Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.
№ 4 (554), 8 января 1957 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Для первого атомного ледокола Ленинград. Завод «Электро сила» имени С. М. Кирова по лучил заказ на изготовление мощных электродвигателей для первого атомного ледокола. Не давно конструкторское бюро ма шин постоянного тока сдало в производство рабочие чертежи главного электродвигателя и двух бортовых. На снимке: электросварщик П. П. ТИМОФЕЕВ за сваркой втулки коллектора электродви гателя для атомного ледокола. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. Знакомьтесь с .новыми районами промысла У восточного п о б е р ежь я Гренландии П и с ь м а с у мб с ко го рыб о з а в о д а 2. Люди смелой творческой пЬісли Инженер коммунист Анатолий Германович Игнатьев долгие годы работал на предприятиях рыбной 'Промышленности Дальнего Востока и Камчатки. А когда потребовались кадры специалистов для Заполярья, Игнатьев в числе первых приехал сюда. Его назначили инженером Умбского рыбозавода. Новому техническому руководи телю предприятия сразу бросилось в глаза, что на предприятии в за пущенном состоянии находится ра бота с рационализаторами, новато рами производства. Опираясь на за водскую общественность, Игнатьев взялся за наведение порядка на этом участке. По инициативе главного инженера решено было провести месячник ра ционализаторских предложений. Ему предшествовала большая массово- разъяснятельная и организационная работа. На предприятии создали тех нический совет. В нето вошли на чальники цехов, передовики произ- ционализаторское предложение тов. Кожевникова дало заіводу экономию в десятки тысяч рублей. В бондарном цехе завода почти непрерывно работает механический фуговочный станок. В цехе скопля лось огромное количество древесной стружки. Стружка захламляла рабо чие места, ее еле успевали несколь ко работниц выносить на носилках Ео двор. О стружке не раз говорили на совещаниях, но все оставалось по-прежнему. Задумались об этом и рядовые рабочие — бондари Инуа- рий Едемский п Василий Ермолаев. И вот как-то в цехе во время разговора с главным инженером они высказали Такую мысль: а что если использовать центробежную силу вала фуговочного станка и заста вить ее выбрасывать стружку не беспорядочно, а в определенном направлении? Игнатьев одобритель но отозвался о предложении рабочих. Скоро был изготовлен лоток, вся стружка попадала на него и меха- водства,старые кадровые рабочие — | ническп выноеилась по лотку из плотник тов. Сухорукое, бондари | цеха во двор. Испытания прошли тт. Едемский, Ермолаев и другие, і успешно. Предложение рационализа- Совет составил памятку рационали затору и изобретателю. Во всех це хах, на приемных пунктах побе режья состоялись производственные совещания, посвященные месячнику. Инженерно-технические работники завода провели ряд бесед с передо виками. Вся эта работа проходила под зна ком развития творческой инициати вы и активности производственни ков. И результаты ее стали сказы ваться быстро. ...Долгое время рабочие рыбозаво да ставили промысловые суда на зимний ремонт с применением толь ко ручного труда. Для того, чтобы судно поднять на берег, как прави ло, требовалось от 40 до 50 человек. К тому же работа продвигалась мед ленно, вела к большим затратам ма териалов и денежных средств. Коммунист механик флота Арка дий Александрович Кожевников в числе первых пришел к главному инженеру и принес ему детально разработанное предложение. Оно бы ло просто, выгодно и, главное, на операциях по подъему судов на берег освобождало всех ранее занятых ра бочих. На смену ручному труду пришла лебедка, которой управляет лишь один человек. Это предложение одобрили, приняли и сразу же при- торов позволило освободить цех от захламленности стружкой и переве сти освободившихся от уборки про изводственниц на другую работу. С каждым днем все шире включа лись люди творческой мысли в ме сячник рационализаторских предло жений. • На приемном пункте в Кузомени рыбная продукция в обработочный цех транспортировалась вручную. Ее носили в ящиках. Дмитрий Гри горьевич Рагозин внес предложение механизировать транспортировку рыбы. Для этого необходимо было провести в обработочный цех узко колейку. Мысль рационализатора одобрили. Нашлись на заводе и рель сы. И вот сейчас вся рыба для об работки в цех доставляется по узко колейке. Ценное предложение по реконст рукции коптильного цеха внес на чальник рыбного пункта Умба тов. Крутов. При его осуществлении почти вдвое увеличивается мощность коптильных камер. Только от семи рационализатор ских предложений экономический эффект по заводу превышает 250 тысяч рублей. И что важно, месяч ник всколыхнул рабочих и инже нерно-технических работников. И не случайно сейчас очень часто идут ступили к его осуществлению. Ра- 1люди смелой творческой мысли в управление завода и здесь делятся своими предложениями, направлен ными на улучшение производства, находят нужную техническую по мощь и поддержку. В первой половине ноября был ■выпущен на заводе первый бюлле тень, посвященный ходу месячника рационализаторских . предложений. Ясно и просто освещены в бюллете нях основные предложения. Такие бюллетени стали выпускать регуляр но. На рыбопунктах в Кузомени и Чаваньге созданы недавно техниче ские библиотечки. Здесь можно най ти новые книги по рационализации, изобретательству, об опыте работы новаторов производства. В самом управлении завода оборудуется тех нический уголок рационализатора. В октябре прошлого года в Мо скве состоялось Всесоюзное совеща ние рационализаторов, изобретате лей и новаторов производства. Об этом совещании было широко рас сказано в цехах и на приемных пунк тах. На заводе считают, что прове денный месячник в октябре — ноябре минувшего года, — это толь ко начало большой работы. Значи тельную помощь инженерно-техниче ским работникам завода в проведе нии месячника оказали партийная (секретарь тов. Крутов) и проф союзная (председатель завкома тов. Елизаров) организации. По-настоящему на заводе стали работать с рационализаторами, п на до надеяться, что творческая их дея тельность принесет большие плоды. Главный инженер Анатолий Гер манович Игнатьев делится планами на будущее. — Сделаны первые шаги, — го ворит он. — А впереди у нас много больших дел, и мы будем дальше поддерживать наших рационализато ров, изобретателей и новаторов про изводства, пропагандировать их опыт работы. Тов. Игнатьев высказывает этом и такую мысль: — Неплохо было бы Главмурмая- рыбпрому собрать людей творческой мысли, поговорить о насущных де лах, обменяться опытом. Ведь все это только принесет пользу, будет способствовать дальнейшему подъе му рыбной промышленности Мур- мана. Что- ж, это предложение ценное. И оно заслуживает внимания руко водителей глаівка. н . ОСКОЛКОВ. Недавно в журнале «Фискетс ганг» помещено описание поискового рейса исландского траулера «Фюлкир» с 13 по 28 июля 1956 года. Для наших промысловиков этот рейс представляет немалый интерес. Корабль вел промысел на ряде отдель ных банок, расположенных у восточ ного побережья Гренландии в Дат ском проливе. Район этот очень мало исследован для тралового лова, так как считался по грунтовым условиям совершенно не пригодным для трале ния. Кроме того, ледовые условия до последнего времени не давали воз можности промысловым судам систе матически его посещать. Траулер «Фюлкир» по выходе из Рейкьявика направился вначале к юго-востоку от Исландии для провер ки промысловой обстановки на из вестной с недавнего времени банки Розенгартен. Не обнаружив на ней достаточных концентраций рыбы, «Фюлкир» поверкул на запад и про верил обстановку на банке Елизабет, находящейся невдалеке от Розенгар тен, а затем на возвышенности у мы са Рейкьянес — на юго-западной оконечности Исландии. Здесь промысловая обстановка так же была неважной. И «Фюлкир» последовал вдоль западного побе режья Исландии на север до кромки ледовых полей, распространившихся в 1956 году необычно далеко к югу, до параллели Внкурал. условиям совершенно непригодными для тралового промысла, за исклю чением участка на параллели мыса Билле, «Фюлкир» производил трале ния, при которых были обнаружены густые концентрации крупного оку ня, размером 50— 70 см. Уловы за 1 час траления достигали 12— 13 тонн. Придонная температура состав ляла + 4 , 8 градуса. Эти подъемы имели место в районах широты 62°30' и долготы 40°30', а также несколько южнее. Новый промысловый район распо лагается на выдвинувшемся на во сток участке подводной возвышен ности. Наилучшие условия промысла были при тралении вдоль крутой наружной кромки её по глубинам 310— 320 метров. Грунтовые усло вия тут действительно оказались тя желыми. Хотя рельеф дна довольно ровный, но грунт очень твердый и нередко в трал попадают камни. На банке, расположенной на па раллели мыса Билле, траулером «Фюлкир» было сделано 10 трале ний по глубинам 220— 365 метров. Уловы за 1 час траления состав ляли до 10 тонн окуня размером в среднем 42 см. Лучший улов был при тралении на глубине 235— 265 метров, когда за 30 минут попало в трал 12 тонн окуня. Придонная тем пература тут наблюдалась + 4 ,3 градуса. Перейдя затем в районы с широ той 61°28' и долготой 41°15', а 5X" ТРД*/>£Рд Ф »0 Л к н О Л при Р а с т е т ч и с ло р а ц и о н а л и з а т о р о в Дойдя до кромки льда, «Фюлкир» последовал вдоль её на запад и вышел в район банки Дорн, открытой в прошлом году германским исследова тельским траулером «Антон Дорн». Однако и на этой банке «Фюлкир» значительных уловов не имел и про двигался далее на запад и юго-запад. Между банкой Дорн и районом Анг- магсалик, на широте 65°40' севериой и долготе 32°30' западной, при тра лении по глубинам 270— 310 мет ров уловы окуня стали достигать за 40 минут траления до 4 тонн. При донная температура тут наблюдалась от + 3 , 2 градуса до 4,3 градуса. Перейдя затем в район Ангмакса- лик и^тралируя по глубинам от 275 до 365 метров, «Фюлкир» значитель ных уловов не имел. Далее, в районе широты 63°40' северной и долготы 38°15' западной на глубинах от 215 до 240 метров вновь были обнаруже ны хорошие уловы, достигавшие за 40 минут траления от 2 до 6 тонн. В районе широты 63°20' и долго ты 39°20' на глубинах около 300 метров за 25— 30 минут траления наблюдались подъемы до 10 тонн окуня размером в среднем до 40см. Грунтовые условия в этом районе были удовлетворительные. Затем траулер последовал на юго- запад. Несмотря на то, что районы побережья Гренландии южнее шпро ты 63°30' считались по грунтовым В траловом флоте все время уве личивается количество рационализа торов и изобретателей. В 1956 году в бюро рационализации и изобрета тельства флота поступило от моря- ков-новаторов свыше 200 предложе ний — вдвое больше, чем в 1955 году. В 1957 году предполагается рас ширить штат бюро рационализации и изобретательства. Работники его будут чаще бывать в море на про мысловых кораблях и на месте помо гать новаторам. В помещении управ ления флота будет организована комната рационализаторов. Здесь им будут даваться консультации по ин тересующим их вопросам. Под руко водством опытных конструкторов они будут работать над своими пред ложениями. На каждом траулере решено соз дать комиссии содействия рациона лизаторам. Будут практиковаться отчеты старших механиков кораблей о работе по рационализации на су дах. В начале этого года выпускает ся новый темник по рационализации и изобретательству. также с широтой 60°55' и долго той 41°33' и к мысу Фарвель, суд но сделало по несколько тралений. За 12— 15 минут попадало в трал от 3 до 5 тонн окуня размером до 48 см. Однако тяжелые грунтовые условия в этих районах не позволя ли производить нормальные трале ния. Хорошая промысловая обстанов ка , обнаруженная на целом ряде от дельных банок, цепью расположен ных вдоль восточного побережья Гренландии, позволила экспедиции на траулере «Фюлкир» сдилать вы вод, что со второй половины лета, когда воды восточного побережья Гренландии очищаются ото льда, в этом районе вполне возможно вести успешный промысел окуня . Ведь перечисленные банки расположены неподалеку друг от друга, и есть воз можность при изменении обстановки, без большой потери времени перей ти с одной банки на другую. Вернувшись затем в порт Рейкья вик, траулер «Фюлкир» после 16- тидневного рейса доставил большое количество рыбы, благодаря богатым уловам окуня во вновь обнаружен ных промысловых районах. К. DLATOH. Заместитель начальника промразведки Главмур- манрыбпрома. Годовой план—к 7 ноября Один за другим включаются в со-1 тию Великого Октября, дать сверх циалистичеСкое соревнование за до- ’ срочное выполнение государственно го плана, второго года шестой пяти летки экипажи кораблей тралового флота. Моряки рефрижераторного траулера «Геническ» решили годо вую программу завершить к 40-ле- плана две тысячи центнеров рыбы (сырца), 5 процентов консервов, 0,5 процента рыбьего жира и 2,5 про цента рыбной муки. Будет увеличе на доставка свежья, повышена, сорт ность продукции и улучшена подго товка кадров,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz