Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.
Е. МИХАЙЛОВСКИЙ ОЧЕ РК г л Весть о награждении боль шого отряда тружеников рыб ного Мурмана орденами и ме далями, о присвоении семи из. них высокого звания Героя Социалистического .Труда с бы стротой молнии облетела горо да и поселки области. А на следующий день моряки, судо- ' ремонтники, портовики уже рассматривали помещенные в областной газете портреты ге роев. У киоска «Союзпечати», что против главной проходной рыб ного порта, мне пришлось стать очевидцем такого разго вора. — Смотрите, Андрей Яков левич Маклаков! Старый по мор. Заслужил! — А это Василий Александ рович Попов, наш старший ме ханик, со «Сванетии»... — Ошибаешься, дружок, ваш, да не совсем. — вмеши вается в разговор один из мо- рякои с золотыми нашивками на рукавах. — Это наш «дед» с «Воткин- ска». Вот проплавает он на «Сванетии» столько, сколько на нашем корабле, тогда и счи тайте своим.* Василия Алек сандровича у нас. брат, все уважали. Гагановец. Судно из прорыва вытянул. А пропла вал траулер в общей сложно сти без среднего ремонта око ло семи лет. Понимаете, что это значит? Видя, что его собеседники слабоьаты в экономике, меха- ник популярно объяснил: — Ремонт средний положен через четыре года. Обходится он траловому флоту в стары^ деньгах около двух с полови ной мил л ионо в . Считайте, что машинная команда сберегла по меньшей мере два из них. И это еще не все. Сколько време ни корабли на судоверфи под пирают мачтами небо у прича лов? По году, по полтора. А тут экипаж все это время на промысле находился, около двух десятков тысяч центнеров трески добыл... Много теплых слов по адре су героя я еще услышал в тот день и в управлении флота и на кораблях. Все они коротко сводились к мысли: Попов — человек труда. Человек труда! Всего два слова, но они как нельзя луч ше характеризуют Василия Александровича. В труде — вся его жизнь. В детстве — нелегкий, крестьянский. Затем работа на сульфатно-целлю лозном заводе. Отсюда уходил он на фронт. В тяжелом рат ном труде отличился младший сержант Попов. Командир 23 гвардейской стрелковой ди визии приколол к его гимнастер ке орден Крас ной Звезды* Позднее приба вилась медаль «За оборону Советского За- . полярья». Пять раз был ранен Василий Александрови ч. И хотя ему бы ла назначена приличная пен сия, не захотел он в трудные послевоен н ы е годы отсижи ваться на лег кой работе. Не позволяла обыч ная человече ская совесть, а тем более пар тийная, напоми нал великий за вет: коммунист должен быть там, где ' всего труднее. Он освоил профессию су дового машини ста. Плавал на ледоколе с про славленным к а питаном Воро ниным, нз торговых судах. З а тем перешел на рыболовные траулеры... В июле прошлого года мне пришлось готовить к печати статью о передовом опыте ма шинной команды траулера «Воткинск». Прихожу на ко рабль, спрашиваю; где стар- мех? — Если на судне, то значит внизу, в машине, — отвечают моряки. — Он у нас такой, в каюте не отсиживается. Там, в машинном отделении, и состоялась беседа. Василин Александрович ответил на все заданные вопросы, рассказал о своих помощниках. Но стоило только завести разговор о его личном вкладе, как он сразу переменился. — Давайте договоримся, пи шите больше о кочегарах, ма шинистах, — заявил он. — Без них стармех, как птица без крыльев. То. о чем Василий Александ рович не захотел рассказывать, за него рассказали второй ме ханик Геннадий Потешкин, ма шинист Михаил Ясюк. С приходом Попова больше внимания стало уделяться на судне профилактическим ос мотрам и ремонтам. Дубли рующие механизмы • ремонти руются на промысле, во время переходов. А для профилакти ка глазной машины стармех выкраивал часы во время сто янки судна в порту или в Тю- ва-губе. Придет траулер в Тюва-гу- бу, а там десятки других эки пажей ждут своей очереди, чтобы получить лед, воду. Прикинет «дед», продумает все как следует и объявляет аврал. Работают все — меха ники, машинисты, кочегары. Никто не делит — это мое, это твое. Все знают: раз маши на в порядке, значит будет ■ вахту легче нести, будет и рыба. Просадки топок. Они на фло те стали «притчей во языцех» Ежегодно тратятся тысячи руб лей на ремонт котлов, недолав ливаются сотни центнеров ры бы. Внимательно наблюдая за механизмами, Попов пришел к выводу, что причины просадки надо искать не только в самих котлах, но и внутри механиз мов, потребляющих пар. На судах польской построй ки кольца балластного, цирку ляционного и других насосов имели ступенчатый; замок. Со временем они изнашивались» заменялись новыми, местного изготовления. На судоремонт ном заводе не могли делать двойную проточку. Кольца вы пускались с косым замком. Они быстро срабатывались. Об разовывался перебег пара. В цилиндрах создавалось большое давление, на преодоление кото рого требовалась дополнитель ная энергия. На это и обратил внимание Василий Александро вич. , Вместо одного кольца с ко сым замком он поставил в кеп два — с прямыми замка ми (разрезами вверх и вниз). Насосы стали нормально эксплуатироваться, с котла — сниматься минимальное коли чество пара. Можно было бы рассказать о других рационализаторских предложениях стармеха, с виду столь же «простых». Но все они били в одну точку — про думанно, рассчитачно, снайпер ски. Все они кажутся «само со бой разумеющимися», а вот по ди ж ты! — «не догадывались» сделать. Но об этом, видимо, будет рассказано в специальной брошюре. Есть такое понятие КПД — коэффициент полезного дейст вия. Все, о чем было рассказа но выше, делалось с целью по высить КПД машинно-котель ной установки. Но, как гово рит Василий Александрович, это понятие не только чисто техническое. КПД есть у всего — у жизни отдельного челове ка и у жизни коллектива, есть коэффициент полезного действия труда, творчества, доверия, честности и даже КПД сердечности. И он дела ет все для того, чтобы повы шать этот коэффициент и у се бя, и у своих подчиненных. Многие старшие механики не доверяют молодежи, выпу скникам мореходных училищ, держаг курс на старичков — практиков. Попов Поступает наоборот. Он учит молодежь, передает ей свой богатый опыт, и дает возможность совершен ствоваться, расти. Жизнь убе дительно доказала, что это правильный метод. Юзеф Серехан прошел на «Воткинске» путь от кочегара второго класса до машиниста, стал студентом Высшего море ходного училища. Когда тре тий механик Журба несколько раз подвел экипаж и с пренеб режением отнесся к требова ниям коллектива, с ним рас прощались. Машинист второго класса Анатолий Чухрай с ус пехом заменил его. \ Кстати говоря, это был единственный случай, когда че ловека списали с корабля. «Вы бросить за борт» — это легче всего. Попов решил не идти по такому пути. Гораздо больше для воспитания коллектива имеет превращение нерадивых моряков в дисциплинирован ных работников. Долго возились на «Воткин- ске» до прихода Попова с ко чегаром Петровым. Этот моло дой здоровяк считал особенной доблестью выпивку. Один раз пришел к отходу пьяным, в другой — отстал от судна, в третий — на вахту не явился.- Члены судового комитета строго осудили его поступки. Кто-то задал ему вопрос, по нял ли он свою ошибку? — Понял, — отвечает Пет ров, — закусывал мало. И вот стармех решил пере воспитать его. Это было прин ципиально важным делом, ибо Петров «имел над другими тя жесть». Некоторые моряки гор дились его «храбростью», «остроумием», попадали под его влияние. Попов приступил к выполне нию боевой задачи, действуя как администратор, товарищ, агитатор, педагог. И во всех случаях как коммунист. — Неужели вы не понимаете, что подводите коллектив? Петров поглядывал на«деда» с удивлением. Он ожидал ру гани, угроз, негодования. А тут обращались к нему спокойно, с достоинством, взывая к чести советского гражданина. — Ну что ж? Увольняй те! — медленно выговорил он привычные слова. — Обсужда ли меня много. Все меня счи тают пропащим. Действуйте! — Нет, Петров, я верю в то, что вы одумаетесь. Стармех постоянно следил за работой кочегара, никогда не упускал случая подправить его, помочь, но и не упускал также случая, чтобы выразить же стом, словом, взглядом чувство одобрения. И это было обраще но к человеку, который до это го никогда rfe слыхал от коман диров похвалы, даже когда он ее заслуживал. Прошло несколько недель, и парня словно подменили. Он стал одним из лучших произ водственников. Моряки «Воткинска» могут привести множество примеров, когда их «дед» в свободную минуту просто заходил в са лон, в каюты, беседовал на са мые различные темы — о рыб ной ловле, о грибах, о футбо ле, об экономике. И у людей становилось теплее на душе, повышалась работоспособность. И хотя никаких галочек в тет ради у помполита не появля лось, приносили эти беседы не меньше пользы, чем иные про читанные доклады. Припомнился такой случай. В день моего посещения «Вот- кинска»‘ на судно пришел ма стер первого судоремонтного завода. Слышу разговор. Ма стер упрашивает то ли третье го, то ли второго механика. — Подмахни, не будем друж бу терять. А механик ему отвечает: «Ничего я тебе не подмахну, и прикрывать твои штучки-дрюч ки не буду, Кодекс не позво ляет». Мастер аж зашелся: «Ты что меня пугаешь, я, слава богу, не уголовник. Ты мне не при шивай!». — Нет, — говорит ему ме ханик, — уголовному кодексу ты пока не подлежишь, но есля не перестроишься, и с ним мо жешь познакомиться. А вот мне коммунистический кодекс под махнуть твою липу не позво- ляет, понял? — Да ты разве партийный? — А разве дело тут в пар тийности? В совести, друг! Очень обрадовал меня этот разговор. Во-первых, он на глядно показал, что мораль* ный кодекс быстро переходят из Программы партии в жизнь. А во-вторых, я был очень рад за Попова, рад потому, что знал — одна из его бесед о не обходимости беречь средства на междурейсовый ремонт — достигла цели. Да еще как до стигла! До енх пор мы вспоминали прошлое, собственно то, за что Василий Александрович и был удостоен высшей награды на шего государства. Сейчас он плавает на траулере «Сване- тия». Корабль тяжелый, «король причалов», шутливо говорили о нем моряки, в день, когда Попов появился на судне. Но за короткий срок Попов сумел постепенно навести порядок с механизмами и на этом трау лере. . * Моряки «Сванетии» почувст вовали уверенность в своих си лах, поняли, что могут внести свой достойный вклад в строи тельство коммунизма. Они приняли обязательство добыть сверх плана первого полугодия 300 центнеров трески. И непло хо его претворяют в жизнь. Василию Александровичу, казалось бы, и отдохнуть мож но, поддерживай установлен ный порядок, и только. Так нет, не хочет жить он сегод няшним днем. В голове зреют новые планы. Хорошо бы установить в па- родинамо плавающее кольцо. Износ механизма уменьшится, расход пара сократится. Надо , ' чтобы судоремонтники помогли изготовить его. Стармех с «Шелони» тов. Минц выступил в бассейновой газете с очень важной статьей «Улучшить работу котлов си стемы «Гоуден-Джонсон». Мно го высказано в ней дельных мыслей. Надо использовать все ценное у себя на корабле. В последнее время Попов находился на промысле. А до ма с нетерпением ждали его возвращения жена, двое сы- новей-восьмиклассников. Сы новья — гордость родителей. Оба примерные школьники и отличные баянисты. Ждали коллеги по профессии, ждали бывшие его ученики, чтобы от всего сердца пожать сильную, мозолистую руку, по здравить с высшей наградой РодиііУ. А в том, что он с ДОг стоинством пронесет ее через всю жизнь, никто на флоте не сомневается. Он — человек труда, он таким и останется. Больше инициативы—выше уловы Дать стране к концу года 16 тысяч центнеров полуфабрика та — такое обязательство принял в предмайские дин экипаж трау лера «Ставрида». За счет внут ренних резервов промысловики решили увеличить заготовку по луфабриката иа 2200 центнеров против плана. И самое замечательное в по чине моряков «Ставриды» то, что инициатором этого дела явилась машинная команда судна. Прежде всего члены машинкой команды стремятся обеспечить своевременный профилактический ремонт главных и вспомогатель ных двигателей. Работа эта про водится ежерейоно. Так, в очередном промысловом рейсе была перебрана и провере на осушительная система, произ вели также притирку клапанов. Сделали это четвертый механик Геннадий Андреевич Колпаков, моторист Александр Александро вич Киіценко, третий механик Евгений Романович Губко. В следующем рейсе запланиро вало перебрать ■ все насосы, по жарную и гидравлическую систе мы, а также проверять бортовую арматуру. — Поздней, в июле— августе, будем заканчивать остальные ра боты, — рассказывает старший механик «Ставриды» Владимир Иванович Иликов, — проверку и ремонт всей паровой системы. Большое внимание уделяет ма шинная команда экономии топ лива. Много горючего требуется в частности для рыбомучной уста новки. И вот в последнем рейсе моряки решили усовершенство вать механизм. Раньше подавался свежий пар и в верхний и в ниж ний барабаны установки. Теперь свежий пар подается только в верхний барабан, а затем исполь зуется в нижнем барабане. Результаты такого бережного расходования топлива — нали цо. Если раньше горючего хвата ло на 25 суток промысла, то те перь его хватает на 32— 33 су ток. Вдумчивое, творческое отно шение к деду — вот что помога ет морякам «Ставриды» добивать ся этик успехов в труде. С. ВОЛГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz