Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.
О Ч Е Р Н А . Т Ю П И Н ОТКРЫВАЮЩИЙ НОВЫЕ Настоящий іеловек Шел в начале 1961 года по !ольмсому заливу траулер Умба». Уже мерцала вдали оесыпь огней родного города, еррасами расположенного в калистых уступах высокого ерега. Совсем не стало замег- о свирепого, штормовой ги- ы, ветра, подгонявшего тргу- еп в море последние сутки. Пора морякам гладиться, чи- титься, бриться — словом, се делать, что положено уза- :ающим себя промысловика:! осле очередного рейса в гнев ом Баренцевом море. И моряки брились, гладили орменные костюмы, готовч- »сь к встрече с портом, где іверняка уже ждут их жены и жесты, родные и знакомые. Бот только одного не было I судне, того, что характерно t корабле перед приходом в рт: энтузиазма, веселых улы- к от предвкушения радости треч. Нечему было радовать- морякам «Умбы». Возвра тись они, не выполнив рей- вого задания. Знали о тоя, о год закончили плохо: суд- в числе отстающих. — Приходилось не раз за тпадцать лет работы в тралі- и флоте идти в порт под агами расцвечивания. А вот :е второй год вижу все нао- *ю т, — хмуро сказал това р а м пожилой матрос. * — А кто виноват? — спро- іи его. — Откуда я знаю? Мне одно іестно: рыбу не ловим — чит работаем так, что рыба нами смеется. Следователь- с капитана первый спрос. — Ну уж, обязательно с ка- •ана, — усомнилить матро- из числа молодежи. — Факт. В траловом флоте ь капитан, над которым рыба :огда не смеется, потому чго не привык без рыбы прихо- ь. — Кто? Капиталов на флэге 'ГО. — Андрей Яковлевич Мап- ов. Тедеталка моряков на зл')- учиом судне-неудачнике зу же прекратилась. Лаклаков. фчень хорошо из- тна эта фамилия на Сезе- Иной ИЗ моряков, ЛИЛЬ ра начавших свой путь wa ских дорогах, начальника та порой еще не знает, а о итане Маклакове уже ча- шан. Деловой, говорят. Зна- ій. И при том не кружит голову слава: проет, от- p. внимателен ко всем, кто м. - Может, басни одни? гет, что раздуют кадило и века уже не видно из-за уренного ему фимиама, —. ливо сказал тот же пожи- ■атрос. Не басни, — усмехнулся івый белозубый молодой :. — Андрея Яковлевича ‘рехвалишь. Он действи- о такой. Я к нему пришел йревап», ребята говорят: т, капитан никогда не ру- ч». Ну, думаю, художе- нын свист. Многие поче- за доблесть считают пе ть меня в ругани. А - ве ругаетсв... Не тяни резину. А чего мне тянуть. При шлось забыть о бранных сло вечках. Из-за Маклакова. Нет у него этого. Не такой он чело век... ■— А какой? 1— Настоящий! Учиться у него надо, как быть Челове ком! — рассердился моряк. ...Ох, как были обескураже ны оппоненты, когда по прихо де в порт примчался на трау лер ходивший в диспетчерскую вахтенный штурман! 0 « радо стно смахнул пот с лица и объявил: — Вы, знаете, кто приня- мает наш корабль? — Очередной варяг? — Черта с два! Андрей Яковлевич Маклаков! Сам по- просился на наше судно, когда узнал, что другие капитаны идти к нам боятся. Доброта—не покладистость На «Умбу» пришел дейсгал- тельно новый капитан. Средне го роста, коренастый, в акку ратно подогнанной черной мор ской шинели, в фуражке с «крабом». Лица моряки рас смотреть как следует не успе ли: капитан, поздоровавшись с теми, кто оказался на палубе, прошел мимо. Да и темно было: полярная ночь гудела над за ливом голосами суровых зим них ветров, трепетно мерцал в сыпавшейся Тнежной пороше свет прожекторов на берегу и электролампочек на судах. Рассмотреть по-настоящему нового капитана членам экипа жа «Умбы» удалось лишь в море, когда начался очередной рейс. Помполит Хоршев, откры вая общее судовое собрание, нэ тая своей радости, сообщил: — Вы уже знаете, товари щи, что на наше судно по соб ственной просьбе направлен капитаном один из опытней ших промысловиков флота, мо жно сказать, и не преувеличить при этом, его ветеран... Моряки, настороженно на блюдавшие за капитаном с первой минуты его появления в салоне, подметили, как ін смущенно улыбнулся при эт»іх словах, коротко откашлялся. И будто сразу все увидели: у капитана — хорошее русское лицо, взгляд прямий, открытый. Таким смотрят только очень честные, душевно чистые, ки чем не запятнанные и уверен ные в себе люди. Зто мимолетное представле ние у моряков укрепилось, ко гда Андрей Яковлевич Макла ков поговорил с ними после «предисловия» помполита. — Тимофей Киреевич ска зал тут обо мне такие слова, что мне даже как-то и высту пать теперь неудобно. Вроде я получил аванс и вот думаю: а способен ли я его отработагь- то? Не пришлось бы этот аванс возвращать обратно. Ообрание раскатилось гулом такого дружеского смеха, что оратор и сам заулыбался. Но тут же он стал опять таким серь езным и строгим, каким моряки его увидели впервые на боргу судна. — Корабль у вас, по-моему, не хуже других. Я говорил с механиками, штурмана**, пом политом. Спрашивал о машине. Говорят, тянет неплохо. А если машина работает, то все осталь ное зависит от нас самих. От всех нас с вами, я это подчер киваю. Капитан был предельно кра ток. Он не пообещал морякам синицы в небе, но предупре дил: — Судно у вас отстающее. Я дал в партийном комитете флота слово коммуниста, что оно перестанет быть таким, по один я этого не добьюсь, если вы меня не поддержите. Поэ тому предупреждаю: спраши вать буду строго с каждого, ва ше право спрашивать с меня за то, в чем буду я повинен пе ред экипажем. Расходясь из салона, моряки курили и молчали. Кто-то сказал: — А сначала-то таким доб рым и покладистым показался. — Доброта — не покладис тость, — отрезал другой, суро вый и резкий голос. Наука - ■ -■■ г не одного дня «Умба» пришла на промы сел. Штурман, сдавая вахту, сказал: — Посмотрим, как пойдут дела. Курс-то он сюда сам про ложил. — А «он» тут кал ту г появился в рубке, но будто не' слышал этих слов, спокойно стал распоряжаться. Начался спуск трала. Вахтенный внима тельно слушал капитана, как идти, когда поднимать трал, удивлялся его спокойствию и не знал, что Андрей Яковле вич перед этим почти всю ночь просидел в раздумьях над кар тами... . Подняли первый трал. Пол тонны. Маклаков, пока рыбу высыпали на палубу, над чем- то раздумывал, хмурил брови, потом снова сказал, какими хо дить курсами, когда трал под нимать. Второй трал. На палубу вы лился живой поток рыбы, ту скло серебрившийся в сумереч ном свете быстролетного мо лярного дня. Матросы радостно зашевелились: — Ого, это уже кое-что. Д»- брая тонна есть! Маклаков в это время снова вносил коррективы в дальней шие пути работы. Штурман по пробовал возразить: — Зачем нам отклоняться? Тонна — это неплохо. Может, дальше еще лучше пойдет. — 11 а «может» надейся, да сам не плошай, — утомленно улыбнулся капитан. — Кося:; рядом. Не жди его, а ищи его. После третьего трала стар ший мастер по добыче сказал: * — Вы, Андрей Яковлевич, рыбу будто видите под водой. — Не вижу, это сказки про таких всеіведов, и верить ил нельзя. Надо знать, хотя бы приблизительно, когда, в ка ких районах моря, при хаких условиях могут создаваться б> лее или менее устойчивые кол- центрацми рыбы, пригодные для облавливания. Какие грун ты в этих районах, какая ckj- рость течения, температура в определенные времена года, как надо, применительно к ус ловиям, вооружать трал.- Впрочем, это наука не одного дня, а долгих дет. Мне лично пришлось изучать ее на прак тике. Вам посчастливилось пе ред морем окончить специаль ные мореходные училища на берегу. Мой вам совет — те перь теорию старайтесь осно вательно подкрепить практиче скими знаниями. В чем нужно, вам помогут промысловики с богатым опытом. Если что п і - требуется от меня — всегда готов тоже придти на помощь... На новый отстающий У траулера «Умба» с начала 1961 года было допущено серь езное отставание. Поэтому на фоне замечательных успехов, какие были характерны для многих судов тралового флота, досрочно за три— два месяца до конца года выполнивших з і- дапие третьего года семилетки, скоомные результаты экипажа «Умбы», только-только успев шего в последние дни декабря завершить годовой план, про шли незамеченными. Андрей Яковлевич Маклаків читал газеты, похвалы моря кам, каких лично знал и мно гим из которых дал «путевку в жизнь», и лишь улыбался. Как признание сделанного лм на «Умбе» он оценил свой раз говор с Петром Ивановичем Ефремовым. Секретарь партий ного комитета флота при встре че с Андреем Яковлевичем ска зал ему: — Доброе дело совершил —* хорошо. А как дальше? — Готов принять любое дру гое отстающее судно, — отве тил капитан. Так Маклаков оказался на «Метеоре». Андрей Яковлевич и па другом отстающем трауле ре с первых минут пребывания почувствовал себя как дома. СноВа он уверенно командовал на мостике, с интересом при глядывался к людям, к тому, насколько умело они работают, если требовалось, подсказывал, но тактично, осторожно, чтобы не обидеть человека. Иной раз и строгость проявлял. Явился к нему в каюту старший мастер по добыче, уг рюмо заявил: — Вы распорядились изме нить вооружение трала. — Да. — Я все-таки тралмейстер, а вы капитан. Уж, наверно, мастеру по добыче лучше злать траловое хозяйство, чем судоводителю. — Сч>гласен, — ответил Андрей Яковлевич. — Только давайте сначала попробуем ис пытать трал в таком виде, как он сейчас приготовлен. Если ничего не получится, изменим схему. Тралмейстер ушел на палубу очень довольным. Два с лил иим часа нетерпеливо ожидал подъема трала на борт и только крякнул, когда увидел, что из глубин морских вынырнул ту го набитый рыбой огромный мешок, а матросы на палубе с восторгом заорали: — Полундра! Всех на п д - вахту! Добрых три кошалки! После этого старший мастер по добыче стал советоваться с капитаном в случае самых ма лых затруднений, какие неред ко случаются в море. Это те делали и мастера по обработке рыбы. Что ж, специалисты «Метео ра» не прогадали на этом. Тра улер закончил четвертый год семилетки с блестящими ре зультатами: вышел в «десят ку» лучших судов флота по 05- щей добыче рыбы и занял пзр- вое место по заготовке свежья. Ученик сетевяза капитан Ветераны флота, опытнейшие промысловики, обычно говорят так: — На траулере судоводи тель не просто судоводитель: он швец, и жнец, и на дуде игрец. I I это действительно так. И ничего с этим не поделаешь. Хочешь быть хорошим промыс ловиком — изучи все, что нужно для этого: судовожде ние, способы промысла, обра ботки рыбы, методы ее хране ния, наконец. Андрей Яковлевич Маклаков ценит штурманов по тому, на сколько они энают траловое хо зяйство. Сам он начал с того, что на ступил учеником сетевяза з Архангельскую мастерскую. Выбор, вероятнее всего, был случайным, продиктованным жизненной необходимостью, за то роль в его жизни сыграл нэ- оценимую.- Когда он позднее пришел в промысловый флог, его не пришлось учить элемен тарным вещам. Свой след это обстоятельст во, видимо, оставило и на том, что есть в характере Андрея Яковлевича одна интересней шая черта. Капитан он — из вестнейший, доброй славы ему не занимать, но он вечно в поисках, вечно ищет новые и - ризонты. Спрашивается, кто его за ставлял взяться за дело, какое, с позиции стороннего наблюда теля, абсолютно его не каса лось. Пришли в «Мурман- сельдь» суда нового типа — с более мощными машинами, с новейшими установками и при борами. Выпустили их на про мысел, сравнили результаты работы и подивились: «Су та новые, а ловят хуже старых». Сейчас так о кораблях этого типа уже не говорят. Большин ство из них являются гордостью сельдяного флота. А почему? Да потому, что промысел рыбы моряки этих судов ведут трала ми конструкции капитана тра лового флота Героя Социалисти ческого Труда Андрея Яковле вича Маклакова. Вез совета, без приказа, по велению своего большого сердца пришел этог широкой души человек на по мощь соседям. Тралы конструкции Макла кова хвалят в Прибалтике и на Дальнем Востоке. Он читает об этом сообщения в газетах в довольно говорит: — Лишь бы на пользу дк- дям, остальное — пустяки. На пользу, Андрей Яковле вич, на пользу. Поэтому м го ворят вам люди: — Спасибо! А сегодня, прочитав Укал Президиума Верховного Совета СССР, тысячи людей говорят: — Ог всем'души поздравля ем Вас, Андрей Яковлевич.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz