Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.
ДОРОГУ УЛОВИСТЫМ ТРАЛАМ тысячи и более т о т і сельди и серебристого хека. В то же время ира работе 31,2-метровым В феврале этого года бригада — Работая длительное время п - СТАРОВОЙТОВ, заведующий вистости этих тралов заключается тралом на добычу такого же коли- специалистов Ленинградского напроновыми сельдяными тралами лабораторией техники промышлен- в конструктивных особенностях. чества рь 15 ы изнашивалось пять «Гипрорыбфлота» совместно с на- и тралами пеньковыми 31,2 метра иого рыболовства ПИНРО, Одним из наиболее важных отли- учвыни сотрудниками мборато- на промысле сельди, серебристо кандидат технических наук чий тралов конструкции ПИНРО шесть тРал0®. рки промышленного рыболовства хека и других пород рыбы, прихо- ф от известных отечественных и за- Вызывает удивление тот факт, НЖВРО и работниками техническо- лишь н бесспорному выводу о граничных конструкций трала яв- ЧХ0) несмотря на большие преиму- го отдела тралового флота провели значительном преимуществе сель- тралов, тт. Наумов и Обвинце® ляется устройство и покрой щества тралов конструкции жспытания ва уловистость и олре- дяного капронового трала перед пришли к выводу, что и на про- крыльев. ПИНРО, руководство тралового деление параметров разноглубин- тралом 31,2 метра. Уловы первого мысле трески уловистость донного Как известно, мастерам по до- фЛОта все еще медленно внедряет вого сельдяного 31-эдеірового кал- превышают уловы второго, жан 31 -метрового трала а 3 раза боль- бьгче, работающим с 31-метровым их на промысле. Так, в текущем рояового трала в донном вариан- правило, в 2 — 3 и более раз, что ш& чем трала 31 , 2 -метрового. И тралом в разноглубинном и дон- году Мурманская фабрика орудий *е по чертежу № 326 ПИНРО. определяет его рентабельность в аварийность была в два раза ном вариантах, в этих тралах лова изготовила для больших мо- Одновременно испытывался и промышленном рыболовстве. меньше. устроены специально раскроенные розильных траулеров только 26 31 . 2-метровый трал по чертежу Почти одновременно с нами та- Чем же можно объяснить высо- полные крылья из редкоячейного тралов по чертежу' >£ 352 для № 1109 Б, принятый ва воору- кой же конструкции 31-метровый кую уловистость тралов, изготов- сетного полотна, каждое из кото- мва тресковых рыб. Из них в«- жевие большими морозильными трал по чертежу № 352 лабора- ленных по чертежам 356 и рых буксируется в процессе тра- семь тралов находилось па борту траулерами на промысле сере- тории промышленного рыболовства 352 ПИНГО? ления па трех кабелях (длиною до «Ярославля» и три — на *1Йая- бристогохека северо-западнее ост- ПИНРО, имеющий несколько иной Обычно в этом случае говорят, 50 метров). Вследствие этого ковском». Как сообщалось в «Но рова Сейбл. размер ячеи для лова трески и что у трала с большими парамет- крылья образуют глубокий сетный лЯрНОй правде», работая этими Первый трал испытывался на пикши, проходил испытания под рами, при одинаковой скорости жёлоб при входе в однорядный тралами, экипажи «Ярослаівля» и 1 >е$рижераторном траулере «Го- наблюдением сотрудников Поляр- траления большим будет и улов, мешок трала. _ «Маяковского» успешно добывали голь», второй —> ва рефрижера- ного института на большом моро- Это справедливо, но только при Такое устройство яфыльев епо- .преднерестовую треску в районе торном траулере «Мир», причем зильном траулере «Ярославль», определенных условиях. Простое свСствует увеличению вертикаль- Западной Гренландии. 31.2-метровый трал был вооружен Эти испытания производились в увеличение вертикального раскры- ного и горизонтального раскрытия по схеме мастера но добыче трау- районе западной Гренландии и ва тая трала по гужу и увеличение трала при одних и тех же распор- В то же время по чертежу аера -«Пушкин» тов. Задунаева. Северо-Восточном склоне Банан- горизонтального раскрытая между ных силах траловых досок я при 326 было изготовлено только Длина кабелей была по 48 мет- банки при облове преднерестовой сборочными не может увеличить сравнительно небольшом общем 17 тралов для лова серебристого ров. Двухрядный мешок капроио- трески. уловистость тралов отдельных увеличении редкоячейного сетноіо ^^ка и сеіьди Это значит что на вый от 31-метрового сельдяного В отчете о результатах рейса конструкций. Тйк, например, вер- полотна. Общий расход такого по- . кппабль ппитлось mpwp трала в доннозі варианте. Распор- научные сотрудники лаборатории тикальное раскрытие у 31,2-мет- лотна по площади, идущего на к<іжл>* K° l,d - р ные доски конструкции Матросова промышленного рыболовства рового трала, оснащенного длин- устройство отдельных тралов, при- чем п0 Два трала на квартал, однощелевые, овальные площадью ПИНРО Владимир Михайлович пыми кабелями по схеме тов. За- меняемых сейчас в траловом Еще хуже обстоит дело с внед- 4,5 квадратных метров. Такие же Наумов и Александр Лукич Обвин- Дунаева, как уже говорилось, рав- флоте, и тралов ПИНРО при услов- репием аналогичных тралов, толь- досял были поставлены при ра- цев сообщают, что при работе но 4 метрам. У 31-метрового тра- пой посадке с коэффициентами ко меньших размеров, на трауле- боте с 31-метровым тралом, но 31,2-метровым тралом они сдсла- ла по чертежу Mš 326 вертикаль- 0,50 и 0,87, приведен в помещав- рах бортового траления. Большин- длина кабелей сведена до 50 мет- ли 48 тралений. Средняя выра- ное раскрытие равно 4,8 метра, мой таблице. ство из них вооружены 25-метро-- ров- . ботка готовой продукции на час Горизонтальное раскрытие между Из этой таблицы видно, что выми тралами, у которых верхние Спуск и подъем тралов па траления составила тонну. Ава- сборочными по сетям верхней площадь сетного полотна, идуіце- и нижние крылья составляют все- обоих кораблях производились од- рийных тралений при этом было подборы, измеренное приборами, у го на крылья у 31-метрового тра- го лишь 15,7 процента от всей новременно. Тралнровали строго 34 процента. 31,2-метрового трала было даже ла, составляет 38 процентов от площади сетного полотна. Берти на параллельных курсах со ско- 31-метровым тралом, изготов- несколько большим, чем у 31-мет- всей его площади, в то время как кальное раскрытие этого трала ростью 3,8— 4 узла. Уловы за ленным по чертежу Уа 352; было рового трала ПИНРО. Тем не ме- у 31,2-метрового трала площадь нри скорости траления 3,8 — 4 каждое тралевие на обоих судах сделано 126 тралений, причем нее уловистость тралов констрѵк- сетного полотна на верхних и Узла составляет только 1,5 — определялась по фактическому аварийных из них было только 16 ции ПИНРО на различных объек- нижних крыльях составляет толь- 1>6 метра. Известно, что треска и выходу готовой рыбной лродук- процентов, а средняя выработка тах промысла в несколько раз ко 18,4 процента. Величина сбо- пикша в Баренцевом море не всег- ции. Всего было произведено продукции на час тралений со- превышает уловистость 31,2-мет- рочной (боковой подборы) поверх- Да держатся у самого грунта. Они 20 тралении. ставила 3 ,07 тонны. рового трала. ним крыльям у нашего трала со- часто находятся над грунтом в Характерно, что за каждое от- Сравнивая показатели обоих Такая большая разница в уло- ставляет 8,3 метра, по нижним пределах в 3— 5 и больше мет- крыльям — 5,2 метра, тогда как Р»в. Естественно, что такой трал дельное траление уловистость 31-метрового капронового трала .# w т .4 --- л — --- когда были подведены оконча тельные результаты, то оказалось, что в среднем за сравнительные траления уловистость разноглу бинного трала ПИНРО (чертеж 326) в донпом варианте ока залась в 2,36 раза больше, чем уловистость трала, изготовленного во чертежу МЭБ >6 1109 Б. Это полностью подтверждают наблюдения, сделанные капитаном Николаем Кирилловичем Елфимо- вым, который еще до проведения сравнительных тралений сообщил нам по радио: Конструкция тралов Название ПИНРО 31 м, черт. № 352 Штатный 31,2 м, черт. МЭБ №1109 Б ПИНРО 2 2 м, черт. № 345 Штатный 25 м, черт. МЭБ № 1364 частей м 2 Ііроц. м 2 проц. «2 проц. М 2 ПрОЦ. Верхние крылья 159,7 22,5 75,0 13,0 75,4 14,6 33,3 8,7 Нижние крылья 110,5 15,5 33,1 5,7 92,1 17,8 26,5 7,0 Итого: 2702 38,0 108,1 18,7 167,5 32,4 59,8 15,7 Сквер 142,0 19,8 93,1 16,1 103,0 2 0 , 0 95,0 25,1 Итого: 412,2 57,8 2 0 1 , 2 34,8 270,5 52,4 154,8 40,8 Однорядн. мешок 171,е 23,5 180,0 312 151,0 292 131,5 34,6 Двухрядн. мешок 131,7 18,3 197,0 34,0 95.0 18,4 93,6 24,6 Итого: 303,3 422 377,0 65,2 246,0 47,6 225,1 59.2 Всего 715,5 1 0 0 % 5782 1 0 0 °/* 516,5 1 0 0 % 379,9 100% ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Инженер идет по цеху. У од ного из больших карусельных станков он останавливается. Подходит к токарю, спрашива ет, как идут дела. Станочник выполняет сложный заказ от промысловиков Мурмана. И старому 'специалисту интересно знать, насколько правильно разработана и выдерживается технология. Почин работников рыбной промышленности Дальнего Во стока и принятые социалистиче ские обязательства ва пятый год семилетки обязывают кан- да л акшских машиностройтелей более оперативно и целеустрем ленно решать технические про блемы, связанные с выпуском запасных частей, машин и ме ханизмов. Большая роль в этом нрянадлежит специалистам. И передовые из них неустанно ищут пути совершенствования техники и организации произ водства, являются подлинными проводниками технического про гресса. Сравнительно недавно перед молодыми специалистами Вик тором Бутусовым, Арнольдом Судьбиным я Виктором Ижмя- ковым была поставлена задача разработать и внедрить наи более прогрессивный метод об- і работки деталей — грушюжні. \ Спроектированная и изготовлен ная ими оснастка станков по зволила обрабатывать детали за две операции вместо трех—че тырех. Резко сократилось вре мя на наладку станков, вывер ку, что подняло производитель ность труда. Интересны творческие замыс лы на ближайшее будущее, ко торые уже претворяются в жизнь. Инженеры Виктор Иж- мяков, Арнольд Судьбин, тех ник Виктор Омельянчук под ру ководством главного технолога Федора Васильевича Рябинина сейчас занимаются созданием специализированных линий. На этих поточных линиях машино строители будут изготовлять поршневые кольца, вкладыши поршней, цилиндровые втулки. Создание таких участков с со средоточением всего необходи мого оборудования в одном ме сте сократит транспортировку, возводит более производитель но использовать машинное вре мя. На специализированном пото ке по изготовлению вкладышей будут установлены токарный, вертикально-фрезерный, револь верный станки. Кроме того, в работу подключатся полу авто матный токарный -и станок с программным управлением. Сю да же, в механоч^бо{хтн**і, гяе начнет действовать л и н и я , пере носится из котельно-корпусного цеха заливка вкладышей бабби том. Нагревательная печь, цент робежная машина и другое обо рудование будут находиться, как говорят, под рукой. Прямо из цеха продукция отправится потребителю. На новых поточных участках намечено внедрить более совер шенные приспособления и со временную технологическую ос настку. По самым скромным предва рительным подсчетам произво дительность труда на изготов лении вкладышей возрастет на десять процентов. В первом полугодии предус матривается пустить в эксплуа тацию электропечь для сушки стержней, расширить отжига тельную печь с переводом ее на жидкое топливо и осущест вить ряд других организацион но-тех ни**ескга мероприятий. Работы а этом направлешш уже ведутся. Совершенствование техноло гии и улучшение организации труда положительно скажутся на выполнении обязательств »е только машиностроителями, но и промысловым баооеином Му*ь мана. А. ВАНДИН. г. Кандалакша. у 31,2 метрового трала верхней берет рыбу только у дна и не об- еборочіюй практически гіет, а лавливает ту, что расположена пижняя сборочная составляет выше его вертикального раскры- только 2,7 метра. Такое крыло в адя. « процесса траления, естественно, На протяжении последних лет будет менее успешно захватывать промысловый отдел и эксперимен- рыбу, находящуюся перед устьем тальная *база тралового флота, не-* трала, что и подтверждается низ- смотря на рекомендации ПИНРО, кои уловистостыо тралов, приня- совершенно не занимались про- тых на вс-оружение. мысловыми испытаниями тралов с Стремление промысловиков повышенными вертикальным и уменьшить крылья у тралов (осо- горизонтальным раскрытиями. Ж бенно нижние) вызывается тем, только буквально в последние дни что чем меньше крылья, тем мень- на^траулере «Треска» в та ко І т е вероятности в повреждениях их Рейс вышел инженер эксперимен- при тралении на плохих грунтах, тальной группы тов, Григорьев следовательно, меньше будет за- для испытания рекомендуемого трачено времени на ремонт крыль- трала, изготовленного ш чертежу ев. Но, как показывает опыт, при № 345, в замен 25-метрового правильном вооружении тралов, трала. при точном ведении планшетов Сейчас, когда хорошая сырье- промысла и тралений строго но вая Саза, а траловый флот изобатам можно избежать повреж- все еще находится^ в долгу 7 перед деішй тралов и брать высокие государством, особенно необхо- уловы рыбы. Димо принять все меры к тому, Большим преимуществом тралов чтобы как можно быстрее были конструкции ПИНРО является и испытаны и виедрены в производ- то, что они, как правило, изготов- ство новые, более уловистые тралы, ляются из капроновых материа- Это позволит не только лнк&иди- лов. Известны случаи, когда, ра- ровать недолов, но^ и резко уве- ботая только одним тралом, но личить добычу ^ рыбы, выполнить при умелом обращении с ним, эки- государственный план пятого го- лажи отдельных больших моро- да семилетки и социалистические зильных траулеров добывали до обязательства. Коллектив Владимирского научно-исследовательского института синтетических смол ведет работу по созданию новых видов сингсгэл- ческих материалов. На снимке: техник Э. Альмяшев и инженер-конструктор В. Рол- дугин проверяют пенопласт,, «©лученный методом напыления. ♦от© Н. Акимова. «Фотохроника ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz