Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.

Григорий Заплатин р а б о чий ч е л о в е к > І Па коренного северянина Григорий Васильевич Запла­ т и внешне мало похож. Под широким разлегом бровей тем­ ные с хитринкой глаза. У него подвижное, энергичное лицо, выдающее натуру сильную и чувствительную. Хотя сложе­ нием Григорий Васильевич — не косая сажень в плечах, од­ нако крепок, с молодецкой бодростью. Он еще не жалует­ ся на груз прожитых лет, уже давно переваливши* на шестой десяток. — Силенка имеется! — улы­ бается он, показывай крепкие, натруженные руки. В его речи тот особый ар­ хангельский говорок, отличаю­ щий всех поморов. Правда, моря Григорий Ва­ сильевич уже не видел давно, С тех пор, когда импровизиро­ ванный сторожевик, на кото­ ром в военные годы нес пат­ рульную службу матрос За- платин, сбросил пушки и во­ оружился рыболовным тралом, утекло много воды. С той далекой поры остались в памяти лишь отрывки воспо­ минаний. Но жизнь Заплатина все равно тесно связана с мо­ рем, с кораблями и с моряка­ ми. Да и как иначе. Сразу после войны коммуниста За- платина послали на Мурман­ ский судоремонтный завод№ 5 , где он и трудится по сей день. ...Под высокими сводами слесарно-механического цеха ни на минуту не смолкает ровное гудение многочислен­ ных станков, лязгает металл, нервно дребезжат звонки могу­ чих мостовых кранов. В огром­ ном светлом помещении почти лабораторный порядок и чи­ стота. хотя рабочим приходит­ ся иметь дело с деталями ве­ сом в несколько сот килограм­ мов. — Обратили внимание? — спрашивает меня шлифов­ щик Заплатин. — Ведь, правда, не то, что было совсем недав­ но? Он говорит о своем цехе так, когда сердце человека полно всем тем, что он видит во­ круг. Чувствовалось, что Гри­ горий Васильевич думает о цехе, о заводе как о чем-то своем, личном, поясняя все на примерах. — Ведь саран н хибарки были на этом месте. А обору­ дование, а станки? .„Допотоп­ ный послевоенный хлам. Те­ перь'... Д а поглядите сами. Заплатин широко поводит рукой. Поглядеть действитель­ но есть на что. В пролетах цеха ровными рядами выстроились сверкающие свежей краской токарные, фрезерные, сверлиль­ ные и другие станки. Одни из них с программным управле­ нием, другие полуавтоматиче­ ские. Видно, что техническая оснащенность завода за послед­ ние годы неизмеримо повыси­ лась, как и возросла его произ­ водственная программа. Вот почему подлинное мастерство работающих здесь людей це­ нится особенно высоко, а их трудовая слава не знает гра­ ниц. Влюбленность в свое дело — вот характерная черта шли­ фовщика Заплатина, как и большинства тружеников за­ вода. Здесь вам немало расскажут о приемах его рабо­ ты, позволяющих добиваться почти рекордной производи­ тельности труда. Григорий Ва­ сильевич не держит это в сек­ рете. Он человек щедрой, от­ крытой души, навеки сроднив­ шийся с производством. Еще несколько лет назад Заплатин являлся единствен­ ным шлифовщиком на заво­ де. Да и шлифовальный станок тут в то время имелся одна. Из слесарей Григорий Ва­ сильевич подобрал себе груп­ пу учеников, взял их под «РЫБНЫЙ м у р м а н » стр. 25 апреля 19ФЗ г. свое покровительство. Так ста­ ли квалифицированными шли­ фовщиками слесари Яшин, Моисеев, Алсуфьев, Шумило, в свою очередь обучившие дру­ гих молодых рабочих. Шлифовка таких деталей, как кольца, золотники, штоки дви­ гателей и коленчзгые валы, тре­ бует тонкого знания. Надо иметь богатые навыки, чтобы не ошибиться даже на миллиметр. Это сложное дело Заплатин выполняет с особой тщательно- % Е Р О И НАШИХ ДНЕЙ доставляла сальников двигателей. производи- стью и аккуратностью, стремясь к техническому творчеству. В его инструментальном шкафу с обычными инструментами и приспособлениями можно уви­ деть и необычные, собственного изобретения. Вот, например, раздвижная оправка с пружи­ ной для шлифовки поршневых колец. С ее помощью на станке быстро и прочно закрепляется кольцо любого диаметра. Коммунисту 3 аплатину до всего есть дело. Он не пройдет равнодушно там, где заметит кустарщину или несовершенст­ во технологии. Много хлопот слесарям набивка главных судовых Как правило, она лась вручную. А набивать эти сальники приходилось сотня­ ми. Затрачивалось много рабо­ чего времени. На заводе же изо дня в день остро стоял вопрос об изыскании резервов ускоре­ ния ремонта кораблей. Комму­ нист Заплатин считал это и сво­ ей первостепенной задачей. Его пытливый ум пришел на по­ мощь слесарям. Григорий Ва­ сильевич сделал несложное приспособление, и набивка сальников была механизирова­ на. Если раньше на нее затра­ чивали целую смену, то теперь не больше двух часов. А как было с отделкой внут­ ренних плоскостей кулис! Она считалась самой нудной и тру­ доемкой операцией. Кулисы шабрили вручную. За смену слесари отмахивали руки. Гри­ горий Васильевич и тут при­ шел на помощь, сконструировав специальное приспособление. Сейчас внутренние поверхности кулис шлифуются на станке. Работа выполняется легко, бы­ стро и технически совершеннее. ...Начинается очередная сме­ на. Григорий Васильевич cfaHO- вится к стакку. Как и всегда, он испытывает такой подъем душевных сил, когда человек ощущает радость труда, став­ шего сущностью и счастьем его жизни. Родина высоко оценила его заслуги. Недавно ГрнгоркА Ва­ сильевич награжден орденом Трудового красного Знамени. Г. КУРГАНОВ. Конвертер Южуралмашзавода Оренбургская область. На Южуралмашзаводе в -Орске изготовляется конвертер для производства стали с приме­ нением кислородного дутья< Он будет отправлен на Нижне­ тагильский металлургический комбинат. Процесс варки стали в конвертере происходит в не­ сколько раз быстрее, чем в мартеновской печи. На снимке: обработка сред­ ней обечайки конвертера в ме­ ханическом цехе. Фото Б« Клипиницера. Фотохроника ТАСС, 514 гпЬісян рублей Исключительно большую орга* хие производственные в экожоми- низаторскую роль в борьбе мо- ческие показатели в распоряжение ряков тралового флота за выпол- капитана этого судна выделен нение и перевыполнение количест- фонд в сумме 11700 рублей, венных и качественных показате- Коллектив траулера чсДушгнбе> лей имеет фонд капитанов трауле- ллан по добыче рыбы, и выпуску ров. Обязательным условием от- мороженой продукции выполнил числений в эТот фонд является вы- Ъа 115,1 процента. Вся продукции полнение экипажем плана по до- сдана первым сортом. За счет до­ быче рыбы, сортности, сдачи про- стигнутой экономии себестоимость дукции в полуфабрикате, сниже- одного центнера продукции на ния себестоимости. Обязательно этом корабле снижена против пла- также выполнение плановых на- на на 3 рубля 9 копеек и получе- коплении при отсутствии аварий и ва сверхплановая прибыль 27 ты- аварийных происшествий. Фонд сяч рублей. За хорошие произвол- капитана создает дополнительную сгвенные показатели фонд капи- матернальную заинтересованность тана утвержден 8100 рублей, моряков в увеличении добычи ры- Получили фонд капитана экипа- бы н выпуска продукции. Жи траулеров «Спутник», «Семга», За минувший год лучшие про- «Сельдь», «Капитан Демидов», изводственно-финансовые показа- «Тралмейстер», «Макрель», «Ка- тели имели 50 хозрасчетных трау- линии», «Киров», -«Касатка», леров, на которых главком «Сев- «Скумбрия», «Иртыш» и другие, рыба» утвержден фонд капитана на g социалистическом обязатель- общую сумму 514000 рублей. В р о д коллектива тралового флота числе их экипаж траулера «Мста»і на пятый год семилеткй записано: который выполнил план добычи снизить себестоимость продукции рыбы на 128,2 процента, а зада- ло сравнению с планом ва 0,6 ние по доставке охлажденной ры- процента и дать государству бы на 169Д по выработке жи- миллион рублей сверхплановой ра на 140,6, муки на 138, прибыли консервов на 121,5 процента. Сор- Мопякн ЛОЛЖНЬІ f o - , . n j iuw n с Т“° СІЬ сдаияой "Р°ад.«У» передовых * и „ а ж « ? « о р ° т « , Р„ была выше плана на 1,4 процента. n V ^ ^ увеличение вылова рыбы, за •сви- За счет достигнутой экономии J " п о с ^ тш н н ^ зп е сь °^ с виж ен а ^ в о т и в " " « З Е Т «ьи і год экипаж дал 137700 рублен Ш. РЫБНИКОВ,? заместитель сверхплановой прибыли. З а высо- , п ш і і т планового отдела. По Р в * д врж гады з адворк ам (Омоамнве. Нач. см. на 1 стр.). техническом складе тов. Акинов любезно показывает ван огромный ворох новеньких капроновых тра­ лов и траловых мешков. Но как мы выясняем дальше, проходы, никому не нужные на­ сосы. НЕ СЧЕСТЬ СОКРОВИЩ НА СКЛАДСКИХ ЗАВАЛАХ На страницах «Рыбного Мур- и с кладам тов. Акимов неправильно осведом- мала» уже поднимался вопрос о ро Прошено здесь еще в 1956 го­ ду. Дооси ящиков местами прог­ нили. В них беспрепятственно проникают вода н грязь, разру­ шая ценнейшие импортные меха­ низмы. Такие же ящики с механизмами Ѵы ухе т и к а ю т ! ход по складам и задворкам в рыбном порту, когда случайно на­ пнулись на новенький автосамо­ свал марки ЗИЛ-585. Апрельское солнце растопило на вем о б д е ­ лен. Поставки флоту орудий лова том, н* складах отделов снаб- и Различными устройствами бро- невшя* снежный покров, fc' мЯпи- из капрона действительно возрос- жеігия «Мурмансельди» и трало- У на предстала во Всей красе *ще ли. Однако до полного удовлетво- вого Фл°та годами лежат запасные «антральной котельной к т. д. свежей заводской , отделки. Уже рения потребностей еще весьма части и оборудование, омертвляя Но особенно унылое зрелище полгода стоит она под забором у далеко. Вместо 600 тонн изделий сотни тысяч рублей госу- представляет площадка склада восьмого поста. Приписана к уп- из капрона в год траловый флот дарственных средств. Достаточно № 2 транспортно-складской кон- равлению группы механизации получает только 180, о чем дает сказать, что только в прошлом го- торы главка. В хаотическом рыбного порта. Только приписана, справку начальник промыслового ДУ лишь в траловом флоте было нагромождении адесь Мояблиами а толку — никакого. Здесь шесть отдела тов. Попов. Так происхо- списано морально устаревшего высятся бухты тросов и ^канатов, месяцев ждут, когда на Канда- дит потому", что заводы-поставщм- оборудования более чем на 60 ты- штабеля ящиков и контейнеров и лакшском механическом заводе из- ки не только задерживают по- сяч РУб«й. А если добавить к просто неупакованные, раэобран- готовят для самосвала бункер для ставку дели, но и отгружают ее этому пришедшие в негодность ные механизмы. Заведующий выгрузки рыбной муки. Это ли не некомплектно. А работники управ- Детали и оборудование и выпу- складом тов. Гопаненков беспо- бесхозяйственность! ления материально-технического Щенные с браком, которые при- мощно разводит руками. * * * снабжения главна «Севрыба» не- шлось отправить в металлолом, то — Ничего не поделаешь. На- достаточно обращают внимания на сѵнма никчемных затрат возрастет заказывали, а теперь не берут. Сейчас на территории рыбного это дело и не принимают деист- больше чем вдвое. Вот и растут горы брошенного порта идет уборка н очистка іиодъ- венных мер. Какова же обстановка сейчас? добра. ездных путей, разгрузочных пло- Не совсем объективен был тов. Пройдемтесь из конца в конец по На самом деле, чего тут толь- Щадок и эстакад. Жесткой ^метлой Акимов, утверждая, что не вызы- обширной территории ^ рыбного ко нет! Еще в 1956 году на склад наД° выметать и бесхозяйствен- вает особой тревоги и обстановка порта. Огромные контейнеры и завезли генераторы. В Мурман- ность и расточительство! со снабжением кораблей запасны- ящики с ценнейшим оборудова- ске им не нашли примепеиня. Не- ми частями для судовых двигате- нием можно встретить буквально давно часть их отправили в Ка­ лей. Известное улучшение, конеч- во всех закоулках. лининград. Остальные брошены но, имеется. На складе запасных Останавливаемся у диспетчер- на произвол погоды и времени, частей, которым заведует тов. Ва- ской буксирно-транспортного фло- Три года валяется на склада сильев, детали собраны по комп- та. Из-под серых сугробов еле- машина-базер для разделки рыбы, лектам, в определенном порядке, жавшегося снега торчат углы заказанная управлепием тралово- Но и тут не все благополучно. Су- почерневших от времени деревян- го флота. Никто и не помышляет довые механики, например, и ных коробов. В них — оборудо- ее брать. А стоит эта машина не- днем е огнем не разыщут здесь вание для будущего льдозавода. малые деньги. Вот уж поистиве подшипники №ЛІ* 309 м 310. За- По заявлению коменданта рыбно- сказано: «кто копейку не бере- то годами лежат, загромождая го порта тов. Мазуренко, это доб- жет, тот сам рубля не стоит». Рейдовая бригада «Рыбного Мурмаім»: М. ЗМУШКО — радист тралового флота, Н. ЖУКОВ, Д. ХВОРОСТУ- ХИН — диспетчеры автобазы главка «Севрьіба», Б. ДОВ­ ЖЕНКО — шофер, А. МАЙ- БОРОДИН — боцман рыб­ ного порта, Г. ДУБИНИН — сотрудник редакции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz