Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.

I Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Новое на предприятиях рыбной промышленности Сететрясная машина: Механиком управ- ления сельдяного ло­ ва Министерства рыбной промышлен­ ности Литовской ССР Я. А. Петро­ вым и конструкто­ ром Ленинградского эксперимен і ального механического заво­ да ВНИРО А. А. Карасиком разрабо­ тана новая машина для вытряхивания рыбы из дрифтер­ ных сетей, предназ­ наченная для приме­ нения'ее на различ­ ных рыбопромысло­ вых судах, произво­ дящих дрифтерный лов рыбы. Машина монти­ руется на грузовой стреле носовой мач­ ты. Основным рабо­ чим органом новой машины * является механизм, обеспе­ чивающий непре­ рывное перемещение сети при одновре­ менном стопроцент­ ном вытряхивании рыбы из сети без пе­ реворачивания по­ следней. Новая машина от­ личается простотой изготовления, удоб­ на и надежна в экс­ плуатации. Первый образец машины, из­ готовленный Клай­ педским судоремонт­ ным заводом, про­ шел в навигацию 19о6 года испыта­ ние на среднем ры­ боловном траулере в Атлантике, машина хорошо зарекомендо­ вала себя и показа­ ла высокую эффек­ тивность в работе. Новая сететряс­ ная машина принята к внедрению на ры­ бопромысловых су­ дах страны. Внедрение сете- трясной машины но­ вого образца позво­ лит полностью меха­ низировать весьма трудоемкий процесс выпутывания и в с ­ тряхивания рыбы из сетей, высвободить на 80 процентов со­ став рыболовецкой бригады и в комп­ лексе с сетевыбороч­ ным устройством, при меньшем коли­ честве людей, в три раза повысить про­ изводительность тру­ да, а также значи­ тельно увеличить оборачивав м о с т ь промысловых судов. Для разделки рыбы Среди представ­ ленных в 1956 году на Всесоюзной про­ мышленной выставке образцов машин на стенде павильона «Рыбная промыш­ ленность» была но­ вая модель модерни­ зированной машины для разделки рыбы, усовершенствованная работниками Влади­ востокского отделе­ ния Гипрорыбпрома и изготовленная ме­ стным механическим заводом. В основу новой рыборезки положе­ на широко извест­ ная «а Дальнем Во­ стоке камоалорез1 ка. Эта машина мо­ дернизирована и усо- ье^шенстьиліайй пу­ тем установки; на, ней специальных ме­ ханизмов для вскры­ тия брюшной поло­ сти рыбы, отрезания головы, СШІННЫХ, хвостовых и • аналь­ ных плавников, а также установки на ней соответствую­ щих кожухов, огра­ ждающих ножи. В результате этих усо­ вершенствований ма­ шина стала универ­ сальной, позволяю­ щей обрабатывать рыбу различных по­ род и размеров как для посола, так и для консервов. Новая рыборазде­ лочная машина со­ стоит из тумбы — чугунной или дюр­ алюминиевой, раЗДе- ЛОЧНиИ ГОЛОБпИ с электродвигателем, рабочего вала с дву­ мя дисковыми ножа­ ми, заключенными в кожух, и приспособ­ ления для вскрытия брюшной полости. Производитель­ ность новой машины — 30 штук рыб в минуту. Машина имеет два рабочих места. Применение машины позволяет высвободить 6—7 рабочих. Вес маши­ ны — 200 килограм­ мов. Производство пищевого белка Одновременно с добычей ценных по­ род рыбы тружени­ ки моря вылавлива­ ют большое количе­ ство так называемой непромысловой ры­ бы, как, например, сайра, ерш, минтай, пертуй, мойва и дру­ гие, которая до сих пор не использова­ лась и выбрасыва­ лась. Удельный вес этих видов рыб в об­ щей добыче достига­ ет 15—25 процен­ тов. В масштабе всей страны это составля­ ет десятки тысяч тонн полезного сырья, необходимого для получения до­ полнительной пище­ вой и технической продукции! На « передовых предприятиях рыб- 8 ой промышленности ^раны — Калинин­ градской и Путятин- ском (Приморский край) рыбокомбина­ тах уже несколько лет с большим успе­ хом перерабатывает­ ся так называемая непромысловая рыба на пищевой рыбный белок. Процесс перера­ ботки этой рыбы зак­ лючается в выделе­ нии химическим пу­ тем мышечных бел­ ков, полного осво­ бождения их от сое- динительно-тканных белков, жиров и аро­ матических веществ, и сушки их в валь­ цевой или распыли­ тельной сушилке. Получаемый таким образом пищевой рыбный белок пред­ ставляет собой тон­ кий порошок белого цвета, лишенный рыбного запаха и посторонних привку­ сов. Выход белка со­ ставляет 15 процен­ тов от веса сырья. Благодаря хорошей растворимости в во­ де, способности не свертываться при ки­ пячении, а также об­ разованию высокой и стойкой пены, пи­ щевой рыбный белок является прекрас­ ным заменителем яичного 4 куриного белка в кондитер­ ской промышлен­ ности и кулинарии, а также незаменимым кормом^ для живот­ ных и птиц. Помимо получения пищевого рыбного белка непромысло­ вая рыба успешно используется и на выработку так назы­ ваемого осажденного белка, который нахо­ дит все большее при­ менение в текстиль­ ной промышлен­ ности. И это вполне понятно. Добавление осажденного рыбного белка к вискозному полуфабрикату до 30 процентов дает боль­ шую экономию нату­ ральной шерсти, а полученная искус­ ственная ткань по качеству почти не уступает камволь­ ным шерстяным тка­ ням. Первыми в стране производство осаж­ денного белка освои­ ли рыбокомбинаты «Славянка» (При­ морский край) и Ан­ тоново (о. Сахалин). (Соб. инф.) Просьбы остаются без внимания Ставропольский газ пришел в столицу Іѵ Х ѵ іѵ л ѵ ! v .w .v .v v v v X v /X v a ; ѵ іѵ іч ч ѵ Х ѵ • Х ѵ/М ѵУ ѵ У 'Й ѵ Х ѵ Х * шшфй ЩИ • X 'X yM yX vX | л ѵ !ѵ л ѵ л ѵ л ѵ .ѵ .ѵ .у • • .ч ч ѵ л ѵ л у л ѵ л ѵ ѵ !ѵ л ѵ *Х*У*Х*Х\*Х Шшш На днях досрочно закончено сооружение первой очереди газо­ провода Ставрополь — Москва. Ставропольский газ пришел в столицу. Сейчас в Подмосковье кипит работа. Строители-газовики тру­ дятся над прокладкой стокилометрового газопроводного кольца, ко­ торое опояшет Москву и»будет служить целям лучшего газоснабже­ ния промышленных предприятий и населенных пунктов Московской области. На сннмке: перенос 720-миллиметровых стальных труб из шта­ беля на автосварочную площадку на строительстве кольцевой си­ стемы. Эта работа производится с помощью специального трубо­ укладчика. Фото Б. Трепетова и А. Сергеева. Фотохроника ТАСС. Б о л ь ш е в н и м а н и я б ы т у м о р я к о в В обязанность работников сани­ тарно-эпидемической станции при Мурманском морском торговом порте входит уничтожение насекомых и грызунов на кораблях и в береговых предприятиях рыбной промышлен­ ности Мурманска. В помещении, где размещен ар­ хив Мурманского рыбного порта, развелось много грызунов. Они уничтожают документы, которые невозможно впоследствии восстано­ вить. В архивных материалах име­ ются сведения о стаже работы и по­ лучаемой зарплате портовиков, не­ обходимых им для получения пен­ сии. Но мы не можем удовлетворить законные требования производствен­ ника, выдать ту или иную справку. Несколько раз обращались мы к работникам эпидстаиции, чтобы они помогли нам избавиться от грызу­ нов. Но наши просьбы дают мало результатов. А. БАБИЧЕНКО. Заведующая архивом Мур­ манского морского рыбного порта. ПО ВИНЕ СУДОРЕМОНТНИКОВ Мне часто приходится бывать на судах, стоящих в порту. Наглядно убеждаешься в том, что на многих кораблях не создаются нормальные бытовые условия для промыслови­ ков. На траулере «Вилково» в каюте кочеларов протекает потолок. Для устранения течи требуется произ­ вести незначительный ремонт. Стар­ ший помощник капитана тов. Кры­ лов еще в октябре прошлого года дал об этом заявку на судоремонт­ ный завод Главмурманрыбпрома, но заказ промысловиков до сих пор не выполнен. И так продолжается из рейса в рейс. Заявки подаются, а судоре­ монтники, ссылаясь на свою загру­ женность, не производят необходи­ мого ремонта, не способствуют соз­ данию нормальных жилищно-быто­ вых условий труженикам моря. ГРЯЗЬ НА КОРАБЛЕ — ПОЗОР ДЛЯ ЭКИПАЖА 'На траулере «Лебедка» не любят чистоту. ‘Когда бы вы ни зашли на корабль, всегда встретите здесь грязь и беспорядок. Особенно непри­ глядная картина в салоне. На столах находятся остатки пищи, стоит не­ убранная грязная посуда, валяются кучи окурков. На полу свалены в беспорядке консервные банки, битые бутылки и т. д. И не только в салоне можно наблюдать подобную картину. Не лучше положение и во многих каю­ тах, в частности в каюте, где живут повара. На столах валяются остатки пищи, в полном беспорядке находят­ ся книги, в небрежном состоянии хранится 6ejp>e. Основная причина состоит в том, что командный состав, в том числе и капитан траулера тов. Сатаков, видя эти безобразия, не принима­ ют мер к их устранению, не требу­ ют от подчиненных соблюдения в каютах и общественных местах чи­ стоты и порядка. ПРОДУКТЫ - ЕСТЬ, А КУШАТЬ НЕЧЕГО На многих траулерах во время их нахождения в порту судовые столо­ вые бездействуют. Капитаны и их помощники не требуют от повар­ ского состава, чтобы они готовили пищу. Об этом неоднократно писа­ лось в газетах, издавались приказы. А воз, как сговорится, и .ныне там. Траулер «Джанкой» несколько дней находился в междурейсовой стоянке. Все это время камбуз не ра­ ботал. Повара спокойно отдыхали, а моряки вынуждены были питаться одной рыбой или хлебом ® сухо­ мятку. Особенно доставалось 'Машинной команде, члены которой, готовившие механизмы к очередному рейсу, за­ частую вынуждены были доволь­ ствоваться стаканом кипятка и кус­ ком хлеба. Мастер по добыче рыбы тов. Ра- ковский и мастер по обработке рыбы тов. Красавин заявляют, что на их требование организовать питание мо­ ряков, руководство корабля, в том числе и капитан тов. Бачия отдела­ лись обещаниями. Но наладить обще­ ственное питание во время стоянки корабля в порту они так и не смогли. И получилось, что при наличии на траулере продуктов в достаточном количестве моряки лишены возмож­ ности нормально питаться. * * * Все эти «мелочи» серьезно за­ трудняют работу моряков в порту и на промысле, мешают их произво­ дительному труду по выполнению государственного плана рыбодобычи и принятых социалистических обя­ зательств. Г. ГЛУШЕНОК. Инструктор базового коми­ тета профсоюза тралового флота. Новая техника Во многих становищах находятся фактории Тервберского рыбозавода. И всюду сейчас много работы. Если в щюшлом году на пункте Кильдин сразу могло разгружаться только од­ но судно, то теперь, после реконст­ рукции причала, можно будет ста­ вить два корабля. Чтобы ускорить их обработку, здесь монтируется полноповоротный края. Еще один такой же кран устанавливается и в Лодейном. КНИЖНАЯ X T О с Г Г В профсоюзную библиотеку тралового флота поступили новые книги: Пученок А. Е. «Несколько исто­ рий». «Молодая гвардия», 1956 год. В книгу вошли два цикла расска­ зов — «Про морскую пехоту» и «Про дела пограничные» и повесть «Испытание». Рассказы первого цикла посвящены боевым подвигам балтийских моряков, которым в дни напряженных боев на Ленин­ градском фронте пришлось поки­ нуть свои корабли и сражаться на суше. В них писатель создал обра­ зы замечательных воинов — ко­ мандира бригады Белоброва, ко­ миссара Кучерова, лейтенанта Ку­ рочкина, бойца Вани Климова, зак­ рывшего собой амбразуру враже­ ского дзота. О находчивости, смекалке и бдительности советских погранич­ ников говорится в рассказах вто­ рого цикла. К ним примыкает по­ весть «Испытание», в которой опи­ сан подвиг пограничников — сер­ жанта Виноградова и ефрейтора Бабаджаева, задержавших мате­ рого шпиона. Лацнс В. «Сеімья Зигаров». («Старое моряцкое гнездо») Роман. «Молодая гвардия», 1956 год. Роман посвящен недавнему прошлому латышского народа (дей­ ствие его начинается в 1907 году и заканчивается в 1920 году). На фоне крупных исторических собы­ тий показан распад зажиточной буржуазной семьи потомственного моряка капитана Андрея Зитара. Старший сын Зитара — Инга избирает профессию отца, но из-за несчастного случая вынужден бро­ сить морскую службу. Карл Зитар становится революционером, бли­ зок к нему и младший брат — Янис Зитар. Совсем другим путем — путем мелких стяжателей — пошли Эль­ за и Эрнест Зитары. «Семья Зитаров» — перерабо­ танное издание выходившего в 30-х гг. в Латвии романа «Старое моряцкое гнездо». Полевой Б. «Американские днев­ ники». «Сов. писатель», 1956 год. Это путевые впечатления авто­ ра, побывавшего в составе делега­ ции советских журналистов в США в октябре—декабре 1955 года. Бо­ рис Полевой увлекательно повест­ вует о поездке по Америке, встре­ чах с рабочими и фермерами, с вы­ дающимися писателями и деятеля­ ми искусства — Л. Фейхтвангером, Г. Фастом, Э. Л. Войнич, П. Роб­ соном и другими. Автор описывает посещение Гол­ ливуда, общественных и государ­ ственных учреждений США. Под пером Б. Полевого оживают вопию­ щие контрасты США, колоритные черты жизни Нью-Йорка, Сан- Франциско, Лос-Анжелоса, раскры­ ваются своеобразие быта Америки, думы и чаяния ее народа, который вопреки враждебным проискам фа­ шиствующих элементов проявлял к «парням из России» живой ин­ терес и дружеские симпатии. Лагин Л. И. «Атавия Проксима». Фантастический роман. «Молодая гвардия», 1956 год. Мощный атомный взрыв срыва­ ет с поверхности земного шара целый материк, где находится стра­ на Атавия, и делает его новым спутником Земли — так начинает­ ся фантастический роман Л. Ла- гина. Автор развертывает перед чи­ тателем картину борьбы народов Атавии за свои права, за свободу и мир, живо напоминающую со­ временное положение в некоторых капиталистических странах. Острая обличительная направленность придает роману характер злобод­ невного политического памфлета. М. ДЕМИНА, Библиотекарь библиотеки тралового флота. И. о. редактора Б. М. МОИЖЕС. ^ ... ■ і— —— ^ __________ Адрес редакции: г. Мурманск, рыбяый порт, здание управления рыбокомбината, 3 ѳтаж. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь __ 3-96 промышленный йгдел и отдел культуры и быта — Д-33. Типография «Полярной правды», Зак. 436, Тир, 3.500 ПН 00536. ’

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz