Рыбный Мурман. 1957 г. Октябрь.
хозяин ПАЛУБЫ ИЗ ИСТОРИИ ТРАЛОВОГО ФЛОТА 1. Как было покончено с сезонностью промысла g|iw;f«;H!S!!!! 31 S!!!Sa ! a ! ! a g ! ! ! !H!!g!!!n 8 !!!IS!SS!!gl!gS g Т р уж ени ки З а п о л я р ь я ! П о- I см отри те , к а к и зм енился з а r o ll ды Советской власти наш край ! Е Б ы вш а я д и к а я о к р аи н а ц арской г России с т а л а к р аем вы сокор азви той промыш ленности , у го л ком Бурное Баренцево море осо- В том же году флот пооол- I наш ей В еликой Р одины , год о т году у м н ож а я успехи комм уни - бенно неприветливо в поляр- нился четырьмя более мощны- - стического с трои тел ьств а ную ночь. С декабря до март ми и оснащенными радиостэя- Е с гоплостып говопят’советские люни о «ѵмпг постижения* самое тяжелое время для циями траулерами, которые _ с гордостью говорят советские люди о своих достижениях, промысла. осенью вышли для зимнего = которы х д оби ли сь они под руковод ством К омм унистической В дореволюционные годы в промысла на Мурмаие. Времен- = п артии . С ейчас , н ак ан ун е 40-й годовщ ины В еликой О к т я б р ь - это* период жизнь в прибреж- ной базой был избран Алек- = ской социалистической революции, мы мысленно оглядываемся ных районах Баренцева моря сандроэск (ныне Полярное) в = иячял ня пѵть ппойленный гтпанпй __ пѵть грппииргкот тпѵ- совершенно замирала. Лов ры- Мурманск, где разгрузка рыбы п а зад , н а путь , пройденный стр аной , п у ть героическо го т р у $ы прекращался. В промысло- производилась у причалов ста- s Ха, побед в мирном строи тельстве и н а пол ях битв , в которы х вых районах не встречалось ни рой «каботажки». Тогда же ва- І советский н ар о д о тстоял за в о е в ан и я В елико го О ктября» одного суденышка. Лишь один чалвсь проектные и подготоая- С егодн я мы н ачин аем п у б ли к о в а ть во спом ин ани я одного и з Р33,, в месят* проходил неболь- тельные работы по строитель- I стар ейш и х промы словиков ры бно го М у рм ан а - к ап и т а н а “ c e S S S k s С . К опы това . М олоды е м оряки у зн аю т и з е го р а с с к а з а о том , нне Мурмана. или появлялся морской рыбный порт. = к а к рос и р а зви в ал с я крупнейший в стран е ры бодобы вающ ий административный (полнцей- = ф лот , м уж ал и в борьбе с трудностям и советские лю ди . Т лш ш ш ш ш тш тп п н иш н н п н н тн н и нш ш ш ш ш ш ш ш ш ш и иш иш ш н н Почетен, яо н нелегок труд боцмана на рыболовном кораб ле. Казалось бы. здесь главное внимание обращается на добычу рыбы и эксплуатацию механизмов. А у боцмана тоже большой и ответственный участок работы. Хорошо справляется с этим де лом на траулере «Некрасов» Владимир Алексеевич Данилов. На судах от работает пять лет, но порядок морской знает креп ко. Пригодилась хорошая школа труда, какую он прошел, буду чи матросом траулеров «Днепр» и «Узбекистан». Боцман Владимир Алексеевич трудятся два года и так. как подобает члену партии, которая 40 лет тому назад подняла тру довой народ на борьбу с самодержавием. Моряк-комкуняст вместе с экипажем готовит трудовой подарок к великому празд нику. На снимке: боцман траулера «Некрасов» В. А. Данилов за осмотром якорной цепи. Б. ПАВЛОВ. Фото Е. Гавршгава. Они умеют ценитЬ время Экипаж траулера «Ашхабад» смысле слова, дезориентирует вместимости трюмов. Если в — один из тех, кто первым в*лю- судовсдаггелей. Судоводители тра- прошлом рейсе в трюмы вошло чился в социалистическое сорев- улера «Ашхабад» стали онреде- 690 тони продукции, то сейчас нование за высокие уловы, за лять местонахождение буя с по- — 718. Секрета тут никакого достойную встречу 40-й годов- мощью обсервации. нет. Просто моряки стали герьез- Щины Великого Октября. Несколь- Почти в течение всего оеиса нее относиться к укладче ящиков ко месяцев назад коллектив суд- моряки рефрижераторного трауле- с рыбой, старались использовать на твердо решил: ив каждого рей- ра «Ашхабад* имели зен.тохие каждый сантиметр площади ?ри>- са возвращаться только « вы- уловы. Иной раз за сутки из мо- ма. Они постоянно ломняля о полненным заданием. ^ розильньіх камер выходячо до своем предоктябрьском обяза- Недавно закончился очередной тридцати е лиштш тоая готовой теяьстве: из каждого рейса прн- рейс рефрижераторного траулера, рыбопродукции. $гн цифра гово- возить полный вруз. Это плавание — очередная тру-рит о слаженном, напряженном Так и получалось ра деле, довая победа. В объемистых трю- труде палубной команды, научив- Сейчас команда корабля намере- мах корабля уложено 750 тонн шейся ценить минуты при спуске ваегся в ноябре выполнить годо готовой рыбопродукции. Рейсовое и подъеме трала, о кровэтливом вой план, задание снова перевыполнено. труде рыбообработчиков, быстро и Моряки траулера «Ашхабад» — Это было не первое плава- без лишней суеты разделыва- могли бы сделать и раньше, ес- гоіе к берегам Канады, — раоска- щих многотонные уловы. ли бы в порту было лучше орга- зывает старший помощник тали- Что такое 30 тонн готовой про- ниэовано снабжение всем зеоб- таиа тов. Ангина, — но вместе е дукщги? Это значит, что коман- ходимым, а работники завода тем это был один из трудных да выловила по меньшей меро 50 междурейсового ремонта более рейсов. Трудности заключались, тони морского окуня. Обработать добросовестно вьшолаяли заказы главным образом, в неустойчивом такое количество рыбы яоит не- экипажа. сырьевой базе. малого труда. 8, чего греча таить. Вопрос с рукавицами до сих Подчас рыба держалась узкими многие экипажи не справляются с пор не решен. Рукавиц не хва- полосамн. Это усложняется еще такой нагрузкой. тает, а это в значительной мере тем, что на банке Флемгш-Кап А на «Ашхабаде» справляются, сдерживает работу лалубной сильные морские течения. Но, Здесь при хорошей погоде йэль- команды. оказывается, и тут есть выход., шую часть окуня раздедызшт ва В прошлую стоянку рабочие за- Скорость течения и сила ветра палубе. Почему? Да потому, что вода заливали петадм пазы в моряками этого судна, как врави- окунь плохо проходит через &ун- шлюпочной палубе. Работа была ло, определяются несколько раз в кера. Кроме того, приходится сделана настолько недоброговест- еутки. Пока поднимают трал, ко- затрачивать много груда на то, но, что уже сейчас надо ззе за- рабль, естественно, относит в чтобы убрать с рыбофабраки оку- ново переделывать. Пора с эти- сторону — влияют и течения и невые головы. Это отрыиет лю- ми недостатками покончить. На большая парусность рефряжера- лей от основного заняли . Раздел- до создать морякам все условия торного траулера. Если начинать ка же окуня на палубе значм- для выполнения обязательств, выбрасывалась в отходы, а те- ционализатора-ирессовщика, пред- новое траление в этом же месте, тельно ускоряет работы. принятых в честь 40-летня Вели- перь из этого куска металла из- ложеяные им и внедренные в я bi- Ha траулере «ІЦува». ве ский) пароход «Мурман». везу- шедшем из Архангельска в коя- щий жандармов или пристава це ноября, для промысла зимой с неяравняком для расследо- был назначен опытный нави вания очередного престувле- танчгомор Яков Алексеевич ния. Богданов. Ему поручили прове- Промьюел на Мурмаие озки- рить наличие рыбы н условия вал с половины марта. Прекращение зимний период как промысла в зимний период на лсла в Канино-Колгуевском мелко- траднция водье и севернее его. Этот тра- сохранялось и в те времена, улер прошел с тралом от Кани- когда частные русские предпрн- но-Колгуевского мелководія. няматели начали траловый лов ио всему жёлобу между южным рыбы на севере. Из-за недо- склоном Гусиной банки н се- статка топлива я пригодных верным склоном Централью* баз для флота на Мурмане не го района и на всем своем пу- работал в зимнее время и со- ти имел уловы рыбы промысло- ветский траловый флот. Нече восо значения. Рейс «Щуки» го греха таить, существовала в подтвердил возможность зимвг- то время так называемая штор- го тралового промысла в ук*- моболезль. занных районах. Так было по- С расширением районов тра- ложено начало тралового нро- лоного промысла и увелнче- мысла в Баренцевом море в нием добычи рыбы стало оче- зимнее врезш года. видным для всех, что колнче- Хочется рассказать еще об ство и мощность флота для бо- одном небольшом, но важнощ лее полноценного нспользова- деле в развитии тралового аро ния рыбных богатств Баренце- мысла — об освоении в те го- ва моря были крайне недоста- ды вязки траловых сетей. За точными. Ненормальным было пасы импортных материалов и то. что наш промысловый для их изготовления подходили флот ежегодно на пять месяцев к концу. Советское правитеяь- был закрыт в замерзающем ство вредложяло добытчикам Архангельском порту. переходить на изготовление Вспоминается одно собрание, траловых сетей из отечествем- происходившее в марте 1924 ного сырья. Выбор пал на года, на котором слушали от- пеньку. Тут же в Архангельске, чет о работе флота за 1923 год. Керостровская артель куста* Это было одно из бурных собра- рей-канатчиков начала изго няй. Мы, капитаны, категори- товлягь траловое прядено из чески настаивали на необходи- пеныш. Из него н начали вя- мости срочного пополнения зать траловые сети, флота более мощными судами. Нечего греха таить, против не уступающими в работе ино- пенькааого прядена возражал* странным траулерам. Говорили и мы> капитаны. Много было и о необходимости продления ^ддров и разговоров на эту те- сроков промысла. Му_ Сомневались: будет ли оно Более дальновидные я опыт- пригодным для нашего дела? ные в коммерческих делах и говорили и 0 том что тралы эксплуатации флота товарищи будут тяжелыми, недостаточно из «Облгосрыборома» сказали ПроЧНЬПИИ и так далее. Но все нам тогда: _____________ наши страхи оказались напрас- Ваши претензии еяравед- ными Матни. изготовленные из ливы. Но более важно срочно пенькоВого прядена, оказались решить вопрос о выводе флота н два прочнее манильских, из Архангельска. Тогда вы смо- хорошими в работе оказались жете ловить рыбу круглый год. и дру^е части тралов. Так яо- А для этого необходимо иметь ЛОнсительно был разрешен я оазу в незамерзающих портах Г!тпт волновавший всех вопрос. Мурмана. Эти два важнейших вопроса мы и поставили перед партией и правительством. С. КОПЫТОВ. Капитан тралового флота. улова не будет: косяк слишком На корабле большое ввимание кого Октября, узок. Поэтому судоводители стали уделять увеличению грузо- «Ашхабада», зная скорость тече ния, ветра, а, следовательно и дрейфа, заходили на ветер. Уловы и на этих узких кося- А. ОЛЕНИН. готовляетея новая гайка меньших нешнем году, дали большой ^кояо- размеров. мический эффект. Готовя достой- Коллектив кузнечного цеха из ный подарок годовщине Октября, года в год, из месяца в мзсяц зее Миханл Сергеевич работает сея- болыпе изготовляет необхотямых час над рядом новых усозермея- ................. ......... ^ w—w. w для судоремонта деталей. Пэонз- ствований в штамповке деаалей, а ках доходили до 8 тонн. Экипажи г ................. ■— w водительность труда растет здесь свое месячное задание вот ѵже других кораблей, промышлявшие Внимание каждого проходящего жесткий, но начальник цеха тов. не за счет увеличения количества несколько месяцев перевыполняет Пэборникн нового, передового а . ил ьи н . Кузнечный цех судовер фи. _______О О -------------- По следам наших выступлений «КАК «РЕМОНТИРОВАЛИ» ТРАУЛЕР «ЗАСОЛЬЩИК» Главный инженер отдела флота в этих же районах, таких уловов по цеху привлекает искусная ра- Богачев знал, кому он поручает рабочих, а благодаря пытливой вдвое, за траление не имели. бота молодого кузиеца. Небольшо- срочный заказ. И Леонид ве под- рационализаторской мысли кузне- Болыпую помощь в достижении го роста, худощавый, но муску- вел: задание было выполнено до- цов, технологов, нресс оцгеов. полноценных подъемов оказало лиетый, сильный, он ловко пере- срочно! Раньше головки штыря якор- хорошее знание судоводителямиворачнвает поковту я изумитель- Хорошо освоив свое любимое ных цепей и головки болтов для глубин этого дальнего райиа. но быстро квадратный кусок ме- дело, тов. Флягин много раздумы- чекелей № 4 изготовлялись зруч- Дело в том, что на имеющихся талла превращается в готовую де- вает над тем. как облегчить труд ную кузнецом и молотобойцем. В пока промысловых картах глуби- таль, и вот она, еще не утратив кузнеца, усовершенствовать прэ- этом году прессовщик Михаил ны обозначены не совсем точно, ярко-огненной окраски, уже ле- цесс ковки. Уже в этом году Сергеевич Морозов аредложил Более того, есть места где глуби- жнт на полу в ряду с десятками внедрен ряд его рационализатор- штамповать эти детали за прессе ны вообще неизвестны. других. Поражает четкость и бы- еких предложений, свидетель- и разработал для этого оригиизль- Судоводители траулера «Ашха- строга движений молодого рабо- етвующих о незаурядной рабочей ные приспособления. Теперь един бад» терпеливо, изо дня в день чего. Ни одного лишнего или не- смекалке молодого производствен- прессовщик за рабочий час изго- и судоремонта управления рыбной измеряли глубины, делали обсер- верного! ника. Он автор внедренного в це- товляет этих деталей много боль- промышленности тов. Каришне* вацию и полученные данные на- Это работает воспитанник ре- хе нового способа раскатки вту- ше, чем раньше двое за целый сообщил, что факты, указанные носили на карты. Таким образом, месленного училища Леонид Фля- ло*.. При помощи изобретенных им день. в заметке под таким заголовком вахтенный помощник каштана гин. Всего четвертый год ов в простых на вид и удобных в ра- Остроумно задуманные нозато- («Рыбный Мурман» от 20 авгу- имел возможность веста траление цехе, но своей специальностью боте обжимок втулки обкаты- ром Михаилом Морозовым и са- ста), подтвердились. В в наиболее выгодных местах. овладел в совершенстве. Месяч- ваются до точно заданного раз- мим им изготовленные зажимные настоящее время повышается от- Известно, что буй является хо- ные задания им выполняются на мера. тиски под фракционный пресс ветственность судоверфи я суде- рошим промысловым ориентиром.190— 200 процентов. И именно Тонны металла сэкономлены в дали возможность быстро и вы- вых команд за качество ремонт- Но на бан^е Флемяш-Кап с ее ему в конце сентября поручили цехе благодаря введению нового сококачественно штамповать го- ных работ. — своеобразными грунтами я енль- выполнение срочного заказа тра- способа оттовкн гаек, предложен- ловки болтов самых разных раз- ными течениями буй постоянно лового флота — изготовить две- ного тов. Флягияым. Раньше при меров, длиною до 500 милличет- РЫБНЫЙ МУРМАН зноеит с места. Это, в полном сти канифасблоков* Срок был прошивке гайки ее сердцевина ров. Только три предложения ра- 12 октября 1957 г. 3 сір»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz