Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.

ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР Котел может работать хорошо В бассейновой газете опубли- Фильтровали конденсат через кована статья старшего механика тонкую спрессованную древесную траулера «Шелонь» тов. Минца стружку. Фильтры из кокса плохо «Улучшить работу котлов систе- собирают масло, плохо промы- мы Гоуден-Джонсон». Вопрос ваются. Непонятно только, иоче- поднят очень важный, и с авто- му мы не можем отказаться от ром я согласен. Хочется кое-что них. На многих кораблях старшие дополнить, привести примеры из механики изготовляют фильтры из собственной практики. старых сизальских концов, из ро- Я поддерживаю мысль автора гожных мешков. Они более прак- ,о том, что котел можно эксилуа- тичны. Надо узаконить это дело. -тировать без чистки на протяже- и СКѴРРТВРИН1я пипкѵляния во­ зник трех месяцев и иметь при искусственная циркуляция этом чистую поверхность нагрева. * ы в котле во ВР&МЯ п°Дъема па‘ В 1957—58 годах машинная ра положительно скажется на со- комаяда траулера, на котором я CTOaHR? котлов- Способ, нредло- тогда плавал, сумела в два с по- * 0 ^ всеги*’ п г а ш к к Можег « п і - п т не будет Г , „ Г к » Г ^ ,™ е ml Г Г І Г Г І Т £ ? * летворительное (без накипи и ! Z масла). Правда, водогрейные труб- ? 0 сложное- Очень часто ки от средней топки были больше бывает нужного давления или пар загрязнены. Но в то время у кот- не доходит, превращается в воду. На мой взгляд, лучше произво­ дить циркуляцию с помощью электромотора, спаренного с центробежным насосом. Сделать такой переносный агрегат нетруд­ но. Надо испытать этот вариант. По моим подсчетам, время подъ­ ема пара сократится не менее чем на 6 часов. И последнее. В своей практике я внимательно слежу за состоя­ нием картерных сальников дина­ момашины и центробежного на­ соса. Если сальники не держат, то масло попадает в теплый ящик. Это вызывает дополнитель­ ное фильтрование. В. ПОПОВ, старшин меха­ ник траулера «Сванетня», Герой Социалистического Труда. лов этого типа не было загради­ тельных кожухов. В практике эксплуатации мы стремились как можно больше возвратить конденсата в котел. Во-первых, потому, что в нем почти нет различных солей и от­ ложений. Во-вторых, при боль­ шом количестве добавочной воды увеличивается расход топлива для ее подогрева. Гигантский стая « 1020 » на Челябинском трубопрокатном ЗЬводе после испытаний приступил к выпуску труб для строительства ма­ гистральных газопроводов. Как по площади, так по мощмости и тех­ нической оснащенности цех не имеет себе равных ни в Европе, ни в США. Стальные полосы проходят путь в несколько сот метров а превращаются в трубы без прикосновения к ним человеческих рук. Трубопрокатчики стали на предмайскую трудовую вахту и обе-* зались к празднику выдать 1500 тонн труб сверх задания. На снимке: труба вышла из пресс-расширителя. Фото В. Георгиева. Фотохроника ТАСС. В своем письме я хочу поднять вопрос об улучшении контроля за работой судовых механизмов и устройств с помощью реле-сигна­ лизаторов на средних рыболовных траулерах. Реле-сигнализаторы и реле-ис­ полнители давно уже применяются на кораблях всех флотов и особен­ но постройки последних лет. Но Н а д еж в о , дост упно О том, что мешает промыслу Траловый флот в долгу перед государством. Правда, условия промысла и сырьевая база в пер­ вом квартале были очень слож­ ными. Но, даже учитывая все трудности, можно было не допу­ стить большого недолова. На том, что мешало работе мо­ ряков и отрицательно влияет на результаты промысла во втором квартале, я и хочу остановиться. Начну с потери промыслового времени. На траулере «Днестр», которым я командую, был направ­ лен отделом кадров мастер по до­ быче. Выяснилось, что санитар­ ная книжка у него не в порядке, в море выходить нельзя. Время дневное. В диспетчерской специа­ листов, фамилии которых были бы вписаны в судовые роли, нет. Пришлось идти в отдел кадров, подыскивать человека, выписы­ вать дополнительный документ. В результате — задержка около че- ырех часов. А в подобном поло­ жении, наверняка, был не только один наш экипаж. Думается, что на моряков, на­ ходящихся в резерве, независимо от того ждут ли они свой корабль или просто направления, должны заполняться судовые роли. Тогда людей можно быстро направить на корабль. В Тюва-губе корабли часами простаивают на рейде в ожидании причала. После получения снаб­ жения приходится еще долгое время ожидать «добро» на выход. И это даже в то время, когда рейд открыт и другие траулеры выхл- дят в море. А почему бы не полу­ чать «добро» на выход и вход непосредственно с поста, находя­ щегося в Тюва-губе? В дальнейшем улучшении нуж­ дается руководство экипажами на промысле. Бывают случаи, когда наши руководители дают указание следовать в такой-то район. А в эго время экипажи архангельско­ го флота покидают его, потому что рыба там отказала, или по другим причинам. В оперативной перестройке флота нам нужно поучиться у мо­ ряков «Мурмансельди». Они ловят треску там. где она ловится, не боясь перегрузить район. Капита­ ны у них имеют больше свободы в выборе места промысла. И это правильно. Ведь капитан в первую очередь отвечает за выполнение плана, ему, как говорится, и кар­ ты в руки. У моряков сельдяного флота следует поучиться и организации снабжения. Тралы, мешки и т. п. надо иметь на плавмаяках. Там же должен находиться специалист по радиооборудованию. В случае не­ обходимости экипаж сможет полу­ чить от него практическую помощь или консультацию. На маяках должно быть штук 10— 15 буев с полным вооруже­ нием. По рекомендации руково­ дителя промысла капитан плав- маяка ставит буй в определенном районе. В этом случае промысло­ вые суда будут обеспечены ориен­ тирами. Сократятся потери про­ мыслового времени. Отказала ры­ ба — траулеры, не теряя времени на поиск и снятие буев, быстро пе­ рейдут в новый район. Экипаж плавмаяка снимет буй и пойдет за группой. Это, однако, не означает, что капитаны промысловых кораблей смогут, как говорится, умыть ру­ ки. В случае обнаружения косяка они обязаны закрепить его место­ нахождение буем. Ежедневно многие суда задер­ живаются с выходом на промысел из-за недисциплинированности от­ дельных членов экипажей. Надо принимать решительные меры воз­ действия к нерадивым морякам, к тем, на кого уже не действует общественное мнение. Был у нас на корабле такой случай. Матрос Янчурия (в прош­ лом старпом) нарушал трудовую дисциплину. Во время стоянки пьянствовал, дебоширил. Общест­ венность судна делала все для того, чтобы человек снова мог вы­ полнять штурманские обязанно­ сти. Но Янчурин, как видно, пле­ вал па все наши заботы. Вопрос был поставлен резко. Не место ему на флоте. Докумен­ ты были направлены в отдел кадров. Но Янчурин сумел раззка- лобить начальство и поеле этого укатил в отпуск. Так мы никогда не наведем порядка в собствен­ ном юме. В. СЛУЦКИЙ, капитан тра­ улера «Днестр*. они или слишком дороги и гро­ моздки в комплекте со всей схе­ мой или же ненадежны. Для обеспечения нормальной, бесперебойной работы двигателей, механизмов и устройств на совре­ менном корабле, как известно, не­ обходим хороший, постоянный контроль за ними. Этот контроль необходим для своевременного пре­ дупреждения тех или иных непо­ ладок и аварий, для выяснения причин возникновения ненормаль­ ностей. Контроль должен охваты­ вать все механизмы и устройства, все приборы и системы, находя­ щиеся в машинном отсеке, и не только в масштабе силовой уста­ новки, но и в масштабе ее отдель­ ных узлов. А это-то не всегда практически бывает возможным. Так, во время выборки сетей в машине находится один вахтенный механик, который почти не отхо­ дит от поста управления главным двигателем. В это время главный двигатель работает в очень тяже­ лых эксплуатационных условиях: частые пуски и остановки (до 100 и более в час), реверсирования, случаются и намотки на винт сетей. Механики знают, что точного соблюдения инструкции и правил в это время достичь трудно и осо­ бенно в той части, где указывает­ ся, что увеличение и снятие на­ грузки должно производиться по­ степенно, особенно при непрогрев- шемся двигателе. Кстати сказать, спосоо подогрева двигателеи перед их работой, предложенный инспек­ тором Регистра тов. Манжосом, по­ чему-то до сих пор не принят. Во время выборки сетей конт­ роль за работой вспомогательного двигателя и других механизмов несколько ослабляется. То же са­ мое бывает, когда вахтенный в машинном отделении занят с од­ ним каким-либо механизмом. На­ пример, механик занят осмотром сепаратора и по какой-либо при­ чине нарушится охлаждение дви­ гателя или упадет давление мас­ ла. Аварии возможно не произой­ дет, но это, конечно, скажется на моторесурсах двигателя, понизится надежность его работы. Контроль за работой механиз­ мов на средних рыболовных трау­ лерах в основном сводится к на­ блюдению за приборами и на слух. Очень полезно было бы уста­ навливать на всех судах типа средних рыболовных траулеров на главные и вспомогательные дви­ гатели, возможно, и на другие от­ ветственные механизмы, комплекс­ ную сигнализацию основных па­ раметров: давления масла, темпе­ ратуры воды охлаждения, наличия топлива в расходной цистерне и т. д. При этом в случае откло­ нения до определенных величин этих параметров мгновенно по­ дается сигнал (светом и звонком). Для простоты схемы лампа и звонок работают на все реле одни и те же. Реле можно отрегулиро­ вать на любую допустимую для данной системы величину в соот­ ветствии со штатным прибором. В схеме комплексной сигнализации можно установить сигнальное ре­ ле минимально допустимого коли­ чества топлива в расходной ци­ стерне, которое ставится в ком­ плекте с сигнализатором, предло­ женным механиком Хасановым. Своими силами сделать на ко­ рабле комплексную сигнализации очень трудно. Тут необходима по­ мощь технического отдела, кон­ структорского бюро. Реле давлений не трудно изготовить. Монтаж электропроводки также не соста­ вит трудности, особенно во время заводских ремонтов. На некоторых судах ставятся реле-сигнализаторы собственно™ изготовления. Но все они различ­ ны и по конструкции и по прин­ ципу работы. По-моему, стоит принять еди­ ную простую схему и конструк­ цию реле. Тогда будеі нетрудно внедрить комплексную систему сигнализации на всех средних ры­ боловных траулерах. Это очень по­ может машинным командам обес­ печивать надежную работу веек механической части каждого ко­ рабля. Г. СЕМЫКИН, старший механик среднего рыболозного траулера «Створ». Какая опушка рациональнее V В применяемых сейчас дрифтер- баков известно, что для промысла вильное. Дело в том, что поры* ных сетях на каждой горизонталь- сельди в водах Ян-Майен» и Ис- сетного полотна в основном прв- ной кромке (верхней и нижней) ландии они используют дрифтер- исходит в момент проскальзыва- сетного полотна делается опушка ные сети, в которых опушка со- ния подборы с намотанным на нее из более толстой нитки в количе- стоит не из шести ячей, а из трех сетным ітолотном . Сила рывка к стве шести ячей по высоте сети ячей по каждой кромке со следу- момент проскальзывания настоль- (три крайние ячеи из нитки ющим распределением номеров ни- ко велика, что иногда рвутся Л? 20/12 и следующие три ячеи ток: одна крайняя ячея из нитки подборы, и в таком случае любая из нитки № 34/12). М5 20/12, следующий ряд — опушка не_ выдержит. Поэтому Опушка в шесть ячей осталась Хі 34/15 и последний ряд ячей упомянутый выше аргумент не из далекого прошлого, когда ис- опушки — № 34/12. может служить препятствием для пользовались осокоревые поплав- Опушку в три ячеи необходимо использования в сетях опушки в ки, имеющие неровную поверх- использовать и на пашнх дриф- три ячеи- к Т0МУ же * ля ность, различную форму и разме- терных сетях, так как это даст лия сетного полотна от подоорьі ры. весьма существенную экономию посадку производят на огнивах е Основное же назначение опуш- (около 10 тысяч рублей при го- определенной высотой « н о ж и к кн заключается в том, что, когда довом расходе сетей 50 тысяч см.), которую может оыть, производят посадку на подборы на штук), некоторое увеличение ра- следует увеличить, чтооы на под* огнивах, то в процессе работы се- бочей площади основного сетного бору накручивалась сама «нож-* ти ячеи, находящейся на огнивах, полотна, причем общая прочность ка*> а не сетное полотно. Uo это* свободно перемещаются и могут дрифтерной сети нисколько не из- т 0®? следует подумать, перетираться, отсюда и делается менится в процессе эксплуатации. Увеличение высоты «ножки* опушка яз более толстой нитки, У некоторых может возникнуть огнива по горизонтальным кром- чем основное сетное полотно. Од- сомнение в том, что при выборке вам се^.и тохе Даст свои положи-- пако в дрифтерных сетях посадка сетей сетевыборочной машиной тельный эффект, производится только за крайний часто сетное полотно вместе с ряд ячеи, и потому нет надобно- подборой попадает под прижимные сти делать опушку из шести ячей, кулачки, за которые сетное полот- Из зарубежной практики дриф- но цепляется и рвется, а при вы- терного лова и, в частности, из сокой опушке рвани будет мень- практики работы норвежских ры- ше. Это мнение не совсем пра- 27 апреля 1963 г. з стр. Лаборатория техники пром- рыболовства ПИНРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz