Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.
Ns 13 (563) 29 января 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ПОЛНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬРЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА ☆ ☆ Читатели предлагают: 1. По-настоящему организовать поисн окуня В прошлом году траловый флот не выполнил плана по добыче рыбы. Немалую роль в этом сыграла кос ность отдельных наших руководи телей и неоправданная бережливость средств при организации поисковой работы. В 1955 году в Полярном институ те было принято решение послать в Северную Атлантику большегрузный траулер типа «Кремль» для отыска ния новых районов промысла, но в Министерстве не разрешили этого сделать, сказав: — Хватит вам и Баренцева моря! Пора бы давно уже послать в Се верную Атлантику не менее двух траулеров для поиска зимующего пе- реднерестового и нерестового окуня. Окуневые концентрации, по-видимо- му, имеются на всем протяжении столкновения холодных и теплых вод в Северной Атлантике. На восточных склонах Ньюфаундлендской банки также есть окунь. По сообщению ис ландского траулера «Фюлкир», вдоль юго-восточного побережья Исландии имеются богатые скопления окуня. Никто не искал рыбу по юго-восточ ную сторону острова Ян-Майен, где она должна быть обязательно. Можно считать, что разноглубин ный трал сейчас уже, в основном, ос воен и окунь, находящийся не в при донных слоях, может быть обловлен. Необходимо, на мой взгляд, немед ленно начать поиски окуня в широ ком масштабе. Для освоения площа док с чистым грунтом следует прив лечь несколько средних рыболовных траулеров, так как использование больших траулеров в этом случае эко номически менее выгодно. Совершенно очевидно, что окунь в Северной Атлантике нерестуется не в одном месте и найти плотные кон центрации его — важная проблема зимнего промысла. Если у нас, в Ба ренцевом море, окунь нерестуется в мае, то в Северной Атлантике — значительно раньше. Поэтому следует постоянно держать не менее двух траулеров в вероятных районах скоп ления окуня, следить за ними. Это оправдывает вое издержки. Пора по-настоящему освоить про мысел в Северной Атлантике, не ог раничиваясь ловом только сельди. С. ЕДЕМСКИИ. Капитан. Экипаж буксирного парохода «Надежный» — один из передо вых коллективов в Мурманском рыбном порту. В прошлом году он, принимая обязательство в честь XX съезда КПСС, решил досрочно, за четыре с половиной года, выполнить план шестой пя тилетки. Портовики крепко держат дан ное слово. В этом году буксир будет поставлен только на теку щий ремонт. На снимке — передовики машинной команды буксирного парохода «Надежный»: второй механик С. А. КОМИССАРОВ (слева) и кочегар С. Н. МЕЛЬ НИКОВ. Фото Б. Алксеева. ♦ Рыба на борту—не допускать ее потерь 2. Обобщать опыт машинных команд Освоение новой техники не всегда проходит гладко. Так было и на траулерах типа «Пушкин»: особенно часто капризничали механизмы ры- бофабрики, грузовые лифты, транс портеры и т. д. Случались не только мелкие поломки, но и крупные ава рии, как, например, выход из строя шестерен главной малгины на трау лере «Н. Островский», недавний случай заклинивания поршня глав ной машины на траулере «Жигу- левск» и т. д. Поломки и аварии вызывали значительные потери про мыслового времени. Несмотря на все это, технический отдел управле ния тралового флота не спешит до вести до сведения механиков реф рижераторных судов случаи имев шихся поломок, не подсказывает путей их предупреждения. ! Механиков еще не собирали и для обмена опытом. Ремонт грузовых лифтов, моро зильных тележек, филейных и гла- зировочных машин на каждом реф рижераторном траулере ведется ме ханиками по-своему. А ведь опыт их можно было бы обобщить, найти бо лее верные пути проведения ремонт ных работ, распространить на все су да предложения рационализаторов, не оставляя их достоянием только тех кораблей, где эти предложения осуществлены. А. ГЕИН. Старший иеханнк траулера «Некрасов». Декабрьский Пленум ЦК КПСС указал на серьезные недостатки в планировании народного хозяйства, вскрыл много недочетов в ряде от раслей промышленности, наметил пути дальнейшего улучшения благо состояния советского народа. В прошлом году траловый флот не справился с выполнением госу дарственного плана по вылову ры бы. Несмотря на частые штормовые погоды и отсутствие достаточной сырьевой базы, вылов рыбы в 1956 году мог бы быть значительно больше. Одной из причин невыполнения плана является то, что экипажи ко раблей обрабатывают не всю добы тую рыбу. Часть ее идет за борт, а часть вместе с рыбьими головами и внутренностями перемалывается на рыбную муку. Во многих районах Баренцева мо ря, например, на Мурманской и Медвежинской банках, в Централь ном и во всех прибрежных районах в качестве прилова в трал попа дается синяя зубатка. Эта рыба по своим вкусовым и питательным ка чествам мало чем уступает пестрой и полосатой зубатке, которые пользу ются большим спросом у населения. Однако на большинстве судов синюю зубатку не берут, а выбрасывают за борт. Почему же мастера по обработке рыбы не хотят обрабатывать эту рыбу? Во-первых, они боятся, что і синяя зубатка понизит сортность продукции, так как она имеет большую влажность по сравнению с друшими породами рыб. А, во-вто рых, чтобы не допустить брака, си нюю зубатку нужно разделывать осторожнее, чем полосатую. Однако если рыбу и других пород моряки будут некачественно обрабатывать и нарушать теянолотческие правила, то она будет приниматься сортно стью ниже плановой. Оиасаются ма стера по обработке ,рыбы траулеров брать синюю зубатку еще и потому, что позвоночник ее очень хрупкий, при выгрузке в порту ломается, если ее грузить в стампы. Но этого так же можно избежать. Хорошо ошке- ренную оинюю зубатку после засола нужно укладывать вместе с другой зубаткой в отдельные чердаки. А к выгрузке в порту предъявлять ее в ящиках. (Командование траулеров, а также отдел (рыбообработки флота совер шенно не требуют заготовлять и до ставлять в порт синюю зубатку. А в рейсе команда каждого судна под нимает на борт от 500 до 1.500 ки лограммов этой рьгбы и в большин стве случаев вся она выбрасывается. Простые арифметические подсчеты показывают, сколько рыбы было бы сдано за год всем флотом, какой бы был прирост к общей годовой до быче. Недавно «команда траулера «Ти- фон» доставила в порт после 18 су ток рейса 80 тонн рыбы. В этом грузе оказалось 700 килограммов синей зубатки. Траулер «Мелито поль» в это же время, промышляя около месяца., предъявил к выгрузке 115 тонн рыбы, а. синей зубатки не доставил в порт ни одного кило грамма. Она попадалась, но вся вы брасывалась моряіками за борт. Нужно обязать экипажи трауле ров доставлять в порт синюю зубат ку. Лак уже было сказано выше, она обладает хорошими вкусовыми качествами. Командный состав кораблей до сих пор не взял под свой контроль это дело. Мне часто приходится на блюдать в море на траулерах такие факты, .когда во время обработки улова на палубе некотоірое количе ство рыбы направляется вместе с отходами в рыбомуч'ную установку, для перемалывания на муку. ‘Не все обстоит благополучно и с отбором печени. Значительная часть этого ценного продукта попадает в отбросы и смывается за борт. За со хранение печени во время обработки уловов должны нести ответствен ность помощники капитана, помогая консервным мастерам и мастерам по обработке рыбы перевыполнять за дания по выпуску рыбопродукции'. Для того, чтобы успешно выпол нить план 1957 года, нужно ис пользовать все резервы, обрабаты вать уловы без потерь. И. САМОДОВ. Мастер-наставник по обра ботке рыбы. НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Полярная моторно-рыболовная станция, имея в 1956 году 32 про мысловых судна, не справилась с выполнением государственного пла на. Вместо 138.500 центнеров рыбы добыто 133.220 центнеров. Возни кает законный вопрос — почему же рыбаки-колхозники не справи лись со своими задачами? Причин к этому имеется немало. Одна из них состоит в том, что мотоботы, оснащенные машинами мощностью в 100 лошадиных сил и предназначенные в основном для ло ва ставными неводами, кошельками и дрифтерными сетями, не выстав ляли определенного количества ору дий лова.. На пять судов этого ти па было пять неводов, вместо деся ти по плану. Некоторые капитаны, например, тг. Лукков и Беляев за нялись по указанию руководства тем. что обслуживали невода, уста новленные экипажами судов типа «малый рыболовный траулер», а пос ледние, оставляя невода на попече ние мотоботов, уходили на траловый лов. Такая практика не способство вала увеличению вылова в целом по МРС, резко сократила добычу. Плохо обстояло дело на малых траулерах с поддержанием в рабочем положении ставных неводов. Они часто сбивались от сильного волне ния моря, своевременно не направ лялись, а в ‘результате это приводи ло к пролову. У вас есть немало судов, экипа жи которых, правильно организуя свой труд и умело используя орудия лова, добились хороших результатов. Так, мотобот «Параллель», руководи мый молодым промысловиком тов. Антипиным, имел два установлен ных невода. 3 мая экипаж этого суд на уже перевыполнил годовое зада ние добычи рыбы. Малый траулер «Ура», имея также два невода, то же перевыполнил годовой план. Но, несмотря на хорошую промыс ловую обстановку, большинство су дов с заданием первого и второто кварталов не справилось. Годовой план не выполнили суда «Боец», «Мираж», «Мороз», «Палия» и дру гие. Вот к чему приводит неудовле творительная организация про мысла. Рыбаки-колхозники выступают за освоение и проведение одновременно тралового лова наряду с обловом мойвы ставными неводами. Но это надо делать в одном и том же райо не. Такой метод при умелом исполь зовании может быть эффективным на малых траулерах. Однако бросать невода на произвол судьбы и ухо дить на другой участок — нельзя. Это приведет к гибели неводов и на несет ущерб государству. В текущем году нужно стремить ся к тому, чтобы каждое судно име ло в рабочем положении ежедневно по три невода и обеспечивало вы лов на каждый из них по 150 тонн в марте и апреле. Этого можно до биться при слаженной работе эки пажей судов типа «малый траулер» и «композитная касатка». Рыбаки уверены, что при правильном со блюдении интервалов в установке неводов можно добиться хороших уловов. Команды’судов этого типа, учиты вая обстановку, должны промыш лять треску в любых квадратах мо ря, приспосабливать к лову и на глубинах свыше 150 метров, а не придерживаться только прибрежной зоны. Следует рекомендовать трало вый лов на востоке в районах Рын ды и Восточной Лицы, где выловы в весенне-летние месяцы' в течение ряда лет на каждое судно были в два—три раза выше, чем в послед ний год в районах Мотовского зали ва и острова Кильдин. Для этого нужно создавать приемные базы под Харловым, в Восточной Лице и Дроздовке. Таким образом удастся избежать больших переходов судов из района промысла к базам, сохра нится высокое качество рыбы, доро гое промысловое время, будет до стигнута экономия горючего. Обычно в августе, когда сокра щается лов трески, экипажи малых траулеров и сейнеров не приспосаб ливаются к промыслу в сложных условиях лета. С этим надо также покончить. Необходимо изучать по ведение трески в летних условиях и ловить ее в толще воды. Несом ненно, результат будет положитель ный. Приближается период 'кошелько вого лова сельди, появляющейся ежегодно у наших берегов. Здесь также надо устранить ряд недостат ков. Нет организационного порядка, на промысле, нет взаимной связи у начальников колонн. Суда разных МРС и базы активного лова работа ют вразброд, их капитаны сохраня ют старые, вредные традиции «се- кретничания». Все это отражается на промысле, снижает уловы-сельди. По мнению многих промыслови ков, поисковые суда, для пользы де ла, следует передать Териберской и Полярной МРС. При ежедневном контроле опытных специалистов МРС они будут работать значитель но лучше. (Колхозный флот сможет концентрироваться вокруг своих по исковых баз. Бесспорно, что это окажет определенное влияние на ор ганизованность в работе флота при любом виде промысла и положи тельно скажется на увеличении вы лова. Много недостатков имеется еще при сдаче рыбы на фактории и лих теры. Рыбаки-колхозники знают, что при приемке полуфабриката прихо дится преодолевать ряд трудностей. Но непонятно, почему в этом деле каждый гоя повторяются одни и те же ошибки у приемщиков рыбозаво дов. Приведут, ,допустим, лихтер для приемки рыбы, а на нем и чаны неисправны, и соль не приготовле на, и рабочих нет. Спрашивается, для чего, собственно,привели в рай он промысла такое судно? Труженики рыболовецких артелей с болыпимууважением относятся к нашим ученым, работающим в ПИНР0. Они часто нуждаются в их полезных советах. Однако наука плохо обслуживает колхозный флот, не поддерживает с ним связи. Нет ясности по ряду перспективных во просов добычи рыбы в Баренцевом море, нет необходимой, подчас очень нужной помощи. Пора, нако нец, нашим ученым чутко прислу шиваться к голосу рыбаков-колхоз- ников. Как видно, у рыбаков-колхозни- ков есть много неиспользованных резервов. Приведя их в действие, можно резко увеличить добычу ры бы. Коллектив Полярной МРС хоро шо понимает задачи, поставленные перед ним XX съездом партии и де кабрьским Пленумом ЦК КПСС, и приложит все силы, чтобы с честью их выполнить. А. ГАШКОВ. Начальник колонны судов Полярной МРС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz