Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.

А. Т ЮП И И О Ч Е Р К «С «Поллукса» бегут все»... На траулере «Поллукс» шла разгрузка рыбы. Грузчики рыбно­ го порта, оживленные, с разрумя­ ненным^ на морозе лицами, быст­ ро наполняли треской и пикшей бадьи, и те, натужно поскрипы­ вая, поднимались наверх. Не­ сколько моряков, стоя в стороне, наблюдали за их работой, когда на палубу, минуя трап, спрыгнул с причала высокий, плечистый че­ ловек в шапке-ушанке и рыжем пальто. — Вы с «Поллукса»? — спро­ сил незнакомец. Моряки утвердительно кивну­ ли, а он задал новый вопрос: — Когда вернулись в порт? — Сегодня утром. — Хорошо сходили в рейс? Ребята переглянулись, пожали плечами. Один неохотно пояснил: — Ждем вот второго штурмана с получкой. А получать будет не­ чего, кроме гарантийной оплаты. Опять задание не выполнили. — Приходил ли этот «Поллукс» хоть раз с полным грузом? — вступил в разговор широкоплечий парень с почерневшими от уголь­ ной пыли руками, по всему ви­ дать — кочегар. — Разве по ошибке только. Не судно, а жа­ лость одна. Недаром с него все бегут. — Все, говоришь? — сощурил­ ся незнакомец и серьезно сооб­ щил: — Значит я буду первым, кто не с «Поллукса», а на «Пол- яукс». Он ушел на мостик, где маячи­ ла фигура вахтенного штурма­ на, а моряки в недоумении при­ нялись обсуждать, что означает его загадочная фраза. Но поя­ вился второй помощник капитана с зарплатой, все получили деньги и разошлись по домам. Снова на корабле незнакомый рослый человек появился накану­ не отхода в очередной рейс. Моря­ кам стало известно — это новый капитан Дмитрий Иванович Шай­ танов. Когда после короткой стоянки в Тюва-губе «Поллукс» взял курс в открытое море, по судовому ра­ дио передали сообщение: — Всему личному составу в восемнадцать ноль-ноль собраться в салоне. Члены экипажа шли на собра­ ние без особого интереса. Смена капитанов на «Поллуксе» была примелькавшимся явлением, и очередной из них, с которым сей­ час предстояло познакомиться, тоже, наверняка, не будет на судне долгим гостем. — Да и что он забыл у нас, - этот Шайтанов, — толковали мо- - ряки. — Он до этого на «Шексне» ходил, а та в передовых числится, и заработки там, конечно, повы­ ше наших. Кто же от хорошего захочет плохого? Первый помощник капитана Судьенков, человек неторопливый и обстоятельный, подождал, когда все рассядутся и стихнет говор, открыл собрание кратким вступлением: — Поговорим о наших задачах в рейсе и вообще в будущем. Сло­ во имеет Дмитрий Иванович Шай­ танов. Новый капитан грузно поднялся из-за стола, обвел всех изучающим : взглядом, откашлялся. — Тут у меня разговор был с некоторыми членами экипажа, когда я впервые на судно пришел, — неспешно, словно взвешивая каждое слово, начал он. — Они расказывали, что, мол, бегут с корабля люди. Я им другое сказал — что сам к вам попросился. Так они меня даже не поняли. Как, мол, это так? А тут, товарищи, и понимать нечего. Сбежать оттуда, где трудно, дело нехитрое. Только в армии, на.фронте, это дезертир­ ством называется. А ведь у нас с вами здесь тоже фронт. Весь наш траловый флот развертывает на­ ступление за то, чтобы во вто­ ром году семилетки дать стране четыре с лишним миллиона цент­ неров рыбы. Экипажу «Поллукса» в этом наступлении роль своя от­ ведена, в общем масштабе скром­ ная — мы должны добыть около 10 тысяч центнеров рыбы. Но эти 10 тысяч центнеров — все рав­ но, что та высота на фронте,взять которую поручено отдельному взводу. Он должен любой ценой сделать это. Свою задачу обязан выполнить и экипаж нашего ко­ рабля. Вот почему я попросил ру­ ководство флота направить меня к вам. Давайте вместе будем драть­ ся за то, чтобы завтра люди не бе­ жали с «Поллукса», а считали честью назначение на наш ко­ рабль. ...Надолго затянулся в тот ве­ чер разговор в салоне. — Вот идем мы снова на про­ мысел, — говорил старший ма­ стер по добыче. — Собрание у нас. В какой угол ни глянешь, — все новые люди. Многие, наверно, море впервые увидели, не знают, с какой.стороны к тралу подхо­ дить надо. Как я с ними рыбу бу­ ду ловить? — Личный состав на стоянке обновился на 50 процентов, —• дал справку первый помощник. — Вот, сами слышите, на 50 процентов, — будто обрадовался сообщению мастер. — А как они на обработке будут стоять, эти пятьдесят процентов? Ведь это го­ ре одно, а не обработчики будут. И выйдет нам этот рейс боком, по­ помните мое слово. Шайтанов молчал, слушал. По­ сле собрания долго раздумывал над чем-то в своей каюте. Первостатейны фактор Лет сорок назад владелец па­ русного рыболовного суденышка, частный предприниматель Кузне­ цов, понаблюдав за своим зуйком Митюшкой Шайтановым в бурю, сказал ему не без одобрения: — Терпелив, чертенок! Чего доброго, в люди выбьешься. Дети Шайтанова о частных предпринимателях лишь из книг знают. Сам он, вспоминая Кузне­ цова, на судне которого начинал морскую службу, лишь брови су­ пит. Трудная, полная исканий юность была у Дмитрия Иванови­ ча. Она пришлась на годы после гражданской войны. Метался от одной работы к другой паренек из деревни Мало- шуйка. Архангельской области. Был он пастушонком в родных краях, сплавлял по рекам лес, хо­ дил зуйком в море, затем —* поваром на пароходе одного недо­ битого в революцию и воспрянув­ шего духом в годы нэпа купчика... Крепко потрепала жизнь Шай­ танова, закалила в суровых испы­ таниях, научила брать верх над любыми невзгодами. ...Дела на «Поллуксе» не клеи­ лись. Море встретило штормом, и несколько дней пришлось поте­ рять в дрейфе. Потом установи­ лась сносная погода, но рыба, как назло, «отказала». В порт из первого рейса вернулись, не вы­ полнив задания. В довершение всех бед, уже на берегу пришла еще одна. Когда Шайтанову сооб­ щили итоги сдачи рыбы, он схва­ тился за голову. Сортность ока­ залась ниже плановой почти на 15 процентов. Позорный резуль­ тат! Под благовидным предлогом с судна списалось еще два моряка. Дмитрий Иванович не стал их угв- варивать. Слов было сказано до­ статочно. Нужны Выли дела. И опять траулер ушел в море. Во тьме полярной ночи он держал курс на Медвежинскую банку, где, по сводкам, уловы были относи­ тельно устойчивыми. Шайтанов вместе с первым помощником Судьенковым и коммунистами ко­ рабля дни перехода в район про­ мысла потратил на выявление нончин, оказавших влияние на качество рыбы. Выяснилось, что ^моряков низ­ кая сортность продукции не осо­ бенно и встревожила. «Впервой, что ли, такое случается?» — рас­ суждали они. Снова созвали судовое собра­ ние. На повестку дня поставили один вопрос: об обработке рыбы. Создали контрольный пост по про­ верке качества. Выявили опыт­ ных, знающих свое дело рыбооб­ работчиков, организовали школу передовых методов труда. Лучшие ?гатросы под руководством мастера по обработке Владимира Григорь­ евича Колмакова учили новичков, как нужно правильно и быстро разделывать рыбу. В ту зиму хорошо промышляли архангельские моряки. Суда их флота, работая рядом с мурман­ чанами, зачастую добивались луч­ ших уловов. Дмитрий Иванович несколько раз слышал по радио, как советовались архангельцы между собой. Во время одного из таких совещаний была особо от­ мечена работа экипажа траулера «Амур». • ■ «А что, если вызвать на сорев­ нование этот «Амур»? Пусть его экипаж подсыплет нам жарку. Может быть, это быстрее заставит расшевелиться нашу команду?»-* раздумывал капитан. Как-то в полночь связался он по радио с капитаном «Амура». Тот оказался человеком общитель­ ным и негордым, предложение о соревновании охотно принял, но окончательный ответ пообещал , дать лишь после судового совеща­ ния. Моряки «Поллукса» к предло­ жению своего капитана отнеслись без всякого энтузиазма. Многие прямо заявили: — Где нам с «Амуром» тягать­ ся! Только осрамимся. Ведь мы даже плана не выполняем. Поговорили, поспорили и все- таки решили: договор между эки­ пажами двух судов одобрить. Прошло несколько дней. В квадратах, где промышляли мур­ манские рыбаки, исчезла рыба. С «Амура» запросили: — Что у вас случилось? Поче­ му в сводках нули да единицы? Шайтанов объяснил, в чем де­ ло, и «амурцы» посоветовали: — Переходите к нам. Мы, вид­ но, напали на плотную концентра­ цию. Только сейчас подняли три кошалки. Совершив четырехчасовой пе­ реход, «Поллукс» спустил трал рядом с «Амуром», и через два часа палуба судна была завалена рыбой. Следующие дни работа на ко­ рабле спорилась. Как всегда при удаче, зазвучали шутки, смех, по­ сыпались остроты по адресу тех, кто мешкал при обработке. Дмитрий Иванович с мостика подолгу глядел, как управляются моряки с уловом, и замечал, что люди становятся как-то собраннее, работают ловчее. Чуть кто зазе­ вался, обработал небрежно рыби­ ну, обязательно сосед прикрик­ нет: — Куда смотришь?, Шайтанов больше других радо­ вался .таким переменам, прекрас­ но отдавая себе отчет, что хоро­ шее настроение-экипаж* — для капитана огромна* подмога, пер­ востатейный фактор успешной работы. На этот раз рейсовое задание было выполнено, в следующем рейсе — намного перекрыто. И по сортности рыбы уложились в план. На «Поллуксе» почти не слышно стало былых разговоров о том, как бы передаться на хо­ роший корабль, где «и почет, и заработки — во!». Самого Шайтанова, впрочем, это еще не удовлетворяло. Слу­ чайный успех может выпасть на долю самого неумелого и нерасто­ ропного промысловика. Ни один, ни два удачных рейса погоды еще не делают. Подлинный успех в промысловой работе — это когда случайностью является неудач­ ный рейс, а из всех остальных судно возвращается в порт с плотно забитыми рыбой трюмами. Капитанское елово-твердое На досуге, в свободный от вах­ ты час, моряки иногда перебра­ сывались двумя — тремя фраза­ ми о своем капитане. Одним он нравился, другим — нет, на без­ различно к нему не относился никто. — Молчит все время, — го­ ворили о Шайтанове. — Стоишь иной раз на вахте, а он тоже на мостике возле штурмана находят­ ся, если туман или вдоль побе­ режья идем. Так словечка лиш­ него не скажет, кроме как коман­ ду отдаст. — Не краснобай, это точно. Попусту слов не тратит. — Помните с Чеботаревым случай? — засмеялся кто-то из моряков. Да, случай со вторым помощ­ ником капитана Иваном Чеботаре­ вым на корабле помнили. На борт был поднят трал с трехтон­ ным уловом. Траловый мешок раз­ делили надвое и по частям опо­ рожнили. Штурман во время подъ­ ема трала и дележки улова бди­ тельно следил с мостика за дей­ ствиями людей, но когда трал снова сяускали за борт, чересчур увлекся тем, что происходило на палубе, и забыл об управлении судном. Ваера пошли слишком близко к борту. Заглянувший в это время в руб­ ку Шайтанов схватил-ся за штур­ вал. Ваера, бывшие в опасной близости от винта, стали отходить от борта, и их взяли на стопор. — Надо быть внимательнее, штурман! — коротко бросил капи­ тан и ушел. Чеботарева потом дол­ го мучили угрызения совести. Иные капитаны в таких случаях немедленно учиняли провинивше­ муся громогласный разнос на весь корабль. А этот даже порядком не выругал. Оставил наедине с са­ мим собой. Переживай, мол, как знаешь. Любимая поговорка Дмитрия Ивановича, когда речь заходит о капитанском труде, такова: • Хочешь побольше рыбки до­ быть — поменьше дави боками диван. Знавал я и таких промыс­ ловиков, что радиосовещания в постели слушают. Где ж такому хорошо промышлять. Самого Дмитрия Ивановича в море, когда ведется промысел, можно увидеть на корабле где угодно, только не в каюте. От зоркого его глаза ничто не ус­ кользнет из того, что происходит на палубе или в трюме. Корена­ стая его фигура мелькает то тут, то там. Моряки беспокойный характер капитана знают, и поблажки себе не дают. Ведь Шайтанов в любую міигутт нагрянуть: может. А спрос у него — суровый, . без скидок на что-либо. Спустился однажды Шайтанов в машинное отделение,: молчали­ во, как все делал, осмотрел хо­ зяйство. Потом сказал машинным специалистам, улыбаясь: — Не забыли, значит, посло­ вицу: лошадь любит корм да ласку, а машина — уход да смазку. Члены машинной команды слу­ шали, довольные. Придирчивому капитану, видимо, понравилось в машинном отделении. Вдруг Шайтанов заметил моло­ дого моряка, которого до этого привык видеть за рыборазделоч­ ным столом. ' А тебе что здесь надо? Так просто зашел, —* сму­ тился тот. — Интересуешься, может? Да не вредно познако­ миться. — Молодец. Надо на судне техническую учебу наладить. Иметь две *—» три профессии « это неплохо. • Моряки думали, что поговорил капитан об этом и забыл. Оказав лось иначе. Техническое обучение вторым профессиям на корабле вскоре было поставлено «на ши­ рокую ногу». Благодаря этому ко­ чегар Федор Мариенко-стал мач шинистом, матрос Александр Ба- заренко приобрел специальность' мастера по добыче. Овладели смежными профессиями - многие другие моряки. И так шаг за шагом экипаж убеждался: капитанское слово твердое.^ Во всем, что 'предпринималось' по инициативе капитана-гаганав- ца, крепкую поддержку ему ока* зывали коммунисты судна. Однажды Шайтанов поинте­ ресовался у моряков, знают ли они, из чего складывается себе* стоимость одного центнера добы*»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz