Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.

ДОРОГУ УЛОВИСТЫМ ТРАЛАМ тысячи и более т о т і сельди и серебристого хека. В то же время ира работе 31,2-метровым В феврале этого года бригада — Работая длительное время п - СТАРОВОЙТОВ, заведующий вистости этих тралов заключается тралом на добычу такого же коли- специалистов Ленинградского напроновыми сельдяными тралами лабораторией техники промышлен- в конструктивных особенностях. чества рь 15 ы изнашивалось пять «Гипрорыбфлота» совместно с на- и тралами пеньковыми 31,2 метра иого рыболовства ПИНРО, Одним из наиболее важных отли- учвыни сотрудниками мборато- на промысле сельди, серебристо кандидат технических наук чий тралов конструкции ПИНРО шесть тРал0®. рки промышленного рыболовства хека и других пород рыбы, прихо- ф от известных отечественных и за- Вызывает удивление тот факт, НЖВРО и работниками техническо- лишь н бесспорному выводу о граничных конструкций трала яв- ЧХ0) несмотря на большие преиму- го отдела тралового флота провели значительном преимуществе сель- тралов, тт. Наумов и Обвинце® ляется устройство и покрой щества тралов конструкции жспытания ва уловистость и олре- дяного капронового трала перед пришли к выводу, что и на про- крыльев. ПИНРО, руководство тралового деление параметров разноглубин- тралом 31,2 метра. Уловы первого мысле трески уловистость донного Как известно, мастерам по до- фЛОта все еще медленно внедряет вого сельдяного 31-эдеірового кал- превышают уловы второго, жан 31 -метрового трала а 3 раза боль- бьгче, работающим с 31-метровым их на промысле. Так, в текущем рояового трала в донном вариан- правило, в 2 — 3 и более раз, что ш& чем трала 31 , 2 -метрового. И тралом в разноглубинном и дон- году Мурманская фабрика орудий *е по чертежу № 326 ПИНРО. определяет его рентабельность в аварийность была в два раза ном вариантах, в этих тралах лова изготовила для больших мо- Одновременно испытывался и промышленном рыболовстве. меньше. устроены специально раскроенные розильных траулеров только 26 31 . 2-метровый трал по чертежу Почти одновременно с нами та- Чем же можно объяснить высо- полные крылья из редкоячейного тралов по чертежу' >£ 352 для № 1109 Б, принятый ва воору- кой же конструкции 31-метровый кую уловистость тралов, изготов- сетного полотна, каждое из кото- мва тресковых рыб. Из них в«- жевие большими морозильными трал по чертежу № 352 лабора- ленных по чертежам 356 и рых буксируется в процессе тра- семь тралов находилось па борту траулерами на промысле сере- тории промышленного рыболовства 352 ПИНГО? ления па трех кабелях (длиною до «Ярославля» и три — на *1Йая- бристогохека северо-западнее ост- ПИНРО, имеющий несколько иной Обычно в этом случае говорят, 50 метров). Вследствие этого ковском». Как сообщалось в «Но­ рова Сейбл. размер ячеи для лова трески и что у трала с большими парамет- крылья образуют глубокий сетный лЯрНОй правде», работая этими Первый трал испытывался на пикши, проходил испытания под рами, при одинаковой скорости жёлоб при входе в однорядный тралами, экипажи «Ярослаівля» и 1 >е$рижераторном траулере «Го- наблюдением сотрудников Поляр- траления большим будет и улов, мешок трала. _ «Маяковского» успешно добывали голь», второй —> ва рефрижера- ного института на большом моро- Это справедливо, но только при Такое устройство яфыльев епо- .преднерестовую треску в районе торном траулере «Мир», причем зильном траулере «Ярославль», определенных условиях. Простое свСствует увеличению вертикаль- Западной Гренландии. 31.2-метровый трал был вооружен Эти испытания производились в увеличение вертикального раскры- ного и горизонтального раскрытия по схеме мастера но добыче трау- районе западной Гренландии и ва тая трала по гужу и увеличение трала при одних и тех же распор- В то же время по чертежу аера -«Пушкин» тов. Задунаева. Северо-Восточном склоне Банан- горизонтального раскрытая между ных силах траловых досок я при 326 было изготовлено только Длина кабелей была по 48 мет- банки при облове преднерестовой сборочными не может увеличить сравнительно небольшом общем 17 тралов для лова серебристого ров. Двухрядный мешок капроио- трески. уловистость тралов отдельных увеличении редкоячейного сетноіо ^^ка и сеіьди Это значит что на вый от 31-метрового сельдяного В отчете о результатах рейса конструкций. Тйк, например, вер- полотна. Общий расход такого по- . кппабль ппитлось mpwp трала в доннозі варианте. Распор- научные сотрудники лаборатории тикальное раскрытие у 31,2-мет- лотна по площади, идущего на к<іжл>* K° l,d - р ные доски конструкции Матросова промышленного рыболовства рового трала, оснащенного длин- устройство отдельных тралов, при- чем п0 Два трала на квартал, однощелевые, овальные площадью ПИНРО Владимир Михайлович пыми кабелями по схеме тов. За- меняемых сейчас в траловом Еще хуже обстоит дело с внед- 4,5 квадратных метров. Такие же Наумов и Александр Лукич Обвин- Дунаева, как уже говорилось, рав- флоте, и тралов ПИНРО при услов- репием аналогичных тралов, толь- досял были поставлены при ра- цев сообщают, что при работе но 4 метрам. У 31-метрового тра- пой посадке с коэффициентами ко меньших размеров, на трауле- боте с 31-метровым тралом, но 31,2-метровым тралом они сдсла- ла по чертежу Mš 326 вертикаль- 0,50 и 0,87, приведен в помещав- рах бортового траления. Большин- длина кабелей сведена до 50 мет- ли 48 тралений. Средняя выра- ное раскрытие равно 4,8 метра, мой таблице. ство из них вооружены 25-метро-- ров- . ботка готовой продукции на час Горизонтальное раскрытие между Из этой таблицы видно, что выми тралами, у которых верхние Спуск и подъем тралов па траления составила тонну. Ава- сборочными по сетям верхней площадь сетного полотна, идуіце- и нижние крылья составляют все- обоих кораблях производились од- рийных тралений при этом было подборы, измеренное приборами, у го на крылья у 31-метрового тра- го лишь 15,7 процента от всей новременно. Тралнровали строго 34 процента. 31,2-метрового трала было даже ла, составляет 38 процентов от площади сетного полотна. Берти­ на параллельных курсах со ско- 31-метровым тралом, изготов- несколько большим, чем у 31-мет- всей его площади, в то время как кальное раскрытие этого трала ростью 3,8— 4 узла. Уловы за ленным по чертежу Уа 352; было рового трала ПИНРО. Тем не ме- у 31,2-метрового трала площадь нри скорости траления 3,8 — 4 каждое тралевие на обоих судах сделано 126 тралений, причем нее уловистость тралов констрѵк- сетного полотна на верхних и Узла составляет только 1,5 — определялась по фактическому аварийных из них было только 16 ции ПИНРО на различных объек- нижних крыльях составляет толь- 1>6 метра. Известно, что треска и выходу готовой рыбной лродук- процентов, а средняя выработка тах промысла в несколько раз ко 18,4 процента. Величина сбо- пикша в Баренцевом море не всег- ции. Всего было произведено продукции на час тралений со- превышает уловистость 31,2-мет- рочной (боковой подборы) поверх- Да держатся у самого грунта. Они 20 тралении. ставила 3 ,07 тонны. рового трала. ним крыльям у нашего трала со- часто находятся над грунтом в Характерно, что за каждое от- Сравнивая показатели обоих Такая большая разница в уло- ставляет 8,3 метра, по нижним пределах в 3— 5 и больше мет- крыльям — 5,2 метра, тогда как Р»в. Естественно, что такой трал дельное траление уловистость 31-метрового капронового трала .# w т .4 --- л — --- когда были подведены оконча­ тельные результаты, то оказалось, что в среднем за сравнительные траления уловистость разноглу­ бинного трала ПИНРО (чертеж 326) в донпом варианте ока­ залась в 2,36 раза больше, чем уловистость трала, изготовленного во чертежу МЭБ >6 1109 Б. Это полностью подтверждают наблюдения, сделанные капитаном Николаем Кирилловичем Елфимо- вым, который еще до проведения сравнительных тралений сообщил нам по радио: Конструкция тралов Название ПИНРО 31 м, черт. № 352 Штатный 31,2 м, черт. МЭБ №1109 Б ПИНРО 2 2 м, черт. № 345 Штатный 25 м, черт. МЭБ № 1364 частей м 2 Ііроц. м 2 проц. «2 проц. М 2 ПрОЦ. Верхние крылья 159,7 22,5 75,0 13,0 75,4 14,6 33,3 8,7 Нижние крылья 110,5 15,5 33,1 5,7 92,1 17,8 26,5 7,0 Итого: 2702 38,0 108,1 18,7 167,5 32,4 59,8 15,7 Сквер 142,0 19,8 93,1 16,1 103,0 2 0 , 0 95,0 25,1 Итого: 412,2 57,8 2 0 1 , 2 34,8 270,5 52,4 154,8 40,8 Однорядн. мешок 171,е 23,5 180,0 312 151,0 292 131,5 34,6 Двухрядн. мешок 131,7 18,3 197,0 34,0 95.0 18,4 93,6 24,6 Итого: 303,3 422 377,0 65,2 246,0 47,6 225,1 59.2 Всего 715,5 1 0 0 % 5782 1 0 0 °/* 516,5 1 0 0 % 379,9 100% ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Инженер идет по цеху. У од­ ного из больших карусельных станков он останавливается. Подходит к токарю, спрашива­ ет, как идут дела. Станочник выполняет сложный заказ от промысловиков Мурмана. И старому 'специалисту интересно знать, насколько правильно разработана и выдерживается технология. Почин работников рыбной промышленности Дальнего Во­ стока и принятые социалистиче­ ские обязательства ва пятый год семилетки обязывают кан- да л акшских машиностройтелей более оперативно и целеустрем­ ленно решать технические про­ блемы, связанные с выпуском запасных частей, машин и ме­ ханизмов. Большая роль в этом нрянадлежит специалистам. И передовые из них неустанно ищут пути совершенствования техники и организации произ­ водства, являются подлинными проводниками технического про­ гресса. Сравнительно недавно перед молодыми специалистами Вик­ тором Бутусовым, Арнольдом Судьбиным я Виктором Ижмя- ковым была поставлена задача разработать и внедрить наи­ более прогрессивный метод об- і работки деталей — грушюжні. \ Спроектированная и изготовлен­ ная ими оснастка станков по­ зволила обрабатывать детали за две операции вместо трех—че­ тырех. Резко сократилось вре­ мя на наладку станков, вывер­ ку, что подняло производитель­ ность труда. Интересны творческие замыс­ лы на ближайшее будущее, ко­ торые уже претворяются в жизнь. Инженеры Виктор Иж- мяков, Арнольд Судьбин, тех­ ник Виктор Омельянчук под ру­ ководством главного технолога Федора Васильевича Рябинина сейчас занимаются созданием специализированных линий. На этих поточных линиях машино­ строители будут изготовлять поршневые кольца, вкладыши поршней, цилиндровые втулки. Создание таких участков с со­ средоточением всего необходи­ мого оборудования в одном ме­ сте сократит транспортировку, возводит более производитель­ но использовать машинное вре­ мя. На специализированном пото­ ке по изготовлению вкладышей будут установлены токарный, вертикально-фрезерный, револь­ верный станки. Кроме того, в работу подключатся полу авто­ матный токарный -и станок с программным управлением. Сю­ да же, в механоч^бо{хтн**і, гяе начнет действовать л и н и я , пере­ носится из котельно-корпусного цеха заливка вкладышей бабби­ том. Нагревательная печь, цент­ робежная машина и другое обо­ рудование будут находиться, как говорят, под рукой. Прямо из цеха продукция отправится потребителю. На новых поточных участках намечено внедрить более совер­ шенные приспособления и со­ временную технологическую ос­ настку. По самым скромным предва­ рительным подсчетам произво­ дительность труда на изготов­ лении вкладышей возрастет на десять процентов. В первом полугодии предус­ матривается пустить в эксплуа­ тацию электропечь для сушки стержней, расширить отжига­ тельную печь с переводом ее на жидкое топливо и осущест­ вить ряд других организацион­ но-тех ни**ескга мероприятий. Работы а этом направлешш уже ведутся. Совершенствование техноло­ гии и улучшение организации труда положительно скажутся на выполнении обязательств »е только машиностроителями, но и промысловым баооеином Му*ь мана. А. ВАНДИН. г. Кандалакша. у 31,2 метрового трала верхней берет рыбу только у дна и не об- еборочіюй практически гіет, а лавливает ту, что расположена пижняя сборочная составляет выше его вертикального раскры- только 2,7 метра. Такое крыло в адя. « процесса траления, естественно, На протяжении последних лет будет менее успешно захватывать промысловый отдел и эксперимен- рыбу, находящуюся перед устьем тальная *база тралового флота, не-* трала, что и подтверждается низ- смотря на рекомендации ПИНРО, кои уловистостыо тралов, приня- совершенно не занимались про- тых на вс-оружение. мысловыми испытаниями тралов с Стремление промысловиков повышенными вертикальным и уменьшить крылья у тралов (осо- горизонтальным раскрытиями. Ж бенно нижние) вызывается тем, только буквально в последние дни что чем меньше крылья, тем мень- на^траулере «Треска» в та ко І т е вероятности в повреждениях их Рейс вышел инженер эксперимен- при тралении на плохих грунтах, тальной группы тов, Григорьев следовательно, меньше будет за- для испытания рекомендуемого трачено времени на ремонт крыль- трала, изготовленного ш чертежу ев. Но, как показывает опыт, при № 345, в замен 25-метрового правильном вооружении тралов, трала. при точном ведении планшетов Сейчас, когда хорошая сырье- промысла и тралений строго но вая Саза, а траловый флот изобатам можно избежать повреж- все еще находится^ в долгу 7 перед деішй тралов и брать высокие государством, особенно необхо- уловы рыбы. Димо принять все меры к тому, Большим преимуществом тралов чтобы как можно быстрее были конструкции ПИНРО является и испытаны и виедрены в производ- то, что они, как правило, изготов- ство новые, более уловистые тралы, ляются из капроновых материа- Это позволит не только лнк&иди- лов. Известны случаи, когда, ра- ровать недолов, но^ и резко уве- ботая только одним тралом, но личить добычу ^ рыбы, выполнить при умелом обращении с ним, эки- государственный план пятого го- лажи отдельных больших моро- да семилетки и социалистические зильных траулеров добывали до обязательства. Коллектив Владимирского научно-исследовательского института синтетических смол ведет работу по созданию новых видов сингсгэл- ческих материалов. На снимке: техник Э. Альмяшев и инженер-конструктор В. Рол- дугин проверяют пенопласт,, «©лученный методом напыления. ♦от© Н. Акимова. «Фотохроника ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz