Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.
Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 14 (364) 31 января 1957 г. У г Почему погиб океанский сейнер • В октябре 1955 года в одном из + рыбопромысловых бассейнов в от - Инже R САЛТ0ВСКДД грузовую стрелу. Однако ахтершш и междудонные цистерны были пу- крытом маре потерпел аварию ........ . тт стые> стрела (находилась в подня- s гтггтп „ р п оапчч напитан дальнего плавания Н. том рабочем положении, а сети и океанскии сейнер г а и «СО-ЗОО». СКОРНЯКОВ (Мннрыбяром вожаЕ-трос весом околі 4 т ™ра Следуя полным ходом, он дважды СССР), резко накренился на левый борт после поворота на курс 150—160°, затем перевернулся вверх килем и затонул. Авария произошла не- несмотря на то, что судно находи лось в хорошем техническом со стоянии. Ясно, что судно перевер нулось вследствие потери остой чивости. Анализ ряда аварий судов, про исшедших из-за потери остойчи вости, свидетельствует о том, что судоводители порой не заботятся о сохранении судном остойчиво сти, пренебрегают этим важней шим требованием безопасности мо реплавания. Поэтому случай гибе ли сейнера типа «СО-ЗОО» являет- ся весьма поучительным, а разбор этой аварии может принести опре деленною пользу нашим судово дителям. Напомним, прежде всего, неко торые положения из теории кораб ля. Остойчивостью называется способность судна, выведенного под влиянием внешних сил из по ложения равновесия, возвращать ся к нему вновь после прекраще ния действия этих сил. Каждое судно при фиксированном состоя нии нагрузки может выдерживать определенный кренящий момент. Если же к судну приложить боль шой момент, то оно опрокинеіся. Момент, который вызывает опро кидывание судна, называется кри тическим или опрокидывающим, и обозначается Мопр. Момент от внешних сил (давление ветра, удар волн, перемещение груза и т. д.) называется моментом креня щим и обозначается Мкр. Для сохранения судном остой чивости необходимо, чтобы во всех случаях эксплуатационной загруз ки судна кренящий момент не превышал момента, опрокидываю щего, т. е. чтобы отношение вели-- чин Мкр и Мопр было меньше или равно единице. Следователь но, чтобы обеспечить остойчивость судна, нужно стремиться, с одной стороны, к уменьшению креняще го момента, а с другой, — к уве личению опрокидывающего (кри тического) момента. Уменьшение кренящего момен та (от давления ветра и от удара волн) во многом зависит от искус ства судоводителя. Капитан дол жен решать ѳадачу уменьшений кренящего момента, исходя из фактической обстановки, в кото рой находится судно: состояние погоды, размера и направления волны, загрузки судна, скорости хода. Величина критического опроки дывающего момента зависит от характера загрузки судна и фор мы его подводной части. Следует помнить, что одно и то же судно, остойчивое при одних условиях загрузки, может быть не остойчивым при других услови ях. В связи с этим каждое судно снабжается информацией об ос тойчивости, в которой указывается характер распределения грузов и запасов для всех возможных в эксплуатации случаев, при кото рых судно сохраняет свою остой чивость. Выполнение требований инст рукций об остойчивости является для капитана судна обязатель ным: нарушение ее может приве сти к опрокидыванию судна. Таковы вкратце те основные по ложения, которые необходимо на помнить для лучшего уяснения причин гибели океанского сейнера. Что же произошло с сейнером? Выйдя из порта в свежую штор мовую погоду (ветер и волнение были 7—8 баллов), сейнер имел для данного состояния загрузки судна следовало перед выходом в море заполнить балластом ахтер- пик и междудонные цистерны, по грузить в трюм сети и вожаковый канат, по-походному закрепить хра нились на палубе, причем были расположены по левому борту. В носовых топливных цистернах находилось некоторое количество топлива. В таблице приведены величи ны, характеризующие состояние загрузки и остойчивость сейнера, а на рисунке дана диаграмма его статистической остойчивости. ----------- 1------ Загрузка по инструк ции Загрузка при выходе в рейс Водоизмещение, m Центр тяжести от основной, м Начальная метацѳнтрическая высота Кренящий момент от ветра по нормам Регистра СССР для судов I категории, щм Критический, опрокидывающий момент Мопр, m Отношение ( - ^ ) 167,2 2,35 0,73 32,0 38,5 0,83 160,5 2,46 0,62 33,8 27 1,25 Рассматривая диаграмму стати стической остойчивости для состоя ния нагрузки по инструкции и действительной, имевшей место при выходе судна в рейс, видим, что остойчивость судна вследствие неправильной загрузки ухудши лась и, следовательно, величина критического опрокидывающего момента уменьшилась. Если оценить кренящий момент от силы ветра в описываемых ус ловиях по нормам Регистра для неограниченного района плавания, то отношение кренящего момента ( Мки \ lionp"/ бы‘ --------------£)------------------------------ ло равно около 1,25. В условиях же загрузки по информации об ос тойчивости отношение рав но 0,83. Таким образом, уже выходя из порта, судно находилось перед угрозой опрокидывания в случае попадания в штормовые ус ловия. По мере расходования топлива крен судна на левый борт увели чивался вследствие переливания топлива в сторону первоначально го крена, что также вызвало уменьшение остойчивости. Т IS" 30 Диаграмма статистической остойчивости: оплошная линия — кривая статистической остойчивости при загрузке сейнера по ин струкции; пунктирная линия — кривая статистической остойчиво сти при загрузке, фактически имевшей место. крен на левый борт около 5° и дифферент на нос около 0,28 м. Они образовались потому, что ка питан нарушил инструкцию об остойчивости, согласно которой Статья перепечатана из журнала «Морской флот» № 9, сентябрь 1956 г. Положение ухудшалось еще не опытностью капитана. По свиде тельству одного из членов коман ды сейнера, в момент, шредшест- вовавший опрокидыванию, судно, зарываясь носом (чему способство вал дифферент на нос), шло пол ным ходом на курсе 150—160° по направлению волн со скоростью, близкой к скорости перемещения волн. При этом наблюдалось ого ление кормовой оконечности судна. При таком положении судна от носительно волны уменьшался мо мент инерции действующей ватер линии, а, следовательно, уменьша лась величина критического опро кидывающего момента. В этом случае отношение могло достиг нуть 1,4—1,5. Угроза опрокидывания судна возрастала. Следует отметить, что после первого поворота на курс 150— 160° сейнер сильно накренился на левый борт, касаясь обносом мос тика уровня воды, но затем при перекладке руля выпрямился. Сейнер находился в критиче ском положении, и капитану сле довало немедленно принять меры к обеспечению безопасности. Необ ходимо было изменить курс и ско рость, чтобы вывести судно из не выгодного положения относитель но волны. В крайнем случае мож но было сбросить палубный груз, чтобы ликвидировать первоначаль ный крен и понизить центр тяже сти судна. Однако мер принято не было. Более того, капитан вторично, не меняя скорости, повернул на опас ный курс 150—160°, чем способ ствовал созданию условий опро кидывания. Через 20 мин. после поворота сейнер второй раз накренился на левый борт и опрокинулся вверх килем. Так неправильная загрузка суд на и нарушение требований мор ской практики привели к гибели судна, * * * Описанный выше случай с тя желыми последствиями еще раз показывает, как важно, чтобы су доводители овладевали приемами хорошей морской практики, со всей серьезностью и тщатель ностью изучали мореходные каче ства своего судна, строго соблю дали инструкцию об остойчивости, правильно размещали грузы на судне. *) Главные ,размерения сейнера: длина максимальная = 28,8 м, длина между перпендикулярами = 25,8 м, ширина = 6,2 м. высота борта = 3,0 м. ________________ £ ---------------------------- В странах народной демократии Китайская Народная Республика. На реке Хуанхэ начаты подготовительные работы к сооружению одного из крупнейших в стране гидроузлов. Он будет построен в районе ущелья Сань- мынься. Высота плотины ГЭС составит 120 метров, площадь водохранилища будет равна 3500 квадратным километрам. Гидроэлектростанция даст стране до 6 миллиардов киловатт- часов электроэнергии в год. На снимке: подвесной стальной мост длиною 200 метров в ущелье Саньмынься. Фото Су Пин. ѣ Агентство Синьхуа ш .« .•/.у А Ѵ ///Ѵ .Ѵ V / a J Ш- Ѵ Х \ \ \ . ш > w lv ( viv.'v' ш §§ ШШ: ЯШ і Ш: Хунедоара по праву считается городом металла. Это — крупнейший центр черной металлургии в Румынской. Народ ной Республике. В прошлом году на металлургическом комби нате имени Г . Георгиу-Деж закончилось строительство 7-й — самой большой в стране доменной печи и коксо-химического завода. На снимке: на территории комбината черной металлургии имени Г. Георгиу-Деж в Хунедоаре. Фото Аджерпресс. Ш і t i Шк В т у. '. у. ; I I щ 1Х'-'Х* Ш І і тш&ш ё\4Ш > РШШ ШШЩШ !Х\*Х\ т ш т х-х-х;: xttx нЯВн В Демократической Республике Вьетнам успешно развер тывается кампания по ликвидации неграмотности. Только за прошедший год научились читать и писать свыше 700 тысяч человек. На снимке: у доски 79-летний крестьянин Пхан Тханх Ми. Фото Вьетнамского информационного агентства. Лекции для портовиков Многолюдно было 29 января в ка- ют-чмишании буксирного парохода. «Быстрый». Сюда в обеденный пере рыв собрались матросы, кочегары, штурманы и другие члены экипажа, чтобы послушать лекцию о между народном положении. Лектор ЦК ВЛКСМ тов. Аперьян рассказал портовикам о событиях в Венгрии, на Ближнем и Среднем Во стоке, о выборах в польский сейм, подробно остановился на. совместной Советско-Китайской Декларации и ее значении для укрепления мира и дружбы между великими на/родами. Портовики задали лектору много вопросов. Такие же лекции были прочита ны в механических мастерских, ав тобазе и других цехах и службах порта. И. о. редактора В. М. МОИЖЕС. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярной правды». Зак. 437. Тир. 3.500 ПН 00538 3-96, \ %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz