Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.

Ns 13 (563) 29 января 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ПОЛНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬРЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА ☆ ☆ Читатели предлагают: 1. По-настоящему организовать поисн окуня В прошлом году траловый флот не выполнил плана по добыче рыбы. Немалую роль в этом сыграла кос­ ность отдельных наших руководи­ телей и неоправданная бережливость средств при организации поисковой работы. В 1955 году в Полярном институ­ те было принято решение послать в Северную Атлантику большегрузный траулер типа «Кремль» для отыска­ ния новых районов промысла, но в Министерстве не разрешили этого сделать, сказав: — Хватит вам и Баренцева моря! Пора бы давно уже послать в Се­ верную Атлантику не менее двух траулеров для поиска зимующего пе- реднерестового и нерестового окуня. Окуневые концентрации, по-видимо- му, имеются на всем протяжении столкновения холодных и теплых вод в Северной Атлантике. На восточных склонах Ньюфаундлендской банки также есть окунь. По сообщению ис­ ландского траулера «Фюлкир», вдоль юго-восточного побережья Исландии имеются богатые скопления окуня. Никто не искал рыбу по юго-восточ­ ную сторону острова Ян-Майен, где она должна быть обязательно. Можно считать, что разноглубин­ ный трал сейчас уже, в основном, ос­ воен и окунь, находящийся не в при­ донных слоях, может быть обловлен. Необходимо, на мой взгляд, немед­ ленно начать поиски окуня в широ­ ком масштабе. Для освоения площа­ док с чистым грунтом следует прив­ лечь несколько средних рыболовных траулеров, так как использование больших траулеров в этом случае эко­ номически менее выгодно. Совершенно очевидно, что окунь в Северной Атлантике нерестуется не в одном месте и найти плотные кон­ центрации его — важная проблема зимнего промысла. Если у нас, в Ба­ ренцевом море, окунь нерестуется в мае, то в Северной Атлантике — значительно раньше. Поэтому следует постоянно держать не менее двух траулеров в вероятных районах скоп­ ления окуня, следить за ними. Это оправдывает вое издержки. Пора по-настоящему освоить про­ мысел в Северной Атлантике, не ог­ раничиваясь ловом только сельди. С. ЕДЕМСКИИ. Капитан. Экипаж буксирного парохода «Надежный» — один из передо­ вых коллективов в Мурманском рыбном порту. В прошлом году он, принимая обязательство в честь XX съезда КПСС, решил досрочно, за четыре с половиной года, выполнить план шестой пя­ тилетки. Портовики крепко держат дан­ ное слово. В этом году буксир будет поставлен только на теку­ щий ремонт. На снимке — передовики машинной команды буксирного парохода «Надежный»: второй механик С. А. КОМИССАРОВ (слева) и кочегар С. Н. МЕЛЬ­ НИКОВ. Фото Б. Алксеева. ♦ Рыба на борту—не допускать ее потерь 2. Обобщать опыт машинных команд Освоение новой техники не всегда проходит гладко. Так было и на траулерах типа «Пушкин»: особенно часто капризничали механизмы ры- бофабрики, грузовые лифты, транс­ портеры и т. д. Случались не только мелкие поломки, но и крупные ава­ рии, как, например, выход из строя шестерен главной малгины на трау­ лере «Н. Островский», недавний случай заклинивания поршня глав­ ной машины на траулере «Жигу- левск» и т. д. Поломки и аварии вызывали значительные потери про­ мыслового времени. Несмотря на все это, технический отдел управле­ ния тралового флота не спешит до­ вести до сведения механиков реф­ рижераторных судов случаи имев­ шихся поломок, не подсказывает путей их предупреждения. ! Механиков еще не собирали и для обмена опытом. Ремонт грузовых лифтов, моро­ зильных тележек, филейных и гла- зировочных машин на каждом реф­ рижераторном траулере ведется ме­ ханиками по-своему. А ведь опыт их можно было бы обобщить, найти бо­ лее верные пути проведения ремонт­ ных работ, распространить на все су­ да предложения рационализаторов, не оставляя их достоянием только тех кораблей, где эти предложения осуществлены. А. ГЕИН. Старший иеханнк траулера «Некрасов». Декабрьский Пленум ЦК КПСС указал на серьезные недостатки в планировании народного хозяйства, вскрыл много недочетов в ряде от­ раслей промышленности, наметил пути дальнейшего улучшения благо­ состояния советского народа. В прошлом году траловый флот не справился с выполнением госу­ дарственного плана по вылову ры­ бы. Несмотря на частые штормовые погоды и отсутствие достаточной сырьевой базы, вылов рыбы в 1956 году мог бы быть значительно больше. Одной из причин невыполнения плана является то, что экипажи ко­ раблей обрабатывают не всю добы­ тую рыбу. Часть ее идет за борт, а часть вместе с рыбьими головами и внутренностями перемалывается на рыбную муку. Во многих районах Баренцева мо­ ря, например, на Мурманской и Медвежинской банках, в Централь­ ном и во всех прибрежных районах в качестве прилова в трал попа­ дается синяя зубатка. Эта рыба по своим вкусовым и питательным ка­ чествам мало чем уступает пестрой и полосатой зубатке, которые пользу­ ются большим спросом у населения. Однако на большинстве судов синюю зубатку не берут, а выбрасывают за борт. Почему же мастера по обработке рыбы не хотят обрабатывать эту рыбу? Во-первых, они боятся, что і синяя зубатка понизит сортность продукции, так как она имеет большую влажность по сравнению с друшими породами рыб. А, во-вто­ рых, чтобы не допустить брака, си­ нюю зубатку нужно разделывать осторожнее, чем полосатую. Однако если рыбу и других пород моряки будут некачественно обрабатывать и нарушать теянолотческие правила, то она будет приниматься сортно­ стью ниже плановой. Оиасаются ма­ стера по обработке ,рыбы траулеров брать синюю зубатку еще и потому, что позвоночник ее очень хрупкий, при выгрузке в порту ломается, если ее грузить в стампы. Но этого так­ же можно избежать. Хорошо ошке- ренную оинюю зубатку после засола нужно укладывать вместе с другой зубаткой в отдельные чердаки. А к выгрузке в порту предъявлять ее в ящиках. (Командование траулеров, а также отдел (рыбообработки флота совер­ шенно не требуют заготовлять и до­ ставлять в порт синюю зубатку. А в рейсе команда каждого судна под­ нимает на борт от 500 до 1.500 ки­ лограммов этой рьгбы и в большин­ стве случаев вся она выбрасывается. Простые арифметические подсчеты показывают, сколько рыбы было бы сдано за год всем флотом, какой бы был прирост к общей годовой до­ быче. Недавно «команда траулера «Ти- фон» доставила в порт после 18 су­ ток рейса 80 тонн рыбы. В этом грузе оказалось 700 килограммов синей зубатки. Траулер «Мелито­ поль» в это же время, промышляя около месяца., предъявил к выгрузке 115 тонн рыбы, а. синей зубатки не доставил в порт ни одного кило­ грамма. Она попадалась, но вся вы­ брасывалась моряіками за борт. Нужно обязать экипажи трауле­ ров доставлять в порт синюю зубат­ ку. Лак уже было сказано выше, она обладает хорошими вкусовыми качествами. Командный состав кораблей до сих пор не взял под свой контроль это дело. Мне часто приходится на­ блюдать в море на траулерах такие факты, .когда во время обработки улова на палубе некотоірое количе­ ство рыбы направляется вместе с отходами в рыбомуч'ную установку, для перемалывания на муку. ‘Не все обстоит благополучно и с отбором печени. Значительная часть этого ценного продукта попадает в отбросы и смывается за борт. За со­ хранение печени во время обработки уловов должны нести ответствен­ ность помощники капитана, помогая консервным мастерам и мастерам по обработке рыбы перевыполнять за­ дания по выпуску рыбопродукции'. Для того, чтобы успешно выпол­ нить план 1957 года, нужно ис­ пользовать все резервы, обрабаты­ вать уловы без потерь. И. САМОДОВ. Мастер-наставник по обра­ ботке рыбы. НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Полярная моторно-рыболовная станция, имея в 1956 году 32 про­ мысловых судна, не справилась с выполнением государственного пла­ на. Вместо 138.500 центнеров рыбы добыто 133.220 центнеров. Возни­ кает законный вопрос — почему же рыбаки-колхозники не справи­ лись со своими задачами? Причин к этому имеется немало. Одна из них состоит в том, что мотоботы, оснащенные машинами мощностью в 100 лошадиных сил и предназначенные в основном для ло­ ва ставными неводами, кошельками и дрифтерными сетями, не выстав­ ляли определенного количества ору­ дий лова.. На пять судов этого ти­ па было пять неводов, вместо деся­ ти по плану. Некоторые капитаны, например, тг. Лукков и Беляев за­ нялись по указанию руководства тем. что обслуживали невода, уста­ новленные экипажами судов типа «малый рыболовный траулер», а пос­ ледние, оставляя невода на попече­ ние мотоботов, уходили на траловый лов. Такая практика не способство­ вала увеличению вылова в целом по МРС, резко сократила добычу. Плохо обстояло дело на малых траулерах с поддержанием в рабочем положении ставных неводов. Они часто сбивались от сильного волне­ ния моря, своевременно не направ­ лялись, а в ‘результате это приводи­ ло к пролову. У вас есть немало судов, экипа­ жи которых, правильно организуя свой труд и умело используя орудия лова, добились хороших результатов. Так, мотобот «Параллель», руководи­ мый молодым промысловиком тов. Антипиным, имел два установлен­ ных невода. 3 мая экипаж этого суд­ на уже перевыполнил годовое зада­ ние добычи рыбы. Малый траулер «Ура», имея также два невода, то­ же перевыполнил годовой план. Но, несмотря на хорошую промыс­ ловую обстановку, большинство су­ дов с заданием первого и второто кварталов не справилось. Годовой план не выполнили суда «Боец», «Мираж», «Мороз», «Палия» и дру­ гие. Вот к чему приводит неудовле­ творительная организация про­ мысла. Рыбаки-колхозники выступают за освоение и проведение одновременно тралового лова наряду с обловом мойвы ставными неводами. Но это надо делать в одном и том же райо­ не. Такой метод при умелом исполь­ зовании может быть эффективным на малых траулерах. Однако бросать невода на произвол судьбы и ухо­ дить на другой участок — нельзя. Это приведет к гибели неводов и на­ несет ущерб государству. В текущем году нужно стремить­ ся к тому, чтобы каждое судно име­ ло в рабочем положении ежедневно по три невода и обеспечивало вы­ лов на каждый из них по 150 тонн в марте и апреле. Этого можно до­ биться при слаженной работе эки­ пажей судов типа «малый траулер» и «композитная касатка». Рыбаки уверены, что при правильном со­ блюдении интервалов в установке неводов можно добиться хороших уловов. Команды’судов этого типа, учиты­ вая обстановку, должны промыш­ лять треску в любых квадратах мо­ ря, приспосабливать к лову и на глубинах свыше 150 метров, а не придерживаться только прибрежной зоны. Следует рекомендовать трало­ вый лов на востоке в районах Рын­ ды и Восточной Лицы, где выловы в весенне-летние месяцы' в течение ряда лет на каждое судно были в два—три раза выше, чем в послед­ ний год в районах Мотовского зали­ ва и острова Кильдин. Для этого нужно создавать приемные базы под Харловым, в Восточной Лице и Дроздовке. Таким образом удастся избежать больших переходов судов из района промысла к базам, сохра­ нится высокое качество рыбы, доро­ гое промысловое время, будет до­ стигнута экономия горючего. Обычно в августе, когда сокра­ щается лов трески, экипажи малых траулеров и сейнеров не приспосаб­ ливаются к промыслу в сложных условиях лета. С этим надо также покончить. Необходимо изучать по­ ведение трески в летних условиях и ловить ее в толще воды. Несом­ ненно, результат будет положитель­ ный. Приближается период 'кошелько­ вого лова сельди, появляющейся ежегодно у наших берегов. Здесь также надо устранить ряд недостат­ ков. Нет организационного порядка, на промысле, нет взаимной связи у начальников колонн. Суда разных МРС и базы активного лова работа­ ют вразброд, их капитаны сохраня­ ют старые, вредные традиции «се- кретничания». Все это отражается на промысле, снижает уловы-сельди. По мнению многих промыслови­ ков, поисковые суда, для пользы де­ ла, следует передать Териберской и Полярной МРС. При ежедневном контроле опытных специалистов МРС они будут работать значитель­ но лучше. (Колхозный флот сможет концентрироваться вокруг своих по­ исковых баз. Бесспорно, что это окажет определенное влияние на ор­ ганизованность в работе флота при любом виде промысла и положи­ тельно скажется на увеличении вы­ лова. Много недостатков имеется еще при сдаче рыбы на фактории и лих­ теры. Рыбаки-колхозники знают, что при приемке полуфабриката прихо­ дится преодолевать ряд трудностей. Но непонятно, почему в этом деле каждый гоя повторяются одни и те же ошибки у приемщиков рыбозаво­ дов. Приведут, ,допустим, лихтер для приемки рыбы, а на нем и чаны неисправны, и соль не приготовле­ на, и рабочих нет. Спрашивается, для чего, собственно,привели в рай­ он промысла такое судно? Труженики рыболовецких артелей с болыпимууважением относятся к нашим ученым, работающим в ПИНР0. Они часто нуждаются в их полезных советах. Однако наука плохо обслуживает колхозный флот, не поддерживает с ним связи. Нет ясности по ряду перспективных во­ просов добычи рыбы в Баренцевом море, нет необходимой, подчас очень нужной помощи. Пора, нако­ нец, нашим ученым чутко прислу­ шиваться к голосу рыбаков-колхоз- ников. Как видно, у рыбаков-колхозни- ков есть много неиспользованных резервов. Приведя их в действие, можно резко увеличить добычу ры­ бы. Коллектив Полярной МРС хоро­ шо понимает задачи, поставленные перед ним XX съездом партии и де­ кабрьским Пленумом ЦК КПСС, и приложит все силы, чтобы с честью их выполнить. А. ГАШКОВ. Начальник колонны судов Полярной МРС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz