. В докладе, как ни странно, не было приведено ни одного фак­ та хорошей работы по воспита­ нию кадров цеховой партийной или профсоюзной организация­ ми. Будто бы в порту и нет та­ ких. А ведь это неправильно! Они есть! И ще, как не на соб­ рании партиило-хозяиственно- го актива стоило говорить о их успешной работе в деле воспи­ тания нового человека. Эти существенные ошибки докладчика направили в невер­ ное русло и прения. Из одиннадцато выступивших только начальник порта то®. Тисленко самокритично приз­ нал, что большого разговора о путях улучшения идеологиче­ ской работы в порту не получи­ лось. И не получилось потому, — сказал выступающий,—что многие руководители почти не занимаются воспитанием людей. Все говорили о нарушителях и никто — о путях ликвидации нарушений трудовой и произ­ водственной дисциплины. — Мы, — сказал тов. Ти- сленко,— должны повысить от­ ветственность всего коллектива портовиков эа каждого челове­ ка, за его отношение к труду, к социалистической собственно­ сти, к семье. Надо сделать пра­ вилом: нарушил один человек дисциплину—вся бригада ли­ шается премии. Тогда вся бригада ополчится на разпиль- дяя, потребует от него честного отношения к делу и хорошего поведения. После собрания я разговари­ вал с заместителем секретаря парткома тов. Кузнецовой. Она уже и без того была расстроена и тем, что на 'собрание из 300 приглашенных явилось не бо­ лее 150 активистов, и тем, чію в докладе не оказалось нужного анализа причин роста наруше­ ний дисциплины в порту и фак­ тов умелого воспитания людей. — Подвел меня Шаповалов, — чистосердечно призналась тов. Кузнецова. — Смотрела я доклад накануне собрания. Сде­ лала соответствующие замеча­ ния и оказала, чтобы доклад, был переделан. •:.••• Но Шаповалов не посчитал­ ся с мнением партийного руко­ водителя. А зря! Зря и тосв. Кузнецова не проверила своев­ ременно, как докладчик испра- ' вил существенные ошибки и недостатки в докладе для сТогёь серьезного собрания. А уж если Шаповалов, несмотря на пре­ дупреждение, допустил глу­ пость, надо было выступить пе­ ред активистами с критикой в его адрес. От этого бы польза была большая. Тогда и прения были бы другими. Б. ФЕДОРОВ. НАШЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ ЛЕНИ И РАВНОДУШИЯ Интересно прошел последний рейс для членов машинной команды большого морозильно­ го траулера «Куприн». Инте­ ресно потому, что каждый день нахождения на промысле у них был заполнен чем-то новым, до сего времени неизвестным. Но расскажу все по порядку. Вначале, как только мы вышли в море, кто-то из котельных машинистов высказал такую мысль: а неплохо было бы в машинном отделении организо­ вать обучение смежным про­ фессиям, какая бы польза от этого была и каждому члену команды и всему экипажу в це­ лом. Это предложение было го­ рячо поддержано как мотори­ стами, так и механиками. Обучение начали с того, что на каждой вахте котельный ма­ шинист становился на место моториста, а тот, в свою оче­ редь, временно выполнял обя­ занности котельного машини­ ста. Вахтенный механик, пред- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ф и л ь м Фильм «Русское чудо» по своему содержанию — замеча­ тельная кинолетопись. Как под­ линное произведение социали­ стического реализма, он правди­ ва, исторически конкретно изо­ бражает нашу русскую действи­ тельность в ее революцион­ ном развитии. Фильм не остав­ ляет зрителя равнодушным, на­ оборот, он вызывает массу раз­ личных мыслей, раздумий... Вот и я шел после просмотра домой и думал: Ведь все, что мы, люди мо- ло і.ого поколения, знали о жиз­ ни нашего народа при царизме, о Великом Октябре, о борьбе мо­ лодой Советской республики, о трудных годах восстановления наводного хозяйства и начале строительства социализма, — все это, так сказать, наши «книжные» знания, почерпну- «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 17 августа 1963 г. тые из учебника по истории СССР, из рассказов старших, художественной литературы, наконец, из тех же кинокартин. И у многих из нас все это вы­ глядело как бы само собой ра­ зумеющимся. В фильме же «Русское чудо» дореволюционное прошлое, борь­ ба народа за наше счастье, ти­ таническая работа нашей пар­ тии во главе с Лениным пока­ заны так, как все это было на самом деле: кадры, которые зритель видит на экране, сня­ ты не с театральных декораций, а с подлинной жизни, в них запечатлены действительные факты, люди, события. Ценность «Русского чуда» заключается еще и в том, что в нем без прикрас и преувели­ чений рассказывается, как тру­ дящиеся нашей страны боро­ лись за свое счастье, добывая свободу и независимость, как они, не щадя себя и не жалея своей жизни, строили первое в мире социалистическое госу­ дарство. В этом смысле фильм особен­ но поучителен для тунеядцев всех мастей, которые привыкли лишь пользоваться благами, созданными для нас Советской властью, получать от общества все, ничего не давая ему вза­ мен, для тех, кто много гово­ рит о коммунизме, мечтает о сытой, теплой, уютной жизни, а сам и грамма труда не хочет вложить в его строительство. В заключение хочется вы­ сказать болыпое-болыное спа­ сибо кинематографистам, на­ шим немецким друзьям Аннели и Андре Торндайк эа создание этого замечательного фильма. В. ЛУКАШОВ, электро­ механик плавбазы «Там­ бов». варительно ознакомив каждого с его новыми обязанностями, то и дело подходил к рабочему месту, подсказывал, что и как нужно делать дальше, вовремя поправлял, если видел, что тот йли иной собирается поступить не так. Спустя десять дней ре­ зультаты такого обучения дали себя знать: каждый успешно мог заменить своего товарища. Теперь была полная возмож­ ность за счет одного человека с каждой вахты создать рабо­ чую бригаду, в обязанность ко­ торой входил бы ремонт меха­ низмов и оборудования. Вот эдесь-то особенно выявились способности каждого выпол­ нять слесарные, монтажные и другие работы. После прохождения этого своего рода курса обучения (он был установлен нами тоже в де­ сять дней) все мотористы и ма­ шинисты направлялись для не­ сения вахты, но не на свою, а на другую вахту, где обучались выполнению новых, присущих той или иной вахте обязанно­ стей. А на смену ушедшим из рабочей бригады приходили вновь назначенные. Так в тече­ ние всего рейса как в рабочей бригаде, так и на всех вахтах перебывали все мотористы и котельные машинисты. Каждый из них познакомился с целым рядом новых работ. Не говоря уже о том, что овладение смежными профес­ сиями принесло большую поль­ зу каждому из членов машин­ ной команды, переброска их с одного вида работ на другой принесла огромную выгоду экипажу: за время нахождения на промысле наша рабочая бригада выполнила большой объем ремонтных работ, в не­ которых случаях таких, кото­ рые возможны лишь в завод­ ских условиях. С другой стороны, перемена рода деятельности положитель­ но действовала и на людей, а переброска их с одной вахты на другую как-то обновляла, осве­ жала их настроение, и они с большой охотой выполняли свои новые обязанности. И что характерно, люди как-то еще больше сдружились, сблизились между собой. Нельзя не отметить и увле­ чение, которое замечалось у людей во время выполнения ими ремонтных работ. Приведу хотя бы такой пример. До это­ го рейса котельный машинист тов. Глад,пев во время несения вахты часто выходил наверх «подышать свежим воздухом» и обычно при этом приговари­ вал: «Пусть механики рабо­ тают, мое дело —• сторона, а всего-навсего кочегар». В ма­ шинном отделений считали Гладнева лентяем, ни к чему не способным. В этом же рейсе, когда мы стали проводить реорганизацию, Гладнева было не узнать. При­ дя в ремонтную бригаду, он брался за любую работу и, чувствуя, что ему доверяют, со всей ответственностью выпол- • нял каждое поручение. Вместе с мотористом тов. Гробовым он в короткий срок отремонтиро­ вал тормозное устройство и ручной привод брашпиля. Большие способности и ис­ ключительное трудолюбие про­ явил также другой котельный машинист тов. Удавенко, кото­ рый в начале рейса тоже всем видом показывал, что, кроме об­ служивания котла, его больше ничего не интересует и он ни­ чего больше не умеет делать. Высокие показатели на ре­ монте механизмов и оборудова­ ния добивались и мотористы тт. Барканов, Алексашин, Плет­ нев, Иванов и другие. На переходе, по пути в порт, состоялось совещание членов машинной команды. Многие выступавшие на этом совеща­ нии высказались за то, чтобы перемещение членов команды е одной вахты на другую и рабо­ ту в ремонтной бригаде прак­ тиковать и в последующих рей­ сах, а также рекомендовать наш опыт на другие суда. Г. МАМПОРИЯ, старший механик большого морозильного т р а у л е р а «Куприн».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz