Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.

№ 8 (558), 17 января 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м л н Из опыта работы экипажа среднего траулера № 4214 1. Успех ке приходитсампосебе—егозавоевывают Вооруженный историческими ре­ шениями XX съезда КПСС, стремясь внести свои вклад в дело их прак­ тического осуществления, экипаж среднего траулера Л» -4214 (капи­ тан то®. Гриднев) принял на пер­ вый год шестой пятилетки повы­ шенное социалистическое обязатель­ ство: пщі плане в 7.680 центнеров выловить 10 тысяч центнеров сель­ ди. Свое обязательство коллектив судна выполнил с честыо, завершив его ко 2 декабря 1956 ода . Всего в течение года добыто 11.214 центне­ ров сельди. В чем же секрет успеха моряков этого передового корабля? Умелое использование поисковой, навига­ ционной и промысловой техники, хорошая организация труда, борьба, с простоями, стремление добиться максимального улова при наличии любой сырьевой базы — вот то главное, что определяет производст­ венную деятельность моряков сред­ него траулера. Л» 4214. Четкая организация труда Экипаж передового кораюля знает цену времени. Где бы ни был ко­ рабль — под разгрузкой и снабже­ нием у плавбаз, на переходах или непосредственно на промысле — везде четкая организация труда, расстановка, людей с учетом их опы­ та и -способностей решали успех вы­ полнения производственных задач. Капитан Александр Григорьевич Гриднев в этом деле принимает не­ посредственное участие. Будучи сам трудолюбивым и исполнительным, он требует этого и от подчиненных. Как п другие командиры производ­ ства, он свой опыт, практические навыки передает морякам непосред­ ственно на рабочем месте, нередко показывает, как лучше и быстрее выполнить отдельные трудные опе­ рации. Капитан пользуется большим авторитетом у экипажа, а. это спо­ собствует сохранению на корабле постоянного состава команды. Успеха, в рейсе легче всего до­ биться при хорошей подготовке к нему. Это знают и учитывают в своей работе моряки среднего трау­ лера № 4214. Сдав продукцию на плавбазу, они начинают деятельную подготовку к промыслу: ремонти­ руются сети, создается резерв дета­ лей дрифтерного порядка (гужиков, поводцов и кухтылей). Наборка се­ тей для выметки производится так же, как и на других судах флота, но при этом серьезное внимание уде­ ляется проверке прочности подбор и гужиков. Недостаточно прочные гу- жібки заменяются новыми, а слабые подборы усиливаются дополнитель­ ной прядью каната, В осенне-зимний период промыс­ ла, когда сети устанавливаются на значительную глубину (более 30 метров), здесь обязательно готовят так называемый «проводник» (ка­ нат, соединяющий между собой кух- ' тыли). С помощью «проводника» кухтыли подтягиваются к борту при Бьгборке порядка, и поэтому длинный верхний поводец всякий раз выби­ рается раньше, чем подойдет к бор­ ту очередная сеть. Кстати сказать, на судах, где не практикуется применение «провод­ ника», кухтыли с поводцами попа­ дают под кормовой подзор, ограничи­ вают маневрирование корабля, не­ редко приводят к намоткам повод- цо-в и сетей на. гребной винт, а это, в большинстве случаев, кончается срывом рейса, значительной потерей промыслового времени. Чтобы избе­ жать подобной аварии на средних траулерах, где не применяется «про­ водник», на корму ставится один ма­ трос, который якорем-«кошкой» ло­ вит кухтыли до подхода их к кор­ мовому подзору, отвязывает повод- цы. Отвлечение одного члена палуб­ ной команды на эту вспомогатель­ ную операцию отражается на рабо­ тах по выборке порядка и уборке уловов. На среднем траулере № 4214 все эти обстоятельства учтены и постановка порядка без «проводни­ ка» не допускается. В то время, когда палубная команда под руководством старшего мастера, по добыче тов. Томилина готовит к рейсу орудия лова, рыб- мастер тов. Гонин со своим помощ­ ником тов. Каргиным заняты подго­ товкой технологического инвентаря, бочкотары, рабочего места для обра­ ботки рьгбы и временного места для уборки бочек с сельдыо на палубе. При этом тщательно осматривается каждая бочка, производится осадка обручей. Благодаря точному испол­ нению инструкций, добросовестному отношению к выполнению своих обязанностей, тов. Гонин первым сортом сдал продукции на 0,7 про­ цента больше, чем это предусмотре­ но планом. Надо учесть при этом, что экипаж вел промысел высокими темпами, а флот нередко получал та­ ру неудовлетворительного качества. Умелый выбор места очередного дрейфа Судоводители среднего траулера X» 4214. во главе с капитаном тов. Гридневым, особенно м н о г о вн им а ­ ния уделяют поисковой работе, до­ бившись в этом деле замечательных результатов. Поиск концентраций сельди здесь ведется терпеливо, с выдержкой л до тех пор, пока моря­ ки не будут уверены в том, тро дрейф принесет богатый улов. Ка­ питан иногда, по 15— 18 часов в сутки, с небольшими перерывам, не выходит из рубки. Судоводители анализируют утренние и вечерние промысловые сводки, буквально вслушиваются в отрядные советы своей флотилии и двух—трех отря­ дов промысловиков Балтики. На. основе данных, полученных из сводок и с совещаний, капитан и его помощники получают ясную картину хода промысла, энают, где, в каких квадратах лов сельди идет успешно,' какие суда при дневных и вечерних поисках имели хорошие по­ казания приборов. В поисковой ра­ боте большую помощь капитану ока­ зывает радиооператор тов. Смоляков. Он не только обеспечивает отлпчную работу вверенной ему техники, но и, не считаясь со временем, следит за изменениями в ходе промысла, старается взять как можно больше радиопеленгов на судне с хорошими уловами, а также на. те корабли, ко­ торые обнаружили хорошие косяки сельди и выметали порядки. Получив эти данные от радиста, тов. Гриднев анализирует их и ве­ дет судно по курсу в направлении наибольшего числа пеленгов. С под­ ходом в район, где возможны косяки сельди, судоводители производят тщательную разведку их на разных галсах, с учетом скорости и направ­ ления течения, а также направле­ ния движения сельди. На планшет кроме всех изменении курса (гал­ сов) наносится температура воды, показания приборов. На. эхотрамму под показаниями прибора наносятся время их записи и температура по­ верхности воды. При выборе места, дрейфа хорошие результаты дает работа небольшими группами судов (два—три корабля). Экипаж среднего траулера № 4214 длительное время работал в паре с моряками среднего траулера Ml 460 (капитан тов. Васильченко). Капи­ таны этих кораблей имеют хорошую производственную дружбу. Они по­ стоянно советуются друг с другом, взаимно оказывают помощь в выбо­ ре места очередного дрейфа, в опре­ делении правильного расположения порядка на. косяке сельди. При обна­ ружении одним из судов скоплений сельди, об этом ставится в извест­ ность капитан другого корабля. В это время между ними поддержи­ вается постоянная радиосвязь и пе­ ленгация производится до тех пор, пока оба корабля не выйдут в удоб­ ную для облова обнаруженной кон­ центрации сельди позицию. Опыт использования эхолота Осуществляя поисковую работу, очень важно знать мощность обна­ руженной концентрации сельди. Су­ доводители передового корабля нако­ пили значительный опыт этого де­ ла. Его легко применить на каждом судне. Мощность концентраций сельди, записанных на эхограмме эхолота АЕ5— 10, определяется по интен­ сивности записей. По записи в ви­ де неслившщихся точек опреде­ ляется улов, примерно, в 50 кило­ граммов на сеть. Если точки сли­ ваются, но между ними есть разры­ вы, улов будет 100— 150 килограм­ мов на сеть. Если на эхограмме за­ писываются сплошные слившиеся точки, но запись недостаточно четка — улов 200— 300 килограммов на сеть. Слившиеся точки, переходящие в сплошную и четкую запись, гово­ рят о мощности концентрации, при облове которой будет взято по 500 килограммов и больше на сеть. Все эти данные получены опытным пу­ тем, то есть определены с помощью приборов, при контроле их показа­ ний уловами на сеть. Занимаясь поиском сельди с по­ мощью приборов в весенне-летний период промысла, судоводители должны уметь отличать записи на эхограмме косяков сельди от запи­ сей скоплений медузы, калянуса, мелкой пикши. Легче всего нау­ читься это делать можно также, сли­ чая показания эхолота с пробами планктона с разных глубин, глав­ ным образом с тех глубин, с кото­ рых имеются показания эхолота. Сравнивая показания прибора а про­ бы, судоводители среднего траулера № 4214 научились безошибочно от­ личать показания скоплений сельди от записей рыбы других пород и морских животных. Так, если на эхограмме появились крупные точки круглого контура, то они знают, что судно «находится в районе, где кон­ центрируется не сельдь, а медуза, следовательно, порядок выставлять здесь нельзя, надо продолжать по­ иск рыбы. И. АХЛЫНОВ. Инженер-наставник по добы че сельди управления «Мурмансельдь». На втором холодильном заводе Мурманского рыбокомбината высоких показателей на уборке сельди добилась смена мастера Вычиковой. На снимке: лучшие рыбообработчики смены, значи­ тельно перевыполняющие нормы выработки, (справа налево): 3. В. ПОРОШИНА, Ю. Н. ЛАПИНА, мастер О. Л. ВЫЧИКОВА, А. И. ИГНАШЕВА. А. ГІ. КОСТОЛОМОВ, А. И. ПЕТРОВА и А. М. ПАНТЕЛЕЕВА. Фото Б. Алексеева. Наш специальный норреспондент радирует: 1. Так теряется промысловое время Траулер «Мелитополь» снаря­ жался в рейс. После принятия нужного количества соли, судно встало под погрузку угля. Стара­ тельно трудились грузчики второ­ го участка рыбного порта. Они быстро снабдили корабль топли­ вом.. И все же траулер своевре­ менно на промысел не вышел. Еще в порту капитан тов. Куз­ нецов несколько раз был у началь­ ника отдела кадров тов. Куренко- ва и его заместителя тов. Иванова и просил их направить на судно повара и двух матросов. Трижды давались заявки на недостающих членов экипажа. Но отдел кадров их так и не направил. Чтобы даром не терять време­ ни, командование траулера реши­ ло следовать в Тюва-губу для взя­ тия воды и льда и уже там дожи­ даться недостающих людей. В Тюва-губе было большое скопление судов. В ожидании ме­ ста у причала «Мелитополь» поте­ рял... 35 часов. После того, как вода и лед были получены, снова встал вопрос о недостающих лю­ дях. Только через двое суток пос­ ле выхода «Мелитополя» из порта на траулере «Поллуке» были, на­ конец, доставлены повар и мат­ росы. Начальнику флота и его заме­ стителям необходимо обратить са­ мое серьезное внимание на пороч­ ный стиль работы отдела кадров. 2. В первом рейсе О и и и д у т в п е р е д и Государство вооружило промысло­ виков современной техникой, с по­ мощью которой можно вести актив­ ный лов рыбы и открытом океане. Моряки ^тралового флота в прошлом году рейсами в Северную Атлантику .на Большую Ньюфаундлендскую бан­ ку доказали, что рефрижераторные траулеры типа Пушкин» могут ухо­ дить далеко от родных берегов, до­ ставляя в порт полный груз высоко­ качественной рыбной продукции. С начала второго года шестой пя­ тилетки этот успех закрепляется и приумножается. Особенно успешно трудится кол­ лектив траулера «Сталинабад». При месячном плане в 2300 центнеров он на 15 января имел на своем счету- 2235 центнеров рыбы в полуфабри­ кате. Темпы работы не снижаются. На втором месте находятся моряки траулера «Ашхабад». Как известно, они заняты поисковыми работами и поэтому в январе им запланировано выработать 1800 центнеров рыбной продукции. Уже к 15 января экипаж «Ашхабада» перекрыл это задание, выпустив с начала месяца 1950 центнеров продукции. Замечательную инициативу про­ явили моряки траулера «Симферо­ поль», приняв на себя повышен­ ные обязательства на 1957 год по добыче рыбы и выработке рыбных продуктов. Они обратились ко всем экипажам кораблей тралово: го флота с призывом развернуть социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана вто­ рого года шестой пятилетки. Сейчас экипаж траулера «Сим­ ферополь» находится в первом промысловом рейсе. На днях мы связались по радио с капитаном этого судна, депутатом Верховно­ го Совета Союза ССР Андреем Яковлевичем Маклаковым и по­ просили его рассказать о работе экипажа в первом плавании. Вот что он рассказал: * — В первые дни рейса приш­ лось трудновато. Да это и понят­ но. Девять членов экипажа вышли в море впервые, не имея представ­ ления о рыбном промысле. Услож­ няли работу штормовая погода и очень плохая сырьевая база. Нуж­ но было преодолеть эти трудности. На это и были направлены все усилия экипажа. Старые промысловики стали пе­ редавать свой опыт молодым. Под руководством старшего мастера по добыче рыбы тов. Риховцева кол­ лектив судна научился быстро производить спуск и подъем тра­ ла, даже в свежую погоду. Особен­ но хорошо освоил тралмейстерское дело матрос тов. Соколов. Уже сейчас он выполняет обязанности мастера по добыче и оказывает большую помощь тов. Риховцеву. Строго следит за правильной разделкой рыбы мастер по обра­ ботке тов. Артеменко. Он также передает свой производственный опыт молодым морякам. 3. Двухмесячный план— к 26 февраля Экипаж траулера «Сельдь», подсчитав свои возможности и ре­ зервы, решил завершить годовую программу ко Дню Конституции СССР, а до конца года заготовить не менее тысячи центнеров рыбы в полуфабрикате. Решено также сверх годового плана дать Родине 10 тысяч банок консервов, 100 центнеров рыбьего жира и 100 центнеров рыбной муки. Моряки упорно боролись за ус­ пешное выполнение рейсового за­ дания. Под руководством капита­ на тов. Филимонова, экипаж, про­ мышляя на Демидовской банке, добивался неплохих показателей. Самоотверженный труд коллек­ тива приносил хорошие результа­ ты. Так, 10 и 11 января, когда многие корабли тралового флота штормовали, моряки траулера «Сельдь» добыли за эти два дня 20 тонн трески и окуня. Достойный трудовой подарок готовит экипаж судна к предстоя­ щим выборам в местные Советы депутатов трудящихся. В честь этого знаменательного события они решили завершить двухмесяч­ ный план по всем показателям к 26 февраля. Б. ЧЕРВОВ. Баренцево море. (По радио). Во время В конце декабря 1956 года впер-і вые советский грузовой пароход «Хозе Диас» прнбыл на Фарерские острова за грузом сельди, положив начало регулярным перевозкам. 23 декабря судно подошло к внешнему рейду порта Торсхавно. Шторм до­ стиг 7— 8 баллов. Четверо суток па­ роход отстаивался. Стоянка на двух якорях была неспокойной. 27 декабря на судно приняли лоц­ мана и перешли в порт ТронниСворг, где началась погрузка. На следую- шторма щий день днем ветер снова усилил­ ся до 7— 8 баллов. Вечером сила вет­ ра достигла 9— 10 баллов с дождевы­ ми шквалами, в залив стала захо­ дить крупная зыбь, начало рвать стальные швартовые концы. Два с половиной часа палубная команда боролась со стихией. К по­ луночи ветер стих до 7 баллов, стоять стало легче, перестали рвать­ ся концы. На аврале отличились многие моряки судна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz