Рыбный Мурман. 1963 г. Апрель.
Ч И Т А Т Е Л Ь П Р О Д О Л Ж А Е Т Р А З Г О В О Р ПРОМЫСЕЛ— ЭТО ТРУД УПОРНЫЙ, ТВОРЧЖКИИ (Нач. см. на 1 стр.). Прежде всего, именно в этом и заключается основная причина нашего неизменного успеха на промысле в те чение целого года: экипаж «Молодечно» применял ка бели длиной 90 метров и переходил на работу 60-метро выми кабелями только на тяжелых грунтах н малых глубинах. Во-вторых, мы на протяжении всего года ловили рыбу тралами, которые были оборудованы утяжелен ными клячевками, применяя облегченные клячевки стандартные только на особо тяжелых грунтах. В-третьих, моряки «Молодечно» очень рационально использовали мощность главной машины применитель но к грунтовым условиям и степени загрузки нижней подборы и клячевок. В-четвертых, промысловики старались надежно за щитить траловый мешок шкурами, предохранить его от протирания ,а это способствовало сохранению улова, увеличению продолжительности траления. В-пятых, на «Молодечно» оперативно решались все вопросы промыслового судовождения и наиболее эффек тивного использования рыбопоисковой аппаратуры. К этому следует добавить и отличное обслуживание меха низмов членами машинной команды, что всегда обеспе- г чивало бесперебойную работу всей судовой техники от начала и до конца промысла. Однако, говоря об организации работы, обеспечившей наш успех, нельзя умолчать и еще об одном немало важном факторе — это о слаженности всех звеньев кол лектива, о том, что каждый моряк был проникнут еди ным стремлением выловить как можно больше рыбы. А вера в свои силы, в свой успех имеет немаловажное значение! И мне думается, что я ничуть не погрешу против истины, если скажу: тот опыт хорош , который приносит победу С этим выводом, по всей вероятности, согласится каждый. Теперь, как никогда, назрела необходимость как можно шире использовать каждую крупицу передо вого опыта, все лучшее в работе каждого экипажа. Разве можно терпеть дальше такое, чтобы коллекти вы работали ниже своих возможностей? Надо решительно изживать из практики необоснован ную неравномерность промысловой работы экипажей су дов, ведущих промысел в одних и тех же условиях. Тем капитанам, которые имеют мало опыта, необходимо чаще обращаться за советом к другим судоводителям, де ла у которых идут хорошо. Получив своевременно кон кретный совет, руководитель отстающего коллектива сможет быстро, оперативно перестроить свою работу, выйти из пролова, даже не переходя в другой район промысла. А что случается порой у нас даже с опытными капи танами? Потерпев временную веудачу, они, очевидно, стесняются спросить дружеского совета у соседа. Но, как говорится, на грех мастера нет. Поэтому и ветера нам флота не стоит «бояться потерять свой авторитет», скрывать промахи, если они бывают. Приведу конкретный пример. В декабре прошлого года экипаж траулера «Могилев», находясь на промысле у Гусиной банки, долгое время не мог приспособиться к легким грунтовым условиям этого района. Хотя судно было «на рыбе», морякам ни как не удавалось поднять на борт хорошего улова. И объяснялось это одним — неправильным вооружени ем: тралы были с облегченными подборами и облегчен ными клячевками. А ведь коллектив на «Могилеве» из вестен, как один из передовых на флоте, инициатор но вого метода — скоростного траления. Наконец, капитан II. М. Котов решился: вызвав нас по радио, Николай Михайлович попросил рассказать ему, какую оснастку имеют орудия лова на «Молодеч но». _ Этот краткий разговор между нами решил многое. Буквально за одну ночь промысловики «Могилева» пе рестроили свою работу, и в утренней сводке у них уже значились двухтонные подъемы. До совета моряки под- яимали на борт от 500 килограммов до тонны. В после дующие дни, окончательно наладив орудия лова, про мысловики «Могилева» добились даже 6 -тонных подъ емов. Тралы стали работать отлично! А если бы капитан Н. М. Котов обратился за советом раньше! Тем более, что в том районе успешно работали многае экипажи, и любой капитан охотно поделился бы своим опытом. Ведь наверняка в этом случае траулер «Могилев» пришел бы в порт с полным грузом рыбы! И подобных примеров можно привести немало. Чувство товарищеской взаимовыручки всегда долж- во неизменно поддерживать нас в повседневной нашей работе. Только тогда нам будет сопутствовать успех. И в этом же — залог общей нашей победы. В статье Н. М. Котова говорится о режиме траления, о том, как надо регулировать скорость судна в зависи мости от глубины хода трала. Думаю, что небезынтересно будет морякам знать н ваш опыт промысловой работы, тем более, что у вас есть кое-что новое. • * • Всегда учитывать условия Судоводители «Молодечно» очень хорошо себе уясни ли и взяли за правило, что, при определенных грунто вых условиях и определенной степени загрузки нижней подборы и клячевок, есть определенный предел мини мальной и максимальной скорости траления, и эти пре делы мы стараемся не переступать, в противном случае это ведет к пролову. Конечно, мы тоже стремимся до конца использовать возможности нового метода траления — на повышенной скорости. Однако здесь необходим точный расчет. Ведь чрезмерное для данных грунтовых условий повышение скорости траления может привести к тому, что ниж няя подбора и клячевка вместе с кабелями могут отор ваться от грунта, а этого допускать ни в коем случае нельзя. Вот почему, загружая нижнюю подбору и клячевки, наши мастера по добыче всякий раз делают это с уче том грунтовых условий того района, где приходится ве сти промысел. При работе на тяжелых грунтах с наличием губки, камней, вязкого ила мы делаем подборы облегченными. Они состоят в этом случае из пяти 500-миллиметровых бобинцев, на каждый из которых подвешено по 23 кило грамма груза. А на крыловых грунтропах — по семь 400-миллиметровых бобинцев с грузом по 12 килограм мов на каждый бобинец. При этих условиях скорость судна во время траления выдерживаем на полных обо ротах главной машины. При работе на средних грунтах (илистый песок, как в Северо-Центральном районе) подбора состоит из 21-го 400-миллиметрового бобинца, на каждом из которых — по 12 килограммов груза. Кабели в этом случае -=* удлиненные, клячевки — утяжеленные. Клячевки оборудованы так: сначала на шток поме щается 8 -килограммовая чушка, а затем — 500-мил- л'иметровый бобинец. Подобная загрузка нижней подборы и клячевок позво ляет выдерживать скорость при тралении в пределах по вышенной. При работе на легких, илисто-песчаных грунтах, ко торые бывают обильно покрыты морской травой (как в районе западного склона Гусиной банки) — подбора та же. Но на ней крепим в данном случае дополнительные грузы как по центру, так и по конусам. На клячевках размещаем также дополнительный груз (в виде кусков цепи), в пределах до 15 килограммов на каждую. Ско рость траления при этом выдерживаем нормальную, т. е. 3— 3,2 узла. Относительно работы тралом с удлиненными кабеля ми существуют различные мнения, порой противоречи вые. Удлинение кабелей создает большее горизонтальное раскрытие трала. До некоторой степени меняется, види мо, и параметр вертикального раскрытия. Казалось бы, по теоретическим расчетам эти изменения должны от рицательно сказываться на уловистости трала. Ведь, по утверждению сотрудников экспериментальной группы ПИНРО, наилучшие параметры для раскрытия трала со здают 60-метровые кабели. Однако на самом деле этого не бывает. Подтвержде нием тому — работа передовых экипажей тралами с удлиненными кабелями. Все эта частичные изменения в конфигурации трала во много раз компенсируются увеличением уловистости трала за счет дополнительной активно облавливаемой площади, которая образуется с удлинением кабелей. Кроме того, такой кабель под собственной тяжестью лучше прилегает к грунту. А в результате трения кабе ля о грунт создается шорох, и это, по всей вероятности, отпугивает рыбу; шорох служит некоторой преградой, мешающей рыбе уйти из облавливаемой площади. А от сюда — и большая вероятность попадания рыбы в трал. Теперь о преимуществах утяжеленных клячевок. По ложительным здесь является то, что при работе на сред них грунтах можно применять эффективный метод ско ростного траления. При этом такая клячевка исключает вероятность отрыва от грунта и крыловых грунтропов, и кабелей. О работе на задевистых грунтах А вот обратная сторона медали. Утяжеленная кля чевка имеет и некоторые недостатки, а именно: при ра боте на грунтах с жидким илом возникает большая ве роятность попасть на задев, чем с облегченными (стан дартными) клячевками. В связи с этим я считаю своим долгом поделиться опытом работы, рассказав о том, как судоводители «Мо лодечно» удачно решили нелегкую проблему снятия трала с любого задева. Мы используем для этого два способа. Первый из них аналогичен способу снятия судна с якоря и заключается в следующем: После отдачи ваеров со стопора мы подбираем носо вой ваер и одновременно выводим судно средним хо дом, при положении руля «на борту»,- в сторону рабо чего борта — на место задева. Как только иосовой ваер начнёт принимать верти- ‘ кальное положение, будет «подходить к линии, близкой к отвесной, движение судна вперед прекращается. Выбор ка носового ваера производится до тех пор, пока за бор том не останется его менее одной глубины. После этого приступаем к быстрой выборке КОРМОЕО- го ваера, с тем расчетом, чтобы не дрейфовать в сторо ну от задева. Подобрав кормовой ваер столько, сколько и носового, мы начинаем поднимать трал, как это делается обычно. Такой способ снятия трала у нас применяется всегда, когда не представляется возможности выйти на задев 6 помощью дрейфа. Другой способ применяется исключительно в том случае, если задев произошел на илистом грунте. В этом судоводитель должен быть уверен точно! Таких задевов в течение двух рейсов в районе Гуел- ной банки и Северо-Центральном районе, на глубинах в 240— 280 метров мы имели 8 . При каждом из этих задевов судно, идя с тралом, самопроизвольно останавли-. валось. В этих случаях ваера со стопора мы не отдавали, а делали крутой поворот на 50— 70 градусов, одновре менно увеличивая до максимальной скорость хода. После этого, стараясь удержать судно на одном рум бе, мы приводили трал в нормальное рабочее состояние. Затем траление продолжалось. При очередном подъеме трала на борт судна никаких порывов и деформаций в нем ке обнаруживалось. И только в одном случае — из восьми — применение этого способа снятия с задеЕа не помогло нам: трал был порван и потребовался большой ремонт его. Очевид но, на илистом задеве имелось еще какое-нибудь допол нительное препятствие. При работе с тралом в тех районах, где имеются от дельно лежащие скалы (высотой порядка 20— 30 мет ров), нами отработан способ обхода препятствия. Делается это так: идя с тралом, мы включаем эхо лот «лодара» или самописец и как только на эхограм- ме начнет вырисовываться острая пика скалы, пере кладываем руль «на борт», в сторону рабочего борта, и на максимальном ходу делаем поворот на 90 градусов. Затем, удерживая судно на одном румбе, приводим трал в нормальное рабочее состояние, после чего ло жимся на нужный курс и приступаем к дальнейшему тралению. Об оснастке вытяжных концов Нашими мастерами по добыче рыбы очень хорошо разрешен также Еопрос оснастки вытяжных концов. Пока мы оборудовали трал согласно существующей схеме, при работе на тяжелых грунтах у нас всегда во зникала большая необходимость в создании значительно го запаса вытяжных концов, так как за рейс их прихо дилось расходовать до 20 штук, ввиду износа нижнего конца в месте соединения с груктролом. Кроме того, бы вали нередки случаи отдачи чекелей, крепящих еытяж- вые концы к грунтропам. Вследствие этого процесс подъема трала намного увеличивался. Мастером по добыче рыбы Чеславом Ваелавовичем Подорским был предложен оригинальный способ обору дования вытяжных концов, не требующий больших за трат на переоборудование. Этот метод заключается в следующем: Каждый вытяжной конец крепится к грунтропам без применения вертлюга. На нем размещается 10 резино вых прокладок (стандартных). Затем верхняя часть вы тяжного конца протаскивается через пропускное коль цо на хатлайне. Крепление вытяжного конца на клячев- ке производится согласно существующей схеме. Резиновые прокладки на вытяжных концах обеспечи вают хорошее натяжение хатлайна при подъеме нижней подборы на борт, вследствие этого исключаются слу чаи, когда верхняя подбора оставалась за бортом. Если крепление вытяжных концов к клячевкам сде лано с помощью лапки с пряжкой, то в огоне на верх нем конце вытяжного крепится чекиль или кольцо, ко торое предохраняет от выпадения вытяжного конца из пропускного кольца на хатлайне (в случае обрьіЕа гу- жика пряжки) и тем самым исключается возможность потери резиновых прокладок на вытяжном конце. Такое оборудование вытяжных концов гарантирует и сохранность от подтирания их о грунт, а также дает возможность полностью избежать произвольной отдачи чекелей, крепящих концы к грунтропам. В результате этого несложного переоборудования до стигается экономия троса, намного сокращаются и не производительные простои, которые могли быть в про цессе подъема и спуска трала. Здесь снова уместно будет привести, в подтвержде ние преимуществ нашего метода оснастки орудий лова и снятия с задева, статистические данные. Экипаж тра улера «Молодечно» в течение минувшего года сэконо мил лромвооружения и сетематериалов на сумму в 23 тысячи рублей. Конечно, здесь нельзя забывать и о людях, их доб росовестном отношении к содержанию орудий лова. Этому успеху коллектив во многом обязан старшему ма стеру по добыче рыбы Алексею Ивановичу Шараю и его помощникам. ...В этом году экипаж траулера «Молодечно» под командованием молодого капитана Владимира Иванови ча Никитина, используя накопленный практический опыт и действуя в содружестве с другими коллектива- т , успешно продолжает промысел. На счету команды уже более 4 тысяч центнеров рыбы в полуфабрикате. И. КУЗЬМИН, напитан. И і м ё т і і т и і і і і і і к і н і і п н н н і і і в і і і і і і н і і в с я «РЫБНЫЙ МУРМАН» I € апреля 1963 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz