Рыбный Мурман. 1963 г. Август.

ТРЕСКУ МОЖНО УСПЕШНО ЛОВИТЬ Советы молодым И У Б Е Р Е Г О В ! промысловикам В этом году отмечены большие подходы мурманской сельди к берегам Кольского полуострова. В прибрежные районы для питания сельдью подходит и треска. Но ведение промысла вблизи берегов сопряже.но с большими трудностями: задеви- стое дно при малейшей оплошности судоводителя приводит к авариям орудий лова. В результате — потеря трала, времени, улова. Как старый капитан-промысловик, много лет проработав­ ший на судах тралового флота, я хотел бы дать несколько со- ветов-рекомендаций. Стоит, правда, оговориться. Все, о чем здесь пойдет речь, многим капитанам известно, но для моло­ дых будет нелишне почитать и кое-что запомнить. Треска, которая кочует сейчас у берегов, держится отдель­ ными, но плотными косяками, в местах с каменистым дном, а чаще всего там, где много губки и гальки. Поэтому главный совет — ТРАЛЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ­ БОЛЬШИМ. А чтобы не допускать сильных порывов трала, нужно как можно чаще (буквально через каждые пять—десять минут, а на банках—через двадцать—тридцать минут) опреде­ лять местонахождение траулера. В отличие от работы в обычных условиях (в открытом мо­ ре) на мостике обязательно должны быть два судоводителя. Задача одного — постоянно находиться у назигационной кар­ ты, промысловых планшетов, следить за рекомендованными курсами, а второго — быть у штурвала и телеграфа, чтобы в случае чего моментально дать сигнал в машинное отделение и на палубу. В полной готовности должен находиться и вахтенный меха­ ник. В случае задева, получив сигнал, он должен тотчас же отработать «полный назад». Тралмейстер или его помощник, находясь в это время у лебедки, обязан сразу же потравить ваера. Застопорив ход 4 судно ложится на обратный курс и идет в направлении нахождения трала. Судоводителю при этом нужно учитывать течение, ветер и обязательно опреде­ лить свое местонахождение. Недовыбрав ваера на 1,25 глубины, снова следует застопорить ход и разъединить барабаны, слегка придерживая их ленточ­ ными стопорами. Если же это не помогает, то нужно попробо­ вать выбрать один ваер, подрабатывая на течение. В этом слу­ чае надо строго следить за тем, чтобы не намотать на винт другой ваер. Освобождение трала от задева путем постанов­ ки судна на обратный курс почти всегда оправдывается, если только курс проложен точно. Как я уже говорил вначале, треска у берегов держится от­ дельными, но плотными косяками, «нащупать» ее прибором не всегда удается, так как и на глубину и по горизонту она пере­ двигается очень быстро. Но нужно не пожалеть времени на поиски, они всегда окупятся с лихвой. Бывало так, что за два траления мы брали рыбы значительно больше, чем намечалось S суточным заданием. Но самое главное, что надо при этом помнить, — ТРАЛЕ­ НИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ЛУЧШЕ ВСЕГО ТОЛЬКО ПО ТЕЧЕ­ НИЮ. Кстати о течениях. Как известно, постоянное течение здесь складывается с приливным и отливным. Это обстоятель­ ство также нужно всегда иметь в виду. Трал следует опус­ кать по течению или против течения, но ни в коем случае не по­ перек его, так как могут быть заверты. Если же судно снесло с безопасного места, то лучше всего выйти на него без трала. Лучшими районами промысла трески в настоящее время я считаю районы острова Харлова и маяка Золотой. Здесь на глубинах 58—70 метров обычно держится ровная треска. На глубинах же 75—90 метров — сплошные задевы. При работе на банках надо выходить на рекомендованные курсы и, если приборы показывают хорошие концентрации, то следует сразу же ставить буй, так как при ухудшении види­ мости это место можно потерять. Буями следует также обозна­ чать места задевов. Находясь вблизи берегов в ясную погоду, нужно обязатель­ но работать с локатором и его показания наносить на карту. Это нужно делать для того, чтобы в пасмурную погоду и в ту­ ман не гадать, какие возвышенности и скалы находятся на носу и борту корабля. И последнее — в отношении снаряжения трала. Лучший ре­ зультат при работе у берегов получается тогда, когда грунтроп оснащен 500-миллиметровыми бобинцами: меньше будет за­ девов и порывов трала. С. ЕДЕМСКИИ, капитан тралового флота. в в ІШІ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Год издания 11-й № 99 (1280) Четверг, 15 августа 1963 р, [Ценз 2 коп. Передовики соревнования награждены Сов-месгнмм решѳннем гла вного управления «Севрыба», президиу­ мов мурманского и архангельско­ го обкомов профсоюза рабочінх пищевой промышленности и к а ­ рельского облсовпрофа 'подведены итоги социалистического соревно­ вания за второй квартал 1963 года. За достигнутые высокие произ­ водственные показатели яо выпол­ нению плана и социалистических обязательств второго квартала 1963 года переходящее Красное знамя Совета* народного хозяйства СССР .и ВЦСПС и первая денеж­ ная премия присуждены коллекти­ ву управления морского лова (на­ чальник управления т. Немычен- коз, секретарь парторганизации т. Безбородов, председатель базо­ вого комитета т. Дудников). Переходящее Красное знамя глав­ ного управления «Севрыба» и ЦК профсоюза рабочих -пищевой про­ мышленности и первая денежная премия присуждены коллективу Агарового завода Архангельско­ го территориального производст­ венного управления рыбной про­ мышленности (директор тов. Куд­ рявцев, секретарь парторганиза­ ции тов. Звягин, председатель зав­ кома тов. Толоконин). Три вторых денежных премии присуждены: коллективам Мур­ манской судоверфи (директор тов. Крумнн, секретарь парторганизации тов. Чухломин, председатель завко­ ма тов. Кор.ніийко); Кандалакшско­ го механического завода (директор тов. Сизов, секретарь 'парторгани­ зации тоз. Аргунова, •председатель завкома тов. Терехов), Петроза­ водского рыбоконсервного комби­ ната Карельского производствен­ ного управления рыбной .промыш­ ленности (директор тов. Купряшо- ва, секретарь парторганизации тов. Пулькин, председатель завкома тов. Семенов). Три третьих денежных премии присуждены: коллективам фабри­ ки орудий лова (директор тов. Ер- мошян, секретарь парторганизации тов. Артамонов, председатель фаб­ кома тов. Сологубов); Мурманско­ го судоремонтного завода № 1 (директор тов. Гальянов, секретарь партбюро тов. Гаврюигин, предсе­ датель завкома тов. Безгодов); Ар­ хангельского судоремонтного за­ вода № 1 (директор тов. Чуднов- цев, секретарь парторганизации тов. Лебедев, председатель завко­ ма тов. Лебедев). Среди промысловых судов приз­ наны -победителями в социалисти­ ческом соревновании « присужде­ ны переходящие вымпелы главного управления «Севрыба» и ЦК проф­ союза рабочих пищеіюй промыш­ ленности я первые денежные пре­ мии экипажам рыбопромысловых судов: сНовиков-Прибой» (капи­ тан тов. Неробов, секретарь парт­ организации тоз. Назаез, предсе­ датель судового комитета тов. Та- руптаев), «Калинин» (капитан тов. Рейзис, председатель судового ко- (Окончание на 4 стр.). ПОСТАВКИ ВАВГУСТЕ Из-за неудовлетворительной работы промысловых флотов срывается график отгрузки рыб­ ной продукции потребителям страны. Так, за первые 12 дней августа отгрузка составила только 15.102 тонны рыбной продукции при задании 16.281 тонна. У о с трова Малый Олений • • • Заведующий лабораторией дон­ ных рыб тов. Константинов, рас­ сказывая о промысловой обстанов­ ке в прибрежной полосе Баренце­ ва моря, совершенно правильно го­ ворит, что сейчас для многих ко­ раблей, находящихся здесь, созда­ лись все условия для перевыпол­ нения суточных заданий по вылову рыбы. В качестве доказательства он привел работу экипажа нашего траулера «Днепропетровск». В связи с этим мне и хочется рассказать о том, как мы органи­ зовали лов трески у берегов. В начале рейса (из порта мы вышли в конце июля) наш эки­ паж вел промысел на_Демидовской банке. Но рыба там ловилась пло­ хо, да к тому же и погода в те дни стояла штормовая. Наш капи­ тал — Геннадий Вацлавович Бу­ евич как-то после промыслового совета пришел на мостик и гово­ рит: — Давайте, ребята, перебежим ближе к Кильдину. Там, рассказы­ вают, хорошо треска заловилась. Взяли курс на Кнльдин и спу­ стились на юг. Здесь обстановка резко изменилась. Рыба «прощу­ палась» эхолотом. _3а каждый подъем трала брали по полторы — две тонны. Видимо, в связи с боль­ шим подходом к берегам мурман­ ский сельди, треска идет с запада на восток не обычными своими путями, а очень узкой прибрежной полосой. Последнюю неделю работали только в районе острова Малый Оленин. Нашли здесь хорошую площадку, без особо опасных за­ девов. Немного попадалось л кам­ ней, а губки совсем нет. Работали все время в севе-рной части остро­ ва* траление производили с запа­ да на восток и обратно. Характер­ ная особенность — когда шли по течению, в трал попадало до двух тонн трески, против же тече­ ния — всего тонна, хотя трали- ровали одинаковое время — один час десять минут. Поэтому мы приняли решение ходить с тралом только ио течению. Но даже и при этом условии всей палубной командой, да плюс еще подвахта с машинного отделе­ ния, едва успевали убирать улов. Чтобы не попортить рыбу преды­ дущего подъема, то и дело перехо­ дили с трала на трал. Особенно удачным было последнее траление — подняли почти пять тонн, а всего за три дня до снятия с про­ мысла экипаж выловил без малого -пятьдесят тонн. В порт вернулись 12 августа. При рейсовом / задании 86 тонн экипаж доставил 121 тонну, из них 100 тонн — рыба в свежем виде. Заготовку ее мы начали вес­ ти за 12 суток до ухода в порт. Несмотря на это, вся прадукция принята сортностью выше плано­ вой. Кроме того, выполнено за­ дание по производству рыбной муки, выпуску консервов, изго­ товлению клипфиска. В рейсе все моряки работали добросовестно. На подвахту выхо­ дили все без исключения члены машинной команды. Отлично работали в рейсе рыб­ ный мастер Анатолий Родин, мат­ росы коммунист Александр Ши- ров, Александр Осипов, Василий Смирнов, засольщики Дмитрий Ватин, Иван Ткаченко, слесарь Михаил Миронович и другие. А. БАШУРОВ, второй по­ мощник -капитана траулера «Днепропетровск». 3 июне 1961 года труженики рыбного Мурмана отметили три­ дцатилетие траулера «Киров». 950 тысяч центнеров рыбы (в сырце) было тогда на счету экипажа. Кировцы дали слово в пятом году семилетки довести вылоз до одного миллиона цент­ неров. Вчера моряки этого траулера- ветерана уложили последние тонны рыбы в счет своего мил* лиона. На снимке: матрос первого класса Александр Климов и старший мастер по добыче Па­ вел Бобров у трала. ДНЕВНИН ПРОМЫСЛА Обстановка на промысле в Ба­ ренцевом море в августе продол­ жает оставаться очень сложной, что затрудняет работу экипажей тра­ лового флота. На Центральной возвышенности, где работает группа из восемнад­ цати кораблей, двенадцатого числа «аблюдалось резкое снижение уло­ вов, Вызвано оно вертикальными миграциями рыбы. В районе западной Медвежкн моряки ведут облов окуня. Наи­ большего успеоса здесь добиваются экипажи, которым подошел срок заготовка свежья. Повышение уло­ вов наблюдается в районах запад­ ного Шпицбергена. Отдельные эки­ пажи двенадцатого—тринадцатого августа укладывали в трюмы пб 10—15 тоин трески ежесуточно., Появилась рыба на Гусиной банке, появилась, вопреки прогно* зам ПИНРО. Институт даже не ре­ комендовал производить поиски восточнее 35 меридиана. Двенад­ цатого августа на Гусиной банке промышлял 21 экипаж. Моряки «Кирова» за сутки взяли здесь 20 тонн трески, «Ваера» и «Жем­ чуга» — по 15 тонн, «Саратова» — 12 тонн и т. д. Очередные подъемы достигали трех тонн. Рыба здесь держится плотно, на небольшой площади. Мнение промысловнкоз таково, что если не будет наолюдаться прогрева воды, то экипажи смогут в течение не­ скольких дней вести успешный промысел. Хорошо работают в прибрежных районах моряки кораблей пятой группы. Большинство из них пе­ ревыполняют суточные задания. Во второй половине августа в этих районах ожидается неплохая промысловая обстановка. Но для успешной работы необходимо точ­ ное судовождение, широкое при­ менение буев, правильное воору­ жение орудий лова. Экипажи больших морозильных траулеров ведут промысел в основ­ ном на банке Джорджес. Рыба здесь держится небольшими кося­ ками, быстро перемещается. Успе­ ха добиваются те экипажи, кото­ рым удается быстро обнаружить их и сделать прицельные траления. Гак, например, двенадцатого авгу­ ста удача сопутствовала экипажу «Чехова». Он имел подъемы до 15 тонн. А вот у моряков «Добро­ любова» и «Серафимовича» подъ­ емы не превышали в этот день 2 тонны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz