Рыбный Мурман. 1963 г. Август.
Дети т р е б ую т пристального I Советы врача | Вопросы народного образова ния, формирования сильных, гармонически развитых людей являются важнейшими в жизни Советской страны. Много вни- . мания, сил и средств вклады вают партия и правительство в дело наилучшей постановки и организации обучения наших ребят. Через несколько дней начнет ся учебный год в школах. Пер вого сентября. первоклассники, торжественные, с цветами, в новых ещё непривычных фор менных костюмах впервые уся дутся за парты. Для них нач нется -новая жизнь, жизнь, в ко торой каждый день будет при носить им новые знания и но вые трудности. Впервые малы ши начнут систематически тру диться. . Большинство ребят, достиг ших семи лет, может успешно усваивать программу первого класса. Но каждый, даже со вершенно здоровый ребенок представляет собой индивиду альность — у него уже сложи лись, в результате воспитания до школы, какие-то свои взгля ды, навыки, какие-то особенно сти характера. Бывает так, что из-за этого дети не могут сразу освоиться в классе, в школе, не могут привыкнуть к дисципли не, к необходимости спокойно и внимательно сидеть на уроке, выполнять режим дня. И по лучается, что вначале они учат ся хуже, чем могли бы. Еще труднее начинают учебу дети, у которых задерживается умст венное и физическое развитие вследствие того, что они ослаб лены после тяжелого заболева ния, или страдающие косноя зычием, заиканием и друпими дефектами речи. Иногда неудачи ребенка в на чале учебного года родители и учителя объясняют ленью и применяют совершенно непра вильные меры воздействия, что бы «выбить эту лень». Начи наются дополнительные заня тия в школе и дома. Малыши часами не встают из-за стола, по многу раз переделывая до машние задания. Применяются различные наказания, вплоть до физических. В подавляющем большинстве все эти «меры» не приводят к желаемому резуль тату. Наоборот, ребенок пере утомляется, слабеет, теряет ин терес к учебе. * Для того, чтобы облегчить ребенку и учителю процесс обу чения, во всех городах прово дится профилактический осмотр детей врачами всех специаль ностей. Необходимо, чтобы с заключениями врачей-психо- неврологов знакомились учите ля и школьные врачи. Не менее важно, чтобы и родители вы полняли советы этих врачей. Тогда можно рассчитывать, что будут учтены все особенности развития ребенка и будут соз даны все условия для успешной его учебы. Хочется пояснить это на не скольких примерах. Петя Н. — первенец в здоро вой, дружной семье. Развивался нормально. В трехлетием воз расте потерял отца. Мать стала работать. Петя некоторое вре мя жил у бабушки в деревне, а в 5 лет вернулся к матери и целыми днями сидел один. Мать, придя с работы, занима лась хозяйством, с сыном почти не разговаривала — «некогда, не мешай, не лезь, я устала» — только и слышал Петя. Когда пришла пора идти в школу, Петю обследовали вра чи, и оказалось, что он косноязы чен. Многие звуки выговарива ет неправильно. У «него очень мал запас слов и житейских представлений. Так, например, он не смог ответить на вопрос — «какая разница между жи вотным и птицей», так как не понимает значения слова «раз ница», не знает, что такое «жи вотное». На разъяснения недо верчиво усмехается: «ну, какое же собака животное? Она же собака». По его мнению, голубь и воробей — это одно, а птица — «она птица и есть, только летучая». Так мальчик с нор мальными умственными спо собностями из-за неправильно го воспитания заметно отстал в развитии. Учиться ему будет трудно, так как у него нет знаний и по нятий, свойственных детям его возраста. Предстоит кропотли вая повседневная работа с Пе тей и учителям и матери. Нужна большая осторожность, чтобы не перегрузить его занятиями, не истощить его нервную систе му, а развитие довести до воз растной нормы. Валя X., появившись на свет, долго не подавала голоса. Ран нее ее развитие шло с неболь шой задержкой. Много болела в возрасте до 3-х лет. Семья материально хорошо обеспече на, а Валя—единственный ребе нок. Все, что она захочет, ей моментально предоставляется. Никаких обязанностей в семье у нее нет. Она умеет уже читать и считать. Речь ее выразитель на, словарный запас большой. Но практически Валя совершен но беспомощна. Ничем не инте ресуется, кроме своей малень кой особы. И получается, что ее кажущиеся высокими умст венные способности, на самом деле не высоки. Девочка не может уловить смысла рассказа или картинки, не умеет обобщать представле ния. Она даже не знает имен и отчеств родителей, их профес сии. Валя не умеет кататься на лыжах и коньках, на велосипе де. Ее движения неловки, неук люжи. Ни с кем не дружит и в н и м а н и я к с е б е Передовики соревнования награждены (Окончание. Нач. см. на 1 стр.). митета тов. Дерягин), «Курс» Ар хангельского тралового флота (ка питан тов. Лѳвщуков и тов. Крав ченко, председатель судового коми тета тов. Малыгин); «Град» Порт- Владимирского рыбозавода управ ления морского лова (капитан тов. Никифоров, председатель судового комитета тов. Богданов). Четыре вторых денежных пре мии присуждены экипажам: «Нек расова» Мурманского тралового флота (капитан тов. Елфимов, сек ретарь парторганизации тов. Стемб- ковский, председатель судового ко митета тов. Вульцев); «Волна» Мурманского тралового флота (ка питан тов. Краев, секретарь парт организации тов. Авдонин, предсе датель судового комитета тов. Ва силевский); СРТ-21 «Гироскоп» управления «Мурмансельдь» (пред статель судового комитета тов. Лапин); СО № 541 «Ницца» уп равления морского лова (капитан тов. Кокшаров, председатель судо вого комитета тов.-Чеченин). Шесть третьих денежных премий присуждены экипажам: «Мур- ЯЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 манска» Мурманского тралового флота (капитан тов. Костенко, сек ретарь парторганизации тов. Ве- ликород, председатель судового ко митета тов. Ежов); «Красноармей ца» Мурманского тралового флота (капитан тов. Мудьюгин, секретарь парторганизации тов. Новоселов, председатель судового комитета тов. Ключникова); СРТ-714 «Жа воронок» управления «Мурман сельдь» (капитан тов. Сарментоз, председатель судового комитета тов. Клименков); СРТ-834 «Кара та» управления «Мурмансельдь» (капитан тов. Стасенко, председа тель судового комитета тов. Сад чиков); GPT-3191 Беломорской базы гослова Карельского произ водственного управления (капитан тов. Корнеев, секретарь парторга низации тов. Михайлов, председа тель судового комитета тов. Ост роумов); малого рыболовного тра улера «Сокол» Порт-Владнмирско- го рыбозавода управления морско го лова капитан тов. Белков, секре тарь парторганизации тов. Сидо ров, председатель оудового коми тета тов. Богданов. никого не уважает. Она никогда не пробовала рисовать, шить, подметать комнату. Если что-ни будь начинает делать, бросает, не закончив, — «надоело, не хочу». Не умеет убирать за со бой. До сих пор ее одевают, причесывают, умывают. Вале в школе будет нелегко, так как ей сразу придется рез ко менять весь уклад авоей ма ленькой жизни. Надо будет по нять, что она равный член кол лектива класса. Неизбежно столкнется с неизвестным ей понятием «дисциплина». Много труда, осторожности и умения потребуется от учителя и ро дителей, чтобы облегчить ей вхождение в трудовую школь ную обстановку. И, даже воз можно вмешательство врача, так лак у Вали может произой ти нервный срыв. Сережа Ф.—приветливый, лас ковый, усидчивый мальчик. Но очень нерешительный. Сережа часто плачет, не умеет постоять за себя. Внимание у него не устойчивое, быстро утомляется. Отстает от сверстников в играх, засыпает во время киносеансов. Предпочитает общество млад ших, 4—5-летних ребят. Тру диться он не умеет и не хочет, у него преобладает игровая деятельность. Внешне Сережа также не отвечает требованиям возраста — мал ростом, худ. По особенностям телосложения и развития двигательных функ ций он соответствует пятилет нему ребенку. У Сережи психическое и фи зическое развитие идет с боль шой задержкой, хотя и по пути обычного, здорового ребенка. Понятно, что он не сможет одо леть за один год программу первого класса, особенно если к нему применять метод длитель ных дополнительных занятий. Он нуждается в общеукрепля ющем лечении, режиме, пра вильном питании, специальной физкультуре. И не беда, если Сережа останется на второй год. Напротив, за этот год Се режа окрепнет, освоится со школой и в дальнейшем, оче- видио, будет хорошо учиться. А вот Володя М. имеет отлич ные умственные способности, физически хорошо развит, но страдает тяжелой формой заи кания. Плохо спит и иногда мо чится под себя. Отец у него пьяница. Дома из-за этого напряженная обстановка и пло хое материальное положение. Володя может отлично учиться, но для этого необходимо преж де всего изменить обстановку в доме. Отец обязан понять, что своими пьяными дебошами губит сына. Учитель должен осторож но относиться к устным ответам мальчика, не торопить его, не Обижать даже намеками на его недостаток речи, а лечить. В этой статье я не говорю о работе с детьми умственно от сталыми. Они требуют к себе особого внимания как со сто роны учителей, родителей, так и оо стороны врачей. Умствен но отсталые дети должны обу чаться в специальных вспомога тельных школах, так как при таком развитии они не могут одолеть программу массовых школ. Неправильно поступают те родители, которые протестуют против перевода ребенка в спе циальную школу. Умственная отсталость ребенка — не позор для родителей. Это болезнь, когда развитие не просто задер живается, а течет по другому пути. Это результат органиче ского заболевания мозга ребен ка, перенесенного им в раннем возрасте или даже внутриутроб но. Поэтому для таких детей неприменима методика обучения в массовых школах, так как за 8—9 лет они с трудом одолева ют программу первых 4-х клас сов, а дальше учиться совсем не могут. А закончив вспомо гательную школу, они получат, кроме грамотности, трудовые навыки, станут полезными грая^данами. Хочется предостеречь родите лей, которые не учитывают, что у семи-восьмилегнего ребенка работоспособность еще очень мала, а их с первого же класса начинают обучать музыке. И не потому, что ребенок музыкаль но одарен, а просто для Tofo, чтобы дать ему широкое обра зование. И приходится малы шу сидеть в день до 9—10 ча сов за работой. У него не оста ется времени ни для прогулок, ви для игр. Наступает наруше ние она, пропадает аппетит. Ребенок слабеет, теряет устой чивость к инфекциям, хуже учится, его нервная система ис тощается. Поэтому начинать музыкальное образование рань ше 9— 10 лет не следует. Иск лючения могут составить толь ко особо одаренные дети и только по разрешению врача. Так же осторожно и толь ко под контролем врачей- специалистов можно записывать детей в различные внешколь ные кружки. Следует отдавать предпочтение спортивным круж кам: конькобежным, лыжным, фигурного катания, гимнастики, плавания и т. д. Общими усилиями родителей, учителей и врачей мы сумеем вырастить полноценных, гармо нически развитых граждан — строителей коммунистического общества. Н. ДОНИС, врач-психо невролог. 10 августа на стадионе ДСО «Труд» начались сорев нования в честь Всесоюзного Дня физкультурника и откры тие первенства добровольного спортивного общества «Труд» по легкой атлетике. Первыми в борьбу вступили женщины на стометровой дис танции. Победительницей вы шла представительница обще ства «Строитель» Малых. У мужчин на этой же дистанции первое место занял представи тель «Мурмансельди» Должи- ков. В забеге на 200 метров у женщин первенствовала Чугу- нова (судоверфь), второй была Синицына, третьей — Холеди- лова (рыбный порт). У мужчин на этой же ди станции первым был опять Должиков, вторым и третьим оказались представители CF3-1 Сивков и Лядов. В беге на 400 метров у женщин первое место заняла Гусева («Североникель»). На 800-метровой дистанции лидировал представитель рыб ного порта Меньшиков. А 1500 метров лучше всех про шел Павлов («Строитель»), вторым был представитель «Динамо», третьим — Михай лов (СРЗ-1). Лучшие результаты по прыжкам в высоту среди жен щин показали Назарьян («Строитель») — 1 метр 40 сантиметров и Лагунова (рыб ный порт) — 1 метр 25 см. В велосипедных гонках победили Хренов и Герасимен ко — представители тралового флота. В эстафетном беге 4x100 победила мужская команда су доремонтного завода № 1 , а у женщин — команда «Строи теля». На стадионе «Строитель» была разыграна пулька по футболу. В ней приняли уча стие команды тралового флота, СРЗ-1, «Спартака» и «Мур мансельди». В финал вышли футболисты тралового флота и «Спартака». Победу одержал «Спартак», которому и был вручен почетный приз. В честь Дня строителя меж ду командами футболистов строительных организаций бы ли проведены соревнования. В финале встретились команды «Строитель» (Мурманск) и футболисты «Апатитстроя». Победили хозяева поля со сче том 4:2. Им был вручен приз, а игрокам—Почетные грамоты и ценные подарки. В заключительный день со ревнований на стадионе «Строитель» проводились со стязания по метанию диска и копья. У женщин дальше всех метнула диск Марина Свирид (ЛоБозеро). У мужчин победу одержал представитель рыбо комбината Станислав Барков, на втором месте—Эдуард Кор- сун — «Мурмансельдь». По метанию копья предста вительница рыбного порта Раиса Чемонина заняла второе место. Борис Бабкин из рыбного порта занял первое место по' прыжкам в'высоту с шестом, и третье — по прыжкам без шеста. В беге на 400 метров пер вое и третье места заняли представители СРЗ-1 Алек сандр Лядов и Евгений Сив ков, а второе Алеюсей Тигунов («Мурмансельдь»). В беге на 800 метров Мария Филиппова (рыбный порт) заняла третье место. Самым интересным был за бег мужчин на 5000 метров. Выиграл его представитель «Строителя» Геннадий Павлов, на втором месте — Анатолий Иванов (судоверфь), на тре тьем — Василий Михайлов (СРЗ-1). В беге на 1500 мет ров лидировал Терентий Су- доргин (траловый флот). По итогам пятиборья у жен щин первое место заняла Ма рина Свирид. У мужчин десятиборье вы играл представитель «Строите ля» Слюмонов и третье место занял Евгений Платонов (СРЗ-1). По итогам соревнований по первой группе в лидеры вы шли спортсмены комбината «Североникель», на третье ме сто *— спортсмены рыбного порта. В командном зачете по второй группе первое место заняла команда СРЗ-1, на третьем месте — физкультур ники «Мурмансельди». * * * 12 августа На стадионе «Строитель» на первенство города по футболу встретились команды «Мурмансельди» и «Авангард». Матч закончился вничыо со счетом 3:3. Редактор: Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда*, Зак. 3580. Тир.- 5.200. ПН-04327.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz