Рыбный Мурман. 1957 г. Сентябрь.

Августовский план до­ бычи рыбы траловый флот не выполнил. Ка­ ких условий промысла можно ожидать в сен­ тябре? Опыт предыдущих лет говорит о том, что в августе и сентябре концентрации рыбы становятся менее плотными. Улов на час тра- Перспективы тралового промысла в сентябре ЗАСЛУЖЕННЫЙ АВТОРИТЕТ Л. мысловой обстановки следует ожидать в Западно-Прибрежном районе и прилегающих частях Восточно-Прибрежного района и ления снижается иногда более Кильдинской бавки, где возмож- чем вдвое. В сентябре треска ны высокие концентрации тре- обычно достигает самых восточ- ски и пикши. ^Іккша может по- ных и северо-восточных границ явиться и на Еанинской байке, а Баренцева моря и рассредоточи- к концу месяца — на Канино- вается на обширных площадях Колгуевском^мелководье. Из цент- северной части Новоземельского ральных районов наиболее пер- мелководья, на возвышенности спективны Мурманское мелко- Персея и в других районах. водье и его Северный склон, а В текущем году подход» тресжл также соседние квадраты Мурман- в прибрежные и центральные с®0® банки, районы были очень слабыми. Промысловые концентрации зо- Вдоль побережья она не продай- лотистого окуня ( е примесью нулась далее Харлова. В районах, трески) будут периодически по- лежащих вдоль основной струи являться на Демвдовсхой балке и Мурманского течения, вообще не в Норвежском желобе, было обнаружено ее концентра- На северо-западе крупная и ций, обеспечивающих промысел, ровная треска, откармливаясь Сильно запаздывает сейчас и пе- » » .моивои, продолжит движение на редвижение пикши, которая пока не достигла мыса Канина. Подход рыбы к Мурманскому побережью по-видимому еще про­ должается с запада, судя хотя бы по периодическому появлению косяков на Кильдвпской банке. Экспедиционный корабль ПИНРО «Персей-2» на днях обследовал западные склоны Мурманской банки и всюду имел подъемы по два— три центнера. Не исключе­ но, что рыба продвигается в по основной струе, на Мурманское мелководье и его Северный склон. На стыке этих двух районов сей­ час успешно работает группа про­ мысловых трауров , главным об­ разом архангельских» Условия обитания рыбы в сен­ тябре будут благоприятными. Тем­ пература придонных слое® воды повысится (пока что оіна ниже среднемноголетнего уровня). И прибрежные и центральные рай­ оны довольно богаты капшаком — основной летней пищей трески и пикши. Таким образом, нет ос­ нований ожидать резкого ухуд­ шения промысловой обстановки в. сентябре. Продвижение рыбы на восток может в этом году сыграть положительную роль. Улов на час траления в сентябре если и будет ниже, чем в августе, то лишь незначительно. А по­ скольку месячный план добычи рыбы уменьшен на 25 процентов, то флот сможет в этом месяце лучше справляться с выполнени­ ем суточных заданий. Наиболее благоприятной про­ восток, через район Надежды, возвышенность Персея и Цент­ ральную возвышенность. Поисковой работой должны быть охвачены не только пере­ численные районы. Необходимо проверять и ряд других зон лова, расположенных на основных миг­ рационных путях трески — Нордкинскую, Финмаркеяекую, Мурманскую банки, а также все склоны Медвежинской банки. Из дальних районов, кроме банки Флемиш-жап, благоприят­ ные условия промысла могут соз­ даваться в Дэвисовом и в Датском проливах ( в частности, на банке «Антон Дорн»). Все эти районы необходимо тщательно обследо­ вать судами перспективной раз­ ведки. К. КОНСТАНТИНОВ. Старший научный сот­ рудник ПИНРО, канди­ дат биологических наук. Большим авторитетом на траулере «Галич» пользу­ ется рыбный мастер Александр Руниевич. До прихода на корабль он учился на курсах технологов при школе усо­ вершенствования командного состава. Молодой моряк стремился в совершенстве изучить свое дело, чтобы не краснеть потом перед товарищами по работе. Ведь не сек­ рет, что часто результаты труда экипажей оказываются не высокими из-за неудовлетворительной обработки и ук­ ладки рыбы. У Александра таких случаев нет, сортность сдаваемой продукции всегда выше плановой. Тщательно выполняя требования ин­ структора по хранению ры­ бы, помогая морякам осва­ ивать лучшие приемы обра­ ботки и укладки ее, тов. Рун- кевич способствует перевы­ полнению плановых показа­ телей, осуществлению обяза­ тельств, принятых в честь 40-й годовщины Великого Октября. На снимке — рыб­ ный мастер траулера «Га­ лич» Александр Рункевич. Фото П. Щиклина. Дорогу бесквартропному тралу ! 1 Многие судоводители тралового флота на стра­ ницах «Рыбного Мурмана» высказывают свои мысли о том, какими должны быть орудия лова. Опыт нескольких последних лет подсказал мне и моим товарищам капитанам тт. Низгереву, В. Кузнецову и другим, что наиболее удобным и рациональным типом трала является бесквар- тропный. В настоящее время на ряде судов применяется бесквартропный трал. Но способ его подъема осуществляется по-разному. Мало того, некоторые судоводители отказываются от работы тралом без квартропов, не сумев воспользоваться его удобством и продуктивностью. Как всякое новое дело, освоение трала без квартропов требует на­ стойчивой работы. В своей статье я хочу еще раз рассказать о том, как мы со своим коллективом постепенно на­ шли самый удобный способ работы тралом без квартропов. Промышляя больше года этим тра­ лом, мы убедились, что на тяжелых грунтах он авариям подвергается гораздо меньше. Уловы его выше, чем обычно. За основу мы взяли трал, предложенный Мурманской экспериментальной базой. В 1956 году обстоятельства заставили нас при­ менить бесквартропный трал на тяжелых грун­ тах. Было это на банке «Розенгартен» и Исланд­ ских банках. После такой пробы, командуя трау­ лером «Кронштадт», я решил ознакомить коллек­ тив с бесквартропный тралом и применил его у себя на корабле. вежинской и Зюйдкапской банках, на Норвежском жёлобе, у побережья Мурмана, мы не имели серьезных повреждений трала. Даже при задевах сетей за грунт удавалось сплошь и рядом снимать с грунта трал почти без повреждений или с очень незначительными повреждениями. Наш коллектив освоил работу с тралом без квартропов и хорошо понял выгоды работы с ним. Нужно только сме­ лей осваивать новый способ работы тралом без квартропов. Мы работаем 25-метровым тралом с дополни­ тельными лапками по два метра на сторону. По­ этому грунтроп также на два метра длиннее (на сторону). Голый грунтроп составляем из двух частей.. К чекелю, соединяющему эти части грунт- ропа, мы подсоединяем лапку длиной 3 метра 65 сантиметров. Траловые доски мы полностью отключаем при подъеме трала и включаем при спуске, заменяя восьмерку специальным гачком, предложенным промысловым отделом. При подходе клячовок бе­ рем их на гачек, даем слабину кабелям, отсоеди- | дится обращаться в мастерские Дело за снабженцами Готовясь достойно встретить 40-ю годовщину Великого Октяб­ ря, машинные команды кораблей сельдяного флота проводят боль­ шую работу по уходу за судовыми механизмами. В этом году ваш* механики и мотористы дали слово выполнить своими силами ремонт­ ные работы объемом в 250 ты­ сяч нормо-часов. Свое обязатель­ ство моряки с честью выполняют. С начала года ими уже произведе­ но ремонтных работ объемом бо­ лее чем в 200 тысяч нормо-ча­ сов. Это позволило сэкономить большие денежные средства, раз­ грузить береговые судоремонтные предприятия, а главное — спо­ собствовало увеличению добычи рыбы. Механики многих судов произ­ водят профилактический ремонт главных двигателей и вспомога­ тельных механизмов непосред­ ственно в море. Часто им прихо- няем клячовку и, продолжая вирать кабеля, вы­ тягиваем грунтроп и хатлайн в одну линию. При этом и верхняя и нижняя подбора вытягиваются ровно. Чтобы перевалить бобинцы с хатлайном на борт, мы джильсоном подхватываем крыловой грунтроп, и обе подборы заваливаем на борт. Удобство при этом способе очевидно. Но он тре­ бует сноровки и навыка. Надо добиваться того, чтобы при стравливании трала на борт, он легко ! плавбаз, чтобы изготовить ту или иную деталь. У работников ма­ стерских имеются для этого воз­ можности: неплохие помещения отличное оборудование. Но не­ редко они не могут выполнять за­ казов промысловиков, так как не имеют нужных материалов. Возь­ мем для примера плавбазу «Па­ мяти Кирова». Она оборудована обоих бортах. Однако осуществили свои планы гораздо проще. После вываливания мешка мы бе- еще раньше — к 1 мая. рем патентом за квартропную цепку и небольшим Имея опыт работы с бесквартропным тралом, я подъемом вываливаем обе Подборы за борт. В оргтехплане на 1957 год у нас было запла- и удобно ложился. Дальнейший подъем улова $ современными станками, на ко­ пировано освоение трала без квартропов на ле- осуществляется как обычно при помощи стропов $ торых можно обрабатывать слож- вом борту. В первом и во втором кварталах мы (удавного и дележного). $ ные детали. Но на ней, как и на обязались освоить это орудие лова для работы на Вывалка трала за борт производится при этом $ других плавбазах, нет нужных ма­ териалов. Отдел снабжения «Мурман- сельди» плохо заботится о нуж­ дах промысловиков, не обеспечи­ вает корабли веем необходимым. Плавбаза «Памяти Кирова» простояла перед рейсом в порту полтора месяца. Заяв­ ка на нужные материалы был» дана старшим механиком свое­ временно. Но снабже-іцы не удов­ летворили ее. И сейчас в море мо­ ряки испытывают большие за< рекомендую всем капитанам промысловых судов хорошо ознакомиться е ними и смело внедрить на промысле. Это поможет работать в трудных ус­ ловиях грунта, особенно у берегов, кроме того повысит вылов рыбы. Много раз работая на Мед- Далыпе спуск осуществляется как у обычного трала. И. КАРПЕНКО. Капитан тралового флота. УМЕЛО ИСПОЛЬЗОВАТЬ приборы И не надо бояться, что пойдешь по обловленному месту. Траулеры должны полным хо- В настоящее время в сельдяном облавливать их. С судна, у кото- богатым уловом. Суда же, не дом, если позволяет погода, обой- труднения. и траловом флотах мало судово- рого есть нужные приборы, мож- имеющие гидроакустических при- ти вероятные места хода рыбы и На всех базах имеются подшки- дителей, которые не доверяют гид- но узнать суточную миграцию ры- боров, в большинстве своем^ не не спускать трала до тех пор, по- перы, которые должны достав- роакустическим приборам. Однако бы, как вертикальную, так м го- выполняют рейсовых заданий. ка не обнаружится рыба у грун- лять в море промысловое и тех- следует отметить, что не всякие ризонтальную. Нужно брать про- Что же надо предпринять, что- та- Такой метод разведки заме- ническое снабжение. Но, как пра- показания приборов дают искомую бы воды, измерять ее температу- бы на этой подвижной, разрежен- иит работУ пяти СУД°В> Работа- вило, из технического снабжения, рыбу. Чтобы хорошо изучить при- б чаѵччыр пабп- ной пыбе все же увеличить ее ГОЩИХ С 9Х0Л0тами- Даже пикш? кроме перчаток, мыла, соды, элек- боры, следует провести проверку ру й вообще BecJ® науччые рабо рыое все же увеличить ее „ ту хорошо показывает гидроло- троламп на корабли с берега »и- их показаний. А это не всегда вы- на косяке рыб. вылов. Во-первых, здесь нужна катор. А ведь цикша питается чего не поступает. Особенную полнимо. Моряки сельдяного фло- Поведение рыбы в Баренцевом оперативность. Каждую группу ракушками и все время проводит нужду испытывают члены ма­ та уже научились спускать сети море за последние два года резко судов должен обслуживать поис- У грунта. шинных команд в изоляционной на глубину более 100 метров и ИЗМенилось. Она не стоит на од- ковый траулер, имеющий хотя бы „ Все места’ г,де в т° лще воды лент«’ олове и многих д^ гях проперять показания эхолотов. . . с помощью приборов обнаружив*- териалах. Все это сильно затруд- Другое дело в траловом флоте. ном месте>а все вРемя находится дну фишлупу. А если группа ются скопления рыбы, пока нет няет нашу работу, мешает яашин- Показания приборов здесь дают в движении как вертикально, большая, то в ней должно быть камер-гидростатов или подводных в толще воды присутствие рыбы так и горизонтально. Концентра- Два или три таких судна. Эти ко- телевизоров, должны наноситься или рачков. А проверить это нет ции ее обычно наблюдаются не- рабли, при обнаружении рыбы, на nP0MbICfl0Bbie карты и прове- п „ , / \ я ряться как можно чаще, возможности. Сейчас, когда с пла- большими косяками (пятнами). И должны давать заметные сигналы г й - . J Быстрее, смелее нужно осваи- ном вылова рыбы дело обстоит вот если команда судна (в боль- как днем, так и ночью. вать и устанавливать иа кораб- плохо, очень важно узнать, что шинстве своем это траулеры ти- Надо успеть взять рыбу пока лях гидролокаторы, которые во находится в толще воды. Если мы па «Пушкин») нащупала прябо- она у грунта. А когда поднимет- многом облегчат поиск и облов узнаем, что идут косяки промыс- рами такое пятно, то она делает ся, будет уже поздно, она в трал Ры^ньіх концентраций, будут е я» способствовать повышечяю уло- ловых рыб, то здесь следует дер- прицельные траления и почти не попадется. Капитанам промыс- ол,„вив* жать траулеры и следить за дви- всегда имеет хорошие уловы. И, ловых кораблей нужно придержи- с . ЕДЕМСКіШ. жением косяков в толще воды, как правило, траулеры типа ваться курсов поисковых судов Капитан тралового фло- т т т А когда они спустятся к грунту, «Пушкин» возвращаются в порт с ил« даже ходить им в кильватер. та. ным командам успешно справ­ ляться со своими социалистиче­ скими обязательствами. Работни­ кам отдела снабжения «Мурман- сельди» следует улучшить свою деятельность. В. ВИШНЕВСКИИ. Главный механик сель­ дяной экспедиции. РЫБНЫЙ МУРМАН 10 сентября 1957 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz