Рыбный Мурман. 1957 г. Сентябрь.

УМЕЛЫЕ РУКИ ВКСТИ ИЗ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ В рыбном порту Покончив с отставанием в вы­ полнении государственного плана, моряки «Мурмансельди» наращи­ вают темпы промысла, готовят достойный трудовой подарок славному сорокалетию Советской власти. Радостные известия посту­ пают сейчас с промысловых ко­ раблей, ведущих лов в Северной Атлантике. За девять дней сентяб­ ря планировалось выловить 33330 центнеров сельди, а фактически добыто 39.921 центнер. Хороший показатель! За этими цифрами скрывается упорный труд моря­ ков, их непреодолимое стремле­ ние порадовать Родину высокими показателями в выполнении плана и социалистических обязательств. Хорошо поработали в первой де­ каде сентября экипажи средних траулеров 439, 4226, 129, 4165 и 12, где капитанами тт. Васильченко, Добровольский, Ше­ стаков, Федотов и Бойко. По со­ стоянию на 10 сентября они выло­ вили по 650— 780 центнеров сельди. ДКТИВНО участвует в пред­ октябрьском социалистиче­ ском соревновании моторист трау­ лера «Ярославль» Иван Дан&нков. Фото И. Вяткина. -------------- + -------------- Поисковики—флоту Настойчиво борется за выпол­ нение обязательства, принятого в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции, экипаж поискового тра­ улера «Микоян». В последнем рейсе команда ко­ рабля вела поиски рыбных кон­ центраций на Демидовской банке. Судоводители тщательно измеря­ ли глубины, наблюдали за темпе­ ратурным режимом воды, опреде­ ляли наличие пищи для рыбы. Все это позволило им обнаружить значительные косяки трески, на которых несколько дней успешно работали экипажи траулеров «Ре­ волюция», «Семга», «Иртыш», «Геническ», «Кинешма», «Ку­ бань», «Запорожье» н других. -----------ШІІШШІІІ---------- Еще раз о промысловом штабе Инженер промыслового отдела тралового флота тов. Боднар в за­ метке «Совершенствовать руко­ водство судами в море», опубли­ кованной в газете 29 августа, поднимает вопрос о выделении специального судна для размеще­ ния штаба по руководству флотом в море. На наш взгляд, достаточных ос­ нований для выделения такого судна нет. Конечно, централизо­ ванное руководство промыслом являлось и является основой ра­ боты тралового флота. Но вряд ли оно будет осуществляться успеш­ ней, если работники тралового флота, ПИНРО, промразведки и гидрометеослужбы соберутся на одном корабле.. Гораздо плодотвор­ ней будет протекать работа со­ трудников ПИНРО на специаль­ ных научно-исследовательских судах, работников промразведки — на поисковых судах, работни­ ков гидрометеослужбы — на плавмаяках и т. д. Следует согласиться с автором заметки в том, что работа по ру­ ководству промыслом в море ос­ тавляет желать лучшего, но для ее улучшения нет необходимости собирать группу специалистов тралового флота, ПИНРО, пром­ разведки и гидрометеослужбы на борту одного корабля. У руково­ дителя промысла всегда есть воз­ можность связаться по радио с самыми разнообразными специали­ стами, находящимися в море, по­ советоваться с ними и принять правильное решение, базирую­ щееся на всем комплексе данных ПИНРО. промразведки и гидроме­ теослужбы. В. КИРЕЕВ. Заместитель начальника управления рыбной про­ мышленности Совнар­ хоза. Некоторые замечания по теории и практике промыслового дела Идет разгрузка плавбазы, ф В бочках — сельдь, добытая моряками далеко от родных берегов — в Северной Ат­ лантике. Фото А. Петрова. ---------------------------------« Можно вполне согласиться с инженером тов. Матросовым, ко­ торый заявил в номере газеты «Рыбный Мурмаи» от 28 февраля, что в настоящее время теория тра­ ла по сули дела вообще отсутст­ вует, что она не может развивать­ ся в отрыве от практики, ее надо создать, исходя из практических задач промысла. О слабом развитии теории тра­ ла говорит и то, что специалисты, работающие над проблемами про­ мыслового дела, одностороини в своих изысканиях. Ведь послед­ ние годы флот не получил на воо­ ружение ни одной новой ориги­ нальной конструкции трала, очень мало сделано для повышения уловистости существующих кон­ струкций орудий лова. Необходи­ мо также больше заниматься изы­ сканиями скрытых резервов в орудиях лова, которые приняты на вооружение флота. Для обсуждения новых предло­ жений, практических данных и теоретических материалов требует­ ся постоянная информация в печа­ ти. Уже напечатанные статьи по теории промыслового дела в газе­ те «Рыбный Мурман» интересуют многих моряков тралового флота и находят у них живой отклик. Ха­ рактерно выступление капитана траулера «Амдерма» тов. А. Лебе­ дева «Почему происходят заверты тралов» по поводу статьи инжене­ ра тов. Матросова «Почему проис­ ходят заверты трала и как с ними бороться». Выдвинутые тов. А. Ле­ бедевым положения вскрывают причины производственного ха­ рактера завертов трала и дают рекомендации эффективных мер борьбы с ними. Интересно знать дальнейшее суждение по этому вопросу, так как тов. Матросов считает, что заверты трала про­ исходят в большинстве случаев по техническим причинам, а имен­ но от неправильной работы трало­ вых досок. Есть еще ряд значительных вы­ ступлений по содержанию пуб­ ликуемых материалов теории про­ мыслового дела, что должно ин­ тересовать специалистов, работа­ ющих в этой отрасли науки. С этой позиции я считаю необ­ ходимым высказать ряд замеча­ ний по поводу двух статей пре­ подавателя Мурманского Высше­ го мореходного училища тов. Фридмана. Первая статья в «Рыб­ ном Мурмане»— «Некоторые воп­ росы взаимодействия трала и тра­ улера», в третьем пункте которой автор излагает методику опреде­ ления максимальной тяги и ско­ рости при тралении. Методика позволяет несложным путем полу­ чить данные для оценки промыс­ лового использования силовой установки траулера. Автор ссы­ лается на небольшую эффектив­ ность расчета предельной тяги, хотя данных для выполнения это­ го расчета достаточно. Возникает вопрос, достаточно ли все-таки данных для расчета сопротивле­ ния трала в зависимости от ско­ рости траления? Известно, что прибора для определения сопро­ тивления трала с полным воору­ жением еще нет, сопротивление определяется для каждой части трала отдельно, а затем суюги- руется. Причем сопротивление сет­ ной части испытывается на моде­ лях, которые дают далеко не точ­ ные данные. Характеристики со­ противления тралов, полученные экспериментальным путем, дают частный случай решения этого вопроса и не учитывают те много­ численные факторы, от которых зависит сопротивление трала в рабочих условиях. Так что специ­ фичность расчета сопротивления трала очевидна и требует всесто­ роннего теоретического и практи­ ческого обоснования. Поспешность с выводами, по той же причине, сказывается и во второй статье тов. Фридмана «Регулирование скорости траления на траулерах типа «Пушкин», напечатанной в журнале «Рыбное хозяйство» N5 2 аа февраль 1957 года. График регулирования скорости, предло­ женный автором, на мой взгляд, не дает удовлетворительных данных для судоводителей и поэтому не применим в промысловой прак­ тике. Неудача кроется в том, что требовалось более детальное рас­ смотрение вопросов сопротивления тралов с учетом опытных данных за более продолжительное время. Для выбора скорости траления следует учитывать число оборо­ тов и условия погоды. Но для каж­ дого отдельного случая промыс­ ловики должны учитывать: дли ну вытравленных ваеров, глуби­ ну, грунт, схему вооружения нижней подборы трала, течение, концентрацию рыбы, время тра­ ления, курс траления, ведущий на подъем или склсщ промысловой банки. Для подтверждения сказанного приведу пример регулирования скорости траления на траулере «Сталинабад». Для наглядности покажу это в таблице, отражая влияние на скорость превалирую­ щих факторов. Пз таблицы видно, что увели­ чение скорости в пункте X* 1 Сна малых глубинах) за счет длины вытравленных ваеров значитель­ но повышает уловистость трала. В пункте № 2 наблюдается обрат­ ное явление, так как при увели­ чении скорости подплывает ниж­ няя подбора, уловы снижаются. Утяжеление нижней подборы тра­ ла дополнительными грузами ма­ ло эффективно и не дает результа­ тов. Для промежуточных глубин имеются также данные с учетом различных условий, которые здесь приводить нет необходимо­ сти, ибо данные вышеуказанной таблицы наглядно показывают, что график регулирования скоро­ сти траления, предложенный тов. Фридманом, нуждается в су­ щественной переработке. А на взгляд многих промысловшсов. он мало возможен для общего поль­ зования упомянутых типов судов. Помимо тех разнообразных ус­ ловий, которые действуют на ско­ рость траления, каждый корабль в отдельности имеет свои индиви­ дуальные качества, которые не могут быть систематизированы в общую величину и от которых за­ висит скорость траления. Поэтому на каждом корабле имеются соб­ ственные данные для скорости траления в различных условиях, которые вырабатываются в ре­ зультате длительной практики. В заключение статьи мне хочет­ ся сказать, что главный источник теории промыслового дела нахо­ дится в непрерывной связи с жизнью промыслового флота, с практическими задачами совер­ шенствования техники добычи рыбы. А. КАРАПУЗОВ. Старший помощник ка­ питана траулера «Стали­ набад». СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКОРОСТИ ОТ ЧИСЛА ОБОРОТОВ НА ПРЕДЕЛЬНО МАЛЫХ И БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ ДЛЯ ТРАЛА КОНСТРУКЦИИ 31,2 м. СХЕ МА ВООРУЖЕНИЯ НИЖНЕИ ПОДБОРЫ «УНИВЕРСАЛЬНАЯ» « sп О 5 >> s п стЗ Ю >» 2 05 OS О*<v сОИ 3н а- зо X со со >» тл н о оCUо X о и СО с:ч со ѴО Ч) о« оя н аз >> CU с - н га 3 п О е:>* район промысла 1. 30—70 400 90—95 3.9—4.2 2—3 1а. 30—70 250 75—78 3,0—3.4 2—3 2. 450—500 1200 85—88 3.5—3.8 1—3 2-а. 450—500 1200 76—80 2.6—3.2 1—3 Мелкий камень ракушка твердый «.чистый крупный камень 1,5—2 п-в Рыбачий 0.5—1 у маяка Вайдагубсний 1.5—2 Ньюфаундл. башка. 3—4 « Вот иуда уходит промысловое время В этом году траулер «Анатолий Бредов» в море пробыл всем лишь 139 дней, вместо 187. За это время экипаж при годовом плане в 11200 центнеров рыбы добыл 9300 центнеров. На первый взгляд кажется, что это не плохо. Однако это не так! За те лишние 58 суток, что мы простояли в порту, можно было добыть много рыбы. Куда же ушло это время? Кто повинен в его разбазаривании? Беда в том, что завод междурейсо­ вого ремонта задерживает суда в порту сверх графика. В этом году наш траулер ни разу еще не ушел в море в назна­ ченный срок. Время отхода наз­ начается на совещаниях-«графи- ках» без учета реальных возмож­ ностей. Приведем несколько при­ меров. Один из очередных отходов корабля в море был назначен На 7 августа. Но из-за того, что рабо­ чие междурейсовог# ремонта не справились своевременно с зада­ нием, корабль простоял в порту шесть суток. 30 августа судно возвратилось в порт из следующем рейса. Нужно было отремонтировать ди­ намо-машину. Руководители заво­ да приняли заказ от моряков и обязались закончить работу к 18 часам 5 сентября. Учитывая обе­ щания судоремонтников, выход траулера на промысел был назна­ чен на 20 часов этого же дня. Не как это бывало и раньше, судоре­ монтники не сдержали своего сло­ ва. Шли дни, а сроки отхода судна в море систематически переноси­ лись. Только 8 сентября в 8 часов утра корабль, наконец, отвалил от причала и взял курс в открытое море. За те 61 час, которые про­ мысловики вынуждены были сверх графика простоять в порту, они смогли бы не только дойти до ме­ ста промысла, но и уложить в трюмы изрядное количество рыб­ ной продукция. Экипаж нашего корабля как и все моряки, да, кстати сказать, и судоремонтники, приняли па себя в честь 40-й годовщины Великого Октября ответственные обязатель­ ства. Однако из-за того, что на заводе междурейсового ремонта есть еще люди, которые не умеют организовать свой труд, не до- рожат своим и чужим временем, моряки не могут успешно справ­ ляться со своими обязательства­ ми. Если бы корабли находились в море столько, сколько положено по плану, государство получило бы дополнительно многие тысячи центнеров рыбы. Ф. МОЛОДЦОВ Первый помощник капи­ тана траулера «Анато­ лий Бредов». РЫБНЫЙ МУРМАН 12 сентября 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz