Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.

Е. МИХАЙЛОВСКИЙ ОЧЕ РК г л Весть о награждении боль­ шого отряда тружеников рыб­ ного Мурмана орденами и ме­ далями, о присвоении семи из. них высокого звания Героя Социалистического .Труда с бы­ стротой молнии облетела горо­ да и поселки области. А на следующий день моряки, судо- ' ремонтники, портовики уже рассматривали помещенные в областной газете портреты ге­ роев. У киоска «Союзпечати», что против главной проходной рыб­ ного порта, мне пришлось стать очевидцем такого разго­ вора. — Смотрите, Андрей Яков­ левич Маклаков! Старый по­ мор. Заслужил! — А это Василий Александ­ рович Попов, наш старший ме­ ханик, со «Сванетии»... — Ошибаешься, дружок, ваш, да не совсем. — вмеши­ вается в разговор один из мо- рякои с золотыми нашивками на рукавах. — Это наш «дед» с «Воткин- ска». Вот проплавает он на «Сванетии» столько, сколько на нашем корабле, тогда и счи­ тайте своим.* Василия Алек­ сандровича у нас. брат, все уважали. Гагановец. Судно из прорыва вытянул. А пропла­ вал траулер в общей сложно­ сти без среднего ремонта око­ ло семи лет. Понимаете, что это значит? Видя, что его собеседники слабоьаты в экономике, меха- ник популярно объяснил: — Ремонт средний положен через четыре года. Обходится он траловому флоту в стары^ деньгах около двух с полови­ ной мил л ионо в . Считайте, что машинная команда сберегла по меньшей мере два из них. И это еще не все. Сколько време­ ни корабли на судоверфи под­ пирают мачтами небо у прича­ лов? По году, по полтора. А тут экипаж все это время на промысле находился, около двух десятков тысяч центнеров трески добыл... Много теплых слов по адре­ су героя я еще услышал в тот день и в управлении флота и на кораблях. Все они коротко сводились к мысли: Попов — человек труда. Человек труда! Всего два слова, но они как нельзя луч­ ше характеризуют Василия Александровича. В труде — вся его жизнь. В детстве — нелегкий, крестьянский. Затем работа на сульфатно-целлю­ лозном заводе. Отсюда уходил он на фронт. В тяжелом рат­ ном труде отличился младший сержант Попов. Командир 23 гвардейской стрелковой ди­ визии приколол к его гимнастер­ ке орден Крас­ ной Звезды* Позднее приба­ вилась медаль «За оборону Советского За- . полярья». Пять раз был ранен Василий Александрови ч. И хотя ему бы­ ла назначена приличная пен­ сия, не захотел он в трудные послевоен н ы е годы отсижи­ ваться на лег­ кой работе. Не позволяла обыч­ ная человече­ ская совесть, а тем более пар­ тийная, напоми­ нал великий за­ вет: коммунист должен быть там, где ' всего труднее. Он освоил профессию су­ дового машини­ ста. Плавал на ледоколе с про­ славленным к а ­ питаном Воро­ ниным, нз торговых судах. З а ­ тем перешел на рыболовные траулеры... В июле прошлого года мне пришлось готовить к печати статью о передовом опыте ма­ шинной команды траулера «Воткинск». Прихожу на ко­ рабль, спрашиваю; где стар- мех? — Если на судне, то значит внизу, в машине, — отвечают моряки. — Он у нас такой, в каюте не отсиживается. Там, в машинном отделении, и состоялась беседа. Василин Александрович ответил на все заданные вопросы, рассказал о своих помощниках. Но стоило только завести разговор о его личном вкладе, как он сразу переменился. — Давайте договоримся, пи­ шите больше о кочегарах, ма­ шинистах, — заявил он. — Без них стармех, как птица без крыльев. То. о чем Василий Александ­ рович не захотел рассказывать, за него рассказали второй ме­ ханик Геннадий Потешкин, ма­ шинист Михаил Ясюк. С приходом Попова больше внимания стало уделяться на судне профилактическим ос­ мотрам и ремонтам. Дубли­ рующие механизмы • ремонти­ руются на промысле, во время переходов. А для профилакти­ ка глазной машины стармех выкраивал часы во время сто­ янки судна в порту или в Тю- ва-губе. Придет траулер в Тюва-гу- бу, а там десятки других эки­ пажей ждут своей очереди, чтобы получить лед, воду. Прикинет «дед», продумает все как следует и объявляет аврал. Работают все — меха­ ники, машинисты, кочегары. Никто не делит — это мое, это твое. Все знают: раз маши­ на в порядке, значит будет ■ вахту легче нести, будет и рыба. Просадки топок. Они на фло­ те стали «притчей во языцех» Ежегодно тратятся тысячи руб лей на ремонт котлов, недолав ливаются сотни центнеров ры­ бы. Внимательно наблюдая за механизмами, Попов пришел к выводу, что причины просадки надо искать не только в самих котлах, но и внутри механиз­ мов, потребляющих пар. На судах польской построй­ ки кольца балластного, цирку­ ляционного и других насосов имели ступенчатый; замок. Со временем они изнашивались» заменялись новыми, местного изготовления. На судоремонт­ ном заводе не могли делать двойную проточку. Кольца вы­ пускались с косым замком. Они быстро срабатывались. Об­ разовывался перебег пара. В цилиндрах создавалось большое давление, на преодоление кото­ рого требовалась дополнитель­ ная энергия. На это и обратил внимание Василий Александро­ вич. , Вместо одного кольца с ко­ сым замком он поставил в кеп два — с прямыми замка­ ми (разрезами вверх и вниз). Насосы стали нормально эксплуатироваться, с котла — сниматься минимальное коли­ чество пара. Можно было бы рассказать о других рационализаторских предложениях стармеха, с виду столь же «простых». Но все они били в одну точку — про­ думанно, рассчитачно, снайпер­ ски. Все они кажутся «само со­ бой разумеющимися», а вот по­ ди ж ты! — «не догадывались» сделать. Но об этом, видимо, будет рассказано в специальной брошюре. Есть такое понятие КПД — коэффициент полезного дейст­ вия. Все, о чем было рассказа­ но выше, делалось с целью по­ высить КПД машинно-котель­ ной установки. Но, как гово­ рит Василий Александрович, это понятие не только чисто техническое. КПД есть у всего — у жизни отдельного челове­ ка и у жизни коллектива, есть коэффициент полезного действия труда, творчества, доверия, честности и даже КПД сердечности. И он дела­ ет все для того, чтобы повы­ шать этот коэффициент и у се­ бя, и у своих подчиненных. Многие старшие механики не доверяют молодежи, выпу­ скникам мореходных училищ, держаг курс на старичков — практиков. Попов Поступает наоборот. Он учит молодежь, передает ей свой богатый опыт, и дает возможность совершен­ ствоваться, расти. Жизнь убе­ дительно доказала, что это правильный метод. Юзеф Серехан прошел на «Воткинске» путь от кочегара второго класса до машиниста, стал студентом Высшего море­ ходного училища. Когда тре­ тий механик Журба несколько раз подвел экипаж и с пренеб­ режением отнесся к требова­ ниям коллектива, с ним рас­ прощались. Машинист второго класса Анатолий Чухрай с ус­ пехом заменил его. \ Кстати говоря, это был единственный случай, когда че­ ловека списали с корабля. «Вы­ бросить за борт» — это легче всего. Попов решил не идти по такому пути. Гораздо больше для воспитания коллектива имеет превращение нерадивых моряков в дисциплинирован­ ных работников. Долго возились на «Воткин- ске» до прихода Попова с ко­ чегаром Петровым. Этот моло­ дой здоровяк считал особенной доблестью выпивку. Один раз пришел к отходу пьяным, в другой — отстал от судна, в третий — на вахту не явился.- Члены судового комитета строго осудили его поступки. Кто-то задал ему вопрос, по­ нял ли он свою ошибку? — Понял, — отвечает Пет­ ров, — закусывал мало. И вот стармех решил пере­ воспитать его. Это было прин­ ципиально важным делом, ибо Петров «имел над другими тя­ жесть». Некоторые моряки гор­ дились его «храбростью», «остроумием», попадали под его влияние. Попов приступил к выполне­ нию боевой задачи, действуя как администратор, товарищ, агитатор, педагог. И во всех случаях как коммунист. — Неужели вы не понимаете, что подводите коллектив? Петров поглядывал на«деда» с удивлением. Он ожидал ру­ гани, угроз, негодования. А тут обращались к нему спокойно, с достоинством, взывая к чести советского гражданина. — Ну что ж? Увольняй­ те! — медленно выговорил он привычные слова. — Обсужда­ ли меня много. Все меня счи­ тают пропащим. Действуйте! — Нет, Петров, я верю в то, что вы одумаетесь. Стармех постоянно следил за работой кочегара, никогда не упускал случая подправить его, помочь, но и не упускал также случая, чтобы выразить же­ стом, словом, взглядом чувство одобрения. И это было обраще­ но к человеку, который до это­ го никогда rfe слыхал от коман­ диров похвалы, даже когда он ее заслуживал. Прошло несколько недель, и парня словно подменили. Он стал одним из лучших произ­ водственников. Моряки «Воткинска» могут привести множество примеров, когда их «дед» в свободную минуту просто заходил в са­ лон, в каюты, беседовал на са­ мые различные темы — о рыб­ ной ловле, о грибах, о футбо­ ле, об экономике. И у людей становилось теплее на душе, повышалась работоспособность. И хотя никаких галочек в тет­ ради у помполита не появля­ лось, приносили эти беседы не меньше пользы, чем иные про­ читанные доклады. Припомнился такой случай. В день моего посещения «Вот- кинска»‘ на судно пришел ма­ стер первого судоремонтного завода. Слышу разговор. Ма­ стер упрашивает то ли третье­ го, то ли второго механика. — Подмахни, не будем друж­ бу терять. А механик ему отвечает: «Ничего я тебе не подмахну, и прикрывать твои штучки-дрюч­ ки не буду, Кодекс не позво­ ляет». Мастер аж зашелся: «Ты что меня пугаешь, я, слава богу, не уголовник. Ты мне не при­ шивай!». — Нет, — говорит ему ме­ ханик, — уголовному кодексу ты пока не подлежишь, но есля не перестроишься, и с ним мо­ жешь познакомиться. А вот мне коммунистический кодекс под­ махнуть твою липу не позво- ляет, понял? — Да ты разве партийный? — А разве дело тут в пар­ тийности? В совести, друг! Очень обрадовал меня этот разговор. Во-первых, он на­ глядно показал, что мораль* ный кодекс быстро переходят из Программы партии в жизнь. А во-вторых, я был очень рад за Попова, рад потому, что знал — одна из его бесед о не­ обходимости беречь средства на междурейсовый ремонт — достигла цели. Да еще как до­ стигла! До енх пор мы вспоминали прошлое, собственно то, за что Василий Александрович и был удостоен высшей награды на­ шего государства. Сейчас он плавает на траулере «Сване- тия». Корабль тяжелый, «король причалов», шутливо говорили о нем моряки, в день, когда Попов появился на судне. Но за короткий срок Попов сумел постепенно навести порядок с механизмами и на этом трау­ лере. . * Моряки «Сванетии» почувст­ вовали уверенность в своих си­ лах, поняли, что могут внести свой достойный вклад в строи­ тельство коммунизма. Они приняли обязательство добыть сверх плана первого полугодия 300 центнеров трески. И непло­ хо его претворяют в жизнь. Василию Александровичу, казалось бы, и отдохнуть мож­ но, поддерживай установлен­ ный порядок, и только. Так нет, не хочет жить он сегод­ няшним днем. В голове зреют новые планы. Хорошо бы установить в па- родинамо плавающее кольцо. Износ механизма уменьшится, расход пара сократится. Надо , ' чтобы судоремонтники помогли изготовить его. Стармех с «Шелони» тов. Минц выступил в бассейновой газете с очень важной статьей «Улучшить работу котлов си­ стемы «Гоуден-Джонсон». Мно­ го высказано в ней дельных мыслей. Надо использовать все ценное у себя на корабле. В последнее время Попов находился на промысле. А до­ ма с нетерпением ждали его возвращения жена, двое сы- новей-восьмиклассников. Сы­ новья — гордость родителей. Оба примерные школьники и отличные баянисты. Ждали коллеги по профессии, ждали бывшие его ученики, чтобы от всего сердца пожать сильную, мозолистую руку, по­ здравить с высшей наградой РодиііУ. А в том, что он с ДОг стоинством пронесет ее через всю жизнь, никто на флоте не сомневается. Он — человек труда, он таким и останется. Больше инициативы—выше уловы Дать стране к концу года 16 тысяч центнеров полуфабрика­ та — такое обязательство принял в предмайские дин экипаж трау­ лера «Ставрида». За счет внут­ ренних резервов промысловики решили увеличить заготовку по­ луфабриката иа 2200 центнеров против плана. И самое замечательное в по­ чине моряков «Ставриды» то, что инициатором этого дела явилась машинная команда судна. Прежде всего члены машинкой команды стремятся обеспечить своевременный профилактический ремонт главных и вспомогатель­ ных двигателей. Работа эта про­ водится ежерейоно. Так, в очередном промысловом рейсе была перебрана и провере­ на осушительная система, произ­ вели также притирку клапанов. Сделали это четвертый механик Геннадий Андреевич Колпаков, моторист Александр Александро­ вич Киіценко, третий механик Евгений Романович Губко. В следующем рейсе запланиро­ вало перебрать ■ все насосы, по­ жарную и гидравлическую систе­ мы, а также проверять бортовую арматуру. — Поздней, в июле— августе, будем заканчивать остальные ра­ боты, — рассказывает старший механик «Ставриды» Владимир Иванович Иликов, — проверку и ремонт всей паровой системы. Большое внимание уделяет ма­ шинная команда экономии топ­ лива. Много горючего требуется в частности для рыбомучной уста­ новки. И вот в последнем рейсе моряки решили усовершенство­ вать механизм. Раньше подавался свежий пар и в верхний и в ниж­ ний барабаны установки. Теперь свежий пар подается только в верхний барабан, а затем исполь­ зуется в нижнем барабане. Результаты такого бережного расходования топлива — нали­ цо. Если раньше горючего хвата­ ло на 25 суток промысла, то те­ перь его хватает на 32— 33 су­ ток. Вдумчивое, творческое отно­ шение к деду — вот что помога­ ет морякам «Ставриды» добивать­ ся этик успехов в труде. С. ВОЛГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz