Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.

№ 7 (557), 15 января 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Сводка на 11 января 1 9 5 7 года ВОТ ЧТО МЕШАЕТ ПРОМЫСЛОВИКАМ ☆ ☆ ☆ Резервы тралового флота £22 о £ 5 _ - о - 2 с с ^ - З'З ® ч ^ а « С Траловый флот 0,6 11,2 Сельдяной флот 3,2 48,9 База активноголова ОД 23,0 * * * Промысловая обстановка в Барен­ цевом море в первой декаде января была, как н раньше, сложной. В траловом флоте ни один корабль не справился с заданием по вылову ры­ бы. Так, в последние дни в норт вернулись траулеры «Благовещенск» и «Стрелок», доставившие первый — 65, а второй— всего 52 тонны ры­ бы. Еще меньший груз привезли в порт моряки траулеров «Молдавия» и «Прут». Неудовлетворительная ра­ бота флота в первой декаде привела к недолову 77 тысяч центнеров рыбы. Поисковики с некоторым опозда­ нием начали активизировать свою работу по обеспечению тралового флота сырьевой базой. Так, поиско­ вый траулер «Енисей», промышляя у самой кромки льдов в районе Ка­ нина, обнаружил концентрацию пик­ ши. Подъемы за одно траление до­ стигают здесь двух тонн. На Деми­ довской банке промысловый корабль «Шенкурск» в последние дни имел уловы выше, чем суда основной группы на Мурманской банке. Руководителям тралового флота следует учесть ошибки прошлого го­ да, обеспечить выполнение январ­ ского задания, для чего на промыс­ ле надо держать плановое количество судов, оперативно расставлять их в районах с лучшей сырьевой базой и т.'д. Коллектив сельдяного флота не снижает темпов работы, достигнутых в декабре. За 10 дней января вылов­ лено сверх плана 8.840 центнеров сельди. Лучших результатов доби­ лись экипажи средних траулеров 177, 4182, 175, 420, 15 и других судов, которые имеют вылов 760— 530 центнеров на корабль. Суточные задания флот систематиче­ ски перевыполняет. Для того, чтобы закрепить и приумножить этот ус­ пех, управление «Мурмансельди» должно обеспечить своевременный ремонт и выход на промысел значи­ тельной труппы средних траулеров, которые находятся сейчас в порту. Промысловики бассейна вклю­ чаются в социалистическое соревно­ вание за досрочное выполнение го­ сударственного плана второго года шестой пятилетки. Пример в этом показали инициаторы соревнования в траловом флоте — экипажи трау­ леров «Мелитополь», «Симферополь», Сложная промысловая обстановка, создавшаяся в Баренцевом море, требует изменения некоторых уко­ ренившихся навыков в промысловой работе. Оперативность и выдержка, четкость п дисциплинированность, хорошее промысловое судовождение и точное знание местонахождения судна, улучшение промыслового ре­ жима и исправные орудия лова вот что является основными факто­ рами, от которых зависит успех лова. Одним из серьезных недостатков, отрицательно сказывающемся на ра­ боте, надо считать отсутствие ориен-. тиров. В траловом флоте имеются плавмаяки. Но, увы, они значатся только на бумаге, очень мало помо­ гают промысловикам. Как правило, зимой плавмаяки часто стоят в ре- делать на постоянный огонь. Прав- і местными поисками, делая короткие да, этот фонарь будет гореть только одни сутки. Но его может заменить на пульсирующий другой траулер, подошедший к бую. Предъявляя претензии к промыс­ ловикам, нельзя полностью освобож; дать от ответственности промысло­ вый отдел флота и отдел снабжения. Необходимо этим двум отделам серь­ езно заняться доброкачественным снабжением траулеров буйковым хозяйством. Пора от наложения ре­ золюций перейти к решению на­ зревших вопросов, создать, наконец, усовершенствованный промысловый буй. Надо этим отделам найти вы­ ход из создавшегося положения и возможно на время вернуться к предкам существующих буев, а монте, да п на промысле от них j именно: использовать карбитовые польза невелика, так как при неболь­ шом шторме маяки снимаются с яко­ ря, а потом блуждают, потеряв груп­ пу. А когда и стоят на якор5, то их трудно найти в группе из-за то­ го, что у них на палубе полная иллюминация, а на мачте горит слабый фонарь. Но это, как говорится, еще пол­ беды. Большая вина ложится на са­ мих промысловиков. Многие капита­ ны не любят ставить буй. А ведь фонари, вместо пенопластовой бал- беры на буй ставить 40— 50 кухты- лей, стальной буйлинь заменить геркулесовым. ДруЕой причиной снижения уло­ вов является неисправность тралов. Часть капитанов, недостаточно зная орудия лова, полностью положилась на мастеров по добыче рыбы, кото­ рые нередко не замечают те или другие неисправности в тралах. траления. . Необходимо внимательно следить за ассортиментом рыбы и пищей для нее. Если прп изменении глубин, изменился ассортимент рыбы и появилась ^пища для нее, то надо обратить внимание на новые глу­ бины. К одной из причин плохой рабо­ ты флота нужно отнести неправиль­ ность показаний эхолотов. Немало говорилось о том, чтобы показания эхолотов были выверены. Много бывает случаев, когда траулер ра­ ботает на одних глубинах, а эхо­ лот показывает другие. В результа­ те получается, что рядом работаю­ щие траулеры поддерживаются не тех глубин, на которых есть рыба. Особенно это недопустимо, когда на поисковом траулере* наблюдается неверность в показаниях эхолота. Очень характерный случай был в декабре 1956 года с траулером «Траверз», который обнаружил рыбу на Гусиной банке. Корабли, подо­ шедшие к нему, не имели того успе­ ха, который имел он. Через пять дней капитан этого судна сообщил, что эхолот на его траулере давал неверную глубину. Разница состави- W Ш Ш ш Ш т ш Орудия лова должны быть только в | ла 23 метра. становке необходимо на каждый удовлетворительный подъем ставить буй. В данное время такими подъ­ емами можно считать «хорошую» тонну за 2 часа траления. Некоторые капитаны ссылаются на то, что у них нет бочки, или буйлиня, или якоря. Такие ссылки при создавшейся промысловой об- | отличной состоянии. А для этого не­ обходимо делать сравнительные траления, ежедневно проверять со­ стояние крыльев, цепок и обязатель­ но раз в два дня переходить с трала на трал. Такие переходы необходимы для профилактического и мелкого ре­ монта трала. / К третьей причине неудовлетвори- в большинстве случаев не уместны. | тельной работы флота нужно отне- Если нет пенопластовой бочки, сти отсутствие оперативности и можно взять металлическую бочку, j выдержки у многих капитанов. Не или сельдянку, или связку кухты- Iвникая в промысловую обстановку, лей, или, в крайнем случае, сколо­ тить 2— 4 доски длиною по 2 мет­ ра. Если нет стального буйлиня, можно соединить старые геркулесо­ вые тросы. Если же нет якоря, то взамен его следует использовать любой груз, вплоть до камня, заши­ того в фартук. Отдельные капитаны ссылаются на то, что имеющиеся у них буйко­ вые фонари плохо работают. Во- первых, недоброкачественные фона­ ри не нужно брать с собой в море, а необходимо сдать их в порту в ремонт. А если уж их взяли, то на- .до постараться отремонтировать са­ мим. Во-вторых, такие фонари можно, соединив на прямую, nejpe- они проявляют слишком резвую оперативность там, где фактически нужно было проявить выдержку. При работе в районе Канина нужна была очень быстрая оперативность. В Центральном районе п особенно на Мурманском мелководье требует­ ся выдержка. В этих районах из- за скопления большой группы тра­ улеров не следует бросать место, где уловы равны одной тонне за 2 часа траления, и бегать в поисках больших подъемов. Такие перебежки неизбежно приводят к пролову. Нужно помнить, что при данных обстоятельствах не нужно повторять курса, где не было улова, а следует выбирать новые курсы, занимаясь Очень печально констатировать и такой факт, как отсутствие со сторо­ ны ПИНРО и экспериментальной базы помощи промысловикам. В по­ следнее время наука по многим во­ просам находится в отрыве от про­ мысловиков. Научные работники ин­ ститута успокоились, увидев, что их прогноз, данный в 1955 году, оправдывается. При изготовлении трала непра­ вильно производится раскрой ниж­ них крыльев и задней кромки скве­ ра. Необходимо изменить раскрой передней кромки верхних крыльев, или удлинить голые концы хат- лайна на 20— 30 сантиметров. Трал с клечевками никогда не даст пол­ ного вертикального раскрытия, по­ этому нужен бесклечевочный и бес- квартропный трал. Трал в воде не должен иметь неравномерных натя­ жений, а работать как одно целое. Натяжение должно равномерно ра­ спределяться на каждую часть трала. При таком устройстве трал будет иметь большое вертикальное раскрытие, повысится его улови- стость. В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Мелитополь». Пре д у п р е ж д а т ь а в а р и и с у д о в , В Северной Атлантике, в районе Ян-Майена и Фарерских островов, промышляют суда многих сельдяных флотилий. Нередко здесь случаются аварии, которые надолго выводят су- Т Т ѵ И LJ XI. . X V U X U k T W U U l P A U m i V v / j «Некрасов», а в сельдяном флоте — ] из 0 ят 0 Т(ЙІ чт0 моряки средних траулеров 4214, 4226, решившие выло­ вить по 10 тысяч центнеров сельди. Надо добиться такого положения, чтобы экипаж каждого судна с пер­ вых дней нового года добивался ус­ пеха. Уплотняя рабочий день Токарь тов. Мирошниченко — один из лучших производственников механического цеха судоремонтного завода Главмурманрыбпрома. На днях ему была поручена проточка бандажей траловой лебедки трауле­ ра «Метеор». Работа была выполнена без разборки механизма. А до этого пока шла подготовка рабочего места на судне, токарь использовал это время, осуществив изготовление зо­ лотниковых колец траловой лебедки другого корабля. Так, уплотняя рабочий день, лик­ видируя простои, передовые судоре­ монтники добиваются успеха с пер­ вых дней нового года. отдельные судоводители не глуооко еще разбираются в вопросах судо­ вождения, не изучают по-настояще- му районы промысла. Чтобы избежать аварий, нужно учитывать специфику плавания у этих островов. У Фарерских остро­ вов, например, особенно в осенне- зимний период, часто приходится за­ водить суда для укрытия в фиорды и бухты. При ухудшении погоды заход и выход судов из фиордов не рекомендуется. Однако многие судо­ водители не принимают этого во внимание. Плавания по фиордам в ночное время с неисправным эхолотом вооб­ ще надо избегать. Сильные приливо- отливные течения, меняющиеся по направлению и скорости, почтя на нет сводят точность простейшего графического счисления пути ко­ рабля. Поэтому судоводителям нуж­ но особенно внимательно и тщатель­ но относиться к своему делу. Как известно, при подходе к опас­ ным, в навигационном отношении, + П Р А ВИ Л ЬН О Э К С П Л У А Т И РО В А Т Ь К О Р А Б Л И И М Е Х А Н И ЗМ Ы мысам имеются отличительные глу­ бины. Они могут быть использованы судоводителями в плохую видимость для опознания местонахождения ко­ рабля. Это очень важно, и -на это следует обратить серьезное внима­ ние. Но большинство капитанов не выполняет даже это простейшее’ правило. На кальку не наносятся показания эхолота но глубинам, а ведь при плавании у Фарерских ост­ ровов, учитывая сложные гидроме­ теорологические факторы, эта каль­ ка может служить верной гарантией от аварии в плохую видимость. Приведу пример из судоводитель­ ской практики среднего траулера № 153. В конце ноября прошлого года наше судно отошло вечером от плавбазы и, при хорошей видимо­ сти, направилось в одну из бухт. При подходе к мысу стало ясно, что здесь очень сильное, течение. Определив его по обсервациям судна и пройдя траверз маяка., попали в полосу снежных зарядов. Видимость ухудшилась до 1— 2 кабельтовых. Дали малый ход и включили ѳхолот. Определили место судна по глуби­ нам с помощью накладываемой на карту кальки. Лечь на обратный курс при таком 'сильном течении было уже поздно. Однако, используя кальку глубин, мы ввели судно на якорную стоянку в один из фиор­ дов. А ведь в этих местах было много случаев аварий. При плавании в фиордах и бух­ тах, при подходе к островам в плохую видимость необходимо учи­ тывать течения и глубины, обращая особое внимание на сносы. Напри­ мер, в районе острова Ян-Майен ва­ шему судну пришлось при тумане подходить к плавбазе. При самом малом ходе траулера снос его за один час составил 8 румбов. Перед моряками сельдяного флота стоят в этом году ответственные за­ дачи. Чтобы добиться успешного вы­ полнения плана второго года шестой пятилетки, необходимо уделить серьезное внимание ©опросам пра­ вильной эксплуатации судов и меха­ низмов, искоренить случаи ава.рип на сельдяном флоте. Ю. ГОНТАРЕВ. Капитан среднего траулера № 153. Новосиоирск. После перекрытия Оби появилась возможность в рай­ оне речного порта поставить на зимний отстой часть флота Обско­ го пароходства. Экипажи зимую­ щих в порту судов приступили к их ремонту. Все члены судовых команд имеют вторые специально­ сти. Механик теплохода Ф. П. Ки­ рьянов (справа) хорошо освоил профессию . котельщика и еже­ дневно перевыполняет нормы на ремонте судов. Фотохроника ТАСС . Трудовые будни коллектива — Больше копченых рыбных из­ делий для советского потребителя! Под таким лозунгом трудится в эти дни коллектив коптильного за­ вода. (Мурманского рыбокомбината. Претворяя в жизнь исторические решения XX съезда партии и поста­ новления декабрьского Пленума ЦК КПСС, коптильщики с каждым днем увеличивают выпуск продукции. Особенно хорошо работают смены в кулинарном цехе и в цехе холод­ ного копчения. Смена мастера тов. Золотоноши, занятая в кулинарном цехе, вместо 56 центнеров проідук- - ции выпустила за семь дней 77 центнеров кулинарных изделий из рыбы. Отлично выполняют свои обязанности кулинары тт. Титова, ІПибакова и другие. Широко развернулось социалисти­ ческое соревнование за увеличение выпуска балычных изделий в цехе холодного копчения. Отлично рабо­ тает здесь смена, руководимая ма­ стером — Александрой Герасимов­ ной Чистяковой. В течение первых семи дней января люди этой смены выпустили 370 центнеров балычных изделий, в то время как план пре­ дусматривал изготовление 252 цент­ неров. На 26 центнеров больше се­ мидневного задания изготовлено здесь прочих рыбных изделий холод­ ного копчения. Сейчас коллектив коптильного завода 'готовит трудовые подарки к знаменательной дате — дто выбо­ ров в местные Советы . депутатов трудящихся. В первую декаду января Коллектив второго участка рыб­ ного порта, активно включившись в подготовку к выборам в местные Со­ веты депутатов трудящихся, значи­ тельно перевыполняет свои обяза­ тельства. За первую декаду января месячный план выполнен портови­ ками почти на 40 процентов. • Отлично трудится бригада тов. Кирилловского. Рабочие обязались обрабатывать суда на 17 минут раньше срока. Работая в ночь, с 9 на 10 января, бригада закончила бун­ керовку траулера «Печора» досроч­ но на 33 минуты. Высокие результаты в работе по­ казали на разгрузке железнодорож­ ных вагонов старший транспортер- щик коммунист тов. Павлов, кранов­ щики яг-. Сучков и Зятьков. Рабочие второго участка рыбного порта, успешно завершив первую де­ каду января, не снижают темпов в труде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz