Рыбный Мурман. 1957 г. Октябрь.
Рыбаки Мурмана, изучайте теорию промыслового дела! О р а б о т е т р а л а в в о д е Напечатанная 31 газете «Рыбный августа в траловым углом). В результате Мурман» на отклонение ваеров от диа- Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан траулера «Украина». статья капитана В. Кузнецова метральной плоскости корабля «Работа трала в воде» затра- будет влиять сила сопротивле- гивает много интересных воп- ния трала, которая почти всег- росов. которые на первый да постоянная, и равнодейству- взгляд могут показаться мало- ющая силы ветра и течения. важными но фактически редко Если снос будет со стороны ной длины. Трал может илти в кто сможет на них ответить нерабочего борта то угол от- таком положении ^ J правильно и поэтому жела- клонения ваеров будет слагатъ- же как и кабеля бѵлет jkw - t телзно их разобрать получше ся из «тралового угла» и угла. кой конструкции' и подсобный на страницах нашей газеты. В производимого равнодействую- тпаѴлеп тпртьим этой статье я и хочу поделить- щей ветра и течения. Но одна- S S зГ к™ * . б у £ ? ся своим мнением. ко. если снос будет вг сторону сить нам тпяп п «Если посмотреть на ваера нерабочего борта, то эти углы ную стрелкой IV указан- сверху. — пишет автор, — то будут вычитаться и может быть 4 сразу бросается в глаза то, что. такое положение, когда курс действительно дрейф не когда ваера отходят от кормы, судна будет равеь его пути, влияет на перекос сетей трала, носовой ваер идет ниже, а ког- т. е., когда угол сноса будет то тРаУлеры бортового траления да ваера под кормой — ниже равен траловому углу. ПРИ Дрейфе судна оказываются кормовой ваер». Я наблюдал за В статье тов. Кузнецова го- 8 ЛУЧШИХ условиях по сравне- положением ваеров и пришел к ворится, что «можно сделать с траулерами кормового заключению, что. если путь суд- вывод о том. что. чем больше тРаления- У которых дрейф суд на ~и трала располагается по угол отклонения, тем меньше 113 влияет на перекос сетей. На диаметральной плоскости суд- полезное расстояние между до- РисУнке № 2 я представил на. то тов. Кузнецов прав, но сками; а при угле в 90 градусов тральщик. у которого ваера раз вели принимать во внимание, доски пойдут одна сзади другой несеяы на расстояние, равное что путь судна и трала распо- по прямой линии». Посмотрим расстоянию между досками, лагается по средней линии меж- рисунок '1. * — угол дрейфа (у трауле- ду ваерами или по оси симмет- Здесь точка А представляет ре кормового траления «трало- рии трала, то ваера идут ров- собою стопорблок, а радиусы вого угла» нет). Ваера и кабеля но. Тов. Кузнецов заметил, что окружности — ваера. Стрелка равны между собой. Из рисун- диаметральная плоскость судна 1 представляет собой силу, ко- ка видно, что в случае дрейфа не параллельна оси симметрии торая влияет на передвижение во избежание перекоса нужно трала. Это правильно. стопор-блока. Стрелкой II обо- потравить подветренного ваера Есть угол, который, видимо, эначена вторая сила, влияющая на отрезок АВ=ВС sin<x . Ес- до сих пор никто не учитывал, на передвижение стопор-блока, ли расстояние между точками Судоводители траулера «Украи- Обе эти силы могут изменяться крепления ваеров 40 метров, а на» измерили его и дали ему от нуля до единицы. Очевидно, угол дрейфа 20 градусов, то название «траловый угол» одна из этих сил будет ветер, а придется дстравливать 13.7 ( cmotdh рисунок X. где Т тра- вторая — судно. метра. На траулерах кормового ловый угол). Приблизительное значение его при работе 25-мет ровым тралом около 4 граду сов. а при работе 35-метровым тралом около 5.4 градуса. Мо гут быть небольшие отклоне ния. потому что замеры произ водились в море, где пшгсутст- вуют течение, зыбь и ветер. При прокладке курсов трало вый угол нужно учитывать по следующей алгебраической формуле: Путь= КК-ЬДК+Т <где Т — «траловый угол»). Если трал идет с правого бор та. то Т имеет знак плюс, а Рисунок 2. ловый ЛуголІ ' не д е К у е т ^ а Из стэтьи тов‘ Кузнецова траления, где расстояние меж- вытяжку ваеров и при том вы ^ креп^ и^ “ Ч** 4 тягивается больше при работе Рал»иая плоскость судна направ- при дрейфе 20 градусов нужно не носовой, а кормовой ваер. Л€яа параллельно силе 1. но си- дотравливать подветренного вае- По-моему это происходит из-за ла даиг,ателя по сравнению с pa 1 4 метра. Только тогда трал того, что при выборке ваеров ветром (силой П>около ^ я . то пойдет без перекоса. мало выбирают носовой ваер. а угол отклонения ваеров будет С разделением поворотов на кормовой ваер проходит через около 90 гРадус&в и ***«« пой' медленные и быстрые я согла- ваер нуяшо дотравливать), а из-за того, что судно при пово роте. допустим в сторону трала, как бы уходит от кормовой до ски и стремится приблизиться к носовой доске. В результате, еще пока трал движется за суд ном. кормовая доска проделы вает больший путь, чем носо вая. Кормовой ваер будет натя нут больше, чем носовой, кото рый провиснет, сначала вниз, а когда на повороте скорость суд на увеличится. то провиснет еще и взад. Поэтому выраже ние — «кормовой переходит через носовой» — неверное. Правильнее будет «носовой ос лаб». или «кормовой провис». Дотравливать кормовой ваер при медленном повороте следу ет. Это может предупреждать перекос трала на повороте; но рнт: «Соскочила носовая доска с гужика. Какой ваер пойдет на стопоре выше? Конечно, носо вой. Причем угол между ваера ми очень большой. Этот пример подтверждает то. что при пово роте. так как одна доска уда ляется от судна, ваер подни мается». Автор здесь опять до пускает ошибку. Дело в том. что если доска соскочила с гу жика. то ваер провисает, а не поднимается. Это происходит потому что при отрыве доски натяжение ваера уменьшается на силу сопротивления оторван ной доски. В то же время натя жение другого ваера увеличи вается за счет того, что часть сопротивления трала, которое приходилось на оторванную до ску, переходит на действующую доску. Это происходит за счет Рисунок 3. тогда нужно не жалеть ваера. которые при дотраівливанни н «вирке» будут портиться на стопор-блоке. В своей практике я часто пользуюсь быстрыми по воротами и скажу, что аварии трала вовсе не обязательны, как говорит тов. Кузнецов. Завер тев трала не наблюдал совсем, порывы сквера, правда, были, но не настолько часто, чтобы от казаться от крутых поворотов. До сих пор при ваерах 300 са жен я предпочитал делать по ворот за 10—15 минут. Азарин трала при быстрых поворотах в большой степени зависят от грунтовых условий. Далее тов. Кузнецов гово- прихода оторванной досия ж бывшей оси симметрии трала я тем самым как бы удалению ее от судна. Заверт на стопоре мы раскру чиваем без потравливаяия вае ров и изменения ходов. Выяс нив. в какую сторону нужно сделать поворот судна, чтобы развернуть заверт. кладем руль на борт и делаем полную цир куляцию. При обжатии ваеров после поворота ход можно .вре менно сбавить. Это не требует особых хлопот и практически надежно. Хочется, чтобы по всем выше затронутым вопросам промыс ловики высказали свое мнение. большее число роликов.^ дут одна сзади другой. Факти- сен и считаю, что нужно на это Далее автор пишет что «со- чест же путь стопор-блока и обратить серьезное ашша- четание дрейфа, рыскливости. ***** будет располагаться по ние. так как неправильная трак- отклонения от натяжения тра- направлению ваеров за стрел- товка слое «медленный и быст- ла. а также то. что трал на грунте 'есть не что иное, как рый поворот» приводит иногда кой III и перекоса не будет. Или можно понять, что трал к авариям трала, ползущий якорь, приводит к будет располагаться так. как на Но не согласен я с тем, что тому что угол между централь- Р^УИ1^ трал № 2. но здесь не поворот с тралом на 225 граду- ной линией ваеров и диамет- выдержано условие равенства сов с обратным возвращением ральной плоскостью гораздо ваеров. на 180 градусов лучше, чем по больше. чем угол дрейфа трау- В газете «Рыбный Мурман» ворот просто на 180 градусов, лера. Практически можно счи- от 30 июля высказал свои мне- Дело в том. что после быстрого тать что угол отклонения вае- ния относительно дрейфа тов. поворота на 120—140 градусов, ров от диаметральной плоско- Едемский. Я, прочитав его. когда трал ложится на грунт, сти в полтора раза больше угла статью, сделал чертеж и поме- чем круче мы повернем, тем дрейфа траулера», стал в нем трал № 3. Капитан больше возможности сделать Я с этим тоже не согласен, тов. Едемский согласен с тем, аварию. Может даже быть слу- Дело в том, что дрейф и рыс- что ваера при дрейфе будут чай, когда судно пройдет кливость — величины друг одинаковой длины, а путь трала через свой трал (случай 2 друга компенсирующие, (откло будет равен пути судна. Он го- рис. 3). Э . очень опасно. По- нение судна от натяжения тра- ворит также, что курс трала бу- этому поворот больше 180 гра- ла и трал на грунте, как пол- дет равен курсу судна. Чтобы дусов по-моеміу, делать не сле- зѵщий якорь. представляют выполнить это требование, мне дует. собой одно и то же и выразятся пришлось рисовать кабеля раз- На рисунке 3 диаметр цир куляции 300 метров, длина вае ров 450 метров, движение тра ла при циркуляции судна не по казано. Случай I — поворот на 180 градусов, случай 2 — по ворот на 225 градусов, случай 3 — поворот на 270 градусов и случай 4 — поворот на 225 гра дусов с возвращением на 180 градусов. Поворот, сделанный на 270 градусов или 360 градусов, ве дет к заверту на стопоре, но с тралом в момент поворота ни чего не случится. По рисунку ясно видно, что угол х , составленный курсом трала в момент его остановки на грун те. с обжимающимся на обрат ном курсе судна ваером, значи тельно острее, чем угол р А чем острее этот угол, тем больше возможности сделать аварию трала. При поворотах в сторону трала кормовой ваер переходит через носовой не по тому, что мы не дотравливаем ваера (кстати, в своей статье тов. Кузнецов не сказал, какой После испытаний—на промысел Экипаж рефрижераторного шим механиком тов. Харчтго- траулера «Жигулевск» провел вым. Что касается палубной успешное испытание сельдяно- команды то она на всем прогя- го трала, новых траловых до- жении промысла не допускала сок и силовой установки. Работа задержек из-за неисправностей сельдяным тралом по новой схе- орудий лова. Особенно отличив- ме дает экономию времени при шиеся на промысле матросы спуске и подъеме трала. тт. Климец и Болотников зане- Несмотря на большой объем сены на судовую Доску почета. экспериментальных работ. Сейчас корабль отправился команда судна с честью выпол- в рейс для лова сельди. Опыт нила взятое перед отходом в работы с тралом уже приобре- море социалистическое обяза- тен> успеха в этом деле можно тельство по вылову окуня. В добиться. трюмы было уложено не 680 в ЛАНГУРТ. тонн как намечалось ранее, а Механик наладчик поел- 726 тонн готовой продукции. механик наладчик, пред Услеху ^пмобствовала ела- седатель судового ком-. женная работа машинной коман- тета рефрижераторного ? іГ с у д н аГ возглавляемой стар- траулера «Жигулевск». По следам неопубликованных писем Рисунок 1. В редакцию поступило письмо первого помощника капитана іра- улера «Засолыщяс» тов. Прост- нева, в которой автор ставил воп рос об упорядочения радиовеща ния на судах тралового флота. В письме, в частности, говорится, что радист траулера кЗасоіыпип» тов. Зяѵзян уже в течение івух месяцев ве может налалить трансляцию центрального радио вещания. Начальник связи тра.юного флота тов. Тестов по этому пись му сообщил, чго для замены уста ревших радиоприемников на ряде траулеров получены новые. ;*го значительно улучшит радиотранс ляцию на судах, Тов. Зямглгиу оказана техническая помощь ■ дана консультация по использо ванию трансляционного узла. РЫБНЫЙ МУРМАН 15 октября 1057 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz