Рыбный Мурман. 1963 г. Август.
Коллектив - лучший учитель и воспитатель Лучшей школой воспитания но вого человека является школа жизни, труда и борьбы. Лучшим учителем — трудовой коллектив. Именно в коллективе вырабаты вается дисциплина и требователь ность к себе, закаляется воля че ловека, упорство в достижении цели, проявляется коллективизм. Так понимаем и из этого исхо дим мы в перестройке воспита тельной работы среди моряков, рабочих, инженерно-тех-нических работников и служащих сельдяно го флота в свете решений июнь ского Пленума ЦК КПСС. Июньский Пленум ЦК КПСС, во шедший яркой страницей в лето пись борьбы за выполнение исто рических решений ХХП съезда КПСС, дал всему советскому на роду идейный заряд большой си-* ды В его решениях нашли полное отражение вопросы формирования человека с новой моралью и вос питания любви к общественно-по лезному труду. Коммунисты и все работники нашего флота, как и все советские люди, с горячим одобрением встре тили решения Пленума ЦК КПСС. С огромным интересом они изу чают и обсуждают материалы Пле нума и заявляют о своей твердой решимости претворить в жизнь за дачи, намеченные партией. Широко развернув социалисти ческое соревнование за досрочное Решения Пленума ЦН КПСС—в жизнь! выполнение плана и принятых обязательств, коллектив сельдяного флота выполнил полугодовой план по выпуску валовой продукции на 108 процентов и по товарной про дукции на 123 процента. Задание по производительности труда вы полнено на 107 процентов. Но нужно сказать, что в работе сель дяного флота имели место серьез ные недостатки. Основной показа тель в работе флота — план до бычи рыбы. Между тем, за первое полугодие недолов рыбы составил 14 тыс. центнеров. Основной причиной невыпол нения плана добычи рыбы, помимо крайне неустойчивой промысловой обстановки в Баренцевом море, яв лялась неравномерная работа от дельных кораблей. Из 127 судов, имевших план, в первом полугодии не оправились с выполнением за дания 66 судов. Самые скромные подсчеты показывают, что по этой причине сельдяной флот недоловил около 100 тыс. центнеров. Одной из причин этого явились допущен ные руководством флота ошибки в подборе и расстановке кадров командного состава судов. Подчас на командные должно сти назначались лица, недостаточ но проверенные по своим деловым и политическим качествам, не обеспечивающие слаженную работу Ленинград. Более половины всех рабочих обувного гиганта — фабрики «Скороход» участвует в соревновании за коммунистический труд. Почетное звание ударников коммунистического труда уже за воевали 1509 человек, среди них работницы цеха № 19 комсомолки Нина Семенова и Тамара Могильникова. Каждая из них научилась нескольким операциям и выполняет норму на 130 процентов. Девуш ки активные общественницы: Нина — редактор цеховой стенной га зеты, а Тамара — член бюро цеховой комсомольской организации. В этом году подруги получили аттестаты зрелости. На снимке: ударники коммунистического труда Нина Семенова (справа) и Тамара Могильникова. ' Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. коллектива судна. А ведь опыт ра боты показывает, что лишь- там, где капитан судна, партийные и профсоюзные организации умело сочетают хозяйственное руководст во с идеологической работой, мно го занимаются вопросами воспита ния личного состава, корабль, не смотря на особенности этого года, справляется с выполнением уста новленных планов. Примером этого является исклю чительно хорошая работа СРТ-420 (капитан ' тов. Морозов, парторг тов. Осташкин, предсудкома тов. Кашин). Экипаж корабля выпол нил план полугодия на 159 про центов, здесь почти отсутствуют нарушения трудовой дисциплины; в воспитании личного состава большое участие принимают обще ственность судна, партийная и профсоюзная организации. Теку честь на корабле снижена до ми нимума; личный состав держится за корабль и дорожит им. И вто рой пример. СРТ-4229 был в море на одни сутки больше, чем преду сматривалось уланом, однако не доловил до полугодового плана 892 центнера. Причина — боль шая текучесть личного состава — за полгода сменилось 82 моряка, в том числе 5 капитанов. Коллектив сельдяного флота бо рется за высокое звание коллекти ва коммунистического труда. Это накладывает на руководство флота, партийный и базовый комитеты большую ответственность за воспи тание личного состава флотав духе высокой коммунистической морали. Работники управления флота подробно разбирают каждый случай нарушения трудовой и производственной дисциплины и аморального поведения в быту. Хорошо работает общефлотекий товарищеский суд. На флоте про ведены партийные собрания на тему «О чести советского моря ка». Партком разработал и утвер дил мероприятия по улучшению воспитательной работы среди лиц командного состава, обсуждал во прос о состоянии трудовой дис циплины на плавбазе «Антаркти ка» и т. д. Но, несмотря на большую про деланную работу, состояние трудо вой и производственной дисципли ны пока оставляет желать много лучшего. Если по сравнению с со ответствующим периодом прошло го гада несколько сократились случаи отставания от судов, то значительно возросли нарушения по причинам пьянства. Анализ нарушений дисциплины показывает, что нарушает ее в основном категория моряков, ра ботающих на флоте от одного года до двух лет. Причем, нужно ска зать, что очень много еще среди нарушителей комсомольцев. И это объяснимо, так. как члены флот ского комитета ВЛКСМ вместо жи вой организаторской работы не посредственно на кораблях флота очень много времени проводят на различных совещаниях в городе. На флоте широкий отклик и всемерную поддержку нашло предложение Н. С. Хрущева, вы сказанное им на совещании ра ботников промышленности и строи тельства в конце апреля этого го да, о повышении ответственности за совершенные прогулы и при чиненный материальный ущерб, что должно улучшить положение дел с трудовой дисциплиной. Сельдяной флот будущие кадры командного состава черпает в основном из мореходных училищ. В перспективе этот контингент мо лодых специалистов будет в основ ном влиять на ход улучшения вос питательной работы на кораблях флота. Поэтому совершенно оче видно,что на деловые и политиче ские качества приходящих к нам молодых специалистов должно быть обращено особое внимание. Мы в первую очередь стремимся улучшить нм жилищные условия. В 1962 году жилье получили из числа молодых специалистов 86 человек против 6 человек в 1961 году. На наш взгляд, имеются ошиб ки в комплектации мурманских мореходных училищ. Их следует в основном комплектовать за счет мурманчан, которые и родственны ми и другими связями тяготеют к Мурманску и, безусловно, дадут постоянные, стабильные кадры для промысловых флотов. Для этого следует изменить постановку про-; изводственного обучения в шко-і лах. Учащимся надо'« детства при-і вивать любовь к морю. Для этотсі нужно изменить формы шефской связи флотов се школами, кото рые, к сожалению, 'сводятся пока в основном лишь « оказанию мате-і риальной помощи. v ' - !' ; j Заслуживает внимания инициа тива работников сектора кадров сельдяного флота по созданию при мореходном училище курсов по подготовке в училище из числа мо ряков флота. В настоящее время на таких курсах занимается 20 моряков. Они переведены на вре мя учебы и сдачи экзаменов на ремонтирующиеся суда, так как все это делается без отрыва от производства. Этот первый опыт заслуживает самого широкого рас пространения, так как это практи чески решает задачу комплекто вания мореходных училищ за счет проверенных в море, полно ценных моряков, которые в даль нейшем вырастут в хороших Спе циалистов, командиров производ ства, умеющих и требовать и вос питывать. Г. БОРОДУЛИН, начальник сельдяного флота. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ в ш в і в а в а в в в в в в в в я в а ш в ш в в в в в я в в в в ш в в в ш в я в в в в в в в в я в в в в в а в я в я і і ш а ш а в а ш в в в в ш ѵ в ш ѵ п а в ѵ г ГВАРДЕЕЦ С ОГНЕННОЙ ДУГИ I В стремительном беге повсе дневных будней не всегда при ходится бывшим солдатам пре даваться воспоминаниям о ми нувших грозных годах. Но та кое не забывается. Закрыв глаза, ты как бы вновь слышишь дикий грохот и визг разъяренного металла, видишь черные тучи дыма и пыли над стонущей под огнем белгородской степью. Ты был там и до последнего часа этого не забудешь. Никогда не забу дешь ты и тех боевых сорат ников, что, отстояв священную землю, остались в беспробуд- ГЕРОИ РЯДОМ С НАМИ ном сне под зелеными холма ми братских могил, под обели сками и гранитными монумен тами памятников воинской доб лести и славы. Я не знаю, так или несколь ко иначе размышлял бригадир слесарей-дизелистов Мурман ской судоверфи Петр Иванович Довсков, рассматривая в газе те снимки тех грозных дней, изображавшие поверженные в прах «тигры» и «пантеры», О п а с н а я с н О том, какой большой ущерб флоту приносят сверхнорматив ные простои кораблей в порту, го ворилось уже немало. Но не про ходит дня, чтобы несколько судов не задержались с выходом на про мысел из-за неявки членов экипа жей. А причина опозданий у боль шинства нарушителей трудовой дисциплины — это распущенность, пьянство, наплевательское отноше ние к интересам государства. Вот, например, траулер «Бату ми». Вздень выхода в восьмой рейс простой по вине экипажа соста вил 12 часов, в девятый рейс — 8 часов, в десятый — 2 часа. По теряны целые промысловые сутки, за которые, даже при слабой сырь евой базе, можно было выловить 6 тонн трески. Кто же виновники простоя? Эго матросы Гаранин, Стасевич, Ме- денцев, помощник мастера по до быче Ковалев и другие члены эки пажа. Стасевича, например, отпус- «РЫБНЫЙ МУРМАН» в стр. 8 августа 1963 г. тили на часок с вахты для того, чтобы отнести домой зарплату, а он не возвращался целых пять ча сов. Да и многие из моряков, своевременно явившихся к отходу, были, что называется, в нерабочем состоянии. Помощник мастера по добыче Лаврентьев, например, не смог принимать лед, матрос Окус- ков полісуток после отхода прова лялся, так как не мог нести вах ту... Эти примеры свидетельствуют о неблагополучном положении на корабле с воспитательной работой и вообще о неблагополучном поло жении в работе с кадрами на фло те. — Какие меры принимаются на судне к нарушителям дисциплины, пьяницам? — с таким вопросом обратился я к капитану тов. Куко- леву. — Я на корабле новый человек, — ответил ПавеЛ Федорович, — подменяю ушедшего в отпуск свое го однофамильца. Многого не су мел сделать, так как всего два ко ротких рейса был вместе с моря ками. С дисциплиной неважно, придется много поработать с людь ми. В разговоре выяснилось, что од новременно с капитаном ушел в отпуск и помполит тов. Тюрин. Вряд ли можно считать разумным такой подход к делу. Гот же вопрос, что и капитану, задаю председателю судового ко митета, мастеру по выработав кон сервов тов. Леонову. — Обсуждаем нарушителей на общем собрании, критикуем, — последовал ответ. В речи предсудкома прозвучала этакая нотка снисходительности: опаздывают моряки к отходу, пьян ствуют, но на промысле это — зо лотой народ... Опасная эта снисходительность. Умение работать в море стало на «Батуми», да и на других судах флота своего рода ширмой, за ко торой могут спрятаться нарушите ли дисциплины. Как будто выпал-, нять как положено свои обязанно сти и получать за это зарплату — это значит проязлять какую-то сверхдоблесть, способную скрасить, уравновесить в человеке любой моральный изъян. Разговоры о том, что моряки на род особый, в порту не грех и «дать газ», приводят к тому, что обсуждение нарушителей на собра ниях не достигает в большинстве случаев цели. Критикуют дезорга низаторов производства, как пра вило, командиры. Им вроде и по ложено, так рассуждают моряки. На лицах товарищей, вместо суро вого взгляда осуждения, наруши тели нередко видят улыбки, взгля ды сочувствия. Пьяница или про гульщик обещает исправиться, го ворит, что больше с ним подобно го не повторится. Кончилось соб рание, и забыты все клятвы и обе щания. На том же «Батуми» мат роса Гаранина обсуждали неодно кратно, а он два раза подряд не являлся своевременно к отходу. Пора перестать либерально от носиться к пьяницам, дезорганиза торам производства, пора пере стать укрывать их за ширмой по лезности «для производства». Это наносит удар воспитательной ра боте. В. ЕВГЕНЬЕВ. яшзоды ошеломляющей танко вой атаки. Тогдашний разведчик Доя* * оков пришел в Курские » и й ! от берегов Волга в рядах про славленной рварде&екой дивя- 5 з т генерала Родимцева, стояв шей здесь насмерть. Солдат Донеко® честно вы- S поднял свой воийскии долг, не щадя крови и жизни. Зато так густо и украшена его грудь. Петр Иванович кавалер орде нов «Слава» третьей я второй тгеяевги, «Красной Звезды», ме дали «За отвагу», медалей «За освобождение Праги», «За взя тие Берлина», «За победу над Германией». Послужной описок бившего гвардейца - разведчжа сделал бы честь музею воішжой доб лести. За каждой строчкой мно гочисленных благодарностей командования — этапы нелег кого солдатского пути. Донсков был отличным вои ном, рассказывают о нем в це хе, А сейчас ой отличный сле сарь. Возглавляемая ш брига да одной из первых на верфи завоевала звание коллектива коммунистического труда. Оиа из месяца в месяц перевыпол няет производственный плав, высоко держит честь заводской марки. В апреле нынешнего года к боевым орденам Доискова при бавился орден Трудового Крас ного Знамени. Это — награда за доблестный труд, за актив ное участае в решении задач, поставленных перед трудящи мися нашей страны ХХП съез дом КПСС. И. ЛЕБЕДЕВ, котельщик Мурманской су* доверфи» і а а в в в я к а в а в в в в а в а в в в а в я а а в і в в в а Л Hi 3 л s ■■ i 5 ■■ a a 3 : ■ 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz