Рыбный Мурман. 1963 г. Август.
О чем умолчал докладчик Нельзя сказать, чтобы в рыб ном порту была предана забве нию воспитательная работа с с людьми. Она проводится. Ис пользуются разнообразные фор мы и методы партийного влия ния ла людей. Читаются лекции и доклады на политические темы, проводятся читки газет ных статей и беседы агитато ров. Заседают товарищеские суды. Но, видимо, в существе сво ем чего-то не доделывается, не всегда начатый большой раз говор доходит до ума и сердца простого труженика. Вот и по лучается, что целый отряд ак тивистов работает на холостом ходу. Иначе чем можно объяснить тот факт, что в рыбном порту не сокращается, а растет тл ело нарушителей трудовой и производственной дисциплины. По сравнению с прошлым годом нынче в порту на 65 человек больше привлечено к админист ративной ответственноста за прогулы и пьянство в рабочее время, на 44 портовика больше побывало в медвытрезвителе. И это при том условии, что в энергохозяйстве, на втором и третьем грузовых участках, в капитанской службе количество нарушителей трудовой и произ водственной дисциплины резко сократилось, а на АТС их вооб ще нет. Оказывается больше всего нарушителей среди моряков транспортно-буксирного флота. И что самое страшное, ведут себя непристойно в большинст ве своем командиры судов. Пьянствуют старшие механики лихтера «Семжа» — Воща- нов, буксира «Дерзкий» — Мошников, механики буксир ного парохода «Жемчут» — Москвин и «Кантовщика» — Кулебакил, старшие помощни ки капитанов буксирного кораб ля «Отважный» и танкера «Джамрат» — Булатников и Панфилов. Естественно, что такие ко мандиры не могут заниматься воспитанием подчиненных, по скольку их самих надо пере воспитывать. И где-где, а на флоте прежде всего необходи мы высокий порядок, органи зованность и железная дисцип лина. Чего, например, может потребовать от своих подчинен ных старший механик Воща- ігов, если он на почве пьянства прогуливает, не следит за ремонтом и правильной эксплу атацией судовой техники. А это молодой специалист. Он С собрания партийно-хозяйственного актива р ы б н о г о п о р т а учился на средства народа и забыл об этом. Ему давно пора напомнить о долге. И не огра ничиваться выговорами, а ли шить диплома. Тогда Вощаное скорее почувствует ответствен ность перед государством. Ведь не лил же целый год старший механик Васильев, когда его за пьянку лишили диплома! Факты гоіворят о том, что в транспортно-буксирном флоте не всегда (внимательно и чутко относятся к новичкам, особен но к флотской молодежи. На собрании партийно-хозяйствен ного актива, что состоялся 13 августа, -рассказали о воз мутительном случае. В отделе кадров дали вновь принятому на работу матросу ■направление на лихтер «Иманд ра». Сказали при этом: — На этом судне хорошая команда и хорошие командиры. Они строгие, но справедливые. Веди себя примерно, работай хорошо, помни, что коллектив нашего порта борется за высо кое звание предприятия комму нистического труда. Каково же было удивление новичка, когда его встретил на лихтере вдрызг пьяный стар ший помощник капитана Бума гин. Он тут же распорядился: — Становись на вахту! Опросить, что и как делать на вахте, новичок не мог. Не у кого было. Вся команда вместе с боцманом лежала, как гово рят поморы, «в покатуху» пья ная. Пришел с берега матрос, ко торый должен был заступить на вахту, но считая себя «морским волком», а новичка «салажен- ком», он решил показать себя начальником! Не успел юнец раздеться и лечь, как его под нял этот матрос и приказал «продолжать нести службу». Новичок пошел искать защи ты у боцмана и старпома. Но те обрушили на него такую пор цию мата, что парню волей-не волей пришлось 12 часов бес сменно простоять у трала. Кончилось тем, что старпом Бумагин описал этого молодого матроса, только что пришедше го на судно и проявившего упорство и настойчивость, спи сал «за отказ от работы». Сле дом за ним были списаны еще два подобных же «нарушителя дисциплины». Почти час докладывал собра нию актива помощник началь ника порта по кадрам тов. Ша повалов Ф. К. о состоянии тру довой и производственной дис циплины в порту. Он вспомнил Наполеона и американского ученого Уатта, покойного пре зидента США Рузвельта и уче- ного-атомщика Энштейна, кино фильм «Грешный ангел» и поэ та Илью Сельвинского, но уча стники собрания не услышали главного: какие нужно осущест вить мероприятия, чтобы укре пить дисциплину в порту. Не сказал докладчик и о другом, не менее важном — как , какме пути к уму и сердцу человека нашли руководители и общест венные организации энергохо зяйства, 2 и 3 грузовых участ ков, АТС, где умело занимают ся воспитанием трудящихся. В докладе, как ни странно, не было приведено ни одного фак та хорошей работы по воспита нию кадров цеховой партийной или профсоюзной организация ми. Будто бы в порту и нет та ких. А ведь это неправильно! Они есть! И ще, как не на соб рании партиило-хозяиственно- го актива стоило говорить о их успешной работе в деле воспи тания нового человека. Эти существенные ошибки докладчика направили в невер ное русло и прения. Из одиннадцато выступивших только начальник порта то®. Тисленко самокритично приз нал, что большого разговора о путях улучшения идеологиче ской работы в порту не получи лось. И не получилось потому, — сказал выступающий,—что многие руководители почти не занимаются воспитанием людей. Все говорили о нарушителях и никто — о путях ликвидации нарушений трудовой и произ водственной дисциплины. — Мы, — сказал тов. Ти- сленко,— должны повысить от ветственность всего коллектива портовиков эа каждого челове ка, за его отношение к труду, к социалистической собственно сти, к семье. Надо сделать пра вилом: нарушил один человек дисциплину—вся бригада ли шается премии. Тогда вся бригада ополчится на разпиль- дяя, потребует от него честного отношения к делу и хорошего поведения. После собрания я разговари вал с заместителем секретаря парткома тов. Кузнецовой. Она уже и без того была расстроена и тем, что на 'собрание из 300 приглашенных явилось не бо лее 150 активистов, и тем, чію в докладе не оказалось нужного анализа причин роста наруше ний дисциплины в порту и фак тов умелого воспитания людей. — Подвел меня Шаповалов, — чистосердечно призналась тов. Кузнецова. — Смотрела я доклад накануне собрания. Сде лала соответствующие замеча ния и оказала, чтобы доклад, был переделан. •:.••• Но Шаповалов не посчитал ся с мнением партийного руко водителя. А зря! Зря и тосв. Кузнецова не проверила своев ременно, как докладчик испра- ' вил существенные ошибки и недостатки в докладе для сТогёь серьезного собрания. А уж если Шаповалов, несмотря на пре дупреждение, допустил глу пость, надо было выступить пе ред активистами с критикой в его адрес. От этого бы польза была большая. Тогда и прения были бы другими. Б. ФЕДОРОВ. НАШЛИ ЛЕКАРСТВО ОТ ЛЕНИ И РАВНОДУШИЯ Интересно прошел последний рейс для членов машинной команды большого морозильно го траулера «Куприн». Инте ресно потому, что каждый день нахождения на промысле у них был заполнен чем-то новым, до сего времени неизвестным. Но расскажу все по порядку. Вначале, как только мы вышли в море, кто-то из котельных машинистов высказал такую мысль: а неплохо было бы в машинном отделении организо вать обучение смежным про фессиям, какая бы польза от этого была и каждому члену команды и всему экипажу в це лом. Это предложение было го рячо поддержано как мотори стами, так и механиками. Обучение начали с того, что на каждой вахте котельный ма шинист становился на место моториста, а тот, в свою оче редь, временно выполнял обя занности котельного машини ста. Вахтенный механик, пред- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ф и л ь м Фильм «Русское чудо» по своему содержанию — замеча тельная кинолетопись. Как под линное произведение социали стического реализма, он правди ва, исторически конкретно изо бражает нашу русскую действи тельность в ее революцион ном развитии. Фильм не остав ляет зрителя равнодушным, на оборот, он вызывает массу раз личных мыслей, раздумий... Вот и я шел после просмотра домой и думал: Ведь все, что мы, люди мо- ло і.ого поколения, знали о жиз ни нашего народа при царизме, о Великом Октябре, о борьбе мо лодой Советской республики, о трудных годах восстановления наводного хозяйства и начале строительства социализма, — все это, так сказать, наши «книжные» знания, почерпну- «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 17 августа 1963 г. тые из учебника по истории СССР, из рассказов старших, художественной литературы, наконец, из тех же кинокартин. И у многих из нас все это вы глядело как бы само собой ра зумеющимся. В фильме же «Русское чудо» дореволюционное прошлое, борь ба народа за наше счастье, ти таническая работа нашей пар тии во главе с Лениным пока заны так, как все это было на самом деле: кадры, которые зритель видит на экране, сня ты не с театральных декораций, а с подлинной жизни, в них запечатлены действительные факты, люди, события. Ценность «Русского чуда» заключается еще и в том, что в нем без прикрас и преувели чений рассказывается, как тру дящиеся нашей страны боро лись за свое счастье, добывая свободу и независимость, как они, не щадя себя и не жалея своей жизни, строили первое в мире социалистическое госу дарство. В этом смысле фильм особен но поучителен для тунеядцев всех мастей, которые привыкли лишь пользоваться благами, созданными для нас Советской властью, получать от общества все, ничего не давая ему вза мен, для тех, кто много гово рит о коммунизме, мечтает о сытой, теплой, уютной жизни, а сам и грамма труда не хочет вложить в его строительство. В заключение хочется вы сказать болыпое-болыное спа сибо кинематографистам, на шим немецким друзьям Аннели и Андре Торндайк эа создание этого замечательного фильма. В. ЛУКАШОВ, электро механик плавбазы «Там бов». варительно ознакомив каждого с его новыми обязанностями, то и дело подходил к рабочему месту, подсказывал, что и как нужно делать дальше, вовремя поправлял, если видел, что тот йли иной собирается поступить не так. Спустя десять дней ре зультаты такого обучения дали себя знать: каждый успешно мог заменить своего товарища. Теперь была полная возмож ность за счет одного человека с каждой вахты создать рабо чую бригаду, в обязанность ко торой входил бы ремонт меха низмов и оборудования. Вот эдесь-то особенно выявились способности каждого выпол нять слесарные, монтажные и другие работы. После прохождения этого своего рода курса обучения (он был установлен нами тоже в де сять дней) все мотористы и ма шинисты направлялись для не сения вахты, но не на свою, а на другую вахту, где обучались выполнению новых, присущих той или иной вахте обязанно стей. А на смену ушедшим из рабочей бригады приходили вновь назначенные. Так в тече ние всего рейса как в рабочей бригаде, так и на всех вахтах перебывали все мотористы и котельные машинисты. Каждый из них познакомился с целым рядом новых работ. Не говоря уже о том, что овладение смежными профес сиями принесло большую поль зу каждому из членов машин ной команды, переброска их с одного вида работ на другой принесла огромную выгоду экипажу: за время нахождения на промысле наша рабочая бригада выполнила большой объем ремонтных работ, в не которых случаях таких, кото рые возможны лишь в завод ских условиях. С другой стороны, перемена рода деятельности положитель но действовала и на людей, а переброска их с одной вахты на другую как-то обновляла, осве жала их настроение, и они с большой охотой выполняли свои новые обязанности. И что характерно, люди как-то еще больше сдружились, сблизились между собой. Нельзя не отметить и увле чение, которое замечалось у людей во время выполнения ими ремонтных работ. Приведу хотя бы такой пример. До это го рейса котельный машинист тов. Глад,пев во время несения вахты часто выходил наверх «подышать свежим воздухом» и обычно при этом приговари вал: «Пусть механики рабо тают, мое дело —• сторона, а всего-навсего кочегар». В ма шинном отделений считали Гладнева лентяем, ни к чему не способным. В этом же рейсе, когда мы стали проводить реорганизацию, Гладнева было не узнать. При дя в ремонтную бригаду, он брался за любую работу и, чувствуя, что ему доверяют, со всей ответственностью выпол- • нял каждое поручение. Вместе с мотористом тов. Гробовым он в короткий срок отремонтиро вал тормозное устройство и ручной привод брашпиля. Большие способности и ис ключительное трудолюбие про явил также другой котельный машинист тов. Удавенко, кото рый в начале рейса тоже всем видом показывал, что, кроме об служивания котла, его больше ничего не интересует и он ни чего больше не умеет делать. Высокие показатели на ре монте механизмов и оборудова ния добивались и мотористы тт. Барканов, Алексашин, Плет нев, Иванов и другие. На переходе, по пути в порт, состоялось совещание членов машинной команды. Многие выступавшие на этом совеща нии высказались за то, чтобы перемещение членов команды е одной вахты на другую и рабо ту в ремонтной бригаде прак тиковать и в последующих рей сах, а также рекомендовать наш опыт на другие суда. Г. МАМПОРИЯ, старший механик большого морозильного т р а у л е р а «Куприн».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz