Рыбный Мурман. 1957 г. Октябрь.
На д ао с * Б а ренцевом норе состоялось приведенное по ра дио очередное за нятие школы пе редового опыта. Оно было орга низовано редакцией газеты «Рыбный Мурман» ■ руко водством тралового флота на промысле. Собравшиеся в радиоруб ках своих кораблей капита ны, мастера по добыче н дру гие промысловики с боль шим интересом прослушали доклад старшего мастера по добыче траулера «Северо морск» тов. Петрова «Как бороться за повышение уло- внстостн тралов»_ЛІосле до клада развернулось ожив ленное обсуждение его. Вы ступавшие перед микрофо нами моряки поделились опытом работы, рассказали, как они вооружают в исполь зуют орудия лова. Ниже мы публикуем мате риалы занятия. ЗАНЯТИЕ ШКОЛЫ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ☆ * * Лучше использовать орудия лова Как бороться за повышенно уловистости тралов Вместе совсей страной моряки тралового флота соревнуются за достойную встречу 40-ле- тня Великого Октября. Дать Родине ко всенародному празднику как можно больше рыбной продукции — такую задачу поставил* мы перед собой. Решить ее монеао только полно- ИЗ ДОКЛАДА СТАРШЕГО МАСТЕРА ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ ТРАУЛЕРА «СЕВЕРОМОРСК» ТОВ. ПЕТРОВА ♦ стью использовав внутренние количество рыбы. В чем ж е прирезервы промысла н в первую чина? Новые деревянные и ком стера по добыче перед началом промысла трал одного борта ос нащают по одной схеме, а трал вто рого борта — по другой. Придя на промысел, наблюдают, какой из тралоа лучше ло- очередь умело применяя ору- бинированные бобинцы делают- 0111 РыбУ-и в со- дия лова. При существующей ся из сухого материала Они отаетствнн с на- промысловой обстановкеособен- имеют большую плавучесть я блюдеииямн нервно важно правильно вооружать приподнимают нижнюю подбору вооружают один тралы, не допускать снижения над грунтом. При этом нижняя 03 тралоа. Мне Быть рачительными хозяевами ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ МАСТЕРА - НАСТАВНИКА ПО ДОБЫЧЯ ТОВ. КОРОВИНСКОГО „ _________ ______ каясется, что их уловистости. Нередко можно подбора, поднимаясь вверх за- такой метод работы ведет толь- наблюдать два траулера, рабо- крьгвает зев трала и рыба в пе- т к излишним потерям време- тающих водинаковых условиях, го или совсем не попадает или Сейчас в траловом флоте имеющих неплохой режим тра- ее попадает очень мало. накоплен достаточный опыт и ления и все-таки разные уловы. Чтобы избежатьэтого,ваниж- разработаны схемы вооружения Объяснить это можно только нюю подбору, вооруженную де- тралоа для всехизвестных рай- тем. что на одном из кораблей ревяннымн бобинцами. мы ста- промысла. Идя в какой-ли- тралы неисправны. В своем до- Вим дополнительный груз. На 60 Район моря, мы заранее во- кладе я и хочу остановиться на центральный грунтроп ставим оружаем нижние подборы тра- вопросах о том, как нужно бо- примерно 60 килограммов гру- ло® 110 наиболее подходящей роться за повышение уловисто- за. а по крыльям 30— 40 кило- схеме. Приведу две хорошо аа- стн тралов, как устранятьихне- граммов. * рекомендовавших себя схемы. 1433‘Петров исправности. Если новыми деревянными По первойсхеме на централь- соэгршенно правильно осветил Одной из причин, снижающих бобинцами набивается не вся ный грунтроп ва равных рас- вопросы повышения уловисто- уловистость тралов, является нижняя подбора, а только один стояниях набивается 5— 6 мести тралов. На тех кооаблях. перекос сетей. Как правило, пе- или два грунтропа. то до намо- таллнческих 400-миллнметро- например, на «Сезеромор- рекосы чаще бывают у новых Кания бобинцев их также нужно вых бобинцев. Между ними ста- ске». где не только мастера по тралов. Почему же они происхо- утяжелить. Крепить временный вят мелкие деревянные (бере- дооыче. но и матросы и все мо- дят? дополнительный груз следует зовые) и резиновые. Крыловые ряки являются рачительными Перекос может произойти при плотно к грунтропу. грунтропы вооружают тал же. хозяевами, бережно относятся к спуске нового трала, когда трав- После трех-четырехтралений, как и центральный. Такая под- орудиям лова и другому про- ление обоих кабелей произво- £оГда бобинцы достаточно па- бора имеет небольшой вес лег- мысловому снаряжению уло- дится ходом. Новый трал при мокнут, мы снимаем дополни- ка в работе, трал хорошо буквы выше, чем на других судах, этом, как правило, тянется на тельный груз. суется. Так как пэдбора хоро- Очеяъ много времени теряет- одном носавом кРыле’ 07 чеі'° В большинстве случаев ниж- шо прижимается ко дну моря, ся у нас в море из-за починки узлы сетвэого ние подборы вооружаются ме- Рьіба не может уйти под низ сетей. Всегда ли тралы овѵтся зают и затягиваются, при подъ- таллическимн бобинцами. кото- трала и вся попадает в сети. еме трала во время циркуляции р у толькопоне зависящим от моряков причинам? Практика показывает. что там. где мастера по добыче заботливо ухаживают за орудиями лова, бережно хранят промысловое снаряжение, там даж* пои работе на тяжелых (задевистых) он также тянется на одном крыле.На ряде судов квартропы не всегда равномерно выбираются на лебедку. Это также ведет к перекосу сетей. бобинцами, которые с каждым годом находят у Вооруженной по такой же нас все большее применение, схеме подборой можно рабо- Сейчас на траулерах применя- тать только на ровных чистых ютея 400-500- и 600-миллимет- грунтах. ровые металлические бобинцы. Наиболее практичной я счя- 400-миллиметровые бобинцы не таю вторую схему. Согласно ей Этот лесЬ кт может возник- плавучести, все же ос- на трех грунт рояак ставятся 15 СГРОТ дефект мотет витоиыі тальиые ее ИМеЮТ. fiftO-Muпли- е л п Г__ . . . _ _Г __ ______ •11ЛЛ а / ГруНТаХ З'ВЗ- ■____ и*» Івмш п а ге с с n n ^ i u i . w v -дплѵш * РИИ тралов не очень часты. Об ^ м і м і ^ л и и м Хл^Годин метРовые бобинцы обычно ста- скил uuul этом нужно помнить всем про- „J v , ™ ™ или вятся только на клячевки. ниж- биваются по две 15-кнлограм- 600-милли- 500-миллиметровых металличех бобинцев. Между ними га- мысловнкам. Мне приходится сетистн снижается. В море промыс ловикам приходится расплачн ваться за свою нерадивость Сетное полотно легко рвется задевая даже за незначитель аые неровности дна. В своем докладе тов. Петров ваер будет короче ^Руг°г°і. няя подбора в основном во ору- мовых чѵгѵнных чѵшки и ю че- * если при подъеме грала мы не тярггя Япп « *мчтымрттѵт.яі ,і»ги мовых чугунных чушки и гоче- яі бывать на лѵ,~,м пгѵібипать ножовой ва*?р „ ^ ^^-ми ллиметровы ми. тьгремалых резиновых бобинца. промысловых кораблях, как в fivn(V« тулбиоагь его очень ы вооруженная ими подбо- Вооруженной таким образом порту, так и в море. Как праяи- подплывала, ееобяэатель- подборой можно работать на ло на отстающих судах орудия КПКІЛЛ тыча бѵпет идти впепеди 110 следует МГРУЖЭТЬ чугутп*- различных грунтах. Особенно лова находятся вплохом состоя- ^Еѵрлг^^пытывать большѵю 8151’У™1*1*01- На каждый боби- cegH зарекомендозача она при нии. В порту на них тралы ва- ’ н пеоекос неизбежен 1464 мы ставим по две таких ведеяШ|промысла в районе мо- ляются в беспорядке на палубе. пг^^ь чтГпетето- чушки весо* 15 килограммов оя с каменистым, задевисгым они покрываются углем, по ним “ Ько™ го ѵэлы «аждая. дном. Благодаря большим бо- ходят и т. д. Нет нужды гово- коепко затянулись очень Следует заметить, что на бинцам подбора легко аегрека- рить. что при таком обращении испт>авитЬ Обычно при- траулеры не всегда поступают тывается через камни « другие гниют, процент их годно- ВЫрезатъперекошенные стандартные 500-миллиметро- препятствия, ірал имеет ная- части и заменять их новыми вые бобинцы. Нередко они изго- меньшую аварийность. Эта под- ЧтгѵЛиі nfbDeuocoe товляются не из 10-миолиметро- бора долговечна, она может трал»u S » во* стали, а из 8-мнллиметро- стоять несколько рейсов. Един- их причины. Регулярно проме- вой. В такихслучаяхнужно уве- ственный ее недостаток - ряем всечастиорудий ловаГвае- личить дополнительный груз. большой вес на воздухе, ра. кабеля и т.д. Как же узнать, подплывает Возможно некоторым моря- Бывает и так. что перекосов нижняя подбора или нет? Нор- кам покажется, что все.о чем я подробно остановился на причи- нет. трал вроде бы и исправен, мальные бобинцы на правильно говорил, не так уж важно и нах перекосов сетей. Надо ска- ваера и кабеля промерены, а вооруженной нижней подборе всем известно. Это не так. В зать. из-заэтого зла мы иедода- уловы все же низкие. В таких после первого траления начина- траловом флоте, к соясаленлю. ем государству большое колнче- случаях нужно прежде всего ют блестеть по всейокружности еще недостаточно уделяют вни- стао рыбы. обратить внимание на нижнюю в центральной части. Это вер- мания распространению на все Чтобы избежать перекосов, подбору. От того как она во- ный признак того, что подбора корабли опыта, накопленного нужно прежде всего системати- о р у жена, во многом зависит идет по грунту нормально. За нашими промысловиками. Осо- чески и тщательно промеолть уЛовистость трала. На этом воп- этим нужно следить очень вни- б е ш г о мало внимания уделяется не только сети, но и квартропы, росе я остановлюсь подробнее, мательно. так как даже на под- у нас повышению уловистости ваера. В настоящее время, особенно плывающей подборе после не- тралоа. Именно поэтому целый Уловнстость тралов снижает- при работе у берегов,всилу ря- скольких тралений бобинцы на- рЯД кораблей не выполняет рей- ся и йотому. что некоторые ма- да причин многим мастерам по чинают блестеть нормально. совых заданий. Необходимо как стера по добыче не обращают добыче приходикя вооружать Уловистость трала во многом можно лучше ухаживать заору- внимания на длину квартропов. всю нижнюю подбору или от- зависит также и от того, как днями лова. Только хозяйское. Если они слишком длинные, то дельные ее грунтропы деревян- размещены бобинцы на нижней бережное и творческое отноше- трал подтирается н рвется, если ными бобинцами. При этом в подборе. До настоящего ареме- ние к делу даст нам возмож- короткие, то трал сжимается и течение первых тралений ючти ни у нас нижняя подбора ность успешно справиться со в него рыба не попадает. совсем не бывает уловов или же на различных траулерах воору- своими предоктябрьскими обя- Сейчас серьезное внимание в трал попадает незначительное жается по разному. Многие ма- зательствами. нужно также обращать на длину грунтропов. Если хоть один из них будет чрезмерно удлинен. то улова не будет, а нижняя пласть трала порвется. Столь же серьезное внимание следует уделять исправному состоянию траловых досок и особенно ваерам. Нередко, пересаживаясь в море на отстающий корабль, сталкиваешься с таким фактом, когда марки на ваерах пробиты неправильно. В результате, одни ваер оказывается короче другого. Это ведет к перекосам сетей, а подчас и к более крупным неприятностям. На занятии шкоды передового опыта вы е іуш ип также старший мастер шо добыче рыбы траулера «Якутск» тов. Кваяэра, старший мастер по добыче тра улера «Саратов» тов. Безбородов, руководитель промысла в прибрежных рай онах тов. Форсщук и другие. Все они высоко оценили доклад тов. Петрова ■ осо бо отметили, что при существующей промысловой обстановке в море главная за дача моряков — изыскивать внутренние резервы , бороться за лучшее, наиболее эффективное использование орудий лова . Выступавшие также говорили о том, что в траловом флоте еще очень мало внимания уделяется обобщению я распространению опыта передовиков социалистического соревнования. В частности, занятия школы передового опы та проводятся нерегулярно, от случая к случаю, с большими перерывами. На повышенных скоростях ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАПИТАНА ТРАУЛЕРА «ШЕКСНА» ТОВ. ШАЙТАНОВА В тралссюм флоте существует немало теорий относительно того, на каких скоростях лучше всего тралировать. По-моему, решение этого вопроса полностью зависит от особенностей каждого корабля в отдельности, от того, канчм тралом ведется промысел. Вкратце расскажу, как работаем мы. Экипаж траулера «Шексяа» ведет промысел 25-метровым тралом. Орудие лоза этойсистемы легко и удобно, в работе обладает хорошей улозасгостью. Чтобы облавливать возможно большую площадь моря, что особенно важно сейчас, так как густых косяков нет и рыба держится в разреженном состоянии на большом пространстве, мы тралируем на повышенных скоростях. Ход судна с тралом достигает 3.5 —4 мили в час. Такой метод роботы вполне себя оправдывает. При этом мы больше травим ваеров и сильнее загружаем нижнюю подбору. Чтобы еще больше повысить уловнстость тралов, наши мастера по добыче на больших глубинах пользуются удлиненными кабелями. Длина кабелей равна 55— 80 метрам. На малых глубинах применяем обыкновенные кабеля. Практика показывает, что та кой метод работы вполне себя оправдывает. Задания выполняем и сети экономим ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРШЕГО МАСТЕРА ПО ДОБЫЧЕ ТРАУЛЕРА «МИШУКОВ» ТОВ. СЕРОНОСОВА Экипаж траулера «Мишуков», как и все моряки нашего флота, стремится подготовить достойный трудовой подарок 40-летию Великого Октября, дать Родине как можно больше рыб ной продукции. Слово моряков не расходится с делом. Рейсовые задания перевыполняются. Этот факт свидетельствует о том. что при существующей промысловой обстановка можно ловить рыбу. Мастера по добыче нашего корабля за два последних рейса израсходовали промвооруже- ния наполовину меньше, чем предусмотрено нормами. Экономия орудий лова и повышение их уловистости достигаются за счеттщательного ухода заними. Работаем мы 35-метровым тралом. Раньше у нас были 25- метровые квартропы. Они нередко заходили за бобинцьс хатлайны рвались. Все это снижало уловистость трала. Чтобы положить этому конец, мы укоротили квартропы стали пользоваться 24-метровымн. Это дало положительные результаты. Повреждения тралов прекратились,уловистость их возросла. РЫ БНЫЙ МУРМАН. 3 стр. 10 октября 1957 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz