Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.
А. Т ЮП И И О Ч Е Р К «С «Поллукса» бегут все»... На траулере «Поллукс» шла разгрузка рыбы. Грузчики рыбно го порта, оживленные, с разрумя ненным^ на морозе лицами, быст ро наполняли треской и пикшей бадьи, и те, натужно поскрипы вая, поднимались наверх. Не сколько моряков, стоя в стороне, наблюдали за их работой, когда на палубу, минуя трап, спрыгнул с причала высокий, плечистый че ловек в шапке-ушанке и рыжем пальто. — Вы с «Поллукса»? — спро сил незнакомец. Моряки утвердительно кивну ли, а он задал новый вопрос: — Когда вернулись в порт? — Сегодня утром. — Хорошо сходили в рейс? Ребята переглянулись, пожали плечами. Один неохотно пояснил: — Ждем вот второго штурмана с получкой. А получать будет не чего, кроме гарантийной оплаты. Опять задание не выполнили. — Приходил ли этот «Поллукс» хоть раз с полным грузом? — вступил в разговор широкоплечий парень с почерневшими от уголь ной пыли руками, по всему ви дать — кочегар. — Разве по ошибке только. Не судно, а жа лость одна. Недаром с него все бегут. — Все, говоришь? — сощурил ся незнакомец и серьезно сооб щил: — Значит я буду первым, кто не с «Поллукса», а на «Пол- яукс». Он ушел на мостик, где маячи ла фигура вахтенного штурма на, а моряки в недоумении при нялись обсуждать, что означает его загадочная фраза. Но поя вился второй помощник капитана с зарплатой, все получили деньги и разошлись по домам. Снова на корабле незнакомый рослый человек появился накану не отхода в очередной рейс. Моря кам стало известно — это новый капитан Дмитрий Иванович Шай танов. Когда после короткой стоянки в Тюва-губе «Поллукс» взял курс в открытое море, по судовому ра дио передали сообщение: — Всему личному составу в восемнадцать ноль-ноль собраться в салоне. Члены экипажа шли на собра ние без особого интереса. Смена капитанов на «Поллуксе» была примелькавшимся явлением, и очередной из них, с которым сей час предстояло познакомиться, тоже, наверняка, не будет на судне долгим гостем. — Да и что он забыл у нас, - этот Шайтанов, — толковали мо- - ряки. — Он до этого на «Шексне» ходил, а та в передовых числится, и заработки там, конечно, повы ше наших. Кто же от хорошего захочет плохого? Первый помощник капитана Судьенков, человек неторопливый и обстоятельный, подождал, когда все рассядутся и стихнет говор, открыл собрание кратким вступлением: — Поговорим о наших задачах в рейсе и вообще в будущем. Сло во имеет Дмитрий Иванович Шай танов. Новый капитан грузно поднялся из-за стола, обвел всех изучающим : взглядом, откашлялся. — Тут у меня разговор был с некоторыми членами экипажа, когда я впервые на судно пришел, — неспешно, словно взвешивая каждое слово, начал он. — Они расказывали, что, мол, бегут с корабля люди. Я им другое сказал — что сам к вам попросился. Так они меня даже не поняли. Как, мол, это так? А тут, товарищи, и понимать нечего. Сбежать оттуда, где трудно, дело нехитрое. Только в армии, на.фронте, это дезертир ством называется. А ведь у нас с вами здесь тоже фронт. Весь наш траловый флот развертывает на ступление за то, чтобы во вто ром году семилетки дать стране четыре с лишним миллиона цент неров рыбы. Экипажу «Поллукса» в этом наступлении роль своя от ведена, в общем масштабе скром ная — мы должны добыть около 10 тысяч центнеров рыбы. Но эти 10 тысяч центнеров — все рав но, что та высота на фронте,взять которую поручено отдельному взводу. Он должен любой ценой сделать это. Свою задачу обязан выполнить и экипаж нашего ко рабля. Вот почему я попросил ру ководство флота направить меня к вам. Давайте вместе будем драть ся за то, чтобы завтра люди не бе жали с «Поллукса», а считали честью назначение на наш ко рабль. ...Надолго затянулся в тот ве чер разговор в салоне. — Вот идем мы снова на про мысел, — говорил старший ма стер по добыче. — Собрание у нас. В какой угол ни глянешь, — все новые люди. Многие, наверно, море впервые увидели, не знают, с какой.стороны к тралу подхо дить надо. Как я с ними рыбу бу ду ловить? — Личный состав на стоянке обновился на 50 процентов, —• дал справку первый помощник. — Вот, сами слышите, на 50 процентов, — будто обрадовался сообщению мастер. — А как они на обработке будут стоять, эти пятьдесят процентов? Ведь это го ре одно, а не обработчики будут. И выйдет нам этот рейс боком, по помните мое слово. Шайтанов молчал, слушал. По сле собрания долго раздумывал над чем-то в своей каюте. Первостатейны фактор Лет сорок назад владелец па русного рыболовного суденышка, частный предприниматель Кузне цов, понаблюдав за своим зуйком Митюшкой Шайтановым в бурю, сказал ему не без одобрения: — Терпелив, чертенок! Чего доброго, в люди выбьешься. Дети Шайтанова о частных предпринимателях лишь из книг знают. Сам он, вспоминая Кузне цова, на судне которого начинал морскую службу, лишь брови су пит. Трудная, полная исканий юность была у Дмитрия Иванови ча. Она пришлась на годы после гражданской войны. Метался от одной работы к другой паренек из деревни Мало- шуйка. Архангельской области. Был он пастушонком в родных краях, сплавлял по рекам лес, хо дил зуйком в море, затем —* поваром на пароходе одного недо битого в революцию и воспрянув шего духом в годы нэпа купчика... Крепко потрепала жизнь Шай танова, закалила в суровых испы таниях, научила брать верх над любыми невзгодами. ...Дела на «Поллуксе» не клеи лись. Море встретило штормом, и несколько дней пришлось поте рять в дрейфе. Потом установи лась сносная погода, но рыба, как назло, «отказала». В порт из первого рейса вернулись, не вы полнив задания. В довершение всех бед, уже на берегу пришла еще одна. Когда Шайтанову сооб щили итоги сдачи рыбы, он схва тился за голову. Сортность ока залась ниже плановой почти на 15 процентов. Позорный резуль тат! Под благовидным предлогом с судна списалось еще два моряка. Дмитрий Иванович не стал их угв- варивать. Слов было сказано до статочно. Нужны Выли дела. И опять траулер ушел в море. Во тьме полярной ночи он держал курс на Медвежинскую банку, где, по сводкам, уловы были относи тельно устойчивыми. Шайтанов вместе с первым помощником Судьенковым и коммунистами ко рабля дни перехода в район про мысла потратил на выявление нончин, оказавших влияние на качество рыбы. Выяснилось, что ^моряков низ кая сортность продукции не осо бенно и встревожила. «Впервой, что ли, такое случается?» — рас суждали они. Снова созвали судовое собра ние. На повестку дня поставили один вопрос: об обработке рыбы. Создали контрольный пост по про верке качества. Выявили опыт ных, знающих свое дело рыбооб работчиков, организовали школу передовых методов труда. Лучшие ?гатросы под руководством мастера по обработке Владимира Григорь евича Колмакова учили новичков, как нужно правильно и быстро разделывать рыбу. В ту зиму хорошо промышляли архангельские моряки. Суда их флота, работая рядом с мурман чанами, зачастую добивались луч ших уловов. Дмитрий Иванович несколько раз слышал по радио, как советовались архангельцы между собой. Во время одного из таких совещаний была особо от мечена работа экипажа траулера «Амур». • ■ «А что, если вызвать на сорев нование этот «Амур»? Пусть его экипаж подсыплет нам жарку. Может быть, это быстрее заставит расшевелиться нашу команду?»-* раздумывал капитан. Как-то в полночь связался он по радио с капитаном «Амура». Тот оказался человеком общитель ным и негордым, предложение о соревновании охотно принял, но окончательный ответ пообещал , дать лишь после судового совеща ния. Моряки «Поллукса» к предло жению своего капитана отнеслись без всякого энтузиазма. Многие прямо заявили: — Где нам с «Амуром» тягать ся! Только осрамимся. Ведь мы даже плана не выполняем. Поговорили, поспорили и все- таки решили: договор между эки пажами двух судов одобрить. Прошло несколько дней. В квадратах, где промышляли мур манские рыбаки, исчезла рыба. С «Амура» запросили: — Что у вас случилось? Поче му в сводках нули да единицы? Шайтанов объяснил, в чем де ло, и «амурцы» посоветовали: — Переходите к нам. Мы, вид но, напали на плотную концентра цию. Только сейчас подняли три кошалки. Совершив четырехчасовой пе реход, «Поллукс» спустил трал рядом с «Амуром», и через два часа палуба судна была завалена рыбой. Следующие дни работа на ко рабле спорилась. Как всегда при удаче, зазвучали шутки, смех, по сыпались остроты по адресу тех, кто мешкал при обработке. Дмитрий Иванович с мостика подолгу глядел, как управляются моряки с уловом, и замечал, что люди становятся как-то собраннее, работают ловчее. Чуть кто зазе вался, обработал небрежно рыби ну, обязательно сосед прикрик нет: — Куда смотришь?, Шайтанов больше других радо вался .таким переменам, прекрас но отдавая себе отчет, что хоро шее настроение-экипаж* — для капитана огромна* подмога, пер востатейный фактор успешной работы. На этот раз рейсовое задание было выполнено, в следующем рейсе — намного перекрыто. И по сортности рыбы уложились в план. На «Поллуксе» почти не слышно стало былых разговоров о том, как бы передаться на хо роший корабль, где «и почет, и заработки — во!». Самого Шайтанова, впрочем, это еще не удовлетворяло. Слу чайный успех может выпасть на долю самого неумелого и нерасто ропного промысловика. Ни один, ни два удачных рейса погоды еще не делают. Подлинный успех в промысловой работе — это когда случайностью является неудач ный рейс, а из всех остальных судно возвращается в порт с плотно забитыми рыбой трюмами. Капитанское елово-твердое На досуге, в свободный от вах ты час, моряки иногда перебра сывались двумя — тремя фраза ми о своем капитане. Одним он нравился, другим — нет, на без различно к нему не относился никто. — Молчит все время, — го ворили о Шайтанове. — Стоишь иной раз на вахте, а он тоже на мостике возле штурмана находят ся, если туман или вдоль побе режья идем. Так словечка лиш него не скажет, кроме как коман ду отдаст. — Не краснобай, это точно. Попусту слов не тратит. — Помните с Чеботаревым случай? — засмеялся кто-то из моряков. Да, случай со вторым помощ ником капитана Иваном Чеботаре вым на корабле помнили. На борт был поднят трал с трехтон ным уловом. Траловый мешок раз делили надвое и по частям опо рожнили. Штурман во время подъ ема трала и дележки улова бди тельно следил с мостика за дей ствиями людей, но когда трал снова сяускали за борт, чересчур увлекся тем, что происходило на палубе, и забыл об управлении судном. Ваера пошли слишком близко к борту. Заглянувший в это время в руб ку Шайтанов схватил-ся за штур вал. Ваера, бывшие в опасной близости от винта, стали отходить от борта, и их взяли на стопор. — Надо быть внимательнее, штурман! — коротко бросил капи тан и ушел. Чеботарева потом дол го мучили угрызения совести. Иные капитаны в таких случаях немедленно учиняли провинивше муся громогласный разнос на весь корабль. А этот даже порядком не выругал. Оставил наедине с са мим собой. Переживай, мол, как знаешь. Любимая поговорка Дмитрия Ивановича, когда речь заходит о капитанском труде, такова: • Хочешь побольше рыбки до быть — поменьше дави боками диван. Знавал я и таких промыс ловиков, что радиосовещания в постели слушают. Где ж такому хорошо промышлять. Самого Дмитрия Ивановича в море, когда ведется промысел, можно увидеть на корабле где угодно, только не в каюте. От зоркого его глаза ничто не ус кользнет из того, что происходит на палубе или в трюме. Корена стая его фигура мелькает то тут, то там. Моряки беспокойный характер капитана знают, и поблажки себе не дают. Ведь Шайтанов в любую міигутт нагрянуть: может. А спрос у него — суровый, . без скидок на что-либо. Спустился однажды Шайтанов в машинное отделение,: молчали во, как все делал, осмотрел хо зяйство. Потом сказал машинным специалистам, улыбаясь: — Не забыли, значит, посло вицу: лошадь любит корм да ласку, а машина — уход да смазку. Члены машинной команды слу шали, довольные. Придирчивому капитану, видимо, понравилось в машинном отделении. Вдруг Шайтанов заметил моло дого моряка, которого до этого привык видеть за рыборазделоч ным столом. ' А тебе что здесь надо? Так просто зашел, —* сму тился тот. — Интересуешься, может? Да не вредно познако миться. — Молодец. Надо на судне техническую учебу наладить. Иметь две *—» три профессии « это неплохо. • Моряки думали, что поговорил капитан об этом и забыл. Оказав лось иначе. Техническое обучение вторым профессиям на корабле вскоре было поставлено «на ши рокую ногу». Благодаря этому ко чегар Федор Мариенко-стал мач шинистом, матрос Александр Ба- заренко приобрел специальность' мастера по добыче. Овладели смежными профессиями - многие другие моряки. И так шаг за шагом экипаж убеждался: капитанское слово твердое.^ Во всем, что 'предпринималось' по инициативе капитана-гаганав- ца, крепкую поддержку ему ока* зывали коммунисты судна. Однажды Шайтанов поинте ресовался у моряков, знают ли они, из чего складывается себе* стоимость одного центнера добы*»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz