Рыбный Мурман. 1957 г. Сентябрь.
Августовский план до бычи рыбы траловый флот не выполнил. Ка ких условий промысла можно ожидать в сен тябре? Опыт предыдущих лет говорит о том, что в августе и сентябре концентрации рыбы становятся менее плотными. Улов на час тра- Перспективы тралового промысла в сентябре ЗАСЛУЖЕННЫЙ АВТОРИТЕТ Л. мысловой обстановки следует ожидать в Западно-Прибрежном районе и прилегающих частях Восточно-Прибрежного района и ления снижается иногда более Кильдинской бавки, где возмож- чем вдвое. В сентябре треска ны высокие концентрации тре- обычно достигает самых восточ- ски и пикши. ^Іккша может по- ных и северо-восточных границ явиться и на Еанинской байке, а Баренцева моря и рассредоточи- к концу месяца — на Канино- вается на обширных площадях Колгуевском^мелководье. Из цент- северной части Новоземельского ральных районов наиболее пер- мелководья, на возвышенности спективны Мурманское мелко- Персея и в других районах. водье и его Северный склон, а В текущем году подход» тресжл также соседние квадраты Мурман- в прибрежные и центральные с®0® банки, районы были очень слабыми. Промысловые концентрации зо- Вдоль побережья она не продай- лотистого окуня ( е примесью нулась далее Харлова. В районах, трески) будут периодически по- лежащих вдоль основной струи являться на Демвдовсхой балке и Мурманского течения, вообще не в Норвежском желобе, было обнаружено ее концентра- На северо-западе крупная и ций, обеспечивающих промысел, ровная треска, откармливаясь Сильно запаздывает сейчас и пе- » » .моивои, продолжит движение на редвижение пикши, которая пока не достигла мыса Канина. Подход рыбы к Мурманскому побережью по-видимому еще про должается с запада, судя хотя бы по периодическому появлению косяков на Кильдвпской банке. Экспедиционный корабль ПИНРО «Персей-2» на днях обследовал западные склоны Мурманской банки и всюду имел подъемы по два— три центнера. Не исключе но, что рыба продвигается в по основной струе, на Мурманское мелководье и его Северный склон. На стыке этих двух районов сей час успешно работает группа про мысловых трауров , главным об разом архангельских» Условия обитания рыбы в сен тябре будут благоприятными. Тем пература придонных слое® воды повысится (пока что оіна ниже среднемноголетнего уровня). И прибрежные и центральные рай оны довольно богаты капшаком — основной летней пищей трески и пикши. Таким образом, нет ос нований ожидать резкого ухуд шения промысловой обстановки в. сентябре. Продвижение рыбы на восток может в этом году сыграть положительную роль. Улов на час траления в сентябре если и будет ниже, чем в августе, то лишь незначительно. А по скольку месячный план добычи рыбы уменьшен на 25 процентов, то флот сможет в этом месяце лучше справляться с выполнени ем суточных заданий. Наиболее благоприятной про восток, через район Надежды, возвышенность Персея и Цент ральную возвышенность. Поисковой работой должны быть охвачены не только пере численные районы. Необходимо проверять и ряд других зон лова, расположенных на основных миг рационных путях трески — Нордкинскую, Финмаркеяекую, Мурманскую банки, а также все склоны Медвежинской банки. Из дальних районов, кроме банки Флемиш-жап, благоприят ные условия промысла могут соз даваться в Дэвисовом и в Датском проливах ( в частности, на банке «Антон Дорн»). Все эти районы необходимо тщательно обследо вать судами перспективной раз ведки. К. КОНСТАНТИНОВ. Старший научный сот рудник ПИНРО, канди дат биологических наук. Большим авторитетом на траулере «Галич» пользу ется рыбный мастер Александр Руниевич. До прихода на корабль он учился на курсах технологов при школе усо вершенствования командного состава. Молодой моряк стремился в совершенстве изучить свое дело, чтобы не краснеть потом перед товарищами по работе. Ведь не сек рет, что часто результаты труда экипажей оказываются не высокими из-за неудовлетворительной обработки и ук ладки рыбы. У Александра таких случаев нет, сортность сдаваемой продукции всегда выше плановой. Тщательно выполняя требования ин структора по хранению ры бы, помогая морякам осва ивать лучшие приемы обра ботки и укладки ее, тов. Рун- кевич способствует перевы полнению плановых показа телей, осуществлению обяза тельств, принятых в честь 40-й годовщины Великого Октября. На снимке — рыб ный мастер траулера «Га лич» Александр Рункевич. Фото П. Щиклина. Дорогу бесквартропному тралу ! 1 Многие судоводители тралового флота на стра ницах «Рыбного Мурмана» высказывают свои мысли о том, какими должны быть орудия лова. Опыт нескольких последних лет подсказал мне и моим товарищам капитанам тт. Низгереву, В. Кузнецову и другим, что наиболее удобным и рациональным типом трала является бесквар- тропный. В настоящее время на ряде судов применяется бесквартропный трал. Но способ его подъема осуществляется по-разному. Мало того, некоторые судоводители отказываются от работы тралом без квартропов, не сумев воспользоваться его удобством и продуктивностью. Как всякое новое дело, освоение трала без квартропов требует на стойчивой работы. В своей статье я хочу еще раз рассказать о том, как мы со своим коллективом постепенно на шли самый удобный способ работы тралом без квартропов. Промышляя больше года этим тра лом, мы убедились, что на тяжелых грунтах он авариям подвергается гораздо меньше. Уловы его выше, чем обычно. За основу мы взяли трал, предложенный Мурманской экспериментальной базой. В 1956 году обстоятельства заставили нас при менить бесквартропный трал на тяжелых грун тах. Было это на банке «Розенгартен» и Исланд ских банках. После такой пробы, командуя трау лером «Кронштадт», я решил ознакомить коллек тив с бесквартропный тралом и применил его у себя на корабле. вежинской и Зюйдкапской банках, на Норвежском жёлобе, у побережья Мурмана, мы не имели серьезных повреждений трала. Даже при задевах сетей за грунт удавалось сплошь и рядом снимать с грунта трал почти без повреждений или с очень незначительными повреждениями. Наш коллектив освоил работу с тралом без квартропов и хорошо понял выгоды работы с ним. Нужно только сме лей осваивать новый способ работы тралом без квартропов. Мы работаем 25-метровым тралом с дополни тельными лапками по два метра на сторону. По этому грунтроп также на два метра длиннее (на сторону). Голый грунтроп составляем из двух частей.. К чекелю, соединяющему эти части грунт- ропа, мы подсоединяем лапку длиной 3 метра 65 сантиметров. Траловые доски мы полностью отключаем при подъеме трала и включаем при спуске, заменяя восьмерку специальным гачком, предложенным промысловым отделом. При подходе клячовок бе рем их на гачек, даем слабину кабелям, отсоеди- | дится обращаться в мастерские Дело за снабженцами Готовясь достойно встретить 40-ю годовщину Великого Октяб ря, машинные команды кораблей сельдяного флота проводят боль шую работу по уходу за судовыми механизмами. В этом году ваш* механики и мотористы дали слово выполнить своими силами ремонт ные работы объемом в 250 ты сяч нормо-часов. Свое обязатель ство моряки с честью выполняют. С начала года ими уже произведе но ремонтных работ объемом бо лее чем в 200 тысяч нормо-ча сов. Это позволило сэкономить большие денежные средства, раз грузить береговые судоремонтные предприятия, а главное — спо собствовало увеличению добычи рыбы. Механики многих судов произ водят профилактический ремонт главных двигателей и вспомога тельных механизмов непосред ственно в море. Часто им прихо- няем клячовку и, продолжая вирать кабеля, вы тягиваем грунтроп и хатлайн в одну линию. При этом и верхняя и нижняя подбора вытягиваются ровно. Чтобы перевалить бобинцы с хатлайном на борт, мы джильсоном подхватываем крыловой грунтроп, и обе подборы заваливаем на борт. Удобство при этом способе очевидно. Но он тре бует сноровки и навыка. Надо добиваться того, чтобы при стравливании трала на борт, он легко ! плавбаз, чтобы изготовить ту или иную деталь. У работников ма стерских имеются для этого воз можности: неплохие помещения отличное оборудование. Но не редко они не могут выполнять за казов промысловиков, так как не имеют нужных материалов. Возь мем для примера плавбазу «Па мяти Кирова». Она оборудована обоих бортах. Однако осуществили свои планы гораздо проще. После вываливания мешка мы бе- еще раньше — к 1 мая. рем патентом за квартропную цепку и небольшим Имея опыт работы с бесквартропным тралом, я подъемом вываливаем обе Подборы за борт. В оргтехплане на 1957 год у нас было запла- и удобно ложился. Дальнейший подъем улова $ современными станками, на ко пировано освоение трала без квартропов на ле- осуществляется как обычно при помощи стропов $ торых можно обрабатывать слож- вом борту. В первом и во втором кварталах мы (удавного и дележного). $ ные детали. Но на ней, как и на обязались освоить это орудие лова для работы на Вывалка трала за борт производится при этом $ других плавбазах, нет нужных ма териалов. Отдел снабжения «Мурман- сельди» плохо заботится о нуж дах промысловиков, не обеспечи вает корабли веем необходимым. Плавбаза «Памяти Кирова» простояла перед рейсом в порту полтора месяца. Заяв ка на нужные материалы был» дана старшим механиком свое временно. Но снабже-іцы не удов летворили ее. И сейчас в море мо ряки испытывают большие за< рекомендую всем капитанам промысловых судов хорошо ознакомиться е ними и смело внедрить на промысле. Это поможет работать в трудных ус ловиях грунта, особенно у берегов, кроме того повысит вылов рыбы. Много раз работая на Мед- Далыпе спуск осуществляется как у обычного трала. И. КАРПЕНКО. Капитан тралового флота. УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ приборы И не надо бояться, что пойдешь по обловленному месту. Траулеры должны полным хо- В настоящее время в сельдяном облавливать их. С судна, у кото- богатым уловом. Суда же, не дом, если позволяет погода, обой- труднения. и траловом флотах мало судово- рого есть нужные приборы, мож- имеющие гидроакустических при- ти вероятные места хода рыбы и На всех базах имеются подшки- дителей, которые не доверяют гид- но узнать суточную миграцию ры- боров, в большинстве своем^ не не спускать трала до тех пор, по- перы, которые должны достав- роакустическим приборам. Однако бы, как вертикальную, так м го- выполняют рейсовых заданий. ка не обнаружится рыба у грун- лять в море промысловое и тех- следует отметить, что не всякие ризонтальную. Нужно брать про- Что же надо предпринять, что- та- Такой метод разведки заме- ническое снабжение. Но, как пра- показания приборов дают искомую бы воды, измерять ее температу- бы на этой подвижной, разрежен- иит работУ пяти СУД°В> Работа- вило, из технического снабжения, рыбу. Чтобы хорошо изучить при- б чаѵччыр пабп- ной пыбе все же увеличить ее ГОЩИХ С 9Х0Л0тами- Даже пикш? кроме перчаток, мыла, соды, элек- боры, следует провести проверку ру й вообще BecJ® науччые рабо рыое все же увеличить ее „ ту хорошо показывает гидроло- троламп на корабли с берега »и- их показаний. А это не всегда вы- на косяке рыб. вылов. Во-первых, здесь нужна катор. А ведь цикша питается чего не поступает. Особенную полнимо. Моряки сельдяного фло- Поведение рыбы в Баренцевом оперативность. Каждую группу ракушками и все время проводит нужду испытывают члены ма та уже научились спускать сети море за последние два года резко судов должен обслуживать поис- У грунта. шинных команд в изоляционной на глубину более 100 метров и ИЗМенилось. Она не стоит на од- ковый траулер, имеющий хотя бы „ Все места’ г,де в т° лще воды лент«’ олове и многих д^ гях проперять показания эхолотов. . . с помощью приборов обнаружив*- териалах. Все это сильно затруд- Другое дело в траловом флоте. ном месте>а все вРемя находится дну фишлупу. А если группа ются скопления рыбы, пока нет няет нашу работу, мешает яашин- Показания приборов здесь дают в движении как вертикально, большая, то в ней должно быть камер-гидростатов или подводных в толще воды присутствие рыбы так и горизонтально. Концентра- Два или три таких судна. Эти ко- телевизоров, должны наноситься или рачков. А проверить это нет ции ее обычно наблюдаются не- рабли, при обнаружении рыбы, на nP0MbICfl0Bbie карты и прове- п „ , / \ я ряться как можно чаще, возможности. Сейчас, когда с пла- большими косяками (пятнами). И должны давать заметные сигналы г й - . J Быстрее, смелее нужно осваи- ном вылова рыбы дело обстоит вот если команда судна (в боль- как днем, так и ночью. вать и устанавливать иа кораб- плохо, очень важно узнать, что шинстве своем это траулеры ти- Надо успеть взять рыбу пока лях гидролокаторы, которые во находится в толще воды. Если мы па «Пушкин») нащупала прябо- она у грунта. А когда поднимет- многом облегчат поиск и облов узнаем, что идут косяки промыс- рами такое пятно, то она делает ся, будет уже поздно, она в трал Ры^ньіх концентраций, будут е я» способствовать повышечяю уло- ловых рыб, то здесь следует дер- прицельные траления и почти не попадется. Капитанам промыс- ол,„вив* жать траулеры и следить за дви- всегда имеет хорошие уловы. И, ловых кораблей нужно придержи- с . ЕДЕМСКіШ. жением косяков в толще воды, как правило, траулеры типа ваться курсов поисковых судов Капитан тралового фло- т т т А когда они спустятся к грунту, «Пушкин» возвращаются в порт с ил« даже ходить им в кильватер. та. ным командам успешно справ ляться со своими социалистиче скими обязательствами. Работни кам отдела снабжения «Мурман- сельди» следует улучшить свою деятельность. В. ВИШНЕВСКИИ. Главный механик сель дяной экспедиции. РЫБНЫЙ МУРМАН 10 сентября 1957 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz