Рыбный Мурман. 1963 г. Август.
ТРЕСКУ МОЖНО УСПЕШНО ЛОВИТЬ Советы молодым И У Б Е Р Е Г О В ! промысловикам В этом году отмечены большие подходы мурманской сельди к берегам Кольского полуострова. В прибрежные районы для питания сельдью подходит и треска. Но ведение промысла вблизи берегов сопряже.но с большими трудностями: задеви- стое дно при малейшей оплошности судоводителя приводит к авариям орудий лова. В результате — потеря трала, времени, улова. Как старый капитан-промысловик, много лет проработав ший на судах тралового флота, я хотел бы дать несколько со- ветов-рекомендаций. Стоит, правда, оговориться. Все, о чем здесь пойдет речь, многим капитанам известно, но для моло дых будет нелишне почитать и кое-что запомнить. Треска, которая кочует сейчас у берегов, держится отдель ными, но плотными косяками, в местах с каменистым дном, а чаще всего там, где много губки и гальки. Поэтому главный совет — ТРАЛЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ БОЛЬШИМ. А чтобы не допускать сильных порывов трала, нужно как можно чаще (буквально через каждые пять—десять минут, а на банках—через двадцать—тридцать минут) опреде лять местонахождение траулера. В отличие от работы в обычных условиях (в открытом мо ре) на мостике обязательно должны быть два судоводителя. Задача одного — постоянно находиться у назигационной кар ты, промысловых планшетов, следить за рекомендованными курсами, а второго — быть у штурвала и телеграфа, чтобы в случае чего моментально дать сигнал в машинное отделение и на палубу. В полной готовности должен находиться и вахтенный меха ник. В случае задева, получив сигнал, он должен тотчас же отработать «полный назад». Тралмейстер или его помощник, находясь в это время у лебедки, обязан сразу же потравить ваера. Застопорив ход 4 судно ложится на обратный курс и идет в направлении нахождения трала. Судоводителю при этом нужно учитывать течение, ветер и обязательно опреде лить свое местонахождение. Недовыбрав ваера на 1,25 глубины, снова следует застопорить ход и разъединить барабаны, слегка придерживая их ленточ ными стопорами. Если же это не помогает, то нужно попробо вать выбрать один ваер, подрабатывая на течение. В этом слу чае надо строго следить за тем, чтобы не намотать на винт другой ваер. Освобождение трала от задева путем постанов ки судна на обратный курс почти всегда оправдывается, если только курс проложен точно. Как я уже говорил вначале, треска у берегов держится от дельными, но плотными косяками, «нащупать» ее прибором не всегда удается, так как и на глубину и по горизонту она пере двигается очень быстро. Но нужно не пожалеть времени на поиски, они всегда окупятся с лихвой. Бывало так, что за два траления мы брали рыбы значительно больше, чем намечалось S суточным заданием. Но самое главное, что надо при этом помнить, — ТРАЛЕ НИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ЛУЧШЕ ВСЕГО ТОЛЬКО ПО ТЕЧЕ НИЮ. Кстати о течениях. Как известно, постоянное течение здесь складывается с приливным и отливным. Это обстоятель ство также нужно всегда иметь в виду. Трал следует опус кать по течению или против течения, но ни в коем случае не по перек его, так как могут быть заверты. Если же судно снесло с безопасного места, то лучше всего выйти на него без трала. Лучшими районами промысла трески в настоящее время я считаю районы острова Харлова и маяка Золотой. Здесь на глубинах 58—70 метров обычно держится ровная треска. На глубинах же 75—90 метров — сплошные задевы. При работе на банках надо выходить на рекомендованные курсы и, если приборы показывают хорошие концентрации, то следует сразу же ставить буй, так как при ухудшении види мости это место можно потерять. Буями следует также обозна чать места задевов. Находясь вблизи берегов в ясную погоду, нужно обязатель но работать с локатором и его показания наносить на карту. Это нужно делать для того, чтобы в пасмурную погоду и в ту ман не гадать, какие возвышенности и скалы находятся на носу и борту корабля. И последнее — в отношении снаряжения трала. Лучший ре зультат при работе у берегов получается тогда, когда грунтроп оснащен 500-миллиметровыми бобинцами: меньше будет за девов и порывов трала. С. ЕДЕМСКИИ, капитан тралового флота. в в ІШІ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Год издания 11-й № 99 (1280) Четверг, 15 августа 1963 р, [Ценз 2 коп. Передовики соревнования награждены Сов-месгнмм решѳннем гла вного управления «Севрыба», президиу мов мурманского и архангельско го обкомов профсоюза рабочінх пищевой промышленности и к а рельского облсовпрофа 'подведены итоги социалистического соревно вания за второй квартал 1963 года. За достигнутые высокие произ водственные показатели яо выпол нению плана и социалистических обязательств второго квартала 1963 года переходящее Красное знамя Совета* народного хозяйства СССР .и ВЦСПС и первая денеж ная премия присуждены коллекти ву управления морского лова (на чальник управления т. Немычен- коз, секретарь парторганизации т. Безбородов, председатель базо вого комитета т. Дудников). Переходящее Красное знамя глав ного управления «Севрыба» и ЦК профсоюза рабочих -пищевой про мышленности и первая денежная премия присуждены коллективу Агарового завода Архангельско го территориального производст венного управления рыбной про мышленности (директор тов. Куд рявцев, секретарь парторганиза ции тов. Звягин, председатель зав кома тов. Толоконин). Три вторых денежных премии присуждены: коллективам Мур манской судоверфи (директор тов. Крумнн, секретарь парторганизации тов. Чухломин, председатель завко ма тов. Кор.ніийко); Кандалакшско го механического завода (директор тов. Сизов, секретарь 'парторгани зации тоз. Аргунова, •председатель завкома тов. Терехов), Петроза водского рыбоконсервного комби ната Карельского производствен ного управления рыбной .промыш ленности (директор тов. Купряшо- ва, секретарь парторганизации тов. Пулькин, председатель завкома тов. Семенов). Три третьих денежных премии присуждены: коллективам фабри ки орудий лова (директор тов. Ер- мошян, секретарь парторганизации тов. Артамонов, председатель фаб кома тов. Сологубов); Мурманско го судоремонтного завода № 1 (директор тов. Гальянов, секретарь партбюро тов. Гаврюигин, предсе датель завкома тов. Безгодов); Ар хангельского судоремонтного за вода № 1 (директор тов. Чуднов- цев, секретарь парторганизации тов. Лебедев, председатель завко ма тов. Лебедев). Среди промысловых судов приз наны -победителями в социалисти ческом соревновании « присужде ны переходящие вымпелы главного управления «Севрыба» и ЦК проф союза рабочих пищеіюй промыш ленности я первые денежные пре мии экипажам рыбопромысловых судов: сНовиков-Прибой» (капи тан тов. Неробов, секретарь парт организации тоз. Назаез, предсе датель судового комитета тов. Та- руптаев), «Калинин» (капитан тов. Рейзис, председатель судового ко- (Окончание на 4 стр.). ПОСТАВКИ ВАВГУСТЕ Из-за неудовлетворительной работы промысловых флотов срывается график отгрузки рыб ной продукции потребителям страны. Так, за первые 12 дней августа отгрузка составила только 15.102 тонны рыбной продукции при задании 16.281 тонна. У о с трова Малый Олений • • • Заведующий лабораторией дон ных рыб тов. Константинов, рас сказывая о промысловой обстанов ке в прибрежной полосе Баренце ва моря, совершенно правильно го ворит, что сейчас для многих ко раблей, находящихся здесь, созда лись все условия для перевыпол нения суточных заданий по вылову рыбы. В качестве доказательства он привел работу экипажа нашего траулера «Днепропетровск». В связи с этим мне и хочется рассказать о том, как мы органи зовали лов трески у берегов. В начале рейса (из порта мы вышли в конце июля) наш эки паж вел промысел на_Демидовской банке. Но рыба там ловилась пло хо, да к тому же и погода в те дни стояла штормовая. Наш капи тал — Геннадий Вацлавович Бу евич как-то после промыслового совета пришел на мостик и гово рит: — Давайте, ребята, перебежим ближе к Кильдину. Там, рассказы вают, хорошо треска заловилась. Взяли курс на Кнльдин и спу стились на юг. Здесь обстановка резко изменилась. Рыба «прощу палась» эхолотом. _3а каждый подъем трала брали по полторы — две тонны. Видимо, в связи с боль шим подходом к берегам мурман ский сельди, треска идет с запада на восток не обычными своими путями, а очень узкой прибрежной полосой. Последнюю неделю работали только в районе острова Малый Оленин. Нашли здесь хорошую площадку, без особо опасных за девов. Немного попадалось л кам ней, а губки совсем нет. Работали все время в севе-рной части остро ва* траление производили с запа да на восток и обратно. Характер ная особенность — когда шли по течению, в трал попадало до двух тонн трески, против же тече ния — всего тонна, хотя трали- ровали одинаковое время — один час десять минут. Поэтому мы приняли решение ходить с тралом только ио течению. Но даже и при этом условии всей палубной командой, да плюс еще подвахта с машинного отделе ния, едва успевали убирать улов. Чтобы не попортить рыбу преды дущего подъема, то и дело перехо дили с трала на трал. Особенно удачным было последнее траление — подняли почти пять тонн, а всего за три дня до снятия с про мысла экипаж выловил без малого -пятьдесят тонн. В порт вернулись 12 августа. При рейсовом / задании 86 тонн экипаж доставил 121 тонну, из них 100 тонн — рыба в свежем виде. Заготовку ее мы начали вес ти за 12 суток до ухода в порт. Несмотря на это, вся прадукция принята сортностью выше плано вой. Кроме того, выполнено за дание по производству рыбной муки, выпуску консервов, изго товлению клипфиска. В рейсе все моряки работали добросовестно. На подвахту выхо дили все без исключения члены машинной команды. Отлично работали в рейсе рыб ный мастер Анатолий Родин, мат росы коммунист Александр Ши- ров, Александр Осипов, Василий Смирнов, засольщики Дмитрий Ватин, Иван Ткаченко, слесарь Михаил Миронович и другие. А. БАШУРОВ, второй по мощник -капитана траулера «Днепропетровск». 3 июне 1961 года труженики рыбного Мурмана отметили три дцатилетие траулера «Киров». 950 тысяч центнеров рыбы (в сырце) было тогда на счету экипажа. Кировцы дали слово в пятом году семилетки довести вылоз до одного миллиона цент неров. Вчера моряки этого траулера- ветерана уложили последние тонны рыбы в счет своего мил* лиона. На снимке: матрос первого класса Александр Климов и старший мастер по добыче Па вел Бобров у трала. ДНЕВНИН ПРОМЫСЛА Обстановка на промысле в Ба ренцевом море в августе продол жает оставаться очень сложной, что затрудняет работу экипажей тра лового флота. На Центральной возвышенности, где работает группа из восемнад цати кораблей, двенадцатого числа «аблюдалось резкое снижение уло вов, Вызвано оно вертикальными миграциями рыбы. В районе западной Медвежкн моряки ведут облов окуня. Наи большего успеоса здесь добиваются экипажи, которым подошел срок заготовка свежья. Повышение уло вов наблюдается в районах запад ного Шпицбергена. Отдельные эки пажи двенадцатого—тринадцатого августа укладывали в трюмы пб 10—15 тоин трески ежесуточно., Появилась рыба на Гусиной банке, появилась, вопреки прогно* зам ПИНРО. Институт даже не ре комендовал производить поиски восточнее 35 меридиана. Двенад цатого августа на Гусиной банке промышлял 21 экипаж. Моряки «Кирова» за сутки взяли здесь 20 тонн трески, «Ваера» и «Жем чуга» — по 15 тонн, «Саратова» — 12 тонн и т. д. Очередные подъемы достигали трех тонн. Рыба здесь держится плотно, на небольшой площади. Мнение промысловнкоз таково, что если не будет наолюдаться прогрева воды, то экипажи смогут в течение не скольких дней вести успешный промысел. Хорошо работают в прибрежных районах моряки кораблей пятой группы. Большинство из них пе ревыполняют суточные задания. Во второй половине августа в этих районах ожидается неплохая промысловая обстановка. Но для успешной работы необходимо точ ное судовождение, широкое при менение буев, правильное воору жение орудий лова. Экипажи больших морозильных траулеров ведут промысел в основ ном на банке Джорджес. Рыба здесь держится небольшими кося ками, быстро перемещается. Успе ха добиваются те экипажи, кото рым удается быстро обнаружить их и сделать прицельные траления. Гак, например, двенадцатого авгу ста удача сопутствовала экипажу «Чехова». Он имел подъемы до 15 тонн. А вот у моряков «Добро любова» и «Серафимовича» подъ емы не превышали в этот день 2 тонны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz