Рыбный Мурман. 1963 г. Август.

Дети т р е б ую т пристального I Советы врача | Вопросы народного образова­ ния, формирования сильных, гармонически развитых людей являются важнейшими в жизни Советской страны. Много вни- . мания, сил и средств вклады­ вают партия и правительство в дело наилучшей постановки и организации обучения наших ребят. Через несколько дней начнет­ ся учебный год в школах. Пер­ вого сентября. первоклассники, торжественные, с цветами, в новых ещё непривычных фор­ менных костюмах впервые уся­ дутся за парты. Для них нач­ нется -новая жизнь, жизнь, в ко­ торой каждый день будет при­ носить им новые знания и но­ вые трудности. Впервые малы­ ши начнут систематически тру­ диться. . Большинство ребят, достиг­ ших семи лет, может успешно усваивать программу первого класса. Но каждый, даже со­ вершенно здоровый ребенок представляет собой индивиду­ альность — у него уже сложи­ лись, в результате воспитания до школы, какие-то свои взгля­ ды, навыки, какие-то особенно­ сти характера. Бывает так, что из-за этого дети не могут сразу освоиться в классе, в школе, не могут привыкнуть к дисципли­ не, к необходимости спокойно и внимательно сидеть на уроке, выполнять режим дня. И по­ лучается, что вначале они учат­ ся хуже, чем могли бы. Еще труднее начинают учебу дети, у которых задерживается умст­ венное и физическое развитие вследствие того, что они ослаб­ лены после тяжелого заболева­ ния, или страдающие косноя­ зычием, заиканием и друпими дефектами речи. Иногда неудачи ребенка в на­ чале учебного года родители и учителя объясняют ленью и применяют совершенно непра­ вильные меры воздействия, что­ бы «выбить эту лень». Начи­ наются дополнительные заня­ тия в школе и дома. Малыши часами не встают из-за стола, по многу раз переделывая до­ машние задания. Применяются различные наказания, вплоть до физических. В подавляющем большинстве все эти «меры» не приводят к желаемому резуль­ тату. Наоборот, ребенок пере­ утомляется, слабеет, теряет ин­ терес к учебе. * Для того, чтобы облегчить ребенку и учителю процесс обу­ чения, во всех городах прово­ дится профилактический осмотр детей врачами всех специаль­ ностей. Необходимо, чтобы с заключениями врачей-психо- неврологов знакомились учите­ ля и школьные врачи. Не менее важно, чтобы и родители вы­ полняли советы этих врачей. Тогда можно рассчитывать, что будут учтены все особенности развития ребенка и будут соз­ даны все условия для успешной его учебы. Хочется пояснить это на не­ скольких примерах. Петя Н. — первенец в здоро­ вой, дружной семье. Развивался нормально. В трехлетием воз­ расте потерял отца. Мать стала работать. Петя некоторое вре­ мя жил у бабушки в деревне, а в 5 лет вернулся к матери и целыми днями сидел один. Мать, придя с работы, занима­ лась хозяйством, с сыном почти не разговаривала — «некогда, не мешай, не лезь, я устала» — только и слышал Петя. Когда пришла пора идти в школу, Петю обследовали вра­ чи, и оказалось, что он косноязы­ чен. Многие звуки выговарива­ ет неправильно. У «него очень мал запас слов и житейских представлений. Так, например, он не смог ответить на вопрос — «какая разница между жи­ вотным и птицей», так как не понимает значения слова «раз­ ница», не знает, что такое «жи­ вотное». На разъяснения недо­ верчиво усмехается: «ну, какое же собака животное? Она же собака». По его мнению, голубь и воробей — это одно, а птица — «она птица и есть, только летучая». Так мальчик с нор­ мальными умственными спо­ собностями из-за неправильно­ го воспитания заметно отстал в развитии. Учиться ему будет трудно, так как у него нет знаний и по­ нятий, свойственных детям его возраста. Предстоит кропотли­ вая повседневная работа с Пе­ тей и учителям и матери. Нужна большая осторожность, чтобы не перегрузить его занятиями, не истощить его нервную систе­ му, а развитие довести до воз­ растной нормы. Валя X., появившись на свет, долго не подавала голоса. Ран­ нее ее развитие шло с неболь­ шой задержкой. Много болела в возрасте до 3-х лет. Семья материально хорошо обеспече­ на, а Валя—единственный ребе­ нок. Все, что она захочет, ей моментально предоставляется. Никаких обязанностей в семье у нее нет. Она умеет уже читать и считать. Речь ее выразитель­ на, словарный запас большой. Но практически Валя совершен­ но беспомощна. Ничем не инте­ ресуется, кроме своей малень­ кой особы. И получается, что ее кажущиеся высокими умст­ венные способности, на самом деле не высоки. Девочка не может уловить смысла рассказа или картинки, не умеет обобщать представле­ ния. Она даже не знает имен и отчеств родителей, их профес­ сии. Валя не умеет кататься на лыжах и коньках, на велосипе­ де. Ее движения неловки, неук­ люжи. Ни с кем не дружит и в н и м а н и я к с е б е Передовики соревнования награждены (Окончание. Нач. см. на 1 стр.). митета тов. Дерягин), «Курс» Ар­ хангельского тралового флота (ка­ питан тов. Лѳвщуков и тов. Крав­ ченко, председатель судового коми­ тета тов. Малыгин); «Град» Порт- Владимирского рыбозавода управ­ ления морского лова (капитан тов. Никифоров, председатель судового комитета тов. Богданов). Четыре вторых денежных пре­ мии присуждены экипажам: «Нек­ расова» Мурманского тралового флота (капитан тов. Елфимов, сек­ ретарь парторганизации тов. Стемб- ковский, председатель судового ко­ митета тов. Вульцев); «Волна» Мурманского тралового флота (ка­ питан тов. Краев, секретарь парт­ организации тов. Авдонин, предсе­ датель судового комитета тов. Ва­ силевский); СРТ-21 «Гироскоп» управления «Мурмансельдь» (пред­ статель судового комитета тов. Лапин); СО № 541 «Ницца» уп­ равления морского лова (капитан тов. Кокшаров, председатель судо­ вого комитета тов.-Чеченин). Шесть третьих денежных премий присуждены экипажам: «Мур- ЯЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 манска» Мурманского тралового флота (капитан тов. Костенко, сек­ ретарь парторганизации тов. Ве- ликород, председатель судового ко­ митета тов. Ежов); «Красноармей­ ца» Мурманского тралового флота (капитан тов. Мудьюгин, секретарь парторганизации тов. Новоселов, председатель судового комитета тов. Ключникова); СРТ-714 «Жа­ воронок» управления «Мурман­ сельдь» (капитан тов. Сарментоз, председатель судового комитета тов. Клименков); СРТ-834 «Кара­ та» управления «Мурмансельдь» (капитан тов. Стасенко, председа­ тель судового комитета тов. Сад­ чиков); GPT-3191 Беломорской базы гослова Карельского произ­ водственного управления (капитан тов. Корнеев, секретарь парторга­ низации тов. Михайлов, председа­ тель судового комитета тов. Ост­ роумов); малого рыболовного тра­ улера «Сокол» Порт-Владнмирско- го рыбозавода управления морско­ го лова капитан тов. Белков, секре­ тарь парторганизации тов. Сидо­ ров, председатель оудового коми­ тета тов. Богданов. никого не уважает. Она никогда не пробовала рисовать, шить, подметать комнату. Если что-ни­ будь начинает делать, бросает, не закончив, — «надоело, не хочу». Не умеет убирать за со­ бой. До сих пор ее одевают, причесывают, умывают. Вале в школе будет нелегко, так как ей сразу придется рез­ ко менять весь уклад авоей ма­ ленькой жизни. Надо будет по­ нять, что она равный член кол­ лектива класса. Неизбежно столкнется с неизвестным ей понятием «дисциплина». Много труда, осторожности и умения потребуется от учителя и ро­ дителей, чтобы облегчить ей вхождение в трудовую школь­ ную обстановку. И, даже воз­ можно вмешательство врача, так лак у Вали может произой­ ти нервный срыв. Сережа Ф.—приветливый, лас­ ковый, усидчивый мальчик. Но очень нерешительный. Сережа часто плачет, не умеет постоять за себя. Внимание у него не­ устойчивое, быстро утомляется. Отстает от сверстников в играх, засыпает во время киносеансов. Предпочитает общество млад­ ших, 4—5-летних ребят. Тру­ диться он не умеет и не хочет, у него преобладает игровая деятельность. Внешне Сережа также не отвечает требованиям возраста — мал ростом, худ. По особенностям телосложения и развития двигательных функ­ ций он соответствует пятилет­ нему ребенку. У Сережи психическое и фи­ зическое развитие идет с боль­ шой задержкой, хотя и по пути обычного, здорового ребенка. Понятно, что он не сможет одо­ леть за один год программу первого класса, особенно если к нему применять метод длитель­ ных дополнительных занятий. Он нуждается в общеукрепля­ ющем лечении, режиме, пра­ вильном питании, специальной физкультуре. И не беда, если Сережа останется на второй год. Напротив, за этот год Се­ режа окрепнет, освоится со школой и в дальнейшем, оче- видио, будет хорошо учиться. А вот Володя М. имеет отлич­ ные умственные способности, физически хорошо развит, но страдает тяжелой формой заи­ кания. Плохо спит и иногда мо­ чится под себя. Отец у него пьяница. Дома из-за этого напряженная обстановка и пло­ хое материальное положение. Володя может отлично учиться, но для этого необходимо преж­ де всего изменить обстановку в доме. Отец обязан понять, что своими пьяными дебошами губит сына. Учитель должен осторож­ но относиться к устным ответам мальчика, не торопить его, не Обижать даже намеками на его недостаток речи, а лечить. В этой статье я не говорю о работе с детьми умственно от­ сталыми. Они требуют к себе особого внимания как со сто­ роны учителей, родителей, так и оо стороны врачей. Умствен­ но отсталые дети должны обу­ чаться в специальных вспомога­ тельных школах, так как при таком развитии они не могут одолеть программу массовых школ. Неправильно поступают те родители, которые протестуют против перевода ребенка в спе­ циальную школу. Умственная отсталость ребенка — не позор для родителей. Это болезнь, когда развитие не просто задер­ живается, а течет по другому пути. Это результат органиче­ ского заболевания мозга ребен­ ка, перенесенного им в раннем возрасте или даже внутриутроб­ но. Поэтому для таких детей неприменима методика обучения в массовых школах, так как за 8—9 лет они с трудом одолева­ ют программу первых 4-х клас­ сов, а дальше учиться совсем не могут. А закончив вспомо­ гательную школу, они получат, кроме грамотности, трудовые навыки, станут полезными грая^данами. Хочется предостеречь родите­ лей, которые не учитывают, что у семи-восьмилегнего ребенка работоспособность еще очень мала, а их с первого же класса начинают обучать музыке. И не потому, что ребенок музыкаль­ но одарен, а просто для Tofo, чтобы дать ему широкое обра­ зование. И приходится малы­ шу сидеть в день до 9—10 ча­ сов за работой. У него не оста­ ется времени ни для прогулок, ви для игр. Наступает наруше­ ние она, пропадает аппетит. Ребенок слабеет, теряет устой­ чивость к инфекциям, хуже учится, его нервная система ис­ тощается. Поэтому начинать музыкальное образование рань­ ше 9— 10 лет не следует. Иск­ лючения могут составить толь­ ко особо одаренные дети и только по разрешению врача. Так же осторожно и толь­ ко под контролем врачей- специалистов можно записывать детей в различные внешколь­ ные кружки. Следует отдавать предпочтение спортивным круж­ кам: конькобежным, лыжным, фигурного катания, гимнастики, плавания и т. д. Общими усилиями родителей, учителей и врачей мы сумеем вырастить полноценных, гармо­ нически развитых граждан — строителей коммунистического общества. Н. ДОНИС, врач-психо­ невролог. 10 августа на стадионе ДСО «Труд» начались сорев­ нования в честь Всесоюзного Дня физкультурника и откры­ тие первенства добровольного спортивного общества «Труд» по легкой атлетике. Первыми в борьбу вступили женщины на стометровой дис­ танции. Победительницей вы­ шла представительница обще­ ства «Строитель» Малых. У мужчин на этой же дистанции первое место занял представи­ тель «Мурмансельди» Должи- ков. В забеге на 200 метров у женщин первенствовала Чугу- нова (судоверфь), второй была Синицына, третьей — Холеди- лова (рыбный порт). У мужчин на этой же ди­ станции первым был опять Должиков, вторым и третьим оказались представители CF3-1 Сивков и Лядов. В беге на 400 метров у женщин первое место заняла Гусева («Североникель»). На 800-метровой дистанции лидировал представитель рыб­ ного порта Меньшиков. А 1500 метров лучше всех про­ шел Павлов («Строитель»), вторым был представитель «Динамо», третьим — Михай­ лов (СРЗ-1). Лучшие результаты по прыжкам в высоту среди жен­ щин показали Назарьян («Строитель») — 1 метр 40 сантиметров и Лагунова (рыб­ ный порт) — 1 метр 25 см. В велосипедных гонках победили Хренов и Герасимен­ ко — представители тралового флота. В эстафетном беге 4x100 победила мужская команда су­ доремонтного завода № 1 , а у женщин — команда «Строи­ теля». На стадионе «Строитель» была разыграна пулька по футболу. В ней приняли уча­ стие команды тралового флота, СРЗ-1, «Спартака» и «Мур­ мансельди». В финал вышли футболисты тралового флота и «Спартака». Победу одержал «Спартак», которому и был вручен почетный приз. В честь Дня строителя меж­ ду командами футболистов строительных организаций бы­ ли проведены соревнования. В финале встретились команды «Строитель» (Мурманск) и футболисты «Апатитстроя». Победили хозяева поля со сче­ том 4:2. Им был вручен приз, а игрокам—Почетные грамоты и ценные подарки. В заключительный день со­ ревнований на стадионе «Строитель» проводились со­ стязания по метанию диска и копья. У женщин дальше всех метнула диск Марина Свирид (ЛоБозеро). У мужчин победу одержал представитель рыбо­ комбината Станислав Барков, на втором месте—Эдуард Кор- сун — «Мурмансельдь». По метанию копья предста­ вительница рыбного порта Раиса Чемонина заняла второе место. Борис Бабкин из рыбного порта занял первое место по' прыжкам в'высоту с шестом, и третье — по прыжкам без шеста. В беге на 400 метров пер­ вое и третье места заняли представители СРЗ-1 Алек­ сандр Лядов и Евгений Сив­ ков, а второе Алеюсей Тигунов («Мурмансельдь»). В беге на 800 метров Мария Филиппова (рыбный порт) заняла третье место. Самым интересным был за­ бег мужчин на 5000 метров. Выиграл его представитель «Строителя» Геннадий Павлов, на втором месте — Анатолий Иванов (судоверфь), на тре­ тьем — Василий Михайлов (СРЗ-1). В беге на 1500 мет­ ров лидировал Терентий Су- доргин (траловый флот). По итогам пятиборья у жен­ щин первое место заняла Ма­ рина Свирид. У мужчин десятиборье вы­ играл представитель «Строите­ ля» Слюмонов и третье место занял Евгений Платонов (СРЗ-1). По итогам соревнований по первой группе в лидеры вы­ шли спортсмены комбината «Североникель», на третье ме­ сто *— спортсмены рыбного порта. В командном зачете по второй группе первое место заняла команда СРЗ-1, на третьем месте — физкультур­ ники «Мурмансельди». * * * 12 августа На стадионе «Строитель» на первенство города по футболу встретились команды «Мурмансельди» и «Авангард». Матч закончился вничыо со счетом 3:3. Редактор: Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда*, Зак. 3580. Тир.- 5.200. ПН-04327.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz