Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.

Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 14 (364) 31 января 1957 г. У г Почему погиб океанский сейнер • В октябре 1955 года в одном из + рыбопромысловых бассейнов в от - Инже R САЛТ0ВСКДД грузовую стрелу. Однако ахтершш и междудонные цистерны были пу- крытом маре потерпел аварию ........ . тт стые> стрела (находилась в подня- s гтггтп „ р п оапчч напитан дальнего плавания Н. том рабочем положении, а сети и океанскии сейнер г а и «СО-ЗОО». СКОРНЯКОВ (Мннрыбяром вожаЕ-трос весом околі 4 т ™ра Следуя полным ходом, он дважды СССР), резко накренился на левый борт после поворота на курс 150—160°, затем перевернулся вверх килем и затонул. Авария произошла не- несмотря на то, что судно находи­ лось в хорошем техническом со­ стоянии. Ясно, что судно перевер­ нулось вследствие потери остой­ чивости. Анализ ряда аварий судов, про­ исшедших из-за потери остойчи­ вости, свидетельствует о том, что судоводители порой не заботятся о сохранении судном остойчиво­ сти, пренебрегают этим важней­ шим требованием безопасности мо­ реплавания. Поэтому случай гибе­ ли сейнера типа «СО-ЗОО» являет- ся весьма поучительным, а разбор этой аварии может принести опре­ деленною пользу нашим судово­ дителям. Напомним, прежде всего, неко­ торые положения из теории кораб­ ля. Остойчивостью называется способность судна, выведенного под влиянием внешних сил из по­ ложения равновесия, возвращать­ ся к нему вновь после прекраще­ ния действия этих сил. Каждое судно при фиксированном состоя­ нии нагрузки может выдерживать определенный кренящий момент. Если же к судну приложить боль­ шой момент, то оно опрокинеіся. Момент, который вызывает опро­ кидывание судна, называется кри­ тическим или опрокидывающим, и обозначается Мопр. Момент от внешних сил (давление ветра, удар волн, перемещение груза и т. д.) называется моментом креня­ щим и обозначается Мкр. Для сохранения судном остой­ чивости необходимо, чтобы во всех случаях эксплуатационной загруз­ ки судна кренящий момент не превышал момента, опрокидываю­ щего, т. е. чтобы отношение вели-- чин Мкр и Мопр было меньше или равно единице. Следователь­ но, чтобы обеспечить остойчивость судна, нужно стремиться, с одной стороны, к уменьшению креняще­ го момента, а с другой, — к уве­ личению опрокидывающего (кри­ тического) момента. Уменьшение кренящего момен­ та (от давления ветра и от удара волн) во многом зависит от искус­ ства судоводителя. Капитан дол­ жен решать ѳадачу уменьшений кренящего момента, исходя из фактической обстановки, в кото­ рой находится судно: состояние погоды, размера и направления волны, загрузки судна, скорости хода. Величина критического опроки­ дывающего момента зависит от характера загрузки судна и фор­ мы его подводной части. Следует помнить, что одно и то же судно, остойчивое при одних условиях загрузки, может быть не остойчивым при других услови­ ях. В связи с этим каждое судно снабжается информацией об ос­ тойчивости, в которой указывается характер распределения грузов и запасов для всех возможных в эксплуатации случаев, при кото­ рых судно сохраняет свою остой­ чивость. Выполнение требований инст­ рукций об остойчивости является для капитана судна обязатель­ ным: нарушение ее может приве­ сти к опрокидыванию судна. Таковы вкратце те основные по­ ложения, которые необходимо на­ помнить для лучшего уяснения причин гибели океанского сейнера. Что же произошло с сейнером? Выйдя из порта в свежую штор­ мовую погоду (ветер и волнение были 7—8 баллов), сейнер имел для данного состояния загрузки судна следовало перед выходом в море заполнить балластом ахтер- пик и междудонные цистерны, по­ грузить в трюм сети и вожаковый канат, по-походному закрепить хра­ нились на палубе, причем были расположены по левому борту. В носовых топливных цистернах находилось некоторое количество топлива. В таблице приведены величи­ ны, характеризующие состояние загрузки и остойчивость сейнера, а на рисунке дана диаграмма его статистической остойчивости. ----------- 1------ Загрузка по инструк­ ции Загрузка при выходе в рейс Водоизмещение, m Центр тяжести от основной, м Начальная метацѳнтрическая высота Кренящий момент от ветра по нормам Регистра СССР для судов I категории, щм Критический, опрокидывающий момент Мопр, m Отношение ( - ^ ) 167,2 2,35 0,73 32,0 38,5 0,83 160,5 2,46 0,62 33,8 27 1,25 Рассматривая диаграмму стати­ стической остойчивости для состоя­ ния нагрузки по инструкции и действительной, имевшей место при выходе судна в рейс, видим, что остойчивость судна вследствие неправильной загрузки ухудши­ лась и, следовательно, величина критического опрокидывающего момента уменьшилась. Если оценить кренящий момент от силы ветра в описываемых ус­ ловиях по нормам Регистра для неограниченного района плавания, то отношение кренящего момента ( Мки \ lionp"/ бы‘ --------------£)------------------------------ ло равно около 1,25. В условиях же загрузки по информации об ос­ тойчивости отношение рав­ но 0,83. Таким образом, уже выходя из порта, судно находилось перед угрозой опрокидывания в случае попадания в штормовые ус­ ловия. По мере расходования топлива крен судна на левый борт увели­ чивался вследствие переливания топлива в сторону первоначально­ го крена, что также вызвало уменьшение остойчивости. Т IS" 30 Диаграмма статистической остойчивости: оплошная линия — кривая статистической остойчивости при загрузке сейнера по ин­ струкции; пунктирная линия — кривая статистической остойчиво­ сти при загрузке, фактически имевшей место. крен на левый борт около 5° и дифферент на нос около 0,28 м. Они образовались потому, что ка­ питан нарушил инструкцию об остойчивости, согласно которой Статья перепечатана из журнала «Морской флот» № 9, сентябрь 1956 г. Положение ухудшалось еще не­ опытностью капитана. По свиде­ тельству одного из членов коман­ ды сейнера, в момент, шредшест- вовавший опрокидыванию, судно, зарываясь носом (чему способство­ вал дифферент на нос), шло пол­ ным ходом на курсе 150—160° по направлению волн со скоростью, близкой к скорости перемещения волн. При этом наблюдалось ого­ ление кормовой оконечности судна. При таком положении судна от­ носительно волны уменьшался мо­ мент инерции действующей ватер­ линии, а, следовательно, уменьша­ лась величина критического опро­ кидывающего момента. В этом случае отношение могло достиг­ нуть 1,4—1,5. Угроза опрокидывания судна возрастала. Следует отметить, что после первого поворота на курс 150— 160° сейнер сильно накренился на левый борт, касаясь обносом мос­ тика уровня воды, но затем при перекладке руля выпрямился. Сейнер находился в критиче­ ском положении, и капитану сле­ довало немедленно принять меры к обеспечению безопасности. Необ­ ходимо было изменить курс и ско­ рость, чтобы вывести судно из не­ выгодного положения относитель­ но волны. В крайнем случае мож­ но было сбросить палубный груз, чтобы ликвидировать первоначаль­ ный крен и понизить центр тяже­ сти судна. Однако мер принято не было. Более того, капитан вторично, не меняя скорости, повернул на опас­ ный курс 150—160°, чем способ­ ствовал созданию условий опро­ кидывания. Через 20 мин. после поворота сейнер второй раз накренился на левый борт и опрокинулся вверх килем. Так неправильная загрузка суд­ на и нарушение требований мор­ ской практики привели к гибели судна, * * * Описанный выше случай с тя­ желыми последствиями еще раз показывает, как важно, чтобы су­ доводители овладевали приемами хорошей морской практики, со всей серьезностью и тщатель­ ностью изучали мореходные каче­ ства своего судна, строго соблю­ дали инструкцию об остойчивости, правильно размещали грузы на судне. *) Главные ,размерения сейнера: длина максимальная = 28,8 м, длина между перпендикулярами = 25,8 м, ширина = 6,2 м. высота борта = 3,0 м. ________________ £ ---------------------------- В странах народной демократии Китайская Народная Республика. На реке Хуанхэ начаты подготовительные работы к сооружению одного из крупнейших в стране гидроузлов. Он будет построен в районе ущелья Сань- мынься. Высота плотины ГЭС составит 120 метров, площадь водохранилища будет равна 3500 квадратным километрам. Гидроэлектростанция даст стране до 6 миллиардов киловатт- часов электроэнергии в год. На снимке: подвесной стальной мост длиною 200 метров в ущелье Саньмынься. Фото Су Пин. ѣ Агентство Синьхуа ш .« .•/.у А Ѵ ///Ѵ .Ѵ V / a J Ш- Ѵ Х \ \ \ . ш > w lv ( viv.'v' ш §§ ШШ: ЯШ і Ш: Хунедоара по праву считается городом металла. Это — крупнейший центр черной металлургии в Румынской. Народ­ ной Республике. В прошлом году на металлургическом комби­ нате имени Г . Георгиу-Деж закончилось строительство 7-й — самой большой в стране доменной печи и коксо-химического завода. На снимке: на территории комбината черной металлургии имени Г. Георгиу-Деж в Хунедоаре. Фото Аджерпресс. Ш і t i Шк В т у. '. у. ; I I щ 1Х'-'Х* Ш І і тш&ш ё\4Ш > РШШ ШШЩШ !Х\*Х\ т ш т х-х-х;: xttx нЯВн В Демократической Республике Вьетнам успешно развер­ тывается кампания по ликвидации неграмотности. Только за прошедший год научились читать и писать свыше 700 тысяч человек. На снимке: у доски 79-летний крестьянин Пхан Тханх Ми. Фото Вьетнамского информационного агентства. Лекции для портовиков Многолюдно было 29 января в ка- ют-чмишании буксирного парохода. «Быстрый». Сюда в обеденный пере­ рыв собрались матросы, кочегары, штурманы и другие члены экипажа, чтобы послушать лекцию о между­ народном положении. Лектор ЦК ВЛКСМ тов. Аперьян рассказал портовикам о событиях в Венгрии, на Ближнем и Среднем Во­ стоке, о выборах в польский сейм, подробно остановился на. совместной Советско-Китайской Декларации и ее значении для укрепления мира и дружбы между великими на/родами. Портовики задали лектору много вопросов. Такие же лекции были прочита­ ны в механических мастерских, ав­ тобазе и других цехах и службах порта. И. о. редактора В. М. МОИЖЕС. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярной правды». Зак. 437. Тир. 3.500 ПН 00538 3-96, \ %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz