Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.

О Ч Е Р Н А . Т Ю П И Н ОТКРЫВАЮЩИЙ НОВЫЕ Настоящий іеловек Шел в начале 1961 года по !ольмсому заливу траулер Умба». Уже мерцала вдали оесыпь огней родного города, еррасами расположенного в калистых уступах высокого ерега. Совсем не стало замег- о свирепого, штормовой ги- ы, ветра, подгонявшего тргу- еп в море последние сутки. Пора морякам гладиться, чи- титься, бриться — словом, се делать, что положено уза- :ающим себя промысловика:! осле очередного рейса в гнев­ ом Баренцевом море. И моряки брились, гладили орменные костюмы, готовч- »сь к встрече с портом, где іверняка уже ждут их жены и жесты, родные и знакомые. Бот только одного не было I судне, того, что характерно t корабле перед приходом в рт: энтузиазма, веселых улы- к от предвкушения радости треч. Нечему было радовать- морякам «Умбы». Возвра­ тись они, не выполнив рей- вого задания. Знали о тоя, о год закончили плохо: суд- в числе отстающих. — Приходилось не раз за тпадцать лет работы в тралі- и флоте идти в порт под агами расцвечивания. А вот :е второй год вижу все нао- *ю т, — хмуро сказал това­ р а м пожилой матрос. * — А кто виноват? — спро- іи его. — Откуда я знаю? Мне одно іестно: рыбу не ловим — чит работаем так, что рыба нами смеется. Следователь- с капитана первый спрос. — Ну уж, обязательно с ка- •ана, — усомнилить матро- из числа молодежи. — Факт. В траловом флоте ь капитан, над которым рыба :огда не смеется, потому чго не привык без рыбы прихо- ь. — Кто? Капиталов на флэге 'ГО. — Андрей Яковлевич Мап- ов. Тедеталка моряков на зл')- учиом судне-неудачнике зу же прекратилась. Лаклаков. фчень хорошо из- тна эта фамилия на Сезе- Иной ИЗ моряков, ЛИЛЬ ра начавших свой путь wa ских дорогах, начальника та порой еще не знает, а о итане Маклакове уже ча- шан. Деловой, говорят. Зна- ій. И при том не кружит голову слава: проет, от- p. внимателен ко всем, кто м. - Может, басни одни? гет, что раздуют кадило и века уже не видно из-за уренного ему фимиама, —. ливо сказал тот же пожи- ■атрос. Не басни, — усмехнулся івый белозубый молодой :. — Андрея Яковлевича ‘рехвалишь. Он действи- о такой. Я к нему пришел йревап», ребята говорят: т, капитан никогда не ру- ч». Ну, думаю, художе- нын свист. Многие поче- за доблесть считают пе­ ть меня в ругани. А - ве ругаетсв... Не тяни резину. А чего мне тянуть. При­ шлось забыть о бранных сло­ вечках. Из-за Маклакова. Нет у него этого. Не такой он чело­ век... ■— А какой? 1— Настоящий! Учиться у него надо, как быть Челове­ ком! — рассердился моряк. ...Ох, как были обескураже­ ны оппоненты, когда по прихо­ де в порт примчался на трау­ лер ходивший в диспетчерскую вахтенный штурман! 0 « радо­ стно смахнул пот с лица и объявил: — Вы, знаете, кто приня- мает наш корабль? — Очередной варяг? — Черта с два! Андрей Яковлевич Маклаков! Сам по- просился на наше судно, когда узнал, что другие капитаны идти к нам боятся. Доброта—не покладистость На «Умбу» пришел дейсгал- тельно новый капитан. Средне­ го роста, коренастый, в акку­ ратно подогнанной черной мор­ ской шинели, в фуражке с «крабом». Лица моряки рас­ смотреть как следует не успе­ ли: капитан, поздоровавшись с теми, кто оказался на палубе, прошел мимо. Да и темно было: полярная ночь гудела над за­ ливом голосами суровых зим­ них ветров, трепетно мерцал в сыпавшейся Тнежной пороше свет прожекторов на берегу и электролампочек на судах. Рассмотреть по-настоящему нового капитана членам экипа­ жа «Умбы» удалось лишь в море, когда начался очередной рейс. Помполит Хоршев, откры­ вая общее судовое собрание, нэ тая своей радости, сообщил: — Вы уже знаете, товари­ щи, что на наше судно по соб­ ственной просьбе направлен капитаном один из опытней­ ших промысловиков флота, мо­ жно сказать, и не преувеличить при этом, его ветеран... Моряки, настороженно на­ блюдавшие за капитаном с первой минуты его появления в салоне, подметили, как ін смущенно улыбнулся при эт»іх словах, коротко откашлялся. И будто сразу все увидели: у капитана — хорошее русское лицо, взгляд прямий, открытый. Таким смотрят только очень честные, душевно чистые, ки­ чем не запятнанные и уверен­ ные в себе люди. Зто мимолетное представле­ ние у моряков укрепилось, ко­ гда Андрей Яковлевич Макла­ ков поговорил с ними после «предисловия» помполита. — Тимофей Киреевич ска­ зал тут обо мне такие слова, что мне даже как-то и высту­ пать теперь неудобно. Вроде я получил аванс и вот думаю: а способен ли я его отработагь- то? Не пришлось бы этот аванс возвращать обратно. Ообрание раскатилось гулом такого дружеского смеха, что оратор и сам заулыбался. Но тут же он стал опять таким серь­ езным и строгим, каким моряки его увидели впервые на боргу судна. — Корабль у вас, по-моему, не хуже других. Я говорил с механиками, штурмана**, пом­ политом. Спрашивал о машине. Говорят, тянет неплохо. А если машина работает, то все осталь­ ное зависит от нас самих. От всех нас с вами, я это подчер­ киваю. Капитан был предельно кра­ ток. Он не пообещал морякам синицы в небе, но предупре­ дил: — Судно у вас отстающее. Я дал в партийном комитете флота слово коммуниста, что оно перестанет быть таким, по один я этого не добьюсь, если вы меня не поддержите. Поэ­ тому предупреждаю: спраши­ вать буду строго с каждого, ва­ ше право спрашивать с меня за то, в чем буду я повинен пе­ ред экипажем. Расходясь из салона, моряки курили и молчали. Кто-то сказал: — А сначала-то таким доб­ рым и покладистым показался. — Доброта — не покладис­ тость, — отрезал другой, суро­ вый и резкий голос. Наука - ■ -■■ г не одного дня «Умба» пришла на промы­ сел. Штурман, сдавая вахту, сказал: — Посмотрим, как пойдут дела. Курс-то он сюда сам про­ ложил. — А «он» тут кал ту г появился в рубке, но будто не' слышал этих слов, спокойно стал распоряжаться. Начался спуск трала. Вахтенный внима­ тельно слушал капитана, как идти, когда поднимать трал, удивлялся его спокойствию и не знал, что Андрей Яковле­ вич перед этим почти всю ночь просидел в раздумьях над кар­ тами... . Подняли первый трал. Пол­ тонны. Маклаков, пока рыбу высыпали на палубу, над чем- то раздумывал, хмурил брови, потом снова сказал, какими хо­ дить курсами, когда трал под­ нимать. Второй трал. На палубу вы­ лился живой поток рыбы, ту­ скло серебрившийся в сумереч­ ном свете быстролетного мо­ лярного дня. Матросы радостно зашевелились: — Ого, это уже кое-что. Д»- брая тонна есть! Маклаков в это время снова вносил коррективы в дальней­ шие пути работы. Штурман по­ пробовал возразить: — Зачем нам отклоняться? Тонна — это неплохо. Может, дальше еще лучше пойдет. — 11 а «может» надейся, да сам не плошай, — утомленно улыбнулся капитан. — Кося:; рядом. Не жди его, а ищи его. После третьего трала стар­ ший мастер по добыче сказал: * — Вы, Андрей Яковлевич, рыбу будто видите под водой. — Не вижу, это сказки про таких всеіведов, и верить ил нельзя. Надо знать, хотя бы приблизительно, когда, в ка­ ких районах моря, при хаких условиях могут создаваться б> лее или менее устойчивые кол- центрацми рыбы, пригодные для облавливания. Какие грун­ ты в этих районах, какая ckj- рость течения, температура в определенные времена года, как надо, применительно к ус­ ловиям, вооружать трал.- Впрочем, это наука не одного дня, а долгих дет. Мне лично пришлось изучать ее на прак­ тике. Вам посчастливилось пе­ ред морем окончить специаль­ ные мореходные училища на берегу. Мой вам совет — те­ перь теорию старайтесь осно­ вательно подкрепить практиче­ скими знаниями. В чем нужно, вам помогут промысловики с богатым опытом. Если что п і - требуется от меня — всегда готов тоже придти на помощь... На новый отстающий У траулера «Умба» с начала 1961 года было допущено серь­ езное отставание. Поэтому на фоне замечательных успехов, какие были характерны для многих судов тралового флота, досрочно за три— два месяца до конца года выполнивших з і- дапие третьего года семилетки, скоомные результаты экипажа «Умбы», только-только успев­ шего в последние дни декабря завершить годовой план, про­ шли незамеченными. Андрей Яковлевич Маклаків читал газеты, похвалы моря­ кам, каких лично знал и мно­ гим из которых дал «путевку в жизнь», и лишь улыбался. Как признание сделанного лм на «Умбе» он оценил свой раз­ говор с Петром Ивановичем Ефремовым. Секретарь партий­ ного комитета флота при встре­ че с Андреем Яковлевичем ска­ зал ему: — Доброе дело совершил —* хорошо. А как дальше? — Готов принять любое дру­ гое отстающее судно, — отве­ тил капитан. Так Маклаков оказался на «Метеоре». Андрей Яковлевич и па другом отстающем трауле­ ре с первых минут пребывания почувствовал себя как дома. СноВа он уверенно командовал на мостике, с интересом при­ глядывался к людям, к тому, насколько умело они работают, если требовалось, подсказывал, но тактично, осторожно, чтобы не обидеть человека. Иной раз и строгость проявлял. Явился к нему в каюту старший мастер по добыче, уг­ рюмо заявил: — Вы распорядились изме­ нить вооружение трала. — Да. — Я все-таки тралмейстер, а вы капитан. Уж, наверно, мастеру по добыче лучше злать траловое хозяйство, чем судоводителю. — Сч>гласен, — ответил Андрей Яковлевич. — Только давайте сначала попробуем ис­ пытать трал в таком виде, как он сейчас приготовлен. Если ничего не получится, изменим схему. Тралмейстер ушел на палубу очень довольным. Два с лил­ иим часа нетерпеливо ожидал подъема трала на борт и только крякнул, когда увидел, что из глубин морских вынырнул ту­ го набитый рыбой огромный мешок, а матросы на палубе с восторгом заорали: — Полундра! Всех на п д - вахту! Добрых три кошалки! После этого старший мастер по добыче стал советоваться с капитаном в случае самых ма­ лых затруднений, какие неред­ ко случаются в море. Это те делали и мастера по обработке рыбы. Что ж, специалисты «Метео­ ра» не прогадали на этом. Тра­ улер закончил четвертый год семилетки с блестящими ре­ зультатами: вышел в «десят­ ку» лучших судов флота по 05- щей добыче рыбы и занял пзр- вое место по заготовке свежья. Ученик сетевяза капитан Ветераны флота, опытнейшие промысловики, обычно говорят так: — На траулере судоводи­ тель не просто судоводитель: он швец, и жнец, и на дуде игрец. I I это действительно так. И ничего с этим не поделаешь. Хочешь быть хорошим промыс­ ловиком — изучи все, что нужно для этого: судовожде­ ние, способы промысла, обра­ ботки рыбы, методы ее хране­ ния, наконец. Андрей Яковлевич Маклаков ценит штурманов по тому, на­ сколько они энают траловое хо­ зяйство. Сам он начал с того, что на­ ступил учеником сетевяза з Архангельскую мастерскую. Выбор, вероятнее всего, был случайным, продиктованным жизненной необходимостью, за­ то роль в его жизни сыграл нэ- оценимую.- Когда он позднее пришел в промысловый флог, его не пришлось учить элемен­ тарным вещам. Свой след это обстоятельст­ во, видимо, оставило и на том, что есть в характере Андрея Яковлевича одна интересней­ шая черта. Капитан он — из­ вестнейший, доброй славы ему не занимать, но он вечно в поисках, вечно ищет новые и - ризонты. Спрашивается, кто его за­ ставлял взяться за дело, какое, с позиции стороннего наблюда­ теля, абсолютно его не каса­ лось. Пришли в «Мурман- сельдь» суда нового типа — с более мощными машинами, с новейшими установками и при­ борами. Выпустили их на про­ мысел, сравнили результаты работы и подивились: «Су та новые, а ловят хуже старых». Сейчас так о кораблях этого типа уже не говорят. Большин­ ство из них являются гордостью сельдяного флота. А почему? Да потому, что промысел рыбы моряки этих судов ведут трала­ ми конструкции капитана тра­ лового флота Героя Социалисти­ ческого Труда Андрея Яковле­ вича Маклакова. Вез совета, без приказа, по велению своего большого сердца пришел этог широкой души человек на по­ мощь соседям. Тралы конструкции Макла­ кова хвалят в Прибалтике и на Дальнем Востоке. Он читает об этом сообщения в газетах в довольно говорит: — Лишь бы на пользу дк- дям, остальное — пустяки. На пользу, Андрей Яковле­ вич, на пользу. Поэтому м го­ ворят вам люди: — Спасибо! А сегодня, прочитав Укал Президиума Верховного Совета СССР, тысячи людей говорят: — Ог всем'души поздравля­ ем Вас, Андрей Яковлевич.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz