Рыбный Мурман. 1963 г. Август.

Коллектив - лучший учитель и воспитатель Лучшей школой воспитания но­ вого человека является школа жизни, труда и борьбы. Лучшим учителем — трудовой коллектив. Именно в коллективе вырабаты­ вается дисциплина и требователь­ ность к себе, закаляется воля че­ ловека, упорство в достижении цели, проявляется коллективизм. Так понимаем и из этого исхо­ дим мы в перестройке воспита­ тельной работы среди моряков, рабочих, инженерно-тех-нических работников и служащих сельдяно­ го флота в свете решений июнь­ ского Пленума ЦК КПСС. Июньский Пленум ЦК КПСС, во­ шедший яркой страницей в лето­ пись борьбы за выполнение исто­ рических решений ХХП съезда КПСС, дал всему советскому на­ роду идейный заряд большой си-* ды В его решениях нашли полное отражение вопросы формирования человека с новой моралью и вос­ питания любви к общественно-по­ лезному труду. Коммунисты и все работники нашего флота, как и все советские люди, с горячим одобрением встре­ тили решения Пленума ЦК КПСС. С огромным интересом они изу­ чают и обсуждают материалы Пле­ нума и заявляют о своей твердой решимости претворить в жизнь за­ дачи, намеченные партией. Широко развернув социалисти­ ческое соревнование за досрочное Решения Пленума ЦН КПСС—в жизнь! выполнение плана и принятых обязательств, коллектив сельдяного флота выполнил полугодовой план по выпуску валовой продукции на 108 процентов и по товарной про­ дукции на 123 процента. Задание по производительности труда вы­ полнено на 107 процентов. Но нужно сказать, что в работе сель­ дяного флота имели место серьез­ ные недостатки. Основной показа­ тель в работе флота — план до­ бычи рыбы. Между тем, за первое полугодие недолов рыбы составил 14 тыс. центнеров. Основной причиной невыпол­ нения плана добычи рыбы, помимо крайне неустойчивой промысловой обстановки в Баренцевом море, яв­ лялась неравномерная работа от­ дельных кораблей. Из 127 судов, имевших план, в первом полугодии не оправились с выполнением за­ дания 66 судов. Самые скромные подсчеты показывают, что по этой причине сельдяной флот недоловил около 100 тыс. центнеров. Одной из причин этого явились допущен­ ные руководством флота ошибки в подборе и расстановке кадров командного состава судов. Подчас на командные должно­ сти назначались лица, недостаточ­ но проверенные по своим деловым и политическим качествам, не обеспечивающие слаженную работу Ленинград. Более половины всех рабочих обувного гиганта — фабрики «Скороход» участвует в соревновании за коммунистический труд. Почетное звание ударников коммунистического труда уже за­ воевали 1509 человек, среди них работницы цеха № 19 комсомолки Нина Семенова и Тамара Могильникова. Каждая из них научилась нескольким операциям и выполняет норму на 130 процентов. Девуш­ ки активные общественницы: Нина — редактор цеховой стенной га­ зеты, а Тамара — член бюро цеховой комсомольской организации. В этом году подруги получили аттестаты зрелости. На снимке: ударники коммунистического труда Нина Семенова (справа) и Тамара Могильникова. ' Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. коллектива судна. А ведь опыт ра­ боты показывает, что лишь- там, где капитан судна, партийные и профсоюзные организации умело сочетают хозяйственное руководст­ во с идеологической работой, мно­ го занимаются вопросами воспита­ ния личного состава, корабль, не­ смотря на особенности этого года, справляется с выполнением уста­ новленных планов. Примером этого является исклю­ чительно хорошая работа СРТ-420 (капитан ' тов. Морозов, парторг тов. Осташкин, предсудкома тов. Кашин). Экипаж корабля выпол­ нил план полугодия на 159 про­ центов, здесь почти отсутствуют нарушения трудовой дисциплины; в воспитании личного состава большое участие принимают обще­ ственность судна, партийная и профсоюзная организации. Теку­ честь на корабле снижена до ми­ нимума; личный состав держится за корабль и дорожит им. И вто­ рой пример. СРТ-4229 был в море на одни сутки больше, чем преду­ сматривалось уланом, однако не­ доловил до полугодового плана 892 центнера. Причина — боль­ шая текучесть личного состава — за полгода сменилось 82 моряка, в том числе 5 капитанов. Коллектив сельдяного флота бо­ рется за высокое звание коллекти­ ва коммунистического труда. Это накладывает на руководство флота, партийный и базовый комитеты большую ответственность за воспи­ тание личного состава флотав духе высокой коммунистической морали. Работники управления флота подробно разбирают каждый случай нарушения трудовой и производственной дисциплины и аморального поведения в быту. Хорошо работает общефлотекий товарищеский суд. На флоте про­ ведены партийные собрания на тему «О чести советского моря­ ка». Партком разработал и утвер­ дил мероприятия по улучшению воспитательной работы среди лиц командного состава, обсуждал во­ прос о состоянии трудовой дис­ циплины на плавбазе «Антаркти­ ка» и т. д. Но, несмотря на большую про­ деланную работу, состояние трудо­ вой и производственной дисципли­ ны пока оставляет желать много лучшего. Если по сравнению с со­ ответствующим периодом прошло­ го гада несколько сократились случаи отставания от судов, то значительно возросли нарушения по причинам пьянства. Анализ нарушений дисциплины показывает, что нарушает ее в основном категория моряков, ра­ ботающих на флоте от одного года до двух лет. Причем, нужно ска­ зать, что очень много еще среди нарушителей комсомольцев. И это объяснимо, так. как члены флот­ ского комитета ВЛКСМ вместо жи­ вой организаторской работы не­ посредственно на кораблях флота очень много времени проводят на различных совещаниях в городе. На флоте широкий отклик и всемерную поддержку нашло предложение Н. С. Хрущева, вы­ сказанное им на совещании ра­ ботников промышленности и строи­ тельства в конце апреля этого го­ да, о повышении ответственности за совершенные прогулы и при­ чиненный материальный ущерб, что должно улучшить положение дел с трудовой дисциплиной. Сельдяной флот будущие кадры командного состава черпает в основном из мореходных училищ. В перспективе этот контингент мо­ лодых специалистов будет в основ­ ном влиять на ход улучшения вос­ питательной работы на кораблях флота. Поэтому совершенно оче­ видно,что на деловые и политиче­ ские качества приходящих к нам молодых специалистов должно быть обращено особое внимание. Мы в первую очередь стремимся улучшить нм жилищные условия. В 1962 году жилье получили из числа молодых специалистов 86 человек против 6 человек в 1961 году. На наш взгляд, имеются ошиб­ ки в комплектации мурманских мореходных училищ. Их следует в основном комплектовать за счет мурманчан, которые и родственны­ ми и другими связями тяготеют к Мурманску и, безусловно, дадут постоянные, стабильные кадры для промысловых флотов. Для этого следует изменить постановку про-; изводственного обучения в шко-і лах. Учащимся надо'« детства при-і вивать любовь к морю. Для этотсі нужно изменить формы шефской связи флотов се школами, кото­ рые, к сожалению, 'сводятся пока в основном лишь « оказанию мате-і риальной помощи. v ' - !' ; j Заслуживает внимания инициа­ тива работников сектора кадров сельдяного флота по созданию при мореходном училище курсов по подготовке в училище из числа мо­ ряков флота. В настоящее время на таких курсах занимается 20 моряков. Они переведены на вре­ мя учебы и сдачи экзаменов на ремонтирующиеся суда, так как все это делается без отрыва от производства. Этот первый опыт заслуживает самого широкого рас­ пространения, так как это практи­ чески решает задачу комплекто­ вания мореходных училищ за счет проверенных в море, полно­ ценных моряков, которые в даль­ нейшем вырастут в хороших Спе­ циалистов, командиров производ­ ства, умеющих и требовать и вос­ питывать. Г. БОРОДУЛИН, начальник сельдяного флота. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ в ш в і в а в а в в в в в в в в я в а ш в ш в в в в в я в в в в ш в в в ш в я в в в в в в в в я в в в в в а в я в я і і ш а ш а в а ш в в в в ш ѵ в ш ѵ п а в ѵ г ГВАРДЕЕЦ С ОГНЕННОЙ ДУГИ I В стремительном беге повсе­ дневных будней не всегда при­ ходится бывшим солдатам пре­ даваться воспоминаниям о ми­ нувших грозных годах. Но та­ кое не забывается. Закрыв глаза, ты как бы вновь слышишь дикий грохот и визг разъяренного металла, видишь черные тучи дыма и пыли над стонущей под огнем белгородской степью. Ты был там и до последнего часа этого не забудешь. Никогда не забу­ дешь ты и тех боевых сорат­ ников, что, отстояв священную землю, остались в беспробуд- ГЕРОИ РЯДОМ С НАМИ ном сне под зелеными холма­ ми братских могил, под обели­ сками и гранитными монумен­ тами памятников воинской доб­ лести и славы. Я не знаю, так или несколь­ ко иначе размышлял бригадир слесарей-дизелистов Мурман­ ской судоверфи Петр Иванович Довсков, рассматривая в газе­ те снимки тех грозных дней, изображавшие поверженные в прах «тигры» и «пантеры», О п а с н а я с н О том, какой большой ущерб флоту приносят сверхнорматив­ ные простои кораблей в порту, го­ ворилось уже немало. Но не про­ ходит дня, чтобы несколько судов не задержались с выходом на про­ мысел из-за неявки членов экипа­ жей. А причина опозданий у боль­ шинства нарушителей трудовой дисциплины — это распущенность, пьянство, наплевательское отноше­ ние к интересам государства. Вот, например, траулер «Бату­ ми». Вздень выхода в восьмой рейс простой по вине экипажа соста­ вил 12 часов, в девятый рейс — 8 часов, в десятый — 2 часа. По­ теряны целые промысловые сутки, за которые, даже при слабой сырь­ евой базе, можно было выловить 6 тонн трески. Кто же виновники простоя? Эго матросы Гаранин, Стасевич, Ме- денцев, помощник мастера по до­ быче Ковалев и другие члены эки­ пажа. Стасевича, например, отпус- «РЫБНЫЙ МУРМАН» в стр. 8 августа 1963 г. тили на часок с вахты для того, чтобы отнести домой зарплату, а он не возвращался целых пять ча­ сов. Да и многие из моряков, своевременно явившихся к отходу, были, что называется, в нерабочем состоянии. Помощник мастера по добыче Лаврентьев, например, не смог принимать лед, матрос Окус- ков полісуток после отхода прова­ лялся, так как не мог нести вах­ ту... Эти примеры свидетельствуют о неблагополучном положении на корабле с воспитательной работой и вообще о неблагополучном поло­ жении в работе с кадрами на фло­ те. — Какие меры принимаются на судне к нарушителям дисциплины, пьяницам? — с таким вопросом обратился я к капитану тов. Куко- леву. — Я на корабле новый человек, — ответил ПавеЛ Федорович, — подменяю ушедшего в отпуск свое­ го однофамильца. Многого не су­ мел сделать, так как всего два ко­ ротких рейса был вместе с моря­ ками. С дисциплиной неважно, придется много поработать с людь­ ми. В разговоре выяснилось, что од­ новременно с капитаном ушел в отпуск и помполит тов. Тюрин. Вряд ли можно считать разумным такой подход к делу. Гот же вопрос, что и капитану, задаю председателю судового ко­ митета, мастеру по выработав кон­ сервов тов. Леонову. — Обсуждаем нарушителей на общем собрании, критикуем, — последовал ответ. В речи предсудкома прозвучала этакая нотка снисходительности: опаздывают моряки к отходу, пьян­ ствуют, но на промысле это — зо­ лотой народ... Опасная эта снисходительность. Умение работать в море стало на «Батуми», да и на других судах флота своего рода ширмой, за ко­ торой могут спрятаться нарушите­ ли дисциплины. Как будто выпал-, нять как положено свои обязанно­ сти и получать за это зарплату — это значит проязлять какую-то сверхдоблесть, способную скрасить, уравновесить в человеке любой моральный изъян. Разговоры о том, что моряки на­ род особый, в порту не грех и «дать газ», приводят к тому, что обсуждение нарушителей на собра­ ниях не достигает в большинстве случаев цели. Критикуют дезорга­ низаторов производства, как пра­ вило, командиры. Им вроде и по­ ложено, так рассуждают моряки. На лицах товарищей, вместо суро­ вого взгляда осуждения, наруши­ тели нередко видят улыбки, взгля­ ды сочувствия. Пьяница или про­ гульщик обещает исправиться, го­ ворит, что больше с ним подобно­ го не повторится. Кончилось соб­ рание, и забыты все клятвы и обе­ щания. На том же «Батуми» мат­ роса Гаранина обсуждали неодно­ кратно, а он два раза подряд не являлся своевременно к отходу. Пора перестать либерально от­ носиться к пьяницам, дезорганиза­ торам производства, пора пере­ стать укрывать их за ширмой по­ лезности «для производства». Это наносит удар воспитательной ра­ боте. В. ЕВГЕНЬЕВ. яшзоды ошеломляющей танко­ вой атаки. Тогдашний разведчик Доя* * оков пришел в Курские » и й ! от берегов Волга в рядах про­ славленной рварде&екой дивя- 5 з т генерала Родимцева, стояв­ шей здесь насмерть. Солдат Донеко® честно вы- S поднял свой воийскии долг, не щадя крови и жизни. Зато так густо и украшена его грудь. Петр Иванович кавалер орде­ нов «Слава» третьей я второй тгеяевги, «Красной Звезды», ме­ дали «За отвагу», медалей «За освобождение Праги», «За взя­ тие Берлина», «За победу над Германией». Послужной описок бившего гвардейца - разведчжа сделал бы честь музею воішжой доб­ лести. За каждой строчкой мно­ гочисленных благодарностей командования — этапы нелег­ кого солдатского пути. Донсков был отличным вои­ ном, рассказывают о нем в це­ хе, А сейчас ой отличный сле­ сарь. Возглавляемая ш брига­ да одной из первых на верфи завоевала звание коллектива коммунистического труда. Оиа из месяца в месяц перевыпол­ няет производственный плав, высоко держит честь заводской марки. В апреле нынешнего года к боевым орденам Доискова при­ бавился орден Трудового Крас­ ного Знамени. Это — награда за доблестный труд, за актив­ ное участае в решении задач, поставленных перед трудящи­ мися нашей страны ХХП съез­ дом КПСС. И. ЛЕБЕДЕВ, котельщик Мурманской су* доверфи» і а а в в в я к а в а в в в в а в а в в в а в я а а в і в в в а Л Hi 3 л s ■■ i 5 ■■ a a 3 : ■ 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz