Рыбный Мурман. 1957 г. Январь.
№ 3 (553), 5 января 1957 г. РЫБНЫЙ МУРМАВ ОБУМА РЫ Сводка на 1 января 1957 года я 09 Wо S S І О 9 С О Я" я о в S.3S3 Д С U с а S (.«5 “ * ° в а g “ s с і " с Ь(і,У 71,1 аи,б 1оі£,1 І31,2 35,4 1U 0,6 06,0 Траловый флот — Ьельдлнии флот — Ьаоа, аишвного лова -— ІІ0ЛД.03Ы — ѣилее 900.000 центнеров долга ни вылииу рыоы — таков результат неудовлетворительной раооты кол лективов рыоодооывающиі пред приятии нашего оассеина в іУ5и го ду. Ссылками на сложную промысло вую остановку нельзя * ооьнснить такого серьезного отставания в вы-j Наступает зимняя экзамена ционная сессия у курсантов Мурманского высшего мореход ного училища. В училище идет деятельная подготовка к ней в лабораториях, кабинетах и ма стерских. На снимке: курсанты четвер того курса судоводительского факультета (слева направо): В. СЕРГЕЕВ, Ю. ДАНИЛОВ, преподаватель электронавига- ционных приборов С. КОНО ВАЛОВ, А. БУХОНОВ и Е. НИ КОЛАЕВ на занятиях в кабине те электронавигационных при боров. Фото из «Полярной правды». + Ход СТЕРЕТЬ „БЕЛЫЕ ПЯТНА 1 С МОРСКИХ КАРТ полпенни государственного плана Вать плохо изученные районы мо- Белыми пятнами принято назы- ном тов. Чирковым была открыта - % промысловиками тралового и сель дяного флотов. Ответственность за ря. В последние годы все серьез нее поднимается вопрос об создавшееся положение несут руко _:освоении их и более детальном водители управлении и отделов, командиры производства как на ко- раолях, так и в цехах береговых изучении. В настоящее время около 80 процентов всех промысловых !квадратов считаются еще мало предприятии, которые в той или изученными по тем или другим инои степени участвуют в оослужп- вании кораолеи. Партийные, проф союзные и комсомольские организа ции не всегда достаточно активно вскрывали допускавшиеся ошибки в раоите администрации. А недостатков в работе уп равлений и отдельных судовых кол лективов в прошлом году было мно го. Так, в траловом флоте не всегда обеспечивалось четкое оперативное руководство экипажами на промыс ле, отдельные судоводители, не обла дая выдержкой, теряли много време ни на бесполезные перебежки, ма ло заботились об отличном содержа нии орудий лова, о выяснении при чин проловов. В то же время на ра боте экипажей и всего флота в целом серьезно отразилось неудовлетвори- причинам. В одних неолагоприят ный температурный режим, в дру гих плохой грунт, третьи вооб ще не изучены и являются белы ми пятнами на промысловых кар тах. А они занимают не менее 50 процентов Баренцева моря. Как же происходило и происхо дит освоение и изучение Баренце ва моря? С незапамятных времен рыба- ки-поморы Архангельской губер нии каждую весну покидали род ные места и на своих маленьких деревянных рыбацких судах выхо дили в Баренцево море. Одни из них останавливались у Канина, Колгуева или продвигались даль ше на восток. Другие волоком пе ретаскивали свои небольшие суда через перешеек полуострова Свя той Нос, или останавливались в тельное снабжение стальными троса-!Ра**оне берега, или шли к остро вам Медвежий и Шпицберген ми, тралами, их деталями и т. д. Поисковики в Баренцевом море в течение второго — четвертого квар талов держали флот на «голодном пайке», не обеспечив промысловиков удовлетворительной сырьевой базой, а работники ПИНРО оказывались беспомощными, когда коллективы флотов просили их оказать им прак тическую помощь в решении произ водственных задач. В течение года, как и прежде, флот пополнялся новыми судами, к руководству ими приходили молодые судоводители, а квалифицированной помощи им оказывалось мало. Как в траловом, так и в сельдяном флотах есть значительная группа экипажей, накопивших богатый опыт успешно го ведения промысла в любых усло виях. Опыт этот распространяется слабо. Ошибки прошлого года должны быть не только учтены —- надо вскрыть причину их возникновения, сделать все для того, чтобы они не повторялись в нынешнем году. Стра на должна получить от рыбаков Мурмана продукции больше, чем это предусматривает план. Успехи портовиков Значительного успеха в труде до бился коллектив первого погрузо- •разгрузочного участка рыбного пор та. Досрочно закончив годовую про грамму 1956 года, портовики допол нительно к плану переработали око ло 75 тысяч тонн грузов. Замечательно потрудилась брига да коммуниста тов. Іребцова. При меняя передовые методы труда при обраіботке судов, правильно расстав ляя рабочую силу, этот коллектив выполнил годовой план на 125 про центов, реализовал свое обязатель ство. Сдержали слово, перевыполнили годовые задания грузчики ■бригад тт. Сафоновой, Одинцова, Фролова, Большаковой и другие. (Грумант). К чести наших предков они пер выми освоили промысел зверя и рыоы в этих районах. Вопросы промысла, гидрологии и біиологии моря изучались и до Октябрьской революции. Но это были несистематические, неполные исследования. Специальным декре том В. И. Ленина в 1921 году был создан Морской институт, который начал всестороннее изучение мо рей в СССР. - Одним из крупных филиалов BHHi-’O является Полярный ин ститут рыбного хозяйства и океа нографии (ДИНРО). В обязанности института входит глубокое, плано мерное изучение Северного бассей на в целях полного и быстрейшего его освоения и использования. Фундамент для развития про мысла в Баренцевом море был по ложен экспедицией Н. М. іінипо- вича. В 1931 году траловый флот заключил договор с ГОИН, кото рому для ихтиологических иссле дований передан был траулер. ГОИН (Государственный океано графический институт) согласно договору должен был вести пер спективную разведку донных рыб. После этого флот стал выделять на поиски рыбы отдельные трауле ры. Так было положено начало поисковым работам в Баренцевом море. ГОИН главное внимание уде лял методике разведки рыб и за нимался изучением и освоением дальних районов. Поисковые суда занимались поисками рыбы в ос военных районах. Медленно, но уверенно шло освоение и новых промышленных районов. Были от крыты и освоены: Центральный район, Мурманское мелководье. Команда экспедиционного судна «Персей 1-й» открыла Гусиную банку. Большая заслуга в деле освое ния новых районов принадлежит и капитанам тралового флота. Капи тан тов. Кононов освоил районы Мотовского залива и у полуостро ва Рыбачий. Капитан тов. Деми дов, командуя траулером «Уссу- риец», открыл и освоил район, ко торый назван его именем. Калита- и изучена новая банка, где флот ежегодно добывает окунь. На ос нове научных данных капитан тов. Копытов предсказал наличие оку ня в одном из дальних районов, что блестяще подтвердилось и но вый район был назван его именем. А разве мало внесли труда в это дело .капитаны-поисковики тт. По пов, Кузнецов, Сухопяткин, Сама рин и многие другие. Однако с освоением промысло вых районов дело обстоит не со всем благополучно. Большая часть судоводителей, промысловиков не считает это сво им долгом и не вносит свой вклад в дело освоения тех или других районов. Работая в промысловых районах, они осваивают их и ус пешно ведут промысел, но все но вое, что они изучают, остается у них в памяти. Лишь в некоторых случаях судоводители делают до полнительную запись в своих про мысловых .дневниках. К сожале нию, надо отметить, что очень не многие судоводители ведут такие дневники. А промысловые днев ники это нужное и ценное пособие для любого судоводителя. Каждый капитан-промысловик должен прилагать к рейсовому до несению список астрономических и навигационных обсервованных то чек с глубинами. Причем, на план шетах указывать, какой замечен грунт, распределение придонной фауны, глубины, обсервованные точки, курсы, время траления, со стояние тралов на разных курсах, уловы, вооружение нижней подбо ры, ассортимент рыбы и поведение ее при изменении ветра, течения, смены дня и ночи и другие заме чания по работе у ориентира. . В свое время опровергались мненья о непригодности к промыс лу некоторых районов моря. Район побережья Норвегии так же пока считается тяжелым для лова. Но и там можно хорошо ве сти промысел. Если в настоящее время его исключительно хорошо изучил капитан тов. Сухопяткин, то недалек тот день, когда обоб щится весь опыт работы в этом районе и многие промысловики смогут успешно там работать. По этому разговоры о непригодности районов к промыслу необходимо прекратить, так как они иногда приносят значительный вред делу. В качестве примера приведем такой факт: 9 августа 1956 года траулер «Гоголь» следовал на промысел. В обсервованных квадратах 2179—2180 на глубинах 55—65 метров протяженностью 7—10 миль были показания прибора, по которым можно предполагать, что уловы за час должны быть 1,5—2 тонны. 16 августа 1956 года, де лая переход к острову Надежды в обсервованных квадратах 2321 — 2342 на глубинах 65—75 метров протяженностью 10—12 миль с запада на восток, прибором была обнаружена мощная концентрация рыбы. Можно с уверенностью ска зать, что за 1 час траления уловы могли бы быть 3—5 тонн. В обоих случаях трал не был спущен толь ко из-за того, что эти места счи таются не промысловыми, так как по предположениям там должен быть плохой грунт, задевы, камни. В различных немногочисленных статьях об этом районе говорится, что на глубинах менее 85 метров тяжелый грунт, имеются задеви- стые места и подтираются мешки. И эти высказывания сбивают с правильного пути промысловиков. Никто не отрицает, что там есть задевистые места. А в каком рай оне Баренцева моря нет задеви- стых мест? Они есть везде, но только в одних районах их меньше, а в других — больше. Разве мож но делать заключение о всем рай оне, когда в нем есть белые пят на. Так, в квадратах 2179—2180, где прибор обнаружил рыбу, на площади в 300 квадратных миль имеется только одна отметка глу бины, не указан грунт и задевы, причем на самых новых промыс ловых картах. В описаниях указан тяжелый грунт. По всей вероятности, подра зумевается наличие камней. Трау лер «Гоголь» 17 августа сделал траление в квадрате 2344 по глу бинам 60—65 метров. Тралирова- ли 35 минут и за это время ника ких повреждений не было и не по пало ни одного камня. Естествен но, что одним удачным тралением нельзя опровергать мнение о тяже лом районе. Но траление подтвер ждает, что даже в этом районе есть чистые площадки, которые необходимо обнаружить и изу чить. Возьмем в пример прибрежный район. Здесь весь промысел прохо дит исключительно на изученных площадках, длина некоторых из меряется до 1,5 мили. И все же на этих площадках брали и берут бо гатые уловы. Так, например, трау лер «Россия» в сентябре 1952 го ду на площадке у губы Трещина на глубинах 55—65 метров за 25 —30 минут траления брал уловы по 1,5—3 тонны и за 15 суток почти на одном месте выловил 250 тонн рыбы. Одной из основных причин, сдерживающих инициативу капи- танов-промысловиков по производ ству тралений в неизученных рай онах, даже твердо уверенных, что рыба в этом районе есть, — это возможность потери орудий лова, что влечет за собой материальную ответственность за перерасход се- тематериалов, боязнь не вы полнить заданий по добыче рыбы. Задача каждого промысловика сделать все для быстрейшего и полного изучения нашего бассей на. Долг и обязанность руководи телей флота и работников ПИНРО увязывать свою исследователь скую работу с ходом промысла, не допуская таких случаев, как по лучилось сейчас. В северо-запад ных районах начался промысел и промысловики ожидали, что ПИНРО направит исследователь ское судно с щдроокеанографиче- ской группой научных сотрудни ков для производства научных ра бот в районе промысла, увязав эти работы с поведением рыбы. Но, увы, никакое судно не пришло. Оказалось, что одно — в ремон те, другое — не подготовлено, третьему — намечен маршрут в высокоширотные районы. Руководители флота должны обратить серьезное внимание на сбор информаций кали танов и систематически их обоб щать. Хорошо знать свое море — вот к чему должен стремиться каждый промысловик - судоводи тель! В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Мели тополь», ЗА 50—105 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ НА ТРАУЛЕР выполнения обязательств на1 января1957 г. Наименование траулеров )ЦШ1ЛИОТИ- ік о е о б я з а - ІЬСТВО ц е н т н е р а х ) н «S X S 4* Ж X V а s a c - | 2 2 д •> Гѵ о ©© О 3" Н X. д cj я S «Некрасов» 100.000 97.657 «Добролюбов» 105.000 89.597 «Гоголь» 70.000 77.770 «Серафимович» 100.000 72.427 «Салтыков- Щедрин» 75.000 69.315 «Достоевский» 85.000 69.148 «Пушкин» 75.000 68.217 «Новороссийск» 68.000 65.704 «Чехов» 65.000 63.807 «Новиков- Прибой»- 60.000 61.223 «Н. Островский» 75.000 59.623 «Ижевск» 70.000 52.630 «Кремль» 70.000 52.195 «Сосновец» 50.000 49.262 «Ереван» 60.000 47.775 «Заволжск» 60.000 45.037 «Златоуст» 60.000 44.587 «Моржовец» 55.000 44.010 «Победа» 70.000 42.829 «Хабаровск» 60.000 42.678 «Благовещенск» 50.000 42.558 «Соловецкий» 50.000 42.274 «Кедровка» 50.000 41.797 «Каунас» 50.000 41.736 «Семга» 50.000 39.947 «Тифон» 50.000 39.849 «Ярославль» 50.000 39.669 «Лавна» 50.000 39.598 «Лот» 55.000 39.366 «Азербайджан» 50.000 38.972 «Амдерма» 50.000 38.787 «Аксай» 50.000 36.751 «Мишуков» 50.000 36.182 «Новгород» 50.000 36.096 «Сатурн» 50.000 34.790 «Шенкурск» 50.000 33.416 «Марс» 50.000 32.842 «Советск» 50.000 31.088 «Стрелок» 50.000 28.609 «Красно- гвардейск» 50.000 27.948 «Скумбрия» 50.000 27.615 ЗА 10—10,5 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ Ход выполнения обязательств на 1 января 1957 г. срѳднвх траулеров ев 5 о 3 в * 2 5 © к 2 ®-8& ® я S р 5 * ю® «■в в й. о © ч э О т о в. н •К X S £ XЯ U © в V w S fc*и * О СО сз Ч Си ш2 о ОсО CQ U wXв; ев © 632 ЖУ© 4214 . 10.000 11.213 322 683 10.000 10.174 311 4202 10.500 10.059 327 4123 10.500 9.279 312 833 10.000 8.325 293 4122 10.000 8.214 285 183 10.000 8.066 298 15 10.000 8.029 313 420 10.000 7.719 301 176 10.000 7.674 285 189 10.000 7.627 316 170 10.000 7.545 298 159 10.000 7.384 268 17 10.000 7.317 322 4218 10.000 7.313 305 Траулер доставил сельдь Более двух месяцев в водах Се верной Атлантики находился в экс периментальном рейсе рефрижера торный траулер «Северное сияние». Команда судна вела промысел сель ди разноглубинным тралом. За время плавания экипаж ко рабля выловил 500 тоня крупной атлантической сельди. Вся продук ция доставлена в порт в свежемо роженом виде. Много свежей сельди поступило в магазины Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz