Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.
№ 8 (558), 17 января 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м л н Из опыта работы экипажа среднего траулера № 4214 1. Успех ке приходитсампосебе—егозавоевывают Вооруженный историческими ре шениями XX съезда КПСС, стремясь внести свои вклад в дело их прак тического осуществления, экипаж среднего траулера Л» -4214 (капи тан то®. Гриднев) принял на пер вый год шестой пятилетки повы шенное социалистическое обязатель ство: пщі плане в 7.680 центнеров выловить 10 тысяч центнеров сель ди. Свое обязательство коллектив судна выполнил с честыо, завершив его ко 2 декабря 1956 ода . Всего в течение года добыто 11.214 центне ров сельди. В чем же секрет успеха моряков этого передового корабля? Умелое использование поисковой, навига ционной и промысловой техники, хорошая организация труда, борьба, с простоями, стремление добиться максимального улова при наличии любой сырьевой базы — вот то главное, что определяет производст венную деятельность моряков сред него траулера. Л» 4214. Четкая организация труда Экипаж передового кораюля знает цену времени. Где бы ни был ко рабль — под разгрузкой и снабже нием у плавбаз, на переходах или непосредственно на промысле — везде четкая организация труда, расстановка, людей с учетом их опы та и -способностей решали успех вы полнения производственных задач. Капитан Александр Григорьевич Гриднев в этом деле принимает не посредственное участие. Будучи сам трудолюбивым и исполнительным, он требует этого и от подчиненных. Как п другие командиры производ ства, он свой опыт, практические навыки передает морякам непосред ственно на рабочем месте, нередко показывает, как лучше и быстрее выполнить отдельные трудные опе рации. Капитан пользуется большим авторитетом у экипажа, а. это спо собствует сохранению на корабле постоянного состава команды. Успеха, в рейсе легче всего до биться при хорошей подготовке к нему. Это знают и учитывают в своей работе моряки среднего трау лера № 4214. Сдав продукцию на плавбазу, они начинают деятельную подготовку к промыслу: ремонти руются сети, создается резерв дета лей дрифтерного порядка (гужиков, поводцов и кухтылей). Наборка се тей для выметки производится так же, как и на других судах флота, но при этом серьезное внимание уде ляется проверке прочности подбор и гужиков. Недостаточно прочные гу- жібки заменяются новыми, а слабые подборы усиливаются дополнитель ной прядью каната, В осенне-зимний период промыс ла, когда сети устанавливаются на значительную глубину (более 30 метров), здесь обязательно готовят так называемый «проводник» (ка нат, соединяющий между собой кух- ' тыли). С помощью «проводника» кухтыли подтягиваются к борту при Бьгборке порядка, и поэтому длинный верхний поводец всякий раз выби рается раньше, чем подойдет к бор ту очередная сеть. Кстати сказать, на судах, где не практикуется применение «провод ника», кухтыли с поводцами попа дают под кормовой подзор, ограничи вают маневрирование корабля, не редко приводят к намоткам повод- цо-в и сетей на. гребной винт, а это, в большинстве случаев, кончается срывом рейса, значительной потерей промыслового времени. Чтобы избе жать подобной аварии на средних траулерах, где не применяется «про водник», на корму ставится один ма трос, который якорем-«кошкой» ло вит кухтыли до подхода их к кор мовому подзору, отвязывает повод- цы. Отвлечение одного члена палуб ной команды на эту вспомогатель ную операцию отражается на рабо тах по выборке порядка и уборке уловов. На среднем траулере № 4214 все эти обстоятельства учтены и постановка порядка без «проводни ка» не допускается. В то время, когда палубная команда под руководством старшего мастера, по добыче тов. Томилина готовит к рейсу орудия лова, рыб- мастер тов. Гонин со своим помощ ником тов. Каргиным заняты подго товкой технологического инвентаря, бочкотары, рабочего места для обра ботки рьгбы и временного места для уборки бочек с сельдыо на палубе. При этом тщательно осматривается каждая бочка, производится осадка обручей. Благодаря точному испол нению инструкций, добросовестному отношению к выполнению своих обязанностей, тов. Гонин первым сортом сдал продукции на 0,7 про цента больше, чем это предусмотре но планом. Надо учесть при этом, что экипаж вел промысел высокими темпами, а флот нередко получал та ру неудовлетворительного качества. Умелый выбор места очередного дрейфа Судоводители среднего траулера X» 4214. во главе с капитаном тов. Гридневым, особенно м н о г о вн им а ния уделяют поисковой работе, до бившись в этом деле замечательных результатов. Поиск концентраций сельди здесь ведется терпеливо, с выдержкой л до тех пор, пока моря ки не будут уверены в том, тро дрейф принесет богатый улов. Ка питан иногда, по 15— 18 часов в сутки, с небольшими перерывам, не выходит из рубки. Судоводители анализируют утренние и вечерние промысловые сводки, буквально вслушиваются в отрядные советы своей флотилии и двух—трех отря дов промысловиков Балтики. На. основе данных, полученных из сводок и с совещаний, капитан и его помощники получают ясную картину хода промысла, энают, где, в каких квадратах лов сельди идет успешно,' какие суда при дневных и вечерних поисках имели хорошие по казания приборов. В поисковой ра боте большую помощь капитану ока зывает радиооператор тов. Смоляков. Он не только обеспечивает отлпчную работу вверенной ему техники, но и, не считаясь со временем, следит за изменениями в ходе промысла, старается взять как можно больше радиопеленгов на судне с хорошими уловами, а также на. те корабли, ко торые обнаружили хорошие косяки сельди и выметали порядки. Получив эти данные от радиста, тов. Гриднев анализирует их и ве дет судно по курсу в направлении наибольшего числа пеленгов. С под ходом в район, где возможны косяки сельди, судоводители производят тщательную разведку их на разных галсах, с учетом скорости и направ ления течения, а также направле ния движения сельди. На планшет кроме всех изменении курса (гал сов) наносится температура воды, показания приборов. На. эхотрамму под показаниями прибора наносятся время их записи и температура по верхности воды. При выборе места, дрейфа хорошие результаты дает работа небольшими группами судов (два—три корабля). Экипаж среднего траулера № 4214 длительное время работал в паре с моряками среднего траулера Ml 460 (капитан тов. Васильченко). Капи таны этих кораблей имеют хорошую производственную дружбу. Они по стоянно советуются друг с другом, взаимно оказывают помощь в выбо ре места очередного дрейфа, в опре делении правильного расположения порядка на. косяке сельди. При обна ружении одним из судов скоплений сельди, об этом ставится в извест ность капитан другого корабля. В это время между ними поддержи вается постоянная радиосвязь и пе ленгация производится до тех пор, пока оба корабля не выйдут в удоб ную для облова обнаруженной кон центрации сельди позицию. Опыт использования эхолота Осуществляя поисковую работу, очень важно знать мощность обна руженной концентрации сельди. Су доводители передового корабля нако пили значительный опыт этого де ла. Его легко применить на каждом судне. Мощность концентраций сельди, записанных на эхограмме эхолота АЕ5— 10, определяется по интен сивности записей. По записи в ви де неслившщихся точек опреде ляется улов, примерно, в 50 кило граммов на сеть. Если точки сли ваются, но между ними есть разры вы, улов будет 100— 150 килограм мов на сеть. Если на эхограмме за писываются сплошные слившиеся точки, но запись недостаточно четка — улов 200— 300 килограммов на сеть. Слившиеся точки, переходящие в сплошную и четкую запись, гово рят о мощности концентрации, при облове которой будет взято по 500 килограммов и больше на сеть. Все эти данные получены опытным пу тем, то есть определены с помощью приборов, при контроле их показа ний уловами на сеть. Занимаясь поиском сельди с по мощью приборов в весенне-летний период промысла, судоводители должны уметь отличать записи на эхограмме косяков сельди от запи сей скоплений медузы, калянуса, мелкой пикши. Легче всего нау читься это делать можно также, сли чая показания эхолота с пробами планктона с разных глубин, глав ным образом с тех глубин, с кото рых имеются показания эхолота. Сравнивая показания прибора а про бы, судоводители среднего траулера № 4214 научились безошибочно от личать показания скоплений сельди от записей рыбы других пород и морских животных. Так, если на эхограмме появились крупные точки круглого контура, то они знают, что судно «находится в районе, где кон центрируется не сельдь, а медуза, следовательно, порядок выставлять здесь нельзя, надо продолжать по иск рыбы. И. АХЛЫНОВ. Инженер-наставник по добы че сельди управления «Мурмансельдь». На втором холодильном заводе Мурманского рыбокомбината высоких показателей на уборке сельди добилась смена мастера Вычиковой. На снимке: лучшие рыбообработчики смены, значи тельно перевыполняющие нормы выработки, (справа налево): 3. В. ПОРОШИНА, Ю. Н. ЛАПИНА, мастер О. Л. ВЫЧИКОВА, А. И. ИГНАШЕВА. А. ГІ. КОСТОЛОМОВ, А. И. ПЕТРОВА и А. М. ПАНТЕЛЕЕВА. Фото Б. Алексеева. Наш специальный норреспондент радирует: 1. Так теряется промысловое время Траулер «Мелитополь» снаря жался в рейс. После принятия нужного количества соли, судно встало под погрузку угля. Стара тельно трудились грузчики второ го участка рыбного порта. Они быстро снабдили корабль топли вом.. И все же траулер своевре менно на промысел не вышел. Еще в порту капитан тов. Куз нецов несколько раз был у началь ника отдела кадров тов. Куренко- ва и его заместителя тов. Иванова и просил их направить на судно повара и двух матросов. Трижды давались заявки на недостающих членов экипажа. Но отдел кадров их так и не направил. Чтобы даром не терять време ни, командование траулера реши ло следовать в Тюва-губу для взя тия воды и льда и уже там дожи даться недостающих людей. В Тюва-губе было большое скопление судов. В ожидании ме ста у причала «Мелитополь» поте рял... 35 часов. После того, как вода и лед были получены, снова встал вопрос о недостающих лю дях. Только через двое суток пос ле выхода «Мелитополя» из порта на траулере «Поллуке» были, на конец, доставлены повар и мат росы. Начальнику флота и его заме стителям необходимо обратить са мое серьезное внимание на пороч ный стиль работы отдела кадров. 2. В первом рейсе О и и и д у т в п е р е д и Государство вооружило промысло виков современной техникой, с по мощью которой можно вести актив ный лов рыбы и открытом океане. Моряки ^тралового флота в прошлом году рейсами в Северную Атлантику .на Большую Ньюфаундлендскую бан ку доказали, что рефрижераторные траулеры типа Пушкин» могут ухо дить далеко от родных берегов, до ставляя в порт полный груз высоко качественной рыбной продукции. С начала второго года шестой пя тилетки этот успех закрепляется и приумножается. Особенно успешно трудится кол лектив траулера «Сталинабад». При месячном плане в 2300 центнеров он на 15 января имел на своем счету- 2235 центнеров рыбы в полуфабри кате. Темпы работы не снижаются. На втором месте находятся моряки траулера «Ашхабад». Как известно, они заняты поисковыми работами и поэтому в январе им запланировано выработать 1800 центнеров рыбной продукции. Уже к 15 января экипаж «Ашхабада» перекрыл это задание, выпустив с начала месяца 1950 центнеров продукции. Замечательную инициативу про явили моряки траулера «Симферо поль», приняв на себя повышен ные обязательства на 1957 год по добыче рыбы и выработке рыбных продуктов. Они обратились ко всем экипажам кораблей тралово: го флота с призывом развернуть социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана вто рого года шестой пятилетки. Сейчас экипаж траулера «Сим ферополь» находится в первом промысловом рейсе. На днях мы связались по радио с капитаном этого судна, депутатом Верховно го Совета Союза ССР Андреем Яковлевичем Маклаковым и по просили его рассказать о работе экипажа в первом плавании. Вот что он рассказал: * — В первые дни рейса приш лось трудновато. Да это и понят но. Девять членов экипажа вышли в море впервые, не имея представ ления о рыбном промысле. Услож няли работу штормовая погода и очень плохая сырьевая база. Нуж но было преодолеть эти трудности. На это и были направлены все усилия экипажа. Старые промысловики стали пе редавать свой опыт молодым. Под руководством старшего мастера по добыче рыбы тов. Риховцева кол лектив судна научился быстро производить спуск и подъем тра ла, даже в свежую погоду. Особен но хорошо освоил тралмейстерское дело матрос тов. Соколов. Уже сейчас он выполняет обязанности мастера по добыче и оказывает большую помощь тов. Риховцеву. Строго следит за правильной разделкой рыбы мастер по обра ботке тов. Артеменко. Он также передает свой производственный опыт молодым морякам. 3. Двухмесячный план— к 26 февраля Экипаж траулера «Сельдь», подсчитав свои возможности и ре зервы, решил завершить годовую программу ко Дню Конституции СССР, а до конца года заготовить не менее тысячи центнеров рыбы в полуфабрикате. Решено также сверх годового плана дать Родине 10 тысяч банок консервов, 100 центнеров рыбьего жира и 100 центнеров рыбной муки. Моряки упорно боролись за ус пешное выполнение рейсового за дания. Под руководством капита на тов. Филимонова, экипаж, про мышляя на Демидовской банке, добивался неплохих показателей. Самоотверженный труд коллек тива приносил хорошие результа ты. Так, 10 и 11 января, когда многие корабли тралового флота штормовали, моряки траулера «Сельдь» добыли за эти два дня 20 тонн трески и окуня. Достойный трудовой подарок готовит экипаж судна к предстоя щим выборам в местные Советы депутатов трудящихся. В честь этого знаменательного события они решили завершить двухмесяч ный план по всем показателям к 26 февраля. Б. ЧЕРВОВ. Баренцево море. (По радио). Во время В конце декабря 1956 года впер-і вые советский грузовой пароход «Хозе Диас» прнбыл на Фарерские острова за грузом сельди, положив начало регулярным перевозкам. 23 декабря судно подошло к внешнему рейду порта Торсхавно. Шторм до стиг 7— 8 баллов. Четверо суток па роход отстаивался. Стоянка на двух якорях была неспокойной. 27 декабря на судно приняли лоц мана и перешли в порт ТронниСворг, где началась погрузка. На следую- шторма щий день днем ветер снова усилил ся до 7— 8 баллов. Вечером сила вет ра достигла 9— 10 баллов с дождевы ми шквалами, в залив стала захо дить крупная зыбь, начало рвать стальные швартовые концы. Два с половиной часа палубная команда боролась со стихией. К по луночи ветер стих до 7 баллов, стоять стало легче, перестали рвать ся концы. На аврале отличились многие моряки судна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz